Методика коллективной организаторской деятельности — справочник студента

На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Коллективная организационная форма обучения, т.е. работа в парах сменного состава, является в этих методиках системообразующей.

Но нельзя сводить методику к какому-либо приёму парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя и разные организационные формы обучения, и алгоритмы, и приёмы работы в парах.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Это методики организации деятельности группы учащихся.

  • Методика коллективной организаторской деятельности - Справочник студента
  • Методики отличаются друг от друга: 1) по предназначению и реализуемым дидактическим задачам, 2) по процедурам запуска, 3) особенностям управления и учёта деятельности учащихся, 4) сочетанию различных организационных форм обучения, 5) приёмам, используемым в этих оргформах.

Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:
– для изучения сложных научных, учебных, художественных текстов используются методики Ривина и взаимопередачи тем;
– для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещённых в учебниках, подходит обратная методика Ривина;
– для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач предназначена методика взаимообмена заданиями;
– для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;
–  для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.

Раскроем основные идеи указанных методик.

8.1. Методика взаимопередачи тем

Основная идея организации проста. Ученикам необходимо освоить какой-либо раздел (блок) учебной программы. Каждый ученик должен одну или несколько тем изучить самостоятельно, а часть тем получить от других учеников. Соответственно, темы, которые он освоил самостоятельно, он должен передать своим товарищам. Самостоятельно изученные темы в обязательном порядке сдаются учителю.

Под темой понимается определённым образом оформленный текст, к которому подобраны три группы задач, упражнений, вопросов и т.д., с объёмом примерно 3-5 страниц в гуманитарных дисциплинах и 1-3 страницы в точных дисциплинах.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Ресурсы - справочник студента

Оценим за полчаса!

Прорабатывая текст, ученик в итоге получает подробнейший (поабзацный) план изучаемой темы и решения задач (вопросов) первой и второй групп этой темы. И только после этого тема сдаётся учителю. Учитель проверяет не только уровень освоения темы, но и готовит ученика к роли учителя, которую ему придётся выполнять при обучении другого.

Взаимодействие учеников организуется следующим образом. Один ученик восстанавливает другому по частям (по своему плану) содержание своей темы, после каждой части проверяет уровень понимания и задает вопросы (или предлагает решить задачи) первой группы.

После этого ученик, который находится в позиции учащегося, записывает заголовок этой части. В результате совместной работы у напарника в тетради появляется подробнейший план темы. После этого ученики меняются ролями.

Обучив друг друга, каждый из учеников самостоятельно приступает к выполнению упражнений второй группы. А далее они проверяют друг друга.

Таким образом, работа по методике требует особого запуска со стороны учителя. Для обеспечения работы, ему необходимо проверить, как каждый ученик самостоятельно изучил свою тему, а это, как правило, требует немало времени. Далее работа организуется командиром сводного отряда.

8.2. Методика А.Г. Ривина

По этой методике, как правило, изучаются темы, сложные для понимания, не имеющие однозначной трактовки и обязательно небольшие по размеру (3-7 абзацев). Группе учащихся необходимо освоить небольшой раздел (блок), который включает несколько тем. Каждый учащийся должен изучить все темы блока в парах сменного состава.

Работа по этой методике организуется следующим образом. Учащийся получает текст.

Для проработки первого абзаца он находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание абзаца и озаглавливает его (именно озаглавливает, а не конспектирует). Название первого абзаца записывает в тетрадь.

Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце. Обратите внимание, что у учеников, работающих в паре, тексты должны быть разные.

После этого для проработки второго абзаца своей темы учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает его, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить его и записать название в тетрадь. И так далее.

Затем следует работа в малой группе. В малую группу может входить от трёх до шести человек. В состав малой группы могут входить ученики, которые только что изучили эту тему, или те, которые начнут её изучать, а также те, которые давно её изучали и хотят повторить. Выступление в малой группе должно занимать от 2 до 10 минут.

Методика не требует особого запуска, но для эффективной работы необходима предварительная подготовка учащихся, так как эта деятельность требует определенного уровня общих умений коммуникации и навыков коллективного труда. Таким образом, при работе по методике Ривина используется коллективная оргформа (на этапе освоения текста) и групповая (малые группы). Основными видами работы в паре являются обсуждение и совместное изучение.

8.3. Методика, обратная ривинской

Основная идея этой методики в том, чтобы за счёт коллективной работы раскрыть содержание учебной темы. Для запуска методики учитель должен подготовить подробные планы нескольких тем.

Каждый ученик получает план. Его задача – по плану восстановить содержание темы и оформить соответствующий текст. Работа группы организуется так же, как по методике Ривина.

Для проработки первого пункта своего плана ученик находит себе напарника, с которым совместно обсуждает возможное содержание и при необходимости обращаются к разным источникам, например, учебникам, книгам, энциклопедиям.

Далее они обсуждают возможный вариант текста, соответствующего пункту плана, который ученик записывает в свою тетрадь. После этого он таким же образом помогает своему товарищу оформить содержание его пункта плана.

Для проработки следующего пункта плана ученик находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого пункта, далее работа организуется, как это описано выше.

Прорабатывая все пункты плана, ученик в итоге получает целостный текст темы. После этого он может взяться за другую тему, прорабатывая ее аналогичным образом.

Основная оргформа – коллективная. Основным видом работы учащихся в паре является совместное обсуждение.

8.4. Взаимообмен заданиями

Методика предназначена для первичного изучения разных типовых задач за счёт работы учащихся в парах сменного состава. Ученикам необходимо решение одного типа задач получить за счёт работы с учителем, остальные типы – за счёт совместной работы с другими учениками. Для этой методики необходимо осуществить «запуск».

Учитель работает индивидуально с каждым учеником: используя карточку с двумя задачами одного типа, он объясняет способ решения этой задачи и даёт необходимые теоретические знания. При этом он записывает в тетрадь ученика способ решения первой задачи. Вторую задачу ученик решает самостоятельно, комментируя свои действия.

Далее необходимо организовать взаимодействия учащихся между собой.

В паре ученики обучают друг друга решению своего типа задачи, при этом алгоритм работы тот же, что и при работе учителя с учеником (первая задача объясняется, вторая решается самостоятельно).

В следующей паре ученик должен уже передавать тип задачи, полученный в предыдущей паре. Следовательно, ученик должен передать все полученные типы задач.

Для работы по этой методике необходимо подготовить специальный дидактический материал. Это карточки, которые содержат два однотипных упражнения, задачи или вопроса по определённой теме.

Ведущим видом работы в парах является взаимообучение.

8.5. Взаимотренаж

Основным видом работы в паре является тренировка. Данную методику можно использовать для упражнения учеников в устном счёте, для усвоения правописания слов, не проверяемых правилами, повторения таблицы умножения и т.п.

Ученики получают разные карточки и выбирают себе напарника. Первый ученик диктует второму первое задание своей карточки (естественно, не говоря ответ), второй ученик отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ.

Если ответ правильный, то он диктует второе задание. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу ещё раз ответить на вопрос.

Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу.

Когда первый продиктует все задания своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задаёт вопросы своей карточки, а первый отвечает на эти вопросы.

Когда все вопросы продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся. Далее ученик ищет нового напарника и работает так же, как и в первой паре. Особенность этой методики в том, что ученик не меняет свою карточку.

Это следует из предназначения методики, а это – тренировка.

Методика взаимотренажа не требует особого процесса запуска, как, например, методика взаимообмена заданиями. Для организации работы по этой методике необходимо иметь карточки, в которых есть 5-6 вопросов с ответами. Как правило, работа по методике занимает небольшой отрезок времени (5-10 минут).

9. Виды работы в парах

Раскроем виды работы в парах, используемые при работе по основным методикам коллективных учебных занятий.

Методика коллективной организаторской деятельности - Справочник студента9.1. Обсуждение.

Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные как в тексте некоторого автора, так и текстах, высказываниях друг друга. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются.

  1. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чём мнения совпадают, а затем за счёт друг друга свои представления расширить.
  2. Обсуждение включает несколько приёмов:
  3. – восстановить то, что сказал учитель (или ученик) или что прочитали в книжке;

– интерпретировать текст (мысли) автора, т.е. высказать свое мнение, отношение к этим мыслям, дать свою оценку, выразить оценки других авторов;

– задавать вопросы.

Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности.

9.2. Совместное изучение.

Совместно можно изучать то, чего никто из двоих ещё не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих.

Предмет совместного изучения – это тексты какого-либо автора. В этом уже есть отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга.

Для изучения текстов разных стилей нужны разные техники: научные тексты требуют логической работы, художественные – понимания чувств, образов, ассоциаций автора. В свою очередь, необходимо разрабатывать специфические приёмы для изучения разных по типу абзацев тех же научных текстов – фрагментов, отражающих понятия, абзацев, описывающих процессы или события, текстов-рассуждений.

9.3. Обучение.

Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый. Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.

Необходимые условия для осуществления взаимообучения:

– Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале!

  • – Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга.
  • – Обучать нужно малыми порциями.
  • «Учитель» должен изложить небольшой фрагмент материала, затем удостовериться, понят ли он, и лишь убедившись, что фрагмент понятен «ученику», переходить к следующему.

9.4. Тренировка.

За счёт работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж.

В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель взаимотренажа – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет.

Забота «тренера» – наличие действий у «тренирующегося» по решению задач (ответа на вопрос) и его ответ. Если «тренер» владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий.

Однако взаимотренаж удобен тем, что позволяет использовать как средство даже тех учеников, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить ход мысли напарника.

Для этого необходим специальный дидактический материал с заданиями и готовыми ответами.

Взаимотренаж можно использовать для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, находить орфограммы, давать толкования понятиям и т.п.

9.5. Проверка.

Когда важно за счёт закрепления получить не автоматизированные действия, а осознанные, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней.

Читайте также:  Теории штерна, петровского, валлона - справочник студента

При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого.

В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом.

Отметим два достоинства такой проверки. Во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и исправляется, а не вдали от ученика.

Источник: http://kco-kras.ru/index.php/video/kuz_v_rvg/8_9/

Методика коллективной организаторской деятельности

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Методика коллективной организаторской деятельности
Рубрика (тематическая категория) Гуманитарные дисциплины
Articles-ads

Однои̌ ᴎɜ наиболее демократичных форм детского самоуправления считается коллективная организаторская деятельность (КОД). В КОД субъектом самоуправления становится целый коллектив.

Коллективная организаторская деятельность считается основным компонентом педагогики общей заботы И. П. Иванова. КОД была разработана И. П. Ивановым и ᴇᴦο единомышленниками в 1956 году. И. П.

Иванов обозначил её как единую организаторскую активность единого коллектива педагогов и детейʼʼ, как микросистему конкретнои̌ организаторской заботы педагогов и учеников об усовершенствовании собственнои̌ и окружающей жизни.

Коллективное планирование

Коллективное планирование считается главным шагом КОД и методом уя учеников в процессе целеполагания. Коллективное планирование обычно начинается с разведки дел и друзей, которая включает детей во взаимодействие с окружающей средой и её социальный анализВажно сказать, что для коллектива, реализующᴇᴦο КОД, характерен поиск деятельности, проявление инициативы. В ребятах развертывается методность видеть, кто нуждается в их помощи, где могут быть полезны. Поиск к находкам различнои̌ деятельности, по необходимость отбора деятельности по конкретным аспектам.

Характеризуя цель как познание будущᴇᴦο итога, О. К. Тихомиров подчеркивает, что ϶то познание только тогда становится целью субъекта, когда получает индивидуальный смысл.

Дальше проводится сбор и анализ нужнои̌ информации, постановка конструктивных задач, отбор средств их решения, планирование деятельности по их достижению, то есть замысливается кратковременная и пространственная последовательность действий, определяются организаторы и исполнители. На значимость обучения детей планированию указывается в большом количестве психолого-педагогических исследований хотя встречается и предложение, что планирование не может быть особой педагогической задачей и исполняется попутно в процессе обучения самой работе.

Субъект коллективнои̌ организаторской деятельности

Воплощение ребенком процесса целеполагания и планирования гарантирует ᴇᴦο функциональную позицию в процессе достижении цели. Субъектом собственнои̌ деятельности может считаться только тот человек, который осознаёт собственные задачи и положение.

Субъект деятельности избирает условия, которые соответствуют определённои̌ задаче, выбирает методы преобразования начальнои̌ ситуации, расценивает промежуточные и итоговые результаты и решает вопрос о необходимости внесения изменений в исполняемые действия. В результате исполнения деятельности улучшаются силы и методности человека, изменяется багаж применяемых им средств, проистекает ᴇᴦο формирование.

Именно предоставленная очередность действий даёт возможность любому участнику КОД оценивать свой собственный вклад, сопоставлять позиции, их обоснование.

Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что происходит овладение мастерством принятия решений – важным умением в жизни свободного человека.

Методика коллективной организаторской деятельности - Справочник студента

Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сделать вывод, что ребёнок овладевает следующими возможностями:

  • прогностическими, то есть возможностью к целеполаганию и планированию, к исследованию плана;
  • организаторскими, к примеру, мастерством возглавлять подготовку дела, приготовить нужные условия, делить и выполнять поручения;
  • коммуникативными, включающими в себя умение выслушивать, высказывать и защищать собственную идею, детализировать и совершенствовать идею собеседника, действовать в группе;
  • творческими: умение генерировать мысли, разрабатывать план, сценарий, выдумывать сюрпризы, подмечать и улаживать трудности в окружающей жизни, проявлять заботу о близких, быть создателем чужой радости;
  • рефлексивными, позволяющими разбирать действия, получать уроки ᴎɜ жизненного опыта, ставить задачи своᴇᴦο развития.

Принципы коллективнои̌ организаторской деятельности

Осуществление технологии КОД должна быть соотнесена со следующими педагогическими принципами:

  1. Принцип гуманизма. Данный принцип подразумевает, что активность, управление которой исполняется по системе КОД, носит гуманистический характер, то есть характер единои̌ творческой гражданской заботы об окружающей жизни, о собственном коллективе как её це, о любом товарище.
  2. Принцип демократизма. Подразумевает соблюдение демократических процедур, целостность закона всœех, правдивую и последовательную гласность, стремление к консенсусу, терпимость, заинтересованное отношение к эмоциям, мыслям, идеям, интересам всœех членов коллектива, право меньшинства на оппозицию, на собственный выбор, отсутствие высокомерия по отношению к посторонним.
  3. Принцип самостоятельности. Данный принцип предоставляет всœем членам общества право автономного выбора целей и средств деятельности, организационнои̌ структуры коллектива; независимость в принятии решения, основанного на высказываниях воззрений членами общества, и в ᴇᴦο исполнении.
  4. Принцип творчества. Данный принцип подразумевает ориентацию на нестандартное решение жизненных задач, проблемных ситуаций, на свободный поиск и исследование собственных форм деятельности.
  5. Принцип индивидуализации, представляющий собой обеспечение условий свободного самовыражения личности, в том числе свободу выбора общей деятельности, реализацию собственных интересов в сочетании с интересами остальных людей.
  6. Принцип развития подразумевает целенаправленное и методичное создание организаторских умений у всякого члена коллектива.
  7. Принцип связи этапов и циклов КОД состоит в, завершенности каждого ᴎɜ её циклов, наличии взаимосвязей взаимного соотношения между планированием, организацией, исполнением, оценкой, анализом.

Методика коллективной организаторской деятельности — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Методика коллективной организаторской деятельности»2018-2019.

  • — Методика коллективной организаторской деятельности

    Одной из наиболее демократичных форм детского самоуправления считается коллективная организаторская деятельность (КОД). В КОД субъектом самоуправления становится целый коллектив. Сущностью коллективной организаторской деятельности считается функциональное… [читать далее].

  • Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/19089_metodika_kollektivnoy_organizatorskoy_deyatel_nosti

    Методика коллективной организаторской деятельности

    • В
      60-ые годы ХХ Игорь Петрович Иванов
      разработал методику коллективного
      творческого воспитания, сутью которой
      является общая забота об улучшении
      окружающей жизни, а в ее основе –
      коллективное целеполагание и планирование,
      организация деятельности и творчество,
      эмоциональное насыщение жизни коллектива.
    • Эти
      методы способствуют развитию коллектива
      и личности в нем.
    • Типологическая
      характеристика «методики Иванова»
      («методики коллективной творческой
      деятельности») как методической системы
      в силу ее цельности и развитости может
      быть в следующей формуле:
    • Стратегия общей
      заботы об улучшении окружающей жизни.
    • +
    • Тактика Содружества
      старших и младших.
    • +
    • Технология
      коллективной организаторской деятельности.
    • =
    • Методика
      коллективной творческой деятельности
    • Рассмотрим
      логику организации коллективного
      творческого дела.
    • Первая
      стадия — предварительная работа
      воспитателей
      .

    На
    этой стадии происходит выдвижение
    воспитательных задач, продумывание
    содержания деятельности.

    Руководитель
    и сотрудники педагогического коллектива
    определяют конкретные воспитательные
    задачи данного дела, намечают свои
    исходные направляющие действия, проводят
    «нацеливающие» воспитательные занятия
    с воспитанниками, готовя их к коллективному
    планированию.

    Педагог
    создает соответствующий настрой
    коллектива, чтобы заинтересовать детей
    предстоящим делом.

    Вторая
    стадия – коллективное планирование.

    Педагог
    разъясняет коллективу перспективы
    предстоящей деятельности и подключает
    детей к обсуждению. Коллективное
    планирование начинается в микрогруппах.
    Здесь каждый высказывает свое мнение,
    оно обсуждается, в результате вырабатывается
    общее мнение.

    На сборе выступают
    представители микрогруппы.

    Ведущий
    сопоставляет выдвинутые варианты,
    задает наводящие, уточняющие вопросы,
    предлагает обосновать предложения или
    их критику, ставит дополнительные
    «задачи на размышление», которые решаются
    сначала по микрогруппам, а потом сообща.

    1. На
      данном этапе в коллективе определяют
      совет дела – инициативную группу,
      которая возглавит подготовку и проведение
      дела.
    2. Третья
      стадия
      коллективная
      подготовка дела.
    3. Проект
      КТД уточняется и конкретизируется
      сначала советом дела, с участием
      руководителя коллектива, затем в
      микрогруппах, которые планируют и
      начинают работу по воплощению общего
      замысла.
    4. Педагог
      помогает совету дела координировать
      работу микрогрупп, создавать условия
      для осуществления задуманного.
      Организаторская самостоятельность
      предоставляется совету дела в той мере,
      насколько дети сумеют с ней справиться
    5. Четвертая
      стадия

      проведение
      дела.

    Происходит
    совместное проживание события, при
    котором для коллектива важно проявление
    поддержки, взаимовыручки, сопереживания.

    Все члены коллектива –и дети и взрослые
    выполняют роли, предусмотренные
    сценарием. Совет дела решает организационные
    моменты, вносит поправки, в зависимости
    от изменяющихся условий, импровизирует.

    Педагог оказывает детям поддержку
    уверенности в своих силах, поощряет
    творчество.

    Пятая
    стадия

    коллективное подведение итогов.

    Этот
    этап можно назвать самым важным в
    развитии коллектива. Дети учатся
    анализировать свою деятельность,
    понимать причины своих успехов и неудач.

    Подведение
    итогов происходит на общем сборе-огоньке,
    которому может предшествовать письменный
    опрос-анкета. Педагог задает необходимый
    тон в подведении итогов, помогает
    выработать конструктивное отношение
    к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто
    помог общему успеху. Совет дела оценивает
    свою работу, анализирует выполнение
    организаторской роли, высказывает
    пожелания совету следущего дела.

    Шестая
    стадия

    ближайшего
    последействия.

    Последействие
    способствует осознанию коллективом
    общих выводов.

    На этой стадии в исходных
    направляющих действиях воспитателей
    непосредственно реализуются выводы и
    предложения, выдвинутые при подведении
    итогов проделанной работы.

    Педагоги
    обсуждают результаты КТД между собой
    и при необходимости вносят изменения
    в дальнейшие планы коллектива. По сути,
    на этом этапе происходит задумывание
    нового дела.

    • Сущностная
      характеристика коллективной организаторской
      деятельности
    • Коллективную
      организаторскую деятельность (КОД)
      Игорь Петрович Иванов определил как
      ”общую (совместную) организаторскую
      деятельность единого коллектива
      воспитателей и ребят”, как микросистему
      непосредственной организаторской
      заботы воспитателей и воспитанников
      об улучшении своей и окружающей жизни,
      включающую в
      себя:
      коллективное
      планирование, текущую организацию
      работы, коллективное обсуждение и оценку
      сделанного.
    • КОД
    • =
    • КП
      (коллективное
      планирование)
    • +
    • КОТД
      (коллективная
      организация текущей деятельности)
    • +
    • КА
      (коллективный
      анализ)

    Сущностью
    КОД является активное участие каждого
    во всех этапах цикла управления. В
    коллективной организаторской деятельности
    субъектом самоуправления становится
    весь коллектив. Механизмом включения
    каждого в выполнение властных функций
    является опора на микроколлективы и
    временные объединения воспитанников,
    постоянная смена тех, кто выполняет
    руководящие роли.

    Коллективная
    организаторская деятельность является
    разновидностью коллективной деятельности,
    особым видом управленческой деятельности,
    когда субъектом самоуправления становится
    весь коллектив. Как вид управленческой
    деятельности КОД является вторичной
    деятельностью, производной от практической
    деятельности, достижению цели которой
    она способствует.

    Рассмотрим
    воспитательные возможности каждого из
    этапов КОД.

    Коллективное
    планирование

    является первым этапом КОД и способом
    участия воспитанников в процессе
    целеполагания.

    КП
    может начинаться с разведки дел и друзей,
    включающей детей во взаимодействие с
    окружающей средой и ее социальный
    анализ. Процесс создания плана начинается
    с вопросов: “для кого”, “зачем”, “во
    имя чего”, “что хотим изменить”, “чего
    хотим добиться”.

    Постановка
    значимой для коллектива цели требует
    согласования индивидуальных целевых
    характеристик. Мнение каждого, независимо
    от его возраста и ранга, выслушивается
    и учитывается в общем мнении коллектива.
    Высокая эмоциональная насыщенность
    делает процесс выдвижения цели более
    эффективным.

    В КОД это достигается через
    планирование как поиск пути решения
    актуальной проблемы, через свободу
    выбора коллектива, через разнообразие
    форм коллективного планирования, в том
    числе игровых, ролевых, соревновательных [Аукцион идей, Лаборатория нерешенных
    проблем, Конкурс проектов, Конференция
    изобретателей, Взгляд в будущее и т.д.]

    Коллективное
    планирование связано и с обучением
    умению аргументировать, слушать,
    уступать, согласовывать, договариваться
    и т.д. План представляет собой, с одной
    стороны, описание хода, этапов достижения
    поставленной цели и, с другой, это
    показатель мыслительной активности
    личности в деятельности.

    Далее
    замысливается временная и пространственная
    последовательность деятельности,
    определяются ее организаторы и
    исполнители.

    Таким
    образом, этап коллективного планирования
    обеспечивает принятие детьми цели
    деятельности, приобретение его личностного
    смысла, активную позицию в процессе
    достижения цели, развивает социальную
    инициативу, общие прогностические
    способности, умение планировать,
    способность к согласованию целевых
    характеристик, решений, способствует
    успешности реализации задуманного.

    Коллективная
    организация текущей деятельности
    представляет для ребенка, участвующего
    в ней, совокупность ситуаций группового
    и межгруппового взаимодействия по
    выработке согласованного решения,
    осуществлению контроля за его реализацией
    и по осуществлению совместных и
    индивидуальных действий. Накопление
    опыта проживания ситуаций совместной
    деятельности является основой для
    овладения способностью к совместной
    деятельности.

    КОД
    обеспечивает сознательное, мотивированное
    участие личности в жизнедеятельности
    детско-взрослого сообщества, накопление
    опыта эффективного согласованного
    взаимодействия с людьми. Осуществление
    ребенком процесса планирования
    обеспечивает его активную позицию в
    процессе реализации задуманного.
    Осознающий свои задачи и состояние
    человек является субъектом своей
    деятельности.

    Стадия
    оценки результатов

    в ходе деятельности представляет собой
    операцию сравнения результатов с
    замыслом по вычлененным на этапе
    планирования критериям успешности в
    целях осуществления возможной коррекции.

    Воспитательный
    эффект обеспечивает оценка индивидом
    явлений деятельности с позиций
    общественных норм. Социальные нормы
    находят свое отражение в групповых
    нормах.

    Результатом коллективного
    анализа становится оценочное суждение,
    присвоенное школьником, то есть
    осуществленные на индивидуальном уровне
    выводы, представления, скорректированное
    отношение к предмету состоявшейся
    деятельности, к своим товарищам и к
    самому себе.

    Обогащение сознания,
    чувственного опыта, изменение системы
    отношений к себе и к миру – это и есть
    результат воспитания. Таким образом,
    этап подведения итогов становится
    главным педагогическим звеном цикла
    деятельности, так как обеспечивает
    переход социальной внешней деятельности
    во внутреннюю.

    Реализация
    коллективной организаторской деятельности
    создаёт в детском сообществе гуманистическую
    среду общения, атмосферу творчества,
    коллективистские отношения, нравственный
    образ жизни, то есть создает культуру
    детско-взрослого сообщества, обладающую
    воспитывающим потенциалом.

    Но
    коллективная организаторская деятельность
    в целом, ее отдельные этапы и формы могут
    реализоваться в практике с искажениями,
    с потерей своих сущностных и сохранением
    несущественных признаков. Е.В.

    Титова
    замечает, что коллективное планирование
    может подменяться “коллективным
    обсуждением уже готового плана”,
    чередование традиционных творческих
    поручений – “системой нарядов по
    очереди”, сбор-огонек – педагогическими
    разборками или чаепитием с танцами и
    т. д.

    То есть реализация методики КОД
    зависит от личности педагога, от его
    позиции, его понимания методики, уровня
    владения ею [репродуктивный,
    частично-самостоятельный, творческий].

    1. Реализация
      технологии КОД должна быть соотнесена
      в первую очередь со следующими
      педагогическими принципами:
    2. Принцип
      гуманизма, то
      есть соотнесения целей, задач деятельности,
      реального поведения с нравственно-этическими
      нормами, которые становятся предметом
      и критерием оценки. Этот принцип
      предполагает, что деятельность, управление
      которой осуществляется по системе КОД,
      носит гуманистический характер, то есть
      характер “общей творческой гражданской
      заботы об окружающей жизни, о своем
      коллективе как ее частице, о каждом
      товарище по объединению”
    3. Принцип
      демократизма
      предполагает соблюдение демократических
      процедур: единство закона для всех,
      честную и последовательную гласность,
      плюрализм, терпимость, заинтересованное
      отношение к мыслям, чувствам, идеям,
      интересам всех членов коллектива, право
      меньшинства на оппозицию, на свой выбор,
      открытость, отсутствие высокомерия по
      отношению к “чужим”, чувства избранности,
      стремления к сектантству.

    Принцип
    самостоятельности
    как предоставление членам сообщества
    права самостоятельного выбора целей и
    средств деятельности, организационной
    структуры коллектива; самостоятельность
    в принятии решения, основанного на
    высказываниях собственных мнений
    членами сообщества, и в его выполнении.
    Е.П. Белозерцев, Л.И. Новикова, А.Т. Куракин
    рассматривают самостоятельность как
    важнейшее условие перехода к самоуправлению.
    Этот принцип проводит границу между
    игрой в демократию и истинной демократией,
    раскрывает степень доверия воспитанникам,
    их свободу и ответственность.

    Принцип
    творчества, то есть ориентации на нестандартное
    решение проблемных ситуаций, жизненных
    задач, на свободный поиск, на разработку
    своих форм деятельности, на выработку
    мнения на основе интеграции идей. И.П.
    Иванов определял КОД как общую творческую
    организаторскую заботу о коллективе.

    Исследователь организаторской
    деятельности Л.И.

    Читайте также:  Эффект дохода и эффект замещения - справочник студента

    Уманский отмечает,
    что “организаторская деятельность по
    своей сущности и практическая, и
    творческая, так как если продукт целевой
    деятельности во многих случаях
    материализован, то непосредственно
    продукт организаторской деятельности
    носит психологический характер”.

    Принцип
    мажора – это
    доминирование оптимистического
    мировосприятия, веры в силы воспитанников;
    это преобладание радостных эмоций,
    позитивного отношения к событиям жизни;
    это желание поддержать друг друга
    шуткой, улыбкой, добрым словом; это
    наличие радостной перспективы, ожидание
    завтрашнего дня. Этот принцип предполагает
    отказ от зацикливания на неудачах, от
    длительного копания в негативной
    информации.

    Принцип
    индивидуализации,
    который представляет собой обеспечение
    условий для свободного самовыражения
    личности, в том числе свободу выбора
    совместной деятельности, реализацию
    личных интересов в сочетании с интересами
    других людей.

    Одной из опасных тенденций
    является то, что успешность коллектива
    его участник переносит на себя и бывает
    удивлен тем, что вне данного коллектива
    не может повторить свои успехи. Важно
    индивидуализировать воспитание личности,
    чтобы сформировать адекватную самооценку,
    умение реализовать себя, самостоятельность.
    А.У.

    Хараш выделяет осознание каждым
    участником своего вклада в общую
    деятельность, на что должен быть направлен
    коллективный анализ, как основу
    самокоррекции личностью реализуемых
    стратегий взаимодействия.

    Принцип
    развития
    предполагает целенаправленное и
    последовательное формирование
    организаторских умений у каждого члена
    коллектива, необходимость которого
    обосновала Л.С. Нагавкина.

    В своем
    диссертационном исследовании она
    вычленила показатели развития
    организаторских умений по объему
    организаторских действий, включенности
    в работу органов самоуправления,
    характеру активности воспитанников.
    Организаторские умения формируются в
    организаторском действии, осознаваемом
    самой личностью и отраженном в его
    чувствах.

    Этот принцип предполагает
    также соответствие форм и содержания
    КОД, позиции педагога потребностям и
    возможностям членов коллектива и
    реализации КОД как фактора формирования
    новых потребностей, развития возможностей
    воспитанников.

    Принцип
    взаимосвязи этапов и циклов КОД состоит
    в замкнутости, завершенности каждого
    цикла КОД, наличии связей взаимного
    соответствия между целеполаганием,
    планированием, организацией, исполнением,
    оценкой, анализом и вновь выдвигаемыми
    целями; в постановке на каждом новом
    цикле КОД все более сложных
    жизненно-практических, организаторских
    и воспитательных задач вследствии
    возрастания возможностей членов
    коллектива.

    Принцип
    самокритичности
    представляет собой стремление и
    готовность педагога к саморазвитию,
    профессиональному и личностному
    самоанализу, признание за собой права
    на ошибку, допущение критики в свой
    адрес. Игорь Петрович Иванов отмечал,
    что развитие коллектива носит
    этапно-циклический характер и одним из
    этапов является воспитание воспитанниками
    воспитателей.

    Источник: https://studfile.net/preview/1728770/page:29/

    "Востребованные идеи отечественного образования. Студентам о технологии коллективных творческих дел И.П. Иванова" Для преподавателей, учителей, студентов. учебно-методический материал по теме

    Технология коллективных творческих дел И.П. Иванова

    (в портфолио студента, учителя, преподавателя)

    Игорь Петрович Иванов (1923–1992) – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко.

    Воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся. Целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел (КТД) по методике И. П. Иванова. В методике коллективного творческого воспитания выделяют четыре основных компонента:

    •       коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни,
    •       обязательное проявление творчества,
    •       сменяемость всего актива,
    •       особая позиция педагога.

    В каждом деле проявляется сущность коллективного творческого взаимодействия. Дело (а не мероприятие) – это общая работа, важное событие, которое представляет собой общую заботу друг о друге, об окружающих людях. Оно коллективное, т. к.

    планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно с воспитателями и воспитанниками. Оно творческое, т.к. представляет собой непрерывный поиск лучших решений, отвергаются шаблоны, готовые сценарии никогда не повторяется одинаково.

    Технология организации КТД состоит из шести

    последовательных этапов.

    Первый этап – предварительная работа воспитателей. Определяется роль данного КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются варианты дела, продумывается содержание деятельности.

    При решении о проведении дела руководствуются социальными критериями выбора дела (польза, радость людям, сплочение коллектива), а также значимостью для личностного роста каждого, например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?».

    Чтобы такое целеполагание состоялось и дети заинтересовались предстоящим делом, необходимо создать соответствующий настрой коллектива, прояснить цели и ценности.

    Для этого педагог выбирает различные формы: беседу, предварительную анкету, игровые приемы поиска в выборе дела, «живую анкету», организацию рекламы, также хорош прием фиксации в графическом образе идеи развития, личностного роста как ориентира коллектива.

    Второй этап – коллективное планирование КТД. Оно происходит на общем собрании коллектива. Составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации.

    В зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения дискутировать и т. п.) педагог избирает ту или иную форму обсуждения: «мозговой штурм», аукцион идей, конкурс на лучший проект, анкета предложений, круг общения, разведка дел по маршрутам («малыши», «микрорайон», «библиотека» и др.).

    Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5–8 человек, чтобы дать возможность высказаться каждому (что очень важно!), суметь отобрать наиболее ценные идеи.

    Сначала работа идет в микрогруппах, а затем сообща решаются вопросы-задачи, например: для кого организуется КТД? Кто будет участвовать? Каким должен быть совет дела, кто в него войдет? Где и как лучше провести КТД? В конце сбора сводятся воедино наиболее интересные, полезные предложения.

    Для усиления личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложений каждого – к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей и предложений, планирование советом дела не только на основе проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, надо обеспечить возможность выбора – работать в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и непринятых к реализации идей (в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли (критиков, организаторов групповой работы, технических работников), возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

    На данном этапе происходят выборы совета дела – инициативной группы, которая возглавит подготовку и проведение дела.

    Это временное поручение, которое получают дети, вполне соответствует желанию самого ребенка быть организатором дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу.

    Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания для микрогрупп.

    Третий этап. Объект особого внимания – это подготовка воспитательного КТД. Во многих случаях процесс подготовки намного значимее по силе воспитательного воздействия, нежели само мероприятие.

    На этапе коллективной подготовки дела уточняются план подготовки и проведения КТД, организуются микрогруппы для подготовки добрых дел «по секрету». На этой стадии могут быть встречи с людьми, способными помочь в проведении дела, готовятся материалы, изучается литература, организуется пресс-центр и т. д.

    Предполагаются строгое распределение ролей, определение места и времени проведения дела.

    В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТД важно сделать акцент на добровольность принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо выполнение этого фрагмента педагогом в случае отсутствия добровольцев, поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные.

    Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание на то, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними.

    Четвертый этап – проведение КТД. Начало как организационный момент должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств могут выступать песня, вступительное слово ведущего, музыка и др.

    Само дело должно соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Все члены коллектива выполняют роли, предусмотренные сценарием, от каждого ожидается активное участие в КТД.

    Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество.

    Окончание КТД должно упрочить вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний. На этой стадии могут быть использованы следующие приемы:

          подчеркнутое равенство команды, дружеской пары и личного действия;

          публичное признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов (награды «Самому лучшему …»);

          направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»);

          добровольность участия в коллективном деле.

    Пятый этап в проведении КТД – коллективное подведение итогов.

    Важность этого этапа заключается в следующем: если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым получая опыт управления.

    В коллективном анализе должна присутствовать постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация анализа создается через:

          постановку соответствующих рефлексивных вопросов (Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Помогло ли оно что-то понять в себе?);

          право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем размышлять;

          подчеркивание ценности для всех не только единства мнений, но и несовпадения позиций.

    Совет дела оценивает свою работу, анализирует качество выполнения организаторской роли. Педагог задает необходимый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто помог общему делу.

    Обсуждение должно быть откровенным, поэтому важно верно избрать форму (общий сбор – «огонек», анкета о проведенном деле, разговор в кругу, линейка с творческими рапортами, «молнии», стенные, радио-, фото-, «живые» газеты, высказывания в другой форме).

    Завершающий шестой этап – последействие. На этой стадии педагоги обсуждают результаты КТД между собой. Важно закрепить положительный опыт, исправить ошибки, если они были допущены. По сути, на этом этапе определяются ближайшие перспективы, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается новое коллективное творческое дело.

    Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2018/01/07/dlya-prepodavateley-pedagogicheskih-kolledzhey

    Технология коллективной организаторской деятельности А.А. Колчина, начальник отдела планирования и научно- методического сопровождения воспитательной деятельности. — презентация

    1 Технология коллективной организаторской деятельности А.А. Колчина, начальник отдела планирования и научно- методического сопровождения воспитательной деятельности

    2 Технология коллективной организаторской деятельности, воплощается в особом типе форм воспитательной деятельности — «коллективных творческих делах» Е.В. Титова

    3 Коллективное творческое дело (КТД) К оллективное – потому, что выполняется, задумывается, разрабатывается, планируется, организуется сообща. Т ворческое – потому, что представляет собой непрерывный поиск лучших решений Д ело – потому, что разрабатывается и проводится всеми вместе для решения значимых личных и социальных проблем.

    4 Стадии организации КТД 1.Предварительная работа воспитателей 2.Коллективное планирование 3.Подготовка к КТД 4.Проведение КТД 5.Коллективное обсуждение проведенного КТД 6.Последействие проделанной работы

    5 I стадия Предварительная работа воспитателей Самоподготовка педагога: продумать замысел КТД; определить воспитательные возможности КТД; продумать, как использовать творческие поручения; наметить дела мероприятия, встречи, которые будут проведены при подготовке КТД; определить, что смогут сделать студенты/педагог, в чем будет заключаться сотрудничество с социальными партнерами. Пробуждение инициативы студентов. Проведение подготовительных мероприятий.

    6 II стадия Коллективное планирование Постановка проблемных вопросов: на радость и пользу кому, где и с кем провести КТД. Работа в микроколлективах: каждый высказывает мнение и предложения; педагог осуществляет педагогическое содействие студентам; Общая работа: педагог уточняет, развивает, обобщает предложения студентов; происходят выборы Советов дел.

    7 III стадия. Подготовка к КТД Совет КТД конкретизирует план подготовки и проведения КТД; организует выполнение КТД; поощряет инициаторов КТД. Стадия подготовки к КТД может включать: воспитательные мероприятия и творческие встречи в помощь студентам; работа педагога «по секрету» с советами дел; работа педагога со всеми студентами по включению их в КТД.

    8 IV стадия. Проведение КТД Осуществляется конкретный план, разработанный Советом дела. Педагог создает положительный эмоциональный фон, поддерживает студентов

    9 Работа в микроколлективах по трем вопросам: что было хорошо и почему? что не удалось и почему? что сделаем в будущем? Выступления представителей микроколлективов, общее обсуждение. Заключительное слово педагога. V стадия. Коллективное обсуждение проведенного КТД

    10 VI Стадия. Последействие проделанной работы Планируются и готовятся новые КТД Педагог использует опыт, материалы проведенного КТД во внеаудиторной воспитательной работе.

    11 Правила организаторской работы 1. Получив задание, разберитесь в нем 2. Не пренебрегайте опытом других — он ваш помощник 3. Учитывайте возможности членов коллектива 4. Определите, что вам может понадобиться в работе 5. Составляя план дела, не стройте воздушных замков 6.

    Работа должна быть понятна каждому 7. Каждый несет персональную ответственность за свой участок Объединяя людей, сплачивайте команду 8. Координируйте свою работу 9. Доверяй, но проверяй 10. Будьте внимательны при завершении работы 11.

    Итоговый анализ залог успешной работы в дальнейшем

    • 12 1. Получив задание, разберитесь в нем хорошо представить себе, какова конечная цель задания усвоить содержание организаторской задачи определить последовательные этапы выполнения задачи, выяснить основные условия: сроки, место, материальные средства, предполагаемый состав участников общей работы; уточнить, каковы ваши права и обязанности; «проговорить» задание, еще раз убедиться, что оно верно вами понято
    • 13 2. Не пренебрегайте опытом других — он ваш помощник ознакомиться с опытом выполнения подобных организаторских задач, собрать и проанализировать имеющиеся данные, обсудить возможные варианты выполнения дела с опытными людьми
    • 14 3.Учитывайте возможности членов коллектива Мысленно сопоставьте основные условия задачи с возможностями имеющихся в вашем распоряжении людей
    • 15 4. Определите, что вам может понадобиться в работе Продумайте ресурсное обеспечение
    • 16 5 Составляя план дела, не стройте воздушных замков, исходите из реальных условий учитывайте конкретную обстановку, при составлении плана предусмотрите вероятные затруднения, подумайте, как их устранить.
    • 17 6 Работа должна быть понятна каждому познакомьте всех членов команды с заданием, обсудите план.
    • 18 7. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы Давая поручение, объясните, в чем его смысл, ответьте на все вопросы, если есть возможность, покажите, как начать работу, объясните все относительно сроков и порядка информации о ходе дела, убедитесь, что поручение понято,

    19 8. Объединяя людей, сплачивайте команду наладьте контакты между всеми участниками работы, вызывайте на соревнование, поддерживайте товарищескую взаимопомощь, информируйте всех о ходе общей работы и успехах каждого в ней.

    20 9 Координируйте свою работу необходимо постоянно согласовывать, координировать свои действия с другими людьми

    21 10. Доверяй, но проверяй следите за ходом выполнения задания на каждом участке, ведите строгий учет времени, как соблюдаются сроки исполнения, используйте приемы педагогического воздействия.

    22 11. Будьте внимательны при завершении работы не ослабляйте напряжения в работе, убедитесь, что дело выполнено полностью.

    23 12. Итоговый анализ залог успешной работы в дальнейшем обсудите итоги со всеми, кто принимал участие в работе, отметьте лучших, укажите на недостатки, установите, полностью ли достигнута цель, какими средствами она достигалась.

    24 Спасибо за внимание

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/212682/

    Ссылка на основную публикацию