Когнитивная психология — справочник студента



Подробности Категория: Когнитивные науки Создано: 2009-11-29 saiz13 Просмотров: 8987 Когнитивная психология - Справочник студента

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

 Название: Когнитивная психология

Солсо РобертСпб.: Питер, 2006.- 589 с. PDF 15 МбISBN:  5-94723-182-4 

В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука.

Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание человеческой психики. Кроме того, в качестве доказательств когнитивных теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований.

Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения.

«Среди важных открытий последних лет — установление связи между мыслительным процессом и соответствующей нейрофизиологической активностью. Эти успехи были достигнуты в течение второй половины XX столетия. Сегодня мы находимся на пороге новой эпохи во всех областях научных исследований.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Кругооборот товаров и услуг - справочник студента

Оценим за полчаса!

Я постарался уловить дух времени и подтолкнуть вас к дальнейшему исследованию данной темы. Надеюсь, что содержание этой книги поможет вам понять, чего достигли когнитивные психологи, точно передаст их лучшие идеи, теории и эксперименты и подготовит вас к пониманию новых исследований.

В этой книге мы будем придерживаться модели человеческого познания, в соответствии с которой сначала мы рассмотрим ощущение, затем — восприятие, внимание, память, высшие когнитивные процессы и т. д. Такая система удобна для понимания и упорядочивает то, что могло бы показаться нагромождением информации.

Однако известно, что в познании — восприятии, нервных основах нейропознания, памяти, сознании, речи, решении проблем и других областях — все процессы протекают одновременно. Всестороннее изучение когнитивной психологии включает в себя оценку всех компонентов, сплетающихся в тончайший узор психической жизни представителей нашего вида.

В большинстве глав вы найдете рубрику «Критические размышления». Из теории научения и познания нам известно, что увлеченный читатель усваивает материал лучше и, возможно, на более глубоком уровне. Эти критические заметки посвящены одному или нескольким центральным вопросам главы.

Я призываю вас погрузиться в текст, взаимодействуя с ним.» Солсо Р.

Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума.

Источник: https://Platona.net/load/knigi_po_filosofii/kognitivnye_nauki/solso_kognitivnaja_psikhologija/17-1-0-25

Когнитивная психология: учебник для студентов

Eysenk M.W., Keane M.T. Cognitive psychology: A student's Handbook. Hillsdale: Erlbaum, 1993. 557 р.

По мнению многих психологов, рецензируемая работа является лучшим из современных учебников по когнитивной психологии. Она представляет собой переработанное издание книги М. Айзенка «A Handbook of Cognitive Psychology » (1984), которая среди специалистов получила исключительно широкое распространение.

Новое, расширенное издание вызвано существенными изменениями в когнитивной психологии, которая за прошедшее десятилетие обогатилась множеством новых экспериментальных данных, теоретических моделей и помимо традиционного экспериментального направления вобрала в себя два других — когнитивную науку, направленную на моделирование психических процессов, и когнитивную нейропсихологию, изучающую изменения когнитивных процессов при мозговых нарушениях.

Как пишут авторы учебника, если о здоровье научной дисциплины можно судить по числу ее приверженцев, то когнитивная психология явно процветает: в недавнем обозрении научной психологии в США указывалось, что более трех четвертей работающих в ней считают себя когнитивными психологами!

Авторы учебника преследовали цель представить когнитивную психологию таким образом, чтобы изложение было понятным для начинающих и в то же время достаточно фундаментальным для специалистов. Учебник включает 14 глав, которые охватывают традиционные области исследования: восприятие, внимание, память, категоризацию, речь, решение проблем.

Во «Введении » дано определение когнитивной психологии, охарактеризованы

144

ее цели, методы, теоретические основания, в частности истоки в бихевиоризме. Предыстория когнитивной психологии связана с представлением о когнитивных структурах и процессах, введенном Э. Толменом, а также с теорией коммуникативных систем. Как отдельная наука она сложилась к 1956 г., когда были сформулированы «компьютерная метафора » психических процессов и теория переработки информации.

В двух последующих главах рассматривается восприятие — с точки зрения механизмов преобразования информации, поступающей извне через органы чувств, и построения образов объектов и событий.

Излагаются теории черт, прототипов, гештальттеория и (мало известная русскоязычному читателю) «вычислительная » теория зрения Д. Марра. Теоретические проблемы анализируются в рамках дилеммы о природе восприятия: «непосредственное » (Дж.

Гибсон) — «конструируемое » субъектом (Дж. Брунер, У. Найссер, Р. Грегори).

Внимание рассматривается в рамках моделей Д. Бродбента, А. Трейсман, Дж. Дейч и Д. Дейч и других и трактуется как селективная переработка информации. Анализируются автоматизированные действия, феномены ошибочного и рассеянного поведения.

Организация памяти представлена в контексте структур сохранения информации и процессов, оперирующих ими. Основное внимание уделяется теории уровневой переработки кодируемой, хранимой и извлекаемой информации.

Отдельная глава посвящена интенсивно исследуемым ментальным репрезентациям, которые, по представлению А. Пайвио, имеют образный характер — вербальный (логогены) и невербальный ( «рисунки «). В качестве оппонентного взгляда на ментальные репрезентации излагается подход 3.

Пылышина, согласно которому они имеют пропозициональный характер, отражают значения и смыслы и лишены сенсорной модальности.

Антитезой обоим символьным подходам является коннекционизм, в котором когнитивные процессы моделируются посредством построения сетей с нейроноподобными элементами, где информация может быть представлена на субсимвольном уровне, в виде распределенных репрезентаций.

Если в главе по ментальным репрезентациям рассматриваются формы знания, то в следующей анализируются типы знания: семантическое (объекты) и эпизодическое (события), декларативное ( «знать что «) и процедурное ( «знать как «).

Представления об организации знания включают сетевые модели, предполагающие образную репрезентацию, и пропозициональные модели, исходящие из предикативных отношений концептов.

Наконец, временные и каузальные отношения в системе знания описываются в рамках представления о схемах — структурных кластерах понятий (называемых в области искусственного интеллекта фреймами) — и скриптах — сценариях последовательности действий в стереотипных ситуациях.

В двух главах, посвященных речи, рассматриваются процессы, обеспечивающие ее восприятие и порождение, чтение и письмо, которые включают, в частности, узнавание звуков/букв, движение глаз, «перевод » написанного в звук. Понимание текста, его грамматики и структуры связывается с организацией знания в схемы и скрипты. Затрагиваются недостаточно изученные вопросы планирования и порождения речи.

Решение проблем излагается в рамках подхода, заложенного К. Дункеном, а также теории переработки информации А. Ньюэлла и Г. Саймона. Особо обсуждается структурирование и формализация знания, что отличает экспертов от «наивных решателей » и служит основой для разработки экспертных

145

систем. Рассуждение и принятие решений рассматриваются в рамках моделей дедуктивного и индуктивного мышления, вероятностных оценок исходных условий, байесов (отклонений от логического вывода) и эвристик.

В данное издание включена глава, которую едва ли можно найти в других учебниках по когнитивной психологии, — о взаимодействии познания и эмоций.

В ней обсуждаются новейшие данные экспериментальной когнитивной психологии и нейропсихологии с точки зрения многолетней дискуссии Р. Зайонца (аффективная оценка предшествует когнитивной и независима от нее) — Р.

Лазаруса (когнитивная переработка является предпосылкой возникновения аффективной реакции).

Заключительная глава учебника посвящена оценке когнитивной психологии в ряду смежных наук и перспективам ее развития.

Авторы признают, что ограничения экспериментальной когнитивной психологии связаны с недостаточной экологической валидностью исследований, отсутствием глобальных теоретических систем и относительным игнорированием индивидуальных различий.

Когнитивная нейропсихология оказалась весьма успешной в определении когнитивных компонентов (модулей), обеспечивающих познание, особенно в области изучения речи.

Когнитивная наука сильно повлияла на развитие новых теоретических подходов и моделей, которые заставили теоретиков быть более точными в объяснительных схемах. Тем не менее компьютерная метафора остается только аналогией и, значит, ограничена в объяснении психических процессов человека.

Анализ авторами сильных и слабых сторон трех направлений в когнитивной психологии приводит к заключению, что сочетание всех трех придает когнитивным психологам большую уверенность в правильности их теоретических построений.

Г.В. Парамей

Москва

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ: МОДЕЛИ И ПРОЦЕССЫ

English L.D., Halford G.S. Mathematics education: Models and processes. Mahwah, New Jersey: Lawrence Eribaum Associates, Publishers, 1995. 360 p.

Цель австралийских авторов Л.Д. Инглиш и Г.С. Халфорда — разработка эффективной психологической теории обучения математике.

Используя когнитивный подход, опираясь на современные теории представления знаний и рассуждений по аналогии, а также на данные конкретных исследований и практики обучения, авторы формулируют свой собственный подход и показывают пути и возможности развития математического мышления.

Глава «Когнитивная психология и обучение математике » содержит подробный и разносторонний анализ истории проблемы и ее современного состояния, обусловленного как научными, так и социальными причинами. Авторы формулируют три проблемы, которым они уделяют особое внимание в книге. 1.

Когнитивная сложность математических понятий, процедур, процессов, а также трудности, возникающие при ее игнорировании. 2.

Содержание формируемых ментальных моделей и процессов, включая значения математических понятий, предпосылки их понимания, число отношений, которые ребенок должен учитывать одновременно, а также адекватность используемых при формировании аналогий.

Ментальные модели определяются как представления, активизирующиеся при решении конкретных задач и обеспечивающие рабочее пространство для умственных операций и выведения заключений. 3. Сущность учения, способствующего математическому развитию.

В главе «Познание и познавательное развитие » рассматриваются общие проблемы представления декларативных и процедурных, явных и неявных

146

знаний, а также проблемы оценки сложности связей и отношений в познаваемых объектах.

Авторы выделяют четыре уровня сложности отношений (от уровня, представленного одним параметром, до уровня, представленного четырьмя параметрами) и четыре уровня структурных соответствий, используемых при рассуждении по аналогии.

По мере взросления ребенок последовательно переходит на более высокие уровни, но четыре — это максимальное число параметров, которые могут обрабатываться человеком параллельно. В этом контексте анализируются в целом процессы ассоциативного и метакогнитивного учения, понимания, рассуждения и переноса.

В главе «Когнитивные модели и процессы в обучении математике » показаны роль и взаимосвязи процессов понимания и ассоциативного научения. Анализируются динамика развития у детей процедур и стратегий счета, четыре арифметических действия и операции над дробями.

Эта динамика базируется на установлении соответствий все более высокого уровня между отношениями множеств и отношениями чисел. Показано, что, хотя алгебра, в отличие от арифметики, требует операций с переменными, овладение ею может основываться на аналогиях с арифметическими отношениями.

Анализируются сложность математических понятий и процедур, принципиальные возрастные ограничения их усвоения и стратегии преодоления этих ограничений. Критикуются подходы, преуменьшающие или отрицающие данные ограничения.

В главе «Модели и процессы овладения числами » дан критический анализ трех типов аналогий и моделей различной степени структурированности, используемых при обучении, и описаны принципы их эффективного построения.

Показано, что теория приобретенности счетных умений обладает большей объяснительной силой, чем теория их врожденности. Описаны процессы овладения числами: натуральными многозначными, рациональными и целыми отрицательными.

Особую сложность представляет овладение рациональными числами из-за большого числа отношений, которые надо учитывать одновременно, и из-за наличия различных значений, связанных с понятием дроби.

В главе «Элементарные модели и процессы вычислений: сложение и вычитание » показано, что основные сложности у детей связаны с отсутствием адекватных связей между внутренними репрезентациями (ментальными моделями) понятий и процедур и их внешними репрезентациями (конкретными объектами, изображениями и символами).

Предлагается схема, объясняющая решение текстовых задач и включающая в себя три модели: а) текста задачи; б) ситуации, описанной в задаче; в) вычислений. Описаны стратегии детей по получению неизвестных фактов о числовых соотношениях на основе уже известных.

Данные стратегии способствуют творческому и гибкому овладению процедурами вычислений.

В главе «Элементарные модели и процессы вычислений: умножение и деление » описаны три основных подхода к изучению этих процедур: семантический анализ задачи, анализ имплицитных психологических моделей и анализ размерности задачи.

Способность решать текстовые задачи на умножение и деление зависит в большой степени от умения детей формировать модели ситуаций, описанных в задачах. Особую роль в овладении умножением и делением играет понимание так называемых интенсивных величин, включающих в себя отношения между отношениями.

Описаны общие подходы и конкретные приемы, способствующие овладению этими процедурами.

В главе «Развитые модели и процессы вычислений » рассматриваются проблемы изучения алгебры и пропорций. Анализируются синтаксический и семантический

147

аспекты овладения алгеброй и связанные с ними трудности (неадекватные представления о переменной, неудачные попытки понять алгебру как обобщенную арифметику без учета специфики этих областей, недостаточное представление о стратегиях).

Предлагаются пути улучшения понимания семантики отношений в задаче, формирования умения строить иерархию целей при решении и т.д. Пропорции представляют особую сложность, поскольку они содержат отношения сразу с четырьмя параметрами.

Читайте также:  Вектор напряженности магнитного поля - справочник студента

Овладение этой областью включает в себя не только умение составлять и решать пропорции, но и умение различать ситуации наличия пропорциональности и ее отсутствия, а также распознавать структурное сходство.

Глава «Решение проблем, постановка проблем и математическое мышление » содержит обзор различных подходов к этому вопросу. Рассматриваются основные компоненты постановки и решения математических проблем: а) модели проблем; б) процессы, лежащие в основе построения стратегий; в) метапроцессы; г) аффективные модели.

Роль этих компонентов анализируется на примере решения детьми новых для них задач на комбинаторику и дедуктивные рассуждения. Показано, что дети могут самостоятельно приходить к созданию важных математических представлений.

Описаны учебные программы и конкретные приемы, развивающие у детей познавательные процессы высшего порядка.

В заключительной главе дается общий обзор рассмотренных теоретических подходов и полученных результатов, а также обобщаются рекомендации по созданию таких учебных планов и организации такого обучения, которые способствуют осмысленному и продуктивному овладению математикой.

Книга Л.Д. Инглиш и Г.С. Халфорда представляет большой интерес для психологов и педагогов. В ней органически сочетаются широта анализируемых проблем, глубина и детальность их анализа, а также наличие развернутых практических рекомендаций.

А.Н. Поддьяков

Москва

источник неизвестен

Источник: https://hr-portal.ru/article/kognitivnaya-psihologiya-uchebnik-dlya-studentov

Общая и когнитивная психология

Программа «Общая и когнитивная психология» предназначена для тех, кто планирует академическую карьеру и/или хочет разобраться в фундаментальных закономерностях работы психики.

Основные дисциплины

  • 1. Психология сознания
  • 2. Когнитивная психология
  • 3. Практикум по диагностике когнитивных функций
  • 4. Познавательные процессы: исследовательское интервью
  • 5. Переживание и смысл: исследовательское интервью
  • 6. Психологический анализ ситуаций
  • 7. Психологический потенциал культуры
  • 8. Общепсихологические аспекты психологии телесности
  • 9. Конструирование идентичности
  • 10. Психолингвистика
  • 11. Компьютерные методы конструирования психологических экспериментов
  • 12. Анализ и визуализация психологических данных в программах R и Matlab

Основные направления исследований

Профиль «Когнитивная психология»

  • Роль сознания в когнитивной деятельности человека
  • Возможности и ограничения когнитивного бессознательного
  • Мнемические процессы и иллюзии памяти
  • Роль имплицитных знаний в научении и принятии решений
  • Психофизика и перцептивные иллюзии
  • Механизмы перцептивной категоризации
  • Восприятие и переработка противоречивых и многозначных стимулов
  • Психологические и психофизиологические составляющие процессов внимания
  • Механизмы когнитивного контроля

 

Ведущие преподаватели

Аллахвердов Виктор Михайлович, доктор психологических наук, профессор, является создателем оригинальной теоретической концепции сознания (психологики), автором 6 монографий и более 150 научных статей. Создатель и руководитель научной группы, занимающейся экспериментальным изучением сознания на кафедре общей психологии СПбГУ, Президент Санкт-Петербургского психологического общества (1997-2015г.)

  1. Черниговская Татьяна Владимировна, доктор филологических наук, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Норвежской академии наук, член Совета по науке и образованию при Президенте РФ, участник и ведущая многочисленных научно-популярных телепередач и фильмов. Автор монографий и более 300 научных публикаций
  2. Роджерс Брайн (Rogers Brian), emeritus professor of experimental psychology  (University of Oxford), профессор СПбГУ, автор 3 монографий, глав в учебниках и более 50 научных работ, посвященных зрительному восприятию. Создатель и руководитель научной группы по изучению зрительного восприятия (Великобритания)
  3. Бызова Валентина Михайловна, доктор психологических наук, профессор, автор 2 монографий, 7 учебных пособий, и более 150 научных публикаций, специалист в области этнопсихологии, психологии телесности, отмечена в энциклопедиях «Кто есть кто в мире», «Кто есть кто в России»
  4. Даниленко Ольга Ивановна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры общей психологии, автор 2 монографий, 3 учебных пособий, более 80 научных публикаций, руководитель междисциплинарных научных семинаров «Душевное здоровье: философия и психология», «Психологический потенциал культуры»
  5. Иванов Михаил Васильевич, доктор филологических наук, профессор, известный петербургский ученый-энциклопедист (культуролог, психолог, филолог), область интересов — историко-психологическое исследование личности. Автор 6 книг и более 50 научных работ
  6. Осорина Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, автор монографий и статей по детской субкультуре, эксперт по психологии организации выставок, автор первого в мире учебного курса по детской субкультуре, награждена знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»
  7. Преподаватели программы занимаются активной научной деятельностью и являются руководителями грантов РГНФ, РФФИ, являются победителями конкурсов Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности.

Результаты освоения программы

Выпускники профиля «Когнитивная психология»

  • Получат навыки планирования и проведения экспериментальных исследований в области когнитивной психологии, а также навыки обработки и анализа психологических данных с использованием современных компьютерных технологий
  • Будут знать основные закономерности приобретения, сохранения и использования знаний человеком
  • Будут уметь разрабатывать методы и технологии, нацеленные на диагностику и развитие когнитивных функций человека
  • Получат навыки конструирования обучающих технологий и сред с учетом когнитивных особенностей и ресурсов потенциальных пользователей

Выпускники профиля «Общая психология»

  • Будут владеть навыками организации и проведения исследований в рамках количественной и качественной методологии, конструктивистских и феноменологических подходов к исследованию индивидуального опыта
  • Получат знания традиционных для Ленинградской психологической школы категорий в сочетании с освоением современных психологических концепций и новых исследовательских направлений, таких как нарративная психология, психология телесности, психолингвистика, психология повседневности
  • Приобретут умение моделировать и анализировать жизненные ситуации, быть способным к разработке педагогических, прикладных и консультационных технологий на их основе
  • Освоят компетенции работы в сообществах современного междисциплинарного научного пространства

Базы прохождения практик:

  • Лаборатория когнитивной психологии СПбГУ
  • Лаборатория когнитивных исследований СПбГУ
  • Институт мозга человека Российской академии наук
  • Центр тренинга и консультирования «12 коллегий»
  • детские развивающие центры
  • консалтинговые компании
  • HR-службы частных и государственных организаций Санкт-Петербурга

Где работают выпускники:

Выпускники получают универсальное и широко востребованное в научной, учебной и практической сфере образование, которое позволяет им успешно работать в качестве преподавателей, психологов-консультантов, тренеров, аналитиков, экспертов.

Как правило, они поступают в аспирантуру, защищают кандидатские диссертации и продолжают научную карьеру, в том числе в вузах Европы и Америки. Многие выпускники остаются в СПбГУ или начинают работать в других вузах, где преподают базовые психологические дисциплины и занимаются развитием научной карьеры.

Также выпускники программы востребованы в аналитической деятельности различных частных и государственных компаний (напр. психолог-исследователь, специалист по оценке и тестированию персонала, мониторингу поведения пользователей, профайлингу). 

Ключевые моменты

  • Сильный преподавательский состав: успешные молодые ученые (специалисты в области когнитивных исследований) и известные в России профессора и доценты, основатели собственных исследовательских и теоретических традиций.
  • Фундаментальность подготовки: современные исследовательские задачи, высокие требования, серьезная работа с первоисточниками — статьями и книгами на русском и английском языках.
  • Возможность участвовать в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах (преподаватели программы успешно получают гранты на исследования), часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов.

Источник: https://psy.spbu.ru/abitur/master/masterprograms/general-personality

Когнитивная психология: книги о системах человеческого интеллекта: 20 книг

Почему все лгут, что находится в чертогах разума и как понять и простить — ответы на эти вопросы ищет когнитивистика. В нашей подборке вы найдете ключ к этой науке: лучшие книги о восприятии, памяти, интеллекте — о том, что делает человека человеком.

Татьяна Черниговская, ведущий российский нейролингвист, задается вопросом «Откуда берутся мысли». Ее аудиолекция — отличный способ понять, как маленькие серые клеточки мозга превращают импульсы в слова и образы.

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чья научная карьера началась уже в детстве (со статьи о воробьях-альбиносах), опубликовал «Речь и мышление ребенка» в 1923 году. Казалось бы, за век много что изменилось в когнитивистике, которую Пиаже и основал. Однако его размышления о формировании интеллекта актуальны как никогда.

Лиза Крон, американская актриса и драматург, успела побывать консультантом киностудии Warner Bros. и лектором TED. А еще издать книгу «С первой фразы».Это пособие позволит любому использовать достижение когнитивистики, чтобы написать хорошую книгу.

Книги о когнитивистике могут быть такими же разнообразными, как свойства мозга. Но осторожно: все они заставляют думать.

  • Человеческий разум одновременно и гениален, и жалок. Мы подчинили себе огонь, создали демократические институты, побывали на Луне и расшифровали свой геном. Между тем каждый из нас то и дело совершает ошибки, подчас иррациональные, но чаще просто по причине невежества. Почему мы часто полагаем, ч…⟩Человеческий разум одновременно и гениален, и жалок. Мы подчинили себе огонь, создали демократические институты, побывали на Луне и расшифровали свой геном. Между тем каждый из нас то и дело совершает ошибки, подчас иррациональные, но чаще просто по причине невежества. Почему мы часто полагаем, ч…⟩
  • Знаменитый британский нейрофизиолог Крис Фрит хорошо известен умением говорить просто об очень сложных проблемах психологии – таких как психическая деятельность, социальное поведение, аутизм и шизофрения. Именно в этой сфере, наряду с изучением того, как мы воспринимаем окружающий мир, действуем,…⟩Знаменитый британский нейрофизиолог Крис Фрит хорошо известен умением говорить просто об очень сложных проблемах психологии – таких как психическая деятельность, социальное поведение, аутизм и шизофрения. Именно в этой сфере, наряду с изучением того, как мы воспринимаем окружающий мир, действуем,…⟩
  • Информацию сегодня можно получить практически мгновенно, но стоит ли ей доверять? Как определить, не содержатся ли в новостях псевдофакты, искажения данных или откровенная ложь? Чтобы найти истину, нужно мыслить критически. Именно этому – критическому мышлению – и учит Дэниел Левитин. Он дает наб…⟩Информацию сегодня можно получить практически мгновенно, но стоит ли ей доверять? Как определить, не содержатся ли в новостях псевдофакты, искажения данных или откровенная ложь? Чтобы найти истину, нужно мыслить критически. Именно этому – критическому мышлению – и учит Дэниел Левитин. Он дает наб…⟩
  • «Чертоги разума. Убей в себе идиота!» – книга о том, как заставить наш мозг работать и достигать поставленных целей.От автора бестселлера «Красная Таблетка. Посмотри правде в глаза!»Вам понравится эта книга, если…вы хотите научиться эффективно мыслить и решать сложные задачи;вы хотите быть в курс…⟩«Чертоги разума. Убей в себе идиота!» – книга о том, как заставить наш мозг работать и достигать поставленных целей.От автора бестселлера «Красная Таблетка. Посмотри правде в глаза!»Вам понравится эта книга, если…вы хотите научиться эффективно мыслить и решать сложные задачи;вы хотите быть в курс…⟩
  • Вам знакома ситуация, когда вы пришли на кухню, но забыли зачем? Когда вспоминаете, что хотели позвонить маме, но телефон оставили возле кофемашины? Или когда вам кажется, что вы всех поразили своей идеей во время собрания, но неделю назад вы предлагали ровно эту же мысль и никто не взялся ее раз…⟩Вам знакома ситуация, когда вы пришли на кухню, но забыли зачем? Когда вспоминаете, что хотели позвонить маме, но телефон оставили возле кофемашины? Или когда вам кажется, что вы всех поразили своей идеей во время собрания, но неделю назад вы предлагали ровно эту же мысль и никто не взялся ее раз…⟩
  • “Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта” – увлекательная научно-популярная книга, вторая книга Макса Тегмарка, физика и космолога, профессора Массачусетского технологического института. В ней он рассматривает возможные сценарии развития событий в случае появления на Земле све…⟩“Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта” – увлекательная научно-популярная книга, вторая книга Макса Тегмарка, физика и космолога, профессора Массачусетского технологического института. В ней он рассматривает возможные сценарии развития событий в случае появления на Земле све…⟩
  • Эта книга одного из ведущих европейских философов-когнитивистов основана на последних научных исследованиях и посвящена радикальному переосмыслению природы человеческого сознания. Она объясняет, почему все наши интуитивные представления о собственном разуме неверны и почему человеческой личности …⟩Эта книга одного из ведущих европейских философов-когнитивистов основана на последних научных исследованиях и посвящена радикальному переосмыслению природы человеческого сознания. Она объясняет, почему все наши интуитивные представления о собственном разуме неверны и почему человеческой личности …⟩
  • Автор бестселлеров и нейробиолог Дэниел Левитин рассказывает, как организовать свое время, дом и рабочее место, чтобы справиться с информационной перегрузкой и действовать максимально продуктивно. Он объясняет, как устроен наш мозг, и показывает, как применить последние данные когнитивной науки к…⟩Автор бестселлеров и нейробиолог Дэниел Левитин рассказывает, как организовать свое время, дом и рабочее место, чтобы справиться с информационной перегрузкой и действовать максимально продуктивно. Он объясняет, как устроен наш мозг, и показывает, как применить последние данные когнитивной науки к…⟩
  • Самая известная работа классика психологии Леона Фестингера в современном изложении. Понятие «когнитивный диссонанс» плотно вошло в нашу жизнь ‒ этот психологический феномен воздействует на наше поведение и восприятие мира. Люди стремятся к внутреннему равновесию между получаемой информацией и ли…⟩Самая известная работа классика психологии Леона Фестингера в современном изложении. Понятие «когнитивный диссонанс» плотно вошло в нашу жизнь ‒ этот психологический феномен воздействует на наше поведение и восприятие мира. Люди стремятся к внутреннему равновесию между получаемой информацией и ли…⟩
  • Книга Стивена Пинкера, выдающегося ученого, специализирующегося в экспериментальной психологии и когнитивных науках, в увлекательной и доступной форме рассматривает, какие факторы воздействуют на сознание человека, как формируется интеллект взрослого человека и чем он отличается от детского, чем …⟩Книга Стивена Пинкера, выдающегося ученого, специализирующегося в экспериментальной психологии и когнитивных науках, в увлекательной и доступной форме рассматривает, какие факторы воздействуют на сознание человека, как формируется интеллект взрослого человека и чем он отличается от детского, чем …⟩

Источник: https://MyBook.ru/sets/9289-kognitivnaya-psihologiya-knigi-ob-intellekte-lyude/?page=2

Абитуриенту 2017 МГППУ

— Что собой представляет образовательная программа по экспериментальной или когнитивной психологии?

Это предельно прагматичная программа. Вас учат конкретным, самым современным технологиям, которые используют в том числе самое современное оборудование, и методам, с помощью которых Вы можете включиться в абсолютно разные проекты и разные виды деятельности в сфере медицины, экономики, творчества, искусства и др.

Мы обучаем различным методам исследовательской работы, которые невозможно изучить без соответствующего оборудования, а это уникальное дорогостоящее оборудование. В России не так много мест, где такое оборудование вообще существует.

В структуру нашего университета входят центры, в которых установлено оборудование для регистрации глазодвигательной активности (eye tracking), магнитоэнцефалографическая система с сенсорами для обнаружения сверхслабых изменений магнитного поля мозга человека, установки для регистрации ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ, ЭОГ, аппаратно-программный комплекс для регистрации и обработки моторных, речевых и мимических компонентов параметров поведения человека и многое другое, что позволяет нам научить студентов решению самых разнообразных исследовательских задач.

— В чем заключается уникальность программ?

В мире существует не очень много профессий, в которых Вы реально можете заниматься творчеством. Те профессии, в которых используются исследовательские компетенции — новые области деятельности, они вам гарантируют творчество. Если Вы хотите себя чувствовать автономно и комфортно, то должно быть что-то, что Вам это может гарантировать.

Это что-то – творчество, связанное с использованием исследовательских компетенций. Этому возможно научиться. Смысл получения данного образования совсем не в том, что Вы станете специалистом в области когнитивной или экспериментальной психологии, а в том, что Вы можете стать экспертами.

А эксперты обладают определенной автономией, которая базируется у них на наличии определенных профессиональных знаниях. То есть автономия человека в компании связана не с его стажем, не с его возрастом, а связана с тем, является он экспертом в чем-то или нет.

Вы можете стать экспертами в новой и очень востребованной сфере, которая в свою очередь пронизывает огромное количество направлений деятельности от здравоохранения до обороны.

— Какие особенности магистерской образовательной программы Вы могли бы выделить?

Вы отучились уже 4 года. Вы продвинулись в получении образования, но у Вас наверняка возникает вопрос: «Какие перспективы меня ожидают?». В своем обучении Вы двигались по диагонали.

Читайте также:  Квазистационарные поля. критерии квазистационарности - справочник студента

Сейчас у Вас появился шанс рывком поправить эту ситуацию, Вы можете получить подготовку, которая позволит Вам в дальнейшем занимать очень интересным творческим делом без боязни того, что Вас заменят какой-нибудь программой в обозримые 20-30 лет.

Вы можете в этом деле добиться самых разных результатов: общественного признания, материального благополучия, профессионального развития.

Для этого необходимо на основе того фундамента, который у Вас есть получить надстройку, которая позволит Вам свернуть с того трека, по которому Вы идете или собираетесь идти и который ничего существенного Вам не обещает, на довольно многообещающий трек профессионального развития и последующей деятельности.

— Причем здесь наука?

Наука как раз и связана с теми задачами, которые плохо алгоритмизируются, потому что не понятно решение, нет алгоритма и набора правил. Будут создаваться такие сферы деятельности по целому ряду направлений профессиональной деятельности, в которых наука перестает быть отдельным звеном за пределами профессии. Это становится частью профессиональной деятельности.

То есть исходное изречение «Я буду заниматься наукой или я буду заниматься чем-то конкретным, какой-то профессиональной деятельностью перестает быть актуальным».

Людям, которых заинтересуют наши образовательные программы, предлагается не карьера исследователя или ученого, а предлагается карьера исследователя в корпорациях, который решает современные задачи на переднем крае развития тех или иных областей профессиональной деятельности. Это исследование, встроенное в процесс профессиональной деятельности.

Источник: http://openday.mgppu.ru/kp/cognitivepsychology.php

Когнитивная психология — скачать книгу автора Солсо Роберт fb2 бесплатно без регистрации или читать книгу онлайн

В книге последовательно и целостно излагаются теоретические и эмпирические основы когнитивной психологии, представлен ясный, убедительный анализ таких важнейших разделов данной предметной области, как репрезентация знаний, обработка информации и когнитивная нейронаука.

Предлагаемое вниманию читателей издание является полностью переработанным, особое внимание уделено одной из прогрессивных научных областей — нейропознанию, оказывающей существенное влияние на современное понимание человеческой психики.

Кроме того, в качестве доказательств когнитивных теорий представлены данные новейших нейрокогнитивных исследований. Книга существенно дополнена современной информацией по физиологии и смежным темам, включая последние достижения технологий нейрокогнитивного отображения.

Адресована студентам, аспирантам, преподавателям факультетов и отделений психологии вузов, а также всем, кто интересуется функционированием разума.

  • Что такое когнитивная психология?
  • Каковы основные компоненты когнитивной психологии?
  • Как когнитивная психология стала одним из самых мощных направлений в психологии?
  • Что такое когнитивная модель и как когнитивные модели использовались для понимания разума?
  • Как когнитивная нейронаука повлияла на развитие наук о разуме и какие новые направления в изучении познания могли появиться в результате этого влияния?
  • Как эволюционная когнитивная психология повлияла на концепции познания?
  • В чем заключается проблема психики и тела?
  • В чем заключается основной принцип когнитивной нейронауки?
  • Почему наука о познании обратилась к нейронауке?
  • Назовите основные отделы центральной нервной системы.
  • Опишите анатомию и основные функции головного мозга.
  • Как ранние исследования головного мозга способствовали пониманию его функций и их локализации?
  • Каковы используемые сегодня методы отображения мозга?
  • Как исследования расщепленного мозга способствовали лучшему пониманию нервных основ когнитивной деятельности?
  • Что мы имеем в виду, когда говорим о «вычислительном мозге», и какое отношение это имеет к выживанию человека как вида ?
  • Почему ощущение и восприятие — важные для когнитивных психологов темы?
  • Как иллюзии помогают нам понять отношения между воспринимаемыми и гипотетическими объектами?
  • Что такое иконическое хранение и эхоическое хранение и как они помогают нам понимать «реальный» мир?

Как когнитивные психологи определяют внимание? Приведите несколько примеров внимания в повседневной жизни.

Каковы главные теории внимания и их экспериментальные доказательства?

Что мы подразумеваем, когда говорим о «производительности обработки» и «избирательном внимании»?

Что такое «автоматическая обработка»? Приведите некоторые примеры автоматической обработки из вашего жизненного опыта.

Что методы отображения мозга говорят нам о внимании?

Каковы главные проблемы восприятия паттернов ?

Что является конструктивным восприятием и прямым восприятием? Приведите несколько примеров иллюзий и объясните их.

Что такое гештальт-психология и как она объясняет восприятие? Приведите несколько примеров канонических перспектив.

  1. Каковы главные особенности следующих идей о распознавании паттернов: сравнение с эталоном, теория геонов, подетальный анализ и прототипное сравнение?
  2. Что такое предварительная подготовка и почему она считается важной в современной когнитивной психологии?
  3. Как эксперты (например, шахматные гроссмейстеры) организовывают зрительные паттерны?

Что вы осознаете в данный момент? Определите понятие «сознание». Сравните ваше определение с определением, предложенном в этом учебнике.

  • Какие важные исторические события повлияли на современные исследования сознания?
  • Что такое «подготавливающий стимул» и как исследования предварительной подготовки помогают нам понять сознательные и подсознательные процессы?
  • В чем различия между эксплицитной и имплицитной памятью?
  • Как можно изучать сознание с научной точки зрения?

Каковы стадии сна? Назовите некоторые теории сознания.

Какую функцию выполняет сознание в повседневной жизни, а также в существовании человека как биологического вида?

Вы когда-либо придумывали или использовали мнемоническую систему (например, для запоминания названий линий на партитуре и интервалов между ними — EGBDF и FACE)? Что это была за система? Действительно ли она была эффективной? Почему, на ваш взгляд, она способствовала запоминанию?

  1. Каковы некоторые из обычно используемых мнемонических систем
  2. и почему они работают?
  3. Приведите несколько примеров экстраординарной памяти.
  4. Каковы характеристики экспертов?

Какие неврологические и психологические исследования были проведены с участием Н. О. в качестве испытуемого?

  • Каковы определяющие принципы хорошей памяти и как она связана с долговременной памятью?
  • Какие существуют типы памяти?
  • Какие эксперименты положили начало исследованиям в области памяти и подготовили когнитивную революцию?
  • Какое количество информации вы можете удерживать в КВП?
  • Что такое укрупнение, или процесс разделения информации на крупные блоки, и как он улучшает способность сохранять знания?
  • Как информация кодируется в КВП и извлекается из нее?
  • Как информация сохраняется и организовывается в ДВП?
  • Что исследования ДВП позволили узнать о ее постоянстве?
  • Что мы знаем об ошибках памяти, особенно в связи со свидетельскими показаниями при расследовании преступлений?
  • Какой вклад в изучение памяти внесли Эббингауз и Джемс?
  • Что представляет собой процедурная и декларативная память?
  • Какие факты свидетельствуют в пользу модели двух типов памяти?
  • Что имеется в виду под уровнем воспроизведения, уровнями обработки и эффектом соотнесения с собой?
  • Что представляют собой эпизодическая и семантическая память?
  • Как коннекционистская (PDP) модель объясняет память?
  • Почему исследования слов и языка стали любимой темой психологов, интересующихся репрезентацией знаний?
  • Какие особенности отличают теоретико-множественные модели, модель сравнительных семантических признаков, сетевую модель, пропозициональные сети, нейрокогнитивистскую модель?

Что такое «языковой барьер»? Приведите пример из повседневной жизни.

  1. Каковы главные особенности «теории распространения активизации» и каким образом она предсказывает последствия предварительной подготовки?
  2. Каковы различия между декларативным и процедурным знанием?
  3. Что исследования пациентов с амнезией позволили узнать о структуре памяти?
  4. Как знания репрезентированы в моделях PDP?

Определите, что такое мысленные образы. Включает ли ваше определение все сенсорные модальности?

Как связаны первые исследования мысленных образов и тестирование умственных способностей?

Каковы главные особенности: а) гипотезы двойного кодирования; б) концептуально-пропозициональной гипотезы; в) гипотезы функциональной эквивалентности?

Если вы вообразите слона, стоящего рядом с мышью, на какой вопрос вы смогли бы ответить быстрее: есть ли у слона хвост? Есть ли у мыши хвост? Почему?

Как нейрокогнитивные эксперименты создали эмпирическую основу для исследования темы мысленных образов?

Как предубеждения человека влияют на тип умственной карты, которую он может сформировать?

Предположим, что когда вы слышите звук высокой частоты, он напоминает вам об электрической искре. Какой термин подходит для обозначения этого переживания?

  • В чем различие психологического и лингвистического подходов к изучению языка?
  • Каковы основные особенности теории грамматики по Хомскому?
  • Если вы подкрепите реакцию своего ребенка, давая ему киви, когда он говорит «виноград», какую теорию развития языка вы проиллюстрируете?

Что такое гипотеза лингвистической относительности? Какие факты подтверждают эту гипотезу? Что свидетельствует против этой гипотезы?

  1. Как исследования припоминания историй (например, «Война призраков») изменили наши представления о языке и памяти?
  2. Что такое схема и как вызванная схемами информация искажает память на события?
  3. Каковы основные положения модели понимания по Кинчу?
  4. Как нейропсихологи исследовали мозг и язык и к каким выводам они пришли?
  5. Почему когнитивные психологи проявляют интерес к словам и чтению?
  6. Что такое объем восприятия?
  7. Как ограниченное поле фовеального зрения влияет на чтение?
  8. Какие методы использовались для изучения чтения?
  9. Каковы паттерны чтения человека, страдающего дислексией?
  10. Что такое понимание при чтении и как оно изучалось?
  11. Какие части мозга связаны с обработкой языка?
  12. Как чтение трудного отрывка влияет на зрительное восприятие и процессы, происходящие в коре головного мозга?

Что такое онтогенетическое развитие? Как оно изучается?

Кем был Жан Пиаже и в чем состоит его главный вклад в психологию ? Кем был Лев Выготский и в чем состоит его главный вклад в психологию?

  • Как исследования близнецов способствовали изучению влияния наследственности на интеллект?
  • В каком возрасте младенцы начинают обращать внимание на лица?
  • Воспоминания какого возраста сохраняются дольше всего?
  • Когда у младенцев формируются понятия и как это продемонстрировать?

Имеют ли дети воображение? Могут ли они формировать прототипы?

  1. Как когнитивные психологи определяют мышление и чем оно отличается от формирования понятия и логики?
  2. Почему логику называют «наукой о мышлении»?
  3. Каковы главные компоненты силлогизма ?
  4. Что такое дедуктивное рассуждение и чем оно отличается от индуктивного рассуждения?
  5. Как можно логически выделить аргумент в процессе спора ?

Что такое диаграммы Венна? Проиллюстрируйте в диаграмме Венна какой-либо базовый аргумент.

  • Что такое фрейм решения и как он связан с нашей способностью решать задачи?
  • Какова суть теоремы Байеса?
  • Как в прошлом изучали решение задач?
  • Почему так важен способ репрезентации задачи?

Приведите примеры творческих личностей. Какие качества характеризуют этих людей как людей творческих?

Каким образом функциональная устойчивость затрудняет принятие творческих решений ?

Как вы определяете интеллект? Как определяют интеллект когнитивные психологи?

  1. Какие недавние эксперименты в генетике могут привести к возникновению нового взгляда на интеллект?
  2. Что такое искусственный интеллект и как он может влиять на психологию и вашу жизнь?
  3. Проследите историю вычислительных машин до современных программ искусственного интеллекта.

Чем компьютеры на основе кремния похожи на основанный на углероде мозг (человеческий мозг)? Чем они отличаются друг от друга?

Что такое тест Тюринга? Что такое «имитирующая игра» и «китайская комната»?

Как компьютер анализирует зрительные фигуры?

Как компьютеры распознают и генерируют речь?

Какого типа произведения искусства могут быть генерированы компьютерами? Насколько компьютеры успешны в этом?

Сможет ли компьютерный интеллект когда-нибудь превзойти интеллект человека?

Источник: https://nemaloknig.com/book-391676.html

5 книг о когнитивной психологии

А. Бэддели. Ваша память. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 

1. Как пользоваться собственной памятью

За последние годы в России вышло несколько достойных учебников по когнитивной психологии, как переводных (Андерсон Дж. Когнитивная психология, 2002; Солсо Р. Когнитивная психология, 1996), так и написанных на русском языке (Величковский Б.М. Когнитивная наука.

Основы психологии познания, в 2 т., 2006). Для знакомства с областью можно начать с любого из них.

Но представление о дисциплине лучше получать из первых рук, например из книги Алана Бэддели, одного из классиков современной когнитивной психологии и ведущего специалиста по проблеме рабочей памяти.

Книга позволяет по-новому взглянуть на явления памяти, которые знакомы любому из нас по собственному опыту, узнать о закономерностях запечатления, хранения и извлечения информации в разных подсистемах памяти и благодаря этому научиться ею управлять.

Д. Саймонс, К. Шабри. Невидимая горилла. М.: КАРЬЕРА-ПРЕСС, 2011

Мария Фаликман кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ

2. Как наше сознание само себя обманывает

Новая книга американских психологов-когнитивистов, ведущих специалистов в области изучения ограничений зрительного внимания человека. Название книге дал эксперимент тех же авторов, проведенный в конце 1990-х.

В нем наблюдатель видит на экране две команды игроков, передающих друг другу мячи, и должен подсчитать количество передач мяча в одной из команд. Люди неплохо справляются с этой задачей, но мало кто замечает, как во время подсчета через весь зал проходит горилла, останавливается в центре зала и бьет себя в грудь.

А если мы заранее ждем появления гориллы, то, разумеется, ее увидим, но зато скорее всего не заметим кардинального изменения цвета занавеса (продолжать можно до бесконечности).

Наряду с результатами множества экспериментов и примерами из реальной жизни (скажем, на оживленной автотрассе в роли «невидимой гориллы» может оказаться пешеход или велосипедист) авторы рассматривают ряд других погрешностей человеческого познания, выходящих за пределы зрительного восприятия и внимания.

Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. ХАРЬКОВ: ГУМАНИТАРНЫЙ ЦЕНТР «МНОНЛИТ», 2005

3. Почему мы делаем неверные выводы и действуем в ущерб себе

Эта книга, вышедшая в Харькове небольшим тиражом, ныне библиографическая редкость. Дэниел Канеман — первый психолог, удостоенный Нобелевской премии (по экономике) за анализ человеческих ошибок при принятии экономических решений.

Его ближайший соратник и коллега Амос Тверски до премии не дожил.

Однако «теорию перспектив», лежащую в основе современной поведенческой экономики, они разработали вместе, вместе провели знаменитые эксперименты и описали эвристики мышления, которые заставляют нас ошибаться, делать неверные выводы и действовать в ущерб себе.

Вот, скажем, почему мы мчимся на другой конец города покупать плеер на 200 руб. дешевле, если исходно он стоил 400 руб., но нехотя раздумываем, ехать ли, если он стоил 4400? Почему если десять раз подряд выпала решка, ожидаем, что вот сейчас-то точно выпадет орел? Ответы ищите в книге.

Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. М.: ЛОМОНОСОВЪ, 2011

4. Как мы познаем мир

Из этой хрестоматии вы узнаете от непосредственных участников событий, как в итоге «когнитивной революции» в середине 1950-х появилась когнитивная психология, сможете вникнуть в ожесточенные споры о том, как устроена «система переработки информации» и в какой форме знания представлены у нас в голове; прочесть про осознаваемые и неосознаваемые процессы в познании и приобретении нового опыта, а также об исследованиях отдельных познавательных процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления и решения задач. В книге вы также найдете описание разнообразных когнитивных явлений — от зрительных иллюзий до ложных воспоминаний.

Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия. М.: ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР, РГГУ, 2012

5. Как применить знания о когнитивной психологии на практике

Здесь представлены относительно новые направления когнитивной психологии и когнитивной науки в целом.

Узнайте, какую роль в психологии могут сыграть новые методы регистрации активности головного мозга; как наше познание связано с телом; как развивается и меняется с возрастом; как взаимодействует с эмоциями.

И наконец, как накопленные в когнитивной психологии сведения могут быть применены на практике — в дизайне интерфейсов и предметов домашнего обихода, юриспруденции, экономике.

Источник: http://www.mn.ru/society/edu/88114

Ссылка на основную публикацию