Функции менеджмента — справочник студента

1.Виды менеджмента.

По мнению ряда экспертов, целесообразно рассматривать основные виды менеджмента (управления).

I классификация

Организационное управление. Его объектом являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизма реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций и т.п. В результате складываются необходимые условия нормального функционирования организации и успешного решения поставленных перед ней задач.

Перспективное или текущее управление. Причем в рамках первого ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и таким образом обеспечивается ее будущая жизнеспособность.

Второе же связано с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными, финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, внесением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.

  • Текущее и перспективное управление имеет несколько объектов, к которым относят: производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы и эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов в организации).
  • II классификация
  • Управление производством направлено на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.
  • Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции состоит в организации заключения договоров, закупки, доставки и хранении сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.
  • Управление инновациями (нововведениями), имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

Управление маркетингом занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной коньюктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы и т.п.

  1. Управление кадрами (социальное управление) решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического микроклимата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
  2. Сущность финансового управления состоит в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.
  3. Управление эккаунтингом связано с процессом сбора , обработки и анализа данных о работе организации, их сравнении с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.

2.Функции менеджмента.

Как справедливо полагают отечественные специалисты, функциями любой деятельности, в том числе менеджмента, являются совокупности задач, которые они призваны решать.

Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; учет и контроль. Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Цикл-совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.

Планирование. Важнейшей функцией управления считают планирование, благодаря, которому обеспечивается необходимая организация хода производства, динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.

  • Принципы планирования:
  • -комплексность;
  • -точность;
  • -непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов);
  • -гибкость;
  • -экономичность;
  • -реальность.

План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения.

В условиях плановой экономики существовала система директивного (обязательного к выполнению) народнохозяйственного планирования в масштабах всей страны.

Вышестоящими организациями предприятиям утверждался перечень основных показателей хозяйственной деятельности (производство важнейших видов продукции в натуральном выражении; объем реализуемой продукции; общая сумма прибыли и рентабельность; производительность труда; задания по освоению производства новых видов продукции и др.). Ряд расчетных показателей разрабатывался самими предприятиями (объем валовой и товарной продукции, численность работников, средняя зарплата и т.д.).

Планирование в условиях рыночной экономики имеет определенную специфику.

В развитых в экономическом отношении странах существует хорошо налаженная система планирования при одновременном отсутствии таковой в масштабах всей страны. Государство не требует от предприятия составления и выполнения планов. Каждое предприятие решает эту проблему самостоятельно.

При этом уделяется большое значение долгосрочному планированию в противовес планированию ежегодному. Долгосрочное планирование определяется как период, простирающийся за пределы того времени, которое дает возможность точного предвидения отдельных событий.

Минимальный период долгосрочного планирования – пять лет, но некоторые компании дают наметки на 10 и более лет вперед.

Считается, что планирование должно быть непрерывным. Первоначально составленный план служит отправной точкой. Постоянный пересмотр и ревизия планов необходимы, чтобы они сохраняли свою актуальность и приносили максимальную пользу, чтобы можно было проверить, как идет выполнение планов, изменить их в зависимости от конкретной обстановки.

В большинстве случаев перспективные планы пересматриваются ежегодно, или даже раз в полгода (квартал).

Система управления, при которой в основу принятия решения о начале производства продукции положена информация о рынке, называется маркетингом.

В данной ситуации предприятие планирует свое развитие исходя из потребностей и желаний потенциальных покупателей. Это становится для продавца главным условием победы в потенциальной борьбе за покупателя.

Таким образом, определение возможных объемов реализации продукции и плановой цены продажи, а лишь затем планирование производства продукции является единственно верным решением для менеджера.

На стадии планирования для удешевления продукции необходимо проводить работу по упрощению конструкции изделия.

Борьба за повышение производительности труда предполагает, что специалисты предприятия должны изучать конструкции изделий и менять их с целью удешевления производства.

Крупные предприятия могут передать производство многих отдельных деталей субподрядчикам – более мелким специализированным компаниям.

Организация. Организация представляет собой совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью выполнения установленных для предприятия плановых заданий.

При соответствующей организации производства продукции становятся возможными эффективное взаимодействие людей в процессе совместного труда, целенаправленная и четкая согласованность всех элементов системы.

Тем самым обеспечивается оптимальное сочетание следующих процессов: основных (производственно-технологических), вспомогательных (энергетическая ремонтная и др. службы) и обслуживающих (контроль над качеством продукции, транспортные и складские операции и т.д.).

Организация производства предполагает:

  • дифференциацию процесса производства на операции;
  • рациональную расстановку работников по рабочим местам;
  • обеспечение четкой взаимосвязи между работниками;
  • определение номенклатуры выпускаемой продукции;

создание технологии производства и контроль над ним;

  • организация транспортировки сырья, материалов и готовой продукции,
  • уход за оборудованием и его ремонт;
  • анализ издержек производства и осуществлению мер по их снижению;
  • сбор рационализаторских предложений.

Организация производства на предприятии в решающей степени предопределяется характером и уровнем его специализации. Внутрипроизводственная специализация, являющаяся продолжением и углублением специализации предприятия, выражается в обособлении структурных подразделений по выпуску отдельных видов продукции или по выполнению отдельных стадий технологического процесса.

Специализация подразделений предприятия предполагает наличие между ними кооперативных связей, что является непременным условием организации их совместной работы (н.п., передача полуфабрикатов из цеха в цех, обеспечение энергетическими ресурсами, выполнение ремонтных работ).

  1. Мотивация персонала. Давно известно, что оказывать воздействие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполнения поставленных
  2. задач можно с помощью двух основных методов: поощрения и наказания.
  3. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания работать и оттого, какая моральная психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может в 1,5 раза повышаться или в несколько раз снижаться.

Мотивация человека складывается из системы ожиданий. Сначала работник ожидает, что предпринятые им усилия приведут к необходимым результатам, затем – что эти результаты повлекут за собой вознаграждение, и он будет удовлетворен ценностью этого вознаграждения.

Мотивация будет низкой:

  • если человек не будет ощущать связи между достигнутыми результатами и вознаграждением,
  • если результаты не будут вознаграждены,
  • если ценность вознаграждения для человека незначительна,
  • если вознаграждение меньше, чем вознаграждение других сотрудников за аналогичную работу (в этом случае возникает психологическое напряжение).
Читайте также:  Генеральная и выборочная совокупности, выборки - справочник студента

Мотивацию обеспечивают:

  • достойная зарплата,
  • набор социальных благ,
  • комфортабельные условия труда,
  • организация отдыха,
  • поощрения за высокие результаты работы,
  • создание обстановки причастности каждого сотрудника к решению актуальных для предприятия задач.

Мотивация материальная – зарплата, премии, др. выплаты.

  • Мотивация моральная – благодарность, грамота, фото на Доске почета и др.
  • Мотивация социальная – интересная работа, атмосфера в коллективе, в котором каждый человек может рассчитывать на поддержку, взаимопонимание, уважение и др.
  • «Довольный рабочий – это производительный рабочий»

Контроль. Контроль – наблюдение за ходом производственных процессов, выявление отклонения от них.

За рубежом считается выгодным иметь большой штат высокооплачиваемых работников для контроля над производством, так как это устраняет потери рабочего времени на предприятиях. Предприятия стремятся выполнить намеченные планы даже в случае изменения каких-либо условий работы.

Многие крупные компании в условиях действия четкой системы контроля устанавливают значительно более жесткие сроки производственного цикла. Это является следствием надежной деятельности поставщиков и эффективности системы контроля.

Конкурентная борьба в условиях рынка делает необходимым тщательный анализ издержек производства с целью выявления всех видов потерь. Таким способом можно достигнуть большей экономии в производстве.

Менеджер должен быть заинтересован не столько в том, чтобы знать, какими, в конечном счете, окажутся издержки производства, сколько в том, чтобы контролировать эффективность работы предприятия.

Поэтому более пристальное внимание при контроле он должен направлять на отыскание причины отклонения от стандартов или нормативов.

При определении размеров этих отклонений устанавливается контроль на соответствующих участках работы, чтобы решить: оправданы ли при существующих условиях работы указанные отклонения; каким способом можно в будущем устранить эти отклонения, ведущие к превышению нормативных издержек производства; может ли более тщательный анализ методов работы способствовать достижению лучших результатов.

3. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Функции менеджмента, входящие в состав цикла менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости.

Так, например, функция контроля тесно связана с функцией планирования, поскольку на базе информации, полученной при контроле, и ее анализа у менеджера появляется возможность внесения необходимых изменений в ранее намеченные планы производства. Аналогичным образом увязаны функции организации производства и мотивации персонала.

Продуманный комплекс действий менеджера по мотивации персонала во многом способствует совершенствованию организационной структуры предприятия (сокращение лишних подразделений и должностей с последующим повышением уровня оплаты труда оставшимся сотрудникам), повышению производительности труда и качества работы.

Действенный контроль за работой сотрудников позволяет менеджеру выявлять лучшие кадры и с помощью соответствующей мотивации (премирование, повышение в должности) поощрять их к дальнейшим успехам в работе.

4. Характеристика основных принципов и методов управления.

Принципы управления – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

К основным принципам управления относятся следующие:

1) принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации, т.е. оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений,

2) принцип единоначалия – у каждого подчиненного должен быть только один непосредственный начальник и весь персонал организации подчиняется первому руководителю, который несет персональную ответственность за работу организации,

3) принцип научной обоснованности, т.е. управленческие действия должны осуществляться на базе научных методов и подходов,

4) принцип плановости – установление основных направлений, задач, развития организации в перспективе,

5) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Каждый сотрудник в организации наделяется конкретными обязанностями и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач,

6) принцип мотивации, т.е. чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее работа организации,

  1. 7) принцип демократизации управления – привлечение к управлению организацией всех сотрудников.
  2. Основные инструменты управления
  3. За всю свою историю человечество выработало 3 принципиально различных инструмента управления, то есть, воздействия на людей:
  4. 1) иерархия – такая организация управления, при которой основным средством воздействия является отношение власти и подчинения,
  5. 2) культура – вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе,

3) рынок – т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле – продаже продукции и услуг, на отношении к собственности и равновесии интересов покупателя и продавца.

  • Вывод: в реально существующих экономических организациях все эти 3 инструмента всегда сосуществуют, и облик организации зависит от того, к какому из этих инструментов отдается приоритет.
  • Методы управления
  • Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения целей, поставленных организацией.
  • Существует множество различных методов управления, но все их можно разделить на 3 большие группы:
  • 1)Организационно – административный – он опирается на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность (приказ, распоряжение, контроль за действиями, указание).
  • 2) Экономические, которые в последнее время выходят на 1 план и предполагают реализацию экономических интересов сотрудников и их материальное стимулирование (премии, доплаты и кредитование)
  • 3) Социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах (индивидуальный подход, убеждения, критика и самокритика).
  • Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности менеджера на 15 % зависит от его профессиональных знаний и на 85%-от умения работать с людьми.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/funkcii-menedzhmenta-cikl-menedzhmenta-principy-i-metody-upravlenija/

Направление бакалавриата 080200.62 Менеджмент/профили: «Маркетинг», «Управление малым бизнесом», «Управление человеческими ресурсами», «Финансовый менеджмент», «Управленческий и финансовый учёт»

  • Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения — 4 года.
  • Степень (квалификация) выпускника – бакалавр менеджмента.
  • Область профессиональной деятельности
  • Бакалавр менеджмента подготовлен к профессиональной деятельности в различных экономических структурах, межотраслевых комплексах, акционерных обществах, различных хозяйственных товариществах, финансово-банковских системах, бизнесе и предпринимательстве.
  • Профессиональная деятельность заключается в решении практических вопросов экономической деятельности предприятия и организации управления им, стимулировании успешной деятельности персонала, активизации инновационной деятельности, формировании организационной структуры управления предприятием.
  • Менеджер:
  • •работает с людьми и среди людей;
  • •распределяет работу между подчиненными;
  • •принимает решение о том, что делать, когда делать и кто будет делать;
  • •побуждает себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей;
  • •осуществляет контроль, который позволяет выявлять успехи, недостатки, проблемы и корректировать деятельность;

•для менеджера важное значение имеет межличностная коммуникация, т.к. многие управленческие задачи решаются при непосредственном общении людей.

  1. Актуальность профессии менеджера:
  2. •высокая потребность в профессионалах в области менеджмента;
  3. •интересная работа в роли управляющего людьми;
  4. •работа, которая требуется всем организациям, независимо от ее размера;
  5. •неоднообразная, творческая работа;
  6. •высокая оплата труда профессионалов менеджеров.
  7. Квалификационная характеристика выпускника
  8. Бакалавр менеджмента должен:
  9. •знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;
  10. •понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента;

•владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).

  • Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту.
  • Возможные должности:
  • руководители, их заместители, менеджеры по персоналу, финансовые менеджеры, специалисты отделов государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм и др.
  • Возможности продолжения образования
  • Бакалавр подготовлен к продолжению образования:
  • •в магистратуре по направлению 521500 – «Менеджмент»;
  • •освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ по специальностям:
  • 061100 – Менеджмент организации
  • 062000 – Управление персоналом

«Управление малым бизнесом»

Выпускники профиля «Управление малым бизнесом» станут менеджерами в области организации и ведения малого и среднего бизнеса, разработки и реализации бизнес-планов, бизнес-технологий на предприятиях.

Образовательная программа ориентирована на подготовку бакалавров, способных осуществлять и организовывать предпринимательскую деятельность в малом и среднем бизнесе, логически верно и аргументировано осуществлять информационно-коммуникационное взаимодействие, получать, хранить и перерабатывать информацию коммерческого содержания.

Студентам предстоит изучить такие дисциплины, как: предпринимательская деятельность, бизнес-планирование, анализ хозяйственной деятельности, разработка управленческого решения и др.

Выпускники программы бакалавриата по направлению «Менеджмент» профиля «Управление малым бизнесом» смогут успешно осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, работать генеральным директором, коммерческим директором малого и среднего предприятия.  

«Маркетинг»

Выпускники профиля «Маркетинг» становятся бакалаврами в области маркетинга.

Маркетолог – это бакалавр, который: •исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику; •планирует и определяет емкость рынка, цены и ценовую политику; •изучает и анализирует положение компании, фирмы или организации на рынке; •разрабатывает стратегию работы на рынке; •организует эффективный сбыт товаров и услуг; •формирует репутацию компании; •создает рекламу продукции, стимулирующую продажи; •продвигает на рынке новые товары и услуги. Маркетолог работает на предприятиях, в фирмах и в организациях различных организационно-правовых форм.

По данным кадровых агентств, маркетолог – одна из наиболее востребованных специальностей на рынке труда.

«Управление человеческими ресурсами»

Выпускники профиля «Управление человеческими ресурсами» становятся бакалаврами в области менеджмента. Бакалавры в своей работе призваны реализовывать стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия — работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия.

Основными задачами в работе бакалавра являются следующие: • удовлетворять потребность в стратегическом подходе к управлению человеческими ресурсами, что позволяет привести в соответствие между собой предприятие и его стратегию развития человеческих ресурсов; • применять всесторонний и логически последовательный подход к обеспечению взаимной поддержки теоретических методик и практики трудовой занятости, посредством развития интегрированной теории и практики (групповая конфигурация); • стремиться к воплощению миссии и реализации ценностей данной организации в области управления человеческими ресурсами;

• создавать комфортную среду «обучающейся организации» и условия для обучения и развития сотрудников.

«Финансовый менеджмент»

Образовательная программа профиля «Финансовый менеджмент» ориентирована на освоение студентами профессиональных компетенций в области финансово-экономической, организационно-управленческой и распорядительной деятельности предприятий.

Выпускники работают в качестве:  финансовых менеджеров, аналитиков и экономистов коммерческих организаций различных отраслей реального и финансового сектора экономики: в департаментах и отделах финансово-экономического планирования, экономического анализа и диагностики деятельности; заместителей руководителей организации по финансовым и экономическим вопросам, финансовых аналитиков, а также в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня. Объектами профессиональной деятельности выпускника являются процессы финансового управления организаций различных организационно-правовых форм.

     Конкурентные преимущества программы профиля «Финансовый менеджмент» характеризуются широкой профессиональной направленностью, сочетая в себе знания финансово-экономической и управленческой направленности. Студенты получат комплекс знаний в области рациональной организации финансовых потоков предприятия и эффективного управления им, финансово-экономического планирования, стратегического прогнозирования, анализа и мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, технологии производства в отрасли и на предприятии, оценки инвестиций и рыночной стоимости бизнеса, обеспечения конкурентных преимуществ предприятий, правовых основ его финансово-экономической деятельности.

«Управленческий и финансовый учет»

Профиль «Управленческий и финансовый учет» обеспечивает подготовку профессионалов, обладающих современными знаниями в области применения международных стандартов финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации, проведения грамотной оценки инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования, владеющих навыками анализа финансовой и управленческой отчетности организаций различных форм собственности для принятия обоснованных управленческих, инвестиционных, кредитных и финансовых решений. В образовательную программу включены дисциплины, формирующие высокую профессиональную компетентность в области:

•бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской финансовой отчётности,

•налогов и налогообложения, •корпоративных финансов, •ценообразования, •финансов, •менеджмента, •инвестиционной политики. Выпускники профиля «Управленческий и финансовый учет» могут работать:

•в государственных и коммерческих организациях,

•в иностранных фирмах, финансово-кредитных учреждениях и сфере малого предпринимательства, •продолжить научные исследования в аспирантуре по широкому диапазону вопросов учета в рыночной экономике. Данный профиль ориентирован на подготовку бакалавров, которые успешно смогут занимать должности:

•руководитель финансовых подразделений,

•специалист по финансовому планированию, •финансовый менеджер, •финансовый аналитик.

Источник: https://www.ruc.su/faculties-and-chairs/fptd/spec/080200.62_menedzhment/

Функции менеджмента (управления)

Тема функции менеджмента очень интересна и многозначна. Как и весь менеджмент разнообразен, так и его функции варьируются от автора к автору. Какие же они функции управления или менеджмента?

Существует несколько отличающихся друг от друга классификаций функций менеджмента. Дело тут в авторе, каждый теоретик, обобщая материал старается привнести в теорию управления свое видение.

Вот и получается что функций управления очень много – планирование целеполагание, организация, мотивирование, руководство, контроль, координация и так далее. Некоторые авторы укрупняют функции менеджмента, другие наоборот дробят их.

Получаем, что количество функций меняется от 4 и до 6-8 штук. Сформулируем далее наиболее часто встречаемые классификации.

Основные функции менеджмента

Функции менеджмента по Мескону (или функции управления по процессному подходу). Это классификация самая распространенная и самая цитируемая, как зарубежными авторами, так и отечественными.

Данная концепция выделяет 4 основные функции управления:
— планирование,
— организация,
— мотивация,
— контроль.


И два связывающих процесса:

— процесс коммуникаций,

— процесс принятия решений.

Схематически функции по данной классификации приведены на рисунке. Это знаковый процесс для всего менеджмента и к нему мы вернемся чуть позже.

Однако кроме классификации, представленной в книге «Основы менеджмента» Мескона и Хедоури, в нашей стране часто используются функции предложенные Румянцевой. По сути это российский аналог функций менеджмента.

  • Функции менеджмента по Румянцевой включают в себя 5 составных элементов:
    — планирование,
    — организация,
    — мотиваций,
    — контроль,
    — координация.
  • Схематически модель Румянцевой выглядит так.

Данная схема имеет такую взаимосвязь неслучайно. Дело в том, что связывающую роль между основными функциями управления в данном случае выполняет функция координация. Если в модели процессного подхода роль связей выполняют коммуникации и принятие решений, то здесь это именно координация.
Теперь установим взаимосвязь между функциями управления и определим их сущность.

Взаимосвязь и сущность функций менеджмента

Итак, примем за основу систему функций менеджмента из 4 функций и двух связывающих процессов. Дадим им определение.

Планирование как функция управления – это процесс определения целей и направлений движения организации. Планирование это разработка конкретных целей и планов, которые организация хотела бы достичь в обозримом периоде.

Организация как функция управления – это процесс распределения конкретных заданий конкретным исполнителям. Организовывая, мы создаем определенную структуру работы, или организации, или действий.

Мотивация как функция управления – это процесс побуждения сотрудников к более эффективной работе. Мотивируя персонал, мы стремимся получить от него большую отдачу и производительность труда.

Контроль как функция управления – это процесс проверки, то, что обеспечивает нам максимально эффективное следование намеченным параметрам, так как сравниваем мы с планом. Контрольная функция, основанная на обратной связи, это основа процессов управления.
Подробнее что такое обратная связь, а также что такое предмет и метод менеджмента можно посмотреть в лекции 2.

Процесс коммуникаций – связывающий процесс дающий возможность протекать всему процессу управления – это процесс обмена информацией.

Процесс принятия решений – основная деятельность менеджера – это выбор альтернативы.

Два указанных связывающих процесса подводят нас к понятию взаимосвязи функций менеджмента. Суть это связи состоит в том, что функции управления выполняются, последовательно начиная с планирования заканчивая контролем. Но они не смогли бы осуществляться, если бы не было связи между этими функциями. Роль связующих выполняет обмен информацией и принятие решений.

Вернемся к нашей схеме функций управления по процессному подходу

Эта схему часто называют цикл менеджмента. Все стрелки на схеме это связывающие процессы — коммуникации и принятие решений.

Все функции между собой взаимосвязаны, все выполняют общую плановую цель. Но для того чтобы функция смогла работать, необходима информация и необходимо принятие решений. Таким образом, мы имеет циклический взаимосвязанный процесс работы функций управления.

Дальше мы рассмотрим понятие внешней и внутренней среды менеджмента.

Источник: https://ya-prepod.ru/funktsii-menedzhmenta-upravleniya.html

Функции менеджмента

  • БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • Факультет технологий управления и гуманитаризации
  • Кафедра Менеджмента
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  • по дисциплине «Основы менеджмента»
  • Тема: Функции менеджмента

Исполнитель ___________ __Карпеева Е.А.____

(подпись) (ФИО)

Студент __2___ курса ___308519/08___ группы

Руководитель____________________ Профессор Янчевский В.Г.

  1. Минск 2011
  2. Содержание
  3. Введение
  4. .Функции менеджмента
  5. .1 Прогнозирование и планирование
  6. .2 Функция организации
  7. .3 Мотивация и стимулирование
  8. .4 Контроль
  9. .5 Координация и регулирование
  10. Заключение
  11. Список используемой литературы
  12. Введение

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт — постижение науки и искусства менеджмента.

Менеджмент — современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие.

Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием.

Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.

  • Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
  • Цель данной работы — раскрытие основных функций менеджмента.
  • В задачи входит анализ основных функций менеджмента.
  • При выполнении работы мы использовали такие методы как метод научного анализа, сравнительный метод и еще ряд некоторых других методов.
  • 1.Функции менеджмента
  • В упрощенном понимании менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей, с помощью специализированных приемов, основанных на разнообразных функциях управления.
  • Основные функции менеджмента напрямую связаны с процессом управления.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют управленческими функциями, и каждое из них само по себе является процессом очень важным для успеха организации.

Соответственно каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами.

Функции управления определяются как назначение и виды управленческой деятельности, определенные целями и задачами самого управления. Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами способами, а так же соответствующая организация работ.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели.

Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности — это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

  1. Вообще в экономической литературе чаще выделяют лишь четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль.
  2. Но большинство отечественных научных школ управления в процессе управления все же выделяют пять основных взаимосвязанных функций управления, называя их общими — это планирование, организовывание, координация, мотивация и контроль.
  3. Поскольку эти функции управления наиболее характерно отражают весь процесс управления современной организацией, именно они будут анализироваться нами как базовые. [1]
  4. 1.1 Прогнозирование и планирование
  5. Роль прогнозирования в управленческой деятельности и в функционировании организаций в целом можно охарактеризовать выражением: «руководить — значит предвидеть».

Прогнозирование — способность смотреть вперед, выходить за пределы наличного, оценивать будущее и предпринимать соответствующие подготовительные меры. Важность прогнозирования в управленческой деятельности трудно переоценить; оно выступает одной из основных и наиболее специфических прерогатив и функций руководителя.[2]

Планирование — это разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого. При этом нужно учитывать, что частью планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой.

В работе менеджера выделенные функции тесно связаны, но основополагающей является функция планирования.[1]

В широком смысле слова планирование — это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

  • Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
  • Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
  • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
  • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства — важнейшее условие его эффективности.
  • Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) — это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний уровень) — это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) — это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении планов.

  1. Полнота планирования — учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
  2. Точность планирования — использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
  3. Ясность планирования — формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.
  4. Непрерывность планирования — планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
  5. Экономичность планирования — расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования.[4]
  • 1.2 Функция организации
  • Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап менеджмента.
  • Под организацией понимается процесс:
  • Определение рациональных форм разделения труда;
  • Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
  • Разработки структуры органов управления;
  • Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
  • Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
  • Подбора и расстановки кадров.

Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.

Организация работ — функция, которую должны осуществлять все руководители — независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом

Источник: https://www.studsell.com/view/196446/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector