Понятие и роль законодательной процедуры — справочник студента

Законодательная процедура (законодательный процесс) — это установленный в государстве порядок инициирования, разработки, обсуждения и принятия законопроектов, вплоть до вступления в силу этих нормативно-правовых актов.

Особенности законодательной процедуры

По своей сути, законодательная процедура представляет собой серию юридически закрепленных правил, регламентирующих процесс издания законов. Она является основной частью правотворческой деятельности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. В современной России выделяют пять основных стадий этого процесса:

  • 1. подготовка проекта закона и внесение его в Государственную Думу;
  • 2. обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием или отклонением;
  • 3. одобрение или отклонение Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой;
  • 4. подписание или отклонение (применение права вето) документа Президентом РФ;
  • 5. публикация закона.

Помимо основных стадий законодательной процедуры существуют и дополнительные. К ним относятся: повторное рассмотрение Государственной Думой законопроекта, отклоненного Советом Федерации, и повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой законопроекта, отклоненного Президентом России.

Правом законодательной инициативы обладают Президент и Правительство РФ, депутаты, сенаторы, региональные парламенты, высшие органы судебной власти. Все проекты федеральных нормативно-правовых актов рассматривает Государственная Дума.

Каждый законопроект обязательно обсуждается на заседании профильного комитета российского парламента. Кроме того, документ проходит юридическую и лингвистическую экспертизу в Правовом управлении Государственной Думы на соответствие Конституции РФ и действующему законодательству.

Обсуждение каждого законопроекта состоит из трех чтений. В первом из них депутаты рассматривают общую концепцию документа, целесообразность и необходимость его принятия.

В ходе второго чтения внимательно обсуждаются все поправки, поступившие к тексту. В случае одобрения большинством депутатов законопроект принимают за основу.

Третье чтение представляет собой рассмотрение отдельных моментов документа, не влияющих на его главные положения и параметры.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Коммуникативное давление - справочник студента

Оценим за полчаса!

В течение пяти дней после принятия Государственной Думой законопроект направляется в Совет Федерации. В случае его отклонения верхней палатой российского парламента может быть создана согласительная комиссия, и проект снова рассматривается в Государственной Думе.

Получивший одобрение федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания. Глава государства вправе вернуть документ в парламент на доработку или наложить на него вето, воспользовавшись своим правом.

Закон, подписанный Президентом РФ, обязательно должен быть опубликован в СМИ. Это последняя стадия законодательной процедуры. После официального обнародования документ вступает в силу.

Источник: https://studwood.ru/550215/pravo/ponyatie_rol_zakonodatelnoy_protsedury

Законодательный процесс: понятие, сущность, основные стадии (на примере РФ) (стр. 1 из 6)

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ СТАДИИ (НА ПРИМЕРЕ РФ)
  • Содержание:
  • Введение
  • 1. Понятие и сущность законодательного процесса
  • 2. Стадии законодательного процесса
  • 3. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение

Законодательный процесс (законотворчество) — одно из важных направлений работы любого государства.

Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм.

По результатам законотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

Рассматривая вопросы законотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления.

Именно на базе исторического опыта, возможно, высветить основные закономерности законотворческого процесса. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм.

Стабильность общества — гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности — основная цель государства.

В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.

Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов.

Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой.

Данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах.

  1. Цель данной работы — проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
  2. Задачами курсовой работы являются:
  3. — раскрыть понятие законотворчества;
  4. — рассмотреть стадии законотворческого процесса;
  5. — более детально рассмотреть законодательный процесс на примере Российской Федерации.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются основные понятия о законотворческом процесса. Во второй главе детально рассказано о каждой стадии законотворческого процесса. Третья глава посвящена законотворчеству в Российской Федерации.

Литература, используемая в данной курсовой работе, состоит преимущественно из учебников по дисциплинам «Правоведение», «Основы права» и «Теория государства и права» под редакцией или авторством Венгерова А.Б., Марченко М.Н., Матузова Н.И., В.Д. Перевалова и др.

1. Понятие и сущность законодательного процесса

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах — с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении.

Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает.

Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

Говоря о законотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования.

Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям.

В законе часто закрепляется то, — пишет В.Н.Кудрявцев, — что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения»[1].

Закономерно было бы рассматривать законодательный процесс как часть процесса правообразования. Законотворчество — сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом.

Как любой социальный процесс — это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о законотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов.

Читайте также:  Взаимосвязь биологического и социального в личности - справочник студента

Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных право образующих общественных отношений, направление и характер регулирования,

Комплексный подход к правотворчеству требует развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него — к правовым нормам.

Законотворчество – основное звено правотворчества. Правотворчество начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием.

На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы.

Согласно традиционной точке зрения, правотворчество — это деятельность государства, направленная на создание юридических норм.

В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами.

В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Правотворчество — одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах:

Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом.

Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей функции.

Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

Законность правотворчества. Вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего Конституции РФ. Содержание правовых актов не должно быть антиправовым, а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, нормам международного права.

Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Требования этого принципа в том, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни.

С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов; санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Результатом правотворчества могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы президента, постановления Правительства).

Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц и некоторых негосударственных организаций, результатом которой являются исключительно подзаконные акты.

Источник: https://mirznanii.com/a/27151/zakonodatelnyy-protsess-ponyatie-sushchnost-osnovnye-stadii-na-primere-rf

Билет №59. Понятие правовой процедуры и юридического процесса

Наличие процедурных механизмов характерно для социально-нормативного регулирования вообще. Реализация практически всех разновидностей социальных норм нуждается в процедурах и соответствующих процедурных нормах.

Ритуалы, церемониалы, иные обряды — все это виды процедур, связанные с социальной регуляцией.

Вместе с тем процедурность (как и нормативность) нашла наиболее полное выражение в правовом регулировании, где существуют целые процедурные отрасли: гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.

И в этом плане процедурно-правовой механизм выступает как неотъемлемая часть, как важнейший внутренний («специально-юридический») механизм системы правового регулирования. Для последней процедурный механизм имеет сквозное значение: он обеспечивает действие всех ее трех блоков — регулятивного, охранительного, правотворческого.

  • Правовая процедура – законодательно определенный порядок совершения юридически значимых действий.
  • Реализация практически всех социальных норм нуждается в процедурах и соответствующих процедурных нормах.
  • Правовая процедура является системой, которая: а) ориентирована на достижение правового результата; б) состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения; в) имеет модель (программу) развития, установленную на нормативном или индивидуальном уровне; г) постоянно находится в динамике, развитии; д) имеет служебный характер: выступает средством реализации основного, главного для нее правового отношения.

Принципиально важна для понимания юридической процедуры и механизма ее действия категория основного отношения, ради которого процедура возникает, и реализации которого служит.

По признаку основного отношения процедуру в правовой системе можно поделить на материальную, процессуальную и правотворческую.

Первые две разновидности относятся к правореализующим процедурам.

Материальная процедура применительно к своему основному (регулятивному) отношению может быть средством:

  1. а) формирования юридико-фактической основы его возникновения;
  2. б) установления существования отношения;
  3. в) его непосредственной реализации;
  4. г) прекращения отношения.
  5. Процессуальная процедура (процесс) имеет две цели: а) выявление охранительного правоотношения; б) его непосредственную реализацию.
  6. Признаком процедуры является наличие установленного алгоритма действий, посредством которого процедура реализуется.
  7. Модели юридических процедур могут быть как нормативными (которые содержатся в процедурных нормах), так и индивидуальными (то есть установленными правореализующим договором или иным индивидуальным юридическим актом).

В идеале процедурные нормы должны быть того же законодательного уровня, что и основные. Например, если нормы, которые процедура должна обеспечивать, закреплены законом, то и процедура должна быть установлена на уровне закона.

Процедура должна быть доступна. Здесь два аспекта. Первый — это доступность информации о порядке реализации юридических норм. Второй — это доступность которая зависит от простоты порядка обращения в компетентный орган.

Юридическая процедура должна обеспечивать необходимую детализацию поведения.

Нормативная модель процедуры должна определять: а) целевое назначение процедуры; б) тип основных отношений; в) круг лиц, участвующих в процедуре; г) акты поведения, которые могут или должны совершить участники процедуры; д) последовательность совершения актов поведения; е) сроки (время) и место осуществления как отдельных процедурных действий, так и процедуры в целом; ж) правовые средства, обеспечивающие функционирование процедуры.

  • Реализация права нуждается в применении процедурных форм в следующих случаях:
  • ü для регламентации процесса правового принуждения, осуществляемого в рамках охранительных правоотношений;
  • ü для процедурного опосредования тех регулятивных норм, которые вообще не могут быть реализованы без помощи надлежащей процедуры;
  • ü для оптимизации процесса реализации регулятивных норм.
  • Юридический процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юри­дических решений общего или индивидуального характера.

В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.

  1. Юридический процесс – это:
  2. ü это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;
  3. ü это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;
  4. ü это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.
  5. По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процесс зависит от органа. Сказать про законодательный процесс.

Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу.

Теорию юридическо­го процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Горшенев и его научная школа.

Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заин­тересованных в разрешении различных юридических дел иных субъек­тов права.

Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответ­ствующих правовых актах — официальных документах.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/23052.html

Понятие и стадии законотворчества: законодательный процесс

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
  • высшего профессионального образования
  • «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
  • Институт гуманитарного образования
  • Кафедра теории государства и права
  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • по дисциплине «Теория государства и права»
  • на тему:
  • « Понятие и стадии законотворчества: законодательный процесс »
  • Выполнил:

Студент: Махмудов.Р.О.

  1. гр. № 13821/5
  2. Дата сдачи: «__» __________ 201_ г.
  3.                                                                                                          Преподаватель:

                                                                                                           Семенова К.А.

  • Санкт-Петербург
  • 2014 г.
  • Содержание 
  • Введение………………………………………………………………………….3
  • Глава 1 «Понятие законотворчества в современном Государстве» …………6

.1.  Сущность и характеристика законотворчества…………………………17

1.2.  Принципы законотворчества…………………………………………….25

1.3.  Политический фактор законотворчества………………………………..35

Глава 2  « Законодательный процесс » ………………………………………46

2.1.  Понятие и определение законодательного процесса……………………49

.2.  Стадии законодательного процесса………………………………………53

Заключение………………………………………………………………………57

Список использованной литературы………………………………………….59

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. « Сократ: Как ты скажешь, Гиппий, вред или польза для государства закон?
  3. Гиппий: Устанавливается закон, я думаю, ради пользы: иногда же он приносит и вред,                                                                   когда его плохо установили »

Актуальность темы данной курсовой  работы с каждым днем растет, так как именно посредством норм регулируются отношения в нашем обществе. Нормы закреплены в законах и иных нормативных правовых актах. А они в свою очередь являются производной законотворческого процесса.

Законотворческий процесс –это основная составляющая стадии правотворчества 

Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

В юридической литературе можно встретить понятие «процесс законотворчества», которое не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.

С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона.

Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, т.е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.

Именно от самого процесса законотворчества определяется качество закона и иных нормативных правовых актов.

Качество нормативного правового акта является одним из факторов, определяющих уровень качества правового регулирования и правовой системы в целом.

Исследование проблем качества в этой сфере возможно, как мы считаем, только на основании системного подхода. Хотя строго научное понимание системного подхода сложилось преимущественно в философской литературе, его методологическая ценность бесспорна в развитии правовой теории.

 Специфика названного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую целостность.

 Нормативно-правовой акт, помимо соответствия утилитарным целям его разработки и принятия, должен обладать свойствами, обеспечивающими его встроенность в целостную систему правовых актов. 

В современных условиях наиболее совершенными юридическими формами выражения права, позволяющими достигнуть наиболее широких нормативных обобщений, являются нормативно-правовые акты. Среди них важнейшее место занимают законы (конституционные, кодифицированные, текущие).

  • Основными требованиями, предъявляемыми к законодательным актам, являются:
  • правильный выбор формы закона (кодекс и др.) и возможный круг регулируемых им отношений;
  • отражение в нем конституционных идей и принципов;
  • единство и согласованность всей системы законодательства.
  • Законы государства должны строго отвечать правовым принципам,

предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами. С этой точки зрения рассматривается и принцип верховенства правового закона как один из важнейших признаков правовой государственности.

Нормативные юридические акты необходимо отличать от актов применения и толкования права, так как это, прежде всего, акты законотворчества, вводящие в систему права новые нормы, изменяющие действующие и отменяющие устаревшие нормы.

Высшее место в иерархической структуре нормативных правовых актов государства занимают законы. Законы государства характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они создаются в процессе законотворчества представительным (законодательным) органом государственной власти —парламентом, который формируется из представителей народа (депутатов). Этим объясняется легитимность законов.

Во-вторых, законы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам. Закон занимает высшую ступень в иерархии нормативных правовых актов. Положения других нормативных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

В-третьих, законы принимаются при строгом соблюдении процессуального порядка. Особый процессуальный порядок принятия законов предусмотрен Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов, а также регламентами органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

В-четвертых, законы регулируют наиболее значимые сферы общественной и государственной жизни. В данной работе  рассмотрим само понятие законотворчества и его стадии.

Глава 1 « ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ »

Принятие закона состоит из нескольких последовательных стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс.

  1. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
  2. — законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,
  3. — рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
  4. — рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
  5. — рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
  6. — повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,
  7. — повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,
  8. — повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ,
  9. — подписание и обнародование законов Президентом России.

Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

Читайте также:  Классическая электронная теория проводимости друде-лоренца - справочник студента

 Так, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения его верхней палатой или отклонения Президентом РФ, то же самое — в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации и создания двухпалатной согласительной комиссии.

 Однако высший закон РФ и Регламенты палат предусматривают для каждого такого случая порядок, составляющий самостоятельную стадию законодательного процесса.

 В соответствии с Конституцией РФ особый порядок предусмотрен для одобрения в обеих палатах федеральных конституционных законов (ч.2 ст. 108 Конституции РФ –эти законы соответствующим большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию главой страны и обнародованию, т.е. без возможности вето Президента).

Законодательный процесс начинается с законодательной инициативы и предварительного рассмотрения. Право законодательной инициативы — это возможность вносить в законодательный орган предварительные тексты законов.

 Ему корреспондирует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению. Этим, т.е. обязательностью рассмотрения, законодательная инициатива отличается от простого желания конкретного лица, организации и т.д.

 внести свое предложение в парламент, что заблокировало бы его работу. 

Поэтому Конституции и законы ясно очерчивают круг субъектов, обладающих подобным правом. Согласно ч.1 ст.

 104 Конституции РФ, правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — по вопросам их ведения.

Возможна совместная законодательная инициатива субъектов. Особое значение она приобретает для субъектов РФ в связи с наметившимися принципиально новыми подходами их участия в федеральном законотворчестве. Не исключается совместное осуществление законодательной инициативы и другими ее субъектами.

Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует весьма продолжительная работа по его подготовке.

 К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.

 Например, разработка законопроектов, вносимых Правительством России, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочими группами,

Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч.2 ст. 104 Конституции), поскольку Конституция именно к компетенции этой палаты отнесла принятие федеральных законов, функции другой палаты — Совета Федерации — состоят в последующем рассмотрении принятых нижней палатой законов, их одобрении или неодобрении.

Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом Государственной Думы должен сопровождаться: необходимыми обоснованиями, включая финансово-экономическое, когда его реализация требует дополнительных материальных затрат; перечнем нормативных правовых актов, отмена, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона, и другими документами.

Отвечающий всем этим требованиям законопроект регистрируется -контроль за регистрацией осуществляется Комитетом, но организации работы Государственной Думы, — после чего Советом Думы передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов, согласно их предметной компетенции. Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов направляются этим субъектам для дачи предложений и замечаний. Они также могут быть направлены на заключение Правительства РФ, министерств, ведомств, государственных и общественных органов, на научную экспертизу, Причем ряд законопроектов, определенный ч.3 ст. 104 Конституции, может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы.

После предварительного рассмотрения законопроекта комитеты выносят его на рассмотрение нижней палаты. Процедура принятия федерального закона Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях.

В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается оценка концепции законопроекта.

Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По завершении прений Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту с учетом всех высказанных замечаний и предложений.

 В случае принятия законопроекта Дума может установить сроки подачи поправок к нему и внесения его на второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

 В случае решения о принципиальном одобрении законопроекта и продолжении работы над ним (случай первый) он передается на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку.

Источник: http://refleader.ru/jgeqasujgbew.html

Законодательная техника и ее роль в процессе правотворчества

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Понятие и принципы правотворческой деятельности, виды правотворчества
    • 1. 2. Этапы и стадии правотворческого процесса
  • ГЛАВА II. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
    • 2. 1. Сущность законодательной техники и ее задачи
    • 2. 2. Содержание правил законодательной техники
  • ГЛАВА III.

    ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ

    • 3. 1. Законодательная техника в законотворчестве
    • 3. 2. Проблемные аспекты законодательной техники в Конституции РФ и юридическая практика в подзаконном нормотворчестве
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью совершенствования различных аспектов современной законотворческой техники. Огромное число законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в современной России, не обладает совершенством с технической точки зрения.

Не все нормы отличаются ясностью и понятностью, некоторые сформулированы таким образом, что допускают двойное толкование. Серьезной проблемой является наличие в законах многочисленных пробелов и коллизий. Вызывает обоснованную критику содержание многих принимаемых нормативных правовых актов.

Встречаются акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, а также основополагающим международным документам. В первую очередь, это касается регионального уровня правотворчества.

Результатом становится несоблюдение или неточное соблюдение законов, искажение воли законодателя, деформация правоприменительной практики, возрастание правового нигилизма.

В последнее время в отечественной юриспруденции усилился интерес к законодательной технике, все чаще появляются работы, посвященные вопросам ее совершенствования. В то же время, в науке отсутствует единый подход, как к пониманию самого термина «законодательная техника», так и к способам и методам ее совершенствования.

  • Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа теоретических проблем развития законодательной техники показать ее сущность, содержание и современное состояние на федеральном и региональном уровне.
  • Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
  • — разобраться с понятием и принципами правотворческой деятельность, видами правотворчества;
  • — проанализировать этапы и стадии правотворческого процесса;
  • — охарактеризовать сущность законодательной техники и ее задачи;
  • — изучить содержание правил законодательной техники
  • — рассмотреть законодательную технику в законотворчестве;
  • — ознакомиться с проблемными аспектами законодательной техники в Конституции РФ и юридической практикой в подзаконном нормотворчестве.
  • Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере законотворчества и связанные с законодательной техникой.
  • Предметом исследования является законодательная техника на современном этапе развития.

Степень научной разработанности темы исследования. Основы современного подхода к законодательной технике и ее основным понятиям были разработаны учеными советского периода, среди которых можно отметить С. А. Боголюбова, А. С. Пиголкина, Е. А. Пряничникова и других.

Уделяли внимание данной проблеме и классики мировой юридической науки, такие, как Р. Иеринг. В современной научной литературе также существует достаточно большое количество исследований, посвященных проблемам законотворчества и законодательной техники. В этом плане надо отметить труды Ю.

Г. Арзамасова, В. М. Баранова, С. В. Бахвалова, Л. М. Бойко, О. Н. Булакова, А. В. Васильева, Н. А. Власенко, А. А. Деревнина, С. А. Жинкина, М. Ф. Казанцева, Х. И. Кайтаевой, П. Ю. Каратеева, Т. В. Кашаниной, Д. А. Керимова, С. В. Полениной, Н. И. Хабибуллиной, М. В. Чинновой, А. Н.

Шепелева и других.

Теоретической основой исследования послужили работы по теории и истории права таких авторов, как И. А. Исаев, С. А. Комаров, В. В. Лазарев, О. Э. Лейст, М. Н. Марченко, Р. С. Мулукаев, В. С. Нерсесянц, А. С. Пиголкин, Е. А. Скрипилев, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров, О. И. Чистяков и другие [21, «https://referat.bookap.info»].

Методологической основой исследования послужил общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, компаративный и другие.

Научная новизна работы определяется тем, что в работе на основе комплексного исследования теоретических проблем законодательной техники сформулированы новые выводы и положения.

Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное исследование обладает теоретической и практической значимостью. Выводы исследования расширяют представление о сущности законодательной техники, об исторических особенностях ее развития в России и могут быть использованы в последующих научных исследованиях.

Научная разработка проблемы исследования представляет большой практический интерес, способствует творческому использованию накопленного в исследуемый период опыта в современных условиях при совершенствовании действующего законодательства и законотворческого процесса. Материалы диссертации могут послужить основой для создания учебных пособий, а также использованы в процессе преподавания курсов истории отечественного государства и права и теории государства и права студентам юридических факультетов.

В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрено правотворчество как особый вид государственной деятельности, суть которого состоит в создании, изменении норм права, а так же в прекращении их действия.

Вторая глава рассказывает о законодательной технике как системе правил, приемов, способов и средств создания, совершенных по форме и содержанию нормативных правовых актов.

В третьей главе изучены проблемные аспекты законодательной техники в процессе правотворчества, среди которых «низкое качество законопроекта», быстрота принятия закона, низкий уровень профессионализма у законодателя и другие.

Структура работы определяется логикой поставленных задач. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.

Показать весь текст

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.// Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. № 2171 — [Электронный ресурс] — Режим доступа: Справочно-правовая система Гарант
  4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 1999 г. 11-О по запросу Ванинского суда Хабаровского края о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР // Российская газета. 1999. 23 марта.
  5. Алексеев, С.С. Общая теория права / С. С. Алексеев. Т. 2. — М.: Юристъ, 2010. — 624 с.
  6. Бергман, Г. Дж., Рей, Ч. Дж. Римское право и общее право Европы / Г. Дж. Бергман // Государство и право. — 2004. — № 12. — С. 104.
  7. Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. — М.: Кнорус, 2009. — 812 с.
  8. Васильев, Р.Ф. Законодательный процесс: понятие, институты, стадии / Р. Ф. Васильев. — М.: Кнорус, 2008. — 268 с.
  9. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. — М.: БЭК, 2008. — 453 с.
  10. Власенко, Н.А. Язык права / Н. А. Власенко. — Иркутск: Право, 2008. — 314 с.
  11. Григонис Э.П. Теория государства и права: Курс лекций / Э. П. Григонис. — СПб.: Питер, 2009. — 430 с.
  12. Гукасян, Р.Е. Концепция слияния прав и обязанностей и административно-командные методы управления / Р. Е. Гукасян // Сов. государство и право. — 1989. — № 7. — С. 29−32;
  13. Дмитриевцев, К.Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / К. Н. Дмитриевцев. — Н. Новгород, 1994. — 40 с.
  14. Жени, Ф. Законодательная техника в современных гражданско-правовых кодификациях / Ф. Жени // Журнал министерства юстиции. — 1996. — № 8. — С. 125.
  15. Иванов, В.В. «Сложносоставные» субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования внутренних отношений / В. В. Иванов. — Красноярск: Красн. гос. аграрный ун-т, 2008. — 130 с.
  16. Ивлев, Ю.В. Логика для юристов: Учебник / Ю. В. Ивлев. — М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 2010. — 420 с.
  17. Иеринг, Р. Юридическая техника / Пер. с нем. Ф.С. Шендор- фа. — СПб.: Сфера, 2009. — 361 с.
  18. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации/ Отв. редактор А. В. Иванченко. — М.: НОРМА, 2009. — 410 с.
  19. Ильюк, Е.В. Законодательная техника построения диспозиции статьи уголовного закона: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е. В. Ильюк. — Свердловск, 1989. — 52 с.
  20. Исаков, В.Б. Выступление на международном семинаре «Подготовка и принятие законов в правовом государстве» (Москва, 28−29 апреля 1997 г.) / В. Б. Исаков. — М.: Издание Государственной Думы, 1998. — 102 с.
  21. Керимов, А.Д. Понимание парламентаризма и перспективы его развития в России. / А. Д. Керимов // Гражданин и право. -2002. -№ 7/8. -С.30.
  22. Конституционное законодательство России / К. М. Кривник. — М.: Городец. Формула права, 2009. — 96 с.
  23. Кругликов, Л.Л. О средствах законодательной техники в уголовном праве / Л. Л. Кругликов // Проблемы юридической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. — Ярославль.: Дом книг, 2010. — С. 4.
  24. Кузнецова, Н.Ф. О законодательной технике в уголовном праве / Н. Ф. Кузнецова // Вестник Московского университета. — 2004. — № 4. — С. 52.
  25. Магомедов, С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества / С. К. Магомедов // Адвокат. — 2006. — № 11. — С. 52.
  26. Михалева, Н.А. Конституционные реформы в республиках — субъектах РФ / Н. А. Михалева // Государство и право. — 2005. — № 4. — С. 3−10.
  27. Нашиц, А. Правотворчество. Теория и законодательная техника / А. Нашиц. — М.: БЭК, 2009. — 317 с.
  28. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории государства и права / В. С. Нерсесянц. — М.: Кнорус, 2010. — 358 с.
  29. Общая теория права. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — 532 с.
  30. Оксамытный, В.В. Проблемы сравнительного правоведения / В. В. Оксамытный // Теория государства и права. — М.: Сфера, 2008. — С. 185.
  31. Окуньков, Л.А., Рощин, В.А. Вето Президента / Л. А. Окуньков. — М.: Городец. Формула права, 2009. — 194 с.
  32. Панько, К.Г. Методология и теория законодательной техники в праве России / К. Г. Панько. — В.: Сфера, 2009. — 182 с.
  33. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: Учебник / А. С. Пиголкин. — М.: Городец, 2008. — 562 с.
  34. Проблемы юридической техники / Под ред. В. М. Баранова. — Н. Новгород: Класс, 2008. — 302 с.
  35. Прудников, А.С. Муниципальное право России: Курс лекций / А. С. Прудников. — М.: МЮИ МВД РФ, 2009. — 415 с.
  36. Тихов, Д.В. О некоторых актуальных проблемах организации законодательной деятельности представительных органов власти (парламентов) в субъектах Российской Федерации. / Д. В. Тихов // Законность. — 2009. -№ 44. — С.32−35.
  37. Тихомиров, Ю.А. Публичное право / Ю. А. Тихомиров. — М.: БЕК, 2009. — 266 с.
  38. Тихомиров, Ю.А. Теория закона / Ю. А. Тихомиров. — М.: Юристъ, 2009. — 513 с.
  39. Тихомиров, Ю.А., Котелевская, И.В. Правовые акты / Ю. А. Тихомиров. — М.: Юринформцентр, 2009. — 358 с.
  40. Ушаков, А.А. Методологические основы и законодательный метод в советском правотворчестве // Ученые записки Перм. гос. ун-та (юрид. науки) / А. А. Ушаков. — Пермь.: Лекс, — 2010. — 306 с.
  41. Черданцев, А.Ф. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Кнорус, 2008. — 536 с.

Заполнить форму текущей работой

Источник: https://referat.bookap.info/work/48751/Zakonodatelnaya-texnika-i-ee

Ссылка на основную публикацию