Методика организации и проведения урока этикета — справочник студента

Школьный этикет – вежливые правила поведения в школе, обязательные для выполнения. Данная статья рассматривает некоторые из них.

Перед школой

Методика организации и проведения урока этикета - Справочник студентаВ школе ученики должны хорошо себя проявлять и быть собранными, поэтому перед тем, как отправляться в школу, ученику стоит проверять свою готовность: сделал ли он домашнее задание, которое было задано на прошлом уроке? Взял ли он с собой все необходимые книги, учебники и другие предметы, которые могут потребоваться на занятии?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Очень важно собирать всё в рюкзак и складывать аккуратно, потому что если не делать этого, то много времени будет тратиться только на то, чтобы найти нужную вещь.

Отдельно стоит проверить, взята ли сменная обувь? Если её забыть, то проверяющий сменную обувь может отправить обратно домой, потому что посещение школы в уличной обуви недопустимо.

В школьной раздевалке

Школьная раздевалка — особое место и здесь имеются свои правила этикета, которые нужно соблюдать.

Каждый день работники гардеробной выполняют большой труд, присматривая за вещами школьников, помогая им найти необходимое, возвращая забытые вещи. К таким людям нужно проявлять соответствующее уважение.

Проходя в раздевалку, следует с ними здороваться, а забирая вещи для того, чтобы уйти из школы после уроков — прощаться.

Для того чтобы не создавать работникам гардеробной дополнительных проблем, нужно складывать обувь в сумку и аккуратно вешать её вместе с верхней одеждой на крючок.

Присутствуя на уроке

Когда прозвенел звонок — занятие начинается, ученикам нужно достать свои вещи и аккуратно разложить их на парте.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Древние системы воспитания - справочник студента

Оценим за полчаса!

С момента звонка ученику нельзя отвлекаться ни на что постороннее (на уроке школьник не должен жевать жвачку, слушать плеер, пользоваться мобильным телефоном или совершать иную деятельность, не связанную с уроком), ему нужно сосредоточиться и внимательно слушать учителя.

При наличии вопроса, сначала нужно обязательно поднять руку и только после разрешения учителя задать свой вопрос. При этом речь учеников должна быть вежливой, в ней неприемлемы нецензурные выражения и любые формы брани.

На урок могут приходить другие люди, их обязательно нужно приветствовать. Если в класс входит другой учитель или взрослый, ученикам следует дружно, но тихо встать. Сесть будет можно после того, как это разрешил сделать учитель. Когда пришедший человек уходит, нужно снова встать, чтобы попрощаться с ним.

Школа старается дать детям всё необходимое для занятий, ученики должны бережно относиться к имуществу школы и вещам, выдаваемым им лично. Не допускается рвать книги, рисовать на партах и совершать иные действия, которые приведут к порче имущества.

Завершает занятие тогда, когда прозвенел звонок с урока. Уходить с урока на перемену можно лишь после того, как это разрешил сделать учитель. Если звонок с урока прозвенел, учитель может попросить учеников задержаться, в таком случае они должны выполнить его просьбу.

Покидая занятие, важно убедиться, что учитель задал домашнее задание, а ученик его записал.

В школьной столовой

В школьной столовой есть свой этикет. Как и в других местах, в столовой важно здороваться с её работниками, учителями и другими взрослыми, которые посещают столовую. Перед едой нужно тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем. Других детей, которые посещают столовую, нельзя толкать, также нельзя мешать их приёму пищи.

В столовой нужно вести себя спокойно и интеллигентно, особенно, если приходится стоять в очереди в буфет. Нужно соблюдать эту очередь и делать заказ в отведенном очередью порядке.

Покидая столовую, нужно обязательно поблагодарить и попрощаться с работниками столовой.

На перемене

Когда учитель отпустил с урока, можно выйти на перемену, чтобы пообщаться со своими одноклассниками или заняться иными делами. При этом важно не устраивать драк, не говорить на повышенных тонах и не бегать, так как это чревато травмами.

Перемена длится определенное время, нужно учитывать его, и за 1-2 минуты до окончания перемены возвращаться обратно в класс.

Важно помнить

В школе существуют и общие правила этикета для детей школьного возраста, которые важно соблюдать. К таким правилам относится приход учеников в школу без опозданий, за 5-10 минут до начала урока. Аналогичное правило нужно соблюдать и перед началом урока: приходить за 5-10 минут до него, и ожидать у класса.

При опоздании, нужно постучаться в класс и попросить у учителя разрешения на то, чтобы войти и присоединиться к занятию.

Ученики всегда должны уважать чужой труд, поэтому мусорить в школе запрещается. Все бумажки и иной мусор нужно бросать в специально отведенную корзину.

Мальчики должны уважать девочек и пропускать их вперёд, уступать им места. Все дети должны уважать взрослых и, если в дверях встретился учитель или взрослый, нужно дать ему пройти первым.

Если школьник заболел, то после возвращения в школу он должен принести классному руководителю записку от родителя (законного представителя) о причинах отсутствия (если он отсутствовал до трёх дней). При пропуске занятий более трёх дней, ученик должен принести классному руководителю справку от врача, свидетельствующую о болезни и её лечении.

Источник: https://etikket.ru/etiket-v-shkole/shkolnyj-etiket.html

Методическая разработка "этикет и мы"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ЭТИКЕТ И МЫ»

Сегодня важным моментом в становлении личности является развитие и формирование себя как специалиста, владеющего не только профессиональными знаниями и умениями, но и подготовленного к социальной адаптации, способного в будущем обеспечивать гуманизацию производственных отношений на основе развития и совершенствования коммуникативных навыков. Последние в свою очередь базируются на нравственности, на умении управлять собой, на соблюдении правил и норм взаимодействия.

Этикет – это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и понять. При этом следует помнить, что правила этикета определяются местом, временем и обстоятельствами.

  • Цель, приучить обучающихся к определенным моделям поведения, помочь овладеть элементами культуры общения.
  • Основные задачи, необходимые для достижения данной цели:
  • — научить управлять своими эмоциями, слышать и понимать другого человека, жить в согласии с окружающими и принимать многообразие мира.
  • Для достижения поставленных целей необходимо использовать следующие методы:
  • — информационно-развивающие (объяснения, рассказы, беседы о нормах и правилах поведения).
  • — репродуктивные (разыгрывание ситуаций по заданному сценарию, воспроизведение изученного материала) для закрепления знаний правил этикета и норм поведения и совершенствования умений общаться и правильно вести себя в различных ситуациях;
  • — проблемно-поисковые (в ходе подготовки к игре) и творчески-воспроизводящие (во время обыгрывания ситуаций по ходу игры).
  • Формы, такие как:
  • — фронтальная работа (педагог излагает материал, а студенты овладевают общей темой);
  • — групповая работа (во время подготовки к игре и в ходе игры), которая создает благоприятные воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности;
  • — индивидуальная работа (при подготовке докладов по отдельным вопросам темы классного часа, предложенной классным руководителем).

Важным моментом развития и повышения активности личности является управление классным руководителем рефлексией студентов. В данном мероприятии классные руководители проводят рефлексию в форме анкетирования. Анкета-рефлексия дает возможность иметь реальную и подробную связь с каждым студентом, а студенту – поразмышлять.

Ход мероприятия

1 этап (подготовительный, информационно-развивающий)

Не смотря на то, что современный этикет мало чем напоминает те сложные правила, которых придерживалось окружение основоположника этикета французского короля Людовика XIV, все же часть из них дошла до нас из тех далеких времен. Фильтры исторического развития отсеяли все незначительные, бесполезные условности, и мы унаследовали от прошлого лишь самое ценное, незыблемое и рациональное, присущее большинству народов мира.

Следует отметить, что современный этикет основан на уважении личности независимо от того, на какой ступени социальной лестницы находится человек.

Другая особенность – приверженность манерам и стилю поведения, соответствующим общественным потребностям. Правила этикета вполне разумны, они подсказывают самые удобные и экономичные способы взаимоотношений между людьми.

Пренебрегать ими также нелепо, как, например, не замечать достижений современной техники.

После знакомства с историей этикета необходимо раскрыть суть категорий и правил повседневного этикета: приветствия, обращения, комплимента, поздравления и т.п.

  1. Большое внимание следует уделять вопросам делового этикета, регламентирующим поведение людей при личных контактах в текущей работе, на переговорах, приемах, а так же в переписке, в разговорах по телефону.
  2. Среди других вопросов – правила составления деловых писем, поведения за обеденным столом, способы сервировки стола, гостевой этикет, правила хорошего тона за домашним столом, этикет внешнего вида, этикет и Интернет.
  3. На сегодняшний день издано много литературы по этикету, поэтому классные руководители имеют возможность использовать различные цитаты, факты и примеры «из жизни замечательных людей».
  4. Для развития творческой активности студентов можно рекомендовать подготовку докладов на определенные темы.
Читайте также:  История становления системы гражданского права - справочник студента

В конце 1 этапа обучающиеся получают домашнее задание. Им предлагается самостоятельная работа с литературой по гражданскому и деловому этикету. Кроме того, студенты каждой группы должны подготовить команду для проведения второго этапа, девиз и эмблему.

  • 2 этап 
  • Цели:
  • — развитие культуры общения и поведения.
  • Задачи:
  • Образовательные:
  • — ознакомление с нормами поведения и правилами этикета.
  • Развивающие:
  • — содействие общему благополучному психологическому климату в коллективе;
  • — развитие навыков правильного поведения.
  • Воспитательные:
  • — воспитание культуры;
  • — формирование межличностных отношений в группе;
  • Игровая:
  • — выявить командуобучающихся, соблюдающих нормы поведения в различных социально-бытовых ситуациях, в профессиональной деятельности, как победителя игры.

Предварительная работа. В двух учебных группах формируются команды. Каждой команде необходимо придумать:

  • название, связанное с темой игры;
  • девиз;
  • представление (форма одежды, эмблема и т.п.).

Приветственное слово.

1. Слово «этикет» — французское, обозначает оно «установленный порядок поведения». Но не случайно оно стоит рядом со словами «этика» и «этикетка».

Этика занимается нормами поведения, а этикетками изначально назывались специальные карточки, на которых фиксировались основные правила поведения. Такие этикетки раздавались во Франции во времена Людовика XIV, чтобы каждый мог свериться – правильно ли он поступает в той или иной ситуации. Но общие правила этикета появились задолго до этикеток.

1. Тема нашей встречи (показывает на экран) – «Этикет и мы».

Сразу же возникает вопрос: «Из чего же складывается понятие этикет?» Как вы думаете?

Студенты предлагают различные варианты.

(Варианты ответов: нормы поведения, культура и т.д.)

(Экран) Вот они, составляющие этикета:

  • воспитанность;
  • вежливость;
  • уважение к себе и к окружающим;
  • комфорт в общении.

Правила игры

  1. Брейн – ринг – это соревнование нескольких команд.

  2. В каждой команде по 8 человек.

  3. У команды – своя команда болельщиков.

  4. Игра проходит в 4 этапа. Каждый этап состоит из 5 вопросов.

  5. На обдумывание вопроса – 1 минута.

  6. Готовая к ответу команда подает звуковой сигнал с помощью погремушки.

  7. Во время пауз между этапами проводится соревнование болельщиков. Болельщики получают баллы для своей команды, то есть помогают ей победить.

  8. Судить игру будет жюри.

  1. В жюри приглашаются:
  2. 1. _____________________________________
  3. 2. _____________________________________
  4. 3. _____________________________________
  5. 3. Ход игры

1. Любое занятие, обычно, начинается с проверки домашнего задания. Вот и у нас, до начала игры команды имеют возможность заработать первые баллы. Домашним заданием было придумать:

  • название команды, связанное с темой игры;
  • девиз;
  • представление команды (эмблема, форма одежды и т.п.).

Сейчас мы проведем жеребьевку и узнаем, какая из команд будет первой представлять домашнее задание, а какая – второй.

Уважаемое жюри, вам необходимо будет оценить каждый пункт домашнего задания отдельно по пятибалльной шкале.

2. Итак, команды отчитались о выполнении домашнего задания. Каковы же оценки нашего жюри? Пожалуйста, оценки первой команде за название, оценки второй команде за название и т.д. Коротко прокомментировать свои оценки мы попросим….Пожалуйста,…

  • Итак, счет нашей игры …
  • Начинаем I этап.
  • I раунд «Приветствия и встречи»
  • (Экран)
  • Кто первым здоровается при входе в помещение:
  • А) всегда мужчина;
  • Б) всегда женщина;
  • В) всегда старший;
  • Г) всегда младший;
  • Д) входящий;
  • Е) находящийся в помещении.
  • Когда мы впервые встречаемся с человеком, кто должен представиться первым мужчина, женщина;
  • младший, старший;
  • начальник, подчиненный.
  1. Кто должен здороваться на улице первым:
  2. А) стоящий;
  3. Б) проходящий.

I этап игры окончен. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас первая пауза.

(Жюри подводит итоги I раунда).

Пауза 1. «Правила ведения беседы» 

Назовите 5 правил ведения беседы (ответ — в письменном виде). На обсуждение 1 минута.

Возможны следующие варианты:

  • вести разговор вежливо
  • говорить ровным голосом
  • смотреть в глаза собеседнику
  • не перебивать
  • не использовать слова-паразиты
  • не усложнять речь, используя иностранные слова или научные термины
  • не увлекаться жестикуляцией
  • говорить четко, не глотая слова
  • выдерживать нужную интонацию

1. Пока жюри совещается, мы с вами узнаем интересные факты приветствия. Вы никогда не задумывались, почему многие люди здороваются за руку? Существуют и другие способы приветствовать друг друга.

В кинофильмах вы видели, вероятно, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпы.

2. От очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же таков — у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что, приучите себя не здороваться через порог.

II раунд. «Правила поведения в общественных местах»

(Экран)

  1. Кто первым входит в помещение:

  1. Вы опоздали в кино, сеанс уже начался, ваши действия.

(сесть на свободное место)

  1. При входе и выходе (2 ситуации) из общественного транспорта кому отдается первенство – мужчине или женщине.

(заходит первой женщина, выходит первым мужчина)

II раунд игры окончен. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас вторая пауза.

(Жюри подводит итоги II раунда).

III раунд. «Нормы поведения в гостях»

1. Перед вами тарелка, вилка и нож. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте, пожалуйста.

(нож и вилка должны лежать параллельно на тарелке)

2. Перед вами на тарелке куски хлеба. Продемонстрируйте, пожалуйста, как правильно нужно есть хлеб.

(кладут на салфетку или маленькую тарелочку, отламывают кусочки, берут руками)

3. Перед вами на тарелке виноград, яблоко и апельсин. Продемонстрируйте, пожалуйста, как правильно их нужно есть.

  • виноград – по ягодке
  • яблоко – очистить от кожуры ножом, вырезать серединку, есть небольшими дольками
  • апельсин – разрезать на полукольца

4. Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их вручить? Как должен вести себя получивший подарок? (2 вопроса)

1. Цветы вручают без бумаги, подарок – в красивой упаковке.

2. Подарок необходимо развернуть и поблагодарить подарившего его.

Окончен III раунд игры. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас третья пауза.

  • (Жюри подводит итоги III раунда).
  • Итак, жюри объявляет итоги заключительного раунда и игры в целом.
  • Благодарим всех за внимание и участие.
  • Анкета-рефлексия 
  1. Что Вам понравилось больше всего в игре?

  2. Что Вам не понравилось?

  3. Какие трудности испытывала команда при решении задач? Почему?

  4. Как каждый чувствовал себя в игровой ситуации?

  5. Что нового Вы открыли для себя в результате данного мероприятия?

  1. Советы замечательных людей
  2. Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения.
  3. И.Кант
  4. Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума.
  5. Теннuсон
  6. Народная мудрость гласит:
  7. «Лошадь узнают в езде, а человека в общении».
  8. «Учись вежливости у невоспитанного».
  9. «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».
  10. «Прожуй, прежде чем проглотить; прослушай, прежде чем говорить».
  11. «Язык — один, уха – два, раз скажи, два раза послушай».
  12. «Слово – серебро, молчание – золото».
  13. «Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется».
  14. «Уважен хочешь быть – умей других уважить».
  15. Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья.
  16. Платон

Источник: https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-etikiet-i-my.html

Анализ урока, проведенного учителем

  • Задания и дидактические материалы
  • по учебно-педагогической практике для студентов специальности
  • «Экономическая тория»
  • Анализ урока, проведенного учителем

Задание 1. Дидактический анализ урока.

  1. Цель задания 1: Изучить дидактические и воспитательные возможности урока, закрепить навыки анализа урока.
  2. Содержание задания 1: Посетить не менее 2 уроков у одного учителя; во время посещения каждого урока вести следующий протокол:
  3. Урок (предмет )______________________
  4. Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________
  5. Учитель _________________________________
  6. Тема____________________________________________
  7. Цель урока____________________________________________________________
Время Основные этапы урока Методы Примечания
Отмечается НАЧАЛО каждого этапа урока или нового вида работы Указываются этапы урока в соответствии с учебными, развивающими и воспитательными целями (организационный момент, целеполагание, обеспечение мотивации учащихся, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, первичная проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Описываются способы деятельности учителя и учащихся, методические приемы Делаются первичные выводы о реализации принципов обучения, эффективности и особенностях используемых методов и приемов, о достижении целей обучения

После записи протокола проведите общий анализ урока, письменно ответив на вопросы:

1. Какие цели урока были поставлены учителем и насколько они достигнуты?

2. Каков тип урока? Какой модели образования (традиционной или инновационной)

соответствует урок?

3. Какие принципы обучения реализованы? Какие – нет? Почему?

4. Какие технологии, методы и приемы обучения использованы на уроке? Насколько они эффективны?

5. Как учитель стимулирует познавательную активность учащихся на уроке?

6. Как оцениваются достижения школьников на уроке?

7. Как организовано время урока?

8. В чем заключается воспитательный потенциал урока? В какой мере и какими средствами он реализовался?

9. Какие особенности методической системы учителя (приемы, методы) можно выделить? В

чем их преимущество?

Сделайте общий вывод об особенностях методической системы учителя.

Задание 2. Педагогическое мастерство учителя.

  • Цель задания 2: Изучить и проанализировать индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке (общая характеристика стиля общения, описание педагогического такта и этикета; способы воздействия на учащихся и оценивание результатов работы учащихся).
  • Содержание задания 2: Посетить 3 урока у одного учителя или студента-
  • практиканта; во время посещения каждого урока вести следующий протокол:
  • Урок (предмет )______________________
  • Дата________Класс__________№ урока (по расписанию)__________
  • Учитель _________________________________
  • Тема____________________________________________
  • Цель урока____________________________________________________________
Время Основные этапы и ход урока Наблюдения, примечания
Отмечается НАЧАЛО каждого этапа урока или нового вида работы Указываются этапы урока в соответствии с учебными, развивающими и воспитательными целями (организационный момент, целеполагание, обеспечение мотивации учащихся, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, первичная проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Описываются отдельные характеристики общения (признаки стиля общения)

В третий столбик протокола (наблюдения, примечания) заносятся результаты педагогического наблюдения, проводимого в соответствии со следующими поставленными задачами:

I урок: определение общей характеристики стиля общения учителя. Для описания стиля можно пользоваться любой классификацией. В случае, если стиль обобщения определяется как демократический, авторитарный, либеральный, непоследовательный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации.

Демократический стиль. Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности “делигирование полномочий”, уважение к говорящему, организация диалога. В речи – преобладание местоимения МЫ, конструкций “Давайте вместе …”, “Кто считает иначе…” “Как вы считаете?” и т.д.

Авторитарный стиль. Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи – местоимение Я, конструкции “Я считаю”, “Слушать!”, “Пишите!”.

Либеральный стиль. Преобладание призывов, просьб, сокращение дистанции в общении с учениками – заигрывание, попытки утвердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учеников, встречаются нарушения педагогической этики. В речи – использование молодежного сленга.

Непоследовательный – сочетает характеристики всех стилей; общение, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно.

Возможно сочетание разных стилей: авторитарно-демократический, либерально- демократический. Можно наблюдать умелое использование и смену стилей учителем в зависимости от обстоятельств для решения воспитательных и дидактических задач.

II урок: описание педагогического такта и этикета.

Описать культуру или этикетность ситуаций приветствия и прощания. Подсчитать количество использования этикетных формул, описать их виды (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявление бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации.

III урок: определение способов воздействия на учащихся и оценивания результатов работы ученика, класса в целом.

Определить, какими способами учитель добивается дисциплины на уроке, как формирует интерес к своему предмету. Описать приемы индивидуального и фронтального воздействия, оценить их целесообразность.

Описать используемые учителем способы оценки (одобрение или неодобрение): мимика, жесты, слово, предметная, формализованная. Как часто используется качественная оценка, похвала? Соблюдает ли учитель единство требований к оценке учебной деятельности. Существуют ли у учителя предпочтения в оценке отдельных учащихся, класса?

В процессе педагогического наблюдения рекомендуется пользоваться следующей таблицей:

Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке

(по А. А. Леонтьеву)

Отрицательные особенности деятельности учителя Положительные особенности деятельности учителя
Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели и задачи урока
Не следит за ходом обсуждения, допускает многословие, отклонение от темы Не допускает многословия и отклонения от темы
Не умеет прерывать повторы в ответах учеников Пресекает общее повторение уже сказанного
Не подводит промежуточных итогов в ходе урока Каждый этап урока завершает выводом
Неполно подводит заключительный итог, не сравнивает его с поставленной целью (или итог отсутствует) Подводит заключительный итог, сравнивая его с поставленной целью
Слишком рано прерывает ответ ученика, не умеет внимательно слушать отвечающего Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно
Недостаточно активизирует пассивных учеников Активизирует пассивных учеников, используя приемы как внешней, так и внутренней мотивации
Не умеет предупреждать и разрешать конфликты Умеет предупреждать и разрешать конфликты
Не вовлекает всех учеников в общение и деятельность Вовлекает всех учеников в общение и деятельность
Не умеет создать деловую атмосферу Может обеспечить деловую обстановку
Много говорит сам, мало спрашивает и слушает Выясняет мнения учеников, сам говорит мало, но по существу
Грубый, бестактный, невежливый Вежливый, корректный, деликатный
  1. На основании протоколов напишите краткий анализ педагогического мастерства учителя (стиль общения; педагогический такт и этикет; способ воздействия на учащихся; оценка учащихся).
  2. Образцы анализа педагогического мастерства учителя, сделанные студентами-практикантами:
  3. Студент: Райская Р.
  4. Учитель математики: Байдина Людмила Яковлевна.
  5. Общая характеристика стиля общения: демократический.
Читайте также:  Функции менеджмента - справочник студента

В ходе урока идет непрерывный диалог между учителем и учениками. К каждому ученику учитель относится как к личности, индивидуальности, учитывая при этом особенности характера и поведения отдельного ребенка.

Учащихся учитель выслушивает до конца, уделяя необходимое время и внимание отстающим учащимся. Постоянно употребляет слова: «давайте» (решим, повторим, разберемся и т.д.), «мы» (выясним, получим ответ). Этим учитель привлекает учащихся к совместной работе на уроке.

Такой стиль общения положительно влияет на учебные результаты школьников, поэтому его можно считать продуктивным.

Темперамент учителя – флегматический.

Учителя трудно разгневать, опечалить, разозлить или рассмешить. При любых неприятностях остается спокойным, невозмутимым. Мало эмоционален. Мимика бедная. Энергичен, работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием, медленным темпом движений и речи.

Черты характера: общительность, доброта, трудолюбие, инициативность, настойчивость, самообладание, терпение, заботливость, непринужденность, отзывчивость, сдержанность, увлеченность, уступчивость, энтузиазм.

Педагогический этикет и такт учителя.

Приветствие – «здравствуйте!»; прощание – «всего доброго, до завтра!»; формулы просьбы – «пожалуйста» (4 раза), «будь добр» (2 раза); благодарности – «спасибо» (3 раза), извинение – «извините, это я виноват» (2 раза).

Учитель не считает унизительным извиниться перед учащимися. Он осознает, что тоже человек, которому свойственно ошибаться, и отвечает за свои ошибки. Учитель как воспитанный человек очень часто пользуется «волшебным словом».

Способы воздействия на учащихся.

В начале урока учитель здоровается с классом и сразу же вовлекает их в совместную деятельность (несколько учащихся работают у доски, остальные отвечают на вопросы учителя).

Затем при объяснении новой темы делаются записи в тетрадях (учащиеся очень активно участвуют в рассмотрении новой темы, отвечая на наводящие вопросы учителя). Такой способ организации дисциплины на уроке эффективен в данном классе.

На уроках используются разные виды групповой и фронтальной работы.

Источник: https://infopedia.su/12x84dd.html

Методика проведения занятий

Методы производственного обучения

Процесс обучения сложен и многократен, он зависит от разных факторов. Одной из острых проблем является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

  • Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
  • Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
  • а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
  • б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
  • в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
  • Словесные методы обучения

Более подробно остановимся на этой классификации. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения.

С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, инструктаж.

Рассказ — метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении задач, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Дискуссия. Главное ее назначение — стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции.

Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой.

Лекция — монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащихся учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Работа с книгой. Это важнейший метод обучения. В начале работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя.

В дальнейшем студенты все больше учатся работать с книгой самостоятельно.

  1. Инструктаж — широко используется в производственном обучении для указаний и предостережений, даваемых учащимся перед выполнением практических заданий и работ;
  2. Наглядно-демонстрационные методы — это методы, при которых у учащихся формируется более или менее точный и конкретный образ технических средств, технологических процессов, приемов пользования инструментами, способов организации труда.
  3. Практические методы — являются неотъемлемой частью производственного обучения, их сущность состоит в упражнениях, то есть многократном повторении определенных действий.
  4. Методика проведения урока

Вводный инструктаж проводится перед началом темы, подтемы или раздела программы производственного обучения. Он проводится, как правило, в начале урока.

Цель вводного инструктажа — актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе этого выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.

  • В зависимости от организации учебной работы группы мастер может проводить вводное инструктирование либо для всей групп, либо для каждого звена, либо отдельно для каждого учащегося.
  • При объяснении нового материала мастер использует различные средства наглядности, к ним относятся:
  • — инструкционные карты;
  • — чертежи;
  • — инструкционно-технологические карты;
  • — технологические карты.
  • При показе трудовых приемов мастер может использовать различные методы. Например, при показе трудового приёма по присоединению алюминиевого кабеля, мастер использует не только наглядные методы, но и словесные методы, такие как:
  • — объяснение;
  • — беседа.

Текущий инструктаж — это руководство деятельностью учащихся в процессе упражнений и при выполнении ими учебно-производственных работ. Основной его формой является индивидуальный инструктаж каждого учащегося.

Во время текущего инструктажа мастер внимательно наблюдает за работой учащихся и своевременно корректирует их действия, а также предупреждает возможные ошибки и не допускает закрепления неправильных приемов работы. Многие мастера практикуют на уроках целевые обходы. На этих обходах мастер оказывает помощь отстающим учащимся, и одновременно следит за работой всех учащихся и дает необходимые советы.

Первый обход проводится после вводного инструктажа и носит контрольный характер.

На втором обходе, являющимся наиболее важным, мастер выявляет правильность организации рабочих мест, способов работы, степень усвоения показанных приемов, рационально ли используются материалы, инструменты, а также проверяет соблюдение правил безопасности труда.

Последующие обходы совершаются в то время, когда учащиеся выполняют упражнения. Мастер наблюдает за приемами работы, самостоятельностью.

Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение урока. Необходимо подвести итоги работы, проделанной за учебный день всей группой.

Законченные работы следует оценить и объяснить учащимся, за что и почему выставляется данная оценка. Некоторые мастера используют на заключительном инструктаже метод комплексных оценок.

В этом случае повышается интерес учащихся к выполнению учебно-производственных работ.

Во время заключительного инструктажа мастер дает задание на дом. Наиболее целесообразно давать учащимся в неделю одно задание из двух-трех вопросов.

При выдаче задания на дом мастер рекомендует учащимся способы его выполнения и наилучшего усвоения материала.

Источник: https://studbooks.net/1897633/pedagogika/metodika_provedeniya_zanyatiy

Критерии оценки уроков студентов-практикантов

Уроки студентов-практикантов оцениваются по 5-балльной системе.

Отметкой «5»оценивается урок, при подготовке к которому студент, изучив методическую литературу, проявил самостоятельность, творчество в разработке плана-конспекта, четко определил цели урока, отобрал дидактический материал в соответствии с программой, дидактическими принципами, возрастными особенностями учащихся, современными требованиями к уроку. Отбор, сочетание методов и приемов обучения были продуманы с точки зрения педагогики, психологии и методики, способствовали активизации познавательной деятельности учащихся. Была организована поисковая деятельность учащихся, использовались нестандартные методы обучения, наглядность, разноуровневые (дифференцированные) задания.

Студент проявил высокую культуру общения, речи, педагогический такт. Правильно комментировал и оценивал ответы учащихся, замечал и исправлял ошибки в речи учащихся. Урок провел в оптимальном темпе, объяснил домашнее задание, уложился в отведенное время, реализовал цели и план урока.

Отметкой «4»оценивается урок, при подготовке к которому студент проявил умение отбирать дидактический материал в соответствии с темой урока, принципами обучения, при этом использовал дополнительные источники, сформулировал цель и задачи, разработал план-конспект урока самостоятельно, но с некоторыми неточностями методического или фактического характера.

При проведении урока верно излагал материал, использовал проблемные ситуации, применял разнообразные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Речь студента достаточно выразительная, грамотная, поведение корректное. В целом поставленные цель и задачи достигнуты, однако при организации учебного процесса практикант не смог рационально распределить время.

Отметкой «5»оценивается урок, при подготовке к которому студент был недостаточно самостоятелен, нуждался в постоянной помощи учителя при формулировке цели и задач урока, разработке плана-конспекта, отборе дидактического материала, и его структурировании. При проведении урока нарушалась логика изложения учебного материала, студент недостаточно эффективно применял методы обучения, темп урока был медленным, оценки выставлялись без комментариев. Не все задачи урока достигнуты.

Отметкой «2»оценивается урок, если студент при подготовке конспекта не использовал дополнительный дидактический материал, вместо плана-конспекта представил только план урока, неудачно выстроил структуру урока. При проведении урока допускал грубые педагогические и методические ошибки. Не смог реализовать запланированный материал в отведенное время, не оценил деятельность учащихся на уроке. Задачи урока не достигнуты.

  • Отметкой «1»оценивается урок, если студент не смог организовать учащихся на предстоящую работу или в случае отказа от проведения урока.
  • Приложение 2
  • Примерные критерии оценки воспитательного мероприятия студента-практиканта
  • Воспитательное мероприятие студента-практиканта оценивается по 5-балльной системе.
5 баллов Высокий уровень владения методологией, методикой и современными технологиями воспитания, творческий подход. Студент проявляет высокий уровень эрудиции, общей и педагогической культуры, активно участвует в организации воспитательной работы в классе. При подготовке воспитательного мероприятия реализует современные методологические подходы (культурологический, аксиологический, деятельностный и др.). Проявление самостоятельности и творческого подхода в подготовке и проведении мероприятия, использование нестандартных приемов.
4 балла Владение методикой, практическая направленность деятельности, творческий подход. Помощь учителя в организации и проведении воспитательного мероприятия, реализация индивидуально-дифференцированного подхода. Зачетное воспитательное мероприятие соответствуют основным методическим требованиям. Студент проявил творческий подход, хорошее владение классом.
3 балла Несвоевременность подготовки воспитательной разработки. Серьезные недостатки в реализации поставленных задач, низкий уровень педагогической культуры и владения методикой воспитательной работы. Недостаточная проработанность содержания и методики воспитательного мероприятия, несвоевременная подача руководителю плана-конспекта мероприятия. В проведенном мероприятии нарушена логика, преобладают словесные методы, не в полной мере решены поставленные задачи. Низкий уровень владения классом, общей и педагогической культуры (внешний вид, речь, стиль общения с учащимися).
2 балла Некачественная разработка воспитательного мероприятия. Студент не владеет теоретическими основами и методикой организации воспитательной работы.

Приложение 3

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 590;

Источник: https://studopedia.net/2_52766_kriterii-otsenki-urokov-studentov-praktikantov.html

Ссылка на основную публикацию