Изучение и использование передового опыта — справочник студента

Передовой педагогический опыт — это «золотой фонд» педагогической практики, который питает саму практику и считается «питательной средой» педагогической науки.

Не будь педагогического опыта, изученного, обобщенного, популярного и внедренного, все понадобилось бы начинать заново.

Педагогическая практика — та база, на которую дальнейшие поколения воспитателей накладывают, наслаивают свое, свежее, неординарное, что характеризует состояние педагогической реальности в настоящее время.

Сущность современного педагогического опыта можно определить как индивидуализированную педагогическую систему, стабильно приводящую к глубоким последствиям в учебно-воспитательном процессе.

Передовой опыт — это профессиональное внедрение воспитателем собственных мощных качеств.

Совместно с тем передовой опыт — не только педагогические новации. Изучая передовой опыт, невозможно проходить мимо ежедневной, малозаметной работы тех воспитателей, «секрет» успеха которых в систематическом воплощении в жизнь главнейших дидактических и методических основ и инструкций, как новых, так и обычных, обширно употребляемых.

Такой опыт сложно увидеть, проследить его эффективность. Но он нередко считается основой больших учебно-воспитательных эффектов.

Работа профессионала, учителя, не создавшего ничего нового, но умело использующего достигнутое для успешного решения учебно-воспитательных задач, и обязана быть предметом исследования для тех, кто еще не достиг требуемого уровня в собственной работе.

Изучение и использование передового опыта - Справочник студента

При выборе опыта (новаторского или же просто положительного), намеченного к исследованию и изучению, чрезвычайно важно расценить его особенности, сравнить с собственными возможностями.

Исследование и применение передового опыта

Основным при исследовании и анализе современного и положительного опыта считается уяснение педагогической системы, педагогического стиля его «носителя», главный сущности педагогических средств заслуги позитивных эффектов, исследование не только организационных форм, способов и методических способов, что обеспечивают успех в работе, но и выявление тех противоречий, на разрешение которых ориентированы поиски и использующиеся педагогические средства.

Учителям, особенно новичком педагогической работы, изучающим передовой педагогический опыт, очень важно пробраться в «творческую лабораторию» профессионалов педагогического труда: разобраться в системе подготовки к занятиям, проанализировать его перспективно-тематические проекты, ассортименты учебно-производственных работ, графики движения и загрузки учащихся, инструкционно-технологическую и иную учебную документацию, дидактические материалы, проекты уроков и их оснащение, конспекты, методические разработки и т. п. Но главный путь исследования современного педагогического опыта — посещение уроков (занятий) опытного учителя, профессионала производственного учения. На уроке раскрываются возможности преподавателя, степень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Исследование и анализ урока опытного учителя традиционно ведутся применительно к следующей совместной схеме:

  • методы актуализации познаний учащихся, приобретенных на прошлых уроках и в ходе производственного обучения;
  • методы целевой установки учащихся на высококачественное усвоение учебного материала урока;
  • организация и методика выяснения исполнения учащимися бытовых заданий; методы активизации работы учащихся группы в период выяснения опрашиваемого учащегося;
  • методы возведения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной работы учащихся при этом: проблемное изложение, использование деталей эвристической беседы, постановка учащимся попутных вопросов, претворение в жизнь «обратной связи» и т. п.;
  • поддержание энтузиазма и внимания учащихся к изучаемому: эмоциональность изложения, смена способов работы учащихся, занимательные примеры, результат изумления и т.п.;
  • становление самостоятельности учащихся: приемы организации работы с книгой, использование карточек-заданий, решение количественных и высококачественных задач продуктивного нрава и т. п.;
  • индивидуализация процесса обучения: выдача различных по трудности и проблемы задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование трудности вопросов в ходе разговоров, проведение учащимися взаимопроверок и т. п.;
  • приемы воплощения межпредметных и внутрипредметных связей: опора на ранее приобретенные познания и умения, побуждение учащихся изъяснять новейшие прецеденты, действия, закономерности на основе познаний по смежным предметам, согласие трактовки законов и доктрин, изучаемых в различных предметах и т. п.;
  • методы использования пособий и ТСО: соединение их с иными способами изучения, методы и организация применения на уроке, становление мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований и т. п.;
  • контроль и оценка учебных успехов учащихся: непрерывность, обратная взаимосвязь, аспекты оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и т. п.;
  • педагогический стиль преподавателя; педагогический такт во отношениях с учащимися; педагогическая техника, ее проявления и последствия и т. п.

Рекомендуя посещения уроков опытного преподавателя как главный метод исследования его опыта, нужно направить свой внимание на целенаправленность таких посещений. Важно не просто побывать на уроке, вынеся из этого общее воспоминание. Нужно, чтоб посещающий хороший урок имел явную задачу — что четко выучить, воспринять, а далее взять себе на вооружение.

В данном смысле большую роль играют предшествующие разговоры посещающего с зачинщиками методической работы в учебном заведении, знающими крепкие стороны «носителя» современного опыта и способными подсказать, на что надлежит направить специальное внимание.

Таким образом, на хороший урок к опытнейшему сослуживцу надлежит идти, уже будучи сначала подготовленным.

Успешным приемом исследования и распространения современного педагогического опыта является проведение и рассмотрение «открытых» уроков опытного преподавателя. Особенно при всем этом надлежит выделить шаг обсуждения проделанного урока посещавшими его.

Значение этого коллективного обсуждения процесса проведения и эффектов урока в том, что тут методические приемы, продемонстрированные учителем, мастером, подвергаются всестороннему и многоплановому анализу, вскрываются не исключительно заслуги, но и ошибки и промахи, складывается обобщенное мнение о значительных гранях опыта, рассматриваются приемы его применения. Для изучающих передовой опыт такие обсуждения предоставляют огромное значение в плане возможности более глубоко разобраться в его сущности и наметить для себя пути и приемы применения, посмотреть на свой опыт «сквозь призму» анализа опыта преподавателя, проводившего открытый урок.

Школы педагогического опыта

В числе иных действенных форм исследования и распространения педагогического опыта надлежит назвать «Школы современного педагогического опыта», в которых квалифицированный педагог-наставник (преподаватель или же знаток производственного обучения) передает (делится) собственный опыт группе сотрудников — педагогических сотрудников учебного заведения или же нескольких учебных заведений. Из ключевых направлений (тематики) этих школ отметим следующие:

  • взаимопосещение уроков участников школы с дальнейшим их анализом;
  • посещение участниками школы уроков управляющего ее с следующим разбором методики и организации проведения;
  • рассмотрение методики и организации проведения деловых игр на уроках;
  • методические приемы применения на уроках технических средств обучения;
  • обмен навыком компьютерного изучения учащихся;
  • методика и организация проведения «бинарных» уроков;
  • организация и методика тренажерного обучения;
  • комплексное учебно-методическое обеспечивание учебного процесса;
  • организация технического творчества учащихся и т. п.

Школы современного педагогического опыта — это коллективная форма педагогического наставничества.

Во множестве учебных заведениях находит использование личная форма такового наставничества, своего рода «менторство».

Педагогическое наставничество как поддержка искусного учителя, профессионала собственного менее искусного сослуживца по работе обеспечит прогнозируемый результат при соблюдении явных требований:

  • родственность предметов, профессий наставника и подшефного; взаимное стремление сотрудничать; массовость в педагогическом коллективе;
  • систематичность в пределах отведённого времени; плановость по содержанию и срокам; начальство и контроль со стороны управления учебным заведением.

Исследование современного опыта — существенный, но не главный шаг увеличения педагогической квалификации учителей и профессионалов производственного преподавания. Изученный опыт только тогда выдаст полезный результат, когда он будет использован и освоен.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_issledovaniya_v_pedagogike/izuchenie_i_ispolzovanie_peredovogo_opyta/

Передовой опыт: его сущность, исследование и применение

В данной статье мы постараемся ответить на вопрос: ”Какой же педагогический опыт является передовым?” и на целый ряд других, не менее важных.

Передовой педагогический опыт – это такой опыт, который чаще всего называют «золотым фондом» педагогической практики, который обогащает саму практику и считается некой «питательной средой» всей педагогической науки.

В случае, если бы не было педагогического опыта, исследованного, обобщенного, популярного и уже внедренного, то пришлось бы все это делать с начала.

  • Педагогическая практика представляет собой ту самую основу, в которую следующие поколения воспитателей добавляют нечто свое, свежее, специфическое, чего ранее не было в педагогической практике, что определяет состояние педагогической действительности в настоящее время.
  • Таким образом, педагогический опыт является не постоянным, застывшим во времени понятием, раз и навсегда, а чем-то, что непрерывно находится в состоянии развития, постоянно подвергнутое дополнительному совершенствованию, углублению существующих понятий и знаний.
  • Сущность современного педагогического опыта может быть определена как индивидуализированная педагогическая система, стабильно провоцирующая некие глубокие последствия в ходе учебно-воспитательного процесса.

Определение 1

Передовой педагогический опыт – это новые специфические формы, способы, средства и приемы педагогической работы, найденные и переработанные в ходе креативного поиска вариантов и средств повышения качества и эффективности процесса изучения, воспитания и становления учащихся. Передовой опыт представляет собой профессиональное включение педагогом своих сильных качеств.

Также стоит отметить, что передовой опыт является не только педагогическими новациями.

Исследуя передовой опыт, грубой ошибкой будет не обратить свое внимание на ежедневные и даже малозаметные труды тех воспитателей, так называемый «секрет» успеха которых в комплексном воплощении в жизнь важнейших дидактических и методических базовых основ и инструкций, как новых, так и обычных, часто употребляемых.

Подобный опыт тяжело заметить, а проследить его действенность и вовсе практически невозможно. Однако он зачастую принимается за основу значительных учебно-воспитательных эффектов.

Труд профессионала, преподавателя, который не привнес ничего абсолютно нового, но со знанием и достаточным умением применяющего существующие методики и средства с цель максимально эффективного решения учебно-воспитательных задач, и обязана быть объектом исследования для тех, кто еще не достиг подобного уровня в собственной работе. В процессе выборе опыта (новаторского или же обычного положительного), направленного к исследованию и изучению, крайне важно сделать правильную оценку его особенностям и сравнить со своими собственными возможностями.

Исследование и применение передового опыта

Определение 2

Положительный опыт — это опыт, применение которого в деятельности приводит к положительному результату.

Главным при изучении и анализе передового опыта воспитателя принято считать уяснение педагогической системы, педагогического стиля его «носителя», основной сущности педагогических средств заслуги позитивных эффектов, исследование как организационных форм, так и путей и методических способов, что способствуют повышению эффективности работы, однако и определение тех противоречий, на разрешение которых нацелены поиски и применяющиеся педагогические средства. Учителям, в большей степени это относится к новичкам педагогической работы, занимающимся изучением передового педагогического опыта, крайне важно попасть в так называемую «творческую лабораторию» профессионалов педагогического труда: осознать систему подготовки к занятиям, сделать тщательный анализ его передового педагогического опыта, его перспективно-тематических проектов, а также ассортиментов учебно-производственных работ, графиков движения и нагрузки, приходящийся на учащихся, инструкционно-технологической и другой учебной документации, дидактических материалов, проектов занятий и необходимого для них оснащения, конспектов, методических разработок и так далее.

Однако ключевой способ изучения современного педагогического опыта — это, несомненно, посещение занятий опытного учителя, другими словами профессионала производственного учения.

Именно на нем раскрываются все способности педагога, уровень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, и все, что можно назвать аспектом педагогического опыта, педагогического мастерства.

Изучение и анализ занятия, которое проводил опытный преподаватель, традиционно сводятся к следующей совместной схеме:

  • методы актуализации познаний учащихся, приобретенных на прошлых уроках и в ходе производственного обучения;
  • методы целевой установки учащихся на высококачественное усвоение учебного материала урока;
  • организация и методика выяснения исполнения учащимися бытовых заданий;
  • методы активизации работы учащихся группы в период выяснения опрашиваемого учащегося;
  • методы возведения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной работы учащихся при этом: проблемное изложение, использование деталей эвристической беседы, постановка учащимся попутных вопросов, претворение в жизнь «обратной связи» и т. п.;
  • поддержание энтузиазма и внимания учащихся к изучаемому: эмоциональность изложения, смена способов работы учащихся, занимательные примеры, результат изумления и т.п.;
  • становление самостоятельности учащихся: приемы организации работы с книгой, использование карточек-заданий, решение количественных и высококачественных задач продуктивного нрава и т. п.;
  • индивидуализация процесса обучения: выдача различных по трудности и проблемы задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование трудности вопросов в ходе разговоров, проведение учащимися взаимопроверок и т. п.;
  • приемы осуществления межпредметных и внутрипредметных связей: опора на ранее полученные знания и умения, побуждение учащихся изъяснять новейшие прецеденты, действия, закономерности на базе познаний по смежным предметам, согласие трактовки законов и доктрин, исследуемых в разнообразных предметах и так далее;
  • методы использования пособий и ТСО: соединение их с иными способами изучения, методы и организация применения на уроке, становление мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований и тому подобное.;
  • контроль и оценка учебных успехов учащихся: непрерывность, обратная взаимосвязь, аспекты оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и тому подобное;
  • педагогический стиль преподавателя;
  • педагогический такт во отношениях с учащимися;
  • педагогическая техника, ее проявления и последствия и так далее.
Читайте также:  Теория постановки целей - справочник студента

Рекомендуя посещения уроков опытного преподавателя в качестве ключевого способа перенимания его опыта, необходимо обратить свое внимание на целенаправленность подобных посещений. Важно не просто присутствовать на проводящемся уроке, а почерпнуть из посещения общее понимание.

Необходимо, чтобы посещающий такой урок целью своего посещения принимал конкретную задачу и точно понимал, что нужно выучить, воспринять, а далее, по возможности, и взять для пополнения своего багажа.

В таком смысле ключевую роль играют предшествующие разговоры посещающего с организаторами или зачинщиками данной методической работы в учебном заведении, которые точно знают сильные стороны «носителя» современного опыта и обладающими достаточными знаниями, чтобы подсказать, на что стоит обратить особое внимание.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на занятие к опытному преподавателю с целью перенимания его опыта необходимо идти уже подготовленным.

Достаточно эффективным способом изучения и распространения современного педагогического опыта считается проведение и рассмотрение «открытых» уроков опытного преподавателя. В высшей степени при этом необходимо отметить этап обсуждения прошедшего урока его посетителями.

Значение этого коллективного обсуждения процесса проведения и эффектов урока заключается в том, что в таком случае методические приемы, которые были продемонстрированы учителем, мастером, подвергаются всестороннему и сложному анализу.

В процессе раскрываются не только заслуги педагога, но и его ошибки с промахами, формируется уже целостное обобщенное мнение о существенных и важных сторонах опыта, рассматриваются приемы его использования на практике.

Для людей, изучающих передовой опыт, подобные обсуждения представляют колоссальное значение в плане возможности наиболее глубоко разобраться в его сути и наметить для себя способы и приемы применения, рассмотреть собственный опыт сквозь призму проанализированного опыта преподавателя, проводившего открытый урок.

Школы педагогического опыта

В числе других эффективных способов исследования и распространения педагогического опыта ошибочным будет не назвать так называемые «Школы современного педагогического опыта», в которых квалифицированный педагог-наставник (преподаватель или же знаток производственного обучения) делится собственным опытом с группой педагогических сотрудников одного или нескольких учебных заведений. Из наиважнейших направлений таких школ стоит отметить следующие:

  • взаимопосещение уроков участников школы с дальнейшим их анализом;
  • посещение участниками школы занятий управляющего ее с последующим разбором методики и организации проведения;
  • исследование методики и организации проведения деловых игр в ходе занятий;
  • методические приемы использования на уроках технических средств обучения;
  • обмен навыками использования компьютеров учащимися;
  • методика и организация проведения «бинарных» уроков;
  • организация и методика тренажерного обучения;
  • комплексное учебно-методическое обеспечение учебного процесса;
  • организация технического творчества учащихся и так далее по списку.

Школы современного педагогического опыта представляют собой коллективную форму педагогического наставничества. Во множестве учебных заведений находит свое применение личная форма подобного наставничества, другими словами «менторство».

Педагогическое наставничество в качестве поддержки опытным учителем-профессионалом своего несколько менее умелого коллеги может обеспечить прогнозируемый результат при условии соблюдении таких требований, как:

  • родственность предметов, профессий наставника и подшефного;
  • взаимное стремление к плодотворному сотрудничеству;
  • массовость в педагогическом коллективе;
  • систематичность в пределах обозначенного времени;
  • плановость по содержанию и срокам;
  • начальство и контроль со стороны управления учебным заведением.

Исследование современного опыта является значимым, однако вовсе не ключевым шагом для повышения педагогической квалификации учителей и профессионалов производственного преподавания. Изученный опыт может дать полезный результат только в том случае, если он будет применен и освоен.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/peredovoj-opyt/

Читать реферат по педагогике: "Изучение и использование передового опыта"

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Изучение и использование передового опыта Передовой опыт — один из самых доступных практике источников новых идей, подходов и технологий.

Поэтому чаще всего педагогический и социально-педагогический поиск строится на основе или под непосредственным влиянием конкретного передового опыта. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его переработку, модификацию, по существу, в процесс выработки на основе известного образца своего, авторского варианта.

В таком случае вполне правомерно считать его изучение и использование самостоятельной методикой исследования.

Научное изучение, анализ и обобщение опыта служат различным исследовательским целям: выявлению существующего уровня решения образовательных, воспитательных, социально-профилактических и иных задач, узких мест и конфликтов, возникающих в практике, изучению доступности и эффективности научных рекомендаций, выявлению элементов нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поиске передовых коллективов и работников. Предметом изучения при использовании указанного метода может быть опыт массовый (для выявления ведущих тенденций), опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок, на которых, как известно, надлежит учиться), но особое значение имеет изучение передового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики крупицы нового, оригинальные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации обучения и воспитания.

Есть все основания выделить из всего комплекса источников и условий перестройки образования и воспитания именно передовой опыт и сосредоточить внимание на способах его изучения и использования.

Вызвано это тем, что в передовом опыте нащупываются и вскрываются болевые точки практики, рождаются практические проекты назревающих преобразований, и в этом смысле он оказывается незаменимым как ориентир для массовой практики.

Известно, далее, что педагогическая наука зачастую не успевает достаточно оперативно откликнуться на запросы практики, и живой опыт мастеров и новаторов оказывается наиболее оперативным способом решения острых практических вопросов.

Наконец, известно, что сами рекомендации науки в силу ряда причин внедряются непросто. Живой опыт, пример коллег отличается наглядностью, его легче заимствовать, распространять, он более инструментален, его результаты наглядны и осязаемы.

Поэтому научные рекомендации лучше идут в массовую практику, будучи освоены сначала в передовом опыте.

Какой же опыт мы вправе квалифицировать как передовой? По качественной характеристике передовой опыт не только противопоставляется отрицательному, но и не совпадает полностью с наиболее близким ему опытом положительным.

Положительный опыт — это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям. Этот опыт, как правило, опережает тот уровень, который достигнут в массовой практике.

Передовой опыт — это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса и

Источник: https://referat.co/ref/211956/read

Изучение и обобщение передового педагогического опыта / Статьи

  • Автор Дейко Лариса Анатольевна
  • Место работы: МАОУ МУК
  • Должность: методист
  • Успешное решение сложных задач качественного профессионального образования во многом зависит не только от  уровня организации учебно-воспитательного процесса в учреждении профобразования, но и от того, как в практику работы внедряются педагогические инновации.
  • Обобщение опыта – многообразный и всесторонний процесс, систематическая и планомерная работа, в которой в той или иной мере принимает участие каждый работник системы профобразования.
  • Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта невозможно без тщательно продуманной и научно обоснованной программы, а также без организации этой работы в каждом звене системы профобразования.
  • Сущность передового (результативного) опыта
  • В словаре педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
  • Педагогический опыт подразделяется на: исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса),
  • новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

В основе передового опыта лежит стремление педагогов создать индивидуальную систему профессионального мастерства, избежать шаблонные подходы, стереотипные действия. «Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников учреждения образования».

  1. Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а главное, творческого труда.
  2. Критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта.  Первым важным признаком или критерием ППО является  актуальность, т.е.

его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.

Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак ППО — высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.

Третий показатель ППО – рациональность, т.е. оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д.

Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

Четвёртый показатель ППО — стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. Пятый показатель ППО — Новизна — Отсутствие аналогов в практике педагогической  работы.

Читайте также:  Взаимные превращения электрического и магнитного полей - справочник студента

Шестой показатель ППО — Значимость .  Опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов. Седьмой показатель ППО – Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике (по данным мониторинга).

Восьмой показатель ППО — соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Девятый – Воспроизводимость. Идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической  работы.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.

Выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распространения и заимствования другими педагогами.

Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).

Итак, после выявления опыта начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Изучение передового педагогического опыта 1.

 Изучению и обобщению может подлежать: — целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года); — система работы педагога по какой-либо одной проблеме (может быть изучена в течение года); — использование одного эффективного приёма (время изучения определит сам педагог); — опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод); Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определённой системе: метод, технология, отдельный приём, способ, средство и т.п. 2. Основанием для внесения в план изучения и обобщения того или иного объекта является востребованность педагогического опыта.  Изучение опыта – процесс глубокого ознакомления с ним: сбор фактического материала о педагогическом процессе, его результатах. Очень важно установить, чем же изучаемый опыт отличается от существующего массового, выявить в нём общее, особенное, специфичное. В процессе работы изучается суть опыта, его проявления, задачи, содержание, технологии, формы, методы, приёмы, средства, конкретные условия его возникновения и развития, особенности личностных качеств педагога, продолжительность времени становления опыта, результат. Планирование работы по изучению и обобщению передового опыта строится по формуле:

Цель (для чего?) – содержание (что?) – методы, средства (как?) – результат (какой?).

Планировать такую работу не просто – её нельзя выразить в количественных показателях. Длительность изучения и обобщения педагогического опыта находится в прямой зависимости от объёма изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одного учебного полугодия, а может планироваться на год и более.

Методы изучения педагогического опыта

Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы: 1.

Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе образовательного мониторинга учащихся; сравнение документов автора педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; 2.

Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта. 3. Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации образовательно-воспитательных процессов и явлений. Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным. 4.

Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов. 5. Метод самооценки: метод, оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей. 6.

Беседа: ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. 7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов. 8.

Изучение продуктов деятельности: изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности. 9.

Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим):  Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. 10. Обработка фактического материала осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей. Используя перечисленные методы обработки фактического материала, педагогический опыт может быть обобщен в следующих формах:  доклад, статья, отчет;  буклет, плакат, листовка;  кинофильмы, компьютерные презентации, видеоролики;  видеозапись, магнитофонная запись;  методические разработки и др.).

  • Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и, при необходимости, добрать его, провести практическую проверку полученных результатов.
  • Обобщение педагогического опыта

Обобщение опыта предполагает: выделение главных идей опыта, оценку его по выше названным критериям, его характеристику в категориях педагогики (цель, содержание, технологии, формы, методы, приёмы, средства, условия, результаты), описание с обозначением составных элементов опыта и раскрытие связей между ними.

Обобщить опыт – значит описать его в виде целостной структуры. Понять, почувствовать, увидеть структуру опыта – важная задача педагога, обобщающего свой или чужой опыт. Собранные факты и материалы необходимо систематизировать по отдельным вопросам, которые исследовались в работе педагога.

Затем выделить типичное, характерное, отбросив второстепенное, несущественное, сделать обоснованные выводы. Провести педагогический анализ отобранных и систематизированных материалов. Собрав достаточный материал, проанализировав и обобщив его, педагог  описывает опыт, прилагает к нему необходимый материал (перечень его зависит от сути изучаемого опыта).

Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

Рекомендации по описанию опыта работы

1. Начинать описание опыта педагога (творческой группы, коллектива) следует с определения и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость именно этого опыта и его обобщения. Необходимо показать его актуальность, значение (место) в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса. 2.

Выделить главную педагогическую идею, на которой основывается рассматриваемый опыт. Тема обобщаемого материала должна отражать основную мысль опыта. 3. Описать становление и развитие опыта, конкретные условия, в которых он формировался и при которых обеспечивается возможность достижения оптимальных результатов.

Указать длительность функционирования опыта (время отсчитывается от момента начала целенаправленного изучения опыта, выявления его результативности).

4. Описание должно быть достоверным и объективным. Необходимо описать технологию опыта (систему конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, дать их краткую характеристику). Описывать можно в следующей последовательности:

— подготовительный этап; — этап непосредственной организации деятельности; — этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность. 5. Отметить трудности, с которыми столкнулся носитель опыта, спрогнозировать границы применения обобщенного опыта. 6. Изложение должно быть конкретным, логичным, с вычленением в нем главных моментов.

Описание опыта работы — процесс достаточно трудоемкий, требующий глубоких знаний педагогики и психологии, исследований в области педагогических технологий (как новых, так и использовавшихся ранее), умений отличать в своем опыте НОВИЗНУ.

Итогом работы является составление информационной карты об опыте работы, которая будет доведена до предполагаемых пользователей имеющимися в методическом центре (кабинете) информационными средствами.

Информационная карта о передовом педагогическом опыте 1. Автор опыта (педагогический коллектив)__________________________ 2. Адрес________________________________________________________ 3. Теоретическая интерпретация опыта (его сущность, результативность, трудоёмкость осуществления, возможность и условия освоения)_______________________________ 4.

Творчески находки автора_______________________________________ 5. Источник информации и публикации_____________________________ 6. Экспертное заключение_________________________________________ 7.

Распространение опыта_________________________________________ Автор опыта (подпись)____________________________________________ Эксперт (подпись)________________________________________________

  1. Научный руководитель (подпись)_____________________________
  2. Пропаганда, распространение и внедрение педагогического опыта Форма распространения ППО зависит от уровня обобщения передового педагогического опыта.
  3. Практический (наиболее часто применяемый) уровень обобщения педагогического опыта: описание приемов и методов работы; показ результативности работы; показ системы работы.

Формы: открытый урок (воспитательное мероприятие), семинар-практикум, творческий отчет, выставка, портфолио, презентация, реферат, справка.

Методический (наиболее продуктивный!) уровень обобщения педагогического опыта: выделение ведущей педагогической идеи опыта; характеристика условий развития опыта; анализ результативности работы; подготовка методических разработок и рекомендаций.

Формы: педагогические чтения, школа педагогического опыта, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, методический плакат, видеофильм и др.

Научный (наиболее способствующий мотивации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Формы: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических

конференций и др.

Передовой педагогический опыт может быть представлен методическими разработками, программами, проектами, другими материалами, отражающими научную и практическую деятельность творчески работающих педагогов.

Важно не только выявить и изучить опыт работы, но и уметь грамотно его представить не только на уровне учебного заведения, но и на областных и краевых выставках научно-методической литературы и передового педагогического опыта, конкурсах профессионального мастерства.

  • Уровень культуры подачи и оформления материалов является одним из важных критериев оценки работ, представляемых на областные и республиканские выставки и конкурсы.
  • Требования к оформлению предоставляемых материалов Структура материала определяется автором (составителем) в соответствии с поставленной задачей и может модифицироваться в зависимости от конкретного материала. Материал содержит следующие структурные элементы: — обложка (титульный лист); — информационный лист; — рецензия; — аннотация; — содержание (оглавление); — введение; — основная часть; — заключение; — литература;
  • — приложение (составляется при необходимости).

Т.о. выявление, обобщение и распространение передового опыта способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы работы, применять их на практике.

Вам понравился материал?

Источник: http://lomonpansion.com/articles_2_3493.html

Организация работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опытаявляется неотъемлемой частью методической работы дошкольной образовательной организации.

Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Объективные предпосылки обобщения опыта:

  • Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.
  • В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении дошкольников.
  • В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и заместитель заведующего по УВР (старший воспитатель), наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.

Цель: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МДОУ на основе его научного осмысления и анализа.

Задачи:

1.Создать в МДОУ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

  1. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
  2. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
  3. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
  4. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.
Читайте также:  Неравенство клаузиуса - справочник студента

Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по обобщению и распространению передового педагогического опыта предполагает осуществление ряда последовательных этапов.

I этап — выявление прогрессивного опыта

 На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт. Очень важно на первом этапе отобрать наиболее существенное, дать предварительную оценку собранному материалу. Поэтому необходимо определить критерии оценки по показателям.

  • Критерии оценки передового педагогического опыта.
  • I  Критерий — высокая эффективность
  • Опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта
  • II  Устойчивость результатов
  • Мгновенное улучшение или единичный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога
  • III  Сбалансированность и комплексность результатов
  • Данный критерий позволяет установить не только слагаемые опыта, причинно-следственные связи между ними но и то, какими средствами и при каких условиях он был достигнут; позволяет определить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе.
  • IV Рациональность затрат времени, условий, средств.
  • Критерий оценивает перегрузку педагогов: результаты, оторванные от анализа процесса труда педагогов и детей, не дают основания отнести опыт к передовому; ППО предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени.
  • V Соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материальной базе
  • Критерий определяет насколько возможно воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педагогов
  • Примечание: Все названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно.
  • Методы выявления:
  • — анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;
  • — просмотр организованной образовательной деятельности в образовательном учреждении;
  • -оперативный и тематический контроль;
  • — конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары и др.
  • — анализ анкет педагогов.
  • В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.
  1. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя (1 раз в месяц)
  2. Проведение консультаций по накоплению материала.
  3. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)
  4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)
  5. Опрос детей, беседа, проведение контрольной образовательной деятельности с детьми.
  6. Отчёт воспитателя в ходе работы
  7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.

II этап — выделение прогрессивного опыта из массовой практики на основе разработанных критериев (изучение)

Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

 Методы изучения:

  • Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга качества образовательного процесса; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.
  • Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).
  • Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
  • Наблюдение: сбор информации при наблюдении
  • Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
  • Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
  • Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

 III этап — научно обоснованное обобщение передового опыта

Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е.

раскрыть способы и приёмы, с  помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение — трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта.

В практике нашего ДОУ опыт  обобщается по-разному: в виде буклетов, плакатов, докладов. На данном этапе не исключается работа самого педагога по описанию личного опыта.

Соотнесение уровней и формы обобщения:

  1. Практический,формы обобщения:открытый просмотр, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.
  2. Методический, формы обобщения:педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.
  3. Научный, формы обобщения:публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Примерный план описания педагогического опыта воспитателя

1.Тема педагогического поиска (она должна отражать проблематику, например: «Использование развивающих игр в совместной деятельности с детьми раннего возраста»).

2.Обоснование темы (обосновывается актуальность разработок педагога и раскрывается противоречие в практике работы ДОУ, на разрешение которого направлен творческий поиск педагога).

3.Цель и задачи педагогического опыта (цель — основной конечный результат работы. Задачи раскрывают, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута).

  1. 4 .Сроки работы (период, за который реализуются конечные результаты)
  2. 5 .Достигнутые результаты работы (указывается новое, оригинальное)
  3. 6 . Форма обобщения опыта
  4.  Формы представления опыта:

Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например: показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Воспитатель может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Выступление на педагогическом совете может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

Коллективный просмотр;

Школа передового опыта (ШПО), которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу.

Предполагается проведение нескольких просмотров, после каждого из которых руководитель ШПО разъясняет, почему он поступил так, а не иначе, чем руководствовался в своих действиях, показывает детские работы, свой план, отвечает на вопросы участников ШПО и предлагает задания: использовать в своей педагогической практике тот или иной приём, способ организации и т.п.

Перед началом следующего просмотра проводится беседа о том, что удалось слушателям ШПО использовать в своей практике и каковы результаты. В конце года руководитель ШПО посещает слушателей и анализирует, в какой степени они овладели материалом. Количество слушателей не должно превышать 3-4 человека;

  • Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
  • Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
  • Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
  • Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла ООД по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
  • Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
  • Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
  • Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
  • Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
  • Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя;
  • Изучение методических материалов и деловой документации;
  • Тематические и персональные выставки автора опыта;
  • Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
  • Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
  • Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
  • Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельной ООД, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

 IV этап — распространение и организация передового педагогического опыта

Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в дошкольную практику видов передового опыта.

         Что означает — внедрить опыт в  практику работы? Это значит повысить качество образовательного процесса в ДОУ. О внедрении можно говорить тогда, когда уже достигнуты его результаты, а может быть, улучшены. Опыт может внедряться полностью, а может только то,  что является необходимым и  может привести к результатам, или исходя из трудностей.

  1. Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:
  2. -тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);
  3. -составление перспективного плана внедрения на каждый месяц;
  4. -проведение коллективного просмотра (2 раза)
  5. -составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.
  6.          С целью оказания помощи педагогам в ДОУ проводятся следующие мероприятия:
  7. -проведение семинара после изучения опыта;
  8. -просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,
  9. -изучение новинок литературы по данному вопросу;
  10. -организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,
  11. -показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;
  12. -проведение консультации «Как работать с докладом».
  13. -осуществление контроля за внедрением после того, как научили внедрению (может быть проведена тематическая проверка по внедрению).

         Работа по изучению, обобщению и внедрению опыта планируется ежемесячно. С этой целью в планах заведующего и старшего воспитателя на месяц выделен раздел «Изучение, обобщение, внедрение передового педагогического опыта».

  •          В ходе реализации работы по распространению передового опыта составляется информационная карта «О педагогическом поиске».
  • Информационная карта № __ «О педагогическом поиске»
  • Направление поиска:
  • Содержание опыта:
  • Предмет:
  • Публикации и рукописные материалы:
  • Условия формирования опыта:
  • Распространение опыта:
  • Достигнутые (или предполагаемые) результаты:
  • Подпись автора-Подпись эксперта
  •  Дата:
  •          Таким образом, созданная в ДОУ система работы по обобщению и внедрению передового педагогического опыта способствует повышению профессионализма педагогов, их  мастерства и творческих возможностей.

Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого дошкольного учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.

С воспитателями, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать воспитатель.

Источник: https://zddou29.edumsko.ru/activity/methodical_work/analytical/post/299486

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector