Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.
Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:
- наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;
- распределение ролей и ролевых функций;
- моделирования процесса принятия управленческих решений;
- взаимодействие участников игры;
- многоальтернативность решений;
- наличие конфликтных ситуаций;
- наличие системы оценки игровой деятельности.
- обучение через моделирование рабочего процесса;
- формирование профессионального менталитета;
- мотивация обучающихся;
- тренировка навыков принятие управленческих решений;
- оценка обучающихся.
- Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).
- Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.
- В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.
- В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.
- В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.
Примеры деловых игр
Деловая игра «Поручение задания подчиненному».
Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:
- задание традиционное, плановое;
- задание экстремальное, внеплановое.
Подготовка к игре. В игре участвуют руководитель и подчиненный. Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.
Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:
- объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
- довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
- мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выполнению задания.
При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен добиться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с какими конечными результатами нужно сделать порученное задание.
В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):
- Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
- Желает ли он выполнять данное задание?
- В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?
Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность.
Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и коммуникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него психологическую готовность к выполнению задания.
Кроме того, признание подчиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.
Организация игрового занятия
Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчиненным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполнителей могут разыграть желающие из числа обучаемых.
Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания проводится дискуссия, в которой задействованы все участники.
Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания
- Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
- Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
- Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
- Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
- Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.
Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.
Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.
- Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
- Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей работы; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
- Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
- Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он собирается начать.
- Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
- Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
- Завершите беседу конкретным решением и действиями.
Таблица “Качество беседы”
- Деловая игра «Совещание»
- Цель деловой игры — приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.
- Порядок проведения деловой игры:
- При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
- Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.
Задание
Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.
Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.
Порядок выполнения работы:
- Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
- Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
- Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.
Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробовать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.
Деловая игра «Проведение переговоров»
Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.
Инструкция для участника № 1. Вы — компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.
Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.
Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.
Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.
Инструкция для участника № 2. Вы — директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя.
Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно.
На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.
Ваша задача: максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.
Этапы игры: этапы проведения переговоров.
Распределение ролей: Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.
Составление документации:
- Протокол о распределении должностей.
- Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
- Договор.
- Акты выполненных работ.
- Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.
- Оценка действий участников игры:
- Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.
- Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.
- Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна – соучредитель портала EduNeo.ru, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.
Материал из учебного пособия:
Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.
Источник: https://www.eduneo.ru/tri-delovye-igry-na-zanyatiyax-po-delovym-kommunikaciyam-v-vuze/
Методика организации и проведения деловой игры
Методика организации и проведения деловой игры.
«Деловая игра» — эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Она предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства:
- наглядную агитацию,
- тематические выставки,
- консультации,
- беседы,
- обсуждения.
Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.
Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.
Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.
Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение руководителя МО) по 4-5 человек участников деловой игры. Педагоги по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи – это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме.
Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды, работая над заданием. Командам дается время для подготовки решения, затем заслушиваются ответы.
Порядок ответов определяется жребием капитанов. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный балл, который входит в общий счет очков.
В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ.
Деловые игры бывают следующих видов:
- имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.
- управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);
- исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;
- организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.
- игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;
- игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта.
Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).
- При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.
- Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.
- Методика организации и проведения:
- Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа:
- четко сформировать общую цель игры и частные цели для участников;
- разработать общие правила игры.
- Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:
- руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;
- назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;
- определяют время, условия и длительность игры.
- Ход игры.
- Подведение итогов, подробный анализ игры:
- общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;
- самооценка участниками исполнения полученных заданий, степень личной удовлетворенности;
- характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;
- анализ и оценка игры экспертами.
Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.
В заключении руководитель подводит итог игры.
Источник: https://multiurok.ru/files/mietodika-orghanizatsii-i-proviedieniia-dielovoi-i.html
Организации и проведения деловой игры для детей
Деловая игра оказывает положительное влияние на восприятие подопечными окружающего мира, дает возможность приобрести некоторый опыт принятия решений, а также способствует формированию характера и элементов поведения детей.
Для педагога деловая игра является одной из лучших возможностей для осуществления творческого подхода к организации совместной деятельности и применения всех профессиональных знаний с навыками.
Необходимым условием эффективности деловой игры — это сугубо добровольное и заинтересованное участие как педагога, так и воспитанников, а также их открытость, искренность и полнота ответов. При этом учитель должен обладать необходимые для организации и проведения подобных мероприятий знания.
Деловые игры способствуют повышению интереса по отношению к рассматриваемой проблеме, содействуют развитию креативного мышления, поиску новых путей решения сложных задач, тренируют практические умения.
Деловая игра. Определение
Деловая игра, в некоторой степени, представляет собой репетицию работы педагога. Она позволяет моделировать практически любую возможную педагогическую обстановку в лицах, что способствует пониманию психологии человека, ведь преподаватель может поставить себя на место ребенка, его родителей, коллег и так далее.
Определение 1
Деловая игра представляет собой одну из эффективных форм взаимодействия педагога с учащимися и заключается в моделировании таких систем взаимоотношений, которые существуют в реальности и позволяют приобретать практические умения и навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной жизни.
Виды деловых игр для студентов
Деловые игры составляют довольно обширную часть педагогического материала и по методике проведения подразделяются на следующие типы:
- ролевые игры – это такой тип игр, в котором каждый из участников имеет поставленную ему конкретную задачу, или конкретную роль, согласно условиям обязательную к выполнению;
- групповые дискуссии – это тип игр, которые основываются на отработке проведения совещаний или же на приобретении навыков работы в группе. Каждый участник имеет персональные задания, кроме того, имеют место и совместные правила ведения дискуссии;
- имитационные игры решают задачу формирования у участников представления, которое является характерным для действительности, и дают возможность отработать поведенческие навыки в определенной ситуации;
- организационно-деятельностные игры – тип игр, не обладающих строгими инструкциями, в них участникам не предоставляются роли, а сама игра ориентируется на обучение участников решению междисциплинарных трудностей. Активизация работы участников выполняется при помощи определенного давления на личность;
- инновационные игры направлены на формирование инновационного мышления участников, выдвигают новые идеи в классической системе поступков, отрабатывают модели реальной, желаемой, образцовой ситуаций;
- ансамблевые игры – являются типом игр, формирующим у участников управленческое мышление. Они ориентируются на решение определенных задач методом организации делового партнерского сотрудничества команд;
- исследовательские игры — игры, основывающиеся на научно-исследовательской работе, где через игровую форму происходит исследование методик по приведенным в условиях направлениям;
- игры-тренинги — тип игр, чья цель заключается в закреплении каких-либо умений и навыков с точки зрения психологии.
Специфика организации и проведения
В процессах организации и проведения деловой игры педагог играет различные роли. Если до начала игры он является инструктором, то в ходе ее проведения – консультантом, а на заключительном шаге – главой обсуждения вопроса.
В качестве главной задачи деловой игры принимают живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, отработка узких направленных на саморазвитие личности практических умений, способствующих быстрой адаптации к новым условиям.
Процесс организации и проведения игры может быть разделен на 4 следующих этапа:
- сформулировать единую цель игры и определенные задачи для участников;
- создать план игры и ее общие правила;
- описать организацию мероприятия и последовательность действий участников;
- подготовить задания для каждого из участников;
- подготовить необходимое для игры оборудование.
- Организационная подготовка выбранной игры с реализацией предопределенной дидактической цели:
- представление участников;
- педагогу необходимо объяснить участникам смысл игры, познакомить с ее программой и правилами, распределить роли и поставить перед их исполнителями задачи, которые нуждаются в решении;
- назначаются специалисты, занимающиеся наблюдением за ходом игры и анализирующие моделируемые ситуации. Так же на них возлагается оценивание;
- определяется продолжительность игры.
- Ход игры.
- Подведение результатов:
- анализ игры, выявление положительных и отрицательных моментов;
- получение мнения участников о выполнении заданий, степень их индивидуальной удовлетворенности;
- оценка экспертов, в качестве которой может выступать подсчет набранных баллов, выбор номинации и многие другие способы. Аспектом для оценки может служить количество и содержательность выдвинутых мыслей (предложений), степень самостоятельности суждений, а также их практическая значимость.
Условием успешности проведения деловых игр является выполнение ряда требований:
- частое проведение деловых игр считается нежелательным, оптимальным вариантом будет их проведение 1-2 раза в год;
- требуется с полной ответственностью и творческим подходом отнестись к процессу подготовки и организации игры, по той причине, что это будет ее основой при проведении;
- необходимо со всей тщательностью отработать игровую модель поступков участников согласно выбранной обстановке;
- важно четко формулировать цели и задачи;
- сделать размещение участников наиболее выгодным с точки зрения позиции для общения.
Еще одним важным элементом проведения деловых игр является их последующий анализ: что необходимо учитывать в дальнейшем, какой материал нуждается в изучении и отработке. Это будет существенным аспектом помощи для проведения деловых игр в будущем и развития интереса участников к познавательной деятельности.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/organizatsii-i-provedenija-delovoj-igry/
Подготовка и проведение деловой игры курсантами академии — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)
1 Глазунов И.А. 1 Землянухин А.А. 1 Двораковский Н.С. 1 Чепрасова Т.В. 1 1 ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высш. Шк., 1991.
2. Хруцкий Е.А. организация проведения деловых игр: Учеб. пособие для преподавателей сред.спец.учеб.заведений.
– М.: Высш. шк., 1991.
3. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность. – М., 1987. 4. Ермолаев Б.А. Учить учиться. – М., 1988.
С целью разработки плана и проведения деловой игры курсантами академии было проведено исследование: что такое деловая игра? Каковы ее критерии? С какой целью проводятся деловые игры? Каковы методы достижения поставленной цели?
В образовательной практике педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Педагогические игры разнообразны по целям, организационной структуре, возможностям их использования, специфике содержания.
В научной и методической литературе существует множество определений деловой игры.
Так, например, В.С. Кукушкин вводит понятие педагогической игры, которая в его интерпретации обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В.П. Беспалько и Г.К. Селевко особое место в комплексе игровых технологий отводят деловой игре, указывая, что она решает комплексные задачи: усвоение и закрепление нового, развитие творчества, дает возможность изучить материал с разных позиций.
Деловая игра – метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М., 1989).
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра предоставляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п.
Использование деловых игр значительно укрепляет связь (студент – преподаватель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого.
Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не используются; каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.
Деловая игра – ведущая форма квазипрофессиональной деятельности, по определению профессора А.А. Вербицкого. Согласно его концепции знаково-контекстного обучения, деловая игра – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда [1].
Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста.
В деловой игре, в условиях совместной деятельности каждый студент приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные установки и ориентации, присущие специалисту.
Мотивация, интерес и эмоциональная приподнятость участников делового взаимодействия обуславливают широкие возможности для организации целенаправленной деятельности по достижению результата, продуктивного общения и взаимодействия, для развития профессионального творческого мышления.
Творческая активность личности в деловой игре обуславливается тем, что игра позволяет почувствовать значимость своего «Я», особенно в тех случаях, когда студент находит то или иное оригинальное решение, которое так или иначе влияет на траекторию игры и соответствующим образом оценивается (ведущим или участниками игры); происходит постепенное снятие напряженности, скованности, нерешительности и нарастание мобилизующей напряженности на основе игрового интереса, усиления интереса к игре.
Именно интерес становится наиболее сильным стимулом действий играющих, задает творческую направленность личности, вызывает положительные эмоции, которые, сопровождая процесс поиска, ускоряют его, пробуждая эвристичность мышления. При этом в деловой игре человек получает не только удовлетворение от процесса поиска решения, но и находит его быстрее. В тоже время интерес имеет как познавательную, так и профессиональную направленность.
- Выполняя игровую роль, вступая в условно реальные отношения с другими играющими, участник приобретает опыт социальных контактов, что обогащает личность новыми знаниями и опытом деловых и социальных отношений [2].
- В отличие от игры вообще, деловая игра обладает существенным качеством – наличием четко сформулированной обучающей цели, которая при этом предусматривает и личное саморазвитие, и образа соответствующего педагогического результата, который характеризуется яркой учебно-познавательной направленностью.
- Деловая игра в системе профессионального образования используется для закрепления, обобщения имеющихся у студентов знаний и умений по предмету изучения, дает возможность изучить учебный материал с разных позиций.
- Цели деловой игры выступают в трех ракурсах:
- — игровые,
- — дидактические (учебно-познавательные),
- — педагогические.
- Определение места и роли деловой игры в учебном процессе зависит от ряда факторов:
- – Целевой установки (познавательная игра, обобщающая и закрепляющая изученный материал, контролирующая усвоение материала).
– От специфики игровых действий (театрализованная, имитационная, соревновании и т.п.).
- – От материально-технического обеспечения (ТСО, видеоматериалы, музыкальное оформление).
- – От возможностей и способностей самих обучающихся, от их интереса к игре и творческой активности.
- Выбор деловой игры обуславливается, прежде всего, функциями, которые педагог определяет как ведущие, будь то формирование целостного представления у будущих специалистов об особенностях профессиональной деятельности и ее динамике, или приобретение опыта принятия решений, или развитие теоретического и практического творческого мышления, или формирование профессионально-познавательной мотивации.
- В отличие от традиционных форм учебной работы, деловая игра несет в себе заряд эмоциональной приподнятости, иногда, юмора, радости совместного творчества.
- Благодаря коллективному творчеству студенты приобретают незаменимые навыки социального взаимодействия, усваивают как общечеловеческие ценностные установки, так и базовые ценностные ориентиры, присущие данной профессии [3].
- В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:
- — игра-обучение;
- — игра-тренинг;
- — игра-исследование.
В.П. Беспалько и Г.К. Селевко выделяют различные модификации деловых игр:
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых объектов и процессов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных операций, действий. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей какого-либо лица.
«Деловой театр» – разыгрывание каких-либо ситуаций и поведения человека в игровой обстановке, близкой к реальной.
Методика проведения деловых игр в профессиональном учебно-воспитательном процессе в отличие от игры вообще, обладает существенным качеством – наличием четко сформулированной обучающей цели, которая при этом предусматривает и личное саморазвитие, и образа соответствующего педагогического результата, который характеризуется яркой учебно-познавательной направленностью.
А.А. Вербицкий предлагает структурную схему, в которой обобщаются представления о концептуальных основах деловой игры [1].
Алгоритм проведения деловых игр включает следующие этапы:
1. Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатов игры.
Цели игры – один из сложных структурных компонентов. Задаются цели педагогические (цели обучения и воспитания) и игровые. Игровые цели нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона
Предмет игры – это предмет деятельности участников игры. Предмет игры задается, исходя из модели специалиста, и представляет собой перечень процессов и явлений, воссоздаваемых (имитируемых) в деловой игре и требующих компетентно-профессиональных действий.
Деловая игра как форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем взаимодействий, характерных для данного вида трудовых отношений, как нельзя более естественно и эффективно помогает осуществлять переход от абстрактного, заданного теоретически алгоритма профессиональных знаний и учений к конкретно-практической деятельности с решением всевозможных противоречий и проблем данной профессиональной сферы [4].
На основе изученного материала инициативная группа курсантов определила задачу, этапы и методы проведения деловой игры «Моя будущая профессия».
Была определена конфликтная ситуация: Выпускник Академии, который специализировался на обслуживании самолетов, прибыл на место распределения. Оказалось, что ему предстоит работать с вертолетами… ЧТО нужно предпринять молодому специалисту? Каковы его действия? Как преодолеть достойно возникшую проблему?
Инициативная группа курсантов консультировалась с преподавателями и ведущими специалистами Академии, читали соответствующую литературу, изучали инструкции и т.д. В результате была поставлена цель деловой игры: молодому специалисту необходимо подтвердить свою профессиональную компетентность.
Для достижения поставленной цели были разработаны этапы и методы достижения каждого этапа, определены участники игры, их роли и поведение.
В процессе разработки игры участники проекта обращали особое внимание на корректное оформление на английском языке, на регистры языка при общении с коммуникантами в разных ситуациях, на эмоциональную окраску речи в разных эмоционально смысловых контекстах, уделяли внимание ораторскому искусству в процессе представления игры «на суд» экспертов.
Таким образом, в процессе исследования научного материала, касательно разработки и проведения деловых игр, нами было выявлено отличие деловой игры от других видов игровой деятельности, определена воспитательная ценность деловой игры, а также роль деловой игры в формировании профессиональных качеств будущего специалиста.
Библиографическая ссылка
Глазунов И.А., Землянухин А.А., Двораковский Н.С., Чепрасова Т.В. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ КУРСАНТАМИ АКАДЕМИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16063 (дата обращения: 22.03.2020).
Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16063
Методика проведения деловых игр
Разработка
и внедрение деловых игр (ДИ) в учебный
процесс высших учебных заведений имеют
большое значение для получения
практических навыков обучения. ДИ
являются инструментом формирования
личности специалиста, достигается цель
активизации учебного процесса.
ДИ
представляет собой часть педагогической
системы через имитационное моделирование
или групповое действие по выборке
управленческих решений.
Конструирование
ДИ – безусловно творческий акт и требует
соответствующей методики проведения
деловых игр. Наличие такой методики
позволяет избавить преподавателей от
ненужных затрат времени и даст возможность
теоретически подойти к ДИ.
Структура
деловой игры.
Основой
разработки ДИ является создание
имитационной и игровой моделей, которые
должны органически накладываться друг
на друга, что и определяет структуру
ДИ.
Порядок
проведения ДИ можно представить
схематически в рис.3.
Теоретические основы изучаемой проблемы |
Определение ролевых функций |
Выдача исходной информации к ДИ |
Определение задания для каждой малой группы, роли в ДИ |
Определение правил игры и системы оценки |
Вхождение в ролевые функции. Проведение игры. Расчеты,принятие решение. |
Подведение итогов |
Материальное и моральное стимулирование участников ДИ |
Рис.3 Последовательность проведения деловой
игры.
Имитационная
модель отражает выбранный фрагмент
реальной действительности, объекта
имитации. Игровая модель является
способом описания работы участников с
имитационной моделью.
-
Игровые
цели необходимы для мотивации к игре,
создания соответствующего эмоционального
фонда. -
ДИ
представляют собой многостороннюю
концепцию обучения студентов экономическим
знаниям, это сочетание элементов: —
лекций; -
—
практических занятий и бизнес – игры
с целью углубленного понимания и усвоение
изучаемого курса: « Риск-менеджмент и
экономическая безопасность ». - Педагогические
цели включают в себя:
- закрепление системы знаний;
- выработка системы умений;
- принятие коллективных решений;
- развитие коммуникативных умений;
- порождение творческого мышления;
- выработка установки на практическое использование умений, приобретенных в ДИ.
Бизнес
– игра имитирует рыночную ситуацию,
которая вынуждает участников вновь и
вновь принимать решения. Таким образом,
они непосредственно и активно вступают
в дискуссию, самостоятельно работают
для достижения общей цели в ходе игры
овладевают существом производственного
процесса и проблемами предпринимательства.
- Преподаватель
берет на себя роль инструктора. - Его
задачи: - —
постепенно, небольшими шагами, донести
основные элементы - экономического
учения; - — дать
возможность группам участников
самостоятельно предпринимать некоторые
действия и вырабатывать некоторые
решения; - — помочь участникам в осмыслении некоторых
решений и их последовательность. -
Участники
ДИ должны: -
—
изучить основные проблемы организации
торговли; -
—
научиться связывать теоретическое
осмысление положения дел с практическими
действиями; -
—
почувствовать взаимность производственных
проблем, выделить влияние частных
решений на различные сферы предприятий; -
—
самостоятельно решать проблемы
согласования и координации; - — уяснить значение отдельных служб, их
роль и функции; - —
принимать быстрые решения; - —
научиться эффективно работать на своей
фирме. - Количество
участников ДИ на одного преподавателя
от 3 до 5 групп с числом участников в
группе 3 – 6 человек. -
Для проведения
ДИ необходимо иметь техническое
обеспечение:
- ПК;
- калькулятор;
- письменные принадлежности;
- карточки и фломастеры;
- видеокамера и телевизор;
- проектор;
- доска, мел.
Рабочую аудиторию
целесообразно разделить на отдельные
рабочие зоны.
Преподаватель в процессе
ДИ может добавлять или изменять
информацию, оказывать влияние на
принимаемые решения. Поэтому в ходе
проведения бизнес-игры можно гибко
приспосабливаться к разным учебным
группам по их уровню подготовки.
Все
ДИ взаимосвязаны и представляют единый
модуль подготовки студентов для
практической работы в бизнесе. В ходе
ДИ выясняются комбинации последствий
различных правовых и рыночных действий.
Проведение ДИ в последовательности,
предложенной методическим пособием –
всего лишь один из возможных вариантов.
Преподаватель может различные элементы
игры сориентировать на конкретное
предприятие, представить или выстроить
их в другой последовательности. Бизнес
– игра подходит для подготовки к
экзаменам как практическое обучение.
-
Деловая
игра №1 Предпринимательство (1 час) - Цель:
создать психологический комфорт общения. - Задание:
-
Представить себя в рисунке по характеру, цели, содержанию.
-
. Представить рисунок на суд аудитории, аргументировать замысел рисунка, способность к предпринимательской деятельности.
-
Высказать комплименты выступающему по принципу «Здесь и сейчас».
-
Обеспечить искренность позиции.
-
Основываться на фактах поведения.
Источник: https://studfile.net/preview/3187728/page:15/