Диагностика готовности первокурсников к продолжению обучения в вузе/ссузе предполагает изучение психологических особенностей студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Определение готовности первокурсников включает в себя:
- диагностику мотивационного компонента по методике С.А. Пакулиной, С.М. Кетько1, адаптированной и модифицированной для студентов всех профилей подготовки
- диагностику когнитивного компонента с помощью теста интеллекта Р. Амтхауэра2 (вербальный, математический и пространственный интеллект)
- диагностику личностного компонента с использованием пятифакторного личностного опросника3 (оценка степени выраженности личностных качеств по пяти факторам: интроверсия — экстраверсия; эмоциональная устойчивость — нейротизм; закрытость новому опыту — открытость; несобранность — сознательность; враждебность — доброжелательность)
С целью оптимизации процедуры тестирования образовательная организация может самостоятельно выбрать методики диагностики определенных компонентов готовности.
Формы представления результатов:
- диаграмма уровня развития мотивации к обучению
- индивидуальный профиль интеллекта первокурсника
- диаграмма выраженности свойств личности и черт характера
Результаты диагностики готовности студентов первого курса предназначены:
- психологам психологических служб образовательных организаций
- кураторам академических групп
- специалистам отделов по воспитательной работе в вузе/ ссузе
- заведующим кафедрами и деканам
По итогам диагностики в целях успешного обучения для студентов первого курса могут быть организованы:
- социально-психологические тренинги
- индивидуальные психологические консультации
- дополнительные учебные занятия
________________________________
1 Кетько С. М., Пакулина С. А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. — 2010. — № 1 . — Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n1/26655.shtml, свободный.
2 Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков : Изд-во Псков. обл. ин-та усоверш. учителей, 1994. — С. 153—179 (тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра — ТСИ, форма А).Тест умственных способностей (ТУС) / И. Г. Сенин, О. В. Сорокина, В. И.
Чирков (авторы адаптации). — Ярославль : Психодиагностика, 1996. — 18 с.Туник Е. Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. — СПб. : Речь, 2009. — 96 с. Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST) : метод. руководство. — СПб. : ИМАТОН, 2002.
— 80 с.
3 Г рецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. — СПб. : Питер, 2012. — 201 с. Грецов А. Г., Попова Е. Г. Выбери профессию сам. Практикум : информационно-методические материалы для подростков. — СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2005. — 36 с. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт : психологический практикум. — СПб. : Речь, 2002. — 480 с.
Источник: https://diag.i-exam.ru/node/303
Индивидуальная диагностика
ЦНД Кантемировскаяул. Бехтерева, д. 19 тел.: +7 (499) 110-36-84
ЦНД ЗеленоградЗеленоград, корпус 1128 тел.: +7 (499) 110-36-84
ЦНД Пилота Нестероваул. Пилота Нестерова, д. 9А тел.: +7 (499) 110-36-84
ЦНД Шаболовская2-й Верхний Михайловский проезд., д. 9А тел.: +7 (499) 110-36-84
Пишите нам cnd@edu.mos.ru
- Через личный кабинетРезультаты в электронном виде будут получены в личном кабинете на сайте mcko.ru
- Вам будет выслано письмо с уведомлением о получении результатов на почту указанную при регистрации.
Ввод ПИН-кодаНа билете, полученном при регистрации в терминале ЦНД, указан уникальный ПИН-код для получения результатов. Указав его и код регистрации, вы можете сразу проверить состояние результатов на специальной странице.
Проверить результаты >
Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание, что в целях недопущения распространения вирусных инфекций в учреждениях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, все очные диагностики, проводимые в зданиях Центра независимой диагностики, отменяются с 17 марта 2020 года. Подробнее.
Для записи на мероприятия Центра независимой диагностики необходимо зарегистрироваться. Далее выбрать и подтвердить тип и дату проведения требуемой диагностики. Информация о способах оплаты доступна в личном кабинете.
Для сотрудников подведомственных учреждений ДОНМ г. Москвы ознакомительные тренинги в формате ЕГЭ, с предметным и метапредметным содержанием проводятся на безвозмездной основе по групповым заявкам от Школ.
- Внимание: Выбирайте класс, за который вы хотите пройти диагностику (может отличаться от класса, в котором учится участник).
- Телефон для справок: +7 (499) 110-36-84.
- При прохождении диагностики/тренинга участнику необходимо иметь при себе документ, идентифицирующий личность — паспорт РФ, заграничный паспорт, карта москвича, водительское удостоверение, справка из школы с фотографией учащегося и печатью ОО
ВНИМАНИЕ! Оплата через платежный терминал в зданиях Центра независимой диагностики не производится.
Диагностика в формате ЕГЭ/ОГЭ
Задания, используемые для проведения диагностик, разработаны Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) в полном соответствии со спецификациями контрольных измерительных материалов Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) и Основного Государственного Экзамена (ОГЭ). Работы выполняются на оригинальных бланках Федерального центра тестирования — организатора государственной итоговой аттестации.
Предметная диагностика
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является оценка качества знаний, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно построение эффективной образовательной траектории.
Материалы, используемые для проведения диагностик, разработаны в строгом соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (1-7 кл.
) и федерального компонента государственного образовательного стандарта (8-11 кл).
- Подробнее о записи на диагностику для поступающих в 1547, 1581, 1511 и 1523
- Подробнее о стоимости диагностик
- Подробная информация о прохождении онлайн-диагностики
Источник: https://mcko.ru/diagnostic_requests/new
Аналитическая справка «Диагностика профессионального самоопределения. Образец»
- Уровень профессионального самоопределения
- 2017-2018 учебный год
- Цель: выявление профессиональных интересов учащихся, оказание помощи в выборе профессии.
- В мониторинге принимали участие учащиеся 9-б класса.
- Диагностика проводилась в марте 2018 года.
- 1. «Профессиональное самоопределение школьников»
В марте 2018 года проводилось анкетирование обучающихся 9-б класса с целью выявления профессиональных предпочтений, предпочитаемой области знаний, предполагаемого профиля обучения. Учащиеся отвечали на вопросыМетодики “Профиль” (”Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.
В.Резапкиной):
Результаты Методики “Профиль”
№ | Наименование параметра | Количество человек | Процентное соотношение испытуемых | ||
Показавших ярко выраженную склонность | Показавших склонность | ||||
Всего учащихся 25 человек | |||||
1. | Количество учащихся, проходивших диагностику | 20 | 100% | ||
2 | Количество учащихся, со слабо выраженным профессиональными интересами | 2 | 10% | ||
3. | Количество учащихся, со склонностями к физике и математике | — | 1 | — | 5% |
4. | Количество учащихся, со склонностями к химии и биологи | 1 | 2 | 5% | 10% |
5. | Количество учащихся, со склонностями к радиотехнике и электронике | 2 | 1 | 10% | 5% |
6. | Количество учащихся, со склонностями к механике и конструированию | — | 2 | — | 10% |
7. | Количество учащихся, со склонностями к географии и геологии | 1 | 2 | 5% | 10% |
9. | Количество учащихся, со склонностями к литературе и искусству | 3 | 6 | 15% | 30% |
10. | Количество учащихся, со склонностями к истории и политике | 1 | 4 | 5% | 20% |
11. | Количество учащихся, со склонностями к педагогике и медицине | 1 | 4 | 5% | 20% |
12. | Количество учащихся, со склонностями к предпринимательству и домоводству | 3 | 6 | 15% | 30% |
13. | Количество учащихся, со склонностями к спорту и военному делу | 3 | 4 | 15% | 20% |
Вывод: | статистический анализ позволяет определить, что девятиклассников не привлекают следующие дисциплины и направления: физика, математика, радиотехника и электроника. На первые места они ставят: литературу и искусство (30%), предпринимательство и домоводство (30%). Так же 10% учащихся не имеют выраженных профессиональных интересов, что свидетельствует о их неготовности к профессиональному самоопределению. |
2. Результаты опросника типа мышления
Цель: определение типа мышления и творческих способностей учащихся, отображающих индивидуальные способы переработки информации, являющихся важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Прогнозирование успешности в конкретных видах профессиональной деятельности.
В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное; пятая колонка – креативность).
№ | Наименование параметра | Количество человек | Процентное соотношение испытуемых | ||||
Показавших низкий уровень развития данного типа мышления | Показавших средний уровень развития данного типа мышления | Показавших высокий уровень развития данного типа мышления | |||||
Всего учащихся 25 человек | |||||||
1. | Количество учащихся, проходивших диагностику | 20 | 100% | ||||
2. | Количество учащихся, с предметно-действенным типом мышления | 3 | 12 | 5 | 15% | 60% | 25% |
3. | Количество учащихся, с абстрактно-символическим типом мышления | 13 | 5 | 2 | 65% | 25% | 10% |
4. | Количество учащихся, со словесно-логическим типом мышления | 8 | 7 | 5 | 40% | 35% | 25% |
6. | Количество учащихся, с наглядно-образным типом мышления | — | 14 | 6 | — | 70% | 30% |
7. | Количество учащихся, с креативностью | 3 | 6 | 11 | 15% | 30% | 55% |
Вывод: | Анализ типа мышления и творческих способностей учащихся показал, что максимальной выраженностью и высоким уровнем развития обладает креативность – 55%. На среднем уровне развития баллы распределились следующим образом: наглядно-образному типу мышления соответствуют 70% учащихся класса. Предметно-действенному типу мышления соответствуют 60% учащихся класса. 35% со словесно-логическим типом мышления. Креативных детей 30%. С абстрактно-символическим типом мышления 25%. Следовательно, по классу доминирует наглядно-образный тип мышления 70% и 30%; предметно-действенный 60% и 25%, а так же креативность 30% и 55%. Исходя из вышесказанного стоит отметить, что подавляющее большинство учащихся усваивают информацию через движения; обладают художественным складом ума (могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет) и способностью мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. |
3. Результаты ДДО (Дифференциально-диагностический опросник)
Цель: определение степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».
При проведении диагностики использовалась методика ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) автора Е.А. Климова.
В диагностике приняли участие обучающиеся 8 – б класса: 20 человек.
Диагностика проводилась в марте 2018 года.
Анализ дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова
№ | Наименование параметра | Количество человек | Процентное соотношение испытуемых | ||
Показавших ярко выраженную склонность | Показавших склонность | ||||
Всего учащихся 25 человек | |||||
1. | Количество учащихся, проходивших диагностику | 20 | 100% | ||
2 | Количество учащихся, со слабо выраженным профессиональными интересами | 2 | 10% | ||
3. | Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–природа» | 1 | 4 | 5% | 20% |
4. | Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–техника» | 1 | 2 | 5% | 10% |
5. | Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–человек» | 4 | 6 | 20% | 30% |
6. | Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–знак» | 3 | 6 | 15% | 30% |
7. | Количество учащихся, со Количество учащихся, со склонностями к профессиям типа «человек–художественный образ» | 3 | 2 | 15% | 10% |
Вывод: | Анализ определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности учащихся 9 – б класса показал, что 30% предпочитают профессиональную область человек-человек, 30% – человек-знак, 20%- человек-природа, 10% – человек – техника, 10% – человек – художественный образ. Так же 20% проявили ярко выраженную склонность к профессиям типа человек-человек, по 15% человек-знак и человек- художественный образ и по 5% человек-природа, человек-техника. Данные результаты говорят о том, что подавляющее большинство учеников отдают предпочтение профессиям типа челевек – человек, а так же человек — знак, следовательно, выбор профиля обучения предпочтителен именно в этих направлениях. |
- Рекомендации психолога, проводившего диагностику учащихся:
- Классному руководителю связаться с представителем администрации учебного заведения, занимающегося профориентационной работой с выпускниками 9-б класса, с целью планирования совместной работы.
- Оказывать психологическую помощь, связанную с профессиональным становлением учеников.
- Помогать ориентироваться при выборе профиля обучения, при подготовке к выбору профессий.
- Создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу.
- Организовывать экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, а так же встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности.
- Стимулировать самостоятельную деятельность старшеклассников по профессиональному самоопределению.
- Психолог (практикант): _______________/__________________________ Дата___________
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/analiticheskaya_spravka_diagnostika_professionalno_191045.html
Диагностика обучения. Формы, методы и средства контроля и оценки качества обучения. Проверка и оценка учебных достижений школьника
1.Диагностика качества обучения
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика — это точное определение результатов дидактического процесса.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.
Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.
Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний.
Учитель получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого.
Контроль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях.
Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.
2.Виды, формы и методы контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.
Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.
Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.
Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.
Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.
Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.
Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
При контроле используются различные методы. Методы контроля ~ это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.
Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.
С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.
Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.
Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.
- К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:
- • индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);
- всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);
- объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);
- дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);
• единство требований со стороны обучающих.
В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.
Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.
Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свойства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий.
Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий:
закрытая форма тестовых заданий. Характерным для нее является то, что к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный.
При использовании закрытых тестовых заданий существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения.
Кроме того, такая форма тестовых заданий нс стимулирует самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов;
• открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат);
- задания «на соответствие», суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого;
- задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.
Существуют и другие формы тестовых заданий.
Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает определенными преимуществами перед традиционными методами контроля:
- более высокая объективность контроля. Как известно, на оценку обучаемого, помимо уровня его учебных достижений, могут влиять взаимоотношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм последнего и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факторов исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная;
- более высокая дифференцированность оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений;
- более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты.
При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и негативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в се оценке. Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Количественным выражением оценки является отметка.
Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка»
Источник: https://cyberpedia.su/13x8c09.html
Педагогическая диагностика в образовательном процессе
Баринова Ангелина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ СШ № 6, г. Павлово, Нижегородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Баринова А.Н. Педагогическая диагностика в образовательном процессе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 22.03.2020).
Заказ № 318783
ПРИЛОЖЕНИЕ: Примеры диагностических заданий
Оценка результатов образования является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. С введением Стандартов второго поколения в начальное общее образования происходит изменение подходов к анализу и оценке результативности образовательного процесса.
Ориентиром для начальной школы становится формирование ключевых компетентностей младшего школьника.
Ключевые компетенции рассматриваются как личностные новообразования, включающие в себя не только предметные знания и умения, но и способности к их практическому использованию в реальных жизненных ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные умения.
В этих условиях оценка результатов обучения детей смещается с количественной фиксации степени усвоения предметных знаний в область динамики личностного развития ребенка и его ключевых компетентностей.
В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Оценка достижения требований к освоению программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. Это означает, что для ребенка задана идеальная модель его достижений.
Отслеживание продвижения каждого ребенка по пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в компетентностном подходе к образованию.
Принцип оценивания становится накопительным, в оценке фиксируется индивидуальный прогресс каждого ученика.
Для оценки достижения требований к результатам образования необходимо использовать уровневый подход к представлению результатов. Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Важной задачей для учителя становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений учащихся.
- В ФГОС второго поколения предложена следующая уровневая оценка результатов: ниже базового, базовый, повышенный, высокий.
- В современной парадигме развивающего образования реализуется диагностический подход к оценке достижений учеников.
- Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
- определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
- определить уровень овладения учебной деятельностью;
- оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Педагогическая диагностика позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков (Приложение 1).
Три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков ставят задачу:
- проверки воспроизведения знаний,
- применения знаний в знакомой ситуации,
- применения знаний в незнакомой ситуации.
- Пример диагностических заданий, выявляющих продуктивный уровень усвоения предметных знаний, умений и навыков (Приложение 2).
- Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины.
- На выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений направлено выполнение таких заданий:
- Примеры из педагогической диагностики (Приложение 3).
- Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью.
- Диагностические работы позволяют определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы.
- Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки (Приложение 4).
- Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся
- Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или о гибкости мышления учащихся.
- Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в языковом развитии.
- Примеры из педагогической диагностики по русскому языку 2-3 класс (Приложение 5).
- Педагогическая диагностика строится по следующим этапам:
- Стартовый этап диагностики
- Цель:
- В 1 классе – определить учебные возможности ребенка, возможности в усвоении программных требований, готовность его к обучению в школе.
Организуется с использованием методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе».
- Во 2-4 классах–- сопоставить результаты конца прошлого года обучения с теми, которые получены в начале следующего учебного года, отражаемые педагогом в сводных технологических картах и выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению.
- 2 этап – (конец каждой четверти)
- Промежуточная диагностика
Цель: выявить динамику уровня овладения отдельными компонентами учебной деятельности по конкретной теме изучаемого курса, за отдельный промежуток времени, оказание ему целенаправленной помощи. И наметить пути повышения успешности обучения отдельных учащихся.
- Форма проведения: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, тесты результаты которых фиксируются в технологических картах.
- 3 этап – (конец апреля – май)
- Итоговая диагностика
- Цель: выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на конец учебного года (с учетом специфики предмета), получить объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в каждом классе; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.
- Формы проведения: контрольные работы, тесты.
- Результаты фиксируются в «Карте индивидуальных достижений»
- Итак, педагогическая диагностика позволяет определить:
- какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы;
- уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового);
- причины устойчивых ошибок и характер возникающих затруднений;
- происходят ли изменения в математическом и языковом развитии;
- способствует ли обучение продвижению в общем развитии обучающихся.
Литература:
- Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт. М.: ПО России, 2012.
- Лизинский В.М. Приемы и формы учебной деятельности. М., 2002.
- Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М., 2002.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
- Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/1732-pedagogicheskaya-diagnostika-v-obrazovatelnom-protsesse/