История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:
- I. Древний период.
- II. Индустриальный период.
- III. Период систематизации.
Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:
- научная;
- классическая;
- человеческих отношений;
- поведенческих наук;
- управленческих наук.
Древний период
- История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.
- Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.
- Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.
- Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.
- Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:
- Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.
- Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.
- Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.
В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.
Индустриальный период
На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.
Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.
Период систематизации
Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.
На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.
На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.
Школа научного управления
Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.
Главные причины системы научного менеджмента:
- попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники;
- желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы.
Основные принципы данной системы управления:
- отбор рабочих согласно специально разработанным тестам;
- изучение временных затрат рабочего;
- разделение работы на специализации;
- экономическое стимулирование труда;
- разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.
Классическая школа
История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.
В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:
- разделение труда;
- передача целей от руководства к рабочим;
- единство распределения;
- ограниченное число сотрудников.
Школа человеческих отношений
Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.
Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.
Главные принципы школы человеческих отношений:
- взаимное общение между руководителем и рабочими;
- беседы сотрудников с психологами;
- организация мероприятий;
- приветствие неформальных групп.
К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.
Школа поведенческих наук
Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.
Основные задачи данной концепции:
- исследование поведения человека;
- улучшение межличностных отношений;
- разработка проблем социальных коммуникаций;
- поддержание авторитета в коллективе;
- стереотипы в поведении;
- изменение рабочих задач и уровня труда.
Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.
Школа науки управления
В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.
У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.
Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:
- Постановка проблемы.
- Разработка модели ситуации.
- Замена словесного анализа количественными значениями.
Ситуационный подход
Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.
Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.
Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.
Системный подход
Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.
Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.
Системный анализ
Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.
Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.
Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.
История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.
Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.
Развитие менеджмента в США
История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.
На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.
Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.
Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.
Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.
В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.
Развитие менеджмента в России
Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.
Дореволюционный период
Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.
Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.
Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.
Постреволюционный период
После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:
- демократический централизм;
- единство политических и хозяйственных руководителей;
- ведение хозяйства по плану;
- стимулирование труда материальным поощрением;
- научность управления;
- ответственность;
- правильный подбор и расстановка кадров;
- экономичность и эффективность;
- наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
- преемственность хозяйственных решений.
История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.
Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.
Период с 30-х годов до распада СССР
В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.
Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.
В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.
В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.
В конце 70-х — начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:
- сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
- формирование и реализация научно-исследовательских планов;
- внедрение консультирования по вопросам менеджмента.
90-е годы XX века
Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.
Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.
Современный период
Главными принципами нынешней системы управления являются:
- системный и ситуационный подход в управлении;
- инновации;
- ответственность менеджмента перед обществом;
- ориентация на человеческие возможности.
В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.
В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-istoriya-razvitiya-menedzhmenta.html
Основные этапы развития менеджмента
- ЛЕКЦИЯ № 1
- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
- План:
- Предмет и сущность науки «менеджмент»
- Основные этапы развития менеджмента
- Основные школы управления
- 3.1 школа научного управления
- 3.2 административная школа
- 3.3 школа человеческих отношений
- 3.4 количественная школа
- Методы и подходы в управлении
- Роль менеджмента в организации современного транспортного производства
- 1 Предмет и сущность науки «менеджмент»
- Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
- · политической — необходимость установления и поддержания порядка в группах;
- · экономической — необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
- · оборонительной — защита от врагов и диких зверей.
Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
Управление возникло из кооперации для координирования деятельности людей.
Понятие управления. Управление — это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.
Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях).
Сущность управления. Сущность управления — установление и поддержание согласованности взаимодействия людей, участвующих в едином процессе .
Управление –Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.
В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.
- Цель управления – это желаемое, возможное и не обходимое состояние производство, дела, проблемы, которые обязательно должны быть достигнуты.
- Орудие управленческого труда включают: оргтехнику, вычислительную технику, обеспечивающие механизм и автоматизацию управленческого труда.
- Предметом управленческого труда являются люди, отношения между ними, которые касаются данного производства.
Продукт управленческого труда является управленческое решение. Цена решения определяется себестоимостью и прибылью.
Управление— это процесс информационного воздействия субъекта на объект, направленный на достижение целей субъекта. В некоторых (идеальных) случаях цели субъекта и объекта могут совпадать.
Сам процесс управления включает в себя не только акт воздействия, осуществляемый, например, в виде приказа или просьбы, но еще и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов, который выступает инструментом обратной связи между объектом и субъектом управления.
Таким образом, управление является непрерывным процессом, который начинается с момента установления взаимодействия между субъектом и объектом и заканчивается только с прекращением этого взаимодействия.
- Управление включает три аспекта:
- · «Кто» управляет «кем» (институциональный аспект);
- · «Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- · «Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).
- Слово управление и пришедшее из английского менеджмент являются синонимами, если говорят об управлении организацией (предприятием).
- Предметом изучения науки менеджмента являются:
- 1) законы, принципы и методы построения и функционирования организации;
- 2) законы и принципы, лежащие в основе управленческой деятельности;
- 3) сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;
- 4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;
- 5) отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.
Взаимосвязь с другими науками. Управление — это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта. Наука управления включает в себя:
- n экономическая теория ( макро, микроэкономика );
- n экономика и организация производства;
- n психология управления;
- n общая теория управления.
Использует науки : кибернетика, общая теория систем, системный анализ, системотехника, исследование операций и т.д.
- Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать методы и средства, которые способствовали бы более эффективному достижению целей организации исходя из сложившихся условий во внутренней внешней среде.
- Основные этапы развития менеджмента
- Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I ПЕРИОД — ДРЕВНИЙ ПЕРИОД. Наиболее длительным был первый период развития управления — начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 — 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки — менеджмента.
II ПЕРИОД — ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту.
Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. В начале XIX века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей.
Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность.
Эти реформы, феноменально новаторские для своего времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Люди издалека съезжались на его фабрику в Нью-Ланарке, Шотландии, чтобы воочию увидеть «этот замечательный социальный эксперимент».
Но, несмотря на то, что фабрика была исключительно прибыльной, другие бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Оуэна. Насколько нам известно, ни одиниз них не последовал его примеру.
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» — прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
III ПЕРИОД — ПЕРИОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ (1856-1960). Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У.
Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Но, конечно, понимание того, что организацией можно управлять систематизирование, чтобы более эффективно достигать ее целей, не возникло по мановению волшебной палочки в один момент.
Концепция эта развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х годов века нынешнего. Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.
Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. Даже в начале двадцатого века Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность.
Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку в XIX веке, создав тем самым огромный рынок рабочей силы, состоящий из трудолюбивых людей. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех, желающих получить его.
Образование способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.
Трансконтинентальные железнодорожные линии, строительство которых было завершено в конце XIX века, превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. Интересно, что в то время практически не существовало государственного регулирования в бизнесе.
Невмешательство позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами.
Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей, крупных предприятий, настолько крупных, что они требовали формализованных способов управления.
Основные школы управления
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления — это и техника, и люди.
Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.
Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.
В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен.
Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу.
Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли.
Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).
Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации.
Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.
Рисунок 3.1.Эволюция управления как науки.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 137;
Источник: https://studopedia.net/15_36857_osnovnie-etapi-razvitiya-menedzhmenta.html
История менеджмента
Менеджмент, в известном нам виде начал формироваться из – за влияния классических школ и постепенно, в несколько этапов эволюционировал.
Школа научного менеджмента
Создана экономистом Ф. Тейлором, благодаря которому был:
- Доказан принцип соответствия.
- Разработана и научно доказана необходимость подбора и подготовки работников, для успешного функционирования организации.
- Претерпела изменения система оплаты труда. Оплата труда была согласована с индивидуальной производительностью, а не с результатами работы всего коллектива.
- Теоретически обоснована идея гармоничного сосуществования интересов собственников и наемных работников.
- Разработан принцип рациональной организации рабочего места.
Методы менеджмента, в то время применялись крупными предприятиями в промышленно развитых государств. Однако, отдельные научные разработки еще не были объединены в отдельную научную дисциплину. Разработка теории менеджмента происходила хаотично, было разработано несколько базовых теорий и методов, которые стали основой для формирования кадрового менеджмента.
Школа административного управления
Создателем школы является А. Файоль. Благодаря представителям данной школы:
- Произошло разделение сфер деятельности организации.
- Были обозначены и научно обоснованы управленческие функции, а именно: планирование деятельности, организация производства, распорядительство, координация хозяйственных процессов, подбор кадров, контроль и т.д.
- Разработаны принципы управленческого процесса и теории бюрократического управления.
Благодаря их работам, теория менеджмента была разделена на два базовых направления.
Школа науки о поведении человеке
Работы представителей данной школы, стали поворотным событием в истории менеджмента, в них впервые была обозначена значимость трудовых ресурсов, как основы для стабильного развития организации. В рамках исследований проведенных данной школой:
- Впервые разработаны и применены методы психологического отбора кадров.
- Положено начало конфликтологии и метода делегирования полномочий.
- Открыта зависимость производительности сотрудников от психологического климата в коллективе.
- Четко описаны различные стили руководства.
- Описан новый вид предприятия, основанного на участии персонала в управлении.
- Изучена и разработана проблема лидерства.
- Разработана теория незрелости, которая отражает активность неформальных групп, как реакцию на поведения руководства, которое злоупотребляет авторитарными методами управления, считая подчиненных личностями недостойными доверия и нуждающимися в контроле и управлении.
Отдельным достижением можно считать развитие мотивационных теорий управления, а именно: пирамиды потребностей, теории справедливости и теории двух факторов.
Управленческие подходы
Благодаря тому, что в конце прошлого века усиливается непредсказуемость и хаотичность внешней среды, появляются отдельные и самодостаточные управленческие подходы, основной целью которых является переформатирование системы управления.
Количественный подход — связан с применением математического моделирования. В его инструментарий были включены отдельные положения теории систем и кибернетики.
Благодаря процессному подходу, менеджмент начал изучаться как целостный процесс непрерывных и взаимосвязанных шагов. Развитие данного подхода стало основной предпосылкой к технологическому оснащению управленческого процесса.
Системный подход, позволяет рассматривать организацию в виде совокупности факторов и элементов, которые взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Ради предотвращения возможных угроз и использования возможностей для развития, облегчается процесс наблюдения за ситуацией в организации.
Ситуационный подход, появился из-за необходимости быстро разрешать проблемные ситуации. Данная задача требует от специалиста – менеджера быть способным к моментальному ситуационному мышлению. Каждая возникающая ситуация требует от менеджера индивидуального подхода и подходящих методов менеджмента.
Ниже, дана краткая характеристика достижений различных научных школ (данные представлены в хронологическом порядке):
- Научного менеджмента – Создала систему научного управления организацией, систему контроля и хронометража рабочего времени.
- Административного менеджмента – Представителями данной школы разработали принципы управление и ввели их в производственную практику.
- Школа науки о поведении человека – Представителями, была разработана система учета особенностей конкретного человека, система мотивации труда, введена в хозяйственную жизнь практика использования услуг профессиональных менеджеров.
- Школа науки об управлении – Представителями исследованы хозяйственные операции, разработана методика применения новейших математических методов анализа.
- Системный подход – Представителями, исследовано влияние окружения организации на процесс ее функционирования.
В конце прошлого века в экономическую практику различных стран входит, неоклассический менеджмент.
Который характеризуется: изучением организации как открытой производственной системы; признанием ситуационного подхода наиболее предпочтительным для использования в практике управления; развитием корпоративной культуры как основного мотивационного фактора, привлечением персонала к процессу управления организацией.
Выводы
Исходя из сказанного выше, менеджмент как молодая и динамично развивающаяся наука, прошел все этапы становления от классического и до неоклассического, который только входит в современную экономическую практику.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/istoriya-menedzhmenta/
История менеджмента
Лекции по менеджменту — Менеджмент — История менеджмента
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы.
В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров.
Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
- индустриальный способ организации производства;
- развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу “Принципы научного управления”, считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Развитие управления как научной дисциплины представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления — это и техника, и люди.
Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких, как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология.
По мере развития этих областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.
Развитие менеджмента в нашей стране
Развитие менеджмента в нашей стране имеет свои особенности. В.Н. Родионова выделила школу «научной организации производства» (1900 –1930 г.), «новую школу» (1930 – 1965 г.) и школу системных исследований (1965 г. – по настоящее время).
Однако временное начало школы «научной организации производства» следует перенести в прошлое. В 1860 – 1870 г.
ученые Московского высшего технического училища разработали методику рационализации трудовых движений, получившую медаль на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г.
С 1908 г. в России начали издаваться сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента: «Административно-техническая библиотека». В ряде высших учебных заведений начали преподавать организационно-управленческие дисциплины, например, в 1911 – 1912 г. в Петербургском политехническом институте И. Семеновым читался курс «Организация заводского хозяйства».
В России после произошедшей революции достаточно много внимания уделялось научным исследованиям в области организации труда, управления и рационализации работы предприятий.
В Москве, Харькове, Таганроге и Казани были созданы институты труда, ведущие изыскания в вопросах научной организации труда.
Централизованное планирование потребовало разработки методики составления межотраслевых балансов, составления перспективных и годовых народнохозяйственных планов.
Наиболее плодотворным развитие отечественного менеджмента было в 20-е годы ХХ века, в период новой экономической политики. Создан план ГОЭЛРО, первый пятилетний план.
В конце 30-х годов академик Л.В. Канторович опубликовал первые работы по математическим методам оптимального планирования и линейному программированию.
Б.Я. Каценбоген в 1946 г. получил Государственную премию за достижения в теории и методологии применения поточных принципов работы в серийном производстве.
Э.А. Сатель стал автором комплексного подхода к решению конструкционных, технологических, организационных, эксплуатационных и экономических проблем производства.
С.П. Митрофанов разрабатывает теорию групповых методов обработки, которая затем используется в теории автоматизированных процессов в серийном и мелкосерийном производстве.
Учеными ЭНИМСа и других институтов, а также практиками были созданы системы планово-предупредительного ремонта, бездефектного изготовления продукции, комплексного управления качеством, подготовки производства, оперативного планирования производства.
Ф.Р. Дунаевский выдвинул теорию административной емкости, под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств. Ф.Р. Дунаевский полагал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, что ведет к бюрократизации.
Следует отметить, что за период с 1919 по 1930 г., по данным В.Н. Родионовой, в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и управления.
Отсутствие в отечестве рыночных отношений с 1930 по 1990 г. не создавало необходимых предпосылок для теории и практики менеджмента.
Ученые направляли свои разработки на управление в условиях командно-административной общеплановой экономики и внесли определенный вклад в достижения мировой управленческой мысли. Среди них Л.И. Абалкин, Г.А. Аганбегян, В.Г. Афанасьев, А.И. Анчишкин, Д.М. Гвишиани, Г.А. Джавадов, С.С.
Дзарасов, С.В. Ипатов, О.В. Козлова, Б.З. Мильнер, Н.Я. Петраков, Г.Х. Попов, И.М. Разумов, С.Г. Струмилин, Ю.А. Тихомиров, О.Г. Туровец, Т.С. Хачатуров и многие другие.
- Читать также:
- Виды управления – Виды управления в менеджменте
- Типы управления – Типы управления в менеджменте
Технология управления – В системах управления функционирует и осуществляется множество разнообразных организационных связей и информационных преобразований. Разработка методов по их упорядочению в процессах управления составляет одну из актуальных теоретических проблем и практических задач технологии управления.
История мотивационного менеджмента – Эволюционное развитие мотивационного менеджмента начинается еще до нашей эры.
Инновации. Инновационный процесс. – Определение инновационного менеджмента обосновывает принятие различных управленческих решений.
- Общие моменты менеджмента – Менеджмент — довольно широкое понятие, которое рассматривается с разных позиций: как исскуства, как вид деятельности и как аппарат управления деятельностью.
- Современный менеджмент – В современном менеджменте существует ряд подходов.
- История развития управления качества – В истории выделяют шесть этапов развития управления качеством продукции которые составляют предысторию менеджмента качества.
Источник: http://InfoManagement.ru/lekciya/istoriya_menedjmenta
Этапы и школы в истории менеджмента — Менеджмент
Менеджмент в качестве профессиональной деятельности впервые рассматривается американцем Г. Тауном в его докладе, подготовленном для выступления на собрании общества инженеров-механиков. На данном собрании он впервые высказывает свое мнение о том, что общество нуждается в подготовке специалистов-управленцев.
- Всего за историю экономических учений 20 века сформировалось пять школ управления:
- — школа научного менеджмента (основатель Ф. Тейлор, автор многих книг, посвященных этой теме);
- — административная школа (родоначальник – французский инженер А. Файоль);
— количественная школа (представители – Д. Томпсон, Г. Акофф, Д. Марч);
— бихевиористская школа (ее становление связано с развитием социологии и психологии, известными представителями считаются Ч. Бернард, Ф. Герцберг, К. Арджирис);
— школа человеческих отношений (основатель – американец Э. Мэйо).
История менеджмента включает в себя пять основных этапов развития управления, первый из которых начинается на заре 20 века и совпадает со временем зарождения школы научного менеджмента. Возникновение административной школы Файоля в первом десятилетии 20 столетия ознаменовало наступление второго этапа развития управленческой деятельности.
В это же время в США начинается история финансового менеджмента. Вторая мировая война оказывает значительное влияние на становление управленческой мысли, первые двадцать лет после ее окончания совпадают с третьим этапом оптимизации менеджмента
Школа научного менеджмента
Школа научного управления – одно из первых основных направлений изучения менеджмента. Главное направление исследований этой школы состояло в поиске наилучших способов выполнения работы с учетом основных производственных факторов: техники и работника. Производился отбор более эффективных методов деятельности в целях рационального взаимодействия этих факторов.
Основными яркими деятелями этой школы являются Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Г. Форд. Каждый из них внес свой значительный вклад в развитие науки управления.
Основоположником школы научного направления является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856–1915). Он не был ни ученым, ни профессором школы бизнеса, а был простым рабочим и дослужился до менеджера. На основе его взглядов родилось целое течение, которое называется «тейлоризм».
- Основными принципами данного течения являются:
- 1) научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
- 2) отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профессиональный отбор и профессиональное обучение;
- 3) сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ (нормирование и оплата труда);
- 4) равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Тейлор считал, что управление – это тактика. Преподавание науки управления он видел на базе промышленного инжиниринга. Мысль о том, что менеджеры должны принимать решения, а рабочие – выполнять их, была всеобщей в то время. Другой видный деятель этой школы и великий менеджер того времени Генри Форд частично соглашался с Тейлором, но в свою очередь выдвинул ряд свойственных только ему идей.
- Основные направления Генри Форда:
- 1) высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 ч, но не более;
- 2) обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя.
- Каждый представитель данной школы внес свой вклад в ее развитие. На основе этого сложились общие принципы, характеризующие всю школу:
- 1) использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;
- 2) отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и их обучения;
- 3) обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;
- 4) систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
- 5) выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс;
- 6) утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки и формирования функций менеджмента.
- Основной заслугой данной школы является доказательство того, что управление – это самостоятельная специальность и организация в целом выиграет, если планировать и управлять проведением работ будут не те рабочие, которые их выполняют, а те, которые умеют управлять профессионально.
Источник: https://student2.ru/menedzhment/980233-yetapy-i-shkoly-v-istorii-menedzhmenta/
Основные этапы развития менеджмента как науки
ВВЕДЕНИЕ
Управленческая деятельность выступает в современных условиях развития рыночной экономики Украины одним из важнейших факторов функционирования субъектов хозяйственной деятельности.
В связи с этим возникает объективная необходимость изучения истории менеджмента, а также становление и развития его как науки за рубежом и в Украине, с целью учета прошлых достижений и ошибок управленческого процесса в современных условиях, что способствует оптимизации управленческой деятельности и является мощным двигателем экономического развития любой страны.
- Цель дипломной работы состоит в теоретическом осмыслении выбранной темы и практическом применении теоретических знаний для решения задач по усовершенствованию процесса управления.
- Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- проанализировать факторы возникновения менеджмента и подходы к пониманию его экономического содержания;
- охарактеризовать этапы становления менеджмента как науки;
- выявить специфику становления и развития менеджмента как науки в развитых странах;
- аргументировать современную систему взглядов на научный менеджмент;
- рассмотреть предпосылки возникновения управленческой мысли в Украине;
- определить специфику современного отечественного менеджмента и подготовить рекомендации по его усовершенствованию.
Объектом исследования является процесс становления менеджмента как науки в развитых странах и Украине. Предметом исследования являются принципы и методы научного менеджмента.
Информационной базой выполненной работы стали учебники и монографии отечественных и зарубежных ученых-экономистов, периодические издания.
Общие проблемы истории менеджмента были рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученных как: И. Герчикова, П. Дойль, В. Зигерт, Д. Валовой, Э. Уткин, [14, 19, 25, 27, 60] и другие.
Решению проблем связанных со становлением и развитием менеджмента как науки посвящены работы А. Кравченка, А. Кредисова, А. Кузьмина, М. Мескона, А.Г. Саймона, Файоля, Р. Фишера, А. Шегды, И.
Шумпетера [30, 31, 32, 39, 52, 62, 65, 70, 73] и многих других.
В первом разделе рассматривается предпосылки возникновения менеджмента, осуществляется анализ подходов к пониманию сущности понятия «менеджмент». Обобщаются основные этапы становления менеджмента как науки.
Во втором разделе анализируется развитие основных научных теорий и концепций, а также принципы менеджмента в развитых странах. Рассматривается современная теория и практика научного менеджмента в развитых странах.
Третий раздел посвящен обобщению и анализу современных тенденций научного менеджмента, аргументации научных теорий и принципов управления в Украине. Выявлению недостатков отечественного менеджмента и разработке рекомендаций по его усовершенствованию.
Дипломная работа представляет собой полномасштабное научное исследование по исследованию основных этапов развития научного менеджмента. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, в котором 74 наименования, и 2 приложений. Включает 5 таблиц и 2 рисунка.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
.1 Предпосылки возникновения менеджмента
История управленческой мысли дает немало полезных уроков для тех, кто готовый у нее учиться и своими корнями уходит в глубину столетий и тысячелетий. Высказывание по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из берегов Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, которые сохранились из времен Поднебесной империи [70, с. 34].
Примером эффективного управления может быть Римская империя, которая просуществовала сотни лет.
Римские легионы отличались четкой структурой управления, в состав которой входили генералы и офицеры, делением армии на дивизии, которое обеспечивало успех боевых действий.
Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, которые подчинялись Риму, строились дороги, устанавливались связи.
Почти все формы современного управления можно найти в старинных организациях, хотя их характер и структура существенно отличались от современных. Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, так как это были преимущественно рекомендации относительно государственного управления.
Хотя и тогда были управленцы и организационные структуры, и многие люди хорошо знали толк в процессах управления и лидерства, тем не менее, тогда не было такой научной дисциплины, как менеджмент. Как известно, мудрый совет, которым бы важной она не была, не всегда является результатом научного исследования.
Целенаправленные поиски теоретических подходов к менеджменту начались в эпоху развития капитализма.
За начало отсчета в литературе из истории менеджмента считают зарождение письменности в старинном Шумере в V тысячелетии до н. э.
Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к возникновению особой прослойки «жрецов-бизнесменов, которые успешно осуществляли религиозно-коммерческие и торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому эта первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая.
Вторая управленческая революция связывает с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 года до н. э.
), что выдал свод законов управления государством для регулирования общественного отношения между разными социальными группами населения.
Данными законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Именно поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административной [70, с. 36].
Третья управленческая революция известная как производственно-строительная. Она предусматривала объединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства и состоялась во времена правления Навуходоносора (605- 562 года до н.э.) [70, с. 36].
Четвертая управленческая революция состоялась в период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII ст.) ее главным результатом стало зарождение профессионального управления.
Ситуация, которая возникшая вследствие промышленной революции конца XVIII — начала XIX ст.
, привела к тому, что рядом с эмпирическими методами в управлении стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объема выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и работы. Во время промышленной революции были сделаны первые попытки перевести идеи управления на бумагу с целью выработать его обобщающие принципы, вследствие чего были заложены необходимые условия теории менеджмента.
Революционную концепцию деления, специализации, кооперации и повышение продуктивности общественной работы изложил классик политической экономии А. Смит в работе «Богатство народов».
Англичанин Ричард Аркрайт, изобретатель прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации.
На основе разделения труда, планирование размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечение дисциплины ему удалось добиться непрерывности технологических процессов. Это дало возможность существенным образом экономить на расходах производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами.
Фактически Аркрайт заложил основы того, что можно было бы назвать индустриальным управлением, или, высказываясь современным языком, организацией производства.
Одновременно Аркрайт сформулировал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы, согласно которому разнообразные нарушения фиксировались в специальной книге, и вводилась система штрафных санкций в виде отчислений из заработной платы [70, с. 36].
Широкомасштабный социальный эксперимент в сфере управления осуществил в 1800-1828 годах английский ученый Роберт Оуэн, который был в тот период управляющим ряда текстильных фабрик [70, с. 36].
Суть этого эксперимента заключалась в предоставлении рабочим упорядоченного жилья, улучшении условий работы, быта, отдыха, в создании сети магазинов, которые торговали товарами первой необходимости по доступным ценам.
На фабриках, управляемых Оуэном, было повышено минимальный возраст, начиная из которого дети могли привлекаться к работе, сокращенно продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. Оуэном руководила совсем не идея благодетельности, а экономический расчет, целью которого было повышение производительности работы.
Своими экспериментами Оуэн на практике подверг испытанию идею того, что через полтора столетие стало на Западе довольно распространенным явлением и достало название социального партнерства. Тем не менее, эта идея настолько обогнала свое время, которая тогда не имела поддержки общества, и в скором времени о ней забыли.
Важный шаг в развитии теории и практики управления было сделано профессором математики Кембриджского университета, изобретателем первой вычислительной машины Чарльзом Бэббиджем. Взяв за основу концепцию разделения труда А.
Смита, он высказал идею деления физического и умственного труда, составил перечень положительных характеристик специализации, разработал методику изучения расходов рабочего времени на осуществление разных операций, сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявление путей повышения эффективности работы на основе изучения данных статистики, а также применение премиальной системы оплаты. Ч. Бэббидж не был удовлетворен просто специализацией физической работы, или делением за профессиями. Поставив вопрос о том, должные ли математики выполнять простейшие арифметические операции, разработал аналитическую машину, к
Источник: https://www.studsell.com/view/103700/