Московский университет
имени С. Ю. Витте
- РЕФЕРАТ
- по дисциплине «Психология и педагогика»
- на тему «Образование
как система и процесс»
Выполнил: Маркелов В.В .
Группа: УЗДт 23.1/Б-11
Проверил: Горбачев В.Т.
- Москва
- 2013г.
- Содержание
- Введение 3
- Модели образования 4
- Цели образорвательной системы 6
- Образование как процесс 8
- Заключение 12
- Список литературы 13
Введение
Образование — специальная
сфера социальной жизни, создающая
внешние и внутренние условия
для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, т.е. многоуровневое пространство, создающее условия для развития личности.
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.
Образование как социальная система — сеть образовательных учреждений страны — детских садов (дошкольных образовательных учреждений), школ, училищ, вузов.
Содержательно понятие «школа» сегодня, как правило, обозначает тип образовательной системы или здание, в котором размещается учебное заведение. На латинском языке «школа» (schol) означает лестницу, ступеньки которой ведут вверх.
На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной спецификой и носящие разные названия: «Школа радости», «Школа Френе», «Гуманитарная школа», «Математическая школа», «Музыкальная школа», «Художественная школа», «Спортивная школа», «Экономическая школа», «Школа жизни» и т.д.
Точно так же и содержание понятия «Университет» воспринимается не только как тип высшего учебного заведения. Миссия университета издревле состояла в обучении молодого человека совокупности всех видов знаний.
С давних времен университет был очагом мудрости, выполнявшим несколько задач: университет не только сохранял, искал и передавал имеющиеся в обществе научные знания, возвышенные духовные и культурные ценности. Исторически именно в университетах рождалось новое знание, формировалась научная теория.
В настоящее время слово «университет», так же как и «школа», обладает общекультурным смыслом.
Модели образования
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства.
Строится она по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы.
При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.
2. Традиционная модель образования — это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого.
Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации.
Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.
В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.
3. Рационалистическая модель образования предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу.
В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры.
При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.
4. Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.
5. Не институциональная модель образования. ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.
- Основные элементы образования как конкретного образовательного учреждения — это:
- 1) цели образования;
- 2) содержание
образования; - 3) средства и
способы получения образования; - 4) формы организации
образовательного процесса; - 5) субъекты и объекты образовательного процесса;
- 6) образовательная среда;
- 7) результат образования, то есть уровень образованности человека в данном учебном заведении.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательные цели — это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.
Цели образовательной системы
Цели
образования:
1. Развитие индивида, его личностных способностей, которые нужны ему и обществу.
2. Обеспечение эффективного самообразования за пределами образовательных систем.
Цели
образования определяются политикой государства, учебными заведениями.
Цели образования — это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна с помощью сложившейся системы образования.
Это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, умений, навыков и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.
Цели образовательной системы — это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.
Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения.
В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склонности.
Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и определяют цель образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.
- Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры можно понимать как совокупность:
- — системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
- — опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
- — опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
- — опыта ценностного отношения к миру.
Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в
окружающем мире. Усвоенные способы
деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию.
Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности.
Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала.
Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает.
Эта составляющая определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в
соответствии с его потребностями
и мотивами.
В образовательном
учреждении содержание образования — это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения.
Образование
как процесс
Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период.
Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке.
В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого.
Немаловажный фактор здесь — атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.
- На современном этапе можно выделить следующие характеристики образования как процесса:
- — Гуманизация.
- — Диверсификация.
- — Интеграция.
- — Внедрение новых технологий.
- — Формирование творческой личности, индивидуализация.
- — Многоуровневость.
- — Стандартизация.
- — Информатизация.
- Принципы формирования содержания образования:
- — Научность.
- — Последовательность.
- — Систематичность.
- — Историзм.
- — Соответствие возрастным возможностям.
- — Связь с
жизнью, актуальность. - Образование как процесс реализуется в учебных заведениях.
Основания для развития образования — новые концепции и модели на уровне государства, региона, учебного заведения, новые образовательные стандарты. Это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися.
Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.
Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Источник: https://student.zoomru.ru/psih/obrazovanie-kak-sistema-i-process/247236.1971464.s1.html
Образование как процесс
Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период.
Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижении цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке.
В этом процессе взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого.
Немаловажный фактор здесь — атмосфера и среда, в которой осуществляется образовательный процесс: хороши взаимоотношения между всеми субъектами образовательного процесса, постоянный пример добросовестности и творческих усилий со стороны педагога, его помощь и доброжелательность ко всем обучающимся и вместе с тем рациональная эффективная организация учения, создание атмосферы творческого поиска и напряженного труда, стимулирование к самостоятельности и постоянная поддержка интереса к учению и др.
- Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:
- двусторонность взаимодействия педагога и ученика;
- направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;
- единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;
- взаимосвязь всех структурных элементов: цели-содержания образования и средств достижения образовательных задач — результата образования;
- реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.
- Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека — это результат реализации всех функции образовательного процесса в их единстве.
- Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.
Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.
Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению.
На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.
Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного пpоцесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности.
Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования.
Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое высшее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата +2 года магистратуры).
Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.
Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие — в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.
Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Образовательный процесс имеет диалектический характер.
Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем — через совершенствование сложившейся образовательной системы.
В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.
- Основания для развития образования — это новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.
- Развитие образования может быть предметом особых деятельностей, а именно:
- проектирования и моделирования новых образовательных учреждений;
- программирования управленческих действий в сфере образования;
- прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере образования;
- сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуаций в содержании образования и воспитания молодого поколения.
Образование — процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны родителей учащихся. Однако формы и способы управления у них разные.
В процессе получения образования того или иного типа человек может достигать определенного уровня и качества.
Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования.
Каждый уровень подтверждается государственным документом — свидетельством об окончании начальной или средней школы, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.
Начальное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека.
Начальный уровень высшего образования в Украине, как и во многих других странах мира, можно получить в специализированном колледже. Полное высшее образование человек получает только после успешного окончания вуза. По закону «Об образовании» к высшим учебным заведениям Украины относят институт, академию и университет.
Наряду с этим в Украине после окончания вуза возможно продолжение образования, получаемого в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.
Соответственно, при успешной защите магистерской, кандидатской и докторской диссертации специалист, как при обучении, так и при самообучении и самостоятельной научно-исследовательской работе, получает диплом магистра, кандидата или доктора наук по конкретной специальности, известной из классификатора специальностей в Украине.
В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности.
При изучении уровня образованности будущего специалиста с высшим образованием у студента вуза оценивается уровень образования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавра и магистратуры.
Образованный человек — это не только знающий и умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. Еще Н.Г. Чернышевский выделял такие качества образованного человека, как обширные знания привычку мыслить и благородство чувств. Однако понятие «образованный человек» — культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного человека для всех стран и континентов.
Источник: https://studbooks.net/1906914/pedagogika/obrazovanie_protsess
Педагогика: тезисы лекций и практические занятия | Тема 10. Образование как система и процесс
Образование как система. Модели образования. Содержание образования. Образование как процесс. Принципы формирования содержания образования.
Образование — специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, т.е. многоуровневое пространство, создающее условия для развития личности.
Образование как социальная система — сеть образовательных учреждений страны — детских садов (дошкольных образовательных учреждений), школ, училищ, вузов.
Выделяют следующие модели образования:
- Государственная ведомственная модель.
- Традиционная модель (Ж. Мажо, Д. Равич) — модель систематического классического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого.
- Рационалистическая (П. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую организацию обучения, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу, это практикоориентированное, например, технологическое образование).
- Феноменологическая (А. Маслоу, К. Роджерс) транслирует гуманистическую парадигму образования, учитывает индивидуальные психологические особенности личности, предполагает персональный характер обучения. Отвергает взгляд на школу как образовательный конвейер.
- Неинституциональная (П. Гудман, Л. Бернар) ориентирована на организацию образования вне образовательных институтов с помощью Internet, дистанционного обучения.
Основными элементами образования как учебно-воспитательной системы (по И.П. Радченко) являются цели, содержание, методы, средства, формы, образовательная среда, результаты образования.
Цели образования:
- Развитие индивида, его личностных способностей, которые нужны ему и обществу.
- Обеспечение эффективного самообразования за пределами образовательных систем.
Цели образования определяются политикой государства, учебными заведениями.
Цели образования — это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна с помощью сложившейся системы образования.
Это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, умений, навыков и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.
Содержание образования составляют:
- Система знаний о природе, обществе и себе.
- Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений.
- Опыт творческой, поисковой деятельности.
- Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это нормы отношения к миру, себе, другим людям, включающие в себя не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, гуманистические отношения, проявляющееся в поведении.
Носители содержания образования:
- Государственный образовательный стандарт — обязательный нормативный документ, включающий в себя федеральный, региональный, национальный компоненты содержания образования. Определяет также максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников и др.
- Базисный учебный план — нормативный документ для конкретного образовательного учреждения. Содержит перечень изучаемый предметов, последовательность и сроки их изучения, минимальное и предельное количество часов по каждому предмету и т.д.
- Учебная программа — нормативный документ, определяющий содержание по каждому учебному предмету, объем времени на изучение предмета и отдельных тем. Составляется педагогом, преподающим данный учебный предмет.
- Учебники, в том числе электронные, сеть Интернет и т.д.
Можно выделить ряд общих принципов построения содержания образования: учета социальных условий и потребностей общества, соответствия содержания образования целям выбранной модели образования, структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне, единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения и другие. Эти принципы претерпевают изменения со временем, дополняются новыми. Таким образом, система образования — открытая, развивающая, эффективная система, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем. Ориентирована на будущее и постоянно обновляется целями, содержанием и т.д.
Образование как процесс — отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период.
На современном этапе можно выделить следующие характеристики образования как процесса:
- Гуманизация.
- Диверсификация.
- Интеграция.
- Внедрение новых технологий.
- Формирование творческой личности, индивидуализация.
- Многоуровневость.
- Стандартизация.
- Информатизация.
Принципы формирования содержания образования:
- Научность.
- Последовательность.
- Систематичность.
- Историзм.
- Соответствие возрастным возможностям.
- Связь с жизнью, актуальность.
Образование как процесс реализуется в учебных заведениях.
Основания для развития образования — новые концепции и модели на уровне государства, региона, учебного заведения, новые образовательные стандарты. Это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися.
Литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб.: ПИТЕР, 2000.
- Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. — М., 2000
- Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Просвещение, 1997.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. Пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Леднев В.С. Содержание образования. — М.: Просвещение, 1989.
- Лебедев О.Е. Неупокоева Н.И. Цели и результаты школьного образования: методические рекомендации. — СПб.: СПГУПМ, 2001.
- Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999.
- Гершунский Б.С. Философия образования. — М., 1998. — 432 с.
- Битинас Б.П. Введение в философия воспитания. — М., 1996. — 135 с.
Источник: http://vaniorolap.narod.ru/theme10.html
Образование как система и процесс
Диверсификация — это широкое многообразие учебных
заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация — это ориентация образовательной
системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению.
На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.
Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного пpоцесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности.
Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования.
Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень — общее высшее образование (2 года), второй уровень — базовое высшее образование — бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата +2 года магистратуры).
Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
Информатизация
образования связана с широким
и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.
Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие — в связи с доступностью для
системы образования и относительной
простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.
Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов
во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывность означает не образование, полученное раз
и навсегда, на всю жизнь, а процесс
постоянного образования-самообразования
человека в течение всей жизнедеятельности
в связи с быстро меняющимися
условиями жизни в современном
обществе.
Образовательный процесс имеет диалектический характер.
Поэтому развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем — через совершенствование
сложившейся образовательной системы.
В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между
социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.
Основания для
развития образования — это новые
концепции и модели образования
на уровне государства или конкретного
региона и отдельных образовательных
учреждений; новые государственные
образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы
и формы финансирования; новые
системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной
сферы.
Образование — процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов
конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны
родителей учащихся. Однако формы
и способы управления у них
разные.
В процессе получения
образования того или иного типа человек может достигать определенного
уровня и качества.
Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и
высшего образования.
Каждый уровень
подтверждается государственным документом — свидетельством об окончании начальной
или средней школы, справкой о
прослушанных курсах в высшем учебном
заведении или дипломом о высшем образовании.
Начальное образование
представляет фундамент, на котором
основаны все последующие уровни образования современного человека.
В оценке уровня образованности школьника выделяют уровень элементарной грамотности, функциональной грамотности, предметной и методологической компетентности.
При изучении уровня образованности будущего специалиста с высшим образованием у студента вуза оценивается уровень
образования в сфере гуманитарных и социально-экономических дисциплин, естественнонаучных дисциплин, блока
дисциплин общепрофессионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образования, уровень бакалавра и магистратуры.
Образованный
человек — это не только знающий и
умеющий человек в основных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем
развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение
и нравственные принципы, а понятия
и чувства получили благородное
и возвышенное направление.
То есть образованность предполагает и воспитанность
человека. Еще Н.Г. Чернышевский выделял
такие качества образованного человека, как обширные знания привычку мыслить
и благородство чувств.
Однако понятие «образованный человек» — культурно-историческое, так как в разные эпохи и
в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание.
В современных
условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание образованного
человека для всех стран и континентов.
Заключение
Образование может
рассматриваться как социокультурный феномен, объект практики и научного исследования, а также как звено социальной практики.
С позиции практики важно знать специфику всей системы
образования на уровне страны, конкретного
региона и отдельного образовательного учреждения. Эта специфика проявляется
в моделях образования, в образовательных
целях, содержании образования, формах, видах и качестве получения образования.
- Цели и содержание как системообразующие любого вида и уровня образования определяются государственной политикой, раскрываются в образовательном стандарте и конкретизируются в реальном образовательном процессе на уровне каждой образовательной системы и каждой учебной дисциплины.
- Основная форма
организации образовательного процесса в школе — урок, в вузе — лекция и
практическое занятие. - Плодотворность
образования определяется степенью реализации целей и образовательного стандарта, типом, качеством и уровнем
образования. - Наука, объектом которой является образование, вычленяется
в самостоятельное направление — эдукологию. - Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретной образовательной системы человек
на протяжении всей жизни включен
в процесс самообразования.
- Литература
- А. А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум «Психология и педагогика». — Спб.: Питер, 2000.
- Б.С. Гершунский «Менталитет и образование». — М., 1996.
- В.Б. Миронов «Век образования». — М.: Педагогика, 1990.
Источник: https://www.turboreferat.ru/psychology/obrazovanie-kak-sistema-i-process/113555-585999-page2.html
Образование как ценность, система, процесс и результат
- Образование в педагогике понимается как:
- – ценность развивающегося человека и общества;
- – процесс или социальное явление;
- – результат;
- – система.
Наиболее часто используется понятие процесса образования. Существует несколько подходов к трактовке данного термина.
Один из них представляет его как тождественный понятию воспитания в самом широком смысле этого слова (именно этот подход будет принят нами как базовый). Однако термин «воспитание» исторически более ранний, в трудах философов, классиков педагогики (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и др.) и в некоторых современных исследованиях (Б.Т. Лихачев, Н.В. Бордовская и др.
) используется именно он. В этом случае образование определяют как часть воспитания, становления личности, связанную с передачей-освоением опыта предшествующих поколений, накопленного в виде знаний, умений, навыков и способов деятельности (здесь практически совпадают понятия образования и обучения).
Руководствуясь Законом «Об образовании», мы будем понимать образование как всеобщую категорию, включающую воспитание (в узком смысле этого слова) и обучение.
Итак, образование – это целенаправленный общественно-исторический процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта; процесс приобщения, включения детей в жизнь общества.
В этом смысле понятие образования сближается с понятием социализации.
Но если социализация предполагает становление личности под влиянием всего спектра воздействий (факторы социализации могут быть управляемыми и неуправляемыми), то образование – процесс целенаправленный.
И с этой точки зрения образование можно рассматривать как механизм управления социализацией (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов), функциями которого являются, во-первых, упорядочивание всего спектра влияний на личность и, во-вторых, создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.
Образование как результат традиционно означает достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Вероятно, здесь правильнее было бы говорить об образованности человека как совокупности не только его знаний и умений, но и личностных качеств.
Образованный – это человек с высоким уровнем развитых способностей, человек, у которого сформированы мировоззрение, определенные нравственные принципы, ценностные ориентации и личностные качества. Областью существования этого образования является внутренний субъективный мир человека.
Образование как система есть совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, а также сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. В каждой стране под влиянием исторических, культурных, социальных особенностей, в результате деятельности научных и политических структур сложилась своя, отличная от других, система образования.
Источник: https://students-library.com/library/read/96246-obrazovanie-kak-cennost-sistema-process-i-rezultat
Учебный процесс в ВУЗе
Организация образовательного процесса в вузе базируется на федеральном и местном законодательстве, в частности, «Государственном образовательном стандарте». Принимая за основу положения данного закона, разрабатываются учебные программы, а затем и планы всех образовательных учреждений, в том числе и университетов.
Учебный процесс в университете значительно отличается от обучения в школе. Место традиционного «урока» занимают самые разные формы и методы обучения. Так, наиболее приближенным к привычному уроку можно назвать лекцию и практические занятия.
На лекциях студенты получают теоретические знания, а на практиках учатся применять их в жизни.
Правда, в современной ситуации, когда интернет-технологии позволяют получить практически любую информацию, лекции приобретают не познавательную, а скорее мотивационную и даже воспитательную функции, являясь, тем самым, одним из методов учебно-воспитательного процесса в вузе.
Практические занятия предполагают решение конкретных задач, анализ материала, выполнение графических работ.
Особенности учебного процесса в ВУЗе
Следующие методы учебного процесса применяются по большей части только в высших учебных заведениях:
- семинарские занятия. На этих занятиях студенты самостоятельно готовят доклады или сообщения, озвучивают их перед аудиторией и затем обсуждают вместе с учащимися или преподавателем;
- дискуссия, диспут. Это обсуждение или даже научный спор по заранее заданной теме;
- мозговой штурм. В рамках этого вида занятия студенты генерируют как можно больше идей по заданной проблеме. Задачей данного метода является раскрепощение творческой мысли.
Все эти методы образовательного процесса в вузе призваны развить логическое мышление, способность работать с большим количеством материала, выбирать главное, отстаивать свою точку зрения.
Современная организация учебного процесса в вузе предполагает большую долю (до пятидесяти процентов) самостоятельной работы студентов. К методам самостоятельной работы относятся такие типы занятий, как лабораторные работы, выполнение курсовых и других самостоятельных творческих работ. Особенное значение самостоятельные и практические работы имеют для творческих профессий.
Управление образовательным процессом в ВУЗе
Ещё одним методом обучения, как это ни странно, является контроль. Существуют самые различные виды контроля: текущий, тематический, рубежный или итоговый. В учебном процессе университета больше развиты рубежная и итоговая аттестации знаний.
Текущий контроль осуществляется лишь некоторыми преподавателями, но в большей степени не используется совсем.
Именно поэтому вчерашние школьники, привыкшие к постоянному контролю, опросам и самостоятельным работам, чувствуют большую свободу в университете, а потому запускают учёбу и часто проваливают первую сессию.
Мне нравится
Источник: https://StudyNote.ru/studgid/studylife/uchebnyy_protsess_v_vuze/
Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система
Шанц Е. А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 383-386. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1857/ (дата обращения: 23.03.2020).
Успешное развитие туристской индустрии определяется качеством профессиональной подготовки специалистов, способных выдержать конкуренцию на рынках труда в сфере туристско-экскурсионной деятельности.
В современной науке понятие «профессиональная готовность» связывается с профессиональным обучением и отражает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности.
Однако необходимо отметить, что подготовка к профессиональной деятельности не может ограничиваться только овладением будущими специалистами туристской индустрии процессуальной стороной профессиональной деятельности.
Необходима также целенаправленная деятельность по формированию и развитию профессионально — и личностно-значимых качеств, обеспечивающих эффективность избранной деятельности.
Поэтому мы рассматриваем профессиональную подготовку студентов вуза как целостную педагогическую систему, функционирование которой предполагает создание условий для развития личности будущего специалиста в сфере туристско-экскурсионной деятельности.
Педагогическая система понимается как «определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами»[3, с.341].
К основным характеристикам любой системы относят: оптимальность (выбор наилучшего, наиболее соответствующего определенным условиям и задачам варианта построения и функционирования системы); структурность (выделение компонентов системы, их упорядочение и классификацию); функциональность (выделение в качестве компонентов функций, регулирующих отношения и связи в системе); интегративность (результат объединения компонентов системы в целостность на основе выделения системообразующих компонентов, способствующих сохранению и функционированию целого).
В качестве необходимых и достаточных компонентов системы профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере туристской индустрии можно выделить структурные и функциональные компоненты.
Системообразующим компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов выступает цель подготовки – формирование готовности к профессиональной деятельности.
При этом готовность рассматривается как сложное интегративное личностное качество, характеризующее активно-действенное субъективное состояние личности и мобилизованность сил для выполнения поставленной профессиональной задачи.
Данная цель реализуется в целостном образовательном процессе вуза, направленном на решение задач профессионального развития будущих специалистов в сфере туристско-экскурсионной деятельности и отражающем различные аспекты их профессионального становления.
Большинство авторов включают в состав готовности к профессиональной деятельности такие компоненты, как знания, умения и навыки, а также личностные характеристики специалиста.
С учетом этого мы выделяем в составе готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности три взаимосвязанных аспекта: личностный; когнитивный и праксикологический, характеризующие соответственно нравственно-психологическую, теоретическую и практическую готовность к профессиональной деятельности.
Обобщение выделенных положений дает возможность выделить структурные компоненты системы профессиональной подготовки студентов вуза: когнитивный, деятельностный и личностный.
Когнитивный компонент отражает информированность студента о сущности и содержании избранной профессии, о требованиях к личности специалиста данного профиля, а также уровень знаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Личностный компонент характеризует степень нравственно-психологической готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности.
Он отражает степень сформированности ценностных ориентаций, интереса к избранной специальности, удовлетворенности ее результатами, уровень развития мотивации профессиональной деятельности и участия в деятельности по самосовершенствованию.
Деятельностный компонент готовности отражает степень практической готовности будущего специалиста в сфере туризма к профессиональной деятельности.
Данные компоненты отражают целостный характер феномена готовности к профессиональной деятельности и диалектическую взаимосвязь его составляющих, что дает основание рассматривать их как необходимые и достаточные для сохранения и развития системы профессиональной подготовки будущих специалистов к избранной специальности. Интеграция данных компонентов способствует достижению поставленной цели – обеспечению качественной подготовки специалистов, формированию у них готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в сфере туристско-экскурсионной деятельности.
Профессионализм туристского менеджера оценивается двумя составляющими: способностью руководить и владением общими данными о предлагаемых услугах.
Ведущими специалистами туристского бизнеса отмечается, что менеджеры и сотрудники туристских компаний владеют теоретическими знаниями, но в тоже время недостаточный уровень практического опыта работы в условиях реальной туристской структуры увеличивает время адаптации специалиста к практической деятельности. Отсюда следует, что эффективное решение указанной проблемы возможно на базе студенческого экскурсионного бюро (СЭБ). При этом определяющим является обеспечение практической направленности деятельности бюро и устойчивая мотивация обучающихся в вузе по выбранной специальности. Для достижения этой цели необходима систематизация форм и методов деятельности СЭБ в условиях вуза, ключевыми элементами которой являются: менеджмент, делопроизводство, работа с клиентами, работа с кадрами, маркетинг, реклама, анализ финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет. Это обеспечит развитие у студентов организационных способностей, гибкости мышления, способности руководить, инициативности, склонности к творчеству, корректности, коммуникабельности.
Нами выявлены принципы организации практической деятельности студентов в условиях экскурсионного бюро, сущность которых сводится к следующему: принцип интеграции и дифференциации, предусматривающий включение студентов в различные виды деятельности, формирующие общие профессиональные знания и последующий выбор узконаправленного вида деятельности в соответствии с конкретными функциями реально занимаемой должности; принцип преемственности, непрерывности и последовательности, предусматривающий реализацию деятельности студентов, как старших, так и младших курсов вуза, включающий иерархию должностей и профессиональных видов труда; принцип самостоятельности принятия решений и деятельности внутри бюро при методическом и деловом взаимодействии с администрацией вуза и ее подразделениями.
Разрабатывая модель деятельности студенческого экскурсионного бюро, мы старались усилить практическую направленность содержания работы на формирование готовности будущего специалиста туристского бизнеса, включать студентов в более активную профессиональную деятельность.
Студенческое экскурсионное бюро возникло в 2009 г. на базе факультета социального образования ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт».
Студенческое экскурсионное бюро – это не только учебная фирма, это реальная организационная структура, призванная оказывать туристские услуги, охватывающая все аспекты туристского бизнеса, это реальный процесс создания турпродукта в условиях существующего рынка спроса и предложения.
СЭБ имеет цели:
- содействие в социализации, адаптации и включении в общественную и социальную жизнь школьников, студентов вуза;
- формирование профессиональных умений и навыков в области туристско-экскурсионной деятельности;
- формирование профессионально важных качеств личности будущих специалистов в области туриндустрии;
- взаимодействие школ города и района с вузом, при котором реализуется экскурсионная деятельность в рамках изучения соответствующих предметов, например, таких как: краеведение, история, география и т.д;
- осуществление и организация культурного досуга студентов, расширение их знаний в области истории и культуры города, района, области, истории вуза;
- организация взаимодействия с отделом образования города с целью расширения базы реализации дополнительной специализации «Образовательный сервис» студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм».
Содержание студенческого экскурсионного бюро представляет систему выработки профессиональных знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует лучшему усвоению теоретического материала, формированию профессионально-значимых качеств, развитию интереса к конкретному виду профессиональной деятельности. Содержание работы СЭБ нашло свое выражение в различных учебно-методических документах.
Преподаватели института активно участвуют в работе бюро. Это участие заключается, в основном, в чтении лекций, проведении практических занятий, в организационно-методических мероприятиях. Такое непосредственное участие преподавателей в деятельности СЭБ, на наш взгляд, существенно повышает профессионально-образовательный и методический уровень деятельности бюро.
В результате анализа имеющегося опыта (Апакова Ю.П., Красюк Е.Р.) и выполненных нами исследований выявлены основные направления деятельности учебной фирмы в условиях вуза, отвечающие требованиям эффективной адаптации студентов к практической деятельности:
-
организация и проведение бесплатных экскурсий для школьников города и района, студентов вуза, клиентов комплексного центра социального обслуживания населения города;
-
организация и проведение бесплатных анимационных программ для школьников города и района, студентов вуза, клиентов комплексного центра социального обслуживания населения города;
-
организация и проведение платных туристских маршрутов для всех желающих;
-
ответственность за организацию, качество подготовки и проведения экскурсий, анимационных программ, туристских маршрутов, обслуживание туристов и экскурсантов;
-
использование автотранспорта вуза, а в случае необходимости аренда автотранспорта в других транспортных предприятиях;
-
систематическое обновление портфеля экскурсовода: разработка тематики экскурсий, туров, анимационных программ; путевой информации, методических разработок, подготовка индивидуальных текстов;
-
разработка рекламной продукции;
-
проведение маркетинговых исследований спроса населения на турпродукт;
-
работа в тесном контакте с культурно-просветительными учреждениями, музеями, архивами, учебными заведениями;
-
участие в научно-практических студенческих конференциях, совещаниях по вопросам туристско-экскурсионной деятельности;
-
ведение необходимой финансовой деятельности в соответствии с Положением о студенческом экскурсионном бюро.
Таким образом, необходимо отметить, что профессиональная подготовка студентов к работе в туристическом бизнесе представляет собой сложное целостное образование, ядром которого является понимание значимости субъект-субъектных отношений в профессиональной туристской деятельности, сформированность профессионально-значимых качеств личности, а также определенная совокупность специальных знаний и умений, определенный опыт их использования на практике.
Литература:
-
Апакова Ю.П. учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого туристско-экскурсионного бюро : дисс….канд.пед.наук. – Сходня : РМАТ, 2002.
-
Красюк Е.Р. профессиональная подготовка студентов туристского вуза в условиях экскурсионного бюро : дисс…….канд.пед.наук : Москва, 2002.
-
Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А.Мижериков; под общ. ред.П.И.Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, студенческое экскурсионное бюро, будущий специалист, туристско-экскурсионная деятельность, туристская индустрия, туристский бизнес, профессиональная подготовка будущих специалистов, практическая готовность, практическая деятельность, учебная фирма.
Успешное развитие туристской индустрии определяется качеством профессиональной подготовки специалистов, способных выдержать конкуренцию на рынках труда в сфере туристско—экскурсионной деятельности.
О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса.
Современные условия жизни способствуют активному развитию туристской индустрии и сферы сервиса.
Межотраслевой комплекс индустрии туризмаявляется катализатором развития различных секторов экономики, а туристская хозяйственная деятельность — сложный процесс, который охватывает отрасли материального и нематериального производства…
туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма. Мировая практика свидетельствует, что…
Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная… Апакова Ю.П. учебно-производственная практика студентов туристского вуза в условиях студенческого туристско—экскурсионного бюро : дисс….канд.пед.наук.
Маркетинговое исследование структуры индустрии туризма показало, что она состоит из предприятий, выпускающих товары и предоставляющих услуги для сферы туризма: гостиничные комплексы, предприятия питания, транспортные фирмы, экскурсионные, туристские бюро и…
профессиональная подготовка, разработанная модель, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка будущих, экскурсионная деятельность, туристическое направление…
окружающая среда, комплексное туристское обслуживание, туризм, профессиональная готовность, специалист, рекреационно-экологическая подготовка, рекреационная деятельность, профессиональная деятельность…
При преподавании иностранных языков в вузе туристского профиля необходимо учитывать особенности будущей профессиональной деятельности студентов, которая собственно должна влиять на подбор учебно-речевого материала…
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1857/