Древние системы воспитания — справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Древние системы воспитания - Справочник студента

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Гимназия №3» Проектно — исследовательская работа по истории Тема: или обучение и воспитание в Древнем мире Михайлова Александра Руководитель: Загребина Светлана Николаевна 2015 год

2 слайд Описание слайда:

Содержание Введение 1.Обучение и воспитание в Древних цивилизациях 1.1. Обучение и воспитание в Древнем Египте 1.2. Обучение и воспитание в Древней Греции 1.3. Обучение и воспитание в Древней Индии 1.4. Обучение и воспитание в Древнем Китае Заключение Список источников

3 слайд Описание слайда:

Введение Когда большинство людей слышит о Древнем мире, они вспоминают о Древней Греции, Риме, Египте, Персии, Месопотамии, Китае и других великих империях прошлого.

Многие знают о том, что Древняя Греция является основоположницей западной философии, театра, демократии и Олимпийских игр. Они слышали, что китайцы изобрели бумагу и порох, и что Рим создал одну из самых больших и могущественных империй всех времен.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Марксистская теория - справочник студента

Оценим за полчаса!

  Помимо всех прочих достижений Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. 

4 слайд Описание слайда:

Цель проектной работы: изучить и сравнить системы воспитания и обучения в Древнем мире на примере цивилизаций Египта, Греции, Индии, Китая. Задачи: 1. Изучить литературу по исследуемой теме. 2.

На основании изученного материала выделить особенности воспитания и обучения в Древнем Египте, Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае. 3. Сравнить системы воспитания и образования в данных цивилизациях. Сделать вывод. 4.

Представить результаты работы в виде презентации.

5 слайд Описание слайда:

Актуальность работы заключается в том, что сегодня достижения Древних цивилизаций вызывают большой интерес и появляется все больше средств для их изучения (подводная археология, современные приборы и т.д.)

6 слайд Описание слайда:

Всегда вызывали и вызывают интерес тайны Древних цивилизаций: почему стало возможным построить пирамиды в Египте, Фаросский маяк в Александрии, Колизей в Риме … Безусловно, не только благодаря богатству этих цивилизаций, но в первую очередь научным достижениям, а это невозможно без развитой системы образования.

7 слайд Описание слайда:

Вопросы проекта: 1. На каком уровне находилось обучение и воспитание в Древнем мире. 2. Каким дисциплинам обучали детей в Древних цивилизациях. 3. В какой из Древних цивилизаций уровень образования населения был самым высоким.

8 слайд Описание слайда:

Древний Египет

9 слайд Описание слайда:

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек.

В логике такого идеала шло обучение и воспитание. В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе.

Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

10 слайд Описание слайда:

“Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал”. Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу.

Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью.  Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.

Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика:

11 слайд Описание слайда:

В Древнем Египте мальчик, которого приводили первый раз в школу, дарил своему наставнику не букет цветов, как сейчас, а палку, правда, завёрнутую в бумагу. Учитель обращался к нему с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе».

12 слайд Описание слайда:

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо.

В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов.

13 слайд Описание слайда:

Древняя Греция

14 слайд Описание слайда:

В Древней Греции уровень образования граждан был высоким, но система образования в полисах отличалась. Самым грамотным полисом были Афины. Мы сравним системы образования в двух греческих полисах: в Афинах и в Спарте.

15 слайд Описание слайда:

Древние Афины

16 слайд Описание слайда:

Грекам мы обязаны появлению в нашем лексиконе слова «педагог» .В Древней Греции педагогами называли рабов, верных и преданных хозяину, но не способных выполнять тяжелую работу. Их обязанностью было сопровождение хозяйских детей в школу и обратно, поэтому их называли «педагогами», что в переводе с греческого означает «ведущий ребенка»

17 слайд Описание слайда:

В школе прежде всего обучали чтению, письму и счету. В обучении арифметике помогали наглядные пособия: камешки, особая доска, на которой отмечены единицы, десятки, сотни.

Сначала писали на покрытых воском деревянных дощечках стилем — специальной металлической или костяной палочкой. Острым концом стиля писали, тупым — стирали и сглаживали воск.

Позже начинали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки.

18 слайд Описание слайда:

Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте стояли, конечно, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них содержалось много сведений по географии и истории, но самое важное — они прославляли доблесть, героизм, стойкость в борьбе с трудностями. Школьнику следовало знать о героях и подражать им.

19 слайд Описание слайда:

Важнейшим предметом в школах являлась музыка. Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой воины. Музыка звучала на праздниках и в театре.

20 слайд Описание слайда:

  С двенадцати лет мальчики усердно занимались гимнастикой. Считалось, что здоровый человек легче справится с трудностями. Гимнастика придаст телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым.

Эти качества вместе со скромностью и разумностью должны были помочь сделать из ученика хорошего гражданина. Занимались спортом в палестре (от древнегреческого слова «пале» — борьба).

Там предоставлялись такие дисциплины, как бег, прыжки, метание диска и копья, борьба.

21 слайд Описание слайда:

К 16 годам юноши заканчивали занятия в школе. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они по-прежнему занимались спортом, но уже в гимнасии. В Афинах было три гимнасии. Самые известные в Афинах — Ликей (отсюда — слово «лицей») и Академия.

22 слайд Описание слайда:

Но не только дети могли учиться. По наступлении почтенного возраста желающие могли продолжить обучение в гимнасиях. В отличие от молодёжи, взрослые не занимались спортом, а обогащали свои знания. Перед ними выступали философы и ораторы, в их распоряжении было множество библиотек.

23 слайд Описание слайда:

Древняя Спарта

24 слайд Описание слайда:

Самое жестокое воспитание было в Древней Спарте. Когда рождался мальчик, его приносили к совету старейшин- группе самых уважаемых людей не младше шестидесяти лет, управляющих городом. Они осматривали ребёнка и если находили его хилым, то сбрасывали в пропасть. Если же он был крепким, то его отдавали обратно родителям.

25 слайд Описание слайда:

В возрасте семи лет юных спартанцев забирали из родительского дома и распределяли по отрядам. Их обучали говорить кратко, но содержательно. Также они осваивали счёт и правописание. Но главным для совета старейшин было вырастить храбрых и преданных воинов. В связи с этим мальчики без конца тренировались в метании копья и диска, беге, а позже во владении мечом.

26 слайд Описание слайда:

Детей кормили очень скудно, вынуждая самим добывать себе еду кражей. Если мальчик попадался на месте преступления, его жестоко наказывали, причем не за воровство, а за неумелое исполнение. Мальчиков заставляли спать на жестких подстилках. Из-за таких суровых условий появилось выражение «спартанское воспитание».

27 слайд Описание слайда:

Образование заканчивалось двухлетней военной службой — эфебией (18-20 лет).

Первый год эфебы проводили в афинских гимнасиях, занимаясь физической и военной подготовкой, затем получали оружие и год служили на границе или в крепостях.

В неимущих семьях дети, как правило, позже начинали обучение и раньше бросали школу, чтобы помогать родителям зарабатывать на жизнь. Тем не менее даже самые бедные свободные афиняне обладали элементарной грамотностью

28 слайд Описание слайда:

Древняя Индия

29 слайд Описание слайда:

На развитие воспитания и обучения в Древней Индии специфический отпечаток наложила кастовость. Здесь сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты.

30 слайд Описание слайда:

В Индийских школах (В которых давали начальное образование) изучали только письмо и счёт, но изредка какой-нибудь юноша решал продолжить обучение (Высшее обучение). Тогда он начинал изучать еще астрономию, медицину и философию.

31 слайд Описание слайда:

Обучение происходило в доме у учителя, который обучал каждого индивидуально. При этом ему не платили ни копейки. Работу гуру (учителя) государство оплачивало только при высшем обучении. При начальном же обучении ученик мог отблагодарить учителя только помощью по дому.

32 слайд Описание слайда:

Древний Китай

33 слайд Описание слайда:

Испокон веков воспитание ребенка в Китае начиналось с рождения. Как только он мог без посторонней помощи дотянуть руку до рта, его тут же переставали кормить грудью.

Несмотря на то, что воспитание было ранним, к ребенку относились, как к великой ценности всей семьи. Начиналось воспитание с игры – мяч с перьями, «волки и овцы» и так далее.

Но как только ребенку исполнялось семь лет, игры прекращались. Начиналось серьезное воспитание.

34 слайд Описание слайда:

Мальчиков обучали основным понятиям и представлениям о мироздании. Изучали три начала: небо, землю, человека; четыре времени года и четыре части света.

Давалось представление о теории пяти элементов и пяти добродетелях. Изучали основы музыки и ритуалов, норм социального поведения. Из точных предметов были история и математика.

Также мальчики аристократы учились верховой езде и стрельбе из лука.

35 слайд Описание слайда:

Девочек обучали скромности, хозяйственности и хорошим манерам в домашних условиях. Лишь очень богатые родители при большом желании могли отдать дочь в школу.

Но даже там девочки учились отдельно от мальчиков и изучали танцы, вежливость, нравственные песнопения, знакомились с летоисчислением и календарём.

По наступлении десяти лет девочкам воспрещалось выходить одной на улицу и ходить к кому бы то ни было в гости.

36 слайд Описание слайда:

Заключение На основании изученного материала мы пришли к следующим выводам: 1. Общим в системах образования было: а)возникновение и развитие школы Древнего мира было теснейшим образом связано с нуждами и потребностями государства.

б) Образование детей было не столько заботой государства, сколько зависело от желания детей и родителей занять достаточно высокое положение в обществе. в) Как таковые школьные предметы были не везде.

Ученики просто старались вызубрить наизусть слова учителя, переписывали религиозные тексты и учились арифметике. г) Взрослые уделяли много внимания обучению и воспитанию детей, так как считалось, что именно они могут дать родителям жизнь после смерти.

Но в школы «отдавали в учение» только мальчиков. Своих дочерей матери обучали рукоделию, хозяйственности и приготовлению пищи дома.

37 слайд Описание слайда:

2.Отличительным в системах образования было: а) Особенностью обучения в Древней Спарте является военная подготовка. б) Особенностью обучения в Древней Индии является кастовость.

в) В Индии, в отличии от других Древних цивилизаций, не предусматривалось специального класса (помещения) для обучения детей.

г) Самый высокий уровень образования и количество образованных граждан было в Древних Афинах.

38 слайд Описание слайда:

Но и тогда, и сейчас образование, прежде всего, необходимо самому ученику.

39 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Концепции лидерского поведения - справочник студента

Спасибо за внимание

Скрыть

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/obuchenie-i-vospitanie-v-drevnem-mire-407720.html

Древние системы воспитания

Профессия учителя испокон веков считалась самой важной и поистине почтеннейшей. Эта профессия появилась в V-VI в., когда появились первые школы.

В родовом же обществе роль преподавателей выполняли жрецы и старейшины, т. е. люди, заслуживающие доверие. Каждая эпоха порождала своих великих педагогов. Это Конфуций в древнем Китае, Сократ в Афинах, Коменский в средневековой Европе, Песталоцци, учитель русских педагогов К.

Д. Ушинский и гениальный Л.Н. Толстой, наши соотечественники, жившие совсем недавно, — А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Все эти выдающиеся люди подарили свои сердца детям, осуществивших каждый свой педагогический подвиг. Эти великие люди оставили неизгладимый след в истории человечества.

Развитие воспитания в Древнем Востоке

Систему воспитания в Древнем Востоке связывали с существованием определенного религиозного культа. Воспитаннику прививали определенные ценности и нормы, которые существовали на данный период этического культа. В центре развития древнейших восточных цивилизаций стояли семейные отношения, церковь и государство.

Древние системы воспитания - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Семья не могла предоставить обществу людей, которые были осведомлены в чтении, письменности, законах, и чтобы как то пополнять сословия чиновников, их стали готовить специальные воспитательные учреждения. Светская власть и служители культов создавали такие учреждения.

В течение длительного времени воспитание было однообразным, выглядело весьма скудным и узкоспециальным. Оно держало людей в суровых рамках определенного социального положения. Первыми шагами к развитию системы школьного обучения стали учебные заведения, которые появились и существовали в традициях Древней Месопотамии.

Такие заведения были широко распространены и находились в каждом городе. Такое массовое распространение школ диктовалось большой потребностью в писцах. Профессия песца считалась очень уважаемой, и ее представители находились на довольно высокой ступени социальной лестницы.

Семейно-общинный строй школы существовал в течение всей истории древневосточных цивилизаций без видимых перемен.

Главная роль в воспитании детей отводилась семье. Как правило, ученики жили дома. Учитель обязался изготавливать таблички — модели, а ученики должны были переписывать эти таблички. Мальчиков и девочек воспитывали совершенно в одинаковых условиях.

Вскоре появилось новое убеждение на безупречное воспитание (но только лишь для высшей касты), в соответствии с которым люди были рождены для счастливой полноценной жизни. Что предусматривало воспитание? Такое воспитание предполагало умственное развитие, религиозность, физическое совершенство, влечение к природе и прекрасному, спокойствие и выдержку.

Можно сказать, что цивилизации Древнего Востока подарили человечеству неоценимый опыт, без которого нельзя представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: появились первые учебные заведения, были сделаны первые попытки осознать сущность воспитания и образования. Педагогические обычаи древних государств Двуречья, Египта, Индии оказали воздействие на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Воспитание в рамках античной культуры

  • Древние спартанцы и древние афиняне очень серьезно решали вопросы создания семьи и воспитания детей.
  • В Спарте государство обязалось заботиться об обучении и воспитании мальчиков и девочек с семи лет.
  • В Афинах о будущем ребенка заботился сам отец: если отец отрекался от ребенка, то его просто выбрасывали из дома.

В Спарте судьбу ребенка определяли старейшины города.

Они решали, достаточно ли ребенок здоров и силен, для того, чтобы его растить и подготавливать к гражданской жизни. Древних Афинян воспитывали в соответствии со всеми культурными обычаями.

Основной акцент греки делали на воспитание заслуженного гражданина своего отечества, который переполнен долгом перед обществом.

Молодежь в Афинах была переполнена гордостью и верностью к родной земле и была готова умереть ради прекрасной родины.

У cпартанцев тоже каждый человек предпочел бы смерть ради своей родины, но причины были совсем иные: созданное Ликургом государственное учреждение работало как четко отлаженный механизм.

Была создана такая система в обществе, которая превращала юношей в солдат — роботов, у которых почти не было ни личной жизни, ни возможности философски осмыслить происходящее.

Были заложены нормы поведения, которые не предоставляли никакого выбора.

Воспитание римских граждан

Главную роль в формировании личности юных римлян играло обучение на дому и воспитание. В основном дети получали духовное воспитание, а отец был в роли жреца.

В семье отец считался абсолютным властелином. Он имел право даже продать своих детей. Мать пользовалась меньшими правами, но в воспитании ей отводилась почетная роль. Девочки и девушки были под постоянным надзором матери до самого замужества.

Мальчик да 16 лет находились под наблюдением отца и осваивали домашние и полевые работы, а так же искусство владения оружием.

Семья, на протяжении всей римской истории воспитания, всегда несла ответственность за нравственное, гражданское становление молодых римлян.

Древние системы воспитания - Справочник студента

По словам римского историка Ливия, первые учебные заведения появились в 449 г. до н.э. Уроки проходили в форуме, а проводили их частные лица. Форумами называли места общественных сборищ римлян. Профессия наставника появляется в III в. до н.э. Роль наставника выполняли рабы. Рабы — преподаватели учили мальчиков чтению, письму и счету.

Таких рабов могли иметь только состоятельные граждане. Те, кто не мог себе этого позволить, отправляли детей учиться в форум. Профессия педагога в римском обществе для свободных граждан считалась унизительной.

Методика воспитания римлян хотя и строилась на традициях семейной системы воспитания, но, тем не менее, основывалась на пользе для общества.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/drevnie_sistemy_vospitaniya/

Афинская система воспитания

С VII по IX века до н.э. в Древней Греции наибольшее влияние имели 2 города-полиса: Афины и Спарта. В каждом из них оформился собственный уклад жизни общества и своя система воспитания детей. Рассмотрим подробнее Афинскую систему воспитания. Несмотря на то, что афинская система воспитания канула в лету, у древних греков есть, чему поучиться.

Древние системы воспитания - Справочник студента

Афинское общество

В Афинах социальное устройство имело черты демократии. Однако образование могли получить лишь дети обеспеченных родителей, поскольку школы были платными и частными. Дети малообеспеченных людей обучались ремеслу у своих родителей, которым зарабатывали всю жизнь. Дети рабов вообще не имели права на образование.

Древние системы воспитания - Справочник студента

Основным принципом воспитания будущих афинских граждан являлась гармония между телесным и духовным развитием.

До 7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем их отдавали в школу грамматиста, где изучались основы грамоты, математики. Чуть позже одновременно с первой посещали школу кифариста для занятий музыкой, пением, декламацией.

С 12 лет воспитание подростков продолжалось в школе палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на низшей ступени образования, а также проводились беседы на темы политики и нравственности.

С 16 лет юноши переходили на средний уровень. В гимназиях, которые были государственными учебными заведениями, давали знания по философии, литературе, политике, продолжалось физическое развитие молодого человека.

Высшей ступенью образования и воспитания в древнегреческом обществе была эфебия, где, кроме прочего, изучалось правоведение и военное дело. По окончании полного курса такого обучения молодой человек считался полноправным гражданином.

Физическое воспитание детей и юношей

Физический труд был немыслим для богатых граждан, поэтому физическое развитие осуществлялось через гимнастические упражнения, которые на первом этапе преподавались в палестре педотрибом. К ним относились бег, борьба, прыжки, метание копья и диска.

В процессе взросления воспитанников увеличивались нагрузки и сложность упражнений. Для укрепления духа соревнования с раннего возраста мальчики играли во все известные подвижные игры. С 18 лет спортивные упражнения постепенно заменяются военными.

Последний год учебы посвящен прохождению службы на границе Афинского государства.

Женское воспитание полностью осуществлялось дома, поскольку женщины в древнегреческом обществе занимались лишь домашним хозяйством. Лишь единицы были знакомы с основами грамоты.

Древнегреческая культура во многом является базовой основой для последующей западноевропейской. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник: https://uchitel76.ru/afinskaya-sistema-vospitaniya/

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта.

Зарождение зачатков воспитания в племенах некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад.

Развитие охоты приводило к тому, что они накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них.

На первом этапе люди уже обладали зачатками речи, мышления. Была необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

На втором этапе в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

На третьем этапе появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья.

В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины.

Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

Воспитание и образование в странах Древнего Востока.

Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом город были школы, организовывавшиеся при храмах, и уже к 3 тысячелетию до н. э. число школ было значительным.

школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой.

В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении.

В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты.

Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель иконтролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.

Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

Воспитание и школа в античном мире.

Античная культура зародилась приблизительно в 3 тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, системаобразовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепциивоспитания и обучениямолодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

1 Архаичный. обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников.. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но было общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека

2. Период расцвета Эллады

Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка

3. Эллинистическийпериод в развитии античного воспитания и образования продолжался характеризовался распространением греческой культуры на обширные территории. В этот период корректируется идеал воспитания: на смену героической личности приходит просвещенный, образованный, независимый в суждениях человек, носитель богатейшей эллинистической культуры

Воспитание и школа в эпоху Средневековья.

в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока.

В христианском учении был сформулирован идеал человека, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.

В системе образования влияние церкви было ограниченным, и монастырские школы не получили такого распространения, как на Западе. До 7 лет дети воспитывались в семье, в зажиточных семьях для мальчиков предполагались военная и физическая подготовка, обучение грамоте.

Начальное образование осуществлялось в частных школах, дававших навыки чтения, письма и счета. В элементарной школе дети обучались обычно 2–3 года. Средние грамматические школы были частными, государственными и церковными.

Программа средней школы – всестороннее воспитание и включала литературу, древние языки, философию. Начальные и средние школы были небольшими, рассчитанными на 20–40 учеников с одним учителем, в процессе преподавания педагогу помогали наиболее способные старшие ученики.

Школьное образование было предназначено для мужчин, женщины получали воспитание, сравнимое по уровню с общественным, в семье.

Педагогика сотрудничества.

Педаго́гика сотру́дничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я» Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

  • Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:
  • обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности
  • Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта.

Зарождение зачатков воспитания в племенах некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад.

Развитие охоты приводило к тому, что они накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них.

На первом этапе люди уже обладали зачатками речи, мышления. Была необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

На втором этапе в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

Читайте также:  Равноускоренное движение - справочник студента

На третьем этапе появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья.

В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины.

Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b48710.html

История возникновения и развития педагогики

Педагогика считается наукой о воспитании, принципы которой основываются на передаче опытом и его усвоении подрастающими поколениями. Формирование науки началось ещё давно. На возникновение педагогики значительно повлияло развитие человечества, которое происходило поэтапно.

Педагогика в Древнем мире

Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:

  • Готовка еды.
  • Охота.
  • Собирательство.
  • Работы с земельными участками.

Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.

Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.

Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много.

В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера.

Часто использовались телесные наказания.

Далее становление и развитие педагогики проходило в Древней Греции и Риме, в эпоху античности. Впервые используется термин «педагог», который имел греческое происхождение. Он обозначал рабов, которые отводили детей своих хозяев в школы.

Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:

  • Хорошее образование.
  • Любовь и уважение к детям.

Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.

В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.

Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени

В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.

В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:

  • Верховая езда.
  • Плаванье.
  • Использование копья.
  • Фехтование.
  • Охота.
  • Шахматы.
  • Игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.

С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.

В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.

Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.

С приходом христианства появляются приходские и церковные школы, в которых учили читать, писать и считать. Большую роль при том играла вера. В то время появляются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».

Как отдельная наука, педагогика Нового времени начала существовать с 17 столетия. На это повлиял трактат Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», где он попробовал разделить все науки по видам. Большой вклад в развитие зарубежной педагогики внесли:

  • Коменский Я. А. – обосновал принципы дидактики и внёс идею о классно-урочной системе обучения.
  • Локк Дж. – большую роль в обучении придавал психологии.
  • Руссо Ж.-Ж. – ввёл основы «свободного воспитания».
  • Песталоции И. – довёл теорию элементарного обучения всестороннего развития ребёнка.
  • Гербарт И. – ввёл понятие «воспитывающее обучение».

В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц.

Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений.

Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.

Ушинского К. Д. считают основоположником отечественной педагогической системы. Он написал первую большую работу в сфере педагогической антропологии под названием «Человек как предмет воспитания». Также довольно известными стали работы Толстого, Лесгафта, Пирогова.

Педагогика в XX столетии

Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.

Главной задачей педагогики стала создание нового идеального образа человека и методов его формирования. Дьюди развивал теорию и значении детского опыта под присмотром педагога.

Ввёл систему индивидуального образования «Виннетка – план» и индивидуализированного обучения под названием «Дальтон – план».

Он означал правильное распределение нагрузки, которое предусматриваем совместное планирование учениками и учителями.

В Германии в 1919 году для детей работников фабрики «Вальдорф-Астория» открылась отдельная школа. Также известна под названием «Вальдорфская школа». Разработчиком стал Рудольф Штейнер. Он считал, что развивать личность ребёнка необходимо через искусство.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.

Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:

  • Сухомлинский В. А. – выступал за идею гуманного обучения.
  • Блонский П. П. – поддерживал трудовую народную школу.
  • Каптерев П. Ф. – написал учение про педагогическую организацию.
  • Вахтерев В. П. – предоставил концепцию «эволюционной педагогики».

Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне.

При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями.

Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.

Вывод

Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.

Определение 1

На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации. 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/istorija-vozniknovenija-i-razvitija-pedagogiki/

Теория и методика воспитания: конспект лекций

  • В ходе выполнения методической функции: а) консультирует классных руководителей, воспитателей группы продленного дня, педагогов дополнительного образования по методике проведения внеурочных мероприятий; б) составляет и подбирает методические разработки классных часов, сценариев праздников и других школьных мероприятий; в) участвует в разработке и утверждении критериев оценки деятельности классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
  • В ходе выполнения интеграционной функции: а) поддерживает связь и привлекает к совместной деятельности со школой различные учреждения и организации; б) поддерживает постоянную связь с муниципальными властями по организации воспитывающей деятельности с учащимися; в) привлекает родительский актив и общественные организации.
  • Заместитель директора по воспитательной работе имеет право: 1) создавать воспитательную систему школы на основе теоретической концепции, разработанной педагогическим коллективом; 2) участвовать в управлении школой, рекомендовать назначение творческих и опытных педагогов на должность классных руководителей, воспитателей, руководителей детских объединений; 3) координировать воспитательную работу классных руководителей, воспитателей, вожатых, педагогов-организаторов; 4) выбирать и свободно использовать в работе вариативные педагогические технологии (определять задачи, содержание, средства, формы и методы воспитания); 5) принимать участие в аттестации учителей-воспитателей; 6) требовать создания благоприятных условий для профессиональной деятельности (возможность постоянного повышения квалификации, методический день, собственный кабинет, самостоятельное планирование рабочего времени в школе и вне ее); 7) ожидать объективной оценки своей работы на основе следующих критериев: соответствие профессиональных качеств квалификационным требованиям; ответственность за качественное выполнение задач и обязанностей; творческий подход и мастерство в организации деятельности.
  • Заместитель директора по воспитательной работе обязан: 1) защищать здоровье, интересы и права детей; 2) знать нормативные документы вышестоящих органов управления образованием; 3) знать основы управления, экономики и социологии, педагогику, педагогическую технологию, психологию, гигиену и физиологию детей, теорию и методику воспитания, правила и нормы охраны труда, технику безопасности; 4) оказывать методическую помощь педагогам-воспитателям, родителям, ученическому активу в организации воспитательной работы; 5) вовлекать родителей и общественность в ее проведение; 6) поддерживать связи школы с внешкольными учреждениями, предприятиями, организациями и творческими коллективами для осуществления совместной деятельности по воспитанию учащихся; 7) способствовать созданию благоприятного морально-психологического климата в школе, отношений сотрудничества и доброжелательности в педагогическом и ученическом коллективах; 8) регулировать работу кружков, клубов и других детских объединений, координировать их деятельность; 9) направлять создание и функционирование творческой лаборатории по воспитательной работе (методического комплекса материалов по организации деятельности).

3.4. Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе

За долгую историю существования педагогики как науки и практики возникало множество воспитательных систем, основанных на различных философских, социологических и психолого-педагогических концепциях. Охарактеризуем часть из них.

Самые древние системы воспитания, описанные в ряде источников и дошедшие до наших дней в виде отдельных идей и направлений, были созданы в греческих городах-государствах Спарте и Афинах и отражали специфику их экономического и политического устройства.

Спартанская система воспитания по преимуществу преследовала цель подготовить воина, крепкого телом и духом. Воспитание такого воина брало на себя государство и осуществляло в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки чтения и письма и приобщались к физическому закаливанию (ходили босиком, спали на тонкой соломенной подстилке, проходили жестокие физические испытания), приучались к аскетизму, немногословию, суровому контролю и дисциплине.

На втором этапе (15–20 лет) молодые люди помимо грамоты осваивали пение и музыку, приучались переносить голод и физическую боль, самостоятельно добывать пищу; принимали участие в расправах над рабами и физических наказаниях провинившихся товарищей, приобретали навыки самоконтроля и самодисциплины.

На третьем этапе (20–30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена воинской общины, которому надлежало в совершенстве владеть копьем, мечом, дротиком и другими видами оружия, быть безоговорочно преданным интересам государства и в любую минуту готовым к исполнению воинского долга и самопожертвованию.

Традиции спартанского воспитания стали предметом подражания в последующие эпохи, особенно в системах закрытых военных учебных заведений.

Афинская система воспитания ставила своей целью воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, показателями чего служили победы в соревнованиях по гимнастике, танцах, музыке, в словесных спорах. Система воспитания также реализовывалась поэтапно.

На первом этапе (7-16 лет) дети посещали одновременно мусическую (музыкальную) и гимнастическую школы (палестры), в которых получали литературное, музыкальное и военно-спортивное воспитание. На втором этапе (16–18 лет) юноши совершенствовали свое образование и воспитание в гимнасиях, где приобретали опыт красноречия и ведения споров.

На заключительном этапе (18–20 лет) лучшие юноши совершенствовали военное мастерство в эфебиях.

Афинская система воспитания была ориентирована на овладение «совокупностью добродетелей», которые в дальнейшем получили известность как «семь свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа вошла в историю как символ греческой образованности.

В Европе VI–XV вв.

большое влияние на формирование воспитательных систем имели религиозные традиции (православная, мусульманская, буддийская, иудейская), согласно которым задачей воспитания было достижение человеком гармонии между земным и небесным существованием. Содержательную основу такого воспитания составляли религиозно установленные нравственные нормы, отражающие вечные представления человечества о добре и зле.

Параллельно с этим в эпоху Средневековья существовала система рыцарского воспитания, которая включала в себя жертвенность, религиозное послушание в сочетании с личной свободой, служение Прекрасной Даме, соблюдение кодекса чести. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.

Система рыцарского воспитания состояла из четырех этапов. До 7 лет мальчик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет он служил пажом у супруги феодала и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни.

С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем при рыцарях, осваивая «начала любви, войны и религии».

В 21 год его посвящали в рыцари, основанием для чего служили испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость, продемонстрированные на турнирах, поединках и пирах.

Одной из первых авторских воспитательных систем стала система воспитания джентльмена, предложенная английским философом и педагогом Джоном Локком (1632–1704) и легшая в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII–XX вв.

В трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693) он обосновал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания, поскольку «душа человека – чистая доска без всяких знаков и идей, которую надлежит заполнить воспитанием».

Идеалом воспитания, согласно Локку, является высокообразованный и деловой человек.

Главными составляющими в его воспитании выступают: 1) физическое воспитание, выработка характера, развитие воли; 2) нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; 3) трудовое воспитание, основанное на знаниях по экономике и сельскому хозяйству, владениях ремеслами; 4) развитие любознательности и интереса к учению, которое должно иметь теоретическую направленность и практический характер.

13

Источник: http://litrus.net/book/read/59575?p=13

Ссылка на основную публикацию