Индивидуальная психология а. адлера — справочник студента

Здесь можно купить и скачать «Альфред Адлер — Очерки по индивидуальной психологии» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Индивидуальная психология А. Адлера - Справочник студента

Описание и краткое содержание «Очерки по индивидуальной психологии» читать бесплатно онлайн.

Альфред Адлер – знаменитый австрийский психолог и педагог, основоположник одного из наиболее известных направлений глубинной психологии.

Автор излагает основные положения своего детища – теории индивидуальной психологии. С позиций собственных представлений о движущих силах развития человека – стремлении к власти и чувстве общности – он рассматривает механизмы формирования невротической психики, в том числе связанные с ошибками воспитания, а также главные цели и методы терапевтической работы.

Книга адресована психологам, педагогам, студентам психологических вузов и всем, интересующимся проблемами психологии.

Альфред Адлер

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Власть как признак государства - справочник студента

Оценим за полчаса!

Очерки по индивидуальной психологии

  • Alfred
  • ADLER
  • Psychotherapie und Erziehung
  • © «Когито-Центр». Перевод на русский язык, оформление, 2002
  • Любое использование материалов данной книги полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается

Индивидуальная психология

Под таким названием ныне получила широкое распространение основанная автором настоящей статьи наука о познании человека. Этим она обязана в первую очередь своей пригодности при работе с трудновоспитуемыми, запущенными детьми и при лечении нервных людей.

Но также все больше признаются ее ценность для профилактики этих отклонений в душевном развитии, ее воспитательное значение, и, пожалуй, сегодня нет уже ни одного направления в исследовании психики, которое не соглашалось бы с нею в важнейших пунктах.

Несмотря на критику, которой вначале подверглась эта теория со стороны недостаточно ориентированных оппонентов, до сих пор не было надобности в каких-либо существенных изменениях ее научных основ.

Свою первую задачу она видела в более правильном освещении проблемы души и тела. В своих исследованиях она исходила из данных биологии и медицинской патологии и констатировала (Adler, Studie über Minderwertigkeit von Organen. Wien 1907, Verlag Urban u.

Schwarzenberg), что ребенок на собственном опыте узнает свойства и возможности своего организма и в условиях длительного переживания чувства неполноценности стремится обрести чувство полноценности, цельности, превосходства над природой и социальными отношениями.

К этому стремлению к власmи, усилившемуся соответственно ощущению своей недостаточности и внешним трудностям, присоединяются задающие направление тенденции, которые пытаются развить все присущие индивиду силы и возможности в соответствии с некой смутно осознаваемой им целью достижения совершенства. Все, что мы обнаруживаем позднее в виде душевных процессов, движений, форм выражения и т. д., способностей и «дарований», проистекает из этой индивидуально осуществляемой тренировки, из творческой энергии индивида, которая в своих поисках и заблуждениях устремлена к фиктивной конечной цели, к своему финалу. Поэтому у нас есть полное право называть нашу науку индивидуальной психологией.

Однако творческие стремления ребенка также осуществляются в индивидуально данном внешнем мире, создающем индивидуальные препятствия.

Поэтому, как только ребенок начинает свое восхождение к конечной цели, соответствующей Я ребенка, обретенному им уже в первые два года жизни, все душевные феномены представляют собой ответные установки, зависящие от степени напряжения, которое ребенок испытывает в определенной ситуации.

Следовательно, важнее всего не абсолютная значимость его органов и их функций, а их относительная ценность, их связь с окружением.

Поскольку и она воспринимается ребенком индивидуально, то в качестве основ душевной структуры ребенка мы должны принимать в расчет не абсолютные значения, а впечатления ребенка, которые из-за огромного множества влияний и заблуждений нельзя объяснить каузально; их можно понять, лишь прочувствовав и постигнув индивидуальный стиль жизни.

При этом безусловно необходим подход, вскрывающий конечные цели человека.

Не говоря уже о том, что мы вообще не можем рассматривать человека иначе, как единое существо, то есть как целесообразно и планомерно действующее целое, жизнь человека и все его действия предполагают постановку постоянной и единой цели.

Постановка цели, необходимая для жизни и каждого самого незначительного движения, обусловливает единство личности и ее индивидуальную форму, жизненный стиль. Телеология душевной жизни человека основывается, таким образом, на имманентных закономерностях, но в своих особенностях является творением индивида.

Если бы нам была известна цель человека, которая в вышеуказанной форме – преодоления трудностей – предстает перед нами слишком расплывчатой, то мы могли бы понять и объяснить то, что хотят нам сказать душевные феномены, почему они возникли, что человек создал из своего наследственного материала и почему он сделал так, а не иначе, каковы должны быть черты его характера, его аффекты, чувства, его логика, его мораль, его эстетические чувства, чтобы он смог достичь своей цели. Мы могли бы также понять, почему и как далеко он отклоняется от того, что для нас является нормой, если бы мы сумели, например, установить, что его цель слишком удалена от нашей цели или вообще от абсолютной логики совместной жизни людей. Ведь мы можем узнать знакомого композитора по неизвестной нам мелодии, а по форме завитка архитектурного украшения – определенный архитектурный стиль, всякий раз благодаря взаимосвязи части с целым. Сделать вывод о жизненном пути человека в такой художественно завершенной форме удается очень редко. Убогая типология ничего нам не говорит об индивидуальных ошибках. Если бы мы могли из завитков и мелодий человеческой жизни сделать вывод об индивидуально постигнутой цели человека, а затем выяснить весь его жизненный стиль, то тогда мы могли бы почти с математической точностью создать почти такую же надежную классификацию, как в естественных науках, и мы могли бы на деле доказать ценность индивидуально-психологического исследования, могли бы сказать, как поведет себя человек в определенной ситуации.

В неустанной работе индивидуально-психологической школе, похоже, удается решать эту задачу (см. Adler, Über den nervösen Charakter; Praxis und Theorie; Handbuch der Individualpsychologie; Heilen und Bilden).

Система, которой мы сегодня располагаем, чтобы установить конечную цель и жизненный стиль человека, будь то ребенок или взрослый, трудновоспитуемый или невротик, построена на эмпирически полученных фактах, которые могли быть доступны каждому, но которые благодаря нашему телеологическому подходу и рассмотрению во взаимосвязи мы все же сумели представить точнее, сопоставить и систематизировать.

Мы научились в любом душевном движении видеть одновременно прошлое, настоящее, будущее и конечную цель, а также ситуацию человека в раннем детском возрасте, когда зарождалась его личность.

Течение жизни, в том числе и в ее психических проявлениях, представляет собой движение, направленное к финалу.

Если в этом воззрении мы видим больше чем метафору, если мы принимаем это утверждение всерьез, то из него следует вывод о том, что под давлением конечной цели каждое отдельное душевное движение упорядочивается в единую линию поведения и подготавливает каждое следующее за ним действие.

Глубочайшим смыслом всего поведения является, однако, достижение целостности. Вследствие этого любой шаг на жизненном пути представляет собой одновременно планомерное осуществление стремления к дополнению, компенсация же имеет задачу возместить минус, «снизу» попасть «наверх».

Таким образом, это компенсаторное движение, глубочайший смысл человеческой жизни, представляет собой творческую силу.

Она создала культуру как средство сохранения человеческого рода, и точно так же она создает все формы выражения я жизненный стиль индивида как ответ на давление внешнего мира, как средства безопасности и как неустанные попытки установить баланс во взаимодействии между человеком, землей и обществом. Следовательно, конечной целью всех душевных стремлений является достижение уравновешенности, безопасности, приспособления, целостности.

Установление такого согласования или рассогласования происходит, разумеется, не по научным, математическим принципам, а на основе индивидуального впечатления, которое опять-таки целиком и полностью зависит от индивидуально конкретизировавшейся конечной цели совершенства.

В зависимости от того, в чем индивид, приспосабливаясь к реальности, видит свою конечную цель, в какой роли он видит себя (в своих детских фантазиях или при выборе профессии) – в роли кучера, лошади, генерала, врача, оказывающего помощь, или спасителя человечества, – так он и будет относиться к своей позиции.

За всеми этими реально понятыми, «конкретизированными» конечными целями стоит все то же творческое стремление индивида достичь компенсации, приспособиться к реальной жизни и, прежде всего, его мужество и доверие к себе.

Все это обусловливает также его поведение, его позицию, его поступки, или, говоря традиционным языком психологии, его характер, его темперамент, его аффекты, его чувства и волю, узость и широту его логики, направленность его внимания и его действий.

В качестве последней, решающей инстанции в этой системе отношений мы можем предположить чувство собственной ценности или чувство личности, большая или меньшая степень удовлетворения которого определяет действия индивида в отношении своих индивидуально понимаемых жизненных задач.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Индивидуальная психология А. Адлера - Справочник студента
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/634476-alfred-adler-ocherki-po-individualnoy-psihologii.html

Индивидуальная психология по Альфреду Адлеру

Альфред Адлер – основатель индивидуальной психологии. Родился он в 1870 году в Вене, в многодетной еврейской семье.

Все детство Адлера преследовали события, сопряженные с несчастьями. Его брат умер в малолетстве, сам Альфред два раза чудом избежал гибели в темных переулках, а в пять лет заболел тяжелой формой пневмонии, от которой его чудом удалось вылечить.

Индивидуальная психология А. Адлера - Справочник студента

В школьные годы Альфред не блистал успехами: способности к математике, казалось, у него напрочь отсутствовали. Это привело к тому, что его хотели забрать из школы и стали готовить в подмастерья к башмачнику. Ситуацию исправил отец мальчика – правильной мотивацией он пробудил у ребенка интерес к учебе. К окончанию школы Адлер стал лучшим учеником, успевающим по математике и другим предметам.

После школы Альфред поступил в Венский университет, где изучал медицину. Там же он окунулся в политическую жизнь, охватившую столицу. На одном из собраний партии социалистов он познакомился с уроженкой России, Раисой Эпштейн, на которой женился в 1897 году.

В 1895 году Адлер получил медицинскую степень, которую применил в офтальмологии. Но через некоторое время он перестал довольствоваться столь узкой специализацией и получил степень по общей медицине, примененную им в психиатрии.

Увлекшись взглядами Зигмунда Фрейда, Адлер стал активным участником кружка психоаналитиков. Но вскоре его взгляды на психологию и личность стали разниться со взглядами Фрейда, что послужило отделением Адлера от психоаналитического общества.

К 1935 году Адлер принял решение отдалиться и от Европы, по причине активно зарождающегося там фашизма, и переехал с семьей в Америку. В Нью-Йорке он был приглашен в колледж на место преподавателя психологии, где ему, также предоставилась возможность ведения собственной практики.

Индивидуальная психология Адлера. Основные положения

Индивидуальная психология Альфреда Адлера представляет направление психологии, в центре которой располагаются несколько важных понятий: мотивация, как движущая сила индивида и комплекс неполноценности личности, как ее источник. Главное качество личности – социальность, данная от рождения. Она характерна для каждого человека, но есть исключения в лице асоциальных элементов общества и невротиков.

Ключевым моментом индивидуальной психологии Адлера, отличающей ее от психоанализа Фрейда и Юнга, является отказ от идеи бессознательного, как основной движущей силы. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими.

Его психология индивидуальности призывает человека сохранить свое особое содержание, развить его и осознать во всех проявлениях, полностью приняв таким, какое оно есть. Это, по мнению Адлера, сформирует у человека личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль.

Индивидуальная психология Адлера состоит из нескольких положений:

  • Фиктивный финализм. В его основе лежат фикции, которые руководят нашим поведением, ориентируют его. Мы, попадая в определенные обстоятельства, знаем алгоритм, когда необходимо остановиться в выбранном действии, перейти к следующему или выдержать паузу. Фикции могут оказаться ожидаемым результатом, достижимым или нет, в зависимости от обстоятельств. Во втором случае, они становятся причиной неудовлетворенности. По утверждению Адлера, можно избежать влияния фикций, но это доступно только тем, у кого развита взаимосвязь с социумом. Она в значительной степени формируется в первые дни жизни, в общении с матерью. Если такого окружения нет, ситуация приводит к неврозам, попыткам замещения близких взаимосвязей связями с чужими людьми и возможным конфликтам. Происходит как бы навязывание интересов. В целом, ситуация общности имеет два варианта отклонений. В первом случае, когда общности нет, например, при холодном отношении матери к ребенку, нет и опыта сближения с людьми, что становится причиной проблем в установлении контактов с внешним миром. Во втором случае, когда, например, формируется крепкий тандем «мать – избалованный ребенок», наблюдается зацикленность на важной для индивида личности. В данном случае матери, что в будущем приводит к недооценке других людей, следовательно, и к высокомерию.
  • Творческое «Я». Индивидуальная психология усматривает в человеке наличие особых свойств, способных преобразовывать реальность, наполнять смыслом любое действие человека, определяет его развитие и жизненный путь.
  • Стремление к превосходству и чувство неполноценности и компенсации индивидуальная психология А. Адлера рассматривает, как бессознательные явления, данные человеку при рождении. Ощущая свою неполноценность, человек оказывается в ситуации, вынуждающей его к исправлению своих не самых лучших сторон. Испытывая чувство превосходства над другими, ему доступен дух соревнований, порождающий желание к победам, успехам и лидерству. Этот механизм, также, прогрессивно влияет на общество: стремления людей делают общество более развитым. По мнению Адлера, этот процесс можно регулировать и компенсировать за счет чувства общности с другими людьми и преодоления своих слабых сторон. В противоположность этому — чрезмерная болезненность и физическая слабость или, при отсутствии общности, компенсация через агрессию.
  • Стиль жизни. Это способность индивида к адаптации. Она проходит через процесс компенсации слабых качеств индивида, например, слабая физическая форма компенсируется спортом. Поддавшись тенденциям науки все систематизировать и классифицировать, Адлер, хоть и неохотно, но создал типологию личностей по стилям жизни. Управляющий тип нацелен на доминирование. Для берущего типа характерно стремление к потребительству без нанесения урона окружающим. Избегающий тип стремится отклониться от неудач, не проявляет инициативу для личного успеха. Социально-полезный тип зрелый, как личность, активный, нацеленный на взаимодействия с людьми. Большую роль в определении стилей жизни играет порядок рождения ребенка. У первенцев наблюдаются повышенная потребность к моральным основам, обусловленная потерей лидирующих позиций при появлении в семье младших детей. Единственному ребенку достается центральное положение в семье, где главным конкурентом за внимание матери является отец. Такие дети, выходя во взрослую жизнь, удерживают обособленные позиции, тяжело налаживают контакты. Дети второго порядка находятся в атмосфере постоянной конкуренции и ориентируются на получение результатов. И только у самых младших могут встретиться любые сочетания.
  • Общественный интерес. Это положение выражено, в первую очередь, в принадлежности человека к обществу, из которого он черпает социальные и культурные ценности, правила и убеждения. Так формируется интеллект социального содержания, мотивирующий индивида к свершениям.
Читайте также:  Коллективные способы обучения - справочник студента

Индивидуальная психология Адлера кратко представляет собой направление в центре которого находится личность человека со всеми его пороками, достоинствами и особенностями, взаимодействующая с обществом и определяющая личное развитие через проработку индивидуальных свойств.

В рамках данного направления автором были разработаны основы теоретических положений и практические рекомендации. Поэтому индивидуальная психология – это полноценная терапевтическая практика с методами работы с личностью.

Техники индивидуальной психологии Адлера:

  • Моделирование. Техника полезна, когда клиент враждебно воспринимает мир. В процессе работы терапевт адаптирует клиента к общению в атмосфере уважения и эмпатии. Таким образом, у клиента формируется ответное дружественное восприятие людей, что смягчает проблемы в общении.
  • Поймать себя за руку. Техника нацелена на избавление клиента от нежелательных проявлений, например грубости в общении. Клиент должен контролировать себя всякий раз, когда ведет себя недолжным образом. Со временем контроль становится автоматизированной привычкой, контролирующей действия человека.
  • Поступать «как если бы». Техника подходит в тем, кто не обладает решимостью к определенным действиям. Есть люди, для которых трудно обратиться к малознакомому человеку, познакомиться с кем-то. В процессе проработки проблемы клиент представляет ситуации, в которых он может это сделать. Это формирует в нем стойкую уверенность в собственных силах и возможность переноса воображаемых образов в реальность, тем самым, преодоления барьеров.
  • Поощрение. В этой технике ведется работа с эмоциональными проявлениями человека. На первом этапе поощряется личность, как таковая, со всеми ее слабостями и недостатками. На втором этапом происходит поощрение осознания человеком необходимости изменений. Заключительным шагом становится поощрение самого процесса изменений.

Работы Адлера сосредоточены на личности человека, ее сознании и целостности. Поэтому индивидуальная психология — теория личности, давшая миру понимание, что человек самобытен, исключителен и ценен, как уникальное произведение.

Источник: https://onona.online/psihologiya/individualnaya-po-adleru

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер (1870—1937) был создателем нового направления в психоанализе, которое получило название «индивидуальной психологии». В ее создании, по-видимому, большую роль сыграл тот факт, что сам А.

Адлер в детстве тяжело болел и упорно боролся со своими многочисленными недугами. Это определило и выбор профессии. Став врачом, он в 1895 г. занялся частной практикой.

Перепробовав много специализаций, он в конечном итоге остановился на психиатрии.

В 1901 г. Адлер выступил в защиту Фрейда, а год спустя стал активным членом его кружка. В 1910 г. по предложению Фрейда он был избран первым президентом психоаналитического общества, выросшего из этого кружка, хотя к этому времени у него уже были большие теоретические разногласия с Фрейдом.

В 1911 г. произошел разрыв с Фрейдом, и Адлер основал свою собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии. После первой мировой войны Адлер стал интересоваться вопросами педагогики. В 1935 г.

он эмигрировал в США, где продолжал клиническую практику и работал в Колумбийском университете.

Индивидуальная психология Адлера является одним из направлений классического психоанализа, так как сохраняет положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека.

Адлер, как и Дарвин, указывал, что стремление к превосходству является одним из фундаментальных аспектов жизни, но считал, что органическая неполноценность может стимулировать высшие достижения и не всегда приводит к поражению (червивый плод всегда слаще). Кроме того, он полагал, что в человеческом обществе более важна кооперация, а не конкурентная борьба.

Но предоставим слово самому Адлеру:

«Свою первую задачу индивидуальная психология видит в новом освещении проблемы тела и души….

Было установлено, что ребенок на собственном, опыте узнает свойства и возможности своего организма и в условиях длительного переживания чувства собственной неполноценности стремится ощутить собственную целостность, способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношениях, стремится испытать чувство целостности.

Соответственно испытываемым, трудностям и ощущению своей слабости человек испытывает растущее стремление ощутить свою силу, с которым связана потребность индивида направить развитие присущих ему сил и возможностей к некой конечной, смутно определяемой им цели — совершенству».

Атак как каждый ребенок имеет свою собственную цель, то и видит мир по-своему. Вот вы хотите стать психологом, а ваши родители видят вас банкиром.

Если это так, то моя книга для них не представляет никакого интереса, а может даже показаться вредной, а вам она может понравиться. (Вот почему некоторые родители недоумевают: «Все у него есть, не понимаю, что ему еще надо!» — М. Л.

) А особенности этих впечатлений можно понять, лишь зная стиль жизни индивида и его часто неосознаваемые цели.

А если сказать короче, то общим для всех людей является то, что у каждого есть цель, но содержание этой цели у каждого свое.

«Если бы нам была известна цель личности… то мы могли бы понять, насколько цель индивида отличается от нашей и вообще от целей, предписываемых общественной жизнью».

Вот он, индивидуальный подход!
А теперь еще раз прислушайтесь к Адлеру:

«Если бы мы могли, исследуя завитки и мелодии человеческой жизни, сделать вывод об исходной цели человека, в целом о его жизненном стиле, тогда мы смогли бы почти с такой же надежностью, как в естественных науках, и почти с математической точностью определить место этого человека… предсказать, как будет действовать индивид в определенных ситуациях».

«По-видимому, индивидуальная психология поможет исследователям разрешить эту задачу… Мы научились видеть в любом движении человека одновременно прошлое, настоящее и будущее и конечную цель человека, а также исходную ситуацию, в которой формировалась личность пациента в раннем возрасте».

«… Под влиянием, конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности (Aktionlinie), и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности..

. В зависимости от того, в чем. индивид находит свою конечную цель, — видит ли он себя в роли кучера, лошади, генерала, лечащего врача или спасителя человечества, — именно в зависимости от этого он будет ощущать и оценивать достигнутую им позицию».

Вот этим лично я сейчас и занимаюсь и даже разработал ряд тестов, чтобы предсказать человеческую судьбу и по возможности исправить, если человеку не понравится то, что с ним произойдет в будущем. Здесь еще непочатый край работы.

А осознаете ли вы свою конечную цель? Не подражаете ли вы кому-то, желая стать психологом?

Ведь «никогда одно и то же жизненное событие не переживается двумя разными людьми одинаково, и от жизненного стиля человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого.

Любое душевное явление всегда означает большее, чем находит здравый смысл.

Только в сопоставлении со всей системой отношений можно узнать, является ли пожертвование проявлением сострадания или мании величия, соболезнование — социального чувства или высокомерия».

Кроме стремления к превосходству, с точки зрения Адлера, поведение человека определяется врожденным общественным чувством, идущим, по-видимому, от стадного инстинкта.

Все значительное, что имеет человек, обусловлено этим чувством. И только одно приобретение имеет другое происхождение. Это чувство неполноценности, которое возникает у ребенка с момента развития сознания. Оно обусловлено его слабостью.

Чувство неполноценности усиливается и растет, как только ребенок начинает смутно осознавать свою бесполезность для общества, и в норме компенсация этого чувства становится мощным источником для индивидуального развития.

Ребенок старается стать полезным, и чувство неполноценности ослабевает.

Возникает противоречие между стремлением к личной власти и общественным долгом, который сдерживает это стремление.

Если ребенка сразу ставят в центр семьи и живут для него, у него развивается только одно стремление к власти, стремление брать, а не отдавать. Он превращается в индивидуалиста.

И только тогда, когда стремление к власти, стремление быть первым (сперматозоидное чувство. — М. Л.) уравновешивается социальным чувством, появляется возможность стать счастливым.

«Индивидуальная психология подчеркивает то обстоятельство, что в детстве у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротичных натур не было условия для развития социального чувства, и поэтому им недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах».

Если побеждает стремление к власти, то, находясь в зависимости от других людей, индивид считает их своими личными врагами. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что не могут избежать неудач. Многие из них начинают испытывать сильное чувство неполноценности, что мешает развитию социального чувства.

Индивидуальная психология позволяет вскрыть и исправить ошибки воспитания раннего детства. Здесь необходимо глубокое осознание человеком их последствий. Если этого не происходит, чувство неполноценности, способствующее развитию, превращается в комплекс неполноценности, деформирующий развитие и приводящий к неврозу.

Адлер описывает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию.

Компенсация проявляется тем, что вместо развития недостающего качества ребенок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток.

Например, хилый подросток, вместо того чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным.

Гиперкомпенсация проявляется тем, что ребенок старается развить именно те данные, которые у него слабо развиты.

Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается.

Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А. В. Суворова. Конечно, он стал великим полководцем! Но был ли он счастлив?

«Индивидуальная психология разрешила также проблему выявления известных затруднений, которые закладываются в первые пять лет жизни и порождают у человека чувство неполноценности. Тем самым открылись возможности для профилактики отклонения от нормы, неврозов, психозов и педагогической запущенности.

Именно поэтому эта наука и получила признание у педагогов.

Индивидуальная психология считает неверным широко распространенное заблуждение о неполноценности ребенка, старика, женщины; с ее точки зрения, причины этой недооценки гнездятся в некоторых непреодолимых предрассудках, свойственных нашей культуре, и недостаточном знании вопроса».

Адлер выделяет три главных условия для появления чувства неполноценности в раннем детстве.

  1. Первое условие — врожденные физические недостатки. При неправильном воспитании ребенок воспринимает их как жизненные препятствия. И даже если он потом неплохо устраивается в жизни, у него сохраняется пессимистическое отношение к решению жизненных проблем.
  2. Второе условие — изнеженность. Когда такой жизни приходит конец, ребенок чувствует себя изгнанным из рая. Поэтому в последующей жизни ему всегда недостает душевной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимания с другими людьми.
  3. Третье условие — жесткое воспитание, которое приводит к развитию бессердечия. Такие люди повсюду видят врагов и ведут себя так, словно находятся во враждебной стране.

Адлер приходит к выводу, что главнейшими моментами в воспитании являются развитие в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях; отсутствие любого бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее.

Мне нравится девиз Акки Кнебекайзе, предводительницы диких гусей из известной сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями», которая воспитывала орла. Когда птенец был недоволен собой, она каждый раз ему говорила: «Все равно из тебя вырастет хорошая птица!» И еще она говорила, что «летать быстро и высоко легче, чем летать медленно и низко».

Достижения Адлера редко получали должное признание. Его оригинальные находки часто рассматривались как производное от психоаналитической теории или как нечто самоочевидное. Его просто обворовывали.

Как справедливо заметил Элленбергер, «трудно найти другого автора, у которого столь многое заимствуется без ссылок и признательности, нежели Альфред Адлер- Его учение стало местом… где все и каждый могут без зазрения совести взять, что угодно.

Иной автор, скрупулезно указывающий источник при цитировании мельчайшей фразы, даже не думает поступить так же, заимствуя что-нибудь из индивидуальной психологии, как будто у Адлера не может быть чего-нибудь оригинального».

Причина этого в том, что его теории изложены простым языком здравого смысла. Поэтому они часто кажутся поверхностными и неглубокими. Адлера больше интересовала практика, а не теория. Он был наиболее популярен среди прогрессивных учителей и всех тех, кому нужны практические клинические навыки.

Источник: https://psyera.ru/3205/individualnaya-psihologiya-adlera

Шпаргалки по истории психологии — Индивидуальная психология А. Адлера

Page 16 of 53

“Индивидуальная психология” А. Адлера.

Адлер подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности.

В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению его целей – сознательных или неосознаваемых.

Главной движущей силой, данной человеку от рождения, Адлер считал агрессивное стремление к превосходству над другими, неосуществимое у слабого и беспомощного ребенка и вызывающее чувство неполноценности, которое требует компенсации.

Отсутствие компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности и является одной из причин серьезных психологических проблем (неврозов). Развитие личности обусловлено творческой силой Я как источника сознательного активного построения человеком собственной жизни и наделения ее смыслом.

Читайте также:  Механистический тип организации - справочник студента

Суть его теории — каждый человек имеет какой — либо физический или иной недостаток, недостаток, как правило, начинает осознаваться, когда человек начинает общаться с другими людьми. Наличие недостатка приводит к чувству неполноценности.

Положительными сторонами чувства неполноценности является то, что недостаток заставляет человека достигать каких — либо успехов в других областях, т. е. стремится к устранению данного недостатка.

Отрицательные стороны выражаются в следующем: чувство неполноценности может развиться в комплекс неполноценности. Этому способствует: физическое уродство (ущербность), гиперопека, отверженность.

Центральной идеей его теории является мысль о бессознательном стремлении человека к совершенству.

Переживания неполноценности естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными. Эти переживания могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями и сиблингами (братьями и сестрами).

Опыт отношений, получаемый ребенком до 5 летнего возраста, является решающим для развития детского характера, именно этот период определяет характер человека вообще.

Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения “воли к власти”. Однако впоследствии, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существует два пути:

  • конструктивный — самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации;
  • деструктивный — за счет унижения других и эксплуатации.
  • Сформировавшийся комплекс неполноценности можно изменить. Изменение должно касаться 3 — х сфер жизни человека:
  • -работа;
  • -дружба;
  • -любовь.

Стиль жизни по Адлеру — это индивидуальное соотношение работы, дружбы, любви. Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.

Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности.

С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни.

  1. Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный “комплекс неполноценности”, важно:
  2. 1. понять специфический стиль жизни человека;
  3. 2. помочь человеку понять себя;

3. усилить социальный интерес.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/111-istoriya-psyhologii.html?start=15

Индивидуальная психология А.Адлера

После окончания Венского университета А.Адлер (1870-1937) начал свою практику вначале в качестве глазного врача, но скоро основным направлением его работы становится психиатрия.

Встретившись с большими трудностями в лечении неврозов, Адлер обратил внимание на новый подход Фрейда, в частности, высоко оценил его «Толкование сновидений». Эту книгу он считал величайшим вкладом в понимание природы человека. Она подвергалась резким нападкам, особенно утверждения о сексуальной этиологии неврозов.

Адлер выступил в печати в защиту Фрейда. Фрейд обратил внимание на это выступление и предложил Адлеру вступить в психоаналитический кружок (1902).

Однако скоро между ними начались глубокие теоретические разногласия, главным из которых был отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других феноменов.

 Конфликт завершился разрывом, отходом от Фрейда (1911) и образованием собственной концепции. По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека.

Чувство неполноценности вызывается как органическими — морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами — ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности — нормальное чувство, оно — не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида.

Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже к превосходству.

Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет «стилем жизни».

Эти важнейшие образования складываются к 4—5 годам. «Стиль жизни» — продукт творчества индивида и отражает его уникальность, неповторимость. В психологии Адлера понятие «стиль жизни» приравнивается к личности, к «Я».

Формирование стиля жизни во многом зависит от семейной ситуации и в первую очередь от матери, которая прежде всего вводит ребенка в мир.

Индивидуум не может рассматриваться вне общества. Человеческое бытие социально, человек не является изолированным существом, действующим независимо от социального окружения, в котором живет. Только посредством социального общения индивид становится частью общества, участником этого великого разделения труда.

Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Оно развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке.

Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого человека проблем и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, а также может развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка.

 Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

Существуют три группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве.

Во-первых, наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Однако преодоление этих недостатков возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту, а также овладеть определенными приемами, необходимыми для работы (здесь приводятся примеры из истории о музыкантах с плохим слухом, художниках с плохим зрением и т.п.).

Во-вторых, неправильное воспитание, продуктом которого являются изнеженные дети, у которых не возникает чувство собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми.

В-третьих, неправильное воспитание и как его результат бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации в обществе.

Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности. С точки зрения Адлера, воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения, отсутствие бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, наказаний способствует укреплению у человека веры в свои силы.

Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверждение сохраняет свою значимость и сегодня.

Подчеркивание Адлером роли общества в развитии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника социального направления в развитии психоанализа.

Он сохранил глубокую связь с психоанализом, в частности, принял положение о врожденных бессознательных причинах и движущих силах поведения (хотя и понимал их иначе); сохранил тезис о решающей роли раннего детства для всей последующей жизни человека, не проводил качественных различий между болезнью и нормой и др.

Источник: https://hr-portal.ru/article/individualnaya-psihologiya-aadlera

Индивидуальная психология Адлера (стр. 1 из 2)

Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937)

Альфред Адлер — знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.

В 1895 г. Адлер закончил Венский университет и начал работать в Венском госпитале врачом. Он интересуется влиянием органических недостатков и социального окружения на психическую жизнь пациентов. В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа «Исследование неполноценности органов».

Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда — по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром.

Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детерминизм, установление номотетических законов, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.

Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:

  • целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
  • признание изначально социальной природы человека;
  • стремление человека к совершенству
  • понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

В 1911 г. Адлер выступает перед членами кружка с сообщением «Критика фрейдовской теории сексуальности» и в этом же году покидает его.

Одна за другой выходят его работы: «О нервическом характере» (1912), «Практика и теория индивидуальной психологии» (1920), «Социальный интерес: вызов человечеству» (1939). Всего им написано свыше 300 книг и статей.

Умер Адлер во время чтения лекции в 1939 г. Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии.

  1. Индивидуальная психология — теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).
  2. Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:
  3. 1) чувство неполноценности и компенсация;
  4. 2) стремление к превосходству;
  5. 3) стиль жизни;
  6. 4) творческое Я;
  7. 5) порядок рождения;
  8. 6) фикционный финализм.
  9. Рассмотрим некоторые из этих принципов.

Свои ранние работы Адлер посвятил проблеме неполноценности органов и их компенсации. Исходя из своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям (см. Хрестомат. 2.3).

В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это — чувство неполноценности.

Чувство неполноценности — ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми.

Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста.

Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности.

Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов.

Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха — развитию дара музыканта.

«Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни и преодолели свои трудности», — писал А. Адлер.

При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности — совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности.

Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться.

Неполноценные органы и их оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это — стремление к превосходству как стремление к совершенству.

Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. В более ранних работах он полагал, что основным личностным свойством является агрессивность как сильная инициатива в преодолении переживаний. Эта идея возникла на основе представлений Ф.

Ницше о «воле к власти». Позднее агрессию и волю к власти Адлер считает частным случаем стремления к превосходству.

Стремление к превосходству является врожденным. Тем не менее существуют варианты его проявления. Критерием этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) — врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.

Низкий социальный интерес указывает на невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех.

Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству.

Социальный интерес — по Адлеру — является показателем психического здоровья, «барометром нормальности» и критерием различения типов превосходства.

Врожденность социального интереса не исключает возможности его развития, которое происходит за счет сотрудничества и кооперации.

Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. С этим понятием связана концепция фикционного финализма, основанная на концепции Хакса Вайингера, изложенную в работе «Философия возможного».

Он утверждал, что поведение людей находится под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний. Подобные ожидания похожи на идеалы, которые невозможно проверить на практике, соотнести с реальностью, но которые тем не менее позволяют наполнять все действия человека смыслом, задавать направление жизни.

Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом.

Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. «Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном — во всех выражениях его личности».

  • Жизненный стиль — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.
  • Признаками здоровой личности по Адлеру являются — движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.
  • Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:
  • физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;
  • избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;
  • отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.
  • Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса.
  • Нередко Индивидуальную психологию Адлера называют психологией «здравого смысла» или «психологией обыденности».

Его оригинальные находки часто рассматривались как произвольное от психоанализа или что-то очевидное, тривиальное, узконаправленное. К. Юнг писал, что «оба исследователя (Фрейд и Адлер. — Н. Х.) рассматривают субъекта в отношении к объекту…

Адлер делает акцент на субъекте, который охраняет себя и стремится добиться превосходства над объектом… Фрейд же, напротив, упирает лишь на объекты, которые в силу их определенного своеобразия либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению стремления субъекта к удовольствию». (Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С. 76).

Юнг решил эту дилемму, как мы знаем, с помощью типологии, т.е. деления людей на заинтересованных в объекте (экстравертов) и заинтересованных в самом себе (интровертов).

Источник: https://mirznanii.com/a/204405/individualnaya-psikhologiya-adlera

Ссылка на основную публикацию