Лекция № 61. дидактика. предмет и задачи дидактики
Обучение характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью формирование знаний, умений, навыков, т. е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности.
- Для понимания роли обучения важное значение имеет то, что этот процесс оказывает широкое развивающее и формирующее влияние на личность.
- Предметом дидактических исследований является всякая сознательная дидактическая деятельность, выражающаяся в процессах обучения, в их содержании, ходе, методах, средствах организации, подчиненная поставленным целям. Дидактика может изучать:
- 1) деятельность школ и других образовательных учреждений;
- 2) цели обучения;
- 3) программное содержание;
- 4) работу учителей и учащихся;
- 5) организационные и социальные формы и условия обучения.
- Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции:
- 1) познавательную;
- 2) практическую.
Познавательная функция. Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и устанавливает количественные и качественные зависимости между ними.
Одновременно дидактика выполняет практическую, т. е. утилитарную, или служебную, функцию по отношению к общественной жизни:
- 1) она предоставляет педагогам (или другим лицам, занимающимся обучением и просветительской деятельностью) теоретические предпосылки и нормы, применение которых на практике повышает ее эффективность;
- 2) дидактика исследует явления общественной деятельности, имеющей цель обучения и переподготовки людей, соответственно изменяющимся историческим идеалам и социальным потребностям.
- Дидактическая деятельность состоит из действий учителей и учеников. Эти действия вызывают определенные последствия:
- 1) рациональное обучение влечет за собой учение;
- 2) в результате учения учащийся получает знания, умения и навыки, формирует свои убеждения, установки, мировоззрение и собственную систему ценностей;
- 3) вызванное обучением (или самим предметом) учение приводит к различным изменениям в личности учащегося.
- Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:
- 1) установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;
- 2) раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;
- 3) раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности.
- Это зависимости между определенными действиями, содержанием, методами и результатами обучения; и закономерности, проявляющиеся в природе.
- Значение дидактики:
- 1) дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений;
- 2) выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций;
- 3) нормы деятельности учителя и учащегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://psy.wikireading.ru/2819
Дидактика как теория обучения, ее предмет и задачи, основные категории. Дидактика – теория обучения:
- Дидактика – теория обучения:
- — раскрывает задачи и содержание обучения детей и взрослых;
- — описывает процесс овладения знаниями, умениями и навыками;
- — характеризует принципы, методы и формы организации обучения.
- Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
- Основные задачи:
- — разработка проблем чему учить и как учить;
- — современная наука: когда, где, кого и зачем.
- Основные категории дидактики:
- преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки; цель, содержание, организация, формы, виды, методы, средства, результаты обучения.
- Современные категории: дидактическая система и технология обучения.
- Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Обучение – это способ организации образовательного процесса.
Является самым надежным путем получения систематического образования.
- В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.
- Преподавание – это упорядоченная деятельность педагога по реализации обучения, обеспечению информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
- Учение – процесс, в ходе которого, на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведении и деятельности, изменяются ранее приобретённые.
- Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Знание — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П.В. Копнин).
- Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
- Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой
- степени совершенства.
- Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
- Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
- Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.
Метод (от лат. metodos — путь, способ) —• путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.
Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Память. Виды памяти и их краткая характеристика.
Память – психический процесс отражения и сохранения в сознании прошлого опыта, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведенииразличной (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной и другой) информации. Выделяется также процесс забывания.
- На современном этапе развития психологии виды памяти классифицируют по разным основаниям, так выделяются: генетическая (биологическая, наследственная) ииндивидуальная (прижизненная) виды памяти:
- – генетическая память – сохраняет информацию, определяющую анатомическое, физиологическое строение организма и врожденные формы поведения (инстинкты);
- – индивидуальная память – отражение прошлого опыта, полученного с момента рождения.
- По участию волевого процесса выделяют: произвольную и непроизвольную память:
- – непроизвольная память –запоминание, сохранение и воспроизведение образной, вербальной и другой информации без определенной цели, непреднамеренное ее усвоение.
- – произвольная память – целенаправленное активное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
- По длительностиобычно рассматриваются:
- – сенсорная память –до 0,5 секунд – играет роль сита, просеивающего краткие визуальные и аудиальные стимулы. Выделяют: иконическую (поступающую через зрительный анализатор) и эхоическую (поступающую через слуховой анализатор) виды сенсорной памяти;
- – кратковременная память характеризуется запоминанием и удержанием в поле сознания какой-либо информации в течение нескольких секунд (обычно до 10—30 с) с возможностью ее непосредственного воспроизведения. Объем кратковременной памяти – магическое число Миллера составляет 7±2 единицы;
- – долговременная память определяется длительным сохранением в ней тех или иных сведений (иногда на всю жизнь), объем ее практически не ограничен;
– оперативная память – это память обслуживания различной мыслительной деятельности. Ее сущность заключается в удержании в поле сознания информации при одновременном оперировании ею, в целях решения поставленной задачи.
- Выделяются также виды памяти по способу запоминания материала, степени вовлечения в нее различных структур психики:
- – механическая память характеризуется механическим заучиванием («зазубриванием») каких-либо слов, выражений, численных значений без опоры на их осмысление, без понимания возможности применения на практике. Механическая память может быть развита даже у людей с ограниченным интеллектом;
- – словесно-логическая (или вербально-логическая)память характеризуется тем, что запоминаются не реальные образы, а их символы в виде слов, логических схем, конструкций, математических символов, моделей. Такая память обычно хорошо развита у людей, склонных к широким обобщениям, научному труду;
- – моторная(или двигательная, мышечная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов различных движений.
—эмоциональная память – это память на чувства, выражающая возможность воспроизведения соответствующих переживаний и состояний. Стенические воспоминания способствуют подъему функциональных резервов, астенические – наоборот, слабости, неуверенности, скованности, ухудшению координации движений и т. д.;
– образная память– это память на представления, реальные картины, события, наблюдаемые в жизни. Она функционирует в виде различных образов. Эта память обычно хорошо развита у людей творческих профессий.
По модальности– по виду анализатора, задействованного в запоминании, выделяются: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная виды образной памяти.
В деятельности взрослых людей ведущую роль играет обычно зрительная либо слуховая образная память.
Люди, обладающие зрительной памятью, характеризующейся детализированной наглядностью зрительных образов, мало отличающихся от образов восприятия, называются – эйдетиками, а сама память – эйдетической.
По доминирующему типу восприятия и памяти С.Л. Рубинштейн всех людей разделял на визуалов, аудиалов и кинестетиков, хотя у взрослых людей основным видом памяти является не образная, но вербально–логическая.
- Все виды памяти неразрывно связаны друг с другом.
- Технологическая карта урока и ее использование при проектировании плана урока (на основе примера по дисциплинам профиля направления специальности).
- По своей сути урок, как основная форма организации обучения в классно-урочной системе, предполагает его планирование как обязательное условие эффективности.
Согласно И.П.Подласому, формула эффективности урока включает две составлющие: тщательность его подготовки и мастерство проведения. Подготовка урока — разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые включают: диагностику, прогнозирование, планирование. А мастерство проведения, как правило, связано с опытом преподавателя.
Как правило, для усиления этих двух аспектов в эффективности проведения занятий, молодых педагогов в учреждении образования обязывают разрабатывать не только план урока, а его план-конспект или развернутый план урока, чтобы гарантировать его детальное планирование и подготовку.
Однако и план-конспект, и развернутый план урока педагогу трудно использовать в связи с описательным характером представления материала в них.
А ведь и план урока и другие материалы по его планированию в первую очередь подготавливаются педагогом для себя, для использования при планировании, при проведении занятия и при анализе проведенного занятия.
В детальном и тщательном планировании занятия может помочь его графическое описание с помощью таблицы, называемой технологической картой.
В практике профессионального образования используется несколько разновидностей технологических карт для проектирования урока. Цель введения технологической карты в документ «План урока» — унифицировать как процесс проектирования занятия педагогом с учетом конкретного алгоритма его деятельности, так и стандартизировать описание информации для удобства работы с ней.
Что важно при использовании в описании урока технологической карты? Во-первых, все понятия, используемые в головке ее таблицы, должны быть хорошо известны педагогу.
Необходимо определиться с классификациями элементов этих понятий для однотипности описаний (например, выбрать одну из классификаций методов обучения, средств обучения и т.п.).
Для удобства желательно подготовить рабочую схему или карточку с записью всех используемых классификаций (для шифровки информации и дешифровки).
Экзаменационный билет № 11
Экзаменационный билет № 11
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 768;
Источник: https://studopedia.net/1_21551_didaktika-kak-teoriya-obucheniya-ee-predmet-i-zadachi-osnovnie-kategorii.html
Дидактика
Предмет, задачи и категории дидактики. Основные дидактические системы прошлого.
- План:
- 1. Понятие дидактика, основные дидактические категории;
- 2. Предмет, задачи и противоречия дидактики;
3. Дидактические концепции (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, П. П. Гальперин, Шота Амонашвили).
Понятие дидактика, основные дидактические категории:
Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).
Впервые слово дидактика ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке. Трактовал дидактику Я. А. Коменский, как универсальное искусство обучения всех всему. В начале 19 века немецкий педагог Гербарт ввел в дидактику теорию воспитательного обучения.
- Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.
- К основным категориям дидактики относятся:
- 1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;
- 2) учение – процесс, в ходе которого на основе ЗУНов, упражнений и социального опыта возникают новые формы поведения и деятельности;
- 3) обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;
- 4) образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;
- 5) знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения;
- 6) умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности;
- 7) навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);
- 8) учебный предмет – область научных знаний;
- 9) учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;
- 10) цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;
- 11) содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;
- 12) метод обучения – способ достижения цели;
- 13) средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);
- 14) результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.
- Предмет, задачи и противоречия дидактики:
- Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам.
- Дидактика бывает:
- Общая — понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты
- Частная — методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания
- Основные задачи дидактики:
- 1) разработка проблем – чему учить, как учить, кого учить;
- 2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
- 3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
- 4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;
- 5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;
- Дидактика выполняет следующие функции:
- 1) обучающая – передача системы ЗУНов на каждом возрастном этапе развития личности;
- 2) развивающая – формирование и развитие психических качеств личности, их изменение;
- 3) воспитательная – связь между знаниями и отношениями к окружающему миру, к себе и другим людям.
- Движущими силами обучения являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения:
- а) противоречия между интересом учащихся и учебным предметом;
- б) противоречие между преподаванием и учением;
- в) противоречие между уровнем прежних знаний и новыми знаниями;
противоречия между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению, т.е. мотивом учения и практически усвоенных знаний.
Дидактические концепции (Я. А. Коменский, И. Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, П. П. Гальперин, Шота Амонашвили):
В дидактике выделяют 3 основных концепции обучения:
а) традиционная – главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я. А. Коменский, Гербарт, Дистерверг и И. Г. Пестолоци);
б) прагматическая – главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай);
в) современная – главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).
Я. А. Коменский.
Понятие дидактика впервые появилось в его произведении «Великая дидактика». Он говорил, что детей в школе надо принимать одинаково всех: благородных и плебеев, богатых и бедных. Он ввел принцип наглядности, который называл «золотым правилом дидактики».
Большой заслугой является введение классно-урочной системы школьного обучения. Появилось понятие «урок» и «перемена», поделил год на четверти и выделил каникулы. Класс состоит из постоянного коллектива детей.
В «Великой дидактике» выделено 4 шестилетия ступеней развития, включающих в себя годы обучения и воспитания молодого человека:
- — материнская школа ( от рождения до 6 лет);
- — школа родного языка (от 6 до 12 лет);
- — школа латинского языка (от 12 до 18 лет);
- — академия и путешествия (от 18 до 24 лет).
На все эти ступени были разработаны программы обучения. Я. А. Коменский уделял больше внимания 3 особенностям человека: разум (связь с мышлением), рука ( связь с деятельностью), язык (связь с речью). Благодаря этим особенностям человек способен к саморазвитию.
Ш. Амонашвили. «Технология гуманной педагогики».
Педагогика Амонашвили – гуманная педагогика. Она ориентируется на личность ребенка и абсолютно отрицает авторитетную педагогику, т.е. повелительную и приказную. Основные направления гуманной педагогики:
- Амонашвили разработал:
- — законы учителя: любить и понимать ребенка, заботиться о нем;
- — принципы: уважать личность ребенка, терпение в процессе становления ребенка и очеловечивание среды, в которой находится ребенок;
- — заповеди: верить в безграничность ребенка, в связь педагогических способностей и в силу гуманного подхода к ребенку;
- — личные качества: доброта, искренность и преданность.
- Эта технология обучения детей 6 лет возраста, она способствует активности учащегося, включению ребенка в учебный процесс и предлагает использовать творческие задания.
- Один из приемов обучения детей на уроке – исправление типичных ошибок, которые приучают детей постоянно логически мыслить, самостоятельно анализировать информацию, слушать, воспринимать и проверять ее.
Гербарт И. Ф.
Немецкий философ и педагог, представитель авторитарной педагогики. Цель его воспитания – формирование нравственной личности и морально сильного характера.
- Основные черты системы обучения Гербарта:
- — главная задача школы – интеллектуальное развитие школьников, а воспитание – дело семьи;
- — для поддержания порядка и дисциплины на уроке предлагается использовать запреты, ограничения и телесные наказания;
- — воспитание нельзя отделять от обучения, а воля и характер развиваются одновременно с разумом;
- — он вводит понятие воспитательное обучение (тесное сочетание обучения с дисциплиной).
Главный вклад Гербарта в дидактику – выделение 4 ступеней обучения: ясность, ассоциации, система, метод. Ученики на уроке должны строго и внимательно слушать учителя и заучивать готовые знания. Учителю отводится активная роль, а ученикам пассивная, ни каких поблажек не было. В середине 19 века теория Гербарта пришла в упадок и распространения не получила.
П. Я. Гальперин (современная концепция).
Он изучал возможности освоения учащимися новых содержательных понятий. Его методика получила название «Теория поэтапного формирования умственных действий». В основе теории лежит алгоритм – это строгая последовательность выполнения действий приводящих к заданному результату. Это обучение широко используется в начальной школе и имеет следующие этапы:
- 1) предварительное ознакомление с действием, условием его выполнения (ориентированный этап);
- 2) формирование действия как внешне речевого (проговаривание);
- 3) формирование действий во внутренней речи (сознание);
- 4) переход внешних действий во внутренние (интериоризация) и действие становится актом мышления.
Усвоение информации должно происходить в процессе целенаправленного обучения. В начале в теории обучения отдавалось предпочтение индуктивному методу (обучение от частного к общему), а затем дедуктивному (от общего к частному). Индуктивный метод опирается на личный опыт ребенка.
Джон Дьюи.
Дидактика американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербартисов, вошедшей в противоречие с прогрессивным развитием общества и школы.
В 1895 году Дьюи убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления».
Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение. Ограниченность дидактики Дьюи в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений.
«Прогрессивистская» дидактика Дьюи пыталась решать именно те вопросы, где «традиционная» дидактика Гербарта оказывалась бессильной. В результате были хорошо разработаны «полярные», противоположные решения одних и тех же проблем, дававшие прекрасный результат в отдельные моменты обучения.
Но крайности не могут быть истинными, что вскоре и обнаружилось при анализе достижений обеих систем, которые одинаково не отвечали требованиям быстротекущей жизни. Последовавшие затем исследования были направлены на то, чтобы, сохраняя все лучшее из древней, традиционной и прогрессивистской систем, найти новое решение злободневных вопросов.
Дидактику, занявшуюся этими поисками, назвали новой. Место «книжной учебы» занял принцип активного учения, соновой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности.
Источник: http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/15.html
1 Общие принципы дидактики
Главная Педагогика Основы дидактики Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
. Дидактика как педагогическая наука объясняет диалектику процесса обучения, условия его реализации и совершенствования практики, раскрывает существенные для учебного процесса связи,. В структуре дидактической теории вы иокремлюють следующие компоненты: процесс обучения и его основные виды, содержание образования, цели и задачи образования, принципы и закономерности обучения, методы обучения, формы организации обучения, контроль и эти нювання результатов обучения. Дидактические системы условно разделяют на традиционные, обозначены схематизмом, поиском идеального метода обучения, и педоцентрични, основанные на учете потребностей, интерес в и способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности и мышленияя.
11 Сущность, функции и задачи дидактики
Дидактика является относительно самостоятельной частью педагогики. Она изучает содержание, принципы и методы образования и обучения, конкретизирует общие педагогические закономерности и категории, тесно связана с методиками изучениия
учебных дисциплин, направленная на создание условий для реализации развития личности
Впервые слово»дидактика»появилось в трудах немецкого педагога. Вольфганга. Ратке (1571-1635) и означало»искусство обучения»Английский философ. Фрэнсис. Бэкон (1561-1626) считал дидактику самостоятельной научной сферой и выделил ц из системы философских знаний. Аналогично термин»дидактика»трактовал и чешский педагог Ян-Амос.
Коменский (1592-1670), который назвал свой основной произведение»Великая дидактика»Сущность дидактики он определил как»универсальное искусство учить всего всех»Сначала этим термином обозначали практическую деятельность, а затем постепенно обособленную науку о интегрально-взаимосвязанных ные виды деятельности — преподавания и учениявзаємопов'язані види діяльності — викладання та учіння.
Дидактические процессы возникают из общественной необходимости передать молодому поколению накопленный опыт, важный для развития общества.
Как это осуществить рационально и максимально эффективно для фо ормування личности, является основной проблемой дидактики, которая ставит целью противодействовать стихийной воле случая в процессе обучения.
Основной задачей образования является овладение учеником знаниями, практическими умениями ямы и навыками и способами творческой деятельности. Дидактика призвана ответить на вопрос:»чему учить?». Самостоятельно творческой деятельности).
В древности дидактов основном акцентировали внимание на первых двух вопросах, касающихся деятельности учителя. Проблема развития способностей, познавательной активности и самос тийности, творчества, мотивационной сферы учащихся в процессе обучения (деятельность учения) стала центральной лишь в XIX векеала центральною лише у XIX столітті.
Дидактика изучает содержательную и процессуальную стороны обучения в их единстве: научно обосновывает его содержание, методы и организационные формы, условия реализации, особые преобразования и улучшения практики, ш ищет способы его совершенствования, разрабатывает новые обучающие системы и технологии.
. Дидактика (греч didaktikos — поучительный) — отрасль педагогики, изучающая теорию образования и обучения, его закономерности, функции, категории, формы и методы
. Объектом дидактики является обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу следующим поколениям социального опыта, его творческое воспроизведение, то есть преподавание (деятельность учителя) и учения (познавательная действие яльнисть ученика) существуют в единстве.
Другие взаимосвязи (ученик — учебный материал, ученик — другие ученики, ученик — книга и т.д.) становятся дидактическими настолько, насколько они объединены этими отношениями. Напри клад, книга становится учебником, если она является средством учебной деятельности для учителя и ученика.
Итаке, предметом дидактики связь преподавания и учения, их взаимодействие
Основными функциями дидактики являются:
— теоретическая (диагностическая, прогностическая), которая предусматривает обоснование, систематизация и обобщение педагогического опыта, закономерностей и механизмов развития личности в процессе обучения;
— практическая (нормативная, инструментальная), которая заключается в разработке проекта педагогической деятельности, содержания, методов, форм обучения согласно поставленных дидактических целей. Обе функции тесно вз заемоповьязані.
- Дидактическая теория постоянно развивается. На современном этапе перед дидактикой возникают такие задачи:
- — обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, пути и средства развития познавательной самостоятельности, активности, инициативы учащихся;
- — определить критерии отбора и способы конструирования основных компонентов содержания образования в связи со значительным перегрузкам учебных сложным и второстепенным материалом;
- — исследовать функции и структуру методов и форм обучения;
- — обосновать межпредметные и внутрипредметных связи для актуализации опорных знаний, их систематизации, формирования учебных и практических навыков;
- — обеспечить сбалансированность и личностных целей в процессе обучения;
- — разработать новые технологии обучения
Связи дидактики с другими науками, в частности педагогического цикла, обусловленные общностью закономерностей методов, понятий и взаимопроникновением наук. Существует определенная взаимосвязь дидактики с методиками конкре етних учебных предметов. Она занимается разработкой общетеоретических основ процесса обученияня
(закономерностей, принципов, методов), определяет особенности течения деятельности ученика, а конкретные методики исследуют организацию обучения по отдельным дисциплинам, используя при этом ее теоретические идет.
Дидактика связана с философией, которая является методологической основой для организации научных изысканий и теоретических обобщений практики обучения.
Философия помогает определить перспективу изучения универсал ных связей дидактических явлений, требует анализировать обучения как процессуальное явление, непрерывно развивается, проявлять весь спектр противоречий между деятельностями преподавания и учения и ин.
Проблематика дидактики тесно связана с психологией, в частности педагогической. Дидактические процессы одновременно психологическими. Психология изучает развитие личности под влиянием обучения, особенности ее спо иймання, памяти, мышления, воли, эмоций, формирование мотивационной сферы тощщо.
Связь дидактики теории воспитания состоит в единстве процессов обучения и воспитания, возможности использовать общие закономерности, принципы, методы и формы воспитания, чтобы ученики эффективно овладел девали знаниями, умениями и навыкам.
Знание физиологии позволяют активно и одновременно ответственно и обоснованно»вмешиваться»в процессы формирования личности, учитывая физиологические и гигиенические факторы для организации обучения возможные дидактические потери и перегрузкивантаження.
Дидактика связана с социологией, которая направлена ??на преодоление социальных конфликтов, совершенствование методов управления и социализации личности, изучающая закономерности поведения и деятельности людей,, а также их психологические характеристики.
Знание эстетики помогают строить дидактический процесс на основе гармонической предметной среды, средствами обучения создавать оптимальные условия для п раке и активной познавательной деятельности учащихся, обеспечивать развитие их творческих способностей.
Связь дидактики с кибернетикой позволяет организовывать процесс обучения как систему (совокупность взаимосвязанных овьязаних компонентов), обеспечивать моделирование и оптимальное управление этой системаою.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/osnovi_didaktiki_-_chayka_vm/zagalni_zasadi_didaktiki.htm
Дидактика — это… Что такое Дидактика?
Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.
Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?».
История
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше.
Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский.
В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал К. Д.
Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. В.
Занков Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.
Объект и предмет дидактики
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.
Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
Задачи дидактики:
- описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;
- разработка более современных процессов обучения;
- организация учебного процесса;[1]
- новые обучающие системы;
- новые технологии обучения (например, драмогерменевтика[2] или социо/игровая «режиссура урока»[3]).
Публикации
- Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. — М.: Педагогика, 1982. — 128 с .
- Вильман О. Дидактика как теория образования. / Пер. с нем. Т.1-2. — М.: Тихомиров, 1908. Т.1. — 470 с.; Т.2. — 678 с.
- Гребенев И. В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. — № 1, с.14-21.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского — М.; Л., 1948.
- Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов; Под общ. ред. Б. П. Есипова; — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 518 с.
- Дидактика / Пер. с нем. // Под ред. И. Н. Казанцева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 287 с.
- Дидактика / Под ред. Б. П. Есипова. — М., 1967. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. — К.: Рад. шк., 1987. — 351 с.
- Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. — К.: Рад. шк., 1987. — 351 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дьяченко В. К. Дидактика. Учеб. пособие для сист. повыш. квалиф. работ. образования. В 2-х т. — М.: Народное образование, 2006.
- Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
- Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. — 2-е изд. — Пг., 1915. — 434 с.
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер с нем. — М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. — С.11-106.
- Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. — М.: Высш. Шк., 1986. — 368 с.
- Куринский В. А. Автодидактика. — М.: Культ. учеб.-изд. центр «Автодидакт», 1994. — 391 с.
- Лай В. А. Экспериментальная дидактика / Пер. с нем. — СПб.: Сытин, 1914. — 510 с.
- Левичев О. Ф. Закон сохранения информации в дидактике // Шк. технологии : науч. — практ. журн. — 2009. — N 6. — С. 34-42
- Манжос Б. Основы советской дидактики. — Ч.1. — Аналитика педагогического процесса. — М.: Работник просвещения, 1930. — 332 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. /Пер. с польского. — М.: Педагогика, 1990. — 256с.
- Осмоловская И. М. Дидактика. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
- Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967.
- Рудакова И. Дидактика. — М.: Феникс, 2005. — 256 с.
- Ситаров В. А. Дидактика / Под ред. В. А. Сластенина — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95с.
- Сорокин Н. А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1974. — 221 с.
- Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
- Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб.: Питер, 2004. — 541 с.; ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А. В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
Примечания
Источник: https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/26468