Методы, ориентированные на задачи и технологии — справочник студента

В статье рассматриваются возможности использования профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием в реализации профессиональной направленности обучения математике как необходимой составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов финансовой сферы.

Ключевые слова: профессионально ориентированные задачи, профессиональная направленность обучения математике, профессиональная компетентность, математическая модель, математическое моделирование экономических процессов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Необходимой составляющей профессиональной деятельности современного специалиста финансовой сферы является использование математического аппарата для решения различных экономических задач.

Исследование таких задач требует применения математического моделирования экономических объектов, явлений и процессов, использования количественных методов обработки данных, различных вычислительных средств.

Это определяет особую роль математической подготовки будущего экономиста в системе подготовки в высшей школе.

В связи с этим организация обучения математике студентов-экономистов требует ориентации на использование профессионально направленных подходов и технологий обучения, позволяющих проектировать образовательный процесс как максимально приближенный к предстоящей профессиональной деятельности.

  • Профессиональная направленность обучения математике предполагает такое содержание учебного материала и такую организацию его усвоения, которые не нарушают системной логики построения курса математики и позволяют моделировать познавательные и практические задачи профессиональной деятельности экономиста.
  • Реализация профессионально направленного обучения математике студентов экономических вузов связана с решением трех основных проблем [1]:
  • —       определение его целей и содержания,
  • —       отбор средств организации усвоения содержания,
  • —       повышение мотивации изучения математики.

Определение целей и содержания математической подготовки будущего экономиста в условиях профессионально направленного обучения, то есть решение первой проблемы, должно происходить с учетом целей и содержания его профессиональной деятельности.

При условии сохранения логической целостности изучаемой математической дисциплины содержание необходимо обогащать профессионально ориентированным материалом, т. е. материалом, касающимся объектов будущей профессиональной деятельности экономиста (производственных процессов, функционирующих рынков, хозяйствующих агентов, финансовых и информационных потоков).

Интегративный характер математики позволяет соединить математическую и профессиональную подготовку будущего экономиста посредством включения такого материала.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Мотивационный процесс - справочник студента

Оценим за полчаса!

Решению второй задачи, связанной с поиском методов и приемов реализации профессиональной направленности обучения математике, будет способствовать использование средств, позволяющих моделировать элементы профессиональной деятельности экономиста.

Важнейшим из них, на наш взгляд, является метод математического моделирования реальных экономических процессов и явлений. Математическое образование будущего экономиста призвано обучать умению строить модели, математические по форме, экономические по содержанию.

Использование метода математического моделирования способствует развитию интеллектуальных умений, личностных свойств, обеспечивающих выполнение основных видов деятельности в профессиональной сфере.

Поскольку для студентов экономических направлений подготовки математика не является профилирующей дисциплиной, то многие студенты изучают математические дисциплины формально, воспринимают их как абстрактные, знание которых не понадобится ни при последующем изучении специальных дисциплин, ни в будущей профессиональной деятельности. Применение метода математического моделирования позволяет раскрыть экономический смысл математических понятий, показать универсальность математического аппарата для познания действительности, а также демонстрирует прикладную направленность математики. А это способствует осознанию студентами необходимости математических знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, то есть повышает мотивацию изучения математики и позволяет решить третью проблему.

Решение обозначенных проблем, а следовательно, реализация профессиональной направленности обучения математике студентов-экономистов в рамках традиционного обучения в вузе обеспечиваются, по нашему мнению, за счет использования текстовых математических задач с экономическим содержанием, поскольку специфика математики такова, что основным видом учебной деятельности студентов на занятиях по математике является решение задач. Кроме того, такие задачи являются инструментом реализации метода математического моделирования — важнейшего метода обучения и познания действительности средствами математики. В педагогической и методической литературе их называют по-разному: профессионально ориентированные, профессионально направленные, профильные, прикладные, экономико-математические задачи и др. Мы будем называть их профессионально ориентированными математическими задачами. Различные авторы по-разному трактуют понятие такой задачи. Приведем некоторые из них.

  1. —          Прикладная задача — это задача, поставленная вне математики и решаемая с помощью математического аппарата.
  2. —          Экономико-математическая задача — это задача экономического содержания, для решения которой необходимо использовать математические средства и методы, а также соответствующие умения ими оперировать.
  3. —          Профессионально ориентированная задача — это задача, условие и требование которой представляют собой модель некоторой ситуации, возникающей в профессиональной деятельности, а исследование этой ситуации осуществляется средствами математики.

Мы будем понимать под профессионально ориентированной математической задачей такую задачу, содержание которой связано с объектами и процессами будущей профессиональной деятельности обучаемого, а ее исследование с помощью математического аппарата способствует осознанному применению математических знаний при изучении цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также формированию профессиональной компетентности будущего специалиста. В профессионально ориентированных математических задачах с экономическим содержанием отражаются межпредметные связи с экономикой и раскрываются прикладные аспекты научных знаний в профессиональной деятельности экономиста.

  • В профессионально ориентированном обучении математике студентов-экономистов можно выделить следующие направления их подготовки:
  • —          общеобразовательное направление, основная цель которого — базовая математическая подготовка в контексте будущей профессиональной деятельности экономиста.
  • —          развивающее направление, приоритетом которого является развитие качеств мышления и качеств личности.
  • —          прикладное направление, основная его цель — практико-ориентированная подготовка в рамках предполагаемой профессиональной деятельности.
  • Специфика и особенности профессионально ориентированных математических задач позволяют использовать их в качестве важнейшего средства формирования общекультурных и профессиональных компетенций в рамках всех выделенных направлений.
  • Рассмотрение профессионально ориентированной математической задачи как многоаспектного явления в профессионально направленном обучении математике будущих экономистов позволило нам определить роль и функции задач в этом процессе [1].

1)        Профессионально ориентированная задача может выступать как форма подачи профессионально направленного содержания, т. е. как носитель новых профессионально значимых знаний и способов действий.

  1. 2)        Такие задачи есть средство реализации метода математического моделирования экономических объектов и процессов, являющегося одним из важнейших методов обучения математике.
  2. 3)        Использование профессионально ориентированных математических задач позволяет формировать приемы формализации и интерпретации как основные составляющие умения моделировать.
  3. 4)        Текстовые задачи, имеющие экономическую фабулу, способствуют повышению мотивации изучения математики студентами-экономистами, являются средством развития познавательного интереса студентов, формирования интеллектуальной гибкости, развития качеств мышления.
  4. Все чаще в профессиональной деятельности многих специалистов, в том числе и специалистов финансовой сферы, встречаются ситуации и задачи, решение которых связано с разработкой и составлением математических моделей.

Если попытаться классифицировать математические модели, используемые в экономике, то можно выделить свыше десяти различных признаков, по которым модели можно разбить на ряд классов.

К числу таких признаков можно отнести: особенности моделируемого объекта, цели моделирования, назначение модели, учет фактора неопределенности модели, характер математического объекта и мн.др.

С точки зрения обучения студентов моделированию средствами дисциплин математического блока из большого числа классификаций экономико-математических моделей наиболее подходящей, на наш взгляд, является классификация, предложенная в пособии [2]. Авторы выделяют следующие типы моделей:

—          макроэкономические (описывают экономику страны как единое целое, связывая между собой укрупненные материальные и финансовые показатели: ВВП, потребление, бюджет, занятость, инфляцию и т. д.) и микроэкономические (описывают взаимодействие структурных и функциональных составляющих экономики, т. е. предприятий, фирм и т. д.);

—          теоретические (отображают общие свойства экономики и ее компонентов) и прикладные (обеспечивают возможность оценки параметров функционирования конкретного экономического объекта для формулировки практических рекомендаций);

—          оптимизационные (связаны с изучением и разработкой методов решения экстремальных задач, с выбором наилучшего варианта из множества вариантов производства, распределения или потребления), равновесные или балансовые (описывают поведение субъектов хозяйствования в стабильных устойчивых состояниях), имитационные (используется машинная имитация изучаемых систем и процессов) и трендовые (описывают развитие моделируемой системы через длительную тенденцию ее основных показателей);

—          статические (описывают состояние экономического объекта в конкретный текущий момент или период времени) и динамические (отражают весь экономический процесс, т. е. переход из исходного состояния в конечное);

—          детерминированные (предполагают жесткие функциональные связи между элементами модели) и стохастические (допускают наличие случайных воздействий на исследуемые показатели), и другие.

  • В ходе изучения дисциплин математического блока студентами бакалавриата по направлению «Экономика» (линейная алгебра, математический анализ, методы оптимальных решений, теория игр, теория вероятностей и математическая статистика) создается возможность познакомить студентов со всеми перечисленными типами моделей и сформировать умения по работе с ними за счет использования соответствующих профессионально ориентированных математических задач.
  • Рассмотрим возможности профессионально ориентированных математических задач курса теории вероятностей и математической статистики в формировании умений студентов-бакалавров направления «Экономика» исследовать стохастические процессы с использованием в качестве формализованных моделей вероятностных формул и законов.
  • Приведем несколько примеров таких задач.

1)                 Из пятнадцати акционерных обществ (АО) четыре являются банкротами. Гражданин приобрёл по одной акции пяти АО. Какова вероятность того, что среди купленных акций две окажутся акциями банкротов?

2)                 Банк решил вложить поровну средств в три предприятия при условии возврата ему каждым предприятием через определенный срок 154 % от вложенной суммы. Вероятность банкротства каждого из предприятий 0,21. Найдите вероятность того, что по истечении срока кредитования банк получит, по крайней мере, вложенную сумму.

3)                 В большой рекламной фирме 21 % работников получает высокую зарплату. Известно, что 40 % работников фирмы — женщины, а 6,4 % работников — женщины, получающие высокую зарплату. Можно ли утверждать, что на фирме существует дискриминация женщин в оплате труда?

4)                 Банк разместил свои кредитные ресурсы следующим образом: 25 % — кредиты государственным органам, 30 % — кредиты другим банкам, 45 % — кредиты физическим лицам.

Вероятности невозврата кредита соответственно равны 0,01, 0,02 и 0,03. Руководителю кредитного отдела сообщили, что получена информация о невозврате кредита, но факс плохо пропечатал данные клиента.

Найдите вероятность того, что это был другой банк.

5)                 Вероятность того, что клиент банка не вернет заем в период экономического роста, равна 1/7, а в период экономического кризиса — 1/15. Предположим, что вероятность того, что начнется период экономического роста, равна 0,65. Чему равна вероятность того, что случайно выбранный клиент банка не вернет полученный кредит?

6)                 Каждый день акции корпорации «АБВ» поднимаются в цене или падают в цене на один пункт с вероятностями соответственно 0,75 и 0,25. Найдите вероятность того, что акции после шести дней вернутся к своей первоначальной цене. Принять условие, что изменения цены акции вверх и вниз — независимые события.

7)                 Вероятность повышения цены акции за один рабочий день на 2 % равна 0,3, вероятность повышения на 0,1 % равна 0,5, а вероятность понижения на 3 % равна 0,2.

Найдите математическое ожидание изменения цены акции за 100 рабочих дней, считая, что начальная цена акции составляет 1000 рублей, а относительные изменения цены за различные рабочие дни — независимые случайные величины.

На примере решения задачи 6 рассмотрим возможность формализации стохастического процесса с использованием схемы повторных независимых испытаний.

Решение: Чтобы акции за 6 дней вернулись к первоначальной цене, нужно, чтобы за это время они 3 раза поднялись в цене и 3 раза опустились в цене. Если ввести событие А — «цена акций за 1 день поднялась на один пункт», то по условию задачи его вероятность Р(А)=0,75, а вероятность противоположного события, т. е.

того, что цена за 1 день снизится на 1 пункт, соответственно равна 0,25.

Поскольку увеличение или снижение цены акций за один день не зависит от того, что произошло с ценой в другие дни, и возможны только два исхода — цена поднялась (успех) или снизилась (неудача), вероятности которых не меняются, то мы имеем дело с независимыми испытаниями Бернулли.

Читайте также:  Субъекты гражданского права - справочник студента

Поэтому для решения задачи необходимо воспользоваться формулой Бернулли: Методы, ориентированные на задачи и технологии - Справочник студента. При этом достаточно вычислить вероятность того, что из 6 дней 3 дня цена поднималась (или снижалась), т. е. вероятность того, что в шести испытаниях Бернулли событие А наступило ровно 3 раза равна: Методы, ориентированные на задачи и технологии - Справочник студента

Рассмотренная задача демонстрирует возможность применения формулы Бернулли в качестве математической модели стохастического типа для исследования экономического процесса изменения цен на акции.

Еще один пример использования профессионально направленных задач в курсе теории вероятностей и математической статистики приведен в статье [3].

Знакомство с различными типами экономико-математических моделей в процессе работы с профессионально ориентированными задачами позволяет сформировать у студентов убеждение о значимости математики в их будущей профессиональной деятельности.

Профессионально ориентированные задачи с экономическим содержанием, которые могут быть решены средствами дисциплин математического цикла, в частности теории вероятностей и математической статистики, многообразны и разносторонни.

Их использование способствует организации профессионально направленного обучения математике студентов-экономистов, что обеспечивает более успешное изучение специальных дисциплин и формирование профессиональной компетентности будущих экономистов.

Литература:

1.                  Никаноркина, Н. В. К вопросу о роли профессионально ориентированных задач в формировании профессиональной компетентности студентов экономических вузов при обучении математике [Электронный ресурс] / Н. В.

 Никаноркина // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — Октябрь 2013, ART 2078. — CПб., 2013 г. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2078.htm. — [дата обращения 04.08.2014].

2.                  Замков, О. О. Математические методы в экономике [Текст]: учебник / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко. — М.: МГУ им.М. В. Ломоносова, Изд-во Дис, 1998. — 368 с.

3.                  Зайчикова, И.В., Никаноркина, Н. В. К вопросу о подготовке студентов экономических вузов к использованию математического моделирования в профессиональной деятельности [Текст] / И.

 В. Зайчикова, Н. В. Никаноркина // Математическое моделирование в экономике, управлении, образовании. Материалы Международной научно-практической конференции. — Калуга: Изд-во «Эйдос», 2012. С.236–241.

Источник: https://moluch.ru/archive/72/12300/

Методы, ориентированные на задачи и технологии

Примечание 1

Методы, ориентированные на технологии и задачи направлены на внедрение изменений непосредственно в рабочие процессы, по϶тому здесь уделяется большое внимание технологическим процессам и инструментарию, доступному персоналу предприятия.

Сюда включают следующие методы (рис.1):

Методы, ориентированные на задачи и технологии - Справочник студента

  • Рисунок 1Важно заметить, что методы, ориентированные на задачи и технологии
  • В таблице 1 представлено сравнение вышеперечисленных методов на основании их влияния на элементы организационнои̌ структуры.

Методы, ориентированные на задачи и технологии - Справочник студента

  1. Рисунок 2. Сравнительный анализ методов, ориентированных на задачи и технологии
  2. Метод проектирования работ заключается в сознательном планировании и реструктуризации конкретного вида работ с целью повышения уровня мотивации, степени вовлеченности и производительности персонала.

Практика показывает, что такой метод внедрения изменений, как правило, оказывается весьма эффективным.

Второй метод – ϶то одновременӊο и метод и модель внедрения изменений, которые концентрируются как на технологическом, так и на социальных аспектах организационнои̌ деятельности, оптимизируя отношения между этими двумя компонентами, ᴛᴇᴍ самым увеличивая эффективность.

Такой метод строится на радикальных изменениях и перепроектировании работ с учетом интересов и работников, и технологий. Данный метод можно использовать по отдельности и в совокупности с другими методами.

Кружки качества. Данный метод возник в Японии, а заᴛᴇᴍ быстро распространился в США и по всœему миру. Суть метода в том, что рабочие добровольно создают группы, в каждой области деятельности предприятия, задачей которых контроль качества и решение связанных с этим проблем.

Эффективная деятельность кружков качества предусматривает, что ᴇᴦο члены получают подготовку в сфере решения проблем, статистического контроля качества и групповой . Результатом их являются предложения руководству по улучшению качества и производительности их возможного внедрения.

Четвертый метод самым радикальным и чаще всœᴇᴦο вызывает негативные эмоции у персонала, так как требует кардинальных изменений во всœех бизнес-процессах с целью отказа от непроизводительных операций, что может повлечь за собой, например, сокращения.

Основные задачи данного метода ϶то:

  • упорядочение рабочᴇᴦο процесса;
  • снижение затрат;
  • повышение качества;
  • повышение эффективности рабочих процессов.

Реинжиниринг бизнес-процессов имеет некоторые сходства с методом, ориентированным на людей и культуру – организационным диагнозом, так как отвечает на вопрос: ʼʼЗачем мы ϶то делаем?ʼʼ.

Реинжиниринг сопровождается следующими типичными изменениями в организации:

  • функции заменяют процессы;
  • узкая специализация заменяется широкой;
  • расширение полномочий работников сменяет контроль;
  • оценка по действиям заменяется оценкой результатов;
  • менеджеры ᴎɜ надсмотрщиков превращаются в наставников;
  • организационная структура ᴎɜ вертикальнои̌ превращается в горизонтальную.

Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что реинжиниринг как бы вбирает в себя много ᴎɜ других методов проведения изменений. При ϶том следует помнить, что ϶тот метод сопровождается в большей мере драматическими и революционными изменениями, чем эволюционными.

  • И наконец, всœеобщее управление качествомВажно заметить, что метод основывается на стремлении предугадать потребности и ожидания потребителя в отношении качестваВажно сказать, что для за качеством следит каждый рабочий в каждом процессе и в случае нарушений критериев качества производство останавливается до тех пора, пока дефект не будет устранен.
  • Данный метод связан с двумя аспектами: с технологией, как, например, внедрение концепции ʼʼточно во времяʼʼ и с культурой – работники должны принять новую ценность – качество, всячески её оберегать и иметь полномочия принятия соответствующих решений.
  • В основе данного метода внедрения изменений лежит концепция непрерывного улучшения. Ключевые компоненты метода:
  • план по непрерывному улучшению всœех операций;
  • система точных оценочных показателей улучшений;
  • стратегический план, основанный на бенчмаркинге;
  • тесное партнерство с поставщиками и потребителями, обеспечивающее получение обратнои̌ связи улучшения качества операций;
  • глубокое понимание потребителей, позволяющее немедленно трансформировать их потребности в продукт и услуги;
  • долговременные отношения с потребителями, выходящие далеко за пределы простой продажи им продукта и обеспечивающие их послепродажным обслуживанием поддержания качества;
  • внимание на предотвращении ошибок, а не на их исправлении;
  • обязательства по улучшению качества во всœем у работников всœех уровней: от руководства до рядовых исполнителей.

Примечание 2

Все перечисленные восемь позиций являются основой определения победителей известного в США конкурса качества – Национальная награда за качество Малькома Бэлбриджа.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/economy/view/6563_metody_orientirovannye_na_zadachi_i_tehnologii

Методы, ориентированные на задачи и технологии

Рассматриваемые методы концентрируются на проведении изменений непосредственно в работе сотрудников и их групп. В этой связи основное внимание уделяется технологическим процессам и инструментарию, используемым для выполнения определенных заданий.

Проектирование работы как подход к изменениям представляет собой сознательно планируемую реструктуризацию того, как конкретная работа должна выполняться в целях усиления мотивации сотрудников, их вовлеченности и производительности и улучшения выполнения работы в целом.

В определенных условиях каждая из моделей сама по себе является эффективным подходом к организационным изменениям. Все эти модели положительно влияют на выполнение работы, прогулы и текучку, в конечном счете на удовлетворенность работой. Однако имеет место неадекватное использование этих моделей.

Например, программа обогащения работы может потерпеть неудачу, если менеджеры думают, что все работники хотят обогатить свою работу и не видят разницы в их потребностях и ценностях.

В целом практика показала, что рассматриваемый метод способствует успешному решению проблем, возникающих у людей в процессе работы.

Социотехническая система. Данная модель проектирования работы одновременно выступает и как метод проведения изменений, ориентированный на задачи и технологии.

Модель концентрируется в одинаковой мере на технологический и социальный аспекты организации, оптимизируя отношения между этими двумя составляющими и тем самым увеличивая организационную эффективность. Этот метод обычно включает в себя радикальное перепроектирование работы с учетом интересов и технологии, и работников.

Многие современные производства изначально используют данный метод как самостоятельный, так и в рамках других ранее описанных методов проведения изменений.

Кружки качества — это рабочие группы из числа добровольцев из какой-то одной области деятельности, регулярно собирающиеся для отслеживания и решения проблем, относящихся к качеству работы и ее результатов.

Кружки качества также решают ряд задач, присущих другим вышеописанным методам. Эффективная деятельность кружков качества предусматривает, что их члены получают подготовку в области решения проблем, статистического контроля качества и групповой работы.

Результатом их работы являются предложения руководству по улучшению качества и производительности для их возможного внедрения. Мотивирование участников этого процесса проводится больше через признание, чем денежное вознаграждение.

К сожалению, кружки качества решают ограниченное число проблем по сравнению с другими ранее рассмотренными методами проведения изменений.

Реинжиниринг бизнес-процессов связан с более радикальным, чем другие методы, перепроектированием процесса работы и направлен на ее упорядочение, снижение затрат, повышение качества и эффективности в ее выполнении. Реинжиниринг во многом схож с организационным диагнозом в плане того, что задается вопросом, «а зачем мы это делаем». Реинжиниринг сопровождается следующими типичными изменениями в организации:

  • • функциональные подразделения заменяются процессными;
  • • узкая специализация заменяется широкой;
  • • контролируемое ролевое поведение заменяется наделением работников полномочиями;
  • • оценка работы по действиям заменяется оценкой результатов;
  • • менеджеры из надсмотрщиков превращаются в тренеров;
  • • структура из вертикальной превращается в горизонтальную.

Таким образом, реинжиниринг как бы вбирает в себя много из

других методов проведения изменений. Однако следует помнить, что этот метод сопровождается в большей мере драматическими и революционными изменениями, чем эволюционными.

Всеобщее управление качеством. Рассматриваемый метод направлен на то, чтобы предусмотреть возникающие у потребителя потребности и ожидания в отношении качества. Достижение организацией качества во всем означает, что все виды работ и деятельности, все процессы выполняются так, что обеспечивают требование клиента, включая экономию времени и стоимости.

Важная часть данного метода связана с технологией. Например, это относится к известному способу «поставок вовремя». Другая часть метода — культурологическая, т.е. большинство работников должны объединяться вокруг такой организационной ценности, как качество во всем, и должны быть уполномочены проводить необходимые для этого изменения.

Поэтому концепция продолжающихся или постоянных улучшений является центральной в данном методе.

Ключевые компоненты метода — это:

  • • наличие плана по беспрерывному улучшению всех операций;
  • • наличие системы по точному измерению этих улучшений;
  • • наличие стратегического плана, основанного на сравнении качества работы организации с лучшими мировыми достижениями;
  • • наличие тесного партнерства с поставщиками и потребителями, обеспечивающего получение обратной связи для улучшения качества операций;
  • • наличие такого глубокого понимания потребителей, какой немедленно позволит трансформировать их потребности в продукт и услуги;
  • • наличие долговременных отношений с потребителями, выходящих далеко за пределы простой продажи им продукта и обеспечивающих их послепродажным обслуживанием для поддержания качества;
  • • сосредоточение внимания на предотвращении ошибок, а не на их исправлении;
  • • наличие у работников всех уровней обязательств по улучшению качества во всем, от руководства до рядовых исполнителей.

Так, все перечисленные восемь позиций системы всеобщего качества являются основой для определения победителей известного в США конкурса качества — Национальная награда за качество имени Малъкома Болбриджа.

Источник: https://studref.com/649021/menedzhment/metody_orientirovannye_zadachi_tehnologii

Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ, КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Н.Г. Мякишева (г. Ялуторовск)

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки.

В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.

  • Созданиепрактико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
  • Практико-ориентированный подход в обучении специалистов.
  • Существует три подхода в системе практико-ориентированного обучения.
  • Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной практики.
  • Второй подход, при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально — ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного)изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Третий, наиболее широкий подход, в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков — опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы.

Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности.

Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами определенной области.

При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности.

Читайте также:  Требования к методам психологии - справочник студента

Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов должны быть положены:

  • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
  • специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
  • интеграция знаний, методов различных областей науки и практики.

Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.

Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, которые я использую, являются:

  • метод проблемно-ориентированного обучения;
  • метод проектов;
  • технология педагогического сотрудничества;
  • технологии коллективного взаимообучения;
  • технология проблемного обучения;
  • информационные технологии.

Практико – ориентированные занятия.

В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведениями и отраслевыми организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.

Практико – ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию на производстве и принимать верные решения.

Практико-ориентированные занятия можно разделить на два этапа:

  1. экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за производством, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости.

  2. выездные занятия, проводимые на предприятиях, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией.

    Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия.

Практико-ориентированное обучение в данный момент в нашем колледже достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по профессии «Продавец, контролер-кассир» на предприятиях розничной торговли. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения,  знакомятся со структурой предприятия.

С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки.

Необходимо сделать практику действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или в одной и той же отраслевой вертикали.

В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы.

Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов программный продукт для решения небольших по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.

На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника), происходит интеграция представлений о деятельности организации, ее бизнес-процессов, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности.

Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности.

Разумеется, такая модель непрерывной практики – неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных работодателей.

В этом случае достаточно быстро возникает обратный процесс.

Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению содержания конкретных дисциплин, затем – рабочих и учебных программ.

Таким образом, практико — ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый максимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Источник: https://infourok.ru/praktikoorientirovannoe-obuchenie-studentov-kak-osnova-formirovaniya-professionalnih-kompetenciy-3873212.html

Методы, ориентированные на задачи и технологии — Энциклопедия по экономике

Методы, ориентированные на задачи и технологии

Направления совершенствования отраслевого планирования определяются задачами обеспечения комплексности отраслевых плановых проектировок, повышения экономической эффективности плановых решений по развитию отдельных отраслей и видов производств.

К настоящему времени в стране сложились крупные межотраслевые и многоотраслевые комплексы, объединяющие отрасли, тесно связанные единством назначения выпускаемой ими продукции или общностью технологии ее производства.

Такие изменения в объекте планирования должны найти отражение и в содержании отраслевого разреза народнохозяйственного плана, который наряду с отдельными отраслями должен охватить также комплексы взаимосвязанных отраслей.

Это позволит лучше ориентировать отраслевые проектировки на удовлетворение конечных общественных потребностей, обеспечить в планах структурные сдвиги и межотраслевые связи, диктуемые требованиями научно-технического прогресса и наиболее полного использования производственного потенциала.

В предвидении такой необходимости с самого начала проектирования АСПР было принято решение о создании в ее структуре ряда подсистем отраслевых комплексов, в которых разрабатываются методы и средства для определения потребности в конечной продукции комплекса оптимизации пропорций развития и межотраслевых связей входящих в комплекс отраслей планирования научно-технического развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг комплекса формирования нормативной базы для расчетов потребности комплекса во всех видах ресурсов обоснования заданий по совершенствованию управления комплексом. С образованием в Госплане СССР управлений комплексного планирования создаются не только принципиальные возможности, но и необходимые организационные предпосылки для разработки и внедрения указанных подсистем.
 [c.80] На основе обобщения опыта социалистического планирования и с учетом новейших достижений экономической теории, кибернетики и других наук в эскизном проекте АСПР комплексно и предметно охарактеризованы методология, методика и технология разработки системы перспективных и текущих планов, обеспечивающие реализацию намеченных в решениях партии и правительства направлений совершенствования планирования в условиях широкого использования современных методов и средств обработки информации. В эскизном проекте АСПР дано функциональное описание работы центральных плановых органов и их подразделений на каждой стадии составления долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, рассмотрены проектируемые плановые процессы и задачи, реализация которых обеспечит взаимную увязку всех видов государственных планов экономического и социального развития, единство их отраслевого, территориального и программного разрезов, а также определены экономико-математические модели, предназначенные для использования в сводных и отраслевых подсистемах АСПР в различных режимах и на различных стадиях планирования, методы согласования, оптимизации и балансовой увязки отдельных разделов плана. Эти методы и модели ориентированы на использование плановыми работниками при решении задач электронной вычислительной техники, комплекса информационных средств, предполагают перестройку технологических процессов переработки информации при решении плановых задач, требуют внесения уточнений, изменений, дополнения действующих правовых норм планирования, в некоторых случаях — организационной перестройки плановых органов и их взаимодействия в процессе работы над планами, делают необ-
 [c.170]

Программа должна решать все стоящие перед предприятием в этом направлении задачи. Сметная программа должна иметь как можно более полную нормативную базу и выполнять все необходимые операции. Кроме того, должна быть возможность расширения нормативной базы, т. е. создание собственных справочников, конвертирование справочников из других форматов данных. Не следует приобретать программу, в которой любые изменения в нормативной базе доступны только разработчику программы, так как наверняка возникнет необходимость формирования собственных позиций в нормативной базе или в создании каких-либо вариантов из существующих нормативных позиций (например, определить конкретный основной материал расценки вместо обозначенного как выбираемого по проекту или заменить один механизм на другой). В этом случае вам придется обратиться с такой просьбой к разработчикам, а как вы будете с ними договариваться — это большой вопрос, особенно если разработчик находится в другом регионе. Программа должна иметь возможность настройки на любой метод расчета сметы, который зачастую определяет заказчик. Формы выдачи смет, актов выполненных работ и другие формы тоже должны иметь возможность изменения. Выбирать сметную программу, так же как компьютер, на котором она будет установлена, следует ориентируясь на самую последнюю и, как правило, самую лучшую версию той или иной программы, потому что компьютерные технологии в области средств разработки программных продуктов, с одной стороны, очень быстро развиваются, а с другой — постоянно совершенствуется и пополняется нормативная база. Лучше переплатить сегодня и пользоваться достаточно долгое время, чем купить более дешевую программу, которая устареет уже завтра, тем более что в стоимость программного обеспечения, как правило, входит стоимость технического сопровождения в течение некоторого времени. Но в погоне за последними новинками программ не забудьте уточнить, будет ли эта программа работать на вашем компьютере, ибо вполне возможно, что ваш старенький компьютер может не переварить мощный программный комплекс. В этом случае вам придется либо менять компьютер на более современный, либо искать программу, которая одинаково хорошо работает в широком диапазоне системно-аппаратных средств.
 [c.511]

Наиболее широкую известность среди организационных методов и приемов проектирования приобрела усовершенствованная технология программирования. Она включает в себя решение вопросов, выходящих за рамки собственно программирования, таких, например, как разработка спецификаций постановок задач.

В целом усовершенствованная технология программирования охватывает основные этапы проектирования. Она ориентирована в основном на метод оригинального проектирования, однако ее концепции хорошо сочетаются с методами типового и автоматизированного проектирования.

За счет использования этой технологии, как показывает опыт ее применения за рубежом и в нашей стране, сокращается трудоемкость проектирования, улучшается качество проектных решений и проектной документации, снижаются затраты на комплексную отладку программного обеспечения, упрощаются процессы внедрения и модернизации СМОД.
 [c.201]

С практической точки зрения более перспективным представляется метод определения экономического эффекта от мероприятий в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, предложенный специалистами отдела охраны природы Госплана СССР и кафедры экономики природопользования МГУ. Метод основан на сравнении в единой системе эколого-экономи-ческих показателей традиционных технических и технологических решений с новыми решениями, отражающими достижения научно-технического прогресса природоохранного направления. Практическая ценность предлагаемого метода заключается в том, что он не только позволяет конкретизировать экономический эффект, но и ориентирует предприятия (объединения, отрасли) на внедрение достижений научно-технического прогресса и решение экологических задач в первую очередь за счет малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
 [c.122]

Однако творческим людям довольно сложно придумывать «волнующее» обращение для набора статистических данных. Они гораздо убедительнее и легче сочиняют творческие концепции, когда ориентируются не на абстрактное описание цели, а на знакомого им лично человека или образ, которые подходят под описание целевой аудитории.

В этих целях целесообразно определить «профиль» или «портрет» типичного потребителя товара. Решая эти задачи, различные агентства применяют различные технологии, методы и приемы. И эти ноу-хау оберегаются «пуще глаза», поскольку их успешность во многом гарантирует качественное планирование и создание эффективных стратегий.

Ниже мы рассмотрим первичную и вторичную целевую аудиторию и «метод рычага».
 [c.164]

Оценка земли и других природных ресурсов, как самостоятельное направление экономических исследований, в России имеет продолжительную историю. У нас в стране сложились определенные научные школы, со своими подходами и позициями по вопросам стоимостной оценки природных ресурсов.

Данные школы ориентировались на плановую экономику и использовали терминологию и методы оценки, отвечавшие практическим задачам управления народным хозяйством, существовавшим в те годы, в основном связанным с выравниванием экономических условий производства разных субъектов хозяйственных отношений.

Для этих целей применялись нормативные показатели, получаемые с использованием утвержденных стоимостных величин и технологий расчета. Тенденция применения нормативных показателей сохраняется и в настоящее время.

Наиболее типичными нормативными показателями, которые используются для стоимостной оценки земли, являются нормативная цена земли и кадастровая стоимость земельных участков.
 [c.423]

Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем. Производственная эффективность, на достижение которой в основном ориентированы такие системы, как ЛТ и MRPII, дала общественному производству в последние два десятилетия XX в.

наиболее быстрый и предсказуемый путь улучшения низких производственных показателей — уменьшение стоимости продукта путем сокра-> щения издержек или преобразования производства.

Но в то же время производственная эффективность может дать только краткосрочную выгоду, а в долгосрочном плане производственные методы и технологии могут быть повторены конкурентами. Динамика конкуренции изменилась.

Производственная эффективность больше не определяет успех на рынке качество достигнуто, а конкуренты продолжают снижать цены, в результате ценовое преимущество исчезает. Чтобы конкурировать в будущем, производственная эффективность будет необходима, но ее будет явно не достаточно. Сложная задача для производителей XXI в.

заключается в том, чтобы с прибылью для себя предоставить покупателям широкий выбор товаров, которые смогут изменяться также быстро, как и предпочтения покупателей. Следовательно, конкурентное преимущество не будет продиктовано только производственной эффективностью, а скорее должно быть продиктовано рынком и покупателями, каждым конкретным потребителем.
 [c.520]

В связи с этим одной из важнейших процедур при формировании системы планово-оценочных хозрасчетных показателей и нормативов должно быть ранжирование целен деятельности (проблем) цеха по степени их значимости. Естественно, в первую очередь следует учитывать интересы всего предприятия.

После ранжирования целей и задач цеха отбирают две-три наиболее важные, на первоочередное решение которых ориентируется система показателей и нормативов. Такая технология исходит ь з понимания того, что хозяйствеин . «t расчет есть метод управления, основанный на динамичном воздействии па объект управления.

Следовательно, система хозрасчета, в том числе и внутрипроизводственного, не может оставаться неподвижной и должна систематически подстраиваться под наиболее актуальные проблемы производства.
 [c.29]

Источник: https://economy-ru.info/info/170274/

Ссылка на основную публикацию