Классно-урочная система обучения — справочник студента

Эта форма обучения совершила революцию в системе образовании, она дала возможность массового обучения с наименьшими затратами ресурсов.

Недаром ученые-педагоги всего мира посвятили ей свои фундаментальные труды, подвергая тщательному анализу все достоинства и недостатки. На сегодня классно-урочная система обучения – это лидирующая система организации школьного образования во многих государствах мира.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ее жизнеспособность на протяжении нескольких веков говорит о ее высокой продуктивности, доступности и лояльности к изменениям.

Классно-урочная система образования

Во все времена перед школой стояла важнейшая задача: не просто усвоение учащимся каких-то дисциплин, но и воспитание, формирование его как личности для дальнейшего самоопределения и адаптации в обществе.

Успешная реализация поставленных задач была только в том случае, когда взаимодействие учителя и учеников представляло собой целенаправленную сформированную систему обучения, обеспечивающую единым развитием научные дисциплины и навыки самостоятельной работы.

Понимание организации классно-урочной системы обучения, ее сути сводится к тому, что ученики одного возраста и уровня развития составляют класс. И этот класс на протяжении всего периода обучения сохраняет свой постоянный состав.

Основная форма занятий системы – это урок, имеющий четкую организованную структуру и временные рамки. Традиционно один урок отделяется для конкретного предмета или темы, где всю работу учащихся курирует учитель.

И он же будет принимать окончательное решение об успеваемости по своему предмету отдельно каждого ученика.

Задатки классно-урочного обучения можно найти в истории древних цивилизаций. Например, в Древней Греции, афинская и спартанская школа воспитания.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Условие стационарности тока - справочник студента

Оценим за полчаса!

Там поступление в школу предусматривалось определенным возрастом, и процесс обучения шел по заранее установленному плану, а учащихся периодически группировали для совместных занятий.

Также какие-то элементы данной системы наблюдались и в монастырских школах в Средние века.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Создатель классно-урочной системы обучения

Имея ряд социально-экономических предпосылок, классно-урочная система постепенно образовывалась как замена индивидуальному обучению. На стыке XV и XVI веков в Европе возникла потребность иного подхода к образованию.

Первые шаги в построении классно-урочной системы обучения были сделаны Ф. Меланхтоном (1528 г.) в немецких учебных заведениях. Он поделил школу на классы с определенной учебной программой и планом обучения в каждом.

Это дало основу формированию последующей системы.

Теоретическое обоснование системы, разработка и ее усовершенствование принадлежат Я. А. Коменскому (1592—1670 гг.), который воплотил в жизнь ее принципы, организовывая школы в Чехии и Польше.

В своих трудах «Великая Дидактика» и «Законы благоустроенной школы» он обобщил и подытожил большой опыт педагогики, дав первоначальные очертания классно-урочной системы обучения.

Эти работы были опубликованы не сразу, тем не менее они смогли вызвать широкий резонанс в обществе и первоначально были признаны в некоторых западных странах. Сегодня труды чешского педагога являются основополагающими в научной педагогике и переведены на многие языки мира.

К XIX веку классно-урочная система обучения Коменского завоевала всеобщее признание и утвердилась как одна из ведущих систем школьного образования во всем мире.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Характерные черты системы

Исторически групповой способ обучения известен достаточно давно, но именно при классно-урочной системе удалось добиться высоких результатов успеваемости учащихся как единой группы.

Основные признаки классно-урочной системы:

  • Выделяются две группы людей, которые учат – учителя, и которые учатся – ученики.
  • Учебный процесс разделяется на специализированные дисциплины, каждая из которых изучается в отдельности.
  • Обучающиеся распределяются на одновозрастные учебные группы – классы, с постоянным составом.
  • Вся учебная группа одновременно изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом.
  • Имеется согласованное расписание, общее для всего класса, которое содержит информацию о начале и завершении занятий, количестве предметов на каждый день, их длительности и времени отдыха между ними.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Основной компонент

Важной единицей всего образовательного цикла является урок. В классно-урочной системе обучения требования к нему определяются принципами учебного процесса, целями и поставленными задачами.

Все требования сводятся к трем основным пунктам:

  1. Дидактические (образовательные) включают в себя: информацию, использование новейших технологий, творческий подход, сочетание различных методов и форм проведения, чередование коллективной работы с самостоятельной, обратная связь.
  2. Воспитательные — построение отношений с учащимися (внимательность и заинтересованность в успеваемости), воспитание общечеловеческих ценностей и положительных качеств.
  3. Развивающие требования – это культивирование интереса к учебной деятельности и творческой активности, определение уровня развития детей и разработка дальнейших шагов развития.

Независимо от системы обучения и ее методик, урок всегда будет оставаться основной формой построения учебного процесса.

Традиционное образование

Классно-урочная система обучения — это традиционная форма обучения, преобладающая во многих школах мира. Она родилась во времена промышленной революции как ответ на ее возрастающие запросы. Прогрессирующая промышленность требовала подготовки множества обученных работников. И школа предоставляла такие кадры, подготавливая учащихся к фабричному труду.

Но время не стоит на месте, человечество шагнуло в информационную эру. В конце XX века педагогика столкнулась с необходимостью личностно-ориентированного обучения.

Все больше стал поступать «заказ» на личность, умеющую быстро ориентироваться в переменах и принимать нетипичные решения в сложившихся задачах. Теперь востребован творческий человек с нестандартным многоуровневым мышлением.

К сожалению, традиционная система образования не справляется с поставленной задачей.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Достоинства и недостатки системы

История мировой педагогической практики содержит кладезь самых разнообразных форм обучения. И классно-урочная система обучения как одна из них также когда-то прошла свое возникновение, становление и совершенствование, а теперь неуклонно движется к своему закату.

Все чаще стал подниматься вопрос о ее недостатках, отсталости, неспособности ответить на требования времени.

Но наряду с этим никто не будет отрицать и преимущества системы: четко поставленная структура учебного процесса и воспитательной работы, взаимодействие и сотрудничество учащихся внутри группы, экономичность обучения.

Однако при всех своих значимых достоинствах классно-урочная система все же имеет и существенные минусы. И в первую очередь это то, что она ориентирована «на среднего» учащегося, на массовость, без учета каких-либо индивидуальных способностей.

Слабые и сильные ученики при этом остаются в стороне, сдерживаясь в своем развитии. А еще есть группа школьников, мыслящих совсем «по-другому», у которых восприятие реальности идет, к примеру, кинетическим путем, им приходится труднее всего.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Критика системы Коменского

Выявленные минусы классно-урочной системы служили основанием для вполне оправданных критических высказываний в ее адрес. Польский педагог Ч. Куписевич, работая с вопросом проблемного обучения, заметил, что данная система навязывает искусственную атмосферу работы.

Он также отмечал, что частая смена предметов за короткие отрезки времени не дает учащимся должной глубины знаний и погружения в предмет, отсюда и неуспеваемость.

И такое явление, как второгодничество, в большинстве случаев объясняется тем, что не все дети выдерживают навязанный темп работы.

Критика системы образования еще более усилилась в конце прошлого века. Это стало толчком и для поиска новых систем обучения, и для модификации традиционной системы.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Попытки усовершенствования

Поиски и попытки перекроить классно-урочную систему образования начали предпринимать еще в XVIII веке. С первым предложением модернизации выступил английский священник А. Белль и педагог Д. Ланкастер.

Они предложили систему взаимного обучения, где старшие ученики под наставлением учителя делились знаниями с младшими.

Практика такого обучения применялась в Англии и Индии, но широкого распространения Белль-Ланкастерская система не получила.

Дальнейшие изыскания модернизации и развития классно-урочной системы обучения отразились в Батовской и Мангеймской системах в конце XIX века. Еще позднее американская учительница Е.

Паркхерст разработала систему далтон–плана, по которой занятия с учащимися проходили индивидуально в лабораториях и кабинетах.

Несмотря на полученную высокую оценку, система не смогла прижиться ни в одном государстве.

В сегодняшней практике на базе классно-урочной системы создают группы или классы учащихся для изучения предмета на выбор у конкретного преподавателя. А после экзамена класс сразу расформировывается. Такой подход к обучению позволяет максимально адаптироваться к возможностям и интересам самих учащихся, где они задают свой собственный темп.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Классно-урочная система в России

На территории Российского государства классно-урочная система вошла в практику во второй половине XVIII века. Значимый вклад в адаптацию системы к местным школам внес К. Д. Ушинский.

Являясь преданным сторонником трудов Коменского, он уделил особое внимание организации школьного урока и его видам. При поддержке Екатерины Великой школьное образование стало набирать обороты.

И уже к XIX веку количество учебных заведений в России значительно возрастает.

Классно-урочная система обучения прочно обосновалась в русских школах, она являлась основной формой образования на протяжении долгого времени. Попытки ее обновления отдельными учителями рождали практику нетрадиционных методов классно-урочной работы. Например, развивающее обучение Л. В. Занкова (в 1950-1960 гг.) или метод опережающего обучения С. Н. Лысенковой.

В последнее время приоритетом российского образования стала организация экспериментальных школ, которые продолжают рождаться как следствие критики классно-урочной системы обучения. Эти школы, будучи двигателями инноваций, призваны играть значимую роль в поисках лучших форм и методов образования.

Источник: https://FB.ru/article/374362/klassno-urochnaya-sistema-obucheniya—eto-chto-takoe

От тюрьмы классов — к свободе познания

Классно-урочная система обучения - Справочник студентаДогмы и проблемы: педагогическая психология о типах обучения

Сегодня строится немало дискуссий вокруг того, что нынешние дети не мотивированы на образование, которое им предлагает школа. Проблема здесь не в отсутствии любознательности, а в отсутствии интереса к тому, что транслируют образовательные учреждения, теряющие связь с современностью.

А связь действительно теряется, когда в основу обучения положена структура, принятая несколько веков назад. Хотя тогда, в далёком XVI столетии, классно-урочная система была поистине революционной.

Именно она, став основой для прусской школы, и вытеснила латинские школы, где совместно занимались учащиеся разных возрастов, и индивидуальное домашнее обучение — впрочем, доступное лишь для немногих.

Уже в эпоху Возрождения стали появляться первые учебные планы. Ян Амос Коменский, основоположник главных принципов классно-урочной системы, объединил лучшее от европейских университетов и прогрессивных школ, создав школу, помогающую, с одной стороны, мыслить творчески, с другой — прививать самостоятельность.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

1 сентября 1971 года, Москва

Читайте также:  Функция администрирования - справочник студента

Претензии к системе «один класс — один год», которая когда-то отражала передовые идеи образования, различны. С одной стороны, она закрепляет иерархичность: ученики учатся, учитель — учит и проверяет учеников.

Это тип традиционного обучения, при котором учащиеся преимущественно в лекционном формате узнают новое, а затем запоминают полученную информацию, и в меньшей степени сами ищут ответы на поставленные уроком вопросы.

Ещё одна претензия касается непосредственно предметов. Разве можно за 45 минут понять математическую тему, а затем резко переключиться, скажем, на литературу? Такая «солянка» искажает процесс познания: только у ученика просыпается интерес к теме — а тут звонок прерывает урок и отправляет на следующее занятие.

Наконец, есть и претензии к самому школьному пространству. Класс — имитация фабричного помещения, где в столбик стоят парты, будто стройный ряд рабочих станков. 

Сегодня офис, заклеймлённый нонконформистами, стремится к свободному опен-спейсу, а строгая пятидневка уступает место свободному графику и удалённой работе. Так почему же считается, что детям комфортно на протяжении 11 лет сидеть в ограниченной четырьмя стенами аудитории и заниматься по 40 минут с короткими перерывами, не имея возможность нарушить строгий распорядок?

В наши дни классно-урочную систему всё чаще ассоциируют с индустриальным XIX веком, когда у государства была потребность одновременно и воспитывать исполнительных работников, и освободить родителей от необходимости находиться с детьми — для того, чтобы самим работать на фабриках. Но времена изменились, и цифровая экономика требует не добросовестных исполнителей, а грандиозных новаторов, не только приспособившихся к меняющемуся миру, но и меняющих этот мир.

Классно-урочная система обучения - Справочник студентаПрусская школа: вся власть канону

Альтернатива есть, и их множество. Так, например, в 20-е годы прошлого века, пока СССР ещё не боялся экспериментировать, в некоторых школах внедрялся бригадно-лабораторный метод.

Учащиеся объединялись в бригады, а ответственный, бригадир, отчитывался о проделанной работе, при этом оценки выставлялись не индивидуально, а всей команде сразу. Это была действенная система с точки зрения развития взаимодействия, или, как сейчас бы сказали, навыка кооперации.

Хотя, конечно, такая форма обучения была абсолютно деперсонализирована: те, кто не хотел учиться, всегда выплывали за счёт более усердных товарищей.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Занятия в трудовой колонии для беспризорных (1926). 

Кроме того, вскоре после Октябрьской революции в практику советской школы пытались внедрить идеи Дьюи, американского философа, который заложил основы проектного обучения. Дети учились через трудовую и игровую деятельность: они вышивали и выпиливали, при этом самостоятельно определяли, сколько времени им стоит потратить на игры, а сколько — на занятия.

Они учили историю не по лекциям учителя, а исследуя документы. Они рассматривали один предмет через призму разных дисциплин.

Например, тему «Германия первой половины XIX века» они могли изучить и с географической точки зрения, говоря о границах государства, и с исторической, и с культурной, и с научной, если бы речь зашла о естественно-научных прорывах той эпохи.

Когда у вас появляется больше свободы, у вас появляется и больший интерес к учёбе. Самостоятельно распределять время на подготовку проекта, искать источники, а затем презентовать проект — это действительно соответствует условиям современного мира, который требует, чтобы работник был автономен и умел мыслить креативно. 

Проектное обучение отвечает запросам нового времени, однако представить его в условиях массового образования, когда в классе обучается 20-25 детей, нереально: либо не будет индивидуального подхода, либо учителю придётся работать сверхурочно.

А если учесть, что многие педагоги и так тратят на работу больше стандартных 8 часов, очевидно, что метод проектов в средней общеобразовательной чаще всего организован лишь как одна из многих вариаций на фоне незыблемого традиционного обучения.

Ещё один любопытный метод, уже откровенно противостоящий классно-урочной системе, — это погружение» в предмет. Вместо того, чтобы скакать с одной дисциплины на другую, почему бы не посвятить целый день одной проблеме? Как показывает практика, частая смена темы не способствует систематизации знаний: изученное быстро забывается.

Помимо того, что у детей в расписании 5-6 разных предметов, примерно столько же им приходится изучать во второй половине дня, во время выполнения домашнего задания.

Не это ли то самое «клиповое мышление», которое ставится в укор молодому поколению, не это ли становится причиной отсутствия сосредоточенности и интереса, которое так часто отмечают у современных школьников?

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Sunset School (1921)

Классно-урочная система обучения - Справочник студентаКак убить урочную систему, не нарушая закон?

Метод погружения, или концентрированного обучения, предполагает сокращение предметов до 1-2 в день. В рамках урока учащиеся слушают лекцию учителя и самостоятельно работают с учебниками, а во второй половине дня их ожидает не домашнее задание, а занятия на научных кафедрах под руководством преподавателя.

Отход от классно-урочной системы символизирует и возобновившийся интерес к домашнему обучению. Тогда как в той же Америке на домашнем обучении сегодня состоит примерно полтора миллиона детей, в России, по статистике Минобра за 2015-2016 год, не более 1% хоумскулеров. Кажется, что цифра невелика, но она неуклонно увеличивается.

Сторонники домашнего обучения считают, что обладают достаточными компетенциями, чтобы самостоятельно обучать детей. Противники говорят о том, что домашнее обучение лишает ребёнка социализации, хотя, вероятно, этот аргумент теряет смысл, если ребёнок посещает секции или другие мероприятия, позволяющие взаимодействовать со сверстникам.

 

Все эти альтернативы не просто существуют на бумаге — они воплощены в реальность. Так, в Америке уже 10 лет работает любопытная школа New Tech High @ Coppell.

Она знаменита тем, что в ней нет учителей: за тем, как учащиеся работают над проектами, наблюдают «посредники», готовые прийти на помощь, не лишая при этом детей самостоятельности.

Или вот известная Summit School, утверждающая, что у них учатся «активные, критически мыслящие и умеющие справляться со сложностями» ученики: школа также использует в обучении проектный метод и предлагает учащийся огромный выбор внеклассных активностей.

В Финляндии тоже жалуют проектное обучение, поскольку оно позволяет сформировать определённые EDUFI навыки XXI века. Phenomenon based learning помогает ученикам изучить одну тему через разные дисциплины, при этом нельзя сказать, что финны полностью отказались от предметов в школьной программе.

Но и в России есть школы, решившие бросить вызов традиционному обучению. «Петербургская школа-парк», открывшаяся в прошлом году, упраздняет классы, предметы, оценки и программы — их там просто нет.

В студиях школы совместно учатся дети от 6 до 16 лет, а важная часть учебного процесса отдана творчеству. И родители принимают в таком обучении активное участие, формируя расписание и выстраивая бюджет.

А в екатеринбургской гимназии «Театр» учатся через историю искусства: театральные практики помогают не только развивать культуру, но и самоанализ, обращаться к самоощущениям.

Получается, что нивелирование классно-урочной системы не уничтожила школу как таковую — напротив, создало неформальное место, где царит неподдельная заинтересованность детей в обучении. Практики, исповедуемые в «продвинутых» школах, можно и нужно переносить в учебные заведения. Другое дело, что в контексте массового обучения, устоявшихся программ и ФГОСов это не всегда возможно. 

Иными словами, если классно-урочная система до сих пор существует, значит, это кому-нибудь нужно. Прежде всего, она пока наиболее удобна в рамках mass education, да и более-менее комфортна для учителя, которого буквально завалили бумажной работой и от которого требуют строгой отчётности. 

Классно-урочная система обучения - Справочник студентаШкола — это про ценности, а не про компетенции

Очевидно, что менять надо не педагогов, не форму образования, пытаясь косметически осовременить школу, а всю систему, понимая, что это не одномоментный процесс, но и не пытаясь удержать то, что уже неактуально в реалиях цифрового мира (к этому неактуальному, кстати, сегодня нередко относят бесплатное обязательное среднее образование). В конце концов, школа — это не синоним классно-урочной системы. Школа — это особая культура, ценности которой никогда не устареют, так как являются вечными. Внеклассные занятия, традиции, разделение ответственности, умение уставливать контакты и уважать свободу другого — все эти приципы и создают особую школьную культуру.

Суть образования — не в самих знаниях, а в умении их применять.

Суть школы — не в дисциплине и не в обязанности занять детей, пока их родители на работе, а в создании некой дружелюбной среды, одновременно позволяющей и учиться взаимодействовать с окружающими, и удовлетворять потребность в познании.

Если нам удастся сохранить эти принципы, классно-урочную систему сменит более злободневная, без потерь и ностальгических сожалений. Нам же останется лишь набраться смелости, чтобы не противиться переменам — тем более что процесс перехода происходит буквально на наших глазах.

Об этом и многом другом будут говорить эксперты на Московском международном салоне образования — крупнейшем российском образовательном событии, которое пройдет с 18 по 21 апреля в 75-ом павильоне ВДНХ. Мероприятие будет интересно педагогам, тем, кто занимается организацией и управлением в образовании, а также родителям.

5 апреля 2018, 15:18 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://newtonew.com/school/ot-tyurmy-klassov-k-svobode-poznaniya

Основные плюсы и минусы классно-урочной системы обучения

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

В современной школе основной является классно-урочная система. Существуют еще две формы обучения: индивидуальная и лекционно-семинарская система.

Классно-урочная система подразумевает обучение ребенка в классе – коллективе сверстников, на уроке – промежутке времени, который дается на изучение школьного предмета по определенной теме.

Немного истории

Классно-урочная система уходит корнями в Древнюю Грецию. В Спартанских и Афинских школах детей принимали на обучение с 7 лет. Обучение организовывалось на разных уровнях по установленным учебным планам.

В раннем средневековье монастырские школы имели расписание и установленную продолжительность занятий.

Не было определенного срока для поступления в школу. Обучение носило индивидуальный характер. Учитель подзывал к себе ученика и с каждым занимался в отдельности. В это время другие ученики должны были повторять изученное. В классе стоял шум. Уроки длились с утра до вечера. Результат такого обучения был невысок.

С усложнением общественной жизни, с возросшими социальными потребностями перед школой появляются новые задачи. Нужно было расширять содержание школьного обучения, включать в него знания природы, техники, ремесел, искусств. Нужно было определить и сократить сроки обучения, сделать процесс интересным для учащихся, проведенное в школе время – наиболее продуктивным.

В немецкой системе образования школа делилась на классы. Каждый класс имел свой учебный план. Это было начало классно-урочной системы.

В школах России эта система стала применяться в конце 18 века. Значительный вклад в ее развитие внес К. Д. Ушинский.

Научно обосновал эту систему Я. А. Коменский. Он определил признаки классно-урочной системы:

  1. Постоянный состав учащихся.
  2. Одновременное начало занятий.
  3. Определенное время продолжительности занятий.
  4. Перерыв на каникулы.
  5. Изучение материала от легкого к трудному.

Данная система появилась более 300 лет назад. В современной школе она модифицируется, но достойной альтернативы пока не существует.

Многие педагоги-исследователи ищут другие способы обучения. Они утверждают, что классно-урочная система не отвечает требованиям современного мира.

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Плюсы

Обеспечение систематизации и непрерывности учебного процесса

Дети разделены на отдельные классы вертикально: каждый класс – это отдельная ступень обучения. и горизонтально: на одной ступени обучения может быть несколько параллельных классов – детей одного возраста в группе.

  • Учебный процесс имеет сроки обучения, перерыв на каникулярное время.
  • Учебный материал структурирован по годам обучения.
  • Каждый класс работает по единому годовому плану, программе, расписанию уроков.
  • Для класса определено время начала и окончания занятий.
  • Дети поднимаются на ступень выше в том случае, когда успешно закончена предыдущая.

Объем и срок усвоения учебного материала определяются психофизиологическими особенностями возраста

Учебный материал распределен учеными по годам обучения в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей. Определенная тема изучается несколько лет с углублением и расширением материала. Цикличность обучения важно для прочного усвоения знаний, умений, навыков.

Возможность организовать воспитательную работу

Воспитание происходит в процессе обучения. Материал каждого учебного предмета несет воспитательный эффект через:

  1. Решение задач.
  2. Работу с художественным текстом.
  3. Применение знаний в нестандартной ситуации.

В классе организуются тематические беседы, выставки, конкурсы.

Для каждого класса классным руководителем составляется план воспитательной работы.

Применение разных форм обучения

Урок – основная форма организации учебного процесса

В течение установленного времени педагог организует деятельность классного коллектива, с учетом особенностей развития отдельного ученика и класса, в целом. На уроке используются разные средства и методы работы для создания благоприятной ситуации овладения детьми изучаемого материала.

В зависимости от преобладающей цели, уроки имеют разную структуру:

  1. Знакомство с новым материалом.
  2. Закрепление полученных знаний.
  3. Обобщающий урок.
  4. Контрольный урок.
  5. Комбинированный — присутствуют этапы разных видов уроков.

Экскурсия

Экскурсии могут быть очные и заочные. Заочные экскурсии организуются в классной комнате с просмотром видеофильма и последующим обсуждением.

Очные экскурсии – это организация обучения в условиях, отличных от классных. На таком занятии изучение предмета связано с передвижением учащихся. Экскурсии могут проходить:

  1. В природе.
  2. На выставке.
  3. На производстве.

Такая форма организации способствует развитию наблюдательности, бережного отношения к окружающему миру.

Домашняя работа

Эта форма работы служит не столько для закрепления изученного материала, сколько для развития навыков самостоятельной работы, навыков самообразования.

Также существуют другие формы обучения:

  1. Олимпиады очные и заочные.
  2. Кружковая работа.
  3. Внеурочная деятельность.

Взаимодействие детей в коллективе

Дети учатся взаимодействовать в коллективе, решать сообща проблемы. Учатся выслушивать разные точки зрения, высказывать и отстаивать свою. В современной школе большое внимание уделяется групповой работе.

В классе организуется несколько групп, каждая получает задание. Групповая работа развивает навыки, необходимые в современной жизни.

Дети учатся распределять роли в группе, выполнять обязанности, принимать компромиссные решения, презентовать результат совместной работы.

Коллектив воспитывает личность ребенка, учит его быть конкурентоспособным.

Недостатки

  • Ориентация на «среднего» ученика. Программы, учебные планы, учебники ориентированы на «среднего» ученика. Работа в классе ведется, в основном, фронтально. Более сильные дети не всегда получают возможность проявить свои способности. Более слабые дети, чаще всего, не успевают за темпом работы в классе.
  • Ограничение индивидуального подхода. Учитель работает в течение урока со всеми детьми класса. На индивидуальную работу времени не всегда хватает. Эта работа строится с учетом дифференцированного подхода. Дети получают задания в зависимости от их уровня обучения.
  • Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке. Контроль знаний проходит в конце изучения темы. Каждый ученик получает задание, выполняет самостоятельно и получает балл за выполнение. Полученный балл определяет уровень усвоения ученика. Промежуточный контроль осуществляется выборочно. На каждом уроке каждый ученик не может получит отметку за свои знания.
  • Доминирующая роль учителя. Учитель – это лидер, который управляет процессом обучения. Важно, чтобы его личность положительно влияла на развитие детей. Учитель организует, ведет урок, использует те методы и приемы, которые считает необходимым для достижения поставленных целей. Но учитель тоже ограничен рамками урока, тематическим планированием, требованиями образовательных стандартов.
  • За один день несколько предметов. На изучение каждой дисциплины отводится 40 – 45 минут. Даже если тема не закончена, по расписанию начинается другой урок. Детям сложно переключаться с одного предмета на другой и эффективно усваивать учебный материал.
Читайте также:  Концепции ситуационного лидерства - справочник студента

Классно-урочная система обучения - Справочник студента

Вывод

При всех имеющихся недостатках классно-урочной системы, она остается в школе преобладающей. Данная система модифицируется согласно требованиям современной школы. Педагогами используются разные формы организации учебного процесса.

Если ребенок имеет медленный темп развития или другие особенности, возможно, для него будут более щадящими и полезными такие формы обучения, как семейная, домашнее обучение.

Источник: https://plusiminusi.ru/osnovnye-plyusy-i-minusy-klassno-urochnoj-sistemy-obucheniya/

Классно-урочная система обучения

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

  • Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:– постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);– каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);– учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков)– каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);– постоянное чередование уроков (расписание);– руководящая роль учителя (педагогическое управление);– применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
  • Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ
  • по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:
  • – при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;– предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников;– обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;– создает благоприятные предпосылки дня взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся;– экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся.
  • Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Классно-урочная форма организации обучения включает в себя наряду с уроком целый комплекс форм организации учебного процесса.

К ним относятся: лекции, семинарские занятия, экскурсии, занятия в учебных мастерских, практикумы, формы трудового и производственного обучения, собеседования, консультации, экзамены, зачеты, формы внеклассной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы) и др.

В рамках этих форм обучения может быть организована коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Важнейшей особенностью перечисленных выше форм организации обучения является то, что на любой из них учащийся учится работать: слушать, обсуждать вопросы при коллективной работе, сосредоточиваться и организовывать свою работу, высказывать свои суждения, выслушивать других, аргументировать свои доказательства, составлять конспекты, компоновать тексты докладов, работать с источниками знаний, планировать свои действия, организовывать свое рабочее место и т. д.

При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых.

20.Типы и структура уроков.Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющими признаками.Одна из первых наиболее обоснованных классификаций принадлежит советскому дидакту И.Н.

Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: содержанию(например, уроки математики разделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем); способу проведения(уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.).Уроки классифицируют также исходя из цели организации занятий, содержания испособов проведения уроков ( М.И. Махмутов ); основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов ); дидактических задач, которые решаются на уроке ( Н.М. Яковлев, А.М. Сохор); методов обучения ( И.Н. Борисов ); способов организации учебной деятельности учащихся ( Ф.М. Кирюшкин ).

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практикой получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинировнные (смешанные);2) уроки изучения новых знаний;3) уроки формирования новых умений;4) уроки обобщения и систематизации изученного;5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;6) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

Кроме того, широкое распространение получили нестандартные формы урочных занятий, такие как уроки-семинары, уроки-конференции, уроки – деловые игры, уроки-аукционы, интегрированные уроки и т. д.

Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.

  1. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.
  2. Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).
  3. Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:
  4. 1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;3 этап – закрепление, систематизация, применение;4 этап – задание на дом.

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:– организации работы (1–3 мин);– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10420.html

КЛА́ССНО-УРО́ЧНАЯ СИСТЕ́МА

Авторы: И. М. Осмоловская

КЛА́ССНО-УРО́ЧНАЯ СИСТЕ́МА обу­че­ния, ор­га­ни­за­ция учеб­но­го про­цес­са, при ко­то­рой уча­щие­ся груп­пи­ру­ют­ся в клас­сы в со­от­вет­ст­вии с воз­рас­том и уров­нем под­го­тов­ки, а осн. фор­мой обу­че­ния яв­ля­ет­ся урок. Класс на про­тя­же­нии дли­тель­ных пе­рио­дов обу­че­ния (од­но­го го­да или не­сколь­ких лет) со­хра­ня­ет свой со­став.

Класс ра­бо­та­ет в со­от­вет­ст­вии с по­сто­ян­ным рас­пи­са­ни­ем, со­став­лен­ным на ос­но­ве учеб­но­го пла­на, уро­ки на­чи­на­ют­ся в од­но и то же вре­мя и длят­ся оди­на­ко­вые про­ме­жут­ки вре­ме­ни (обыч­но 40–45 мин). Ве­ду­щая роль на уро­ке при­над­ле­жит учи­те­лю. Ме­стом про­ве­де­ния уро­ков слу­жат класс­ные ком­на­ты, учеб­ные ка­би­не­ты.

Ис­то­ри­че­ски К.-у. с. обу­че­ния при­шла на сме­ну ин­ди­ви­ду­аль­ной и ин­ди­ви­ду­аль­но-груп­по­вой сис­те­мам. Ут­вер­жде­ние К.-у. с. обу­че­ния свя­зы­ва­ют с дея­тель­но­стью страс­бург­ской шко­лы И. Штур­ма (1538). К.-у. с. обу­че­ния бы­ла при­ня­та так­же в ие­зу­ит­ских шко­лах и кол­ле­ги­ях.

В 1520–30 при­ме­ня­лась в об­ще­дос­туп­ных на­чаль­ных шко­лах Че­хии, Поль­ши, Венг­рии, Лит­вы, Сак­со­нии. Тео­ре­тич. обо­с­но­ва­ние К.-у. с. обу­че­ния дал Я. А. Ко­мен­ский. В 16 в. К.-у. с. обу­че­ния при­ме­ня­лась в брат­ских шко­лах Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии; во 2-й пол. 18 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в шко­лах Рос­сии. Раз­ви­тие К.-у. с.

обу­че­ния в Рос­сии в 19 в. свя­за­но гл. обр. с тру­да­ми К. Д. Ушин­ско­го.

Сре­ди дос­то­инств К.-у. с. обу­че­ния вы­де­ля­ют­ся: чёт­кая ор­га­ни­зац. струк­ту­ра, обес­пе­чи­ваю­щая упо­ря­до­чен­ность и воз­мож­ность пла­ни­ро­ва­ния все­го учеб­но-вос­пи­тат. про­цес­са; про­сто­та управ­ле­ния по­зна­ват.

дея­тель­но­стью уче­ни­ков, фор­ми­ро­ва­ние устой­чи­вой об­рат­ной свя­зи, по­сто­ян­ное эмо­цио­наль­ное воз­дей­ст­вие лич­но­сти учи­те­ля на уча­щих­ся; эко­но­мич­ность обу­че­ния, свя­зан­ная с тем, что учи­тель ра­бо­та­ет од­но­вре­мен­но с дос­та­точ­но боль­шой груп­пой уче­ни­ков; удоб­ст­во нор­ма­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ор­га­на­ми управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем дея­тель­но­сти учи­те­ля и осу­ще­ст­в­ле­ния кон­тро­ля ка­че­ст­ва школь­но­го об­ра­зо­ва­ния. Не­дос­тат­ка­ми К.-у. с. обу­че­ния яв­ля­ют­ся: ори­ен­та­ция на сред­не­го уче­ни­ка, что за­дер­жи­ва­ет раз­ви­тие спо­соб­но­стей ода­рён­ных уча­щих­ся и соз­да­ёт пси­хо­ло­гич. дис­ком­форт для ме­нее спо­соб­ных; труд­ность учё­та ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей уча­щих­ся, ор­га­ни­за­ции ин­ди­ви­ду­аль­ной ра­бо­ты с ни­ми на уро­ке. К.-у. с. обу­че­ния не пре­дос­тав­ля­ет до­ста­точ­но воз­мож­но­стей для об­ще­ния уча­щих­ся од­но­го клас­са ме­ж­ду со­бой, а так­же уча­щих­ся раз­но­го воз­рас­та. На уро­ке уче­ни­ки не име­ют воз­мож­но­сти обу­чать­ся в сво­ём собств. тем­пе, глу­бо­ко по­гру­зить­ся в изу­че­ние ма­те­риа­ла, т. к. урок име­ет оп­ре­де­лён­ную дли­тель­ность и в ус­ло­ви­ях К.-у. с. обу­че­ния про­ис­хо­дит час­тая сме­на учеб­ных пред­ме­тов в те­че­ние учеб­но­го дня.

В ис­то­рии об­ра­зо­ва­ния бы­ло мно­го по­пы­ток со­вер­шен­ст­во­ва­ния К.-у. с. обу­че­ния. В 1791–98 свя­щен­ник Анг­ли­кан­ской церк­ви Э. Белл (1753–1832) и учи­тель Дж. Лан­ка­стер не­за­ви­си­мо друг от дру­га раз­ра­бо­та­ли белл-лан­ка­стер­скую сис­те­му вза­им­но­го обу­че­ния. В кон. 19 в. в США поя­ви­лась т. н.

ба­тов­ская сис­те­ма обу­че­ния, со­че­таю­щая кол­лек­тив­ные уро­ки со всем клас­сом и ин­ди­ви­ду­аль­ные за­ня­тия с силь­ны­ми и сла­бы­ми уче­ни­ка­ми. Од­но­вре­мен­но в Ев­ро­пе бы­ла соз­да­на ман­гейм­ская школь­ная сис­те­ма. В 1960–70-е гг.

в США дей­ст­во­вал план Трам­па – фор­ма обу­че­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем лек­ций (40% учеб­но­го вре­ме­ни), груп­по­вых (20%) и ин­ди­ви­ду­аль­ных (40%) за­ня­тий.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние К.-у. с. обу­че­ния ве­дёт­ся в на­прав­ле­нии до­пол­не­ния уро­ков про­ект­ной дея­тель­но­стью уче­ни­ков, ши­ро­ко­го ис­поль­зо­ва­ния дис­кус­сий, груп­по­вой ра­бо­ты на уро­ке, прак­ти­ку­мов.

В стар­ших клас­сах так­же при­вле­ка­ют­ся эле­мен­ты лек­ци­он­но-се­ми­нар­ской сис­те­мы. Ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся са­мо­сто­ят. ра­бо­та уча­щих­ся с разл. ис­точ­ни­ка­ми ин­фор­ма­ции, в т. ч. элек­трон­ны­ми.

Для уси­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да при­ме­ня­ет­ся диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное обу­че­ние – раз­де­ле­ние уча­щих­ся на груп­пы в со­от­вет­ст­вии с их ин­те­ре­са­ми, спо­соб­но­стя­ми, проф. на­ме­ре­ния­ми. В не­ко­то­рых об­ще­об­ра­зо­ват.

уч­ре­ж­де­ни­ях вво­дит­ся обу­че­ние по ин­ди­ви­ду­аль­ным учеб­ным пла­нам, что пред­по­ла­га­ет соз­да­ние групп уча­щих­ся пе­ре­мен­но­го со­ста­ва на за­ня­ти­ях по разл. учеб­ным пред­ме­там.

Источник: https://bigenc.ru/education/text/2622973

Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения

Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемая в определенном порядке и режиме.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др.

История развития школы знает различные системы обучения, которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (Бел-Ланкастерская система в Англии), бригадное обучение (20-е годы, советская школа), американский план трампа и т.д.

Но наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке ,теоретические основы которой разработал и воплотил практическую систему Ян Коменский. Классно-урочная система отражала социально-экономические и культурные потребности общества, поскольку предполагала массовое обучение.

Суть Классно-урочной системы – учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводится поурочно по заранее составленному расписанию, все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. Основной формой обучения становится урок. Коменский выделил конкретные предметы, написал несколько программ и учебников.

Требования к уроку. Методика его анализа

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Несмотря на малую длительность, урок – сложный и ответственный этап учебного процесса; от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются соц заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; реализация на уроке в оптимальном соотношении дидактических принципов и правил; обеспечение надлежащих условий для продуктивной и познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов и потребностей; установление осознаваемых учащимися межпредметных связей; связь с заранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся; мотивация и активация развития всех сфер личности; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности; эффективное использование педагогических средств;

связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;тщательная диагностика, прогнозирование и проектирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

  • К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока и другие.
  • Воспитательные требования к уроку включают: определения воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из цели и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств, усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности и так далее.
  • К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитее у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интереса, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических способностей учащихся; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне и так далее.
  • Кроме перечисленных требований к уроку, выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и так далее.

Источник: https://studentguide.ru/shpargalki-po-pedagogike/vozniknovenie-i-razvitie-klassno-urochnoj-sistemy-obucheniya.html

Ссылка на основную публикацию