Методологические основы менеджмента — справочник студента

978-5-238-02247-5

Изложены методологические основы менеджмента, стратегия и тактика управления организацией, роль менеджеров и их социальная ответственность, современные тенденции в менеджменте.

Рассмотрены комплексный интегрированный подход к процессам управления, факторы неопределенности и риска в менеджменте. Даны основы антикризисного менеджмента. Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление».

Может быть полезен руководителям предприятий и организаций, менеджерам.

Книга входит в коллекции:

5-9558-0035-2

Учебное пособие включает основные выводы и теоретические поло­жения по курсу «Стратегический менеджмент», контрольные вопросы, тесты, практикующие упражнения и хозяйственные ситуации для ана­лиза, словарь основных терминов и понятий, а также список рекомен­дуемой литературы. Для студентов вузов и преподавателей, менеджеров и специалистов предприятий и организаций.

978-5-238-00517-2

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ (2000 г.) для ряда экономических специальностей.

Рассматривается структура национальной экономики и ее основное звено — организация (предприятие), типы предприятий и производств, методы организации производства. Представлены инфраструктура организаций (предприятий), ресурсы — материальные и трудовые, показана маркетинговая и товарная стратегия.

Освещены вопросы инновационной и инвестиционной политики предприятия, формирования себестоимости продукции, раскрыта методика анализа эффективности деятельности предприятия. Изложены также вопросы налогообложения, экологической безопасности и банкротства организаций.

Для студентов и преподавателей экономических специальностей вузов, руководителей предприятий и организаций, специалистов экономических и финансовых служб организаций (предприятий).

Книга входит в коллекции:

Изложены методологические основы менеджмента, стратегия и тактика управления организацией, роль менеджеров и их социальная ответственность, современные тенденции в менеджменте.

Рассмотрены комплексный интегрированный подход к процессам управления, факторы неопределенности и риска в менеджменте. Даны основы антикризисного менеджмента. Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление».

Может быть полезен руководителям предприятий и организаций, менеджерам.

978-5-238-02247-5

Изложены методологические основы менеджмента, стратегия и тактика управления организацией, роль менеджеров и их социальная ответственность, современные тенденции в менеджменте.

Рассмотрены комплексный интегрированный подход к процессам управления, факторы неопределенности и риска в менеджменте. Даны основы антикризисного менеджмента. Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление».

Может быть полезен руководителям предприятий и организаций, менеджерам.

Книга входит в коллекции:

Источник: https://znanium.com/spec/catalog/author/?id=96acad08-c8e7-11e5-aef4-90b11c31de4c

Методологические основы управленческой

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ» ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Сущность и методологические основы управления организацией…………………………………………………….. 1.1 Сущность менеджмента и управления организацией…………………………………………… 1.2 Методологические основы управленческой науки…… Контрольные вопросы………………………………………. Тема 2. История развития управленческой мысли и практики………………………………………………… 2.1 Возникновение управленческой мысли……………….. 2.2 Научная мысль прошлого об управлении……………… 2.3 Предпосылки возникновения теории управления……. 2.4 Развитие науки управления в России…………………. Контрольные вопросы…………………………….………… Тема 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом……………………………………………… 3.1 Школа научного управления. Ф.У. Тейлор и его последователи (1885−1920 гг.)………………….. 3.2 Административная (классическая) школа управления А. Файоля (1920−1950 гг.)……………….. 3.3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)………………………………. 3.4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. по настоящее время)………………………. Контрольные вопросы………………………………….. Тема 4. Сущность и содержание теории управления………….. 4.1 Объект и предмет теории управления…………………. 4.2 Законы управления и их характеристики……………… 4.3 Управленческая деятельность и ее особенности……… 4.4 Методы управленческой деятельности………………… Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 5. Системный подход в управлении………………………. 5.1 Исторические предпосылки и познавательные основы системного подхода…………………………………….. 5.2 Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем…………………………………… 5.3 Естественный и искусственный мир Герберта Саймона…………………………………………………. 5.4 Системность в управлении……………………………… Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 6. Организационные формы и структуры управления……………………………………………………….. 6.1 Организационная структура управления, ее структура…………………………………………………………. 6.2 Связи управления, их организационные структуры….. 6.2.1 Линейная система……………………………………… 6.2.2 Функциональная система……………………………… 6.2.3 Линейно-функциональная система…………………… 6.2.4 Матричная система…………………………………….. Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 7. Процесс управления и его содержание………………… 7.1 Понятие управления……………………………………… 7.2 Процесс управления и его функция…………………….. 7.3 Принципы управления…………………………………… 7.4 Синергетика и управление…………………………………… Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения………………… 8.1 Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения………………………………………… 8.2 Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений………………………………. 8.3 Классификация (типология) управленческих решений……………………………………………………….. 8.4 Требования, предъявляемые к управленческим решениям……………………………………………………… 8.5 Организация контроля за выполнением решения ………………………………………………… 8.6 Руководитель в процессе принятия и реализации решения………………………………………………….. 8.7 Принятие решений в государственном и муниципальном управлении…………………………… Контрольные вопросы………………………………………. Тема 9. Общие функции управления……………………………. 9.1 Роль и содержание функции планирования……………. 9.1.1 Структура планово-управленческих работ…………… 9.2 Процесс прогнозирования и механизм социального планирования……………………………………………. 9.3 Организационная функция……………………………… 9.4 Функция регулирования…………………………………. 9.5 Значение и содержание функции координирования………………………………………… 9.6 Функция стимулирования……………………………….. 9.7 Контрольная функция…………………………………… 9.8 Система функций органов государственной власти и управления…………………………………….. Контрольные вопросы………………………………………. Тема 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении………………………………………………. 10.1 Понятие информации………………………………….. 10.2 Роль и место информации в управлении……………… 10.3 Информационные процессы в социальных сферах……………………………………………………. 10.4 Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении………………………………… 10.5 Информация как основа государственного управления………………………………………………. Контрольные вопросы………………………………………. Тема 11. Эффективность процесса управления, результативности, производительности в менеджменте…………….. 11.1 Общее понятие эффективности управления…………. 11.2 Понятие эффективности и социальное управление…. Контрольные вопросы………………………………………. Тема 12. Основы теории социального управления……………. 12.1 Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания.. ………………………………………. 12.2 Сущность и содержание социального управления…… 12.3 История управленческих революций…………………. Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 13. Человек в системе управления………………………… 13.1 Личность как объект управления……………………… 13.2 Личность как субъект управления…………………….. 13.3 Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе………….. 13.4 Теория человеческого и социального капитала………. Контрольные вопросы……………………………………….. Тема 14. Система государственного управления……………….. 14.1 Государственное управление как социальное и системное явление…………………………………………… 14.2 Социальный механизм государственного управления……………………………………………… 14.3 Субъекты и объекты государственного управления………………………………………………. 14.4 Виды целей государственного управления…………… 14.5 Система государственной службы в Российской Федерации………………………………… 14.6 Управленческая деятельность государственной службы………………………………. 14.7 Этика государственного служащего………………….. Контрольные вопросы………………………………………. Словарь основных терминов……………………………….. Список литературы………………………………………….. Рабочая программа учебной дисциплины «Теория управления»…………………………………………….. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………. Методические указания по выполнению контрольных работ…………………………………………..  
Читайте также:  Этапы рождения личности по а. н. леонтьеву - справочник студента

СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Сущность менеджмента и управления

Организацией

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Термин «менеджмент» широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях.

  • Менеджмент – это управление коммерческими, хозяйственными организациями, хозяйствующими в условиях рынка; это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
  • Управление – это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда.
  • Именно отделение управленческой работы от производственной привело к возникновению самостоятельного вида деятельности – менеджмента, а затем и соответствующей специфической науки, обеспечивающей потребности профессионалов.
  • Рассматривая менеджмент как разновидность управления, необходимо отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности.

Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующих координации, согласования, обеспечения, определяет необходимость управления.

Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления.

Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства.

Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и совершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого следует знать, применять и развивать менеджмент.

Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, а помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, добиться успеха организации.

По мере своего развития общество становится все более организованным, подавляющее большинство проблем решается в организациях и через организации. Поэтому менеджмент охватывает все социальное пространство, включая и социальную сферу.

В силу этих причин ученые склонны рассматривать менеджмент как важнейший момент развития современной общественной системы, как глобальное явление, своеобразный ответ социума на дезорганизующие изменения в развивающейся социальной среде, где ни одна сложная задача не решается вне управленческого воздействия. При этом небезосновательно полагается, что от качества функционирования управления решающим образом зависит настоящее и будущее состояние как конкретной организации, так и общества в целом.

  1. Методологические основы управленческой
  2. Науки
  3. Менеджмент, как и любая другая наука, обладает своим особым методом исследования явлений управленческой деятельности.
  4. В основе метода менеджмента лежит диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии.
  5. Метод менеджмента – это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.

Особенно важным в менеджменте является метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в., ему предшествовало создание школы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в последующем разработка метода линейного программирования, возникновение кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами.

Методологической основой менеджмента выступает экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе.

Общими основами методологии менеджмента являются диалектика, абстрагирование, системный подход и принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Читайте также:  Преобразования галилея. принцип относительности в классической механике - справочник студента

Рыночные отношения требуют нового подхода к управлению. Прежде всего это касается методологических основ менеджмента, использования всего передового, что достигнуто мировой наукой и практикой: экономической теорией, социологией, психологией, педагогикой, математикой, кибернетикой, медициной и пр.

Достигнутый уровень знаний методологических основ менеджмента позволил ряду ученых прийти к определению предмета менеджмента как науки, исследующей законы и закономерности жизнедеятельности организации и отношения работников в процессе управления.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

  • Системный подход является основой методологии менеджмента, реализующей главные методологические принципы познания.
  • Методологический принцип – основополагающая идея, основное положение теории, отражающее системное, совокупное действие объективных законов развития природы, общества, мышления и направляющее деятельность исследователя в избранной им предметной области.
  • К числу основных методологических принципов познания, которые реализуются в системном подходе, относят: принцип единства теории и практики; принцип определенности; принцип конкретности; принцип познаваемости; принцип объективности; принцип причинности; принцип развития; принцип историзма.
  • Контрольные вопросы
  1. Дайте определение менеджмента.
  2. Каково значение менеджмента как вида деятельности?
  3. Каково значение менеджмента как науки?
  4. Что такое методология?
  5. Какова методология менеджмента?
  6. Назовите предмет менеджмента.
  7. Определите метод менеджмента.
  8. Что является основой методологии менеджмента?
  9. Какие принципы относятся к числу основных методологических принципов познания?
  10. В чем заключается отличие менеджмента от управления?

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/39369.html

Методологические основы менеджмента

  • Методология — учение о методах познания.
  • Общие основы методологии менеджмента: 1) диалектический подход (позволяет рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии); 2) абстрагирование, 3) принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.
  • Конкретные основы методологии менеджмента:
  • — экономические науки: экономическая теория, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика;
  • — системный подход — является методологией общей теории систем. Система — совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;
  • — кибернетический подход (является методологией общей теории управления (кибернетики)) — исследование системы на основе принципов кибернетики. В частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управления;
  • — ситуационный подход. Ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию;
  • — прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. Типы прогнозов: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации;
  • — теория принятия решений — исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений;
  • — теория организации — отвечает на вопросы: зачем нужны, какими бывают организации и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, получение необходимых результатов;
  • — психология — изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, мотивация, удовлетворенность работой, отношение к труду, формы поведения;
  • — социология — изучает общество; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; роли, конфликты, организационную культуру;
  1. — социальная психология – изучает закономерности поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; поведения и социально-психологической адаптации.
  2. — юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;
  3. В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования.
  4. Методы – способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний.
  5. Методы менеджмента – система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
  6. Основные методы проведения исследований в менеджменте: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование, интервьюирование; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.
  7. Сущность менеджмента, объект и предмет менеджмента как науки.

Менеджмент — совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Т.о. совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществить процесс управления.

  • Менеджмент содержит присущие только ему категории и научные понятия, отражающие сущность управленческого труда:
  • управление — как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;
  • объект управления — люди, техника и технологии, предприятие и др.;
  • субъект управления — личность или кибернетическое устройство;
  • организация как сфера деятельности менеджера — единство людей, образующих коллектив и определенные условия их деятельности;
  • функции менеджмента — планирование, координация, мотивация и контроль;
  • стиль управления – совокупность конкретных способов и приемов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.
  • Менеджмент как практика управления включает: упр-е производством, упр-е маркетингом, упр-е финансовой деятельностью, упр-е кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.
  1. Предмет м-та как науки управления — исследования законов и закономерностей жизнед-ти организаций и отношений м/у работниками в процессе упр-я.
  2. Различные научные подходы к управлению.
  3. Существует четыре основных подхода к управлению организациями:
  4. Подход с позиций выделения различных школ в управлении — управление рассматривается с четырех различных точек зрения: школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении.
  5. Процессный подход — управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций.
  6. Системный подход — организация как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Читайте также:  Система воспитания в гимназии к. мая - справочник студента

Ситуационный подход — методы управления могут меняться в зависимости от ситуации. Не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самый эффективный метод — метод, который более всего соответствует данной ситуации.

  • Принципы менеджмента.
  • 1) сочетание научности и творчества — деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;
  • 2) целенаправленность — управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;
  • 3) сочетание специализации и универсальности — необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с другой — разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;
  • 4) последовательность — строго определенная последовательность выполняемых действий во времени и пространстве, нарушение которой может привести к неразберихе в работе и затягиванию выполнения задач;
  • 5) непрерывность — каждый вид деятельности является основой для следующего;
  • 6) сочетание централизованного руководства и самоуправления — принятие решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;
  • 7) концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической атмосферы, определенной оргкультуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, и увеличивается эффективность работы;

8) обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы — недопустимость превышения прав над ответственностью. Диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к.инициатива оказывается наказуема;

  1. 9) состязательность участников управления позволяет лично заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;
  2. 10) предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений – при участии в данном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем то которое в приказном порядке спускается от руководства.
  3. Структура и состав основных функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, координация, контроль).
  4. Процесс управления состоит из пяти функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации.

Планирование— предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на три вопроса: 1. Где мы находимся в настоящее время? 2. Куда мы хотим двигаться? 3. Как мы собираемся сделать это?

Планирование — один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

Организация.Задача — формирование структуры организации, обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Организация — создание реальных условий для достижения запланированных целей.

Мотивация— деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль — процесс, обеспечивающий достижение целей организации, необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем, может использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если результаты отличаются от установленных стандартов.

Координация. Задача — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Часто используются отчеты, собрания, компьютерная связь, документы.

С помощью этих форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а так же действие руководителей.



Источник: https://infopedia.su/7x4ab4.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector