Марксистская теория — справочник студента

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии» (1848), письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Маркса «Капитал» и других его работах, таких как «Гражданская война во Франции» (1871) и «Критика Готской программы» (1875), а также в работах Ф.

Энгельса «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и других.

Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму.

Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой».

Внимание к противоречиям общества и стремление к их преодолению, «снятию», привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану.

Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет.

 Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм (иногда этот термин употреблялся как синоним коммунизма), а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической.

Марксистская теория - Справочник студента

Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. Существование классов связано с определенными фазами развития производства.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Генеральная и выборочная совокупности, выборки - справочник студента

Оценим за полчаса!

Развитие производительных сил вступает в конфликт с господствующими производственными отношениями. В результате нарастают противоречия между различными классами, прежде всего – господствующими эксплуататорами и эксплуатируемыми трудящимися.

Классовая борьба между ними приводит к революционной смене этапов развития общества (общественно-экономических формаций). Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К.

Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость.

Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными («научный коммунизм»), и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований.

Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов.

Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксистская теория - Справочник студента

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота.

Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты.

Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий.

Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

В конце XIX века марксизм возобладал в социал-демократическом движении, но противоречия марксистской теории и решение практических политических задач привели к разделению его на ряд течений. Умеренные марксисты, прежде всего «ревизионисты» во главе с Э.

Бернштейном, считали, что преодоление капитализма и замена его первой фазой коммунизма – социализмом – станет результатом эволюции капитализма и пролетарская революция не является необходимой. Марксисты-центристы (К. Каутский, Г.

Плеханов) считали, что необходимо вести политическую борьбу за демократию, облегчение положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма, но не проводить пролетарскую революцию, пока они не вызрели. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством.

Хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Радикальные марксисты (В. Ленин и другие) считали, что предпосылки пролетарской революции могут возникнуть раньше, чем предпосылки социализма, но все равно необходимо бороться за нее.

Марксистская теория - Справочник студента

Организации марксистов

Первой организацией русских марксистов в эмиграции стала группа «Освобождение труда». Была создана Российская социал-демократическая рабочая партия, которая в 1903 году разделилась на два основных течения: умеренное (социал-демократическое) – меньшевизм; радикальное (коммунистическое) – большевизм.

Марксисты внесли большой вклад в исследование экономики империализма. При этом радикальные марксисты преувеличивали готовность мировой экономики развиваться по единому плану, «по-социалистически».

Захватив власть, сплоченная организация революционеров сможет, по мнению Ленина, подготовить предпосылки создания социалистического общества, развивая способности рабочего класса к управлению обществом и экономикой.

Победа марксизма

В ХХ веке марксисты-ленинцы победили в ряде стран, где капитализм не был развит. Надежды на мировую революцию не оправдались. В результате марксизм-ленинизм разделился на ряд направлений.

Попытка приспособить марксизм к условиям этих стран привела к усилению авторитарных черт марксизма, созданию обществ, в которых установилось господство бюрократии.

Правящие коммунистические партии официально заявили, что они построили социализм, хотя нигде общество не стало бесклассовым.

Никакого отмирания государства не происходило, бюрократическое планирование экономики оказалось неэффективным, «социалистическая» экономика отставала от капиталистической, хотя коммунисты и способствовали ускорению индустриализации своих стран. В странах развитого капитализма, вопреки прогнозам Маркса, коммунисты не смогли победить.

Марксистская теория - Справочник студента

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике.

Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Падение коммунистических режимов в результате перестройки и Восточноевропейских революций ослабило позиции марксизма. Тем не менее марксизм оказал значительное воздействие на развитие социальной мысли во всем мире, способствовал научной критике капитализма, системному социально-классовому анализу общества, разработке социальных реформ, облегчающих положение рабочих.

В социал-демократическом движении возобладали сторонники постепенных реформ, преобразующих капитализм в «демократический социализм». Несмотря на то что капитализм серьезно изменился, он пока так и не сменился следующей «общественно-экономической формацией» – социализмом.

Однако развитие капитализма сопровождается множеством кризисных явлений, и марксизм сохраняет влияние в науке и левом общественном движении.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/marksizm

Что такое Марксизм

Марксизм — это система экономической, социальной и политической философии. Была основана на идеях Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), которые исследовали социальные изменения с точки зрения политических и экономических факторов.

Марксистская теория - Справочник студентаКарл Генрих Маркс (1818–1883)

Марксисты — это сторонники учения Маркса и Энгельса.

Марксистская теория - Справочник студентаФридрих Энгельс (1820–1895)

Кратко о марксизме

Главная идея гласит, что средства производства — это экономическое основание, которое влияет на (или даже определяет) политическо-экономическую ситуацию.

При марксизме устаревшие классовые структуры должны были быть свергнуты силой (революцией), вместо того, чтобы быть заменёнными посредством терпеливого изменения. Это Маркс называет классовой борьбой и считает её неизбежной и «двигателем истории».

Также это учение утверждает, что поскольку капитализм сменил феодализм, он также будет устранён диктатурой рабочих (пролетариатом). И, по мнению Маркса, диктатура пролетариата — это переход к социализму.

Диктатура пролетариата происходит тогда, когда рабочие «осознают» эксплуатацию, от которой они страдают. Рабочие могут объединяться даже за пределами государства, поскольку борьба с эксплуатацией включает рабочих во всём мире.

Пролетарская революция не всегда является насильственной. Но марксистская доктрина уверяет, что буржуазный класс может представлять оппозицию и по этой причине эта революция может стать насильственной.

Затем быстро и неизбежно последует бесклассовое общество, которое будет управлять само собой, без правящего класса или структуры, и рабочий класс должен достигнуть освобождения.

Марксизм возник в 19 веке, его создали Маркс и Энгельс (немцы), когда оба жили в Лондоне. Маркс и Энгельс говорят про капитал — ресурс, который удерживается некоторыми, но не хватает многим.

Пытаясь разрушить эту ситуацию, вскоре после начала промышленной революции они объединили усилия, знания и идеологии, которые были знакомы человечеству. Таким образом и появились несколько важных работ по определению того, что после борьбы стало «уничтожением классов».

Философия марксизма

Марксистская философия возникла в 40-е гг. XIX века на основе теорий самых различных учёных, философов и др. Например:

  • философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля;
  • экономиста Адама Смита;
  • философа Людвига Андреаса Фейербаха;
  • натуралист Чарлз Дарвин и др.

Марксистская философия утверждает, что материя, которую мы видим в природе, — это всё, что существует. Эта материалистическая интерпретация мира является неотъемлемой частью марксистского мышления.

Маркс считает, что физический мир не должен объясняться как что-то «сверхъестественное», что в естественном мире существуют законы, которые объясняют себя сами.

Для марксистской философии, в марксистской теории познания, наука играет самую решающую роль. В. И. Ленин сказал в книге «Материализм и эмпириокритицизм», что фундаментальная характеристика материализма происходит от объективности науки, из признания объективной реальности, отражённой наукой.

Диалектический материализм

Теоретическим основанием для философии марксизма послужил диалектический материализм (сокращённо «диамат»), созданный Энгельсом.

Это философское направление:

  • об общих закономерностях и сущности бытия;
  • о законах развития природы, общества и мышления человека;
  • об отношении человека к миру в его развитии и об исторических изменениях в этом процессе.
  • Для диалектического материализма предметом изучения являются: соотношение сознания и материи, мысли и существования, закономерности и категории, которые выражают обобщённо всеохватывающие формы существования и познания.
  • Диалектической сутью марксизма является принятие всеохватывающей взаимосвязанности предметов и явлений, которые пребывают в безостановочном перемещении и эволюции.
  • Философия марксизма имеет материалистический характер, а выражается это в том, что лишь материя является для неё фундаментом существующего мира.
  • Для диалектического материализма материя — это самое главное, основа мира; а сознание — дело второстепенное, свойство материи.
  • Сознание же расценивается в качестве свойства высокоорганизованной материи, это особая функция мозга человека, которая может отображать существующий мир вокруг.

Диалектический материализм основан на механистическом материализме (например, учения философа-материалиста Людвига Андреаса Фейербаха). Реальность объясняется движением, которое рождается внутри вещей, а вещи движутся не только внешними силами.

Главная идея диалектики — это то, что всё имеет движение из-за внутреннего конфликта, т. е. природа не имеет движения из-за каких-либо внешних причин.

А «материализм» означает, что нет «внешней» реальности. Маркс не идеализировал действительность, но одновременно с этим он не думал, что мир изменён чем-то «духовным». Такого же мнения был и Энгельс.

Они считали, что природа сама нам предоставляла примеры внутренних изменений. Например, семя — если его посадить и вырастить, оно становится чем-то, что можно съесть; затем семя этого плода можно использовать, чтобы произвести ещё больше плодов, достаточно его только посадить в землю.

То же самое происходит и с обществом — оно меняется внутренними противоречиями, которые сами и спровоцировали эти изменения.

Они вдохновились диалектикой Гегеля и вывели три закона марксизма:

  • «закон перехода количественных изменений в качественные» (всегда существует какой-то «переломный» момент в развитии; например, медленное нагревание воды: в какой-то момент она превратится в пар);
  • «закон единства и борьбы противоположностей» (природа включает в себя внутренние противоречия, антагонистические силы, которые и порождают новые изменения);
  • «закон отрицания отрицания» (любое развитие совершается по спирали, в этом процессе осуществляется отрицание предыдущей стадии, а потом происходит отрицание отрицания и предыдущая стадия повторяется, но в новом качестве; пример с семенем и плодом).

Исторический материализм

Далее немаловажной частью марксистской философии считается исторический материализм. Он связан с диалектическим материализмом и исследует всесторонние закономерности прогресса общества.

Философия марксизма имеет отличительную особенность: она принимает во внимание влияние распространения материализма на толкование истории прогресса социума. А также в понимании роли деятельности человека в познании, сплочённости и обоюдных изменениях материализма и диалектики.

Исторический материализм известен как «истмат». Его главная идея в том, что материальные изменения в обществе влияют на социальные, такие как, например, в средствах производства.

Например, улучшение транспорта, развитие машинного оборудования на фабриках или даже появление компьютеров и интернета.

Ведь с появлением этих инноваций процессы производства и коммуникации изменились, и с этим развитием изменились не только экономика и производство, но и социум.

Экономическая теория марксизма

Эта часть работы Маркса объясняет концепцию о прибавочной стоимости, где учёные заявили о нестабильности капиталистической системы.

Карл Маркс придерживался трудовой теории стоимости Давида Рикардо (теория о том, что стоимость товара может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для производства). Маркс считал, что человеческий труд является источником экономической ценности.

  1. Однако, по его мнению, капиталисты платили своим рабочим меньше, чем стоимость, которую их труд добавлял к товарам (обычно достаточно только для поддержания рабочего на уровне прожиточного минимума).
  2. Согласно марксистской теории, из общей стоимости труда работника эта компенсация составляла лишь малую долю, которая была эквивалентна средствам существования работника.
  3. Оставшаяся часть — это «прибавочный труд», а производимая им стоимость — «прибавочная стоимость».
  4. Маркс утверждал, что для получения прибыли капиталисты присваивали эту прибавочную стоимость, эксплуатируя таким образом рабочего.
  5. Также марксизм говорит о:
  • «потребительной стоимости» (полезность вещи и потребность населения, которую продукт удовлетворяет; различаются между собой в основном качественно);
  • «меновой стоимости» (количественное соотношение или пропорция, потребительная стоимость одного вида обменивается на потребительную стоимость другого вида; различаются между собой в основном количественно);
  • «человеческом труде» (рабочее время; различаются между собой и качественно и количественно).
Читайте также:  Контроль как компонент диагностики обученности - справочник студента

Социально-политическая теория марксизма

По мнению Маркса, диалектическая природа истории человечества выражается в борьбе классов. Эта борьба приняла острую форму с развитием капитализма.

В капиталистической системе существуют два основных класса, которые противостоят друг другу, и вокруг них собираются другие менее значимые классы, это: буржуазия (владельцы средств производства) и пролетариат (рабочие).

«Буржуазия производит своих могильщиков. Падение буржуазии и победа пролетариата одинаково неизбежны».
«Коммунистический манифест», Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Когда эта ситуация произойдёт, последует радикальное преобразование человечества — революция. Эта революция станет прелюдией к установлению коммунизма и восстановлению свободы.

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми антагонизмами прибудет ассоциация, в которой свободное развитие каждого будет являться условием свободного развития всех».
«Манифест Коммунистической партии», Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Представители марксизма

Некоторые известные представители марксизма, кроме его основателей:

  • Георгий Валентинович Плеханов;
  • Владимир Ильич Ленин (Ульянов);
  • Лев Давидович Троцкий (троцкизм — течение марксизма);
  • Николай Евграфович Федосеев;
  • Михаил Иванович Бруснев;
  • Димитр Благоев;
  • Лев Григорьевич Дейч (основатель организации «Освобождение труда»).

Марксизм-ленинизм

В социалистических странах (включая СССР) марксизм-ленинизм служил официальной основой коммунистической идеологии. Марксизм-ленинизм был создан В. И. Лениным и считается одной из самых радикальных разновидностей марксизма.

Марксистская теория - Справочник студентаПортрет В. И. Ленина, Петроград, 1918 г., фотограф — М. С. Наппельбаум

Марксизм-ленинизм внёс в марксизм несколько новых теорий, но с этим он значительно видоизменился.

Вместе с этим минимальное несоблюдение «марксистской доктрины» воспринималось как очевидный «ревизионизм» (в марксизме — это уклонение от исходных утверждений марксизма) и беспощадно наказывалось.

В. И. Ленин и И. В. Сталин вывели это учение на такой уровень, что для принятия его как достоверного уже не нужны были никакие доказательства.

Главные элементы марксизма-ленинизма:

  • диалектический материализм;
  • исторический материализм;
  • идея партии нового, особенного типа и взаимосвязанная с ней революция;
  • коммунистическая среда;
  • критика капитализма (защищалась ложная идея о тотальном кризисе капитализма).

Разница между марксизмом и марксизмом-ленинизмом

Марксизм-ленинизм был более прагматическим движением, которое двигалось к изменению системы правления. Лидеры приводили в исполнение конкретную стратегию с целью свергнуть капитализм.

  • Вместе с этим они пытались создать коммунистическую партию и «научить» рабочих иметь «осознание класса» (таким образом они пытались подготовить международную пролетарскую революцию).
  • Марксизм-ленинизм отличается от простого марксизма тем, что в нём больше действий, эти знания перестали быть простой теорией и превратились в практическое пособие к действию.
  • Марксизм также не говорил об идее партии нового типа или о связанной с ней революции — эта инновация была внесена Лениным (у Маркса и Энгельса партии описывались такими, какими были и раньше, без нововведений).
  • Смотрите также значение Политический Режим.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/marksizm/

Теория Маркса о происхождении государства

Определение 1

Марксистская теория – философское, экономическое и политическое учение, созданное К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, Л. Морганом. Согласно выдвинутой идее, государство является закономерным результатом, возникшим из-за развития общества. В особенности отмечается важность экономического прогресса, как главной причины социально-классовых изменений.

В марксизме экономика выдвигается в качестве основы образования государственного устройства и права, поскольку она обеспечивает необходимые материальные условия.

Теория права Энгельса

Согласно марксистским идеям, государство и право существуют неразрывно, поскольку четкое соблюдение законов невозможно без аппарата. Но при этом связь нормативно-правого законодательства с правительственным органами, экономикой, классовыми структурами, принуждением и насилием сильно преувеличена.

Длительное время марксистская теория происхождения государства и права базировалась на взглядах Ф. Энгельса, опубликованных в его книге.

Однако она была создана с использованием практического и теоретического материала, собранного и изложенного этнографом, археологом и историком Л. Г. Морганом в труде «Древнее общество».

Он систематизировал идеи и данные, описанные ученым и другими этнографами по теме первобытного строя, но привнес свои материалистические взгляды на появление частной собственности и права.

По мнению Энгельса, материальные условия играли одну из первостепенных ролей в жизни первобытного общества, поскольку были связаны с:

  • формами трудовой деятельности;
  • ведением хозяйства;
  • разделением труда и имущества.

Пример 1

Для выделения общих процессов развития была использована информация о родовых связях индейцев Северной Америки, собранная и изученная Л. Г. Морганом. С ее помощью планировалось объяснить аналогичные изменения в греческой, римской и германской культуре.

Наибольшее значение представляли данные о том, как родовой строй перерос в государственную форму организации общества.

Теория права Ленина

Вклад в развитие марксисткой теории сделал и В. И. Ленин, изложив свои взгляды и идеи в лекции «О государстве», прочитанной в 1919 году во время Гражданской войны. Руководствуясь актуальными на тот момент сложившимися условиями, он рассмотрел принудительные и насильственные действия, оказываемые правительственными органами.

Знаменитый российский революционер продвигал мнение, согласно которому такая политическая форма организации социума является:

  • аппаратом подчинения людей посредством насилия;
  • машиной для поддержания господства одного класса над другим;
  • источником рабовладельческой власти.

Замечание 1

Ленин был убежден, что посредством государственных органов можно управлять всеми рабами.

Причины появления

Марксистская теория рассматривает возникновение государства с двух позиций:

  1. Советская наука изучала появление классов, развитие противостояния между ними, перерастающего в классовую борьбу. Государственное устройство образуется на основе этой непримиримости.
  2. Экономическое развитие приводит к усложнению общества, его производительных и распределительных отраслей. Совершенствование орудий труда и рост производительности повлек избыток продуктов, который в свою очередь стал причиной появления имущественного неравенства и классов. Из-за этого разгорелась борьба между отдельными группами, которая привела к образованию государства, используемого в качестве аппарата угнетения.

Экономическое развитие первобытных людей послужило предпосылкой трех крупных событий в сфере социального разделения труда:

  • распределение пастушьих племен;
  • отделение ремесла от земледелия;
  • появление купечества.

Марксистская теория - Справочник студента

Рисунок 1. Возникновение государства

Вышеперечисленные причины стали основой для образования частной собственности. В результате общество раскололось на антагонистические классы, враждующие между собой. Это создало условия возникновения государства как инструмента, изобретенного классом собственников для подавления и эксплуатации других людей.

Вывод 1

Марксизм выделяет причины образования государственного устройства, а также его связь с экономическими факторами.

Недостаток марксистской теории заключается в том, что она абсолютизирует роль, которую играют экономические и классовые условия, игнорируя при этом назначение государства в общесоциальном, регулятивном и арбитражном плане.

Исторический опыт развития западной демократии показывает, что со временем эксплуататорский строй смог видоизмениться, дав возможность большинству выражать собственную волю.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/teorija-marksa-o-proishozhdenii-gosudarstva/

Что такое марксизм? Кто такие марксисты? Что значит стать марксистом?

Марксизм есть единственное и единое, открытое для развития, научное мировоззрение, синтез истин о наиболее общих объективных законах развития, прежде всего, общества, как материи особого рода, и именно этому подчинено знание всеобщих абсолютных объективных законов развития мироздания.

Понятия революционер и марксист соотносятся как единичное и всеобщее. Революционером может считать себя каждый, кто участвует в практике преобразования общества на качественно новых принципах, кто своей практической деятельностью обеспечивает отрицание отсталых форм общественных отношений между людьми и созидание новых, более прогрессивных форм общественных отношений.

Марксист может быть неформальным и формальным. Неформальным марксистом может считать себя лишь тот, кто доводит свои знания об объективных законах развития общества до практического их победоносного применения во всех трех формах классовой борьбы.

Формальными марксистами можно считать тех, кто самоотверженно трудится в рамках программы строительства коммунизма, с энтузиазмом откликается на призывы партии неформальных марксистов, хотя и не вполне владеет теорией борьбы и строительства коммунизма.

Однако, как показала практика, таким марксистам нужно сделать совсем небольшой шажок в любую сторону, чтобы из формального марксиста превратиться, например, в олигарха, фашиста или вкладчика МММ со всеми вытекающими последствиями.

Неформальным марксистом может считать себя только тот, кто в области теории и практики способен совершить ВОСХОЖДЕНИЕ и сделать его содержание актуальным и победоносным.

Если же попытаться сформулировать определение марксизма, не используя имя автора этого учения, то, коротко, марксизм есть наиболее полное, т.е. всестороннее учение об ОБЪЕКТИВНОЙ ИСТИНЕ.

А поскольку истина всегда конкретна, т.е. всегда исторически актуальна, то, следовательно, марксистом является не тот, кто вызубрил все работы Маркса, а кто может дать истинный теоретический и организационный ответ на актуальный и важный вопрос, поставленный перед человечеством объективным ходом его развития.

Быть марксистом — это значит, по меньшей мере, во-первых, овладеть диалектическим методом мышления, т.е.

стать диалектиком, во-вторых, последовательно применять этот метод при анализе и синтезе фактов истории производства материальных условий жизни общества, доводя исследование до открытия или, по меньшей мере, глубокого понимания объективных экономических законов, т.е.

стать материалистом, в-третьих, научиться на практике управлять борьбой рабочего класса, руководствуясь требованиями объективных экономических законов, т.е. стать революционером-практиком.

  • Не овладев диалектическим мышлением, невозможно постичь смысл жизни в ее беспрерывной динамике, во всем многообразии форм ее проявления и развития, невозможно сколь-нибудь надежно воздействовать на происходящие процессы, поскольку диалектический метод, все еще непонятый и недооцененный основной массой человечества, является единственным научным методом, приводящим „механизм“ человеческого мышления и действия в полное соответствие с объективными законами развития природы и общества.
  • В настоящее время для того, чтобы стать коммунистом, необходимо овладеть не только марксизмом, но и ленинизмом.

В отличие от марксизма, который имел три источника своего возникновения, ленинизм имеет два источника: первый — теоретический, т.е.

сам марксизм и второй — практический опыт борьбы народников и трех русских революций эпохи капитализма, в которых гегемоном был пролетариат, сумевший самостоятельно найти новую форму диктатуры пролетариата — Советскую власть.

Говоря словами Сталина, ленинизм — это марксизм, развитый Лениным применительно к эпохе империализма и пролетарских революций. Ленинизм есть первый абсолютно успешный опыт соединения революционной борьбы пролетарских масс с наивысшими достижениями человеческой мысли в области обществоведения.

Следующим выдающимся этапом развития коммунистического мировоззрения был сталинский этап. В свою очередь сталинизм есть марксизм-ленинизм эпохи победоносного строительства коммунистического общества в одной отдельно взятой стране, крушения классического колониального рабовладения буржуазных демократий и распространения коммунизма как мировой социальной системы.

Когда марксист ищет ответ на возникший вопрос, он обязан трудолюбиво, творчески, не боясь усталости, вырабатывать ответ, мобилизовав всё то теоретическое богатство, которое создано марксизмом в целом и проверено общественной практикой развития человечества. Т.е.

ответ на поставленный историей вопрос дается не мобилизацией десятка цитат, выуженных из марксизма, а тем более из субъективно понимаемого Новиковым «марксизма», а умением сделать современный вывод на базе существующей целостной теории и общественной практики, которая, как правило, по своему содержанию постепенно выходит за рамки уже существующей теории и требует от коммунистов уже не цитатного, а творческого теоретического и практического подхода к анализу новой, актуальной практики.

Что значит стать коммунистом?

Во-первых, человек, называющий себя марксистом, обязан, не делая никаких скидок на усталость, изучить все то, знание чего сделало Ленина и Сталина коммунистами-победителями. Если сделать это не удается, то не спешите присваивать себе имя коммуниста, которое предполагает, прежде всего, овладение наукой. В крайнем случае, пусть товарищи назовут тебя марксистом, если они в этом уверены.

Во-вторых, каждый субъект, признающий себя марксистом, обязан иметь на своем счету оппортунистов, посрамленных в теоретической форме классовой борьбы, а также научно-исследовательские, пропагандистские и агитационные труды, опубликованные тем или иным образом. Если этого нет, учись побеждать или перевоспитывать оппортунистов, писать сам и не торопись учить других.

В-третьих, каждый человек, признанный в кругу соратников марксистом, обязан очно или заочно организовать учебу претендентов на звание коммуниста. Если не получается, учись учить, чтобы к тебе, в конце концов, обратились как к учителю.

В-четвертых, каждый марксист обязан уметь работать в коллективе и с коллективом, уметь организовать людей на достижение стратегических целей. Если не получается, учись у того, у кого это уже получается, не конкурируй, а, бескорыстно помогая ему, учись.

В-пятых, никогда не думай о карьере, о славе, о благодарности, о материальной выгоде. Все это делает становление марксиста невозможным. Если вся эта тайная мишура, порожденная глупостью и завистью, тебе не безразлична, занимает тебя, дорогой читатель, знай, что ты, пока, не имеешь к марксизму никакого отношения, независимо от прочитанного и написанного тобой.

Будешь работать на коммунизм, просто, не жалея сил, превозмогая усталость, свалится на твои плечи и то, о чем мечтают лишь пустые, тщеславные и алчные людишки — известность, признание большинства, а вместе с ними и гигантская ответственность, ненависть, зависть, ложь, интриги откровенных врагов и, „обожающих“ тебя, конкурентов.

Сегодня же коммунистами называют себя все те, кто плетется в хвосте пролетарского движения и способны только на поддакивание лидерам профсоюзно-забастовочной формы сопротивления тирании предпринимателей. Борьба за коммунизм принесена современными левыми в жертву беспомощному лепету о необходимости помогать пролетариату в его сизифовой борьбе за „болотную копейку“

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a745e103dceb711fa20e7e5/5ae6f99e1410c3259ffe8a00

Основы марксистско-ленинской философии читать онлайн, Константинов Федор Васильевич

  • основы
  • МАРКСИСТСКО-
  • ЛЕНИНСКОЙ
  • ФИЛОСОФИИ
  • Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
  • Издание четвертое, переработанное
  • Москва
  • Издательство
  • политической
  • литературы
  • 1979
  • УЧЕБНИК ПОДГОТОВЛЕН
  • АВТОРСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В СОСТАВЕ:

академик Ф. В. КОНСТАНТИНОВ (руководитель), доктор философских наук А. С. БОГОМОЛОВ, доктор философских наук Г. М. ГАК, доктор философских наук Г. Е. ГЛЕЗЕРМАН, доктор философских наук В. Ж. КЕЛЛЕ, член-корресвондент АН СССР П. В. КОПНИН, доктор философских наук И. В. КУЗНЕЦОВ, доктор философских наук С. Т. МЕЛЮХИН, доктор философских наук X. Н. МОМДЖЯН, член-корреспондент АН СССР Т. И. ОЙЗЕРМАН, доктор философских наук В. С. СЕМЕНОВ, член-корреспондент АН СССР А. Г. СПИРКИН, доктор философских наук М. М. РОЗЕНТАЛЬ, член-корреспондент АН СССР М. Н. РУТКЕВИЧ, доктор философских наук А. Ф. ШИШКИН, доктор философских наук Д. И.ЧЕСНОКОВ.

Основы марксистско-ленинской философии. Учебник.

0-75 Изд. 4-е, переработ. М., Политиздат, 1979.

463 с.

Книга • представляет собой учебник по основам марксистско-ленинской философии, в котором в систематической форме освещаются важнейшие проблемы диалектического и исторического материализма, дается критика современной буржуазной философии и социологии. Учебник рассчитан на студентов высших учебных заведений, слушателей сети партийной учебы, а также на тех, кто самостоятельно изучает марксистско-ленинскую философию.

  1. Четвертое издание учебника переработано с учетом решений XXV съезда КПСС, других партийных и государственных документов.
  2. 10502—141 „ _
  3. О 079(02) 79 61—79 0902040201
  4. © ПОЛИТИЗДАТ, 1979 г.
  5. ПРЕДИСЛОВИЕ

Мы живем в динамическую эпоху социальных революций, национально-освободительных движений, в век бурного прогресса науки и техники.

Глубокие изменения в общественной жизни, соревнование двух мировых систем, расширяющаяся и углубляющаяся борьба с буржуазной и мелкобуржуазной, в том числе ревизионистской (правого и «левого» толка) идеологией предъявляют все больше требований к идейным убеждениям, философской культуре, научному мышлению людей. В связи с этим возрастает и значение изучения марксистско-ленинской философии.

Марксистская философия — диалектический и исторический материализм — возникла более ста лет назад. Она была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Свое дальнейшее развитие, связанное с анализом новой исторической эпохи, марксистская философия получила в трудах В. И. Ленина.

Диалектический и исторический материализм — неотъемлемая составная часть марксизма-ленинизма, его философская основа. Это учение творческое, революционное, оно постоянно обогащается и проверяется исторической практикой.

По своему духу марксистско-ленинская философия враждебна всякому догматизму.

Читайте также:  Энергия электрического диполя во внешнем поле - справочник студента

Как творческое учение, философия марксизма-ленинизма непрерывно развивается на основе обобщения всемирно-исторического опыта, достижений естествознания и общественных наук.

Следуя заветам В. И. Ленина, мировое коммунистическое движение аккумулирует все наиболее ценное и значительное в современном общественном развитии, в революционном опыте рабочего класса, всех антиимпериалистических, революционных сил.

Этот опыт, в особенности практика коммунистического строительства в СССР и социалистического строительства в других странах социализма, получил свое отражение в теоретических трудах коммунистических партий, имеющих глубокое философское и социологическое содержание.

Авторы настоящего учебника стремились, наряду с освещением основных вопросов марксистско-ленинской философии, наряду с позитивным изложением ее важнейших идей, анализировать и подвергать критике положения буржуазной философской мысли.

Воинствующий материализм, революционная диалектика — высшая форма объективности и научности в философии.

Поэтому борьба против идеалистической философии, против поползновений философских ревизионистов к «размыванию» четких граней между материализмом и идеализмом в философии и социологии, между коммунистической и буржуазной идеологиями является для нас одновременно и борьбой за науку, за научную философию.

При подготовке учебника авторы стремились учесть опыт использования при изучении философии книги «Основы марксистской философии», выпущенной в 1958 и 1962 гг. почти двухмиллионным тиражом.

Эта книга, переведенная на многие языки мира, получила положительные отзывы в печати и в педагогической практике. Основные ее положения и ныне сохраняют свое значение.

Но за эти годы марксистская философская мысль в СССР и за рубежом продолжала развиваться и обогащаться.

Дальнейшее развитие философии марксизма-ленинизма, требования педагогической практики, то обстоятельство, что ряд вопросов марксистско-ленинской теории рассматривается теперь в курсе основ научного коммунизма, сделали необходимым изменение и совершенствование учебника как по содержанию, Так и по структуре.

Выдающимся событием современности явился XXV съезд КПСС, знаменовавший собой новую веху в развитии марксистско-ленинской теории.

В настоящем издании «Основ марксистско-ленинской философии» произведены изменения в соответствии с решениями съезда и постановлениями ЦК КПСС по вопросам идеологической работы, другими партийными и государственными документами.

Научно-организационная и вспомогательная работа выполнена Н. И. Сорокоумской. Научно-техническая редакция К. В. Кичуновой.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1
  • ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ НАУК

Марксизм-ленинизм — стройное, целостное учение, составными частями которого являются: диалектический и исторический материализм, марксистская политическая экономия и теория научного коммунизма. Диалектический и исторический материализм является философской основой марксизма-ленинизма.

Единство, целостность, последовательность марксизма-ленинизма, признаваемые даже его противниками, органически связаны с единым для всех его составных частей мировоззрением и методом. Нельзя глубоко понять марксизм-ленинизм, не усвоив его философской основы.

Философия марксизма-ленинизма — высшая ступень развития мировой философской мысли. В нее вошло в переработанном виде все лучшее, передовое, что было создано человечеством в многовековом развитии философии. Вместе с тем возникновение диалектического и исторического материализма ознаменовало собой качественный скачок, революционный переворот в философии.

Созданная Марксом и Энгельсом как мировоззрение нового революционного класса — рабочего класса, который исторически призван свергнуть господство буржуазии, уничтожить капитализм и построить новое, бесклассовое коммунистическое общество — философия марксизма призвана не только строго научно объяснить мир, но и служить теоретическим оружием его изменения.

В наше время, в век величайшего расцвета научной мысли, можно услышать голоса, оспаривающие право на существование философии как особой отрасли научного знания.

Эти противники философии говорят, что некогда, в античном мире, она была наукой наук, но затем от нее в ходе исторического развития отпочковывались одна за другой специальные отрасли научного знания— астрономия, физика, химия, биология, история, социология, логика и т. д. В этих условиях философия оказалась якобы

в положении шекспировского короля Лира, который под старость роздал дочерям свое царство, а они выгнали его, как нищего, на улицу. Но такой взгляд в отношении научной философии неправилен.

Размежевание между философией и специальными, частными науками, несомненно, способствовало формированию специфического предмета философского исследования.

С другой стороны, развитие специальных наук способствовало вычленению общих для всех этих наук мировоззренческих и методологических проблем, которые не могут получить своего разрешения в рамках специальной области исследования.

Что составляет сущность природы, вселенной? В каком отношении друг к другу находятся сознание и внешний мир, духовное и материальное, идеальное и реальное? Что такое человек и каково его место в мире? Способен ли он познать и преобразовать мир, и если да, то каким образом? Эти и многие другие аналогичные вопросы глубоко волнуют всех мыслящих людей.

И издавна существует неистребимая потребность найти ответы на эти вопросы, составляющие содержание философии.

Философия есть специфическое по своему содержанию и форме мировоззрение, которое теоретически обосновывает свои принципы и выводы. Этим философия отличается от ненаучного религиозного мировоззрения, которое основывается на вере в сверхъестественное и отражает действительность в эмоционально-фантастической форме.

Философское мировоззрение есть система наиболее общих теоретических взглядов на мир, т. е. природу, общество, человека. Философия ставит своей целью разработать, обосновать основные принципы социально-политической, научной, нравственной, эстетической ориентации людей.

У всякого человека складывается какое-либо воззрение на окружающий мир, но оно нередко состоит из обрывков различных противоречивых представлений, теоретически не осмыслено, не обосновано.

Философия же представляет собой не просто сумму, а систему идей, взглядов и представлений о природе, обществе, человеке и его месте в мире.

Философское мировоззрение не просто провозглашает свои принципы и пытается внушить их людям, а доказывает, логически выводит их.

Конечно, далеко не всякое теоретически обосновываемое мировоззрение носит научный характер. По своему содержанию философское мировоззрение может быть и научным, и ненаучным или даже антинаучным.

Научным может считаться лишь такое мировоззрение, которое основывает свои выводы на данных современной ему науки, пользуется научным методом мышления и не оставляет места различного рода антинаучным, мистическим, религиозным взглядам и предрассудкам.

Само собой разумеется, что научность должна рассматриваться исторически. Например, мировоззрение французских материалистов XVIII в. было научным. В их взглядах наряду с исторически преходящим было и непреходящее содержание, которое унаследовано современным материализмом.

Научные идеи, положения содержались и в великих идеалистических философских системах (например, у Декарта, Лейбница, Канта, Фихте, Гегеля и др.) в той мере, в какой в них верно были схвачены реальные отношения и связи.

  1. Диалектический и исторический материализм — это научное философское мировоззрение, которое основывается на достижениях современной науки и передовой практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом.
  2. Чтобы глубже понять предмет и значение марксистско-ленинской философии, ее отличие от предшествующей философской мысли, следует более обстоятельно остановиться на характеристике философии как особой формы познания.
  3. 1. Развитие понятия о предмете философии

Предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли. Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух слов: phi-leo — люблю и sophia — мудрость.

В буквальном смысле философия — это любовь к мудрости, или, как раньше говорили на Руси, «любомудрие».

Сохранилось предание о том, что древнегреческий математик Пифагор был первым человеком, который назвал себя «философом», указав при этом, что человеку не следует переоценивать своих возможностей в достижении мудрости, однако любовь к мудрости, стремление к ней приличествуют каждому разумному существу. Но разъяснить происхождение какого-либо термина еще не значит раскрыть суть того научного понятия, которое этот термин выражает.

Философия зародилась на заре цивилизации в Древней Индии, Китае, Египте; своей классической формы она впервые достигла в Древней Греции.

Самая древняя форма мировоззрения, непосредственно предшествовавшая философии, — это религия, мифология — фантастическое отражение действительности, возникавшее в сознании первобытного человека, который одушевлял окружающий его мир.

В мифологии с ее верой в фантастических духов, богов значительное место занимали вопросы о происхождении и сущности мира. Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием как попытка рационального объяснения мира.

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании.

Философия, собственно, и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены религиозно-мифологическим мировоззрением.

Однако способ решения этих вопросов у философии уже был иным, он основывался на теоретическом, …

Источник: https://knigogid.ru/books/766377-osnovy-marksistsko-leninskoy-filosofii/toread

Марксистская теория происхождения государства

Марксистская теория происхождения государства – это теория, согласно которой зарождение государства связано с появлением частной собственности, классовым делением общества и возникновением противоречий между классами.

Эту теорию называют также материалистической, историко- и диалектико-материалистической.

Приверженцы данного учения полагают, что государство – это неизбежный результат возникающих в обществе межклассовых противоречий, носящих непримиримый характер.

Специалисты считают, что марксистская теория государства отличается наличием понятных и четких постулатов, а также неукоснительной логики. Данное учение по праву можно отнести к категории величайших достижений в истории теоретической мысли.

Временем возникновения этой теории является 19-е столетие. Основные ее тезисы изложены на страницах следующих трудов:

  • «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Ф. Энгельс);
  • «Государство и революция» (В. И. Ленин).

Фундаментом материалистической теории, основоположниками которой являются К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс, служит утверждение об экономических факторах возникновения государства.

К ним относится прежде всего частная собственность, следствием появления и развития которой становится межклассовый раскол, когда каждый класс общества имеет свои интересы, противоречащие интересам других классов.

Государство по Марксу выступает в роли органа господства и угнетения какого-то одного класса над остальными.

Ленин определял государство как механизм, необходимый для поддержания господства в обществе самого экономически влиятельного класса посредством особых средств управления и подчинения.

Главные положения марксистского учения о государстве

Стремясь понять суть марксистской теории, следует рассмотреть утверждение Энгельса о том, что государство не существует вечно. Так, история знает об обществах, не имевших власти государства. В определенный период своего экономического развития общество делилось на классы, и тогда государство становилось необходимым и неизбежным явлением.

Классовый раскол общества, наличие в нем противоборствующих экономических интересов приводит к классовому противостоянию. Чтобы сохранить целостность общества, умерить столкновения, поддержать равновесие и порядок, требуется вышестоящая сила. Эта сила и есть государство.

Оно, с одной стороны, имеет общественную природу, с другой – возвышается над обществом, самоотчуждается от него.

Принципиальное отличие государства от родоплеменной системы лежит в разделе подданных по территориальному фактору. Стержнем родовой общины была связь всех ее членов с определенной территорией.

Развитие хозяйства и экономических связей привело к росту мобильности людей, а это, в свою очередь, лишило практического смысла родоплеменной организации.

Теперь люди могли сами реализовывать свои гражданские права и обязанности в местах их проживания, без привязки к родовой общине.

Характерным свойством государства является публичная власть, цель которой — удержание в подчинении всего населения. Обязательными атрибутами публичной власти, которая существует в любом государстве, выступают вооруженные люди и различные институты принуждения, чего не было в родоплеменной общественной системе.

Сила и могущество публичной власти увеличиваются тогда, когда, с одной стороны, обостряется классовое противостояние в обществе, с другой – происходит рост территории и населения государств.

Реализация публичной власти невозможна без взимания налогов с населения. Развитие общества и государства приводит к тому, что налогов становится недостаточно.

В результате, возникают государственные займы и долги.

Государственные чиновники, обладающие публичной властью и правом на сбор налогов, выступают в роли органов, стоящих над всем обществом. Их неприкосновенность обеспечивается силой и авторитетом государственных законов.

Государство изначально является той машиной, которая требуется для поддержания баланса между противоборствующими общественными классами. Общие законы развития делают государство, по сути, инструментом, позволяющим самому могущественному экономическому классу господствовать в обществе, применяя передовые средства подавления и эксплуатации угнетенных слоев населения.

Так, в античное время государство было машиной подавления рабов их владельцам. При феодальном строе государство помогало дворянам подчинять своей воле крепостных крестьян. Что касается государства Нового времени, то здесь оно выступало в качестве инструмента эксплуатации наемных работников капиталистами.

И все же в истории человечества можно выделить ряд периодов, когда власть обладала определенной автономией и непредвзятостью по отношению к борющимся общественным классам. Это было обусловлено достижением баланса сил в процессе классовой борьбы. Так было во времена расцвета абсолютных монархий в 17-18 веках, когда государство уравновешивало дворянство и буржуазию.

Как показывает историческое развитие большинства государств, фактические права граждан во многом были обусловлены их материальным (имущественным) статусом. Это делало государство организацией, защищающей имущий класс от посягательств со стороны класса неимущего.

В античном мире это было вызвано разделением граждан на имущественные категории. Во времена средневекового феодализма основное влияние на государство и власть имели те, кто владел землей.

В период Нового времени выборы в верховные государственные органы базировались на избирательном цензе.

Демократическая республика, которая является высшей формой государства, формально не предполагает влияния факторов имущественного различия. На практике капитал не воздействует на власть напрямую. Это происходит, как правило, в виде взяток чиновникам, а также в виде неофициальных союзов между правительством и крупным бизнесом.

Приверженцы материалистической теории полагают, что во второй половине 19-го столетия общество начало подходить к новому этапу производственного развития, не предполагающему наличия противоборствующих классов.

Их существование в новой формации препятствует дальнейшему развитию производительных сил, которые теперь вступают в противоречие с производственными отношениями. Как следствие, классовый характер общества исчезает посредством социальной революции.

В результате, исчезает и государство.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/marksistskaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva/

марксистской теории права

Марксистская теория права основана на материалистической философии, которая рассматривает объективную материю первичным началом в сфере бытия.

Согласно представлениям Маркса и Энгельса, право следует определять как часть надстройки, которая сформирована над экономическим базисом общества. При обусловленности материальными условиями жизни, право оказывает на них обратное влияние.

Оно определяет порядок, согласно которому надлежит взаимодействовать отдельным членам общества в целях обеспечения бесперебойного функционирования социума.

Ключевым в праве представители марксистской теории считали его классовую сущность.

При помощи правового инструмента господствующий класс обеспечивает более стабильную и эффективную эксплуатацию рабочих.

В противном случае велика вероятность возникновения разнообразных эксцессов при управлении рабочими, что потребует от господствующих излишнего напряжения и дополнительных расходов.

При определенном развитии возможен полный выход ситуации из под контроля господствующего класса. В «Манифесте Коммунистической партии» отмечалось, что буржуазное право (и право в целом) представляет собой возведенную в закон волю господствующего в этом обществе класса.

Раскрывая механизм формирования и функционирования права, они писали: «Помимо того, что господствующие при этих отношениях индивиды конституируют свою силу в форме государства, они должны придать собственно воле, обусловленной данными отношениями, всеобщее выражение в виде воли государства, в виде закона – выражение, содержание которого всегда дается отношениями данного класса…».

Марксистской теории свойственно исследование права в плотной связи с государством, которое не только создает, но и поддерживает право в рамках процесса его реализации.

марксистской теории права оказало огромное влияние на становление и развитие материалистического понимания сути права. При этом отношение к марксистской теории как единственно верной должно быть пересмотрено. История и реальные события выявили ошибки и слабые места марксистской теории, а также несоответствие отдельных его положений реальности.

  • Однако неверным является и другая крайность, согласно которой следует признать все положения содержания марксистской теории изначально неверными и ложным во всех его оценках.
  • Многие научные выводы марксистской теории о праве и о государстве, и в современных условиях имеют своё практическое и исследовательское значение.
  • Таким образом, в содержании марксистской теории права раскрыты основные подходы её представителей к пониманию данной категории. 

Источник: https://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/74-soderzhanie-marksistskoj-teorii-prava

Ссылка на основную публикацию