Коллективные способы обучения — справочник студента

  • Коллективный способ обучения на уроках математики
  • Учитель Мохова  Валентина Ивановна
  • 2010  г.
  • Содержание
  • 1. Введение
  •    Историческая справка
  • 2. Коллективный способ обучения (КСО)
  • 3. Заключение
  • Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что
  • тут же после получения новой информации применяет
  • на деле или передает другим.
  •                               Александр Григорьевич Ривин.
  • Историческая справка

Основоположниками коллективного способа обучения являются Александр Григорьевич Ривин и Дьяченко В.К.

Об Александре Григорьевиче Ривине и его деятельности практически не сохранилось никаких документов, архивов, дневников. Мы пользуемся лишь несколькими его небольшими статьями, а также воспоминаниями тех, кто навсегда запечатлел в себе образ колоритного и смелого новатора, кто был участником тех далеких удивительных педагогических поисков, осуществляемых Ривиным.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

(Брейтерман, Вихман, Дьяченко и др.).Ривин А. Г. родился в 1877 году и умер в 1944 году, в безызвестности и нищете. После Октябрьской революции он, инженер по образованию, откликнулся на призыв партии о ликвидации безграмотности.

И уже в 1918 году недалеко от Киева, в местечке Корнино, впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех учебных предметов в старших классах средней школы.

Затем он переезжает в Москву и, являясь членом кооператива «Всеизобретальня человечества», пропагандирует и отстаивает свой метод, вместе со всеми учениками демонстрирует в различных клубах, парках, учебных заведениях «оргдиалог» и «талгенизм».В результате этой деятельности в 1930 году рождается объединение групп по техническому образованию.

Это был неформальный, или как его называли «дикий вуз». Он просуществовал около года. Затем, после проверки авторитетной комиссией и признания их достижений в качестве и глубине получаемых студентами знаний, «дикий вуз» преобразовали в Высшую техническую школу, а Ривин, Вихман и др. организаторы ОГВТО оказались оттесненными.

Однако группа последователей Ривина продолжала пропагандировать и где возможно применять его метод.В январе 1941 года с 64-летним Ривиным и его методом познакомился Дьяченко В.К., бывший в то время десятиклассником. Их знакомство длилось полгода, затем началась война. Больше им встретиться не суждено было. Дьяченко ушел на фронт, а Ривин эвакуировался из Москвы.

После войны Дьяченко продолжил дело Ривина и не только сам применял на своих уроках в школах его методику, но и обучил этому многих педагогов.Тщательное осмысление идей Ривина, дальнейшая их разработка, обобщение опыта применения коллективных занятий фактически привели Дьяченко к созданию концепции исторических стадий учебного процесса, которая подробно описана в монографии.

Кроме того, воспитательный и познавательный аспекты методики Ривина, неоднократно описывались в художественных произведениях Тендрякова, Азарова, Бейлиной, в публицистической литературе и др. Но в целом послевоенный период был трудным для любых серьёзных новаций в педагогике, в том числе и для внедрения методики Ривина в учебный процесс.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Классно-урочная система обучения - справочник студента

Оценим за полчаса!
  1. Коллективный способ обучения
  2. Под коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей, системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях.

Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.

Организация работы по новой педагогической технологии требует большой предварительной подготовки учителя.Каждая методика для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава.

При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом.

У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом (повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить книгу и т.д.).

У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника.

Учебный процесс при КСО организуется с учетом таких моментов:• каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;• каждому должна представляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;• каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;• каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, ведению диалогов.

При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава.

Варианты методики первоначального изучения нового материала.        

1. Манская технология. Суть ее в том, что учащийся, который уже знает материал, не излагает его от начала до конца своему партнеру, а предлагает изучить по учебнику. Партнер изучает новую тему под его контролем: читает текст, выполняет упражнения, решает задачи, отвечает на вопросы, пересказывает. При такой технологии не подавляется самостоятельность учащегося и при этом он получает своевременную помощь, не тратит время по-пустому. Главным источником знаний является учебник.        2. Самостоятельное изучение материала. Тему учащийся может получить у учителя или диспетчера. Он сам прорабатывает, разбирается в правилах, выполняет упражнения. А потом проверяется у нескольких впереди идущих учеников. Проверка может идти по частям или по окончании всей работы. Эту технологию называют “сначала сам, а потом проверка и помощь”.         3. Коллективно-индивидуальная технология. Совместная работа двух учащихся над новой темой. Оба берутся за изучение темы впервые, между ними складываются отношение сотрудничества.         4. Изучение нового материала с использованием опорных сигналов (конспектов). Опорные конспекты помогают учащимся осуществлять преподавательскую деятельность. Два ученика прорабатывают, ведут запись, перерисовывая то, что дано в ОК. Каждый из них по очереди читает, вместе обсуждают текст и рассматривают опорный конспект. Затем еще раз читают и просматривают свою запись – ОК. После этого каждый из них может работать с новым партнером, выступая в качестве обучающего.Обучение может происходить по-разному.          1. Ученик может содержание своей темы изложить по ОК, а затем еще раз разобрать по учебнику.         2. Может предложить новому партнеру читать текст по учебнику и давать соответствующие объяснения по ОК.         3. Возможно попеременное объяснение записей ОК и чтение учебника.         4. Оба партнера могут работать самостоятельно, но каждый над своей темой: читают текст и опорный конспект, а после этого совместная работа сначала по первой теме, а затем по второй.         5. Обучающий совершенно самостоятельно (закрыв учебник и не пользуясь записями) дает все объяснения и попутно составляет ОК.

Если учащийся приступает к изучению новой темы, то он должен четко знать: какая задача перед ним стоит? На какие вопросы должен ответить? Что должен найти в изучаемом материале? В современных учебниках таких вопросов нет, их должен сформулировать учитель. Задача ученика: разобраться в новом материале, чтобы суметь изложить, объяснить другим. Постановка вопроса перед изучением темы дает возможность ученикам не упускать главного и полнее воспроизводить содержание.

 

  • Коллективные способы обучения на уроках математики

Источник: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/11/05/kollektivnyy-sposob-obucheniya-na

Технология коллективного способа обучения

Коллективный способ обучения (КСО) — это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров.

Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г.

Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, его поддержали М.А. Мкртчян, А.Г. Границкая и др.

Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.

Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».

В соответствии с федеральным законом государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на различных принципах, одним из которых является «воспитание взаимоуважения». В данном законе также отражено понятие «воспитание», которое включает себя «развитие ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Технологичность данной технологии можно доказать через критерии:

Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязью ее частей, целостностью. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.

Управляемость.

Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и ученика: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учищихся в работе в парах, группах; проведение беседы Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Эффективность.

Современная педагогическая технология существует в конкурентных условиях и является эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантирует достижение определенного стандарта обучения — развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Опыт работы Смолиной Татьяны Яковлевны, учителя начальных классов, показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Воспроизводимость. Данную технологию, возможно воспроизвести в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Например, на уроке русского зыка в 2 классе можно использовать «Работа по вопросникам» по теме «Имя существительное».

Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала. С помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала.

Читайте также:  Диагностика результатов обучения - справочник студента

Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.

КСО осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:

  1. изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);

  2. объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

  3. найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

  4. отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Принципы КСО:

  • ориентация на высшие конечные результаты;
  • непрерывная передача полученных знаний друг другу;
  • сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
  • разнообразие тем и заданий;
  • разноуровневость участников педагогического процесса;
  • обучение по способностям индивида;
  • педагогизация деятельности каждого участника.

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Организация учебной деятельности учащихся при КСО

Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы
  1. Делит учебный материал на части.
  2. Определяет цели деятельности, правила работы.
  3. Формирует группы.
  4. Распределяет функции внутри групп.
  5. Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».
  6. Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.
  1. Знакомятся с целями работы.
  2. Знакомятся со своей частью работы.
  3. Организуются по группам.
  4. Просматривают «маршрутные листы».
  5. Знакомятся с таблицами учета.
Индивидуальная

Этап 2. Работа в парах

Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

  • статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
  • динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
  • вариационная пара — работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.

Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

Этап 3. Работа в малых группах

Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы
  1. Организует деятельность учащихся.
  2. Оценивает деятельность учащихся.
  3. Организует рефлексию по окончанию урока.
  1. Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.
  2. Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе.
  3. Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся.
Групповая

На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.

Методики отличаются друг от друга:

  • по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,
  • по процедурам запуска,
  • особенностям управления и учета деятельности учащихся,
  • сочетанию различных организационных форм обучения,
  • приемам, используемым в этих оргформах.

Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:

  • для изучения сложных учебных,научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;
  • для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;
  • для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
  • для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;
  • для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.

Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

Мастер-класс «Взаимодиктанты»

Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса.

Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из нвас читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом.

Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания.

Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из вас письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы вы пишите в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».

Источник: https://multiurok.ru/files/tekhnologiia-kollektivnogo-sposoba-obucheniia.html

Ривин А.Г. Коллективный способ обучения (КСО)

?

Category: (источник)

Коллективный способ обучения (КСО) — это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г.Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров.

Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г.

Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, его поддержали М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая и др.

Теоретические основы КСО сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения:

  1. Индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя.
  2. Парная – «учитель — ученик», «ученик – ученик» (один объясняет материал, а другой слушает или совместно работают над одним материалом, но каждый выполняет свою часть работы).
  3. Групповая – «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один объясняет материал, а остальные слушают и задают вопросы). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.
  4. Коллективная – «половина учеников говорит – половина слушает). К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава по принципу игры «Ручеек». Задание у каждого индивидуальное, но обсуждение ведется в постоянных парах, затем происходит смена пар между детьми каждого ряда, например, тех, кто сидит справа. Движение учащихся происходит до тех пор, пока все дети, которые сидят справа не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева или менять ряды.

Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:

  1. изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);
  2. объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);
  3. найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);
  4. отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Принципы КСО:

  • завершенность;
  • непрерывная и безотлагательная передача знаний;
  • всеобщее сотрудничество и взаимопомощи;
  • обучение в соответствии со способностями каждого учащегося;
  • разделение и делегирование учебных заданий;
  • педагогизация отношений.

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Организация учебной деятельности учащихся при КСО

Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы
  1. Делит учебный материал на части.
  2. Определяет цели деятельности, правила работы.
  3. Формирует группы.
  4. Распределяет функции внутри групп.
  5. Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».
  6. Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.
  1. Знакомятся с целями работы.
  2. Знакомятся со своей частью работы.
  3. Организуются по группам.
  4. Просматривают «маршрутные листы».
  5. Знакомятся с таблицами учета.
Индивидуальная

Этап 2. Работа в парах

Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

  • статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.
  • динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
  • вариационная пара — работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.

Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы
  1. Контролирует деятельность учащихся.
  2. Отмечает в таблице учета работу каждого.
  1. Работают в парах.
  2. В зависимости от функций могут вместе выполнять работу, а могут выполнять роли «ученик-учитель».
Парная

Этап 3. Работа в малых группах

Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы
  1. Организует деятельность учащихся.
  2. Оценивает деятельность учащихся.
  3. Организует рефлексию по окончанию урока.
  • Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.
  • Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Ученик выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему.
  • Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся. Один учащийся выступает в роли «учителя», два других – « ученики», все остальные учащиеся наблюдают, анализируют, фиксируют в «маршрутных листах» материал урока. По окончании работы осуществляются анализ обучающей деятельности «учителя».
Групповая

Таким образом, технология коллективного взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени.

Технологическая карта КСО

И. Г.Литвинская предложила структуру четырехактного урока.

1. Фронтальная работа. На этом этапе происходит проблематизация и предъявляется необходимый минимум учебного материала. Учителю необходимо помнить, что фронтально решаются организационные вопросы, он обеспечивает психологический настрой, а также предъявляет информацию с обязательной ее фиксацией учениками и самим учителем на доске с целью обеспечения опоры для дальнейшего понимания.

2. Работа в постоянных парах – повторение, закрепление материала, предъявленного ранее в этапе фронтальной работы.

Последующая проработка учебного материала в постоянных парах должна помочь восстановить его содержание, проверить знания. Задания ученикам должны соответствовать содержанию учебного материала. Например, повторить текст учителя, задать вопросы, выделить главную мысль, озаглавить части текста, выразить свое отношение, выдвинуть гипотезу т.д.

3. Работа в парах сменного состава – глубокое усвоение отдельных моментов материала по изучаемой теме.

Важные задачи и понятия требуют разностороннего рассмотрения. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на нее своими глазами и глазами других учеников. Происходит обогащение разными техниками мышления, эмоциями. За счет других вовремя обнаруживаются проблемы, происходит коррекция.

Работу в парах можно организовать по-разному, для этого целесообразно применять различные приемы и технологии, методики коллективных занятий. Один из приемов работы в сменных парах – «Ручеек».

Такая работа помогает обмениваться результатами деятельности, осуществлять постоянную смену позиции «учитель-ученик», это обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность, способствует развитию индивидуальных задатков.

4. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

Структура четырехактного урока – это последовательность оргформ. Но эта последовательность не жестко задана, ее можно изменить: 1,2,3; 1,3,4 и т.д. Может быть объединение 2, 3 этапа.

Например, можно организовать овладение учащимися программного материала в свободных группах, например, для изучения какого-либо текста. Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе выбирается ведущий.

Урок начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему и выясняет уровень знаний по данной теме, задав вопросы. Ответы могут быть правильными и ошибочными.

Опираясь на ответы учащихся, учитель обозначает проблему и помогает каждому ученику определить конечный результат, спланировать дальнейший алгоритм действий. Затем в сводных группах учащиеся работают парами различного состава, изучают текст. Продуктом этой работы будет план текста.

Кроме этого учащиеся отвечают на вопросы к тексту, составляют свои проблемные вопросы. Сильным учащимся можно предложить задания более сложного уровня. Каждая группа ведет свой «маршрутный лист», в котором записывает тему урока, план текста, выписывается важнейшие термины.

Урок заканчивается фронтальной работой, где каждая группа представляет свой план, предлагает свои вопросы. В ходе обсуждения выясняется, насколько план точен и соответствует содержанию.

Большая роль в КСО отводится работе с «маршрутным листом». Маршрутный лист – это ежедневный маршрут учащегося, который он выбирает сам. Маршрутный лист – это документ, позволяющий не только контролировать, но и анализировать работу ученика на уроке.

Частные методики КСО

На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения,алгоритмы и приемы работы в парах.

Методики отличаются друг от друга:

  1. по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,
  2. по процедурам запуска,
  3. особенностям управления и учета деятельности учащихся,
  4. сочетанию различных организационных форм обучения,
  5. приемам, используемым в этих оргформах.

Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:

  • для изучения сложных учебных,научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;
  • для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;
  • для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;
  • для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;
  • для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.

Преимущества КСО

  • в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
  • работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.
Читайте также:  Объем тела вращения и площадь поверхности тела вращения - справочник студента

Информационные источники

Источник: https://shkola30.livejournal.com/193648.html

Коллективные и групповые способы обучения

  • Коллективные и групповые способы обучения.
  • Учитель начальных классов
  • Махоркина Елена Александровна
  • МБДОУ СОШ №1
  • Г. Аксай
  • Ростовской области
  • План.
  • Введение
  • Коллективные и групповые способы обучения.
  • 1). Историческая справка

2). Актуальность коллективных способов обучения.

3). Методика коллективных способов обучения.

4). Групповые технологии.

5). Сравнение коллективных и групповых способов обучения.

3. Заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ.

В настоящее время идёт модернизация школы. И всё чаще говорят о том, что главная задача школы – не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у них умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, переосмыслить содержание и принципы построения учебного процесса.

Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?

Я заинтересовалась этим вопросом и решила изучить эту проблему и найти пути её решения в начальной школе. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают на таком занятии с большой отдачей.

Кроме того, применение КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя, никто не уйдёт с чувством обиды на то, что его (опять не спросили). Коллективные способы обучения кардинально меняют ситуацию. Каждый ученик говорит на каждом уроке, притом говорит на языке предмета.

Всё обучение идёт на уроке.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Коллективные способы обучения (КСО) появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин (1877-1944) провёл на хуторе Корнин под Киевом необычайный педагогический эксперимент. В течение года он один вёл занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет.

Работая индивидуально в парах, ученики делали всё: решали задачи, конспектировали и реформировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного занятия по расписанию в этой школе не было.

Каждый ученик за это время освоил курс 3-4 летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников.

Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия:

  1. — впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микро группах;
  2. — была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы:
  3. — впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и всё это – при лидирующей роли учителя.
  4. К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты и должным образом оценены современниками.
  5. АКТУАЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.
  6. Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
  7. — противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников.

Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и не посильность учёбы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве:

— между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учёба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микро группах;

— между психологическим комфортом и дискомфортом: КСО создают условия живого непринуждённого общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс:

— между воспитанием и обучением.

На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «не разговаривайте!», «Не подсказывайте!». На уроках КО всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.

  • МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.
  • Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:
  • — наличие сменных пар учащихся;
  • — их взаимообучение;
  • — взаимоконтроль;
  • — взаимоуправление;

Надо чётко разграничивать КСО и ГСО. ГСО – традиционный способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант.

  1. При КСО одновременно несколько учащихся взаимодействуют на всех остальных. Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
  2. — изучение текстового материала по любому учебному предмету;
  3. — взаимопередача текстов;
  4. — взаимообмен заданиями;
  5. — решение задач и примеров по учебнику;
  6. — взаимные диктанты;
  7. — разучивание стихотворений в сменных парах;
  8. — выполнение упражнений в парах;
  9. — работа по вопросникам.
  10. ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛЮБОЙ УЧЕБНО ДИСЦИПЛИНЕ.

Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем младше класс, тем фрагменты текста должны быть меньше.

Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т. е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например, из хрестоматии.

Дети дают название это части и составляют её план.

При этом возникает лёгкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания.

Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и её план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнёра для работы второй части текста.

В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнёра следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем дети прорабатывают вторую часть текста и расходятся, чтобы образовать новые пары по оставшимся частям.

При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, дети сообщают учителю о завершении своей работы. Теперь ребёнок готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.

Проработав все части текста, ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передаёт список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно 2-3 человека.

ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом первостепенное значение имеет именно групповое обучение. К групповым технологиям можно отнести:

  • — классно-урочную организацию;
  • — лекционно-семинарскую систему;
  • — дидактические игры;
  • При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности, осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
  • Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
  • — реализация принципа деятельности;
  • — формирование мотивации учения и обучения;
  • — всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
  • — психологический комфорт в учебном коллективе;
  • — единство воспитания и обучения;
  • — реализация субъект – субъектных отношений.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.

  1. ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
  2. — приобщение к важным навыкам жизни;
  3. — действенное общение;
  4. — умение слушать;
  5. — умение стать на точку зрения другого;
  6. — умение разрешать конфликты;
  7. — умение работать сообща для достижения обще цели;
  8. — улучшается успеваемость;
  9. — воспитывается самоуважение;
  10. — укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
  11. — появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
  12. — учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
  13. ТИПЫ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ:
  14. — обучение партнёров (в парах);
  15. — группа, сидящая вместе;
  16. — маленькая команда;
  17. — задания для всего класса.
  18. ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.
  19. Установить правила и обучить им:
  20. — нужно предоставить готовые правила или предложить детям разрабатывать их самостоятельно;
  21. — нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответственности, и уроком демократии;
  22. — правил должно быть не более 5;
  23. — правила положительные лучше отрицательных, нужно указать, что следует, а что не следует;
  24. — правила должны быть написаны на видном месте;
  25. — правила должны выполняться всеми участниками игры;
  26. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА:
  27. — объединитесь по группам быстро и тихо;
  28. — принесите необходимые материалы;
  29. — говорите тихо;
  30. — слушайте, когда кто-то говорит;
  31. — знайте своё задание;
  32. — оставайтесь в своей группе, пока вам не указано делать другую работу;

2. НАЗНАЧИТЬ КАЖДОМУ СВОЮ РОЛЬ.

Дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задание нужно всегда давать большее, чем дети смогут выполнить.

  • РАСПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАНИЕ И КАЖДОМУ УКАЗАТЬ ВРЕМЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ.
  • ДАТЬ КЛАССУ ОТВЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.
  • Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.
  • ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО УСПЕХА:
  • — учиться правилам;
  • — учиться навыкам групповой работы;
  • — создать общность;
  • — учиться ответственности;
  • — взаимное соответствие группового обучения и задания.
  • ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
  • — движение учителя;
  • — внимание и одобрение (обратная связь);
  • — активное включение учеников в работу;
  • — мотивация обучения (личная увлечённость педагога учебным материалом);
  • — установление жёстких правил;
  • — образцовое поведение учителя;
  • — нужно ловить учеников на хороших поступках и поощрять их;

Обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

  1. СРАВНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ:
  2. ГСО КСО
  3. О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е:
  4. — чёткость, упорядоченность; — отсутствует;
  5. — говорит один; — говорят все;
  6. — общение учащихся отсутствует; — общаются все;
  7. — молчание; — рабочий шум;
  8. — постоянное рабочее место; — смена;
  9. Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е:
  10. — обучат педагог – профессионал; — обучают ученики;
  11. — весь материал сразу и для всех; — разные темы и материал;
  12. — мало самостоятельности; — полная самостоятельность;
  13. — сотрудничество отсутствует; — сотрудничество – основа обучения;
  14. — усвоение и применение разнесены; — максимально приближены;
  15. Р А З В И В А Ю Щ И Е:
  16. — ученик – объект; — ученик – субъект + объект;
  17. — уравниловка, усреднение способности детей; — в соответствии с индивидуальными способностями;
  18. — систематический характер обучения; — спонтанный характер;
  19. — не учатся выступать; — учатся выступать, рассуждают, доказывают;
  20. — не умеют объяснять; — развивают педагогические способности;
  21. В О С П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е:
  22. — каждый работает на себя; — на себя и на других;
  23. — отношения не коллективистские; — отношения ответственной зависимости
  24. (коллективистские);
  25. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Познакомившись с идеями КСО, я стала работать, используя в организации учебных занятий работу в парах сменного состава.

На коллективных занятиях, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем: все работают на каждого и каждый на всех, чем больше ученик приносит пользы другим (обучая и воспитывая их), тем больше он получает от них, тем интенсивнее развивается он сам.

Общение человека с другими людьми, с каждым в отдельности и по очереди – основной фактор индивидуального развития человека. При этой форме мы имеем учебный процесс, при котором ученик полученные знания передаёт другому и учится от другого тому, что знает его товарищ.

Работу в парах и парах сменно состава я использую в своей практике довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлечённо, учатся общению, диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы.

  • Существует ряд методик организации занятий в парах сменного состава:
  • — методика поабзацной проработки текста;
  • — методика взаимообмена заданиями;
  • — и взаимопередача тем; и др.

Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значение. Ученик, над темой которого идёт работа, записывает их в тетрадь. Затем ребята вместе выясняют, о чём абзац, выделяют основную мысль и озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь.

После этого он работает над первым абзацем своего напарника, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливают абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у напарника в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца.

На этом пара распадается, и ученик ищет себе другого напарника.

Чтобы научить учащихся работать, таким образом, требуется определённое время. Ведь детей нужно было научить:

— работать в паре, т. е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарища;

— работать с инструкцией: читать и формулировать прочитанное, составить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, чётко формулировать своё понимание, свою мысль и т. д.

Эти вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, детям хотелось сидеть с теми, кто посильнее, или со своими друзьями, не было у них навыка совместной работы.

Постепенно дети стали понимать, что, если ждать, когда освободится тот, кто тебе нужен, работа над темой затягивается. Дети стали работать тише и интенсивнее.

По мере работы темп ускорялся, так как становилось больше изученных текстов.

Ежедневно занятия заканчивались обсуждениями того, как проходила работа. Дети в малых группах отвечали на вопросы: «Сколько пар я сменил?», «Когда мне было легко работать?», «Когда трудно?», «Почему?».

Затем командиры групп выступают перед всем классом с отчётом и оценками. После проработки всего материала в малых группах приступают к контрольным вопросам.

Такая организация работы помогает развивать у детей самостоятельность, следить за ходом их рассуждений, последовательностью их действий. В классе царит атмосфера доброжелательности, внимания и уважения друг к другу.

Очень радует, что дети умеют оценивать работу товарища на основе совместной деятельности и взаимной проверки.

При оценивании товарища, я учу детей сначала отмечать достоинства работы товарища, потом называть ошибки, которые допущены.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/kollektivnie_i_gruppovie_sposobi_obucheniya_160132.html

Ссылка на основную публикацию