Физиологические основы восприятия — справочник студента

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, однако между ними существуют и коренные различия. Суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на человека, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, или, иными словами, целостное отображение предмета.

Восприятие включает ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение.

Было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. Восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высоко уровня, такие как память и мышление.

Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в конечном итоге в кору головного мозга.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Различные подходы к классификации методов обучения - справочник студента

Оценим за полчаса!

Оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия.

Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, .можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия доказывал И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е.

временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза.

Анализ и синтез обеспечивает выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности.

Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр.

(так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И.М.Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.).

Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, человек отражает в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и др.).

В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Источник: https://students-library.com/library/read/61005-vospriatie-fiziologiceskie-osnovy-vospriatia

Психология восприятия. — Физиологические основы восприятия. — Литература для студента

Страница 3 из 10

Физиологические основы восприятия.

Восприятие, как и ощущение, — рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.

Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона.

На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более  высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т. е.

ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а слова и фразы.

Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.

В основе восприятия лежат два  вида  нервных  связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности.

Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель.

При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и другие (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов. И.М.

Сеченов объяснял  восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестезических, осязательных и других ощущений.

К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение.

В акте зрения при восприятии величины предметов, их удаленности и т.д. всегда ассоциируются чисто зрительные ощущения с мышечными.

Некоторое нарушение этих связей путем усиления или ослабления глазных мышц можно вызвать действием определенных лекарственных веществ.

При этом наблюдается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение предметов).

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира.

Благодаря связям, образующимся между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес).  Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

>

Оглавление
Психология восприятия.
Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.
Физиологические основы восприятия.
Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность.
Закономерности восприятия: апперцепция, роль моторных компонентов, внимание и восприятие.
Основные виды восприятий.
Восприятие пространства: восприятие формы, величины, глубины и удаленности предметов, направления. Зрительные иллюзии.
Восприятие времени и движения.
Подпороговое и экстрасенсорное восприятие.
Развитие восприятия. Условия адекватного восприятия окружающего мира.
Все страницы

Источник: http://geum.ru/lib/fiziologicheskie-osnovi-vospriyatiya.php

И физиологические основы восприятия

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их качеств и свойств при непосредственном, но бесконтактном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущения, в котором отражаются отдельные свойства предметов и явлений, восприятие (перцепция) всегда имеет целостный характер. Это означает, что в процессе восприятия у живого существа формируется совокупный образ предмета, а не отдельного впечатления от него.

Физиологической основой восприятия является взаимодействие различных анализаторов и образование на этой основе совокупного продукта деятельности этих нескольких или многих анализаторов.

Этот ансамбль мозговых концов анализаторов называется «нейронный комплекс» Существенную роль при этом играют ранее образовавшиеся нервные связи, которые представляют собой физиологическую основу прошлого опыта живого существа, который влияет на содержание и характер восприятий.

Если ощущение может возникать и у живых организмов, у которых еще нет головного мозга, например, у дождевого червя, то восприятие – это психический процесс, возможный только на таком уровне эволюции живого организма, когда сформирован головной мозг.

Поэтому очень важным физиологическим моментом в процессах восприятия является то обстоятельство, что совокупная деятельность мозговых концов анализаторов происходит при широком участии различных отделов головного мозга.

У человека важнейшую роль в восприятии играет так называемая вторая сигнальная система, т.е. способность человеческой психики реагировать не только непосредственно на предмет, но и на речевое обозначение предмета, на речевой знак.

То обстоятельство, что восприятие синтезирует в себе ощущения, что оно опирается на приобретенный опыт, и у людей оно связано со второй сигнальной системой (речью), делает его весьма сложным процессом и формирует у него особые свойства.

Свойства человеческого восприятия

Первичным свойством человеческого восприятия является предметность. Предметность восприятия выражается в том, что все, что человек воспринимает при оформлении в образ восприятия, тут же фиксируется в восприятии как объект.

Если, к примеру, ощущения могут быть представлены в виде отдельных свойств предмета, таких как «мягкость», «упругость», «легкость», «квадратность», то образ восприятия мгновенно обобщает все эти отдельные свойства в целостный образ предмета: подушка.

Предметность человеческого восприятия проявляется в том, что мы склонны воспринимать не отдельные качества вещей сами по себе, а их принадлежность определенным объектам. Предметность – очень важное свойство человеческого восприятия.

Ведь мы воспринимаем предметы, ориентируясь в них, не столько по внешнему виду, сколько по их функциям. Предметность восприятия развивается в процессе жизнедеятельности человека.

Так, ребенок может не отличить оборванный электропровод под напряжением от бельевого шнура, но взрослый, благодаря сформированной предметности восприятия, сразу же идентифицирует опасный предмет. Такая объективация перцептивных впечатлений обеспечивает полноценную ориентировку в непосредственной жизненной ситуации.

Следующим важным свойством восприятия является его целостность.

Целостность восприятия достигается в результате совокупного действия различных анализаторов и синтезирования их активности в единый нейронный комплекс.

По этой причине даже если предмет не дан восприятию целиком, его перцептивный образ «достраивается» до завершенной формы на основе воспринятых элементов. Вот как в этом слове: «вос р тие».

Еще одно свойство восприятия называется константностью. Константность – это свойство восприятия хранить относительное постоянство воспринимаемых предметов при изменении условий восприятия. Так, например, писчая бумага воспринимается нами белой и при ярком солнечном свете, и в сумерках.

Если мы, к примеру, смотрим на свои руки так, чтобы левая находилась в 20 см от левого глаза, а правая была вытянута далеко вперед, нам кажется, что кисти одинакового размера.

Но стоит сдвинуть руки так, чтобы они находились на одной прямой, и сразу обнаружится отличие в величине изображений руки на сетчатке глаз.

Благодаря константности восприятия, мир остается узнаваем даже при изменении условий восприятия. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой саморегулирующееся действие, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. совокупность условных рефлексов.

Следующее свойство восприятия называется избирательность. Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов или признаков (они называются тогда термином «фигура») по сравнению с другими (последние именуются термином «фон»).

Физиологические основы избирательности – доминирование одного очага возбуждения при торможении остальных участков коры. Это свойство восприятия относится, прежде всего, к зрению, но может проявляться и в отношении других чувств, например слуха. Вот на собрании вы вдруг слышите свою фамилию, и звучание вашей фамилии тут же становится «фигурой», а все остальное – фоном.

Однако вся картина восприятия мгновенно может перестроиться, как только другой элемент фона станет значимым, т.е. фигурой.

С избирательностью восприятия тесно связано еще одно его свойство: апперцепция. Апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего содержания, опыта жизни человека, от особенностей его личности.

Другими словами апперцепцию можно определить, как готовность человека воспринимать что-то определенным образом, базирующимся на предыдущем опыте. Апперцепция может быть более устойчивой, а может быть временной. Устойчивая апперцепция складывается, как правило, в результате влияния профессии, жизненного опыта.

Читайте также:  Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции - справочник студента

Временная – под влиянием преходящих условий и установок. Так, выезжая на отдых, люди склонны воспринимать других людей как дружелюбных и приветливых, однако, возвращаясь на работу, вновь возобновляют прежние стереотипы восприятия.

Стоматолог на рабочем месте готов воспринимать ротовую полость с зубами, требующими лечения; врач-психиатр, здороваясь с соседом, автоматически отмечает трясущиеся руки и нездоровый цвет кожи и т.п.

Еще одно важнейшее свойство человеческого восприятия – осмысленность. Дело в том, что, воспринимая тот или иной предмет, человек тут же называет его, т.е. пользуется речью, второй сигнальной системой. Таким образом, уже в самом акте восприятия происходит увязывание предмета восприятия с его значением.

Это увязывание образа вещи с ее именем и формирует осмысленность восприятия. Осмысленность восприятия является важным условием развития мышления как способа действия с образами восприятия и их названиями (операции сравнения, анализа, обобщения и т.д.).

таким образом, восприятие является непосредственной предпосылкой мышления.

Классификация восприятий

В основе классификации восприятий, как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, действие какого анализатора преобладает, различают: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные (кинестезические) восприятия.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, порождая сочетаемые виды восприятий. Кроме того, практически во всех видах участвуют двигательные ощущения.

Еще одной разновидностью классификации восприятий выступают основные формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с ними выделяют: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства

Основную роль в восприятии пространства играет бинокулярное зрение. На сетчатке каждого глаза создается лишь одно двухмерное изображение. Но так как наши глаза расположены на некотором расстоянии друг от друга, они видят предметы под разными углами.

И тогда мозг, объединяя данные о двух двухмерных изображениях, воссоздает на их основе трехмерный образ, что и обеспечивает стереоскопическое объемное восприятие пространства. Подобным же образом действуют и два уха.

Именно благодаря тому, что ушные раковины несколько удалены друг от друга, мозг способен воссоздать стереофонический звуковой мир в трех измерениях.

Для обеспечения стереоскопического видения мира, т.е. восприятия объема и глубины пространства периферийный орган зрительного анализатора — глаз обладает двумя механизмами приспособления: аккомодацией и конвергенцией.

Аккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика за счет изменения его кривизны. А конвергенция – это сведение зрительных осей глаз на воспринимаемом предмете.

При рассматривании близких предметов хрусталик глаза утолщается. При рассматривании удаленных – делается плоским. Аккомодация действует в пределах до 15 метров. Конвергенция – в пределах 450 метров.

При восприятии пространства могут возникать зрительные иллюзии, т.е. ложное восприятие.

Общим механизмом зрительных иллюзий при восприятии пространства служит понимание того, что движение глаз в вертикальной плоскости требует большего напряжения, чем в горизонтальной (слева направо).

Поэтому те объекты, которые требуют при восприятии движений глаз снизу вверх, вызывают у нас субъективную переоценку своих размеров.

Точно так же как мозг ошибочно преувеличивает размеры того из двух равных предметов, который больше удален, и при восприятии деталей на рисунке, где изображена перспектива. Это происходит потому, что мы склонны воспринимать предметы как уменьшающиеся в перспективе.

Восприятие движения

Восприятие движения есть отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно имеет жизненно важное значение.

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и мышечно-двигательный (кинестезический) анализаторы. Характеристика движения – скорость, ускорение и направление. Движение воспринимается тогда, когда за единицу времени движущийся объект проходит расстояние не меньшее, чем могут различить глаза.

В противном случае мы воспринимаем не само движение, а его результат, как, например, в случае с часовой стрелкой. При восприятии движения может возникать иллюзия перспективы движения, состоящая в том, что по мере удаления предметов их скорость кажется меньшей, а при приближении – большей.

При восприятии движения может возникать стробоскопический эффект, при котором быстрая смена отдельных неподвижных фиксированных двигательных фаз создает впечатление их действительного движения. На этом построено искусство кино.

Восприятие времени

Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений.

Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга, где ряд анализаторов, объединяющихся в систему, действуют как одно целое.

В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, активация и затухание нервных процессов в центральной нервной системе и больших полушариях головного мозга.

Наибольшее значение при этом имеют слуховые и кинестезические анализаторы. Последовательность и длительность событий, темп и ритм происходящего составляют дозированные раздражения для нервных клеток, разбивая возбуждение в них на ряд фаз, различающихся по интенсивности. Так формируется восприятие начала и окончания действия раздражителя.

Значительное влияние на непосредственную оценку времени при его восприятии играет интерес к происходящему. Отрезок времени, заполненный значительными и интересными событиями, воспринимается как быстро преходящий (время летит), заполненный рутиной и скукой – как медленный (время долго тянется).

Преуменьшение времени есть следствие преобладания в коре мозга процессов возбуждения, в результате чего в нервных клетках происходит ускорение процессов, связанных с обменом веществ. При действии же однообразных, монотонных раздражителей начинает преобладать торможение, происходит замедление процессов, связанных с обменом веществ и время начинает восприниматься как «замедленное».

«Чувство времени» не является врожденным. Оно формируется в процессе жизнедеятельности.

Однако мы можем надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени – в пределах между 1/18 и 2 секундами. 18 изображений в секунду уже сливаются в одно непрерывное движение.

А свыше 2 секунд мы можем лишь приблизительно оценить время по косвенным признакам и ориентирам, связанным с нашей деятельностью.



Источник: https://infopedia.su/3x620c.html

Физиологические основы восприятия

Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга. В зависимости от того, каким анализатором осуществляется отражение предметов и явлений внешнего мира или какой анализатор является при этом ведущим, восприятия разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, кожные, вкусовые и обонятельные.

Опыты по изучению условных рефлексов показали, что когда на анализатор систематически действует не изолированный раздражитель, а совокупность раздражителей (например, ряд раздражителей, предъявляемых в определённом темпе), то ответная реакция начинает зависеть не от индивидуальности каждого раздражителя, а от своеобразия их связи, их соотношения. Так, в некоторых опытах применялся звуковой раздражитель, прерывающийся определённое количество раз в минуту; оказалось, что рефлекс, выработавшийся на такое прерывистое звучание, не зависит от того, какие именно звуки при этом применяются. То же самое наблюдалось и при световых раздражителях, когда рефлекс вырабатывался на соотношение между раздражителями: одни световые сигналы могли заменяться другими, предъявляемыми с определённой частотой. Это явление было названо И. П. Павловым рефлексом на отношение.

Связи между отдельными раздражениями, которые были вскрыты при изучении рефлексов на отношения, играют существенную роль в процессах восприятия.

Образование таких связей в слуховом анализаторе даёт возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в неё звуков, несмотря на различие в их абсолютной высоте и силе.

Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигуры, независимо от размеров, цвета и т. п. Таким образом, восприятие целостных предметов включает в себя восприятие соотношения раздражителей.

Кроме процессов, протекающих в пределах одного анализатора, огромное значение имеют взаимосвязи анализаторов между собой. Роль временных связей в процессе восприятия можно показать на примере зрительного восприятия величины.

Зрительное восприятие величины предмета зависит прежде всего от величины изображения предмета на сетчатке глаза. Предмет, вдвое более длинный, даст и на сетчатке вдвое более длинное изображение. Однако так обстоит дело лишь при восприятии предметов, одинаково удалённых от глаз.

По законам оптики величина изображения предмета на сетчатке изменяется в зависимости от расстояния до предмета. Например, предмет вдвое более длинный, но находящийся на вдвое большем расстоянии, даст изображение такой же длины, как предмет, вдвое более короткий, но находящийся вдвое ближе.

Каким же образом нам удаётся точно воспринимать величину предметов, находящихся на разных расстояниях?

Существенное значение для процесса зрительного восприятия имеют повороты глаз. При переводе взора с далёкого предмета на близкий зрительные оси глаз сводятся, и происходит поворот глаз во внутрь.

При обратном переводе взора с близкого предмета на далёкий имеет место разведение зрительных осей — поворот глаз наружу.

Повороты глаз вызываются сокращениями и расслаблениями глазных мышц; возникающие при этом двигательные ощущения, которых мы обычно не замечаем, играют важную роль в восприятии величины предмета.

Важным является и то, что форма хрусталика при приближении и удалении предметов меняется Это достигается опять-таки сокращением и расслаблением особой мышцы, что связано с некоторыми ощущениями, обычно нами не замечаемыми.

Зрительное восприятие величины осуществляется благодаря образованию с самого раннего детства прочной связи между раздражением, поступающим от сетчатки, а также раздражением от мышц, устанавливающих направление глаза, и от мышц, изменяющих кривизну хрусталика применительно к расстоянию. Нервные связи в коре, лежащие в основе зрительного восприятия, вырабатываются постепенно, путём длительного опыта, начинающегося с первых месяцев нашей жизни.

Нервные связи, лежащие в основе зрительного восприятия величины, являются по своему происхождению условным рефлексом. Этот сложный условный рефлекс вырабатывается в раннем детстве, когда знакомство с действительной величиной предметов происходит и путём ощупывания; осязательные раздражения играют таким образом роль подкрепления.

  • На примере зрительного восприятия величины ясно видно, как благодаря образованию устойчивых нервных связей, лежаших в основе восприятия, достигается возможность познавать во внешнем мире такие свойства, которые не доступны отдельным ощущениям.
  • Анализ процесса восприятия
  • 1) Выделение объекта в восприятии
  • Как мы видели, важнейшее значение в процессе восприятия имеет выделение из всей совокупности ощущений определённой группы их, относящейся к данному объекту.

Я смотрю из окна на улицу и замечаю в толпе, идущей по тротуару, своего знакомого. Я начинаю следить за ним. Тогда фигура моего знакомого становится объектом восприятия, а всё остальное, что я вижу на улице: дома, мостовая, движущаяся толпа, едущие машины,— образует фон, из которого выделяется этот объект.

Источник: https://cyberpedia.su/1x1b85.html

Физиологическая основа восприятия — Общая психология Библиотека русских учебников

Главная Психология Общая психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Физиологической основой восприятия является сложная аналитико-синтетическая деятельность всей коры головного мозга

В процессе восприятия анализ приобретает более дифференцированного характера. Выделенные путем анализа элементы объектов объединяются в сложные комплексы. Объединение это обусловлено объективными пространственными, часо овыми и другими связями же явлений.

Возьмем для примера восприятия слова при чтении. Оно включает в себя выделение отдельных букв и объединение их в целое слово»море»нельзя прочитать, не выделяя букв м, р и др..

С другой стороны, мы читаем это слово не как механическую сумму отдельных букв, а как нечто целостно як щось цілісне.

Аналитико-синтетический характер восприятия слов учитывают в методике обучения грамоте. Детей учат не только вычленять в слове каждую букву, но и понимать его в целом

Единство анализа и синтеза имеется и в восприятии мелодии. Мы выделяем отдельные звуки, из которых состоит мелодия (анализ), и объединяем их в определенном звуковысотными соотношении (синтез). В формировании об.

Браге мелодии ведущую роль играет образование условных рефлексов на определенное, характерное для конкретной мелодии соотношение тонов. Сохранение этого соотношения приводит восприятия мелодии как той са мои, независимо от того, на каком инструменте ее воспроизводят.

Система связей возбуждений, которую вызывают элементы конкретного комплексного явления, является физиологической основой его образразу.

В восприятии отражаются предметы действительности в совокупности разнообразных качеств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие взаимодействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательныхх.

Воспринимая лекцию, студент видит преподавателя, слышит речи, записывает основное содержание лекций.

Комплекс раздражителей, действующих, вызывает возбуждение в зрительных, слуховых, двигательных рецепторах возбуждение, возникшее кло, поступает в мозговые центры.

В результате образуется сложная система временных нервных связей, обеспечивающих целостность восприятий. В этом случае основу восприятия составляют между анализаторни нервные связи, которые предопределяют целостность отражения действительностиості.

Восприятие каждого нового предмета осуществляется на основании имеющихся знаний и опыта человека.

Поэтому в процессе восприятия происходит восстановление некоторых ранее выработанных временных связей результате.

Этому ого образуются сложные интеграционные нервные процессы, включающие возбуждение от действия комплексных раздражителей и обновления временных нервных связей, выработанных в прошлом опытді.

Предмет или явление человек воспринимает в определенном соотношении частей. В некоторых случаях значимы не столько сами составляющие, как их взаимосвязи

Физиологической основой восприятия является установленный. ИП. Павловым»рефлекс на отношение»Ученый экспериментально доказал, что при восприятии определенных явлений сигнальное значение имеют не столько сами раздражители, ск кильки особенности отношений между ними, и поэтому рефлекс вырабатывается преимущественно на отношения между раздражителям подразниками.

Важную функцию в процессе восприятия выполняет вторая сигнальная система. Именно она определяет содержание человеческого восприятия. Благодаря языку и мышлению восприятия человека отличается от восприятия животных

Вторая сигнальная система делает предмет, который воспринимают, словесным сигналом, определяет понимание першосигнальних раздражителей, предоставляет восприятию человека произвольного характера, связывает его с активностью ос собистости. Вторая сигнальная система способствует осознанию и осмыслению предметов, отображаемых и регулирует процесс формирования человеческого восприятияя.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_skripchenko_ov/fiziologichna_osnova_spriymannya.htm

Физиологические основы психики. Ч. 2 | Библиотека студента — Учебники

Библиотека студента

Человек воспринимает окружающий мир с помощью специальных сенсорных систем — анализаторов. Каждый анализатор имеет название по тому виду сенсорной информации, к восприятию которой он приспособлен.

Восприятие — это процесс и результат формирования субъективного образа предмета или явления, действующего на анализатор.

По локализации воспринимаемой информации анализаторы делятся на экстероцептивные и интероцептивные.

В первом случае источники стимуляции находятся вне организма, во втором — информация поступает от внутренних систем и органов. Извне на организм действуют зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные стимулы, а также сила тяготения.

Экстероцептивные анализаторы и их характеристики

Модальность Чувствительный орган Качество Рецепторы
Зрение Сетчатка ЯркостьКонтрастностьДвижениеРазмерыЦвет Зрительные рецепторы
Слух Улитка ВысотаТембр Слуховые рецепторы
Равновесие Вестибулярный орган СилатяжестиВращение Вестибулярные рецепторы
Осязание Кожа Давление Вибрация Тактильные рецепторы
Вкус Язык Сладкий и кислый; горький и соленый вкус Вкусовые рецепторы
Обоняние Обонятельныйэпителийвносу Цветочный Фруктовый Мускусный Пикантный запах Обонятельные рецепторы

Все виды восприятия несут информацию о времени, т.е. о том моменте, когда появился стимул и о том, как долго он действовал. Другими словами восприятие — это процесс, началом которого служит момент действия стимула на рецептор.

Завершением восприятия является образ стимула — объекта и его опознание (идентификация). Продолжительность одного акта восприятия может быть очень короткой, почти мгновенной, особенно, когда объект восприятия хорошо известен.

Читайте также:  Система воспитания в «школе радости» - справочник студента

В таком случае говорят об одномоментном (симультанном) восприятии.

Если человек сталкивается с неизвестным стимулом, длительность восприятия может значительно увеличиваться.

Время уходит на то, чтобы провести детальный сенсорный анализ, выдвинуть и проверить несколько гипотез по поводу действующего стимула, и лишь после этого принять решение о том, что же представляет собой воспринимаемый стимул. В этом случае говорят о последовательной обработке информации и сукцессивном восприятии.

1.1. Кодирование информации в нервной системе. Две системы: «Что?» и «Где?»

Кодирование информации в нервной системе — это преобразование специфической энергии стимулов (света, звука, давления и др.) в универсальные коды нейронной активности, на основе которых мозг осуществляет весь процесс обработки информации.

Проблема преобразования информации в нервной системе привлекала внимание исследователей очень давно. Первые идеи в этой области были представлены еще в середине прошлого века учением Мюллера о специфической энергии органов чувств. Его суть состояла в том, что чувствительность к раздражению зависит не от воздействующего раздражителя, а от свойств возбуждаемых нервов.

Например, зрительный нерв передает ощущение света, даже если его раздражать механически (например, удар в глаз). Мюллер и его последователи полагали, что каждое ощущение возникает при разрядах специфических нейронов мозга, имеющих собственные «линии связи» с периферическими органами.

Различные комбинации этих элементарных ощущений должны были создавать более сложные виды восприятия.

Разумеется, эти представления в основном представляют собой историческую значимость. В настоящее время физиология сенсорных систем очень развита (по сравнению с другими разделами) область нейробиологии, но тем не менее основная проблема по сути не изменилась.

Каким образом импульсация, идущая от специализированных рецепторов органов чувств, передает информацию разных типов? Проблема усугубляется тем, что хотя рецепторы модально специализированы и чувствительны к определенному типу стимуляции (звуку, свету, давлению и т.д.

), нервы, по которым «бегут» импульсы в основном одинаковы, и сами импульсы, распространяющиеся от этих рецепторов в головном мозге, имеют постоянные характеристики.

Хорошо известно, что нервный импульс генерируется нейроном по принципу «все или ничего» и имеет постоянную длительность и амплитуду.

2009-05-06 16:49:04 Учебники — вернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Источник: http://www.studd.ru/lib/2/47/1/

Физиологические основы восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает

нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга.

Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств.

В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия.

Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира.

Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Это различие отчетливо обнаруживается при нарушении деятельности той или иной зоны. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е.

при полной исправности периферии — органов чувств — человек полностью лишается зрительных ощущений, он ничего не видит. Совсем иначе обстоит дело при поражениях или нарушении работы интегративной зоны. Человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, чт€о он видит.

Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы. Аналогичная картина наблюдается при нарушении деятельности интегративных зон других модальностей. Так, при нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь.

Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е.

временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.

При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. И. П. Павлов писал: «В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся

Как человек распознает объекты!

С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т. е. их отнесении к той или иной категории: это — рубашка, это — кошка, это — ромашка и т. д. Аналогично происходит распознавание. Что такое распознавание и каковы его механиз-мы?

По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Например, если это рубашка или костюм, то они сделаны из ткани, они предназначены для того, чтобы их носить.

Если это собака, то она может выполнять охранные функции, а следовательно, может наброситься на нас в случае наших неверных действий и т. д. Таким образом, распознавание — это то, что позволяет выйти за пределы чувственного отображения свойств предметов.

Какие же свойства объекта необходимы для его распознавания?

Любой объект обладает определенной формой, величиной, цветом и т. д. Все эти свойства важны для его распознания. Тем не менее чашку мь) узнаем независимо от тою, большая она или маленькая, белая или коричневая, гладкая или с рельефом. Тогда возникает вопрос: как эти свойства используются в распознавании?

В настоящее время приняло выделять в процессе распознавания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные, другие — завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составпяющих, таких как линии, края и углы.

На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. Причем при распознавании большая часть обработки информации как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию.

Рассмотрим предварительные этапы, на которых составляется описание формы объекта.

Многое из того, что на сегодня известно об элементарных признаках объекта восприятия, было получено в биологических экспериментах над животными с применением регистрации активности отдельных клеток зрительной коры.

В этих исследованиях изучалась чувствительность специфических нейронов коры во время предъявления различных стимулов на те участки сетчатки глаза, которые связаны с этими нейронами; такой участок сетчатки принято называть рецептивным полем кортикального нейрона.

Первые исследования с регистрацией активности отдельных клеток зрительной коры были проведены Хьюбелем и Визелем в 1968 г. Они выделили в зрительной коре три типа клеток, различающихся по признакам, на которые они реагируют.

Простые клетки реагируют, когда глазу предъявляют стимул в виде пинии (тонкой полоски или прямой грани между темным и светлым участками), имеющей определенную ориентацию и положение в рецептивном поле.

Другие простые клетки настроены на другие ориентации и положения.

Сложные клетки тоже реагируют на полоску или край определенной ориентации, но для них не обязательно, чтобы стимул находился в определенном месте рецептивного попя. Они реагируют на стимул, находящийся в любом месте их рецептивного попя, и реагируют непрерывно, пока стимул перемещается по их рецептивному полю.

Сверхсложные клетки реагируют на стимул не только определенной ориентации, но и определенной длины.

Если длина стимула выходит за пределы оптимальной, реакция ослабляется и может совсем прекратиться. Позднее были обнаружены клетки, реагирующие на другие формы стимулов, помимо полосок и краев.

Например, были обнаружены сверхсложные клетки, реагирующие на углы и кривые линии определенной длины.

Все вышеописанные типы клеток называются детекторами признаков.

Поскольку края, полоски, углы и изломы, на которые реагируют эти детекторы, могут использоваться для аппроксимации множества форм, есть основание рассматривать детекторы признаков как кирпичики, из которых строится воспринимаемая форма.

Однако получаемая детекторами информация в дальнейшем проходит сложную систему обработки. В настоящее время нет единой точки зрения на то, как это происходит.

Одна из гипотез основывается на предположении о том, 41 о данные клетки образуют целые сети. Каждый элемент этой сети отражает какую-то определенную характеристику воспринимаемого объекта (линию, кривую, угол и т. д.).

В результате возникает целостный образ объекта. Конечно, это весьма упрощенное понимание данной концепции.

Вероятно, эти сети сложны по своейструктуре, но пока мы знаем о них еще слишком мало.

Вместе с тем имеющиеся экспериментальные данные позволяют говорить о том, что форма естественных объектов (например, лицо человека) состоит из более сложных признаков, чем линии и кривые, и скорее напоминает простые геометрические фигуры. Эти признаки таковы, что их комбинация позволяет создать форму любого узнаваемого объекта.

Одно из предположений заключалось в том, что в состав признаков объектов входят некоторые геометрические фигуры, такие как цилиндры, конусы, параллелепипеды и клинья. Такие признаки можно назвать геонами (неологизм от «геометрические ионы»). Это предположение было высказано Бидерманом в 1987 г.

Он считает, что набора из 36 геонов в сочетании с небольшим набором пространственных отношений будет достаточно для описания формы всех объектов, которые человек способен опознать. Заметьте, что всего из двух геонов можно составить 36 х 36 различных объектов (сформировать объект можно из любых двух геонов, а из трех геонов — 36 х 36 х 36 объектов.

Эти числа дают в сумме уже около 30 ООО, а еще надо учесть возможные объекты из четырех и более геонов. Кроме того, геоны, по-

казанные на рис. 1, различаются только своими простейшими признаками. Например, геон 2 (куб) отличается от геона 3 (цилиндра) тем, что у куба прямые края, а у цилиндра — изогнутые; прямые и изогнутые линии являются простыми признаками.

То, что геоны являются опознавательными признаками объектов, подтвердилось в экспериментах, в которых испытуемым предлагали распознать нарисованные объекты, предъявляемые на короткое время. Общий результат был таков, что объект распознается настолько хорошо, насколько хорошо восприни-маются его геоны.

Имеется значительно больше информации о принципах осуществления процесса распознавания. В частности, известно, что распознавание естественных объектов осуществляется по принципу «сверху-вниз», а также известно, что контекст, в котором мы воспринимаем объект, существенно влияет на характер его распознания. Почему это происходит именно так?

  • Дело в том, что в восприятии есть принципиальное различие между процессами обработки, протекающими «снизу—вверх» или «сверху-вниз». Процессы «снизу-вверх» управляются только входными сигналами, а процессы «сверху—вниз»— знаниями
  • Объяснение в тексте
  • и ожиданиями человека. Например,когда на основе только геонного опи-

сания объекта последний узнается как лампа, то здесь участвуют только процессы «снизу—вверх»; все начинается с появления на входе простых признаков этого объекта, далее определяется геонная конфигурация входных данных, и затем это описание сравнивается с хранящимися в памяти описаниями форм.

Наоборот, если мы узнаем в некотором объекте лампу отчасти потому, что она находится на ночном столике рядом с кроватью, то в этом участвуют процессы «сверху-вниз»; здесь привлекается не только та информация, которая поступила на сенсорный вход, но и контекст, в котором воспринимается тот или иной объект.

Именно принцип обработки «сверху-вниз» обусловливает сильное влияние контекста на наше восприятие предметов и людей. Примером такого механизма являются двойственные изображения. Этот эффект временного контекста виден на примере изображений, представленных на рис. 2.

Смотрите на них, как при чтении рассказа в картинках — слева направо и сверху вниз. Картинки в середине этой последовательности неоднозначны. Если вы смотрели на эти изображения в предложенной последовательности, то скорее всего увидели в них мужское лицо.

Если вы посмотрите на них в обратном порядке, то в двойственных картинках скорее всего увидите молодую жен-щину.

Объяснение в тексте

природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многообразные комплексы (синтезировались)». Анализ и синтез обеспечивают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности.

Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр.

(так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровожда

ются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Например, если вам завязать глаза и дать в руки шарообразный предмет, предварительно сказав, что это съедобный предмет, и при этом вы можете ощутить его своеобразный запах, попробовать его вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело.

В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для вас в данный момент предметом вы обязательно мысленно назовете его, т. е. произойдет воссоздание слухового образа, который по своей сути является своеобразным обобщением свойств предмета.

В результате вы сможете описать даже то, что в данный момент не наблюдаете. Следовательно, благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и др.).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Источник: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/fiziologicheskie-osnovyi-vospriyatiya-15686.html

Ссылка на основную публикацию