Физиологические концепции темперамента — справочник студента

Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна.

Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Как правило, темперамент относят к биологически обусловленным подструктурам личности[1].

Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, то темпами работами, реакции, на раздражение характерами активности и общительности, то процесс обучение и сплоченности студентов будет крайне сложным и будет отличаться.

Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот.

Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений студентов, а так же общения и активности студентов, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов всех учащихся в процессе обучения.

Зная, что особенности темперамента и их проявление в учебной и общественной деятельности, педагог сможет скомпоновать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь студенту в полной мере освоить не только материал, но и быть активным[2].

Цель исследования – выявить взаимосвязь типа темперамента и активности студентов в учебной деятельности.

Методы исследования: определение типа темперамента по личностному опроснику Г. Айзенка, краткий тест на выявление темперамента, тест на определение активности «Активный ли вы человек»[1].

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Классическая электронная теория проводимости друде-лоренца - справочник студента

Оценим за полчаса!

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и неспособным — тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. 

В данном исследовании мы провели студентам тесты и по ответам можно определить взаимосвязь типа темперамента и активности студентов в учебной деятельности. По первому тесту: определение типа темперамента по личностному опроснику Г.

Айзенка, по подсчетам результатов вывели такой итог, что флегматик и холерик в данном коллективе составило в процентных соотношениях в обоих случаях по 33%, а меланхолик и сангвиник составило по 17 % каждой.

Это означает, что в данном коллективе, где в процентном соотношении по 33%, студентов работоспособны, спокойны и основательны, но при малейших трудностях могут быть вспыльчивы.

  А среди оставшихся студентов в процентном соотношении по 17%, есть активные и жизнерадостные, но в то же время обладающие качеством осторожности, осмотрительности и застенчивости.

Диаграмма №1

определение типа темперамента по личностному опроснику Г. Айзенка

Физиологические концепции темперамента - Справочник студента

По второму тесту, а именно краткий тест на выявление темперамента.  По подсчетам можно сказать следующее, что холерик – 33%, флегматик – 18%, сангвиник – 49%. (диаграмма №2) 

Диаграмма №2

Краткий тест на выявление темперамента  

Физиологические концепции темперамента - Справочник студента

  • По третьему тесту на определение активности «Активный ли вы человек» выявлены следующие результаты: 75% активные и энергичные студенты, а остальные 25% к сожалению, противоположные. (диаграмма №3)
  • Диаграмма №3
  • тесту на определение активности «Активный ли вы человек»
  • Физиологические концепции темперамента - Справочник студента

Проведя это исследование, мы пришли к выводу, что для наилучшего усвоения знаний и умений студентов, а также их общения и активности, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов всех учащихся в процессе обучения.

В данном исследовании выявлена взаимосвязь между типами темперамента и активности студентов, т.к. любой тип темперамента не влияет на способности человека.

И поэтому всем преподавателям советуем отнести к вниманию темперамент студентов.  

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770031.htm

Определение темперамента студентов как составляющая спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье приводятся параметры изучения темперамента студентов, занимающиеся средствами мини-футбола в процессе спортивно-организованного физического воспитания.

Ключевые слова: студенты, темперамент.

В последние годы отношение к системе физического воспитания студентов стало более неоднозначным.

А это постоянно требует инновационного обучения и воспитания в образовательном процессе, а именно индивидуально-личностного подхода к каждому юноше для чего необходимо проведение и изучение темперамента и характера студента [6].

Особенно это важно, так как в системе физического воспитания студентов используются технологии спортивно-организованного обучения с участием в соревнованиях [2].

Изложенное определило необходимость проведения исследования по определению темперамента студентов Ташкентского университета информационных технологий. В процессе физического воспитания 15 студентов внедрена технология использования мини-футбола с участием в соревнованиях среди 20 команд любительской лиги.

Для решения задачи по определению темперамента применялся опросник известного английского психолога Г.Айзенка [1] состоящий из 57 вопросов.

Определение темперамента студентов

На основе параметров с применением опросника выявили, что из 15 студентов, шесть флегматиков (40 %) в соответствии с гиппократовской классификацией типов три холерика (20 %) и 4 сангвиника (26,6 %) и два меланхолика (13,4 %).

В составе группы шесть флегматиков. Учитывалось, что флегматик способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Он стратег и постоянно сверяет действия с перспективой.

Сангвиник — сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Он производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становятся более собранными целеустремленными, не теряя при этом чувства юмора.

Холерик вспыльчивый и безудержный человек. Он подвижен и инициативен. Самоуверен, потому что его идеи подчас интересны, но недодуманы до конца. Движение его быстрые, порывистые.

Меланхолик — это слабый тип. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Меланхолику часто нужна поддержка и одобрение окружающих.

  • В соответствии с изложенным в основном составе играли 13 студентов, а два студента меланхолика выходили на матч редко, но всегда со стороны педагога имели поддержку.
  • В таблице приведены показатели индивидуально-психологических особенностей личности студентов занимающихся физическим воспитанием на основе технологии использования мини-футбола.
  • Таблица
  • Показатели темперамента и характера студентов
№  Фамилия Имя Экстраверсия Интроверсия Темперамент Ложь
1 А-в Ж. 12 16 меланхолик 6
2 Е-в Ш. 5 5 флегматик 3
3 А-ев У. 12 8 флегматик 4
4 Ш-в И. 14 6 сангвиник 3
5 У-в Э. 4 7 флегматик 4
6 Г-в А. 2 5 флегматик 4
7 А-в И. 10 8 флегматик 1
8 П-в Д. 11 4 флегматик 4
9 А-н А. 17 8 сангвиник 3
10 Ни А. 5 13 меланхолик 5
11 А-ов У. 14 8 сангвиник 4
12 И-в А. 20 18 холерик 4
13 Дю М. 15 14 холерик 4
14 Х-в А. 15 17 холерик 4
15 Ш-в С. 17 6 сангвиник 3
X Средн.арифм 11,1 9,8 3,8
δ Средн-квадр 5,3 4,8 1,1
V % Коэф.вар. 48 49 30
tст Распр Стьюд 2,8 3,2 8,2
R Ранг Влияния 9 6 11

С применением теста опросника Г.Айзенка [1] выявлено, что потенциальных экстравертов (15–18 баллов) 5 студентов (33,3 %), интровертов (3–6 баллов) 3 юноши — 20 %, один сверхинтроверт — 6,6 %, 5 омбиверты (33,3 %), один экстраверт — 6,6 %. Очень высокий процент вариации V= 48 %, при значимости R=9.

В соответствии с положениями, которые приводятся в большой энциклопедии психологических тестов [4] по фактору экстраверсия — интроверсия, определяющийся по их сумме, результат следующий.

По первому фактору к первой группе (24–19 совпадений) студенты очень общительны, коммуникабельны, ставят интересы коллектива выше личных, таких оказалось 4 юноши (26,6 %), ко второй группе (18–16 совпадений) студент общительный, коммуникабельный, активист (2 юноши — 13,4 %).

К третьей группе (15–11совпадений). У юношей проявляется двойственность общительности и замкнутости, коллективизма и эгоизма (студент -6,6 %).

Второй фактор стабильность — невротизм.

I группа. От 6 до 0 совпадений. Кандидат жизнерадостный, оптимистичный (таковых не оказалось).

II группа. От 10 до 7 совпадений. Кадидат уравновешенный, положительные эмоций преобладают над отрицательными (таковых 1 студент).

III группа. От 18 до 11 совпадений. У кандидата частая смена настроений (таковых 1студент — 6,6 %).

IV группа. От 24–19 совпадений. У кандидата отрицательные эмоции преобладают над положительными (таковых — нет).

Третий фактор честность — лживость.

I группа. От 0–1 совпадений. Кандидат предельно честный (таковых 1студент — 6,6 %).

II группа. От 2–3 совпадений. Кандидат честный (таковых 4 студента — 26,8 %).

III группа. От 4–6 совпадений. Кандидат лжет в зависимости от ситуации (таковых 10 студентов — 66,6 %).

У всех типов очень высокий коэффициент вариации 48,49,30 %. Следует обратить внимание по воспитательной работе с честностью, искренностью, добросовестностью.

  1. Целенаправленное воспитание личности занимает важное место в педагогическом процессе.
  2. Автор обращает внимание на ряд особенностей воспитательного процесса [7]:
  3. — этот процесс целенаправленный;
  4. — его результаты обнаруживаются и проявляют себя не так быстро и ощутимо, как в процессе обучения;
  5. — он динамичен, подвижен и изменчив;
  6. — он носит непрерывный характер.

Ряд специалистов [5] подчеркивают, что в системном виде организация индивидуально — воспитательной работы включает ряд этапов:

1.                  Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон

2.                  Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение.

3.                  Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости корректировки его методов и приемов.

  • Какие данные необходимо знать. К ним можно отнести:
  • — психические особенности: тип личности, характер, темперамент, способности, сплоченности, волевые черты, внимание, речь, увлечения.
  • — состояния здоровья: физическое и психическое развитие, выносливость.

В тоже время известные психологи [3] особенно обращают внимание на то, что психологическая особенность человека связана с рядом типологических свойств нервной системы.

Они рекомендуют изучение комплекса этих свойств.

В зависимости от их сочетания в частности от превалирования того или иного свойства, делаем заключение о наличии у обследованных спортсменов определенной способности или свойства личности.

Таким образом, с целью эффективной организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов на основе элементов мини-футбола необходимо изучение типологических свойств нервной системы юношей с использованием опросника, ответы на него являются основой индивидуально-личностного подхода.

Литература:

1.                  Айзенк Г. Личностный опросник. / Альманах психологических тестов — М., 1995. С. 217–224.

2.                  Бальсевич В. К. Проектирование инновационных преобразований систем физического воспитания. // Теоретические основы физической культуры: Мат. межд. конф. Казань, 1999.- С. 88–89.

3.                  Джамгаров Т. Т., Пуни А. Ц. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие для ин-тов физ. культ. — Москва, Физкультура и спорт,1979. — 143 с.

4.                  Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 411с.

5.                  Корчемный П. А., Лаптева Л. Г., Михайловский В. Г.: Учебное пособие.-М.: Изд-во. Совершенство, 1998. — 384 с.

6.                  Киличева Ф. Б.: Педагогика. Психология: Учебное пособие: Ташкент. «ALOQACHI». 2010–130с.

7.                  Собирова Г. А. Педагогика. Методическое пособие. Ташкент 2003. — 101с.

Источник: https://moluch.ru/archive/56/7627/

Темперамент. Физиологические основы темперамента (стр. 1 из 2)

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  • РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • (Филиал РГСУ в г. Екатеринбурге)
  • КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  • По дисциплине «Психология»
  • Тема: «Темперамент. Физиологические основы темперамента»
  • Выполнена студенткой

Байбородиной Н. А.

  1. Группа 346
  2. Специальность 040101
  3. социальная работа
  4. Научный руководитель:

Молчанова Н.В.___________

Екатеринбург 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие темперамента…………..………………………………………3

2. Физиологические основы темперамента……….……………………..6

3. Заключение……………………………………………………………..10

4. Список литературы…………………………………………………….11

  • ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
  • Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
  • В настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности. Проявление активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой — пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движения и речи.

Второй показатель динамичности — эмоциональность — выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям).

Различают четыре основных вида темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый), склонный к глубоким переживаниям).

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет.

Читайте также:  Самовоспитание в становлении педагога - справочник студента

По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции.

Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.

Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.[1]

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.

Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»).

Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Меланхолик – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.

) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы.

Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства.

Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Долгое время в психологии безраздельно господствовала гуморальная теория темпераментов, ведущая свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.).

Гиппократ объяснял особенности темпераментов людей различной пропорцией жидких веществ в организме, а именно: крови, желчи и лимфы.

Отсюда и произошел как сам термин «темперамент» (от латинского темпера — пропорция), так и названия отдельных темпераментов: сангвиник — человек полнокровный, холерик — желчный, флегматик страдает избытком лимфы, у меланхолика преобладает в организме черная желчь.

В новое время гуморальная теория объясняет особенности темпераментов химизмом крови, а также наличием в крови гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

Наиболее обоснованной является выдвинутая И.П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.

И.П.

Павлов определяет темперамент как самую общую характеристику нервной системы отдельного человека: «темперамент, есть основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». По учению И.П.Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.

Типы нервной системы. Каждый тип нервной системы представляет собой характерную совокупность трех основных свойств нервных процессов — силы, уравновешенности и подвижности.

  1. Сила тормозного и раздражительного процессов характеризуется работоспособностью клеток коры головного мозга, их функциональной способностью выдерживать воздействия раздражителей разной степени интенсивности.
  2. Уравновешенность нервных процессов представляет собой известную степень соответствия между силой раздражительного и тормозного процессов в коре головного мозга.
  3. Подвижность нервных процессов характеризуется способностью нервных клеток более или менее быстро переходить от возбуждения к торможению и наоборот.

Соответственно этим особенностям нервных процессов И. П. Павлов различает следующие типы нервной системы:

По силе раздражительного и тормозного процессов могут быть выделены сильный и слабый типы нервной системы.

Животное с сильным типом нервной системы адекватно реагирует на внешние раздражения: интенсивные раздражители вызывают в коре его головного мозга сильные процессы возбуждения и торможения, неинтенсивные раздражители вызывают соответственно слабые реакции. У животного со слабым типом нервной системы все происходит наоборот.

По уравновешенности нервных процессов могут быть выделены уравновешенный и неуравновешенный типы нервной системы. В первом случае наблюдается соответствие между силой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга.

Сильное возбуждение уравновешивается такой же силой торможения в других отделах мозга. При неуравновешенном типе нервной системы это соответствие нарушается: возбуждение по силе может преобладать над процессами торможения и наоборот.

По подвижности нервных процессов могут быть выделены подвижный и малоподвижный типы нервной системы. Первый характеризуется способностью нервных клеток коры быстро переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Малоподвижный тип характеризуется замедленной сменой этих процессов, их «застойностью».

Источник: https://mirznanii.com/a/201873/temperament-fiziologicheskie-osnovy-temperamenta

Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник е 63 для вузов

^

Темперамент (от лат. temperamentum – соотношение, смешение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов (рис. 89).

Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – у сангвиников, желтой желчи (холэ) – у холериков, слизи (флегмы) – у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) – у меланхолика. Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида: 1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

Рис. 89. Типы высшей нервной деятельности и соответствующие им темпераменты.

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность. 4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности. В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях. Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

^ И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым»*.

* Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951. С. 300.

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

^ «Холерический тип, – отмечает И. П. Павлов, – это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся*. «Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу»**.

* Павлов И. П. Указ. соч. С. 299–300.

** Павловские среды. Т. 2. М.-Л., 1949. С. 533. Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

^ «Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни»*.

* Павлов И. П. Указ. соч. С. 300.

Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

^ «Меланхолический темперамент, – отмечает И. П. Павлов, – есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное»*.

* Там же. С. 299. ^

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность.

Он интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость.

В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности (рис. 90, табл. 14).

Рис. 90. Реакции людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации (рисунок X. Бидструпа).

^ Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в «чистом виде». Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей до уравновешенности и подвижности нервных процессов. Психические состояния, вызываемые различными жизненными обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа темперамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным задачам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику. От темперамента зависят динамические особенности характера человека – стиль его поведения. Темперамент – «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека. Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций. Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях, ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям. В зарубежной психологии и криминологии были и имеются попытки связать поведение человека с его телесной организацией. Так, Ч. Ломброзо пытался связать преступность с особенностями строения черепа, лица и тела человека. Немецкий психиатр Э. Кречмер также пытался установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мышц и т. д. Исследования И. П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею. В экспериментах И. П. Павлова было доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство – высочайшая пластичность»*.

* Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. М.-Л., 1951. С. 269.

Итак, в зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Читайте также:  Основные концепции развития личности - справочник студента

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы – экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат.

extra – вне, intro – внутрь и verto – поворот). Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).

Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности. В отечественных исследованиях отмеченные особенности интро- и экстравертов охватываются понятием активности, которая рассматривается как мера интенсивности взаимодействия субъекта с окружающей действительностью* .

* См.: Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.,1979.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность – это инертность, консервативность, трудность переключаемостл психической деятельности.

Существуют несколько видов ригидности:

  • сенсорная – пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;
  • моторная – трудность перестройки привычных движений;
  • эмоциональная – продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;
  • памяти – пересерверация, навязчивость образов памяти;
  • мышления – инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качество, противоположное ригидности, – гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность – напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.

Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы.

Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции.

Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности. Долгое время темперамент человека трактовался как прямое следствие его типа высшей нервной деятельности. В последнее время эта концепция пересмотрена в свете учения П. К. Анохина о функциональных системах, а также других теоретических позиций отечественных и зарубежных исследователей (В. Д. Небылицин, В. М. Русалов, Н. J. Eysenck, J. Rasch). Так, В. М. Русалов рассматривает темперамент как системное обобщение инвариантных биологических компонентов, вовлеченных в функциональные системы поведения данного индивида. При этом «первоначально генетически заданная система индивидуально-биологических свойств человека… включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических… свойств индивидуального поведения»*.

* Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., 1992. С. 4. См. также: Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 4.

Два традиционно постулируемых компонента темперамента – активность и эмоциональность – В. М. Русалов подверг дальнейшей дифференциации, выделив в активности следующие ее стороны: эргичность (выносливость), пластичность и скорость. При этом эргичность соотносится В. М.

Русаловым с широтой афферентного синтеза, пластичность – с поведенческой гибкостью (способностью оперативно перестраивать программы поведения), скорость – с быстротой реализации поведенческих программ.

Итак, темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения.

Так, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость – легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Источник: https://medznate.ru/docs/index-52554.html?page=16

Темперамент и его физиологические особенности

Темперамент — это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Слово «темперамент»- латинского происхождения, означающее соразмерность, «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ ( вв. до н.э.). Гиппократа принято считать родоначальником учения о темпераменте.

Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека.

Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь (по-латыни «сангвис»), лимфа (по-гречески «флегма»), желчь (по-гречески «холе») и черная желчь (по-гречески «мелана холе»). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном — болен.

Одна из жидкостей преобладает, что и определяет тип темперамента человека. От названия жидкостей и пошло название типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Дальнейшее развитие учения о темпераменте происходило в следующих направлениях.

Римский врач Гален ( в.н.э.) ,в отличии от Гиппократа, характеризует типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.

Немецкий философ И. Кант в конце столетия характеризует темперамент только как психическое свойство. И вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической.

В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией уже не физиологических, а психических свойств.

У Канта — это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности.

У немецкого психолога В. Вундта (конец в.)- это соотношение скорости и силы «душевных движений».

Изменялась не только характеристика основных типов, когда одними и теми же словами- «сангвиник», «холерик», «флегматик», «меланхолик»- разные психологи обозначали совершенно различные характеристики, но и представления о количестве типов то же менялось. Гален насчитывал несколько разновидностей четырех типов, другие различали шесть, восемь.

Начиная с Канта стали отличать свойства темперамента от других индивидуальных психических свойств. Однако в течение длительного времени не было предложено какого- либо строгого и точного критерия для такого различения.

Позднее изменения в учение о темпераменте внесла борьба двух основных направлений — объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психолог Э.Кречмер, американский У.Шелдон) или соотношение свойств нервной системы (И.П.Павлов).

В середине столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Учеными школы Б.М.Теплова- В.Д.

Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение ,но и негативные моменты. Как отмечает Н.Н.

Обозов, это позволило уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В. С. Мерлиным и его сотрудниками.

К конкретным свойствам темперамента он относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную возбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения, состояние тревоги, беспокойства, а также ряд др.

особенностей психики : работоспособность, скорость включения в новую работу, общую ригидность человека, особенности внимания, интроверсию и экстраверсию.

  • Сопоставляя отдельные свойства нервной системы с поведением человека, исследователи выделили ряд психических особенностей, сочетания которых может быть соотнесено с общими типами ВНД. При этом выделены следующие психические свойства:
  • Активность — степень активности (энергичности) человека в преодолении препятствий, в своих действиях, поступках, в различной быстроте и силе протекания психических процессов, в различной степени двигательной (моторной) подвижности.
  • Реактивность — сила непроизвольной реакции на внешние или внутренние раздражители (обидное слово, резкий звук, угроза).
  • Сензитивность — возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.
  • Темп реакций — скорость протекания психических процессов и реакций.
  • Пластичность и ригидность — гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.
  • Экстравертированность — направленность человека вовне, на окружающих людей, предметы, события (деятельность зависит от внешних впечатлений, возникающих в данный момент).
  • Интровертированность — направленность человека на себя, на собственные переживания и мысли, связанные с прошлым и будущим.
  • Эмоциональность — насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает.
  • Физиологические основы темперамента

Научное объяснение природы темперамента дал И.П.Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, он установил, что собаки, отличающиеся по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту.

На этом основании он пришел к выводу, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности, а именно — свойства нервной системы. Согласно его учению индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы.

Основой же этих индивидуальных различий считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов — возбуждения и торможения.

И.П.Павлов выделил три основных свойства процессов возбуждения и торможения:

  1. сила процессов возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;
  2. уравновешенность нервной системы;
  3. подвижность нервных процессов.
  4. Сила нервных процессов характеризует выносливость нервной системы и означает способность ее переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение.

Противоположное свойство- слабость нервных процессов — характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Слабая нервная система отличается низкой работоспособностью, но обладает большей чувствительностью.

Уравновешенность нервных процессов — это степень соответствия силы возбуждения силе торможения (их баланс).

Подвижность нервных процессов — скорость смены возбуждения торможением и наоборот, т.е. быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Все эти свойства, как и нервная система вообще, выполняют одну биологическую функцию — своевременно уравновешивают организм с окружающей средой.

Свойства нервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяют показатели темперамента человека, а вторые — его частные специальные особенности, имеющие косвенное отношение к характеристике личности.

Физиологической основой темперамента является не деятельность мозговой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем.

И.П.Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности( ВНД).

Тип ВНД — это сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамента.

Тип нервной системы (ВНД)- это природное, врожденное свойство нервной системы, которое может несколько изменятся под влиянием условий жизни и деятельности.

По силе нервных процессов И.П.Павлов различал сильный и слабый тип. Представителей сильного типа он в свою очередь подразделял по уравновешенности на уравновешенный и неуравновешенный. Сильный уравновешенный тип по подвижности делил на подвижный и инертный.

Слабый тип отличался преобладанием слабого процесса торможения над слабым процессом возбуждения. Так была создана классификация из четырех типов нервной системы, которые встречаются в жизни. Далее соотнеся выделенные им типы с психологическими типами темпераментов, обнаружил полное совпадение.

Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека.

Физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы. Общими Павлов назвал те основные комбинации свойств, или типы нервной системы, от которых зависит темперамент, потому что они являются общими у человека и животных. Этот общий тип И.П.Павлов назвал генотипом , т. е. наследственным типом.

Наследственная обусловленность общего типа доказывается следующими фактами: 1) в целом ряде исследований установлена связь между свойствами нервной системы родителей и потомков у животных разных видов; 2)путем селекции выводят специальные породы, обладающие ярко выраженным одним свойством, например инертностью.

Тип ВНД придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность и устойчивость его психических процессов, но не определяет ни поведения, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев самого человека, которые формируются в процессе индивидуальной жизни и в процессе воспитания.

Таким образом, тип темперамента формируется не весь сразу со всеми характерными свойствами. От изменений свойств темперамента следует различать созревание типа темперамента. Общие закономерности созревания нервной системы накладывают отпечаток и на созревание типа темперамента.

В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

Советские ученые Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын продолжили исследования И.П.Павлова.

Применяя в своих исследованиях очень тонкие инструментальные методы и количественно выражая с высокой точностью свойства нервной системы, ученые нашли, что некоторые индивидуальные особенности нервной деятельности человека связаны между собой. Каждая такая система взаимосвязанных индивидуальных особенностей зависит от одной общей причины — какого-либо свойства нервной системы.

  • Эти ученые создали новое направление в психологии — дифференциальную психофизиологию. Ими были экспериментально открыты новые дополнительные свойства нервной системы:
  • Динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов.
  • Лабильность — скорость возникновения возбудительного и тормозного процесса.
  • Концентрированность — показатель меры дифференцировки раздражителей.
  • Было открыто важное положительное свойство слабого типа — высокая чувствительность.

Таким образом, было обнаружено, что кроме четырех основных комбинаций свойств нервных процессов, выделенных И.П.Павловым есть и другие (неуравновешенный тип с преобладанием торможения).

Зависимость темперамента от типа нервной системы является многозначной. Это значит, что от одного и того же свойства нервной системы зависит несколько различных свойств темперамента и наоборот. Биологический смысл этой взаимосвязи заключается в том, что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде.

В зарубежной психологии широко распространены теории Кречмера и Шелдона, утверждающие, что темперамент зависит от общей конституции организма, внешними показателями является строение тела, соотношение его отдельных частей.

С этой точки зрения темперамент, как и строение тела, зависят от одной общей причины — наследственной особенности в деятельность желез внутренней секреции. Поэтому такие теории называют гормональные теории темперамента.

Однако эти теории неправомерны, так как отдельные свойства темперамента изменяются в связи с условиями жизни и воспитания, вследствие перенесенных болезней, под воздействием бытовых условий и в зависимости от пережитых психологических конфликтов.

Хотя общая конституция тела действительно оказывает некоторое влияние на тип нервной системе, на темперамент, а проявляется это в том, что определенные свойства нервной системы соответствуют индивидуальным особенностям в обмене веществ и в деятельности желез внутренней секреции. Тем не менее, при одном и том же типе конституции тела два человека могут иметь разный темперамент.

темперамент психика индивидуальный поведение

Источник: https://studwood.ru/2509792/psihologiya/temperament_fiziologicheskie_osobennosti

Ссылка на основную публикацию