Процесс формирования характера хотя бы раз в жизни интересовал каждого человека.
Закладывается ли он в раннем возрасте и по мере взросления изменяется незначительно или его можно изменять в течение всей жизни? Или что влияет на становление личности? А если основные черты можно изменить в осознанном возрасте, то как это сделать? Все ответы о том, как формируется характер вы найдете в этой статье.
Что такое характер
Характер — совокупность тех наиболее четко проявляемых черт психики человека, которые особенно ярко проявляются при выражении отношения к окружающему миру, общении с другими людьми и отношении к себе.
К примеру, мы восхищаемся характером другого человека: «Какой же он целеутремленный и решительный!». Мы судим так, потому что этот человек ведет себя соответственно данным характеристикам: он не опускает руки при трудностях, идет до конца, постоянно ищет в себе силы, совершает смелые поступки.
Как формируются черты характера
Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности.
Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения.
Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта — враждебность, общительность — скрытность, отзывчивость — эгоистичность.
В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.
Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.
Амбидекстрия: каких людей называют амбидекстрами
Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности.
Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.
Факторы формирования характера
Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.
В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми.
В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах.
Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).
Особенности формирования характера
Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку. Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери.
Наиболее ярко черты нрава проявляются у человека во время стрессовых ситуаций. Потому если человек задан целью изменить некоторые черты характера, ему следует избегать критических ситуаций, чтобы трансформация прошла более успешно.
Вам наверняка знакомо чувство, когда вы срываетесь после долгого сдерживания негативных эмоций и замечаете, как сложно потом взять волю в кулак и начать заново.
Этапы развития характера
Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек.
Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств. У старшеклассников основные черты характера уже сложились.
В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого.
У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.
Что влияет на формирование характера кроме физиологии
Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.
Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику.
Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус.
Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему.
Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.
Можно ли изменить характер
Большой вклад в изменение характера вносит труд. Люди, уделяющие много времени работе, постановке высоких целей и их достижению, борьбе с возникающими на пути трудностями и проблемами, как правило, имеют сильный характер. Во взрослой жизни он менее поддается корректировке, но, тем не менее, его возможно изменить.
При этом важную роль играет самовоспитание и самодисциплина человека. Поэтому, если вы хотите измениться к лучшему, пересмотрите вашу деятельность и начинайте внедрять полезные привычки или меняйте мышление.
Исходя из этого можно судить о том, что человек сам влияет на то, каким будет его нрав, совершая определенные поступки и выполняя соответствующую деятельность.
Таксономия Блума как методика оценки успешности обучения
Заключение
Основы характера закладываются в раннем возрасте. На это влияет прежде всего семья — мы перенимаем действия, совершаемые родными людьми и повторяем то, что вызывает у них одобрение.
Не забывайте, что и в осознанном возрасте мы можем корректировать характер через самоконтроль и самодисциплину, чтобы добиваться успехов и достигать поставленных целей. Поэтому не бойтесь меняться к лучшему и у вас это обязательно получится!
Источник: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/formirovanie-haraktera
Формирование характера и личности | Студент-Сервис
Все вышеназванные качества: активность, дисциплинированность и самостоятельность взаимосвязаны и способствуют формированию личности. Так, активность предполагает дисциплинированность, а дисциплинированность обеспечивает успешность выполнения самостоятельной работы, самостоятельность требует дисциплинированности, вместе с тем ее же укрепляет.
Формировать личность – это значит прежде всего формировать характер. Не случайно говорят: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”.
Типические, закрепленные в характере, свойства личности влияют на опыт личности и на поведение человека в целом.
Под формированием личности надо понимать изменение психологической структуры личности, главным образом ее содержательной стороны, под влиянием внешних воздействий с помощью тренировки, упражнения, обучения и воспитания (К.К. Платонов).
Формирование характера состоит из формирования психических процессов, психических состояний, свойств личности, свойств характера и его черт.
Под тренировкой понимается самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит только систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов, тренировка используется для закрепления нужных свойств личности (см., например, методику аутотренинга во второй части пособия).
Упражнение как вид формирования личности и коллектива опирается на тренировку, но дополняется наличием знания упражняющимися результатов каждого упражнения и их стремлением от раза к разу улучшать свои показатели. Успешность упражнений достигается при следующих основных психологических условиях:
- определенной конкретной цели каждого упражнения – чему научиться и до каких показателей правильности, точности и быстроты действия;
- наличии не только знаний, но и ясных представлений о последовательности и технике выполнения предстоящих действий, которые должны осваиваться в упражнении;
- предварительном освоении правил выполнения предстоящих действий;
- многократном выполнении упражняемых действий в целях достижения все возрастающей точности, быстроты действий, а также контроле и руководстве со стороны обучающего.
Различают и этапность упражнений: ознакомительные-пробные-основные-тренировочные.
Обучение как вид формирования личности и коллектива опирается на упражнение, но дополняется обеспечением связей нового содержания каждого упражнения с уже ранее освоенным, обучение применяется с целью формирования требуемых знаний, навыков и умений, которые могут закрепляться тренировкой.
Воспитанием называется наиболее сложный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями, приобретаемыми в процессе обучения, со свойствами направленности именно данной личности. Воспитание – самый эффективный метод руководства, и вместе с тем оно само требует управления.
Первостепенное значение в воспитании имеет личность педагога-мастера. Не подавляя, а развивая самостоятельность учащихся, мастер тем самым развивает их активность, умственные и творческие способности.
Творческое мышление – в процессе учебной деятельности – одно из важнейших условий активности учащихся, без которой формирование его самостоятельности не может быть успешным. Активность – “сердцевина” самостоятельности и одно из важных условий продуктивной самостоятельной учебной, творческой и профессиональной деятельности.
Формирование самостоятельности – это не развитие индивидуализма, а развитие индивидуальности, наилучший путь развития самостоятельности человека. Это вовлечение в коллективную совместную деятельность.
Именно в коллективном труде учебной группы каждый из учащихся получает возможность объективно оценить свои знания, отличить самостоятельность от необоснованной самоуверенности, воочию убедиться в своих промахах и ошибках.
В условиях учебной совместной деятельности творческого коллектива, где один смотрится в другого как в зеркало, решающую роль играет самостоятельность всего коллектива в целом (подробнее см. раздел “Элементы социальной психологии”).
Общение с другими людьми создает предпосылки и для самовоспитания, ибо в общении, где имеет место так называемая “социальная перцепция”, осуществляется восприятие человека человеком и познание людьми друг друга.
Воспитание характера немыслимо и без требовательности, о которой хорошо писал А.С. Макаренко:
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/formirovanie-haraktera-i-lichnosti/
Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,778
1
Шайкина В.А. 1
Ребро И.В. 1
1 Волжский политехнический институт, филиал Волгоградского государственного технического университета
1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.
По мере развития содержания научно-исследовательской культуры будущего инженера, возникает потребность в формировании у студентов определенных черт характера.
Такая потребность связана: с одной стороны, с своеобразием эмоциональных переживаний инженера в процессе осуществления деятельности или отношения к деятельности, с другой стороны, с своеобразием способов и качеств осуществляемой деятельности.
Хотелось бы отметить тот факт, что личность и ее характер – явления не только очень сложные, но и исключительно подвижные, динамичные. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
Все черты характера или качества личности тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражают отношения человека к разным сторонам действительности, к разным сторонам жизни.
Выделим систему взаимно связанных психологических свойств будущего инженера, то есть симптокомплекс:
- 1 – отношение к себе (объективность, организованность, остроумие, отзывчивость, откровенность, решительность, самостоятельность, самоуверенность, собранность, сообразительность, старательность, целеустремленность).
- 2 – отношение к учебе (активность, дисциплинированность, инициативность, любознательность, многогранность, находчивость, настойчивость, трудолюбие, эрудированность).
- 3 – отношение к будущей профессии (дальновидность, деловитость, идейность, интеллигентность, красноречивость, критичность, лаконичность, мечтательность, независимость, практичность, предприимчивость).
- 4 – отношение к другим людям (доброжелательность, заботливость, общительность, справедливость, тактичность).
Так как деятельность будущего инженера связана с эмоциональными переживаниями, то возможно присутствие акцентуированных черт характера, причем, проявляться они могут еще на стадии формирования компетентного специалиста, то есть в студенчестве.
К акцентуированным чертам характера будущего инженера относятся такие черты характера, у которых степень развитости находиться между нормой и патологией. Это могут быть: красноречивость, самоуверенность, критичность, мечтательность, настойчивость и т.п.
Рассмотрим некоторые из них:
1. Красноречивость. Если уменьшить силу красноречия у инженера, то это повлияет на привлечение интереса к его разработкам. Если же увеличить, то она превратиться в аномальную черту характера, и за многословием потеряется суть, главное в речи.
2. Самоуверенность. Если инженер будет не уверен в себе, в своих силах, то никогда не придумает ничего нового, а придумав не вынесет на обозрение своим коллегам. В свою очередь возрастание самоуверенности влечет к отрицанию имеющихся ошибок и к тому, что инженер не будет слушать мнение специалистов, своих коллег и не будет корректировать свои разработки.
Черты характера личности можно разбить на две группы: «глубинные» и «специфические».
«Глубинные» закладываются в раннем возрасте, а «специфические» приобретаются при обучении профессиональной деятельности, а затем закрепляются в процессе профессиональной деятельности.
Поэтому, сегодня главным призванием в процессе организации учебной деятельности является единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность будет видеть возможность самореализоваться.
Но не во всякое организованной учебной деятельности студент видит возможность самореализоваться. Это связано с тем, что студенческие увлечения нередко обусловлены случайными факторами и ориентируются только на содержание и внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других ее аспектов.
Таким образом, формирование необходимых черт характера у будущего инженера с помощью частых специально организованных учебных действий, то есть привитие определенных навыков, умений и усвоение необходимых знаний, есть неотъемлемая компонента в становление компетентного специалиста.
Библиографическая ссылка
Шайкина В.А., Ребро И.В. Необходимые черты характера студента для успешного осуществления научно-исследовательской деятельности // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 150-151;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33034 (дата обращения: 22.03.2020).
Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33034
Формирование личность студента
Понятие личности возникает в древности. Термин «личность» первоначально обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, а затем и самого актёра в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Личность является предметом философского, общественно — исторического познания, но прежде всего психологии. А.В.
Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
Возрастные особенности личности студента
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон: социальной, биологической и психологической.
Психологическая сторона представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.
В социальной стороне воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
Биологическая сторона включает в себя: тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности.
В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения: высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и т. д.
С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи.
Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией.
Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.
Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере.
Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т.
Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным.
Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью.
Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений.
Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно. Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. восполнил этот пробел, выделив четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
- 1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
- 2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
- 3. Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
- 4. «Достигнутая, зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Обследовав свыше 5 тыс. старшеклассников (15—18 лет), американский психолог Морис Розенберг (1965) нашел, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе.
Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» — «представляемое Я».
С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» — юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения.
Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение окружающих о них.
Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход, отнюдь не добровольный.
Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии.
К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т.
Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт — Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам.
Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов — от восторженного впервые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. п.
Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, т. к. такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.
Для определения способностей, необходимых для овладения той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессиограмм.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Использование этих профессиограмм дает положительные результаты.
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности.
За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т. д.
При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен.
В разных вузах эти уровни слегка различаются, но, в общем, они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии.
Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, превышающим невербальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта.
Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.
Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут, образно выражаясь, «в мире слов», в то время как специалисты технического и естественного профиля относительно чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей.
Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т. е.
быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального. Последнее возможно лишь при наличии высокой степени концентрации внимания. Строгость и логичность суждений у них должна быть безупречной.
Качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз.
Студенты естественных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако им присущ низкий уровень социабельности, т. е. недостаточно развитое умение общаться с людьми.
Интровертированность личности высокозначимо коррелирует с уровнем успеваемости студентов-математиков.
Значит, интровертированность — необходимое условие успешного обучения в вузе, и ее также следует включить в структуру специальных способностей абитуриентов естественных факультетов.
Обнаружена еще одна характерная черта личности студентов этих специальностей — самооценочные суждения у них (особенно о своих социальных свойствах) в основном неадекватны. Себя они знают плохо и в этом плане нуждаются в помощи.
Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров — высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т. е. действенно-практического интеллекта.
По экспериментальным данным оказалось, что пространственные представления достигают высокого уровня развития уже у первокурсников. Этот уровень является индивидуальным максимумом к моменту поступления во втуз и в процессе обучения развивается очень незначительно. Значит, при поступлении во втуз абитуриент должен обладать высокоразвитой способностью к пространственным представлениям.
Очевидно, это качество больше зависит от природных свойств индивида, в отличие от других умственных способностей, например, понятливости, сообразительности и т. п.
За время пребывания в вузе у будущих инженеров развиваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиливается интровертированность личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повышению ее эффективности. Однако будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы.
Источник: https://studwood.ru/615793/psihologiya/formirovanie_lichnost_studenta
Психологические особенности развития личности студента
УДК
Психологические особенности развития личности студента
Cергеев С.Н., Хвастов А.Н., Хвастова С.И.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF STUDENT PERSONALITY DEVELOPMENT
Sergeev S.N., Khvastov A.N., Khvastova S.I.
Статья написана о возрастных и личностных особенностях студентов. В статье выявлены психологические особенности становления личности в возрасте 17-20 лет, определены понятия идентификации и самоопределения. Так же описываются психологические аспекты самооценки молодых людей этого возраста.
На основе изученной информации о социально-психологических особенностях студентов, в процессе написания статьи выявлены особенные психологические черты личности студента на каждом курсе обучения в высшем образовательном учреждении. Ключевые слова.
Личность, студент, идентификация, самоопределение, самоанализ, высшее образовательное учреждение.
Введение. В теориях зарубежной психологии во второй половине XX в. укрепляется положение о том, что личность — это сложная, постоянно развивающаяся система. Большое значение в формировании и развитии личности принадлежит процессу ее профессионального развития.
Психология личностно-профессионального развития студентов широко представлена как в трудах зарубежных психологов С. Аксельрода, 3. Гинзберга, В. Гинсбурга, Д. Миллера, Д. Сьюпера, В. Врум, Дж.
Холланда, Л. Тайлера, а так же в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Е.И. Степановой, А.В. Петровского, Н.С. Пряжникова, Е.Ю.
Пряжниковой и др.
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
-
с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности.
-
с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
-
с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности.
Развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:
- укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; -совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;
- повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
- растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
- на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
- повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
- крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.
Психологическое развитие личности студента — диалектический процесс возникновения и разрешения
противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Студенческий возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера.
Особенно важно для личности студента овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.
С этим периодом связано начало включения молодого человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи.
Студенческий возраст выделяют в качестве центрального периода становления характера и интеллекта личности. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Психологи отмечают, что в 17-19 лет способность человека к сознательной регуляции своего поведения развита не в полной мере, в этом возрасте нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Возраст 17-19 лет — юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным.
Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью.
Объективное противоречие в развитии личности студента, вызванное конфликтом самооценки, может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
-
уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
-
размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
-
размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности:
-
формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
В 1966 году канадский психолог Джеймс Марша количественно описал четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
-
«Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
-
«Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
-
Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
-
«Достигнутая зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
Американский психолог в 1965 году Морис Розенберг обследовал более 5 тыс. юношей 15-18 лет, и нашел, что для юноши с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе.
Такая личность больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» — «представляемое Я».
С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» — юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения.
Молодой человек с пониженным самоуважением болезненно реагирует, если у него что-то не получается в работе или если он обнаруживают в себе какой-то недостаток. Он болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Такие юноши очень беспокоятся о плохом мнении окружающих о них.
Они особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный.
Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.
Поступление в вуз укрепляет веру юноши в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь.
Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.
Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности.
Профессиональное самоопределение — это длительный и многоаспектный процесс, включающий в себя: осознанный поиск личностно значимых смыслов профессиональной деятельности, и поиск личностью своего жизненного пути.
По результатам исследований, приводимым В. Т.
Лисовским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших вузов Санкт-Петербурга однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам.
Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов — от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п.
На различных курсах обучения в высшем образовательном учреждении развитие студента имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.
Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Выводы. Психологическое развитие личности студента во время обучения в высшем образовательном учреждении идет в ряде направлений:
- развиваются необходимые способности;
- совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт,
- укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность,;
- повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
- растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
- на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
- повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
- крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.
Психологическое развитие личности студента — диалектический процесс возникновения и разрешения
противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
The article is written about the age and personality characteristics of students. The article reveals the psychological features of the formation of the personality at the age of 17-20 years, the concepts of identification and self-determination are defined.
Psychological aspects of self-esteem of young people of this age are also described.
On the basis of the information that has been learned about the socio-psychological characteristics of students, in the process of writing the article, special psychological features of the student's personality are revealed in every course of study in a higher educational institution.
Keywords. Personality, student, identification, self-determination, self-analysis, higher educational institution.
ЛИТЕРАТУРА
-
Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. -С. 19-44.
-
Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования / Под ред. А. Л. Свенцинского. — Самара: Изд-во Самарского пед. ин-та, 1993.-212 с.
-
Анисимова О. М. Управление самооценочными характеристиками как способ воспитания личности студента // Психологического обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. — Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — С. 123-131.
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. — Т. 4.: Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М: Педагогика, 1984. -432 с. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
-
Каганов А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. — Мн.: Изд-во Белорус, ун-та, 1983. -111с.
-
Лисовский В. Т., Дмитриев А. В. Личность студента. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.-184с.
-
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского.-М.: 1986.-342с.
References
1. Abul'hanova-Slavskaja К. A. Razvitie lichnosti v processe zhiznedejaternosti. // Psihologija formirovanija і razvitija lichnosti. — M.: Nauka, 1981. -S. 19-44.
-
Akopov G. V. Social'naja psihologija vysshego obrazovanija / Pod red. A. L. Svencinskogo. — Samara: Izd-vo Samarskogo ped. in-ta, 1993.-212 s.
-
Anisimova О. M. Upravlenie samoocenochnymi harakteristikami как sposob vospitanija lichnosti studenta // Psihologicheskogo obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa v vuze. — Izd-vo Leningr. un-ta, 1985. — S. 123-131.
-
Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6-ti tt. — T. 4.: Detskaja psihologija / Pod red. D. B. Jel'konina. — M.: Pedagogika, 1984. -432 s. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti к professional'noj dejatel'nosti.
-
Kaganov A. B. Rozhdenie specialista: professional'noe stanovlenie studenta. — Mn.: Izd-vo Belorus, un-ta. 1983. -11 Is.
-
Lisovskij V. T., Dmitriev A. V. Lichnost’ studenta. — L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1974.-184s.
-
Osnovy pedagogiki і psihologii vysshej shkoly / Pod red. A. V. Petrovskogo.-M.: 1986.-342s.
Источник: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-lichnosti-studenta-3604247.html
Формирование характера (стр. 1 из 5)
- Федеральное агентство по образованию
- Государственное образовательное учреждение
- высшего профессионального образования
“Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярёва”
- Кафедра ОП и А
- РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ
- Тема: Формирование характера
Руководитель: Е.А. Муравьева
Исполнитель: О.Т. Огарева
ст. гр. МС — 105
- Ковров 2007
- Содержание
- 1. Общие сведения о характере
- 1.1 Понятие “характера
- 1.2 Структура характера
- 1.3 Типология характеров
- 2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
- 2.1 Акцентуация характера
- 2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко
- 3. Формирование характера
- Заключение
- Список использованной литературы
- 1. Общие сведения о характере
- 1.1 Понятие “характера”
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter— печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека.
Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.
Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Характер наряду с темпераментом является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер — содержание личности.
Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности.
Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
Характер— это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.
Характер человеческой личности всегда многогранен.
В частности, выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Это могут быть коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие: это положительные черты данной группы. Но встречаются и отрицательные качества — эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.
Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе,самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств.
В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми.
Случается и другое — человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.
Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера — наличие жизненных целей.
Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека.
Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.
Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты.
Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.
Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты.
При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.
К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.
В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе.
Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д.
Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений.
Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.
Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационныеи инструментальные.
Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности.
Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.
Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера.
К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека.
В-третьих, в состав характера входят, инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.
Все черты или качества личности значимы для нее. Но у каждого конкретного индивида среди черт характера, некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность всего комплекса проявлений.
Наряду с этим существуют второстепенныечерты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними.
Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
1.2 Структура характера
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют.
Положительно коррелирующие черты — это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он сбольшой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения.
Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью и инициативностью.
Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.
Однако отрицательная и положительная корреляция черт характера не абсолютна. Поэтому в жизни часто встречаются как противоречивые, так и цельные характеры.
Цельный характер — это характер, в котором преобладает положительная корреляция его черт.
Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.
Источник: https://mirznanii.com/a/200041/formirovanie-kharaktera