Общие основы педагогики — справочник студента

Здесь можно купить и скачать «Е. Колычева — Общие основы педагогики. Шпаргалка» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Иностранные языки, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Общие основы педагогики - Справочник студента

Описание и краткое содержание «Общие основы педагогики. Шпаргалка» читать бесплатно онлайн.

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Общие основы педагогики». Материал изложен последовательно, четко, в объеме, соответствующем задачам книги.

Пособие поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично».

Г. Г. Марков, Е. Г. Колычева

Общие основы педагогики. Шпаргалка

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Непрерывные и разрывные функции - справочник студента

Оценим за полчаса!

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук.

На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами.

Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогки является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.

Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание».

Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения.

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:

  • 1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;
  • 2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;
  • 3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций;
  • 4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности;
  • 5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;
  • 6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;
  • 7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно—технического и кадрового обеспечения;
  • 8) разработку системы профессионально—педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.;
  • 9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

10) подготовку научно—педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.

Педагогика – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.

2 ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

С момента зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического интереса педагогики были дети, педагоги, семья.

Сегодня педагогика не может ограничиваться рамками детства и школы. В связи с новыми реалиями и изменившимися условиями жизни людей педагогика должна охватывать всю структуру общественной жизни.

Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности.

Личность человека в педагогике рассматривается с различных позиций: социологической (личность в социуме), психологической (особенности психологии возраста), биологической (особенности физического развития).

У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида.

Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности.

Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики.

Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее педагогических свойств: воспитанности, образованности и развитости.

Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований.

  1. Педагогика подходит к личности не как к пассивному объекту, наполняемому социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, несущему личную ответственность за свою жизнь.
  2. Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.
  3. Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.

3 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.

Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

  • Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.
  • Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
  • Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.

Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.

Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование».

Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.

  1. Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой—либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.
  2. Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.
  3. Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Общие основы педагогики - Справочник студента
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/621755-e-kolycheva-obshchie-osnovy-pedagogiki-shpargalka.html

Читать

Юлия Михайловна Войтина

Шпаргалка по общим основам педагогики

1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Отрасль педагогики является одной из самых древних и имеет свое начало вместе с началом существования общества.

Только благодаря развитию производственной, духовной и социальной сторон общества и передачи опыта своим потомкам стало возможно говорить об общественном прогрессе.

Чем больше накапливало опыта человечество, тем более сложной становилась возможность передавать его потомству, теперь для передачи опыта необходимо специально организованное воспитание, которое осуществляло бы целенаправленную передачу подрастающему поколению опыта человечества.

Важнейшей предпосылкой развития общества стали образование и воспитание, которые стали неотъемлемой потребностью общества.

В определенный момент развития общества воспитание стало осуществляться как общественная функция,т. е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых является обучать и передавать опыт, накопленный человечеством.

Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Тогда педагогом был раб, который обязан был присматривать за детьми господина, сопровождать их в школу.

Дословно педагог, а тогда пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) и обозначал «детоводитель». И только намного позже педагогами стали называть людей, которые обучали детей, а также занимались их непосредственным воспитанием.

Следовательно, именно от этого слова и получила свое название педагогика как наука о воспитании.

Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук.

Таким образом, педагогика стала самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет и объект исследования. Традиционно для того времени педагогика определяется через воспитание. Ю.К. Ба-банский определил педагогическую науку как науку о воспитании, а ее функцией назвал воспитание общества. Б.Т.

Лихачев считал, что функцией педагогики являются определенные законы процесса воспитания. А вот В.П. Беспалько считает, что педагогика – это наука, в которой накоплен опыт передачи знаний человечества и методов воспитания нового поколения. Но В.

Безрукова отмечает, что предметом педагогики являются воспитательные отношения, которые обеспечивают развитие человечества.

Все мнения отличаются друг от друга, но только в одном они схожи: педагогика – это наука о воспитании.

Но уже в конце XX в. педагогическая наука стала основной категорией образования. Следовательно, предмет педагогики – это образование как реальный целостный предмет, который целенаправленно организуется в специальных социальных институтах, таких как семья, образовательные учреждения, культурно-воспитательные учреждения.

Таким образом, педагогика как наука сформировалась в XVII в. из ряда философских наук. Наука о воспитании стала больше внимания уделять именно образованию, поэтому педагогика стала выступать как наука, изучающая сущность, закономерности педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Читайте также:  Деление комплексных чисел - справочник студента

2. КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории имеют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы выстраивают их в одно целое. Так и для педагогики существуют свои категории: образование, воспитание, обучение, развитие.

Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося мировоззрения.

Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.

Педагогика же как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности, тенденции, перспективы развития, технологию воспитания, содержание, формы, методы, принципы.

А вот развитие каждого человека осуществляется через воспитание.

Развитие – это последовательный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное.

Важнейшая функция воспитания – это передача новому поколению накопленного человечеством опыта. А вот передается он с помощью образования. Образование из всех известных категорий является самым многосмысловым. Оно может означать цель, средство, деятельность, результат, тенденцию и т. д.

Поэтому образование – это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков.

С другой позиции образование определяется как социальный институт, развитие которого связано с различными факторами, а также с условиями существования общества. Следовательно, образование – это организованная система внешних условий, которая создается в обществе для развития человека.

Через специально созданные образовательные учреждения происходит развитие человека с использованием процесса освоения опыта и его воспроизводства, с их помощью человек включается в систему социально допустимых норм и одобряемых образцов существования.

Существует общее и специальное образование. Общее образование дает фундамент знаний, умений и навыков для получения специального образования. И общее, и специальное образование может быть начальным, средним и высшим.

Современное понимание образования раскрывается в Законе РФ «Об образовании» 1992 г.

В образовании выделяется процесс непосредственной передачи знаний, умений и навыков – это обучение.

Обучение – это непосредственная передача знаний, умений и навыков при взаимодействии педагога и учащегося. Процесс обучения включает в себя две части: преподавание, когда осуществляется передача знаний, умений и навыков, и учение, когда происходит осмысление полученной информации.

При осуществлении всех категорий люди вступают между собой в определенные отношения, которые называются воспитательными отношениями.

Воспитательные отношения – это отношения между людьми, направленные на развитие человека с помощью воспитания, образования и обучения.

Таким образом, в педагогике выделяют следующие категории: воспитание, обучение, образование и развитие. Взаимодействуя между собой, они направлены на развитие человека.

3. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Существуют два вида задач педагогики: научные и практические задачи. Научные задачи направлены на теоретические исследования в области педагогической науки, а практические осуществляют образование и воспитание учащихся в процессе обучения и воспитания.

Главной задачей педагогики является задача осуществления закономерностей в областях воспитания, управления образовательными и воспитательными системами образования.

Закономерности в педагогике связаны с преднамеренно созданными, а также существующими условиями и полученным результатом. В качестве полученных результатов выступают такие понятия, как обученность, воспитанность, развитость личности обучающегося.

Также в состав задач педагогической науки входит задача изучения и обобщения практики и опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой, поэтому каждый педагог-практик имеет свои методы воздействия на учащихся.

Многие педагоги-практики создают новые педагогические технологии, однако ни одна технология не может быть предложена без теоретического обоснования.

Роль педагогической науки состоит в том, чтобы проникнуть в педагогическую технологию педагога-новатора и предложить ее для педагогов, для дальнейшего использования данной технологии в образовании.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=185772&p=1

Основы общей педагогики | Издательство ПИМУ

Учебное пособие

М.В. Ликеева

2009 год

Предисловие

В Нижегородской государственной медицинской академии с целью совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих врачей и менеджеров системы здравоохранения читаются лекции по педагогике. Фундаментом подготовки в этом направлении является предлагаемое учебное пособие, дающее представление о теоретико-методологических основах рассматриваемой дисциплины.

Пособие состоит из трех глав.

Первая глава является базовой и дает представление об основных концептуальных парадигмах педагогического процесса — когнитивно-селективной (цели образования и воспитания задаются социумом) и личностно-ориентированной (базируется на гуманистическом подходе, акцентирующем внимание на интересе и мотивации развивающегося человека, а, следовательно, на самообразовании и самовоспитании). В этой главе рассматриваются также типовые модели организации педагогического процесса в рамках каждой парадигмы.

Вторая глава посвящена рассмотрению учебно-познавательной деятельности как системы. Здесь выделены ее структурные компоненты, описаны процессуальная логика и типология участников педагогического процесса.

Третья глава раскрывает процедурно-операциональную сторону педагогического процесса, закономерные связи и отношения, существующие между его участниками.

Здесь же рассматривается процесс педагогического общения и структура самосознания профессионала, предоставляется возможность выделить общее и специфическое в процессах образования, обучения и воспитания, определить пути их совершенствования.

Необходимо отметить, что в данном пособии представлена общая картина педагогики как науки.

В зависимости от уровня подготовленности студентов, от профиля факультета и заинтересованности слушателей преподаватель при проведении лекционно-семинарских занятий может более подробно остановиться на рассмотрении конкретной педагогической проблемы, а также порекомендовать студентам соответствующие источники информации.

Автор выражает надежду, что базовый теоретический материал, представленный в пособии, окажет влияние на формирование методологической культуры, развитие мышления медицинского работника, поможет анализировать опыт собственной профессиональной деятельности, требующей формализованного взаимодействия и целесообразного общения с пациентами, подчиненными и коллегами.

Введение

Философия определяет общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов, поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа считают методологической основой педагогики.

Общая педагогика — это теоретическая система педагогических наук, исследующих педагогические знания, теорию и практику, методы и функции, место педагогики среди других наук.

В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) общие основы; 2) дидактика (теория обучения); 3) теория воспитания; 4) школоведение. Названные разделы в последние десятилетия стали большими самостоятельными отраслями знаний.

Дидактика — часть общей педагогики, теория образования и обучения, которая раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков; определяет объем и структуру содержания учебных курсов, совершенствует методы и организационные формы учебного процесса.

Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеждений, анализирует закономерности и перспективы воспитательного процесса, а также организацию межличностного общения; изучает методы воспитания людей с различными интеллектуальными особенностями, волевыми проявлениями, чертами характера, специфичными мотивами и интересами. Направления воспитания: трудовое, нравственное, умственное, правовое, эстетическое и физическое.

Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания и специфику учебной деятельности внутри определенных возрастных групп: от рождения до взрослости.

Предмет изучения возрастной педагогики – закономерности, методы, средства, технологии организации учебно-воспитательной работы на различных ступенях онтогенеза.

В ее компетенции – и закономерности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях всех типов.

1. Ясельная педагогика — изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

2. Дошкольная педагогика — представляет особую науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в семьях.

3. Педагогика школы (общеобразовательной) — исследует образовательные модели различных цивилизаций, формаций, государств, дает возможность судить о взаимовлиянии школьного дела и социальных процессов.

Обращает внимание на вопросы управления образованием, организацию учебно-воспитательного процесса, работу отдельных образовательных учреждений; рассматривает содержание и методы организации управления школьным делом; отражает процесс руководства системой народного образования со стороны государства, разрабатывает принципы организации школьного дела.

4. Педагогика высшей школы — изучает закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях, проблемы получения высшего образования в современных условиях.

5. Андрогогика — педагогика взрослых — изучает особенности образования и обучения трудоспособного населения в период зрелости. Основные идеи воплощены в концепции непрерывного образования.

6. Педагогика третьего возраста — разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пожилого воз- раста.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на освоение новых технологий, повышение квалификации, профессиональную переподготовку.

Военная педагогика исследует особенности воспитательного процесса в специфических условиях ведения военных дейст- вий. Раскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

  • Социальная педагогика рассматривает процесс формирования нормативной личности в конкретных социальных условиях, сосредотачивая внимание на причинах возникновения отклонений поведения и возможностях ресоциализации деви- антов.
  • В социальной педагогике выделяют такие отрасли, как семейная, пенитенциарная (перевоспитание правонарушителей), профилактическая.
  • Коррекционная (специальная) педагогика (дефектология) изучает сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными наличием физического или психического недостатка.

Исторически первыми возникли такие направления коррекционной педагогики, как сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. На современном этапе дефектология обращена не только к учащимся с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, но и к тем, у кого диагностированы нарушения речи, задержка психического развития, двигательные нарушения, аутизм.

1. Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших).

Изучая особенности развития детей с недостатками слуха, сурдопедагогика разрабатывает основы построения специального учебно-воспитательного процесса, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений.

2. Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения, осуществляет компенсацию, коррекцию и восстановление нарушенных функций при слепоте и слабовидении.

Разрабатывает содержание, методы и организационные формы специального образования, трудовой и профессиональной подготовки учащихся при разных формах нарушения зрения и определяет структуру специальных (коррекционных) образовательных учреждений; построение специальных учебных планов, программ и учебников, частных методик обучения.

3. Олигофренопедагогика (от греч.

oligos — малый, phren — ум) — наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта, определяет принципы, содержание и методы обучения и воспитания умственно отсталых детей на основе индивидуального подхода к различным типам нарушений интеллекта, разрабатывает систему и структуру специальных учреждений. В олигофренопедагогике применяются общие методы воспитания и обучения с учетом задач коррекционно-воспитательной работы и особенностей развития умственно отсталых детей.

Сравнительная педагогика — область педагогической науки, изучающая в сравнительном аспекте состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах, а также соотношение общих тенденций с национальной и региональной спецификой; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта.

Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Основная цель этнопедагогики — соблюдение образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в полиэтническом государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, национального самосознания.

Особые отрасли педагогики составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Источник: https://medread.ru/osnovy_obshhej_pedagogiki/

Общие основы педагогики | Социальная сеть работников образования

Общие основы педагогики

        План лекции:

        1. Объект, предмет и функции педагогики.

        2. Основные педагогические категории.

        3. Педагогика и другие науки о человеке.

        Содержание лекционного материала

        1. Объект, предмет и функции педагогики.

        Что называют педагогикой?

        С древнегреческого языка дословный перевод данного слова обозначает «детовождение» (от слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести).

 Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и дома.

И только потом роль педагога изме7нилась и само понятие стало употребляться совершенно в другом смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать его, воспитывать, помогать в личностном становлении, духовном и физическом развитии личности.

        Потребность передавать знания и культурные ценности от поколения к поколению сделали педагогику важной общественной наукой, изучающей особенности отбора, адаптации к особенностям ребенка и передачи социального, историко-культурного опыта от старших к младшим.

        Сегодня объектом педагогики, также как и многих других гуманитарных, общественных наук, считают человека, человека развивающегося.

Непрерывное развитие  свойственно как отдельному человека, так и всему обществу – все больше усложняется социальный опыт, убыстряются процессы старения и появления новых знаний, новых способов деятельности, новых технологий, которые оказывают серьезное влияние на изменение образа жизни людей, их культурного мировосприятия.

        Предметом педагогики принято считать воспитание, понимаемое в широком смысле как процесс передачи накопленного человечеством социального опыта от старших поколений к младшим. По-другому, предметом определяется педагогический процесс, который представляет собой процесс обучения и воспитания человека на всех его жизненных этапах (в течение всей его жизни).

        Существует не одно определение педагогики как науки, раскрывающее особенности предмета ее изучения, например:

  1. Педагогика – это наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального становления;
  2. Педагогика – это наука, представляющая собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе;
  3. Педагогика – наука и сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

        Кроме этого педагогику необходимо рассматривать как особую сферу социальной деятельности человека, которая направлена на воспитание человека, на организацию его образования как фактора и средства развития личности в течение всей жизни.

Каждый человек в той или иной степени занимается педагогической деятельностью: воспитывает своих детей, родителей, друзей и коллег по работе.

Но эту деятельность нельзя назвать профессиональной и научно обоснованной, здесь в больше степени проявляется знания и умения человека, его жизненный опыт, авторитет  и личностные качества, возможности влияния на других людей.

Читайте также:  Понятие и роль законодательной процедуры - справочник студента

        Профессиональная педагогическая деятельность, в отличие от непрофессиональной, бытовой, строится на знаниях педагогических проблем и явлений, технологиях и опыте педагогической деятельности.

Она направлена на решение педагогических проблем и задач, возникающих в сфере образования и воспитания. С одной стороны, это искусство управления деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним.

С другой стороны, это технология решения педагогических задач, выбор оптимальных способов воздействия и взаимодействия с развивающейся личностью.

        Известный русский педагог К.Д.

Ушинский по этому поводу сказал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и умений необходимы еще и специальные знания».

        Различают следующие функции педагогики: общетеоретическую, прогностическую и практическую (или прикладную, технологическую).

Общетеоретическая функция заключается в выявлении закономерностей и принципов организации педагогического процесса – наука должна объяснять по каким законам, при каких условиях и почему возникают и изменяются те или иные педагогические явления, факты, процессы.

        Прогностическая функция состоит в обосновании развития педагогической действительности и образования.

Какие знания и личностные качества будут в будущем востребованы в обществе? Каким должен стать современный человек? Это очень сложные вопросы, ведь от поступления в школу и до получения высшего образования проходит около 15 лет.

В это время меняется мир, культура, знания, технологии и профессии – зрелый человек вступает в мир новый, незнакомый его родителям и педагогам в начале пути его развития.

        Практическая (прикладная, технологическая) функция заключается в усовершенствовании педагогической практике, появлении или повышении значения отдельных педагогических методов, средств, форм обучения и воспитания.

Ведь когда-то педагогике были неизвестны и печатная книга 9учебник), и компьютер с возможностями использования мультимедийных учебных пособий и дистанционного образования, и Единый государственный экзамен с одинаковыми заданиями для всех обучающихся нашей страны, и многое другое.

        Этапы развития педагогики можно рассматривать на всем протяжении развития общества. Основой для педагогических знаний и педагогических мыслей послужили отдельные суждения и высказывания философов, культурных деятелей, священнослужителей и народа в целом. Народная мудрость закрепилась в виде пословиц, поговорок, крылатых выражений, народного фольклора. Например:

  •         «Повторенье – мать учения»,
  •         «Наука не пиво, в рот не вольешь»,
  •         «Корень ученья горек, да плод сладок»,
  •         «Век живи – век учись» и многие другие.

        Известные люди своего времени оставляли свои потомкам наставления и поучения, представляющих некий свод правил или рекомендаций. В трудах древнегреческих, древнеримских, византийских и восточных мудрецов можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании человека.

        Демокрит писал, что «хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы … воспитание перестраивает человека и создает природу».

        Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Он также говорил о себе: «Я знаю, что я ничего не знаю», развивая мысль о бесконечности познания человеком окружающего мира и самого себя.

        Сенека считал, что образование заключается не просто в простом заучивании (зубрежке): «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».

        Дальше развитие педагогики двигалось через письменность и появление печатной книги, сделавшей знания более доступными и менее дорогостоящими. В это же время появились первые истинно педагогические произведения, автором самого известного из которых стал Я.А. Коменский, обобщивший существующий педагогический опыт в своем сочинении, названном «Великой дидактикой».

Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, разработал стройную систему всеобщего образования, предложил классно-урочную систему обучения, по которой мы учимся до сих пор. Коменский верил в расцвет человеческой личности, развитие которой должно достигаться  посредством образования и воспитания.

Он писал: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».

        К двадцатому веку педагогика устоялась как наука и практика обучения и воспитания человека и стала активно обогащаться историческими, социологическими, культурологическими знаниями.

Появилось понимание образования и воспитания как социального феномена, связи воспитания с идеями государственности и национальности, возникли идеи элитного образования, свободного воспитания, идеи индивидуализма в воспитании человека и многое другое.

Стали выделяться отдельные направления педагогической науки, такие как теория обучения, теория воспитания, история педагогики и другие.

        2. Основные категории педагогики

Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

  1. Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей  от старших поколений младшим.
  2. Развитие  — процесс количественных и качественных изменений в человеке (психике человека).
  3. Образование (как процесс) — процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). [Закон РФ “Об образовании”]
  4. Методология педагогики — учение об организации образовательной (педагогической) деятельности.
  5. Методы педагогики (методы педагогических исследований) – это способы получения научной информации о педагогических явлениях с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
  6. Методы теоретические  — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.
  7. Методы эмпирические  — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, рейтинг, самооценка, шкалирование, эксперимент и др.
  8. Образование (как процесс) — процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). [Закон РФ “Об образовании”]
  9. Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития, подготовку к выполнению социальных ролей.
  10. Педагогический процесс — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
  11. Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
  12.         3. Педагогика и другие науки о человеке
  13.         Сегодня педагогика, пройдя длительный путь становления и развития, превратилась в целую систему педагогических наук. Основу педагогики как научной дисциплины, изучающей общие закономерности воспитания и обучения человека, является общая педагогика, которая традиционно включает следующие разделы:
  1. Общие основы педагогики,
  2. Теорию обучения (дидактику),
  3. Теорию воспитания,
  4. Управление образовательными системами.

Особую группу педагогических наук составляет возрастная педагогика, изучающая специфику педагогического процесса внутри определенных возрастных групп.

В нее можно включить и ясельную педагогику, и дошкольную педагогику, педагогику школы (общего образования), педагогику высшей школы, андрагогику (педагогику взрослых) и даже стала развиваться педагогику третьего возраста (для людей пенсионного возраста).

Кроме этого, выделяется отраслевая педагогика, классифицирующая педагогические науки по какой-либо стороне человеческой деятельности или отрасли общественного производства. К этой группе относится военная педагогика, инженерная педагогика, педагогика туризма, спортивная педагогика, театральная педагогика, музейная педагогика, музыкальная педагогика, производственная педагогика и другие.

Также к педагогическим дисциплинам относятся история педагогики, сравнительная педагогика (занимается сравнением образовательных систем в разных странах мира), специальная педагогика (исследует обучение и воспитание детей с проблемами здоровья и ограниченными возможностями), этнопедагогика (связана с основами национальных особенностей воспитания человека), социальная педагогика, педагогическая психология и другие.

Крайним уровнем дифференциации педагогических наук выступают отдельные частные или предметные методики (технологии) обучения и/или воспитания.

Они связаны либо с отдельными подходами к организации обучения и воспитания ребенка (вальдорфская педагогика, педагогика М.

Монтессори, метод проектов), либо со спецификой преподавания конкретных учебных предметов и дисциплин (методика преподавания математики, методика преподавания психологии и т.п.).

Педагогика как наука активно развивается во взаимодействии со многими другими науками, такими как философия, социология, психология, этика и эстетика, экономика, биология, медицина, кибернетика и информатика, этнография, математика.

На грани этих взаимосвязей появились смежные науки, такие как педагогическая психология, социальная педагогика, философия образования, педагогическая антропология.

Современными авторами развиваются новые направления педагогической мысли, например, на пересечении педагогики и менеджмента предлагается идея создания управленческой антропологии, изучающей педагогические особенности взаимодействия людей в коллективе, в процессе совместной профессиональной деятельности.

Литература

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.
  2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2003.
  3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  4. Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. – М., 2000.

Источник: https://nsportal.ru/vu/vuz/pedagogicheskie-nauki/pedagogika/obshchie-osnovy-pedagogiki

Скачать учебные пособия по педагогике

Правообладателям

Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Щукина Г.И. (1979, 160с.)

Введение в педагогическую аксиологию. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. (2003, 192с.)

Введение в педагогическую деятельность. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. (2007, 160с.) 

Введение в педагогическую деятельность.  Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. (2002, 268с.)

Введение в педагогическую деятельность.  Роботова А.С., Леонтьева Т.В. и др. (2002, 208с.)

Введение в педагогическую деятельность. Практикум. Орлов А.А., Агафонова А.С. (2004, 256с.)

Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. (2004, 224с.)

Готовые решения для родителей. Чуракова Р.Г., Соломатин А.М. (2014, 64с.)

Дидактика.  Ситаров В.А. (2004, 368с.)

Дидактические основы методов обучения. Лернер И.Я. (1981, 186с.)

Инновационные педагогические технологии. Активное обучение.  Панфилова А.П. (2009, 192с.) 

История педагогики.  Джуринский А.Н. (2000, 432с.)

История педагогики.  Латышина Д.И. (2005, 603с.)

Классному руководителю.  Под ред. Рожкова М.И. (2001, 280с.)

Краткий курс педагогики. Микрюков В.Ю. (2011, 240с.)

Математическая статистика в педагогике.  Афанасьев В.В., Сивов М.А. (2010, 76с.)

Общая и профессиональная педагогика. Бухарова Г.Д., Мазаева Л.Н., Полякова М.В. (2003, 297с.) 

Общая педагогика.  Голованова Н.Ф. (2005, 320с.)

Общая педагогика.  Смирнов В.И. (2002, 304с.)

Общие основы педагогики. Виненко В.Г. (2008, 298с.)

Общие основы педагогики. Краевский В.В. (2005, 256с.) 

Оптимизация процесса обучения.  Бабанский Ю.К. (1977, 256с.) 

Основы обучения. Дидактика и методика. Краевский В.В., Хуторской А.В. (2007, 352с.)

Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Селиванов В.С. (2000, 336с.)

Основы педагогического мастерства. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. (2003, 288с.) 

Основы педагогического мастерства. Якушева С.Д. (ОГУ; 2004, 230с.) (Уч. пособие для вузов)

Основы педагогического мастерства.  Якушева С.Д. (2008, 256с.) (Учебник для ссузов)

Педагогика.  Бордовская Н.В., Реан А.А. (2006, 304с.)

Педагогика. Под ред. Загрековой Л.В., Николиной В.В. (НГПУ; 2011, 232с.) 

Педагогика.  Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др. (2004, 432с.)

Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. (2006, 608с.; 1998, 640с.)

Педагогика.  Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. (2007, 576с.)

Педагогика.  Харламов И.Ф. (1999, 520с.)

Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов.  Подласый И.П. (2006, 365с.)

Педагогика в схемах и таблицах.  Волынкин В.И. (2008, 282с.)

Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. Коджаспирова Г.М. (2008, 256с.)

Педагогика высшей школы.  Пионова Р.С. (2002, 256с.)

Педагогика высшей школы. Новый курс.  Андреев А.А. (ММИЭИФП; 2002, 264с.)

Педагогика и практическая психология.  Басова Н.В. (2000, 416с.)

Педагогика и психология высшей школы. Буланова-Топоркова М.В., Самыгин С.И. и др. (2002, 544с.) 

Педагогика. Краткий курс.  Ефремов О.Ю. (2009, 256с.) 

Педагогика. Краткий курс. Харламов И.Ф. (2002, 560с.) 

Педагогика. Курс лекций.  Лихачев Б.Т. (2010, 647с.)

Педагогика. Курс лекций.  Пешкова В.Е. (АдыгГУ, 2010, 804с.)

Педагогика начального образования. Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. (2005, 592с.)

Педагогика начальной школы.  Подласый И.П. (2008, 474с.)

Педагогика. Новый курс. В 2 кн.  Подласый И.П. (1999; 576с., 256с.) 

Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С.А. (2000, 512с.)

Педагогика понимания. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. (2007, 192с.) 

Педагогика современной школы. Курс лекций.  Сивашинская Е.Ф. (2009, 212с.)

Педагогические технологии. Борытко Н.М., Соловцова И.А. и др. (2006, 59с.)

Педагогические технологии. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. (2004, 336с.)

Педагогический словарь. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. и др. (2008, 352с.)

Прикладная педагогика воспитания. Щypкoвa Н.Е. (2005, 366с.) 

Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. (2006, 384с.)

Сборник методических разработок «Педагогическая копилка-2014». (2014, 260с.)

Сборник методических разработок «Педагогическая копилка-2015». Выпуск 1. (2015, 313с.) 

Сборник методических разработок «Педагогическая копилка-2015». Выпуск 2. (2015, 180с.)

Сборник методических разработок «Педагогическая копилка-2015». Выпуск 3. (2015, 290с.) 

Слагаемые педагогической технологии.  Беспалько В.П. (1989, 192с.)

Словарь по педагогике. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. (2005, 448с.)

Современные образовательные технологии.  Селевко Г.К. (1998, 256с.)

Современные способы активизации обучения.  Панина Т.С., Вавилова Л.Н. (2008, 176с.)

Современные средства оценивания результатов обучения.  Звонников В.И., Челышкова М.Б. (2007, 224с.)

Современные средства оценивания результатов обучения.  Самылкина Н.Н. (2007, 172с.)

Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В. и др. (2007, 192с.)

Социальная педагогика.  Мудрик А.В. (2007, 224с.)

Теория и методика обучения.  Кукушин В.С. (2005, 474с.)

Теория обучения.  Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. (2003, 384с.)

Теория обучения. Современная интерпретация.  Загвязинский В.И. (2001, 192с.)

Точка опоры. Шаталов В.Ф. (1987, 160с.)

Тренинг педагогического общения. Морева Н.А.(2003, 304с.) 

Тренинг педагогического общения. Панфилова А.П. (2006, 336с.)

Управление образовательными системами. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. (2007, 384с.)

Управление образовательными системами. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. (2002, 320с.)

Учителю о педагогическом общении. Кан-Калик В.А. (1987, 190с.)

Шпаргалка по педагогике.  Вигман С.Л. (2005, 40с.)

Шпаргалка по педагогике (для педагогов). Беликова Е.В., Елисеева Л.В., Буслаева Е.М. (2010)

Энергоинформационная педагогика.  Подласый И.П. (2010, 424с.)

Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т.  Селевко Г.К. (2006, 816с.+ 816с.)

.

Источник: https://uchebnik.alleng.me/edu/ped2.htm

Ссылка на основную публикацию