Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей — справочник студента

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей
Рубрика (тематическая категория) Гуманитарные дисциплины
Articles-ads

Восприятие связано с особенностями личности. На процесс восприятия объективнои̌ реальности влияют знания, интересы, эмоции, привычные установки и др. Если исходить ᴎɜ того, что люди различаются по своим установкам и интересам, по своим характеристикам, то и в восприятии существуют индивидуальные различия.

Несмотря на эти различия в восприятии достаточно велики, ᴛᴇᴍ не менее, выделяются определенные типы различий. Они будут характерны целой группы людей, а не одного конкретного человека.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В первую очередь к их числу относят различия между синтетическим и аналитическим восприятием. Индивидуальные различия в восприятии показаны на схеме.

Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей - Справочник студента

Синтетический тип восприятия

Синтетический тип восприятия характеризуется у людей к нему склонных, общее впечатление от предмета, общие особенности того, что воспринято, представлено ярче всœего. Человек с синтетическим типом восприятия меньше всœᴇᴦο внимания обращает на детали и на подробности, не выделяет их специально, по϶тому многие детали остаются незамеченными. Представители данного типа восприятия больше улавливают смысл целого, а не детальное содержание, восприятия которого им необходимо ставить специальную задачу.

Аналитический тип восприятия

Аналитический тип восприятия или детализирующий, представляет собой противоположность синтетического типа восприятия. Люди, имеющие данный тип, склонны к четкому выделению деталей и подробностей, их восприятие направлено именно на ϶то. Общий смысл воспринятого у них отходит на второй план, а иногда не замечается совсœем.

Как и в первом типе, им необходимо ставить перед собой специальную задачу, чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет. Рассказы таких людей, как правило, наполнены большими подробностями, за которыми часто теряется смысл целого.

Другие типы восприятия

К другим типам восприятия относятся, например:

  • Описательный и объяснительный. Лица описательного типа ограничиваются фактической сторонои̌ того, что видят и слышат и не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Вне поля их внимания остаются движущие силы поступков людей. Люди объяснительного типа, напротив — не удовлетворяются дано в восприятии. Им необходимо объяснить увиденное и услышанное. Чаще всœᴇᴦο данный тип поведения сочетается с целостным или синтетическим типом восприятия;
  • Объективный и субъективный тип восприятияВажно сказать, что для объективного типа важно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Представители субъективного типа привносят многое от себя и выходят за пределы того, что дано фактически. Чаще всœᴇᴦο передают не восприняли, а свои субъективные впечатления.

Среди индивидуальных различий восприятия большую роль играют различия в наблюдательности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Позиционные системы счисления - справочник студента

Оценим за полчаса!

Наблюдательность

Под наблюдательностью понимается умение в предметах и явлениях подмечать в них мало заметно и не бросается в глаза само собой. Признаком наблюдательности быстрота восприятия чего-либо малозаметного. Умение ϶то характерно далеко не всœех людей и в разнои̌ степени.

В основном различия в наблюдательности зависят от индивидуальных методностей человека. Именно она ᴛᴇᴍ фактором, который методствует её развитию.

Существуют различия восприятия по степени преднамеренности:

  • Преднамеренное – произвольное восприятие. С самого начала оно регулируется задачей – воспринять тот или инои̌ предмет, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-то деятельность и осуществляться по ходу её выполнения, но может выступать и как самостоятельная деятельность;
  • Непреднамеренное или непроизвольное восприятие. При данном восприятии человек не руководствуется заранее поставленнои̌ целью воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

Как и восприятие, наблюдательность не врожденнои̌ характеристикой. Новорожденный ребенок не может воспринимать окружающий мир в виде целой предметнои̌ картины. Эта методность по значительно позже.

Признаки предметного восприятия у ребенка, по мнению Б.М. Теплова, начинают проявляться в раннем младенческом возрасте – начинают формироваться действия с предметами. В 5-6 месяцев начинается фиксация взгляда на предмете.

Под влиянием игровой деятельности к дошкольному возрасту у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Они включают методность, воспринимаемый в зрительном поле объект, расчленять на и объединять ᴇᴦο в целое.

Условием развития восприятия труд, как физический, так и умственный. Не менее важно ребенка уе в игре, в ходе которой он расширяет двигательный опыт и представление об окружающих ᴇᴦο предметах.

Восприятие времени представляет большую трудность ребенка – ему сложно овладеть такими понятиями, как ʼʼзавтраʼʼ, ʼʼвчераʼʼ, ʼʼраньшеʼʼ, ʼʼпозжеʼʼ.

Восприятие изображений предметов то вызывают определенные затруднения. Рассказывая о том, что на картинке, дошкольники делают ошибки в узнавании изображенных предметов, опираясь на какие-то случайные признаки.

Безусловно, недостаточность знаний и небольшой практический опыт играют в ϶том важную роль.

Со временем эти проблемы устраняются, и восприятие старшᴇᴦο школьника практически не отличается от восприятия взрослого человека.

Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей»2018-2019.

  • — Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

    Индивидуальные различия восприятияВосприятие связано с особенностями личности. На процесс восприятия объективной реальности влияют знания, интересы, эмоции, привычные установки и др. Если исходить из того, что люди различаются по своим установкам и интересам, по своим… [читать далее].

  • Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/23427_individual_nye_razlichiya_v_vospriyatii_i_ego_razvitie_u_detey

    Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты

    Восприятие во многом зависит от особенностей личности.

    Знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на человека, влияет на процесс восприятия объективной реальности.

    Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, то можно утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

    Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.

    Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности.

    Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются не замеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части.

    Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

    Лица с другим типом восприятия – детализирующим, или аналитическим, – наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направлено их восприятие.

    Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается.

    Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

    Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов.

    Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов.

    Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.

    Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления.

    Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное.

    Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

    Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя.

    Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом.

    Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

    Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

    Наблюдательность заключается в умении подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения.

    Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-то мало заметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности.

    Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.

    Существуют также различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии человек не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей – воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

    Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

    Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

    Поэтому наблюдение – это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.

    Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важны его планомерность и систематичность.

    Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности.

    Читайте также:  Содержание понятия лидерства в управлении организацией - справочник студента

    Только при таком подходе наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.

    Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины.

    Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже.

    О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.

    По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2–4 месяца), когда начинают формироваться действия с предметами.

    К 5–6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В.

    Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте.

    При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

    В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом.

    На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз.

    На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

    Весьма интересен вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком. Прежде всего ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов.

    Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени.

    Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

    Психология bookap

    Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки.

    Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт.

    Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации.

    Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

    Источник: https://bookap.info/book/maklakov_obshchaya_psihologiya_otvety_na_ekzamenatsionnye_bilety/gl22.shtm

    Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов»

    ^ Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, инте­ресы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас. влияют на процесс восприятия объективной реальности.

    Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 8.2).

    Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выде­лить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и ана­литическим, восприятием.

    Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности.

    Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую оче­редь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части.

    Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

    Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие.

    Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замеча­ется. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается.

    Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

    Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее про­дуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих ти­пов.

    Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое по­зволяет человеку быть неординарной личностью.

    Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объясни­тельный.

    Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания.

    Напротив, лица, относящиеся к объяснительно­му типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

    Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя.

    Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъек­тивные впечатления об этом.

    Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

    Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют раз­личия в наблюдательности.

    Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или ха­рактерно с какой-либо точки зрения.

    Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюда-

    тельность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особен­ностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способ­ствующим развитию наблюдательности.

    Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произ­вольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуем­ся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет.

    Вос­приятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной пред­мет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

    Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная дея­тельность.

    Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно высту­пает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью про­следить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Поэтому наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматри­ваться как характеристика активности восприятия.

    Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигатель­ной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность.

    Хорошее наблюдение, направленное на широ­кое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ни­чего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.

    Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окру­жающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметно­го восприятия у ребенка проявляется значительно позже.

    О первоначальном вы­делении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.По мнению Б. М.

    Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начи­нают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда на­чинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он опери­рует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, толь­ко начинается.

    Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществ­ляется и в более позднем возрасте.

    При переходе от преддошкольного к дошколь­ному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способностьмысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном ноле, иссле­дуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

    В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприя­тия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со ста­новлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предме­том. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами пред­метов при помощи движений рук и глаз.

    На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

    Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, например но выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности.

    Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

    Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе — это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в срав­нении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количе­ство ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого.

    Например, при воспри­ятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприя­тие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных пред­метов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосуществен­ные признаки.Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других осо­бенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

    ^

    В каждый момент времени на наши органы чувств действует много предметов, но не все они воспринимаются одинаково. Одни из них выделяются нами, высту­пают «на передний план», и мы сосредоточиваемся на них.

    Другие — словно отхо­

    дят «на задний план», в известном смысле сливаются друг с другом, воспринима­ются менее ясно. В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприя­тия, т. е.

    то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступаю­щие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план».

    Для того чтобы наглядно представить суть данной проблемы, приведем не­сколько примеров. Когда мы достаем книгу из книжного шкафа, мы воспринима­ем много других книг, но предметом, или объектом, восприятия является лишь та книга, которая нам необходима в данный момент и которую мы ищем. Все осталь­ные книги воспринимаются нами только как фон.

    То же самое бывает и в других модальностях восприятия. Например, мы идем и с кем-то разговариваем. При этом мы слышим слова не только нашего собеседника, но и многие другие звуки. Одна­ко слова говорящего человека воспринимаются нами более отчетливо, как пред­мет, а все остальные звуки воспринимаются менее отчетливо, т. е. являются фо­ном.

    Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рас­сматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

    Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение дина­мическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре­мя стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Под­тверждением этого является следующий пример. На рис. 8.

    Читайте также:  Условие стационарности тока - справочник студента

    3 изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисун­ку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В другом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия.

    Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружа­ют, людей, животных и др. Гораздо хуже выделяются отдельные части предмета.

    В этом случае часто требу­ется усилие для того, чтобы воспринять часть как осо­бый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисун­ка, который рассматриваем. Именно на этом построе­ны встречающиеся в детских журналах задачи, в ко­торых нужно найти различие между двумя схожими рисунками.

    Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет Рис. 8.3. Фигура и фон

    выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предме­том. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написан­ное мелом на классной лоске, хорошо заметно и со­всем незамеченным может быть исправление в тет­ради ученика, сделанное учителем теми же черни­лами, которыми пишет ученик.

    Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схо­жих предметов. Например, достаточно трудно про­следить но карте течение реки, если она окружена другими реками.

    Следовательно, для того чтобы об­легчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие. И наобо­рот, там, где надо затруднить выделение предмета из фона, необходимо умень­шить их раз;! им не.

    Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что надо най­ти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделение предмета из фона облегчает возможность обвести контуры предмета или пере­брать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.

    Для подтверждения наших слов давайте особым образом трансформируем ри­сунок 8.3. Поменяем на нем цвета на противоположные и внесем некоторые изме­нения в изображение (рис. 8.4).

    В результате на первый план для большинства наблюдателей выступают профили человеческих лиц, а ваза становится практиче­ски незаметна.

    Это связано с тем, что, во-первых, вы уже знакомы с вариантом данного рисунка и готовы к встрече с его модификациями; во-вторых, мы поменя­ли соотношения цветов; в-третьих, мы частично изменили феноменологическое поле нашего восприятия, изменив очертания вазы.

    ^

    Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.

    Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Например, при быстром взгляде на слово, сходное с другими словами

    (например «пол», сходное с «кол», «вол» и др.) и написанное отдельно, вне какого-либо контекста, мы легко можем прочитать его неверно (вместо «пол» — «гол»), если только одна из его букв будет написана недостаточно четко (в данном случае «п»).

    Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет.

    Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий пред­мет, мы узнаем этот предмет (рис. 8.5). Это происходит потому, что каждый пред­мет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки.

    Отсут­ствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприя­тии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

    Данное положение верно не только по отношению к рисункам, но и по отноше­нию к другим явлениям. Например, приведем слово, в котором отдельные буквы пропущены:

    Источник: http://mir.zavantag.com/psihologiya/635040/index.html?page=24

    Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

    Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители!
    Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, какие существуют основные индивидуальные различия в восприятии и развитии у детей? Жду мнения ваших экспертов и специалистов. 
     

    В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в фундаменте.

    ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

    После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, РАЗВИТИЕ.

     

    ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ИССЛЕДОВАНИЕ – это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

    В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо. ВОСПРИЯТИЕ – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

    РАЗВИТИЕ – это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

     

    Стоит отметить, что восприятие связано с особенностями личности. На процесс восприятия объективной реальности влияют знания, интересы, эмоции, привычные установки и др. Если исходить из того, что люди различаются по своим установкам и интересам, по своим характеристикам, то и в восприятии существуют индивидуальные различия.

     

    Так, несмотря на то, что эти различия в восприятии достаточно велики, тем не менее, выделяются определенные типы этих различий. Они будут характерны для целой группы людей, а не для одного конкретного человека.

    Стоит дополнить, что синтетический тип восприятия характеризуется тем, что у людей к нему склонных, общее впечатление от предмета, общие особенности того, что воспринято, представлено ярче всего.

    Человек с синтетическим типом восприятия меньше всего внимания обращает на детали и на подробности, не выделяет их специально, поэтому многие детали остаются незамеченными.

     
    На этом наш урок можно объявить завершенным. Я рассчитываю, что Вы усвоили, какие формы мышления существуют в современной психологии, стоит отметить, что каждый из этих видов оказывает определенное воздействие на развитие и формирование личности. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.  

    Желаем удачи и успехов в работе, учебе!

    Источник: http://ru.solverbook.com/question/individualnye-razlichiya-v-vospriyatii-i-ego-razvitie-u-detej/

    �ндивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

    Восприятие во многом зависит от особенностей личности: знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на человека, влияет на процесс восприятия объективной реальности. Можно утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 8.2).

    • Выделяются определенные типы индивидуальных различий, характерные РЅРµ для РѕРґРЅРѕРіРѕ конкретного человека, Р° для целой РіСЂСѓРїРїС‹ людей:
    • В· различия между целостным Рё детализирующим,
    • В· синтетическим Рё аналитическим восприятием.

    Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности, не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь, многие детали остаются незамеченными ими. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

    Детализирующий, или аналитический – люди с таким типом восприятия склонны к четкому выделению деталей и подробностей.

    Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается.

    Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается.

    �х рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

    Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов.

    Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов.

    Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.

    1. Другие типы восприятия.
    2. · Описательный – люди ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления; движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания.
    3. В· Объяснительный — люди, относящиеся Рє этому типу, РЅРµ удовлетворяются тем, что непосредственно дано РІ восприятии, всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное; этот тип чаще сочетается СЃ целостным, или синтетическим, типом восприятия.
    4. В· Объективный тип восприятия — характерно строгое соответствие тому, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ действительности.
    5. В· Субъективный — люди СЃ этим типом восприятия выходят Р·Р° пределы того, что РёРј дано фактически, Рё РїСЂРёРІРЅРѕСЃСЏС‚ РјРЅРѕРіРѕРµ РѕС‚ себя; РёС… восприятие подчинено субъективному отношению Рє тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению; рассказывая Рѕ чем-либо, склонны передавать РЅРµ то, что восприняли, Р° СЃРІРѕРё субъективные впечатления РѕР± этом; РѕРЅРё больше РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ том, что чувствовали или что думали РІ момент событий, Рѕ которых РѕРЅРё рассказывают.
    • Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия РІ наблюдательности.
    • Наблюдательность — это умение подмечать РІ предметах Рё явлениях то, что РІ РЅРёС… мало заметно, РЅРµ бросается РІ глаза, РЅРѕ что существенно или характерно СЃ какой-либо точки зрения.
    • В· Характерный признак наблюдательности — быстрота, СЃ которой воспринимается что-либо малозаметное.
    • В· Наблюдательность присуща далеко РЅРµ всем людям Рё РЅРµ РІ одинаковой степени.
    • В· Различия РІ наблюдательности РІ значительной степени зависят РѕС‚ индивидуальных особенностей личности.
    • В· Любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.
    • Существуют различия восприятия РїРѕ степени преднамеренности.
    • Принято выделять:
    • В· непреднамеренное (или непроизвольное) –человекне руководствуется заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет, восприятие направляется внешними обстоятельствами;
    • В· преднамеренное (произвольное) восприятие — СЃ самого начала регулируется задачей — воспринять тот или РёРЅРѕР№ предмет или явление, ознакомиться СЃ РЅРёРј, может быть включено РІ какую-либо деятельность Рё осуществляться РїРѕ С…РѕРґСѓ ее выполнения.
    • Восприятие как самостоятельная деятельность особенно СЏСЃРЅРѕ выступает РІ наблюдении, которое представляет СЃРѕР±РѕР№ преднамеренное, планомерное Рё более или менее длительное (хотя Р±С‹ Рё СЃ перерывами) восприятие СЃ целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ РІ объекте восприятия.
    • Наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности, Р° наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.
    • Наблюдательность, как Рё восприятие РІ целом, РЅРµ является врожденной характеристикой.

    Формирование восприятия (Б. М. Теплов).

    1. 1Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться действия с предметами.
    2. 2К 5-6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует.
    3. 3При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
    4. 4В процессе обучения ребенка в происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов:
    5. В· I этап — становление адекватного образа предмета РІ процессе манипуляции этим предметом;
    6. · II этап- дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз.

    В· Следующие этапы — дети приобретают способность быстро Рё без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать РёС… РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ этих свойств РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°; РІ процессе восприятия уже РЅРµ принимают участия какие-либо действия или движения. Важна активная познавательная деятельность – задания, домашние обязанности, творчество (рисование, лепка, занятия музыкой, чтением Рё РґСЂ.), участие РІ РёРіСЂРµ.

    • Особенности детского восприятия РІ сравнении СЃ взрослым человеком:
    • В· ребенок совершает большое количество ошибок РїСЂРё оценке пространственных свойств предметов — линейный глазомер Сѓ детей развит значительно хуже;
    • В· большую трудность представляет для детей восприятие времени — очень трудно овладевают понятиями «завтра», «вчера», «раньше», «позже»;
    • В· затруднения возникают Сѓ детей РїСЂРё восприятии изображений предметов, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки РІ узнавании изображенных РЅР° рисунках предметов Рё называют РёС… неправильно, опираясь РЅР° случайные или малосущественные признаки;
    • В· недостаточное умение выделить РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ РІ том, что воспринимается; РїСЂРѕРїСѓСЃРє РјРЅРѕРіРёС… деталей; ограниченность воспринимаемой информации.

    Дата добавления: 2015-11-03; просмотров: 139 | Нарушение авторских прав

    Общая характеристика восприятия | Физиологические основы восприятия | Взаимоотношение целого и части в восприятии | Восприятие пространства | Восприятие движения и времени | Определение представления и его основные характеристики | Виды представлений | �ндивидуальные особенности представления и его развитие |

    mybiblioteka.su — 2015-2020 РіРѕРґ. (0.02 сек.)

    Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/9-58709.html

    Ссылка на основную публикацию