Принципы осуществления контроля в обучении — справочник студента

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования.

Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

С кибернетический позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика).

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения.

Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонетом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют больший объем в современной педагогике.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

В отечественной педагогике контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции - справочник студента

Оценим за полчаса!

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Функции контроля.

  • Социальная — проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки учащегося. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю.
  • Образовательная — определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатция качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций; появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
  • Воспитательная — выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
  • Эмоциональная — проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.
  • Информационная — является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность — возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
  • Функция управления — очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю данная функция помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • определение готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;
  • выяснение причин их затруднений и ошибок;
  • определение эффективности организации, методов и средств обучения;
  • получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения;
  • выявление степении правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков;
  • определение уровня развития психических новообразований.

Источник: https://www.sites.google.com/site/pedagogikahome/home/tema-7-1-ponatie-kontrola-v-obucenii-zadaci-i-funkcii-kontrola

Особенности методики, организации и проведения контроля знаний студентов заочной формы обучения

Сегодня перед
всеми участниками образовательного процесса стоят проблемы его адаптации к новым
стандартам и повышения качества образования. В связи с этим педагогический
контроль приобретает особое значение. Педагогический
контроль является цельной дидактической и методической системой проверочной
деятельности.

Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателя и
студентов, при руководящей и организующей роли педагога, она направлена на
выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. Иногда
понятие контроля учебы студентов полностью отождествляется с учетом их
успеваемости. Это не совсем правильно.

Конечно, учет успеваемости является
необходимой составной частью контроля. Однако контроль в целом по своим
задачам, формам осуществления и диапазону действия шире, чем только учет и
оценка знаний, умений и опыта студентов.

Проблема
контроля имеет методические, организационные, психологические аспекты, что
особенно проявляется в работе со студентами заочной формы обучения. На этих
аспектах и остановимся подробнее.

Большинство форм
и методов контроля, используемых для контроля знаний студентов очной формы
обучения, применяется также и в отношении студентов-заочников.

Однако специфика учебы заочников: совмещение
работы с учебой, аудиторные занятия, которые проходят только в период сессии, отсутствие
постоянных, непосредственных контактов с преподавателями в межсессионные
периоды и многое другое; влечет за собой и некоторые особенности в
осуществлении контроля.

Контроль знаний заочников
осуществляется преимущественно во время учебно-экзаменационной сессии,
которая делится на два семестра.
Такая организация учебного процесса в нашем колледже позволяет более активно
использовать межсессионный период в том числе и для контроля за учебной
деятельностью.

Именно во время сессии применяются различные формы текущего контроля – оцениваются
практические работы, семинарские занятия, проходят индивидуальные беседы со
студентами, выборочная проверка конспектов, контрольные письменные работы и т.
д. в этот же период организуется и промежуточный
контроль
— зачеты и экзамены.

Они проводятся в основном теми же методами,
что и при очном обучении, но более интенсивно, так как сосредоточены по времени
только на небольшой период сессии. Некоторые формы промежуточного контроля
совмещаются с текущим и наоборот.

Студенты очень загружены на сессии и преподавателям
нужно внимательно проанализировать содержание дисциплин и формы особенно
текущего контроля для того, чтобы выбирать наиболее эффективные методы проверки. Одним из эффективных методов текущего
контроля в кратковременный период сессии являются тесты.

Проанализировав свой
опыт использования тестирования,
считаю, что оно во многих случаях является оптимальной формой педагогического
контроля уровня сформированности навыков и умений студентов-заочников, так как
представляет собой быстрый и эффективный метод диагностики и проверки, отвечает
принципу доступности и программным требованиям. Систематическое проведение
тестового контроля знаний стимулирует активность и внимание студентов на
занятии, повышает их ответственность при выполнении аудиторных практических
заданий. Педагогический контроль в тестовой форме для студентов, обучающихся по
заочной форме может быть входным, обеспечивающим проверку знаний и умений в
начале обучения; оперативным, рубежным, обеспечивающим объективную оценку
результатов обучения.

Вместе с тем, несмотря на
загруженность студентов-заочников в период сессии, отказываться от текущего
контроля полностью не следует. Важная
роль текущего контроля
определяется его педагогическими функциями.

Текущий
контроль – одно из средств воздействия на отдельных отстающих или недостаточно
старательных студентов, контроль оказывает большое стимулирующее воздействие на
учебу, способствует воспитанию самоконтроля, мотивирует обучение, помогает студентам
ритмично, планомерно и более основательно изучать программу и готовиться к
экзаменам. Вместе с тем он дает возможность и преподавателям в процессе
обучения определять эффективность своей работы, применяемой методики,
обнаружить недостатки в изложении материала, своевременно внести коррективы в
преподавание, дать правильное направление самостоятельной работе студентов.
Текущий контроль является одним из путей изучения студентов, что в свою очередь
позволяет преподавателю ввести элементы индивидуализации в учебную работу.

Некоторые элементы текущего контроля выносятся на
межсессионный период
. Важнейшая задача преподавателя – обеспечить
самостоятельную работу студентов в межсессионный период методическими рекомендациями.

Методической службой колледжа
разработаны методические рекомендации для преподавателей по составлению таких
материалов, они должны быть по каждому предмету.

В период между сессиями
текущий контроль знаний заочников осуществляется в основном посредством
рецензирования их письменных работ, рефератов и контрольных заданий,
непосредственного ознакомления с их работой по месту работы, а также путем
письменных (заочных) и устных (очных) консультаций.

Опыт показывает, что
рецензирование письменных работ, рефератов и контрольных заданий дает
возможность преподавателям в определенной степени проконтролировать качество
самостоятельной работы заочников, а замечания, советы и рекомендации
преподавателей оказывают существенную помощь и самим заочникам.

Но, к
сожалению, их письменные работы нередко носят компилятивный, поверхностный
характер, а иногда и с большими заимствованиями из Интернета. Поэтому тематика
рефератов и домашних контрольных работ нуждается в постоянном обновлении, темы
должны давать возможность студентам проявить свою самостоятельность.

В
интересах осуществления текущего контроля за учебой заочников многие
преподаватели изыскивают дополнительные
средства связей с ними в межсессионный период
(переписка со студентами по
электронной почте, контрольные анкеты с вопросами о ходе самостоятельной работы
по предмету, заочные консультации по индивидуальным запросам студентов и т. д.).

Эффективным средством работы в межсессионный период могли бы стать методические
рекомендации для студентов, размещённые на нашем сайте. В отличие от студентов очной формы обучения почти вся основная работа
заочников над программным материалом и подготовка к зачетам и экзаменам
проходит в межсессионный период.

В процессе самостоятельной работы у них обычно
накапливается большое количество вопросов, которые они надеются выяснить на
сессии. Поэтому во время сессии от всех преподавателей требуется особенно
внимательное отношение к заочникам, хорошая организация групповых и индивидуальных консультаций, дополнительных занятий
и т. д.

На предэкзаменационных
консультациях для студентов-заочников особое внимание должно быть уделено
обобщению, систематизации и закреплению знаний. Преподаватель должен помочь
студентам восстановить в памяти изученный материал, представить структуру
дисциплины, связь отдельных тем. Вместе с тем,
поскольку большинство преподавателей не имеет возможности непосредственно
наблюдать самостоятельную работу студентов в течение большей части года,
требуется также и особенно тщательный, объективный
подход к оценке
знаний каждого студента-заочника на экзаменах.

Обеспечить
объективность оценки могут чёткие критерии оценки, они должны быть разработаны на
каждой ПЦК. Однако наличие строго определенных критериев еще не означает, что
этим уже полностью решена задача объективной оценки знаний студентов всеми
преподавателями.

Проблемы промежуточного контроля с методической точки зрения
связаны с решением ряда психологических
вопросов.

Ещё одна особенность в осуществлении контроля знаний заочников
состоит в том, что в отличие от очной формы обучения заочника приходится контролировать реже
и, следовательно, по более крупным разделам программы. Иногда для них
приходится перерабатывать содержание контрольных материалов.

Если, например, по
какому-нибудь предмету студент очной формы обучения сдает два экзамена, а в
промежутке между ними один-два зачета, то заочник сдает по этому же предмету только
два экзамена без зачетов.

Естественно, что это порождает дополнительные
трудности и для заочника и для экзаменатора, который должен проверить и
правильно оценить знания студента по всему курсу, не имея достаточно материалов
текущего контроля.

Приходится учитывать в связи с этим и такое обстоятельство:
если заочники, как правило, накапливают хороший опыт самостоятельной учебы в
отрыве от колледжа, то они имеют меньший (по сравнению со студентами-очниками)
опыт сдачи зачетов и экзаменов, меньше знают преподавателей, их методические
особенности и т. д. Этим нередко объясняется повышенная напряженность студентов-заочников во время экзаменов. Уменьшить
напряжённость студентов в период сессии помогут чёткие ориентиры (рекомендации)
по подготовке к экзаменам и зачётам.

Методика
проведения зачетов и экзаменов
при заочной форме обучения имеют свои специфические
особенности:

  • Поскольку
    при заочной форме обучения отсутствует возможность текущего контроля работы
    студентов в течение года или семестра, проверка их знаний преподавателем на
    зачетах и экзаменах в отличие от дневной формы обучения должна быть более
    глубокой и всесторонней.
  • Так как при
    заочной форме преподаватель несравнимо меньше учит, воспитывает, консультирует
    студентов, такие функции зачетов и экзаменов, как обучение и воспитание, должны
    использоваться значительно полнее.
  • В ходе
    зачета или экзамена преподаватель должен помочь студенту глубже разобраться в
    содержании дисциплины, осуществляя рекомендации над чем следует поработать в
    первую очередь при изучении материала, научить правильно анализировать
    изучаемый материал.
  • В условиях
    заочной формы обучения следует усилить элемент беседы в ходе экзамена, сделать
    ее обязательным его компонентом. Только благодаря беседе преподаватель может
    проверить знания студента-заочника, и на этой основе объективнее оценить знания
    студента.
  • На
    заседаниях ПЦК нужно разрабатывать и утверждать не только экзаменационные
    билеты, но и экзаменационные вопросы для беседы в ходе экзамена. Их список
    облегчает проведение экзамена для преподавателя, избавляет студентов от
    громоздких, нечетко заданных вопросов.

Успешному решению педагогических и психологических
проблем контроля способствует правильная организация
контроля знаний
студентов. Все студенты заранее получают выписку из
учебного плана с перечнем основных точек текущего и промежуточного контроля.

Опыт показал, что организация экзаменационной сессии по семестрам является
наиболее рациональной: она позволяет избежать перегрузки студентов, соблюсти
целесообразную очередность сдачи экзаменов, организовать консультационную
работу в период сессий.

Представляется целесообразным заранее знакомить
студентов-заочников со списком основных экзаменационных вопросов и вопросов для
собеседования, поскольку данные в логической последовательности и отражающие
основное содержание программы, они помогают студентам-заочникам сосредоточить
внимание на основных проблемах курса.

Замечательно, если в конце учебно-экзаменационной
сессии студент-заочник получит методические пособия по каждому предмету на
следующую сессию.

Если студент знает что, когда и как будет контролировать
педагог, результаты контроля несомненно будут более высокими, а
эффективность систем контроля позволит обоснованно судить о том, насколько точно
и полно реализуются цели обучения, и своевременно вносить требуемые коррективы,
стимулировать студентов к успешному овладению предмета.

Педагогический контроль является
одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности
студентов, педагогического мастерства
преподавателя и качества созданной обучающей системы. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения неизбежно ведут к новым поискам в области
повышения качества и эффективности
педагогического контроля.

Читайте также:  Субъекты права – участники правовых отношений - справочник студента

Источник: https://www.informio.ru/publications/id757/Osobennosti-metodiki-organizacii-i-provedenija-kontrolja-znanii-studentov-zaochnoi-formy-obuchenija

Статья «Сущность контроля результатов обучения»

  Сущность контроля результатов обучения

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Понятие контроля – основное понятие дидактики. Существует много подходов к определению понятия «контроль». Например, Агафонова А.С.

считает, что педагогический контроль – это руководство и управление учебной деятельностью учащихся, реализующее принцип обратной связи в процессе обучения.

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций. Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.

Контроль педагога направлен как на деятельность учащегося, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагога. Механизм контроля обучения играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки знаний — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы контроля.

Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, прогностическую и ориентирующую функции. Целью контролирующей функции является учет результатов контроля, а также установление обратной связи.

Обучающая функция заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. Учащиеся не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

  • Диагностическая функция — получение информации об ошибках,
  • недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся, а также о причинах, их
  • порождающих.

Прогностическая функция служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности.

Ориентирующая функция — получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности, то есть способствует формированию самооценки.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Выделение функций контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация этих функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. [5;238]

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся является объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур. А также в равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым.

Практически это означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и от педагогов, осуществляющих контроль.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения.

Систематичность заключается и в том, что регулярному контролированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в школе.

Принцип систематичности требует комплексного подхода, при котором различные формы, методы и средства контролирования используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок.[10;549]

  1. В современной педагогике различают следующие виды контроля:
  2. предварительный;
  3. текущий;
  4. тематический;
  5. рубежный;
  6. итоговый;
  7. заключительный.

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Цель этого контроля — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует повторение, объяснение необходимого материала.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-

познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке.

Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечивается периодическим контролем.

Проводится он, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала — темы, подтемы, раздела или полного курса.

Его задача — проверить и оценить знания учащихся по каждой теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой.

  • Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, , усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
  • Итоговый контроль — это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.
  • Заключительный контроль — выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе.
  • Не все виды контроля применимы в начальной школе. [5;242]
  • Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:
  • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой;
  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
  • разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышения
  • интереса учащихся к его проведению и результатам;
  • всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  • объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и
  • ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
  • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
  • единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.
  • Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения. [9;401]

Таким образом, мы видим, что контроль — это выявление, измерение и оценка знаний и умений обучаемых. А результаты контроля являются основой для оценивания успеваемости учащегося.

Без научно обоснованного, тщательно спланированного организованного контроля за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности невозможно педагогическое руководство и управление формированием личности учащегося.

Список использованной литературы

Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие/ А.С. Агафонова. — СПб.:Питер, 2003. — 416с.

Виноградова, Н.Р. Контроль и оценка в начальной школе: современный подход/ Н.Р. Виноградова//Начальная школа. — 2006. — №15. — с. 4-5

Гладкая, И.В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие/И.В. Гладкая. — СПб.: КАРО, 2008. — 144с.

Воронцов, А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся/ А.Б. Воронцов// Начальная школа. — 1999. — №7. — с. 11-12

Кукушин, В.С. Дидактика: Учебное пособие/ В.С. Кукушин. — М.:ИКЦ «МарТ», 2003. — 368с.

Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. Для учителя.-3-е изд., перераб. и доп./ Ю.Л. Львова. — М.: Просвещение, 1992. — 224 с.

Матис, Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе/ Т.А. Матис// Начальная школа. — 1999. — №4. — с.5-7

Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов: В з-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии/Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Владос, 2001. — 688 с.

Педагогика: учебник для студентов пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество в России, 2002. — 608 с.

Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 576 с.

Помыткин, Б.С. Безотметочный контроль и оценка в начальной школе/ Б.С. Помыткин// Директор школы. — 2006. — №1. — с. 55-59

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sushnost_kontrolya_rezultatov_obucheniya_141720.html

Психология и педагогика. Курс лекций

  • Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом предполагает точное знание результатов обучения.
  • В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции:
  • 1) диагностическую – выявление уровня знаний, умений и навыков студента;
  • 2) обучающую – активизация работы по изучению и усвоению учебного материала;
  • 3) воспитательную – направление деятельности студента, помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности студента.
  • В вузах применяют следующие формы педагогического контроля:
  • экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы.

Каждая из этих форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных форм контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе в целом и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

По времени проведения педагогический контроль делится на текущий, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать знания студентов, мотивирует обучение. Рубежный контроль – это проверка учебных достижений каждого студента по усвоению определенного материала перед тем, как преподаватель переходит к следующему разделу дисциплины.

Итоговый контроль – экзамен (зачет) по курсу; это – итог изучения пройденной дисциплины, который выявляет способность студента к дальнейшей учебе.

Заключительный контроль – государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной аттестационной комиссией.

Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка – способ выражения результата, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует активизации учебной деятельности.

При оценивании преподаватель обращает внимание студента на допущенные ошибки, неточности. Отметка – числовой аналог оценки по принятой в российской системе образования пятибалльной шкале. В таком подходе есть и свои недостатки, и свои достоинства.

Преимущества шкалы – в относительной простоте ее применения, недостатки – в субъективизме преподавателя при определении степени успешности студента, а также слабая дифференцирующая возможность.

Проблема оценивания знаний очень актуальна. В разных странах пользуются различными системами оценивания. Во Франции, например, применяют 10-балльную шкалу отметок.

В России в разное время также использовали разные системы оценивания.

В Мариинском институте благородных девиц до революции существовала дифференциация отметки «4»: «хорошие знания», «очень хорошие знания», «весьма хорошие знания».

В системе высшего образования эффективность контроля зависит от степени использования его результатов для оперативной и перспективной корректировки учебного процесса, совершенствования преподавания.

Источник: https://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl50.shtm

Сущность, содержание, структура и функции контроля как компонента педагогической системы вуза

Любой вид обучения при всем различии его целей, методов, средств, организационных форм представляет собой органическое единство двух процессов: передачу обучаемому в том или ином объеме учебной информации и выявление степени ее усвоения, т. е. контроль результатов обучения.

Контроль в современном вузе носит системный характер, т. к. связан со всеми компонентами педагогического процесса.

В целях рассмотрения сущности контроля в структуре высшего образования обратимся к понятию «система». Оно является ключевым в таких сложных категориях, как «педагогическая система» и «система контроля».

В словарном значении слово «система» (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Согласно толковому словарю русского языка, «система» означает: 1. форма организации чего-нибудь; 2. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Понятие «педагогическая система» в современном педагогическом словаре определяется как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

С педагогической точки зрения понятие «система» довольно подробно рассмотрено в работах СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Л.Г. Викторовой, Т.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой и др. Так, по мнению

С.И. Архангельского система — это «множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании».

В работах Ю.К. Бабанского система трактуется как «определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей законам».

В понимании В.П. Беспалько, система — это «любой процесс, протекающий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями».

По мнению Т.А.Ильиной, термин «система» означает «выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимосвязи со средой как целостное единство».

Анализ литературных источников показывает, что в работах многих исследователей педагогическая система рассматривается как отдельно взятое явление педагогической действительности.

Однако в ряде случаев допускается подмена понятия «педагогическая система» такими, как учебный процесс, система средств и методов, организационных форм обучения. На наш взгляд, наиболее точное и исчерпывающее определение понятия «педагогическая система» дано Н.В.

Кузьминой, которая под ним понимает множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Предложенная Н.В. Кузьминой трактовка педагогической системы впоследствии была дополнена Л.Г. Викторовой еще одним существенным компонентом — результатом.

Применительно к высшей школе под результатом нередко понимают идеальную модель специалиста, выступающую в качестве цели образования и функционирующей педагогической системы.

По мнению Н.В. Кузьминой, структурными компонентами педагогической системы являются:

  • — цель как отправная точка создания педагогической системы;
  • — учебная информация (условием существования любой системы является функционирование информационного потока);
  • — средства педагогической коммуникации, с помощью которых организуется деятельность;
  • — деятельность обучающихся по усвоению учебной информации в зависимости от целей педагогической системы;

— педагоги, владеющие знаниями, и организующие деятельность. Такая инвариантная модель приложима к любой педагогической системе.

Педагогические системы, как и любые другие, являются самоорганизующимися, а их функционирование определяется, прежде всего, целью, которая выступает системообразующим фактором. Важнейшим условием достижения цели является сходное представление о ней у всех участников учебного процесса.

Такую единую характеристику представляют собой образовательно-профессиональные программы, в которых содержатся формулировки целей и задач обучения, основного содержания учебного процесса, что обеспечивает на разных уровнях и этапах организацию соответствующих видов и форм контроля.

Рассматривая проблему функционирования педагогических систем, исследователи определяют в этом процессе место контроля.

Так, СИ. Архангельский выделяет входной и выходной контроль, которые обладают собственными задачами и характеристиками. В этом подходе место контроля точно определено, но не уделяется внимание его процедурам как средству осуществления обратной связи.

Ю.К. Бабанский в предложенной им модели учебного процесса включает контроль лишь как самостоятельный компонент обучения.

В.П. Беспалько считает контроль необходимым компонентом деятельности человека вообще. Автор отмечает, что эта деятельность складывается из следующих этапов:

  1. — ориентировочный, в процессе которого выбираются правила и методы деятельности в соответствии с поставленными целями;
  2. — исполнительский, в ходе которого преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат;
  3. — контрольный, с помощью которого осуществляется сравнение результата и цели;
  4. — корректирующий, содержащий анализ итогов контроля об окончании деятельности или о возврате на один из ее этапов для совершенствования отдельных операций.

Как видим, В.П. Беспалько выделяет контроль в качестве одного из важных аспектов человеческой деятельности.

Комплекс структурных элементов, выделенный Т.А. Ильиной в педагогической системе, это: учебный материал, учебные пособия, учитель, ученик, — вряд ли можно считать исчерпывающим. Контроль в данном перечне вообще отсутствует.

В диссертационном исследовании Л.С. Ушаковой место контроля определено достаточно четко: как элемент управления он связан со всеми звеньями учебного процесса. Именно поэтому контроль определяется автором как важнейший инструмент управления.

Как показывает практика, на современном этапе развития системы высшего образования значение контроля повышается в связи с тем, что результат на выходе зачастую не соответствует образовательным стандартам. Тогда как в целях измерения фактически достигнутых результатов в дидактико-воспитательной системе контроль становится крайне необходимым.

Обращение к словарным источникам показывает, что термин контроль (от франц. controle — контроль, проверка, управление) определяется в них как проверка кого-чего-либо; наблюдение за кем-чем-либо с целью проверки.

  • В педагогической литературе также предпринимались неоднократные попытки дать толкование этому термину. Приведем несколько определений:
  • — контроль — это предъявление государственных требований к содержанию, уровню и результатам работы каждого учителя и ученика;
  • — контроль — это система получения и анализа данных, характеризующих состояние усвоения знаний на различных стадиях учебного процесса, и использование этих данных для управления дальнейшим обучением;
  • — контроль — это процесс сравнения достигнутого уровня владения знаниями с эталонными представлениями, описанными в учебной программе;
  • — педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.
  • Таким образом, несмотря на многократные обращения исследователей к проблеме контроля, само понятие пока не получило однозначной трактовки.
  • Нередко в современной педагогике контроль результатов обучения определяется как педагогическая диагностика: «Педагогическая диагностика — процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных данных, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении обучающихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы преподавателей и всего образовательного учреждения».
  • В некоторых источниках под контролем результатов обучения понимается административно-формальная процедура проверки работы преподавателя и вуза, как средство управления, результаты которого и служат для принятия управленческих решений.
Читайте также:  Феноменологическая теория личности к. роджерса - справочник студента

По мнению В.И. Горовой, сущность контроля составляет совокупность обратной связи и оценки прогнозируемых и реальных параметров.

Приведенные определения позволяют сделать вывод о том, что суть контроля состоит в обеспечении обратной связи в процессе обучения, в выявлении уровня его результатов, который должен соответствовать образовательному стандарту.

В современной педагогической литературе нет устоявшегося определения и других понятий — «проверка», «оценка», «учет», непосредственно связанных с процедурой контроля.

Можно предположить, что выявление и измерение являются проверкой. Тогда проверка может считаться составной частью контроля. В некоторых педагогических источниках приводятся определения понятия «проверка знаний»:

— Проверка (учебная) — выявление состояния знаний, умений и навыков, составляющая часть процесса обучения.

Проверка существенно помогает разрешению многих задач обучения: повторению, уяснению, закреплению и систематизации знаний, развитию памяти, логического мышления и речи, выработке воли и настойчивости; работе учителя по изучению индивидуальных особенностей учащихся и применению индивидуального подхода к ним. По результатам проверки производится оценка знаний.

— Проверка знаний, умений и навыков — средство обучения, заключающее в себе виды опроса, самостоятельную и контрольную работы, анализ результатов учебной деятельности.

С понятием «проверка» соотносится другое понятие — «учет знаний». Это — более широкое понятие. В толковом словаре русского языка отмечается, что слово «учет» — производное от глаголов «учесть, учитывать». В переносном смысле оно означает: «принять во внимание, в соображение, рассчитать».

По словам И.И. Подласого, контроль, помимо проверки и учета знаний, содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат).

Оценивание — это процесс измерения обученности, отметка — это результат обученности. По И.И. Подласому, оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка — способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Отметка — численный аналог оценки.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3280

Контроль в учебном процессе

Механизм контроля в учебном процессе разработан в психолого-педагогической литературе значительно хуже, чем проблема обучения. Между тем он играет значительную роль в познавательной деятельности студентов.

Педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.

Контроль педагога за процессом и результатом труда направлен как на деятельность студентов, так и собственную деятельность, а также на взаимодействие студентов и педагога.

По цели различают следующие формы контроля в учебном процессе:

  • диагноз (что может студент),
  • констатация (что знает и умеет студент),
  • прогноз (чего можно добиться).

По своему назначению все эти три вида контроля в учебном процессе очень близки, однако каждый специфичен в зависимости от цели. Готовясь к проведению контроля, все преподаватели задумываются над тем, что и как контролировать.

В педагогике вопрос, что контролировать, считается частным, так как он зависит от предмета или темы в самом предмете. Можно контролировать знания (усвоение материала, правила, закона и т.п.).

В первом случае (три контроля усвоения знаний) контроль будет называться дифференцированным (поаспектным), во втором — комплексным.

Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Тогда задания в контрольных работах могут включать ключевые слова и фразы, как представлено Б. Блюмом.

Данная таксономия (от гр. taxis — «расположение в порядке» + nomos — «закон») целей обучения была разработана в США Б. Блюмом. По его мнению, эти уровни представляют собой зависимую иерархию. Первый уровень означает умение узнавать факты, структуры и т.п. на основе распознавания.

Второй уровень, понимание, «позволяет осуществлять воспроизведение материала, не гарантируя применение его в решении других задач». Третий уровень уже связан с деятельностью, обеспечивающей решение определенного класса задач.

Все остальные уровни предполагают усвоение деятельности, лежащей в основе решения продуктивных (творческих) задач.

Они могут быть реализованы в комплексном контроле на монодисциплинарном или полидисциплинарном экзамене, например, на итоговом междисциплинарном экзамене по профилю специальности, на защите дипломной работы, проекта или на промежуточном экзамене.

Н. Ф. Талызина различает три вида контроля в учебном процессе: «предварительный, текущий, итоговый». Предварительный (поэтапный ) контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины.

Результаты контроля должны использоваться для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов. Текущий контроль предназначен для управления усвоением знаний и умений, итоговый — для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений.

Общим для педагогики вопросом является, как контролировать? По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с точки зрения:

  1. способов: традиционный или нетрадиционный (программированный контроль, тест);
  2. характера: субъективный, объективный;
  3. использования ТСО: безмашинный, машинный;
  4. формы: устный, письменный;
  5. времени: предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, пообъектный;
  6. массовости (по охвату студентов): индивидуальный, фронтальный, индивидуально-групповой;
  7. контролирующего лица: преподаватель, студент-напарник (взаимоконтроль), студент сам (самоконтроль);
  8. дидактического материала:
  • контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут-общение и т.п.);
  • с дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты, контролирующие программы и т. п.);
  • на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;
  • на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.

Система проверки знаний и умений студентов — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей контроль выполняет обучающую, управляющую, воспитывающую и развивающую функции.

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: студент — преподаватель и внутренней: студент — студент), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактико-предупредительной целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Воспитывающая функция контроля означает максимальный учет личности студента, создание ему условий для формирования личностных качеств, например, дисциплинированности, трудолюбия и т.д. Развивающий контроль предназначен для развития памяти, внимания, логического мышления, интереса к предмету, творчества, мотива познавательной деятельности и т.д.

  • Контроль в учебном процессе может выполнять и специфические функции в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие.
  • Основными принципами контроля являются: профессиональная направленность, валидность, надежность, системность и систематичность.
  • Профессиональная направленность контроля обусловливается целевой подготовкой специалиста, поэтому повышается мотивация познавательной деятельности студента, что, несомненно, положительно сказывается на подготовке высококвалифицированного специалиста.

Валидность контроля (от лат. слова validus — «крепкий, здоровый») обеспечивается, с одной стороны, его адекватностью целям обучения, с другой стороны, по возможности большим количеством контрольных заданий. Под адекватностью контроля понимается его содержательная сторона, т. е.

контролировать следует то, чему обучали студентов, и то, что намечено проконтролировать. К сожалению, бывает нарушение этого принципа.

Например, преподаватель обучал студентов узнаванию и распознанию какой-либо формулы, а в контрольной работе дает задание на применение этой формулы для расчета чего-либо.

Валидность контроля всегда должна быть связана как с предметными знаниями, так и с теми видами познавательной деятельности, в системе которой эти знания должны функционировать, т. е. если изучается орфографическое правило, то изучается и его применение, тогда правомерен и контроль его применения.

Кроме того, валидность контроля зависит от количества контролируемых заданий.

«Известно, что в экзаменационные билеты включаются всего два-три вопроса, которые, естественно, на могут охватить всего содержания предмета. В силу этого экзамен нередко не отражает истинных достижений учащихся».

Именно поэтому на Западе используются письменные тесты, включающие десятки заданий и позволяющие сделать контроль достаточно валидным.

«Используя увеличение числа заданий как путь повышения валидности контроля, нельзя забывать, что цель будет достигнута только тогда, когда эти задания будут полней охватывать не только содержание предметных знаний, но и систему предусмотренных видов познавательной деятельности».

С этой целью можно использовать междисциплинарный итоговый экзамен. Он обеспечивает синтезированный контроль, который «позволяет судить об усвоении всей системы знаний и соответствующих им видов деятельности, предусмотренные целями обучения».

Надежность контроля — это устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

Валидность и надежность контроля — очень близкие друг к другу принципы. Если контроль имеет достаточную валидность, то он будет и надежным. Однако не всякий надежный контроль может быть валидным. Если контроль не охватывает всего объема знаний, он не может быть валидным.

И, наконец, последний принцип контроля, который по своей значимости занимает ведущее место, — это его системность и систематичность. Все еще велика роль каждого преподавателя в планировании, организации и проведении контроля.

Главное — продумать всю систему контроля от начала до конца с учетом его цели, содержания, средств педагогической коммуникации, роли студента и своей роли, функций и принципов, видов контроля. Никогда нельзя применять контроль наспех или, чтобы «подловить, подхлестнуть, поймать» студентов. Такой контроль малоэффективен и неэтичен.

Студенты должны знать содержание (что будут контролировать), средства (как будет осуществляться контроль), сроки и длительность контроля. При разработке системы контроля вам может помочь табл. 8.

Опыт проведения контроля в учебном процессе показывает:

  • нельзя подвергать контролю то, что усвоено на 1-м уровне, т. е. на уровне ознакомления, первичного представления;
  • не стоит прибегать к контролю, если преподаватель уверен, что все студенты выполнят задание на 100%, но рекомендуется предусмотреть примерно полное его выполнение, чтобы создать у студентов веру в себя («уроки радости»);
  • хорошо организованный поэтапный (пообъектный) контроль снимает необходимость в итоговом;
  • необходимо варьировать средства контроля, делать поэтапный контроль обучающим;
  • создание спокойного психологического климата в процессе контроля (релаксация) способствует лучшей работе студентов и положительно сказывается на результатах контроля.

Встает вопрос, как часто надо использовать контроль в учебном процессе? На этот вопрос может ответить только сам преподаватель, исходя из специфики предмета (вероятно, по математике будет значительно чаще необходим обучающий контроль, чем, скажем, по истории), контингента студентов, их исходного уровня знаний и умений и т.д.

Однако примерные данные распределения учебного времени приводятся доктором педагогических наук И. И. Тихоновым: сообщение информации — 40 %, освоение информации — 40, контроль освоения — 10—15, коррекция рассогласования — 5—10, т. е. на контроль и коррекцию отводится 20 % учебного времени, но это только ориентировочная цифра.

К сожалению, в методической литературе нет научно обоснованного расчета затрат учебного времени на систему контроля в учебном процессе.

В кибернетике является общепризнанным, что чем чаще осуществляется контроль за процессом, тем выше эффективность управления познавательным процессом студентов и лучше результаты усвоения учебного материала. «Попытки механически перенести это положение в учебный процесс не увенчались успехом».

Практика показывает, что отсутствие поэтапного (пооперационного, пообъектного) контроля «сильно ухудшает качество протекания усвоения, не позволяет своевременно корректировать его ход».

Кроме того, необходимо иметь в виду, что контроль может проводить не только преподаватель, но и студент может контролировать студента (парная работа) или студент может проверять себя сам (например, выполняя компьютерную обучающую программу) по ключам.

Весьма продуктивен обучающий самоконтроль, если студент сразу же после выполнения задания может сверить свой ответ с эталоном. Не менее продуктивен и взаимоконтроль.

Замечено, что в парной работе студенты лучше усваивают материал, если что-то объясняют своему напарнику или контролируют его по ключам (эталонам). Н. Ф. Талызина подчеркивает:

«Следует также отметить, что положительное отношение в группах, где учащиеся работали парами, поочередно контролируя друг друга, было более устойчивым, чем в группах самоконтроля».

Это еще одно положительное качество взаимоконтроля. Если идет итоговый контроль или текущий, но с контролирующей, а не обучающей функцией, то лучше осуществлять проверку самому преподавателю, ибо тогда реализуется обратная (внешняя: студент — преподаватель) связь, возможен учет результатов для продолжения или корректировки учебного процесса.

При определении качества знаний существенными и важными являются такие показатели, как полнота и глубина, обобщенность и конкретность, систематичность и системность, оперативность и гибкость, сознательность и прочность, действенность и практическая приложимость приобретенных знаний и формируемых умений.

Контроль в учебном процессе способствует развитию личности, ее интеллекта, внимания. Так, ленинградскими учеными под руководством Б. Г. Ананьева доказано, что в студенческом возрасте повышается роль фактора внимания.

В 18—21 год он занимает четвертое место по числу и мощности корреляционных связей, а в 20—25 лет — уже второе. В 19, 24 года мнемонические функции опережают логические, а 20, 23, 25 лет — обратная картина.

В 18—19 лет человек характеризуется относительной стабильностью мыслительных функций.

Многолетняя практика преподавания в вузе и организации системы контроля подтверждает, что контроль становится тем эффективнее, чем полнее учтены психофизиологические особенности контролируемых.

Высшее педагогическое требование — соблюдение закона целесообразности, формирование доверия к преподавателю и веры студентов в себя (им этого не хватает), прежде всего основано на уважении контролируемого. Важную роль при этом играет словесное общение (в меру «ругать» и подбадривать) и спокойная обстановка.

Всем преподавателям следует помнить, что контроль — это всегда стресс, и наша задача сделать его не разрушающим, а созидающим, стимулирующим усвоение учебного материала и формирование умений.

Умелое использование преподавателем современных средств, будь то программированный или машинный контроль (например, ЭВМ), повышает эффективность контроля более чем в 2 раза (по результатам группового эксперимента, проведенного преподавателями кафедры немецкого языка Южно-Российского государственного технического университета). Перспективы контроля с помощью ЭВМ самые радужные.

Чрезвычайно важным вопросом при разработке системы контроля является вопрос о критериях знаний. Что понимать под «знает — не знает»? Эти понятия не самоочевидные, они требуют определения, уточнения и оценки. Только в этом случае контроль может быть надежным и объективным. С критериями знаний и соответственно оценок студентов надо знакомить заранее.

Именно такой подход осуществляется в рейтинговом контроле знаний при модульном обучении.

Слово «рейтинг» происходит от английского — rating и имеет 5 значений:

  1. Мощность, производительность;
  2. Параметр, расчетная величина;
  3. Нормирование, хронометраж;
  4. Оценка, тарификация;
  5. Цифровые данные.

В термине «рейтинговый контроль» нашли отражение все эти значения, т. е. рейтинговый контроль — это мощный, оценочный, хронометражный контроль, выраженный в цифровых данных (баллах), хронометражная оценка успеваемости студентов (их «производительности») с оценкой качества их работы.

В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов), т. е. основной принцип рейтингового контроля — это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы студентов.

Естественно, разработать критерии знаний и умений, а также их оценки — дело очень трудоемкое. Видимо, поэтому в вузах России рейтинговый контроль не нашел широкого распространения.

А на Западе он широко используется на основе тестовой методики проверки знаний. Поскольку там он себя оправдал, можно надеяться, что и у нас тесты займут подобающее им место в рейтинговом контроле.

Рассмотрим далее, что такое тесты, историю их становления и суть.

Источник: https://psyera.ru/5161/kontrol-v-uchebnom-processe

Ссылка на основную публикацию