Индивидуальные особенности памяти и её развитие — справочник студента

Каждый человек по-своему запоминает информацию. При этом нередко затрудняется объяснить, как это у него получатся. А происходит это благодаря неповторимым особенностям памяти, присущим каждому. Человек, обладающий хорошей памятью, забывает. Многое помнят и люди с плохой памятью. Очень хорошо запоминаются факты, имеющие для нас большое значение.

Память конкретного человека предпочитает определенную модальность — слуховую, звуковую, двигательную. С другой стороны, разные люди имеют неодинаковые способности к организации материала.

Предпочитаемая модальность

Рассмотрим первую особенность памяти – предпочитаемую модальность. Один человека с высокой точностью воспроизводит недавно услышанную музыку. Другие лучше запоминают сложнейшие формы и контуры.

У третьих без труда вырабатываются двигательные навыки. Отдельный интерес представляет работа зрительной памяти. Сдающий экзамен студент, написал ответ на бумаге и оставил один лист пустым.

Как впоследствии выяснилось, это место предназначалось для иллюстрации, которую студент не вспомнил.

Эти способности могут быть с рождения, а также приобретаться личностью в результате профессиональной деятельности или влияния среды.

Так, дегустатор с легкостью ориентируется в многообразии вкусов, высококвалифицированный радист запоминает от 10 до 20 подряд идущих знаков, педагог без труда вспоминает фамилии и лица, а мастера ткацкого дела способны различать оттенки черного.

Психологи отмечают связь между эффективностью запоминания и подключением личностью нескольких модальностей, например, зрительной и слуховой. Так, некоторые люди быстрее запоминают при ходьбе. А первоклассник водит пером по бумаге, одновременно двигая губами и языком.

Память человека может достигать такого уровня, когда говорят о феноменальности в целом или необычной продуктивности ее частей. Из уроков истории известны примеры этому: Македонский, Суворов и Наполеон знали своих солдат поименно, а Сенека воспроизводил 2 000 запомненных слов.

Уровень организации памяти

Разберем следующее свойство памяти человека – уровень ее организации. Исследования психологов показывают, что одним людям присущи чувственные (наглядные) формы запоминания. Другим — использование суждений, обобщенных с помощью речи. Первых относят к «художественному», вторых – к «мыслительному» типу.

Величина оперативной единицы – еще одна уникальная черта памяти человека. Проследим ее связь с тем, как усваивается письменная речь с момента начала обучения чтению. Первоклассник вначале учится читать по слогам, затем целиком воспринимать слова и предложения. Взрослый человек демонстрирует большие способности.

Он может одномоментно усваивать от нескольких абзацев до более крупных блоков текста. Тот же процесс происходит в памяти. Оперативная единица запоминания – это кусок информации, который вводится в память и имеет различную емкость в зависимости от конкретного человека.

Следовательно, уровень организации памяти основан на индивидуальных формах запоминания и емкости оперативной единицы.

Индивидуальные особенности памяти и её развитие - Справочник студента

Индивидуальные характеристики памяти

«У человека отличная память» – под этим подразумевают такие ее качества, как быстрота, прочность, готовность и точность. Еще одной особенностью считают связь нескольких из этих четырех характеристик. Например, быстрое запоминание и медленное забывание (наилучший вариант) или медленное запоминание и медленное забывание.

Индивидуальные различия памяти у людей имеют связь со спецификой профессии – у них развиты способности к тому виду памяти, который соответствует профессиональным занятиям. Так, слуховой тип лучше развит у музыкантов, словесно-логический – у математиков, а зрительный – у художников.

Отметим различия между видами и типами памяти. Виды определяют то, что мы хотим запомнить. А из-за того, что запоминаем мы неоднородную информацию, используются всевозможные виды памяти.

Но типы определяются тем, с какими образами приходится оперировать мнемическим процессам. Поэтому тип памяти – это качество индивидуальное.

Одним для того, чтобы вспомнить что-либо, важно зрительное восприятие, другие оперируют слуховыми образами, третьим нужно совершать дополнительные движения.

Особенности эффективного запоминания

Эффективность работы памяти зависит от языка, который для нее предпочтительнее. Этот язык у каждого отдельного человека свой. Но это еще не предел возможного. При наличии потребности и желания, память легко улучшить, натренировать с помощью специальных методов и приемов, объединённых под общим названием «мнемотехника».

Качество запоминания определяются по трем параметрам:

  1. объем;
  2. полнота (или точность) воспроизведения;
  3. прочность (длительность) хранения.

Следовательно, должна быть направленность приемов мнемотехники на улучшение характеристик этих трех составляющих.

Интересно, что мнемотехнику использует каждый, применяя средства для облегчения запоминание. Это осмысление информации, определение главной мысли, составление плана, связь (ассоциации) и т. п.

– каждого этому учат еще в школе. Мнемотехника имеет непосредственное отношение к умственной работе человека.

На индивидуальные особенности памяти и ее развитие влияют:

  • умение сосредоточиться;
  • наблюдательность и внимательность;
  • порядок на рабочем месте;
  • любознательность;
  • самоконтроль;
  • планирование;
  • соединение работы ума с практикой.

Кибернетик современности Джон фон Нейман просчитал, что мозг человека вмещает около 1020 единиц информации. Значит, каждый в состоянии запомнить данные, которые содержатся в миллионах книг крупнейших библиотек в мире. Этот факт позволяет с уверенностью заключить: никто из нас не знает, где граница его памяти и где заканчиваются наши возможности.

Автор статьи: Сюмакова Светлана (оценок нет)

Источник: https://pamyatplus.ru/harakteristika/individualnye-osobennosti.html

Индивидуальные особенности памяти

INDIVIDUAL PECULIARITIES OF MEMORY

Tugusheva Daniya Rinatovna

student, Saratov socio-economic Institute.G. V. Plekhanova,

Russia, Saratov

АННОТАЦИЯ

В данной статье раскрываются основные аспекты памяти. Проводится тестирования, на основании которых создаются выводы. В конце даётся рекомендация для улучшения памяти.

ABSTRACT

This article describes the main aspects of memory. Tests are conducted, on the basis of which conclusions are created. At the end, a recommendation is given to improve memory.

  • Ключевые слова: Память, виды памяти, оперативно зрительная память, оперативно слуховая память, рекомендации.
  • Keyword: memory, types of memory, operative visual memory, operative auditory memory, recommendations.
  • Память содержит стадии запечатления, хранения и извлечение поступающей информации, а также является трудным и практически полностью изученным процессом.
  • Все ощущения, получаемые об окружающем мире, сохраняются, закрепляются, могут оставить отпечаток и воспроизводиться.

Память — это совокупность информации, приобретенной мозгом и используемой для управления поведением. Она включает в себя процессы запоминания, хранения и извлечения, а также забывания информации. Эти процессы называются также мнестическими. [ 1, c. 58]

Существует несколько видов памяти:

Словесно – логическая память. Человек с хорошо развитым данным видом памяти может легко запоминать имена, фамилии, слова, идеи.

Если у человека хорошо развит данный вид памяти, то он легко запоминает слова, логические конструкции, идеи, имена. Данный материал практически не вызывает визуальных связей.

Словесно-логическая память связана со складом ума человека, склонного к философским обобщениям и теоретическим рассуждениям.

Образная память. Уровень развития и функционирования образной памяти такой же как и у зрительной, слуховой, эмоциональной и двигательной памяти. Исходя из этого можно выделить такие группы людей, быстро заучивают и быстро забывают, медленно заучивают и медленно забывают, а также те, которые медленно заучивают и быстро забывают, быстро заучивают и медленно забывают.

Редко доминирует один вид памяти. Достаточно часто встречаются сочетания зрительной, слуховой, двигательной памяти. Типичными их смешениями является: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, слуховая — двигательная. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Поэтому для систематизации видов человеческой памяти существует ряд оснований.

Первое — деление памяти по длительности сохранения материала, второе – по ключевому анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Для первого случая выделяют такие виды памяти как: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая память. Во втором случае двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, эмоциональную.

Методика. Оценка оперативной зрительной памяти.

Для оперативно зрительной памяти характерно то, как долго человек сможет хранить информацию и пользоваться ей в нужных ситуациях. Длительность хранения информации – основной показатель данного вида памяти.

Уровень и показатели оперативно зрительной памяти можно определить с помощью тестирования. Человеку последовательно показывают карточки, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. На каждого человека отводится 15 минут.

После просмотра карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, на которой изображены 24 треугольника, а среди них находятся те 6 треугольников, которые тестируемый видел недавно на отдельной карточке.

Смысл задания в том, чтобы найти в матрице все 6 треугольников.

Выводы по уровням развития.

Исследование проводилось со студентами 1 курса направления «Экономика». Всего принимало участие 30 студентов. 15 студентов получили 10 баллов, что говорит об отлично развитой кратковременной памятью, 10 студентов получили 8 баллов, что говорит о хорошо развитой кратковременной памятью, 5 студентов получили 4 балла, что говорит о не вполне достаточном уровне кратковременной памяти.

  1. Нами были получены следующие данных.
  2. Таблица 1.
  3. Оценка оперативной зрительной памяти
Уровень развития памяти Высокий Средний Низкий
Кол-во студентов 15 10 5

Методика. Оценка оперативной слуховой памяти.

Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.

Таблица 2.

Перечень слов

I II III
Месяц Ковёр Вилка
Дерево Стакан Диван
Прыгать Плыть Шутить
Жёлтый Тяжёлый Смелый
Кукла Книга Пальто
Сумка Яблоко Телефон
  • После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.
  • Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.
  • В этом наборе из 36 слов в случайном порядке находятся воспринятые на слух слова из всех 3-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами.

Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая найденное слова словом «да», а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слов отводится 5 секунд. Если по истечению этого времени он не смог его определить, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Читайте также:  Предмет и задачи дидактики - справочник студента

Оценка результатов.

Во время проведения испытания 8 студентам потребовалось 2 минуты на задание с 1-2 ошибками, что говорит о хорошо развитой слуховой памятью. 13 студентам потребовалось 4 минуты и совершили они 4 ошибки, что говорит о средне развитой слуховой памяти. 9 студентов справились с испытанием за 6 минут и совершили 7 ошибок, что говорит о плохо развитой слуховой памяти.

Таблица 3.

Оценка оперативной слуховой памяти

Уровень развития памяти Хороший Средний Низкий
Кол-во студентов 8 13 9

Вывод:

Обработка данных показала, что у людей есть индивидуальные особенности, одной из которых стала память, которая имеет свои различия. Данное исследование показывает, что одним людям лучше запоминать материал опираясь на зрительные образы.

У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть.

Что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативно слуховое запоминание более высокие, чем на оперативное зрительное запоминание.

В целом оперативная слуховая память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая слуховая память т.к. у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слухового запоминания.

Хотя среди них оказались и те (в целом это один человек) у которого зрительное запоминание преобладает над слуховым, однако это преимущество не является ярким, т.к. показатели их оперативного слухового и зрительного запоминания приблизительно равны.

И всё же их зрительная оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.

Проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что память людей различается. Интерпретация данных показала, что у одних людей преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Также очень часто встречается такая категория людей, у которых зрительная и слуховая память одинаково хорошо развита.

Рекомендации по развитию памяти:

1. Перед сном красочно представляйте детали дневных впечатлений.

2. Запоминайте и сравнивайте лица прохожих людей.

Рекомендации по развитию слуховой памяти:

1. Учите каждый день небольшие стихи.

3. Воспроизводите фрагменты песен вслед за певцом, с записью или без нее.

4. Попробуйте воспроизвести какие-либо ритмичные звуки при помощи постукивания.

Список литературы:

  1. Рамендик Д.М. и др. Психологический практикум: учеб. пособие для вузов по специальности 230500 «Соц.-культур. сервис и туризм» / Д. М. Рамендик, О. В. Солонкина, С. П. Слаква. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2005. – 159 с.
  2. https://psixologiya.org/obshhaya/pp/1605-vidy-pamyati-i-ix-osobennosti-nemov-r-s.html
  3. https://mybiblioteka.su/tom3/7-42577.html
  4. https://schsad115.ru/specialist/psiholog/195-rekomendatsii-po-razvitiyu-pamyati

Источник: https://sibac.info/journal/student/83/161004

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие

В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемых типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала.

Различия типов памяти. Тип памяти определяет её модальность — зрительно, на слух или пользуясь движением. Но как правило, большинство людей обладает смешанными типами. Смешанный тип повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания и воспроизведения.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти. Так, А. Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш., который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме. Ш.

мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры.

Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входитмама.

Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается, как и длительность хранения информации.

Первоначально в дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания.

Бурное развитие памяти происходит в школьные годы.

Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти, поэтому обучение в школе можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека.

Источник: https://students-library.com/library/read/59850-individualnye-osobennosti-pamati-i-ee-razvitie

Индивидуальные особенности памяти

Память – один из основных познавательных процессов человека. Она включает в себя целый комплекс познавательных способностей и высших психических функций, помогающих человеку накапливать навыки и знания, сохранять их и воспроизводить.

Мы часто говорим о своей или чужой памяти, характеризуя её одним словом – «хорошая» или «плохая». Больше узнать о своей (и не только) памяти можно, поближе познакомившись с индивидуальными особенностями памяти человека.

То, насколько выражены те или иные свойства памяти у того или иного человека, зависит от множества факторов. Среди них, например, нейродинамические особенности; потребности, мотивы и направленность личности; специфика профессии; степень тренированности психической деятельности; особенности и состояние сенсорных систем.

Как правило, индивидуальные особенности памяти в психологии группируются на основании таких свойств:

1. Каковы ведущие характеристики памяти.

2. Каков преобладающей тип памяти человека (это зависит от преобладающего вида психической активности).

3. Каковы интересы человека и его предпочтения.

Ведущие характеристики памяти

Говоря о ведущих характеристиках памяти, мы подразумеваем следующие компоненты:

• Объем (людей с высоким показателем этой характеристики мы называем эрудитами. Если, конечно, высока точность воспроизведения).

• Скорость запоминания (если она высока, то мы говорим, что такой человек «всё схватывает на лету». Этот параметр учитывает, сколько времени или сколько повторений нужно человеку для запоминания).

• Длительности хранения информации (как долго человек помнит усвоенный материал. Выражения «память коротка» и «злой и с хорошей памятью» – об этом).

• Точность запоминания (сколько ошибок допущено при воспроизведении? Насколько точно передан смысл?).

• Устойчивость к помехам.

• Готовность к воспроизведению – быстрота реагирования (например, умение быстро сообразить, находчиво ответить. Это показатель того, насколько быстро и легко человек может вспомнить то, что ему необходимо).

Эффективность памяти определяют её объём, точность передачи информации и длительность её хранения, а значит, улучшить память — означает улучшить эти её отдельные составляющие.

Типы памяти человека

Вы, конечно, замечали, что все мы разные: одни прекрасно помнят и различают лица, но «не дружат» с цифрами, другие легко удерживают в памяти имена, но лицо вспомнить никак не могут. Кто-то затрудняется удержать в голове формулы, а вот рифмованные строки запоминает легко и помнит всю жизнь.

Такие индивидуальные особенности памяти в психологии тоже учитываются и позволяют разделить её на несколько типов. Прежде всего, различают словесно-логический и образный (одна из его форм — эмоциональный) типы памяти.

Попробуйте ответить на вопрос: прочитывая книгу, Вы представляете себе героев и события, пейзажи и обстановку (образный тип памяти), или Вам приходят на ум основные мысли, заложенные в содержании и наиболее удачные высказывания (словесно-логический тип памяти)?

Для кого-то ведущую роль при запоминании играют его непосредственные формы через наглядные, чувственные образы, а для кого-то запоминание происходит через суждения, то есть через обобщенные с помощью речи логические схемы.

Образный и словесно-логический типы памяти основываются на работе разных сигнальных систем: образный опирается на работу первой сигнальной системы, а словесно-логический — на работу второй.  Большинство людей относится к среднему типу памяти, гармонично сочетающему работу обеих сигнальных систем.

Как правило, образный тип памяти чаще встречается у людей искусства, а словесно-логический – у учёных. Хорошая образная память — признак хорошо развитого воображения, что уместно не только в искусстве, но и в самых разных проявлениях нашей жизни.

Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память (её также называют фотографической).

Её особенность заключается в том, что человек способен удерживать в памяти и детально воспроизводить воспринятое (предметы, звуки, изображения) уже после того, как воздействие на органы чувств закончено.

Запоминая и воспроизводя мысли, выраженные при помощи слов, мы задействуем словесно-логическую память. Школа также развивает прежде всего именно этот тип памяти.

Однако индивидуальные особенности памяти человека обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой из анализаторов человек задействует более активно и результативно. В этой связи типы памяти делятся на слуховой, зрительный и двигательный.

Как это выяснить? Если запоминать легче при зрительном восприятии – это признак задействования зрительного анализатора и проявления зрительного типа памяти. Если запоминать легче на слух – слухового.

Если запоминание происходит с участием движений – двигательного.

Как вариант этого типа, можно рассматривать и речедвигательный тип (запоминание сопровождается речевыми движениями: например, шевелением губами).

Двигательная память помогает легко осваивать танцевальные упражнения, правильные движения при занятиях спортом, осваивать музыкальные инструменты. Она — основа для выработки человеком двигательных навыков.

И все же чаще всего люди, запоминая предметы, используют зрительный тип памяти, а воспринимая информацию на слух – речедвигательный.

Чистые типы памяти можно встретить редко, большинство людей имеет смешанный тип памяти.

Учитывая индивидуальные особенности памяти, психологами экспериментально были получены результаты, доказывающие, что если задействовать одновременно несколько модальностей, то эффективность запоминания значительно повышается.

Читайте также:  Проектирование организационной структуры - справочник студента

Так, если одновременно использовать слуховую и зрительную память и сочетать их с компонентами рассуждения, то материал запоминается гораздо легче. Учась чему-то новому, мы подключаем мышечное напряжение, помогающее запоминанию.

Вспомните, как осваивающий письмо малыш помогает себе с помощью движений: наклоняет голову, шевелит губами, высовывает кончик языка.

Индивидуальной особенностью памяти человека является и величина оперативной единицы запоминания. У малыша, который учится читать, такой единицей является слог, по мере взросления – слово, фраза, предложение, абзац.

Способность укрупнять единицы, выделяющиеся в структуре информации, является одним из показателей тренированности памяти, наряду со свободным умением выстраивать ассоциации, выделять главное, использовать средства запоминания.

Сфера интересов и склонностей личности

Разделение индивидуальных особенностей памяти в психологии по этому признаку опирается на факты избирательности восприятия, а следовательно, и памяти. Если информация интересна и необходима человеку, то она и лучше запоминается, укладываясь в систему уже усвоенных знаний. Информация, не входящая в сферу интересов человека, иногда вообще им игнорируется.

Индивидуальные особенности памяти человека находятся в зависимости от уровня развития её отдельных процессов, от особенностей высшей нервной деятельности, от воспитания, от окружения и обучения, от привычек, от характера профессиональных требований, от предмета и способа запоминания. Тип памяти можно развивать и совершенствовать, применяя специальные упражнения. Чем больше граней восприятия мы задействуем, чем полнее воспринимаем — тем лучше будут результаты запоминания.

Индивидуальные особенности памяти могут проявляться по-разному. Иногда они выражаются в необычайном развитии памяти в целом, а иногда – в феноменальной, невероятной продуктивности её отдельных видов. История хранит множество примеров необычайной памяти, среди них:

• Никола Тесла, выдающийся физик, изобретатель, инженер, обладал уникальной фотографической памятью. Он редко ввёл записи, держа всё «в голове». Говорят, что когда в конце 19-го века от пожара погибла его лаборатория, то многие из своих изобретений он восстановил по памяти.

• Сергей Рахманинов, пианист, композитор и дирижёр, легко запоминал отрывки из сложных музыкальных произведений. Впрочем, с такой же лёгкостью он запоминал и ноты.

  • • Иван Айвазовский, выдающийся художник-маринист, большую часть своих полотен написал по памяти (а всего им было написано около 6000 работ).
  • • Уилтшир Стивен, архитектурный художник из Британии, способен, единожды увидев архитектурные пейзажи, безошибочно воспроизводить их по памяти.
  • Этот список может быть очень длинным…

Что же влияет на запоминание?

—  Учитывание и использование при запоминании индивидуальных склонностей и привычек.

—  То, насколько часто мы повторяем материал («повторение – мать учения»).

—  Наличие эмоциональной окраски (оно улучшает запоминание материала, и даже отрицательный эмоциональный фон предпочтительнее, чем нейтральный. Но эмоция не должна быть чересчур сильной).

—  Объем материала, его структурированность, осмысленность.

—  Возрастные нюансы.

—  Наличие условий для запоминания (обстановка, отвлекающие факторы и т.д.).

—  Внутреннее состояние (мотивация, целенаправленность, состояние психики и т.д.).

—  Технологии, использующиеся при запоминании (приемы мнемотехники, темп ввода информации и т.д.).

  1. Несколько советов, которые помогут повысить продуктивность памяти:
  2. • правильно формулируйте задачу запоминания: она должна отвечать требованиям к воспроизведению.
  3. • Выбирайте в материале самое главное, а всё несущественное отсекайте.
  4. • Определитесь с тем, как следует организовать материал и что выступит в роли оперативной единицы и кода запоминания.
  5. • Как можно более полно задействуйте все органы чувств.

Чтобы улучшить память, нужно также научиться, прорабатывая новый материал, вводить его в систему уже существующих знаний, а значит – быть внимательным, уметь наблюдать, концентрироваться, повторять усвоенный материал и пользоваться вспомогательными средствами (например, приемами мнемотехники). Важна также достаточная мотивированность к запоминанию и воспроизведению и соответствие целям, которых человек хочет достичь.

Память неразрывно связана с другими психическими процессами. Так, не достигнув стабильного внимания, или психологически будучи не в состоянии сконцентрироваться, или не имея времени на упорядочивание информации, мы не можем ожидать хорошего запоминания.

Тренируя память, внимание, мышление, восприятие, мы расширяем свои познавательные возможности, развиваем когнитивные функции мозга. Регулярно тренировать память и другие познавательные способности можно с помощью увлекательных развивающих игр, на тренажерах для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Shamsul arifeen

Источник: https://b-trainika.com/blog/individualnye-osobennosti-pamyati/

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие

  • Оглавление
  • Введение3
  • 1 Определение памяти. Теория памяти 4
  • 2 Виды памяти и их 
    особенности 7
  • 3 Некоторые эффекты памяти18
  • 4 Индивидуальные особенности 
    памяти и ее развитие 19
  • Заключение 25

Список используемых источников……………………………………………..26

Введение

   Целью данного 
реферата является определение 
понятия памяти, её развития, какие 
теории памяти были предложены. Дать краткое определение различным видам памяти. Описать, как происходит запоминание, хранение той или иной информации в различных видах памяти. Описать некоторые эффекты, присущие памяти.  Выделить индивидуальные особенности памяти  и ее развитие.

Задачи реферата ознакомиться с понятием память, изучить основные виды памяти, усвоить суть каждого 
из них, ознакомится с процессом 
памяти у человека, выявить индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

    Актуальность 
данного реферата – память 
не исследована полностью, в 
ней много непонятных нам процессов, 
которые непосредственно проходят 
через головной мозг. До конца непонятно как  именно мы запоминаем, каждый раз обнаруживаем что-нибудь новое.

Надо планировать работу по формированию навыков памяти и внимания на основе разработки системы задач,  заданий и упражнений и ввода рациональных приемов. И это будет актуально, так как мы претерпеваем изменения, развиваемся, придумываем все больше нового, то есть, как исследовать память. Различные приборы и методики.

Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки без чего немыслимо ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

  В реферате использованы 
труды отечественных и зарубежных 
авторов.  

1 Определение 
памяти. Теория памяти

           Память – это способ существования психики во времени, способ удержания прошлого. Память – одна из самых популярных психических особенностей человека. Каждый день мы узнаем что-то новое, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть сохранено в кладовых его мозга.

Наш мозг обладает важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её. Образцы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализатор, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия.

Они сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений в виде представлений памяти.

    Важнейшая особенность 
психики состоит в том, что 
отражение внешних воздействий 
постоянно используется индивидом 
в его дальнейшем поведении. 
Постоянное усложнение поведения 
осуществляется за счет накопления 
индивидуального опыта.

 Формирование 
опыта было бы невозможно, если 
бы образы внешнего мира, возникающие 
в коре мозга, исчезали бесследно. 
Вступая в различные связи 
между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся 
в соответствии с требованиями 
жизни и деятельности.

Значение 
памяти в жизни человека очень 
высоко. Абсолютно все, что мы 
знаем, умеем, есть следствие 
способности мозга запоминать 
и сохранять в памяти образцы, 
мысли, пережитые чувства, движения 
и их системы. Человек, лишенный 
памяти, вечно находился бы (по 
мнению И.М.

 Сеченова) в положении 
новорожденного, был бы существом 
не способным ничему научиться, 
ничем овладеть и его действия 
определялись бы только инстинктами.

  Память создает, сохраняет 
и обогащает наши знания, умения, навыки без чего немыслимо 
ни успешное учение, ни плодотворная 
деятельность. Чем больше человек 
знает и умеет, т.е. чем больше 
у него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет 
принести обществу.

   Будучи важнейшей 
характеристикой всех психических 
процессов, память обеспечивает 
единство и целостность человеческой 
личности.

   Впечатления, которые 
человек получает об окружающем 
мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при 
необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

    Память, как и 
все психические процессы, есть 
деятельность. Человек всегда осуществляет 
определенную психическую деятельность. Он запоминает наиболее прочно 
только те факты, события и 
явления, которые имеют для 
его деятельности  важное  значение. Все, что с ним связанно запоминается 
лучше, чем то, что с ним не 
связанно.

Большое влияние имеют 
эмоциональные отношения человека 
к тому, что запоминается. Все 
то, что вызывает у человека 
эмоциональную реакцию, откладывает 
глубокий след в сознании и 
запоминается прочно и надолго.

 
Продуктивность памяти во многом 
зависит от волевых качеств 
человека, и не способные к 
волевым длительным усилиям запоминают 
всегда поверхностно и плохо.

   Исследованиями памяти 
в настоящее время заняты представители 
различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многие другие. В каждой из этих наук существуют 
свои вопросы.

 Но все эти 
науки вместе взятые, расширяют 
наши знания о памяти человека, дополняют друг друга, позволяют 
заглянуть в одно из важных 
явлений человеческой психологии.

Психологическое учение о памяти 
на много старше медицинского, генетического, биохимического исследований.

  В начале XX века возникает смысловая теория памяти. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое. В настоящее время нет единой теории о механизмах памяти.

Более убедительной, выглядит, нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям.

Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.

  Другая теория, молекулярная 
теория памяти считает, что 
под влиянием биотоков в работе 
нейронов образуются особые белковые 
молекулы, на которых и «записывается» 
поступающая в мозг информация. Ученые пробуют извлечь из 
мозга умершего животного «молекулы 
памяти».

  С началом развития 
кибернетики, с появлением вычислительной 
техники и развитием программирования 
начались поиски оптимальных 
путей принятия, переработки и 
хранения информации. За несколько 
последних десятилетий в подобных 
исследованиях был накоплен богатейший 
материал. Исследование механизмов 
памяти на различных уровнях, 
безусловно, обогащают друг друга.

2 Виды памяти 
и их особенности

Существует несколько 
оснований для классификации 
видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

В первом случае выделяют сенсорную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной,  обонятельной, осязательной, эмоциональной, слуховой, словесно-логической и других видах памяти.

Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

   Сенсорная память. Как следует из ее названия, сенсорная память-это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов.

Сперлинг  показав, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время — порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам.

Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами. Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

Кратковременная память. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.

 Кратковременная память 
характеризуется не только определенной 
длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью 
одновременно сохранять определенное 
число разнородных элементов информации.

Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд, за это время сохраняется очень немного информации — например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.

В случае если информация не вводится повторно или не “прокручивается” в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

  С 1885 года Эббингауз 
ставил сам над собой опыты 
с целью выяснить, сколько информации 
он может одновременно запомнить 
без каких-либо специальных мнемонических 
приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов.

Читайте также:  Ситуационный подход к управлению - справочник студента

Это “магическое число” семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов: в зависимости от сложности  элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.

   Если необходимо 
в течение короткого времени 
сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого.

Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е.  как пять числовых элементов или 8 слов (тридцать, шестьдесят три, семьсот сорок двадцать, семь, десять).

Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память — в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал.

В мнемотехнических методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма            

 Хорошим примером того, как емкость кратковременной 
памяти может ограничивать познавательную 
деятельность, служит счет в уме.

 
Так, умножишь 32 на 64 сравнительно 
легко, однако многие не могут 
сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они “не сильны в арифметике”.

На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.
          

 Одним из возможных 
механизмов кратковременного запоминания 
является временное кодирование, 
т. е. отражение запоминаемого 
материала в виде определенных, последовательно расположенных 
символов в слуховой или зрительной 
системе человека.

Например, когда 
мы запоминаем нечто такое, 
что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, 
пользуемся, мысленно произнося 
его про себя несколько раз, 
причем делаем это или осознанно, 
продуманно, или неосознанно, механически.

 
Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами.

Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведении.

Долговременная 
память. Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд.

Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множества рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны.

Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а  также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

   Роль некоторых 
факторов. Привычность материала. 
Если какое-то событие повторяется 
много раз, то оно легче и 
на более длительный срок запоминается, чем случайное явление.

 В качестве 
примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое 
утро, таблицу умножения и вообще 
все то, что было более или 
менее добровольно выучено в 
детстве или в течение жизни.

 
Так, первые песенки или стишки, которые мы выучили в школе 
и на радость всей семье 
пели или читали  раз, когда приходили гости, запоминаются нам навсегда, как и другие события подобного рода.

 Точно так же можно 
объяснить и удивительную точность 
некоторых воспоминаний пожилых 
людей. Мы всегда поражаемся 
долговременной памяти наших 
дедов.

 На самом же деле то, что они рассказывают — это, как 
правило, какие-то достопримечательные 
события, часто с очень глубоким 
эмоциональным подтекстом. Такие 
события столько раз пересказываются 
самим человеком или его близкими, что навсегда врезаются в память.

Фактически же они представляют 
собой лишь очень небольшую 
часть тех многих тысяч ситуаций, которыми была полна долголетняя 
жизнь человека, и которые в 
большинстве своем были забыты.

Тульвинг и его сотрудники выдвинули принцип специфичности 
кодирования, согласно которому то, что 
сохраняется в памяти, всегда тесно 
связано с ситуацией, в которой 
оно запомнилось. Поэтому извлекать 
что-либо из памяти всегда легче в 
том контексте, в котором произошло 
запоминание.

Это явление следует 
связывать с тем фактом, что 
научение чаще всего зависит от состояния 
сознания или эмоционального состояния в тот момент, когда это научение происходило.

Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если в дальнейшем они уже никогда не повторяются.

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/individualnye-osobennosti-pamyati-i-ee/303233-906917-page1.html

Виды и индивидуальные особенности памяти

В современной психологии существует несколько различных классификаций видов памяти, основанных на различных критериях. Рассмотрим подробно эти классификации.

По содержанию запоминаемой информации различают следующие виды памяти [25; 44 и др.]:

  1. Образная (наглядно-образная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации, поступающей от органов чувств. Ее разновидностями являются зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. Как правило, ведущую роль в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека играют зрительная и слуховая память.
  2. Эмоциональная память – это память на пережитые чувства, на эмоции радости, грусти, гнева, страха и т.д. Эмоциональная память играет большую роль в саморегуляции поведения человека: «Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память отличает­ся значительной прочностью следов» [44, с.285]. Эмоциональная память так же лежит в основе способности человека сопереживать, сочувствовать другим людям.
  3. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы, письма и т.д.
  4. Вербальная (словесно-логическая) память – это память на мысли и их словесное выражение. Данный вид памяти у человека играет ведущую роль и занимает основное место среди других видов памяти.

Наивысшим уровнем развития образной памяти является так называемая эйдетическая память: «при развитой эйдетической памяти человек «видит» от­сутствующий предмет до мельчайших подробностей. Эйдетические образы … возникают при отсутствии предмета, но характеризуются детализированной наглядностью» [27, с.57].

По критерию длительности хранения информации в памяти различают следующие ее виды [16 и др.]:

  1. Кратковременная (первичная) память – отличается непродолжительностью сохранения и, как правило, функционирует в условиях одноразового и кратковременного восприятия информации.
  2. Долговременная (вторичная) память – характеризуется длительностью сохранения и, как правило, действует при многократном повторении информации. Время хранения информации в долговременной памяти теоретически не ограничено. Долговременная память «связана с осуществлением отбора, запечатления, сохранения и возможностью произвольного вос­произведения в будущем некоторой информации, поступа­ющей вначале в краткосрочную память, являющуюся как бы этапом формирования долговременной. Из кратковремен­ной памяти в долговременную переводится: информация, ко­торая осознается субъектом как важная и полезная для него; очень яркие впечатления; впечатления, на которых внимание субъекта фиксировано длительно и непрерывно; последова­тельно повторяющиеся события, явления, факты. Долговре­менная память отличается устойчивостью, инертностью и не всегда доступна сознанию» [6, с.71].
  3. Оперативная память – функционирует в текущий момент психической деятельности и занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, т.к. содержит информацию, извлеченную как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Оперативная память предназначена для сопровождения деятельности или другого вида активности, осуществляемой человеком.

В зависимости от наличия либо отсутствия цели запоминания информации различают произвольный и непроизвольный виды памяти.

Если цель запомнить информацию присутствует, то такая память называется произвольной и предполагает применение волевых усилий для запоминания информации; если цель отсутствует и информация запоминается «сама собой», то память называется непроизвольной. Большая часть жизненного опыта человека формируется на основе непроизвольной памяти [25 и др.].

По способу запоминания информации  память разделяется на механическую и логическую [36 и др.].

Механическая память реализуется автоматически на основе ассоциаций по смежности и стереотипного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и – в норме – точность в воспроизведении.

Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.

Все перечисленные виды памяти функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Различные виды памяти у разных людей развиты неодинаково. «Есть люди, которые, напри­мер, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью.

Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быст­ро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти» [32, с.219].

Поэтому в каждом индивидуальном случае нельзя сказать, «хорошая» память у человека или «плохая»: один вид памяти у данного человека может быть развит в высокой степени, другой – в низкой степени и т.д.

В зависимости от того, какой из видов памяти у данного человека развит в наибольшей степени, определяют индивидуальный тип памяти человека, который может быть определен по четырем перечисленным критериям, соответствующим основаниям для классификации видов памяти.

По критерию содержания запоминаемой информации наиболее часто встречаются смешанные типы памяти: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой, зрительно-слуховой и т.п.

У большинства людей господствующим является зрительный тип запоми­нания предметов и словесно-двигательный тип запоминания словесного ма­териала [36].

Кроме типа памяти, к индивидуальным характеристикам памяти, различающимся у разных людей, относятся следующие ее особенности [16; 36 и др.]:

  1. Объем кратковременной памяти – число объектов, которые человек может запомнить после их восприятия. Если объем долговременной памяти не ограничен, то объем кратковременной памяти варьирует и в среднем у людей составляет 7±2 (от 5 до 9) объектов [25]. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.
  2. Скорость запоминания – измеряется количеством времени, необходимого данному индивиду для запоминания информации.
  3. Прочность (длительность) хранения информации – определяется как величина, обратно пропорциональная скорости забывания информации.
  4. Точность воспроизведения – степень совпадения результатов воспроизведения и объектов запоминания, другими словами, правильность и полнота воспроизведения информации.
  5. Готовность, или быстрота воспроизведения – умение человека своевременно вспомнить требуемое.

Перечисленные индивидуальные особенности памяти подвержены влиянию как биологических (по большей части врожденных, связанных с характеристиками нервной системы организма), так и социальных (приобретенных, связанных с особенностями воспитания, обучения человека и т.п.) факторов. Благодаря своей подверженности влиянию социальных факторов память относится к числу тренируемых свойств и у каждого человека может быть развита до определенных пределов.

Таким образом, каждый человек обладает целым комплексом индивидуальных особенностей памяти, которые являются врожденными, но при помощи тренировки могут быть изменены и улучшены в определенных пределах.

Далее: Основные виды нарушений памяти

Источник: https://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/narusheniya-pamyati/vidy-i-individualnye-osobennosti-pamyati/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector