Контроль как компонент диагностики обученности — справочник студента

Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ диагностическая (оценка степени усвоения учебной); контролирующая ( «проявляет» , обеспечивает обратную связь); обучающая (повышение мотивации и индивидуализация темпа обучения); организующая (совершенствование организации за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения); воспитывающая (выработка структуры ценностных ориентаций).

ТРЕБОВАНИЯ Объективность Всесторонность Систематичность Гласность Индивидуализация Дифференциация Учет специфики учебного предмета Разнообразие форм и методов

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ Неправильное понимание функций контроля Переоценивание роли в учебном процессе Превращение в самоцель Однообразие методов и форм проверки и оценки Субъективизм Отсутствие четких обоснованных критериев

предварительный текущий Виды контроля периодический итоговый тематический отсроченный

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи Цель — выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет: определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Осуществляется в конце четверти, полугодия. Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела. Цель — систематизация знаний обучаемых.

Итоговый контроль определяет конечные результаты обучения. Охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету. Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (от 3 месяцев до полугода и более). Как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

По форме Индивидуальный контроль Групповой контроль Фронтальный контроль

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Экзамен Зачет Портфолио и др.

ПОРТФОЛИО (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ) – ЭТО СПОСОБ ФИКСАЦИИ, НАКОПЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКА В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ЕГО ОБУЧЕНИЯ. ОБЫЧНО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК «КОЛЛЕКЦИЯ РАБОТ И РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩЕГОСЯ, КОТОРАЯ ДЕМОНСТРИРУЕТ ЕГО УСИЛИЯ, ПРОГРЕСС И ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ» , ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО В НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ.

ПОРТФОЛИО РЕШАЕТ РЯД ВАЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ И ПОЗВОЛЯЕТ: — ПОДДЕРЖИВАТЬ ВЫСОКУЮ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ; — ПООЩРЯТЬ ИХ АКТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, РАСШИРЯТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И САМООБУЧЕНИЯ; — РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ РЕФЛЕКСИВНОЙ И ОЦЕНОЧНОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ И САМООЦЕНОЧНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ; — ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ – СТАВИТЬ ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАТЬ И ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СОБСТВЕННУЮ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТОРОЛЯ Используются методы: устного, письменного, практического, машинного контроля самоконтроля. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно -познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Устные методы контроля Опрос, беседа Тестирование Письменные методы контроля Диктант, изложение, сочинение Реферат Письменная работа и т. п.

Практические методы контроля Практические работы Опыты Создание контрольных ситуаций Графические методы Графики, схемы, таблицы Программированные методы Машинные и безмашинные Наблюдение Педагогический консилиум Анализ результатов деятельности детей Самоконтроль

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых Он позволяет выявить: — знания обучаемых, — проследить логику изложения ими материала, — умение использовать знания (для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д. )

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.

) и позволяет : проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для: — выявления сформированности умений и навыков практической работы или — сформированности двигательных навыков.

Машинный контроль экономит время учащихся и учителя: легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний, результаты контроля легко поддаются статистической обработке, устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.

Самоконтроль с применением контролирующих машин и без Для осуществления необходимо обучаемых учить: самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения. Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем: обычно — сочетание устного и письменного опроса.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ (Основной инструмент – тест) Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему (тестовых) заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых. — Не всякое задание подходит для теста! Оно должно быть строго определенным по: форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа.

ТЕСТЫ ОБУЧЕННОСТИ – СОВОКУПНОСТЬ ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧАСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ Педагогический тест – система заданий возрастающей сложности.

Утверждение в зависимости от ответа превращается в истинное или ложное. Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени.

Задания сформулированы четко однозначно Каждое задание относится к определенному фрагменту учебного материала.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТЕСТАМ Тесты должны быть: Относительно краткосрочными Однозначными в толковании Правильными Относительно краткими Удобными Стандартными Действенными (валидными)

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: • закрытая форма тестовых заданий (к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный). — существует возможность угадывания.

— не стимулирует самостоятельный поиск ответа, а дает возможность лишь выбора из предложенных вариантов; • открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, они формулируются в свободной форме: — дает возможность выявить логику мышления тестируемого, — его способность формулировать и аргументировать ответ, — однако сложно анализировать результат.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: задания «на соответствие» , их суть — в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого; задания на «установление правильной последовательности» : — позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. -используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины. Существуют и другие формы тестовых заданий.

Преимущества тестового метода контроля: более высокая объективность контроля. Влияние субъективных факторов исключается. В качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная; более высокая дифференцированность оценки.

При этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений; более высокая эффективность контроля (можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты).

Негативные стороны: трудно проверить глубину понимания, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий; тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ Соответствуют целям образования Не включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися Неправильные ответы д. б.

сконструированы на основе типичных ошибок и быть правдоподобны Правильные ответы распределяются среди неправильных в случайном порядке (правильные ответы на них дают 45 -80% — наиболее ценны, определяют надежность теста) Вопросы не должны повторять формулировки учебника Ответы на одни вопросы не должны стать подсказками для других ответов Вопросы не должны содержать ловушек, д. б. сформулированы четко и ясно

Педконсилиум – совещание педагогов с целью более глубокого изучения личностных проблем, успеваемости, поведения школьника и выработка правильного пути дальнейшей работы с ним по устранению недостатков в обучении, развитии и воспитании, оказанию педагогической помощи и поддержки

ОЦЕНКА И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ КОНТРОЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОВЕРКА Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

ВИДЫ ПРОВЕРКИ текущая тематическая периодическая заключительная

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕРКЕ Систематичность и регулярность Индивидуальный характер Оцениваются знания с точки зрения выполненной программы Разнообразие форм Благоприятное влияние на развитие личности и отношение к учебе

Под проверкой и оценкой знаний, умений и навыков учащихся понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой.

Проверкой устанавливается: правильно ли выполнено учебное задание, нет ли отклонений в формировании представлений и понятий, каковы уровень и качество умений и навыков. На основе анализа обнаруженного проверкой уровня знаний и навыков каждого отдельного школьника учитель может оценить этот уровень в форме словесных суждений и отметки.

Учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, давать необходимые советы и указания учащемуся и проявлять свое отношение к его личности и учебным стараниям.

Источник: https://present5.com/diagnostika-i-kontrol-v-obuchenii-plan-diagnostika/

Диагностика обученности — это контроль и оценка знаний и умений обучаемых

Обученность по предмету – это факт овладения учеником некоторой программой, предусмотренной курсом обучения. Знания расцениваются как систематизированный объект для усвоения. Нередко мониторинг обученности учащихся предполагает проверку специфических умений, связанных с полученной новой информацией.

В классическом случае внимание уделяется данным, получаемым в процессе обучения. При этом под обученностью принято понимать итоги обучения, одновременно термин обозначает и условие, делающее успешным обучение в будущем.

Есть даже общепринятая формула обученности, показатель по которой вычисляется как соотношение количества оценок с «отлично» до «удовлетворительно» к числу учащихся. Этот показатель важен для понимания качества процесса преподавания.

Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента

Важные особенности

В рамках методологии преподавательского процесса выявлено, что обученность напрямую определяется объективными факторами. Это зависит от уровня программы, используемой для обучения, от технологий рабочего процесса и мастерства преподавателя.

Диагностические тесты, позволяющие оценить качество обучения, также показывают зависимость от субъективных показателей – это способность учеников к обучению и их мотивация. Свою роль играет работоспособность аудитории, состояние здоровья.

Понимать, что это – диагностика обученности, должны все современные преподаватели, заинтересованные в качественном преподавании материала ученикам. Для этого нужно знать, что обученность представляет собой параметр, характеризующий уровень образованности каждого присутствующего в аудитории.

Дифференцированный процесс преподавания знаний всегда сопровождается определенными показателями обученности. Обычно в качестве таковых выбирают уровни, отражающие эффективность усвоения новой информации, умений аудиторией.

Разные специалисты, разрабатывавшие методологию преподавания, предлагают применять разные параметры для выявления уровня обученности.

Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента

Систематизированно и последовательно

Оптимальный подход предполагает выбор одной системы параметров, методики измерения показателей. Это позволяет при контроле уровня обучаемости получать сравнимые, сопоставимые данные, а также информацию, достоверную с точки зрения статистики.

Данные помогут сформировать стандарты образования на уровне школы, района, региона, усовершенствовать программы, предметы, нуждающиеся в этом. Стандартом принято обозначать такой уровень усвоения, который считается достаточным.

Читайте также:  Первое начало термодинамики - справочник студента

Необходимо не только количественное описание, но и параметры, позволяющие охарактеризовать качество процесса обучения.

Самая простая диагностика обученности и обучаемости – это регулярное проведение контрольных работ.

Одним из современных подходов считается поуровневый, в рамках которого можно относительно каждого члена аудитории оценить не только эффективность усвоения программы, но и его интеллектуальные умения.

С одной стороны, это позволяет продиагностировать всю аудиторию, одновременно с этим помогает понять, как точно усвоена информация, насколько высока воспроизводимость.

Контрольные поуровневые работы – это метод диагностики обученности младших школьников, учеников средней школы, старших классов и слушателей образовательных программ в высших учебных заведениях. Такой метод можно использовать при работе с самыми разными предметами.

Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента

Можно ли упустить из виду?

Некоторые современные преподаватели, преимущественно начинающие, интересуются, есть ли пути обхождения обязательной диагностики обученности. Это, как отмечают именитые специалисты методологии, крайне нежелательно и неразумно.

Известно, что большая часть способов контроля вызывает неприязнь, отторжение учащихся и усложняет их отношения с преподавателем, тем не менее невозможно обойти этот элемент системы преподавания.

Конечно, тест по английскому может вызывать страх у учеников, но только он покажет действительно точно, насколько хорошо усвоена программа, могут ли ученики применять навыки, переданные им учителем.

Диагностика – слово, пришедшее к нам из древнегреческого языка, и в оригинале означает способность распознавать. Педагогика предполагает, что диагностика обученности – это прояснение обстоятельств дидактического процесса и выявление результативности с высоким уровнем точности.

Результаты и процесс

Фактически диагностика обученности – это метод контроля, фиксирования результативности процесса передачи информации на момент выявления показателей. А вот диагностирование обучаемости предполагает определение каждого представителя аудитории как способного (или нет) усвоить информацию, которую планируется передать.

Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента

При работе в высшей школе для преподавателей на первое место выходит диагностика обученности, а вот сопряженная с ней мера по выявлению уровня обучаемости реализуется достаточно редко. Обычно она необходима только на момент определения, насколько пригодны представители аудитории к получению специальности.

Комплексное понятие

Диагностика в педагогике обученности, обучаемости представляет собой сложное понятие, сформированное несколькими составными элементами. Наиболее значимыми являются контроль, проверка, оценка, учет умений, знаний.

Если обратиться к словарю, тогда диагностика обученности растолковывается как накопление статистической информации либо стремление выявить факт наличия некоторого объекта, для чего проводится опись и подсчет.

Контроль понимают как проверку и наблюдение с целью ее проведения.

Проверка в современном понимании, в том числе в дидактических материалах для преподавателя, рассматривается как процесс, имеющий два существенно отличающихся значения. С одной стороны, в более широком смысле ее можно считать синонимичной контролю, но более узкая трактовка термина предполагает определение результативности контрольных мер.

Процесс и результат

При выявлении уровня обученности мало просто провести тест по английскому, русскому, математике или любому другому предмету, нужно еще и зафиксировать полученные при этом результаты.

Одновременно оцениваются качественные показатели не только полученной учениками информации, но и приобретенных ими навыков, умений.

Общепринятое отражение качественного показателя – количественный, то есть оценка, которая для школьников начального, среднего звена фактически равноценна отметке.

Если обратиться к истории совершенствования методологии преподавания, можно заметить, что некоторые теоретики предлагали ввести различие этих двух терминов. Особенно много информации можно извлечь, изучая работы психолога, педагога Амонашвили.

Именно он указал, что отметка – это лишь количественный параметр оценки, в то время как оценка – более сложный и емкий термин, включающий в себя еще и словесную передачу мнения о выполненной работе, описательную форму.

Как отмечал этот выдающийся автор, оценка – обязательный элемент процесса диагностики обученности, а вот отметка при ряде условий факультативна.

Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента

Контроль: никуда не деться

Систематизированный контроль дает возможность оценить результативность передачи данных аудитории, определить степень обученности и понять, по какой причине навыки, знания усвоены с пробелами.

Считается, что диагностика обученности – это эффективная методика выявления уровня учебной работы, что сопряжено с повышением качества преподавательской работы.

Учитель, адекватно анализирующий полученную по результатам контроля информацию, может понять, какие средства, методы влияния на аудиторию помогут ему улучшить результаты работы.

Контроль обучаемости важен для обеих сторон процесса. Преподаватель, проводя контрольную работу, позволяет аудитории осознать, насколько велики знания, какой уровень навыков уже получен.

На основании этого школьники, студенты могут сделать корректные выводы относительно подготовленности к освоению большего объема данных по предмету.

Впрочем, важно учитывать, каков возраст обучаемых: для студентов, к примеру, осознание результатов контроля значимее, нежели для проходящих курс школьной программы.

Возраст и учеба

Проходящие обучение в стенах университета молодые люди, как говорят психологи, постепенно переходят от юного возраста к зрелому.

При этом детский период, отрочество, юность в первичном этапе – временные промежутки, когда нет психологического прошлого, требующего оценки, планирования текущего момента и будущего.

Немов в своих работах отмечал, что люди, не преступившие границу юности, просто не осознают будущего и не имеют его, а настоящее не связано с прошлым или тем, что придет позже.

Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента

Студенты – аудитория, которая осознает свою взрослость постепенно. Для этого процесса характерно установление психологических связей между накопленным опытом, происходящими и запланированными событиями.

Поэтому контроль знаний для любого студента намного важнее, чем для школьника, так как помогает сформировать тактику применительно к дисциплине.

Многие на основании промежуточного и итогового контроля формулируют для себя, насколько они пригодны к профессии или же необходимо изменение выбранного жизненного курса.

Это накладывает особенную ответственность на работающих с ними преподавателей – необходимо уметь адекватно, беспристрастно оценивать аудиторию, в то же время поддерживая каждого отдельно взятого индивидуума, вынужденного бороться с непростой ситуацией осознания связей прошлого, текущего, приближающегося.

Рубить ли с плеча?

Известно довольно много случаев, когда первые проверочные работы на практикумах по выбранной специальности были для студентов поводом бросить выбранное направление и перевестись на другой факультет или вообще оставить учебу в высшем учебном заведении.

Многие понимали, что в настоящий момент они еще не подготовлены в нужной степени, чтобы получать квалификацию.

Задача преподавателя – разглядеть потенциал в каждом присутствующем на занятиях, особенно на практикумах, оказать посильную поддержку, если это необходимо и может дать положительный результат.

Одновременно с этим важно учитывать, что некоторые студенты гораздо выше оценивают факт получения хорошей оценки, нежели реальное накопление информации.

При работе с такой аудиторией контроль не всегда может показать реальный уровень освоения обучающимися навыков и информации, в то же время именно оценка – основной стимул для ученика понять, запомнить данные, предполагаемые проходимым им курсом.

Диагностика и контроль: есть ли разница?

В некоторых теоретических работах эти два термина принято объединять в одно понятие, но определенная группа методистов настаивает, что необходима дифференциация. Дело в том, что диагностика в общем случае – это не только контроль, но и формулирование оценки, проверка и накопление информации по успешности обучения.

Данные, которые преподаватель получает относительно своей группы, анализируются для выявления тенденций, динамики процесса, на основании чего можно сделать выводы, каким образом события будут развиваться, как можно повысить уровень обучаемости.

Как обращают внимание некоторые методисты, диагностика – это гораздо более глубокое понятие, нежели простая проверка.

Контроль как компонент диагностики обученности - Справочник студента

Диагностика включает в себя контроль умений, информации, усвоенной аудиторией, и выставление оценок для каждого участника. В то же время школьная оценка – это довольно противоречивое явление, на что не раз обращали внимание специалисты, занимающиеся методическими вопросами преподавания.

Право на оценку, которое есть у каждого учителя, не должно применяться безоглядно: нужно думать, взвешивать последствия. Важно объективно контролировать процесс освоения обучаемыми информации, гуманно относиться к аудитории.

Фактически именно идеи гуманизма – фундамент дидактической системы, какими бы особенностями она ни обладала в каждом конкретном случае.

Источник: https://FB.ru/article/357863/diagnostika-obuchennosti—eto-kontrol-i-otsenka-znaniy-i-umeniy-obuchaemyih

"Контроль как компонент учебной деятельности. Тестирование."

  • Качество обучения напрямую зависит от количества, глубины, своевременности и объективности оценки получаемых знаний.
  • Думаю, никто не будет спорить, что одним из важнейших компонентов учебной деятельности является контроль.
  • Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе:
  • оценочную,
  • стимулирующую,
  • развивающую,
  • обучающую,
  • диагностическую,
  • воспитательную…
  • Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика).
  • Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебного процесса.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Существует много мнений «за» и «против»  использования тестов. Одни рассматривают тесты как средство преобразования учебного процесса в сторону его технологизации, снижения трудоемкости и становятся энтузиастами этого метода.

Другие видят в тестах средство принижения роли педагога, а результаты тестирования не достаточно достоверными.

Однако, следует отметить, что именно тестирование постепенно становится основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен.

И реалии таковы, что требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему обучения. С их помощью в течение года следует оценить уровень усвоения материала учениками и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки позволят учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля.

Читайте также:  Развитие сознания в филогенезе - справочник студента

В связи с этим тестирование, как средство измерения и контроля знаний учеников, становится основой обучающего процесса в российской школе. 

Виды тестов

 Тесты можно разделять по многим признакам. Основная классификация — по направленности теста: оценивать можно способности человека, его личностные качества, интеллект, отдельные психические функции (внимание, память, воображение), знания. Меня интересуют тесты для оценки знаний.

  1.   Таблица 1
  2. Традиционные тесты
  3. Нетрадиционные тесты

обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов.  Результат традиционного теста зависитот количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

  • тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты
  • Нетрадиционные тесты
  • Таблица 2
  • Виды тестов
  • Характеристика
  • Интегративные

Тест, состоящий из системы заданий,  нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебныхдисциплин.

Адаптивные

Представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания.(Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, проходит эмпирическую апробацию на большом числе учащихся.)

  1.  Виды тестовых заданий (наиболее популярная классификация)
  2. Таблица 3
  3. Виды
  4. Характеристика
  5. 1
  6. задания закрытого типа
  7. каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных
  8. 2
  9. задания открытого типа
  10. на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу …
  11. Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего;
  • целями, в соответствии с которыми проводится тестирование,
  • характером материала, усвоение которого необходимо выявить,
  • возрастными особенностями испытуемых.
  • Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.
  • Задания открытого типа
  •  Таблица 4
  • Задания
  • Действия испытуемого
  • 1
  • Множественный выбор
  • необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка
  • 2
  • Альтернативный выбор
  • должен ответить «да» или «нет», или выписать номера правильных суждений
  • 3
  • Установление соответствия
  • предлагается установить соответствие элементов двух списков
  • 4
  • Установления последовательности
  • должен расположить элементы списка в определенной последовательности
  • Задания открытого типа
  • Таблица 5
  • Задания
  • Действия испытуемого
  • 1
  • Свободное изложение
  • должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются
  • 2
  • Дополнение
  • должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)
  • Достоинства и недостатки тестирования
  • Таблица 6
  • Преимущества
  •  Недостатки
  • 1
  • Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком
  • Разработка качественного тестового инструментария  — длительный, трудоемкий процесс
  • 2
  • более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя (позволяет снизить количество апелляций, делает процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся)
  • Данные,получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.
  • 3
  • это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам
  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.
  • 4
  • более эффективно с экономической точки зрения, за небольшой промежуток времени опрашивается целый класс
  • Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.
  • 5
  • это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению нервных напряжений, развитию комплексов.
  • присутствует элемент случайности, угадывания — это искажает результаты тестирования (исследования показали, что отвечая наугад, можно получить не более «3»

Неоднозначное отношение педагогов к использованию тестового контроля известно. А как относятся к тестам ученики? Для ответа на этот вопрос я предложила учащимся 6,8,9,10 классов небольшую анкету:

  1. 1. Обычно я осмысленно отвечаю на вопросы теста, не рассчитывая на удачу;
  2. А) да Б) нет
  3. 2. Если бы я мог (могла) выбирать между ответами на вопросы;
  4. А) теста
  5. Б) выполнением письменной работы с развернутым ответом,
  6. В) устным ответом у доски
  7. то я бы предпочел(предпочла) ….

3. Я считаю, что оценка за тест объективно оценивает мои знания по данной теме (в случае отрицательного ответа поясните, завышена эта оценка или занижена, на ваш взгляд). 

  • Результаты анкетированияучащихся
  • Таблица 7
  • класс
  • кол- во учеников
  • 1 вопрос%
  • 2 вопрос%
  • 3 вопрос %
  • А
  • б
  • а
  • б
  • в
  • объективно
  • завышена
  • занижена
  • затрудняются
  • 6
  • 23
  • 70
  • 30
  • 74
  • 13
  • 13
  • 76
  • 22
  • 2
  • 8
  • 58
  • 76
  • 24
  • 78
  • 16
  • 6
  • 67
  • 9
  • 17
  • 7
  • 9
  • 45
  • 71
  • 29
  • 84
  • 9
  • 7
  • 73
  • 4
  • 22
  • 10
  • 25
  • 80
  • 20
  • 56
  • 28
  • 16
  • 68
  • 4
  • 16
  • 12
  • итого
  • 151
  • 74
  • 26
  • 73
  • 17
  • 10
  • 71
  • 4
  • 19
  • 5

Результаты оказались предсказуемы. Большинство (74%) предпочли бы тест письменной работе или устному развернутому ответу. Возможно, это подтверждает одно из опасений, которое высказывают некоторые исследователи, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания грамотным языком.

Что же касается объективности оценки, то здесь мнения разделились, 71% участников опроса согласились с тем, что получают объективную, действительную оценку своих знаний при ответе на тест. Среди несогласных с этим мнением — 4 % считают, что тест завышает оценку, 19% — занижает, и лишь 5% учащихся затрудняются ответить.

Приведенные выше недостатки говорят о том, что абсолютизировать возможности тестовой формы измерения и контроля знаний не следует. Не все необходимые характеристики усвоения знаний и умений можно получить средствами тестирования.

Например, такие показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно.

Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими  формами и методами проверки и контроля знаний учащихся.

Из личного опыта добавлю, что проверку знаний всегда начинаю с вопроса «Кто желает ответить устно?». И те дети, которые по ряду причин, не могут или не хотят отвечать устно, всегда могут рассчитывать на индивидуальный тест, спокойно, без волнения ответить на вопросы теста и получить положительный результат.

  1. Самое главное, на мой взгляд, ученик не боится быть спрошенным, не боится быть неуспешным.
  2. Но, несмотря на указанные минусы тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебном процессе.
  3. При подготовке материалов для тестирования необходимо придерживаться таких основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Предварительный контроль.Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения.

Если информации об этом у преподавателя нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию преподаватель получает, применяя предварительный контроль (учет) знаний.

Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков.

Если известны входные и выходные характеристики системы, проблемы ее оптимизации считаются во многом решенными.

Собрать максимальный объем информации о входных характеристиках обученности и оценить их в количественных показателях удается с помощью тестирования, которое осуществляется с помощью специально разработанных для этой цели заданий.

Текущий контроль. Он необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов тестирования с запроектированными.

Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда.

Тематический контроль. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда.

Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы.

Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними.

Итоговый контроль. Осуществляется во время заключительного повторения, зачетов. Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокой успешностью могут быть применены соответствующим образом составленные тесты обученности.

Несмотря на то, что в различной литературе, на сайтах есть готовые тесты, я больше чем уверена, что каждый педагог составляет свои тесты и я не исключение. Предлагаю тесты по экологии и биологии.

Источники информации

  1.  Аванесов, В. Определение педагогического теста.// Управление школой. – 1999.  № 29.

  2.  Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.:ил.

  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М., «Интеллект центр», 2001. — 296 с.

  4. Подласый И.П., профессор, доктор педагогических наук, Челябинского государственного педагогического университета,»Тестирование в учебном процессе: его история и возможности»

  5. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.

Интернет:

  1. http://festival.1september.ru/ Фестиваль «Открытый урок»:

— Тимаева В.С., «Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися».

2.  http://www.uroki.net/

Источник: https://infourok.ru/kontrol_kak_komponent_uchebnoy_deyatelnosti._testirovanie.-375832.htm

Диагностика обученности. Контроль успеваемости учащихся. Методы, формы контроля

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

Читайте также:  Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции - справочник студента

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.

Виды контроля:

–текущий – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Главная функция текущей проверки – обучающая.

Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по средствам, методам и формам, которые зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия;

– периодический – осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главная функция – систематизация и обобщение;

– итоговый – проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

Специальным видом является комплексная проверка, главная функция которой – диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие: речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение.

Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

  • На сегодняшний день выделяют следующие методы контроля:
  • – методы устного контроля;
  • – методы письменного контроля;
  • – методы практического контроля;
  • – тестовый и рейтинговый контроль;
  • – наблюдение.

Выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь).

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося и/или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.

Устный контроль (опрос) как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса, применяют дидактические карточки, игры, технические средства.

Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса.

Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.

Наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения являются зачет и устный экзамен.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.

В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания и умения, применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Выполнение практических работ можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Практические работы представляют собой задания, требующие проведения опыта, измерений, поэтому их роль велика в проверке знаний, прежде всего по предметам естественно-математического цикла, по черчению, физической культуре.

При текущем контроле знаний в школе учителем широко используются наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, появлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатов обучения.

Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.

Источник: https://students-library.com/library/read/58345-diagnostika-obucennosti-kontrol-uspevaemosti-ucasihsa-metody-formy-kontrola

Диагностика обучения диагностика обученности

Будем различать диагностику как общий подход и диагно­стирование как процесс (составную часть) практической педа­гогической деятельности.

Диагностика, напомним еще раз, — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.

Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процес­сом, достижение оптимальных для имеющихся условий резуль­татов.

Различают диагностирование обученности, т. е. послед­ствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается так же, как достигнутый на момент диагно­стирования уровень (степень) реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевремен­ное выявление, оценивание и анализ течения учебного процес­са в связи с его продуктивностью.

Как видим, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения.

Диагностирование рассматри­вает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обу­чения.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейше­го развития событий.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической техноло­гии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оце­нивание являются непременными спутниками школы, сопро­вождают ее развитие.

Тем не менее по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии.

Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества — категорическим опреде­лителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения.

Противоречивый ха­рактер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский, обра­тившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользо­ваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педаго­гов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, подчеркивал прежде всего то, что существующие подходы и способы подав­ляют умственную деятельность учащихся.

Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельно­сти. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании.

Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

В новой демократической школе не должно быть формаль­ного контроля. Дидактический контроль как своеобразный ме­тод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, раз­вивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.

Попытки изменить подходы к школьному контролю, пред­принимаемые в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса — использовать ли в школах оценки, или обходиться без них. В мае 1918 г.

постановлением Народного Комиссари­ата «Об отмене оценок» вместе с оценками были ликвидирова­ны и экзамены, внедрены более простые формы учета и кон­тролирования успеваемости учащихся.

С этой целью, в частно­сти, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших учащихся записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось «социалистическое соревнова­ние» и т. д. Но обучение без оценок (и фактически без контро­ля) не дало и не могло дать результатов.

Стало понятно, что «радостная перспектива приобретения знаний», а также «зало­женное самой природой стремление к знаниям» (П.Н. Блонский) не являются действенными стимулами в учебной деятель­ности школьников.

Демократизация школьной жизни требует отказа не от кон­тролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок.

Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. В системе диагностирования оцен­ка как средство стимулирования приобретает новые качества.

Прежде всего результаты диагностирования, где могут исполь­зоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопре­делению личности, что в условиях конкурентного общества яв­ляется важным побуждающим фактором.

Дополняясь принци­пом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ ра­ционального определения личного рейтинга — показателя зна­чимости (веса) человека в цивилизованном обществе.

В некоторых западных странах при составлении контрак­та между учителем и обучаемым ставятся вопросы: «Жела­ете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получать оценки или будете овладевать курсом без оце­нок?»

Если обучаемый желает учиться без контроля и без оце­нок, плата за обучение взимается в 3—4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого контролирования и объек­тивного оценивания.

Почему? Как вы это объясните?

I. Что такое диагностирование обученности? Из перечис­ленных альтернатив выберите правильную, обосновав ошибочность остальных.

1. Диагностирование обученности — это контроль и оцен­ка знаний и умений обучаемых.

2. Диагностирование обученности включает в себя кон­троль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, про­гнозирование результатов.

3. Диагностирование обученности — это правильное (по установленным критериям) оценивание знаний, умений.

Источник: http://kursak.net/diagnostika-obucheniya-diagnostika-obuchennosti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector