Замечание 1
На первом этапе анализа конфликта осуществляется его развитие во времени, от завязки до начала наблюдения за ним. На данном этапе важно изучить такие аспекты:
- предмет конфликта, его объект;
- состав участников;
- исторические корни;
- непосредственный повод;
- уровень напряженности между сторонами в начале конфликта.
-
Анализ предмета конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора.
Это могут быть проблемы власти, обладания определенными ценностями, проблемы несовместимости или первенства. Выбор пути разрешения конфликта должен начинаться с выявления его предмета, но часто это нелегко сделать.
В запутанных и сложных конфликтах предмет конфликта четких границ может не иметь, быть перетекающим.
-
Анализ объект конфликта. Еще один обязательный элемент конфликта — его объект, который в каждом случае выделить не всегда удается сразу. Легче установить предмет конфликта или базовое противоречие.
Объектами конфликта могут быть материальные (ресурсы), социальные (власть) или духовные (идеи, нормы, принципы) ценности, к пользованию или обладанию которой оба оппонента стремятся. Чтобы быть объектом конфликта, данная ценность должна находиться на пересечении интересов разных социальных субъектов, которые стремятся ее контролировать.
Есть мнение, что конфликт явного объекта может и не иметь. Вместе с «объектными» выделяются «безобъектные» конфликты, которые не основываются на взаимных стремлениях к контролю над чем-либо.
-
Участники конфликта, их анализ. Следует выделить среди участников конфликта непосредственных участников, их союзников и косвенно заинтересованных в поддержке конфликтующих сторон; установить степень вовлеченности в конфликт участников его.
-
Исторические корни конфликта и их анализ. К историческим корням конфликта относят территориальный спор, религиозное противоборство, национальное противоречие, экономическое разногласие и пр.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Непосредственным поводом конфликта является описание каких – либо, которые привели к конфликту. Среди них могут быть: принятие административных актов, ущемляющих права какой — либо группы; спланированная провокация; установление таможенных ограничений и т.п.
Степень напряженности в отношениях сторон в начальной точке. Ее можно представить как степень удовлетворения разных социальных групп правительственной политикой, степени организованности социальных групп, возможность оказывать давление на политику власти. Так, социальная напряженность является индикатором конфликта, психологического состояния социальных групп, групповых эмоций.
На втором этапе анализа проводится изучение хода конфликта, событий, несущих принципиально новые качества в развитие конфликта (митинг, забастовка, решение неформальных органов и т.д.).
Такие события его продвигают на новую ступень: или накапливают какое-либо качество для скачка, или задерживают искусственно его продвижение. Значительную трудность анализа хода конфликта имеет определение перехода его в кризиса.
Под кризисом понимается ситуация внезапного обострения, которая требует оперативных решений.
Третий этап анализа конфликта предполагает разбивка хода его течения на какие – либо временные интервалы. Каждый конфликт диктует установление временного горизонта интервала внутри данного горизонта. Все рассматриваемые события должны быть привязаны к сетке интервалов и уровням эскалации.
На четвертом этапе анализа осуществление прогнозирование конфликта. Под прогнозом понимается вероятностное, научно обоснованное суждение в части ненаблюдаемого состояния объекта в какой — либо момент времени.
Замечание 2
Прогнозирование предполагает разработку на базе прогностических методик, системного подхода, историко-логического анализа, дедуктивных выводов и пр.
В задачи прогноза, прежде всего, входят получение ответа на вопросы: что произойдет, если определенные события будут иметь место.
На пятом этапе анализа производится разрешение конфликта.
Он предполагает процесс решения проблемы, а целью его является разрешение конфликта в самой его сути, поиск его действительных причин.
Это — процесс распознавания ценностей и потребностей, о которых договориться не удается, среди них: страх за свою безопасность, гнев из-за отсутствия определенного общественного признания и т.д.
Такие опасения, но не только материальные интересы (к примеру, более высокая зарплата), лежат обычно в основе трудноразрешимых конфликтов.
Прогнозирование поведения людей в конфликтных ситуациях
Прогнозирование последствий своих поступков – это неотъемлемая характеристика человека, который способен как контролировать собственные личностные проявления, так и управлять динамикой событий своей жизни.
Прогнозирование возможностей возникновения и развития социального конфликта человеку дает:
- представление о личностных и социальных последствиях конфликта, в том числе о ресурсных затратах на участие в нем и разрешение его,
- позволяет предупредить или обойти развитие нежелательных конфликтов,
- регулировать процесс протекания конфликта, минимизируя потери и применяя конструктивный потенциал.
Замечание 3
Несомненно, точнее прогнозировать возникновение и развитие социальных противоречий, а значит и конфликтов, могут профессионалы: социологи и конфликтологи.
Лишь на базе всестороннего научного исследования симптомов появляющихся противоречий и диагностики можно возможный конфликт смоделировать и разработать программу действий по сведению его негативных последствий к минимуму.
Но все люди могут развить свои способности в части прогнозирования и управления итогов социальных взаимодействий, для чего необходимо обладать совокупностью взаимосвязанных знаний, отношений и навыков.
К важнейшим навыкам, которые определяют эффективность прогнозирования, относят следующие:
- коммуникативные навыки (вербальное и невербальное общение, использование различных каналов передачи информации);
- аналитические навыки (сбор и обработка информации о различных ситуации и людях, обуславливающих ее, моделирование ситуации и людского поведения);
- навык психологической корреляции и самокорреляции (управление и контролъ эмоциональными, волевыми состояниями, оказание положительного влияния на окружающих и пр.);
- навыки выявления, разрешения и предупреждения проблемных ситуаций (чрезвычайной, конфликтной).
Прогнозирование — это особый вид деятельности, зачастую протекающий на подсознательном уровне и определяется во многом неконтролируемыми (или частично контролируемыми) формами поведения, такими, как условные привычки и рефлексы.
Процесс прогнозирования конфликта
Процесс прогнозирования включает следующую последовательность действий:
-
Выявление симптомов — каких — либо фактов и событий, которые в совокупности своей не дают основание делать выводы, но настораживают и побуждают к активности в части поиска дополнительной информации.
-
Поиск и анализ информации — сбор и обработка разных фактов, дающих базу для формулирования определенных выводов (диагностика) и принятия решение относительно предмета беспокойства.
-
Моделирование
- возможных вариантов развития событий;
- альтернатив своих действий;
- последствий развития ситуации и своих действий.
Цель прогнозирования — принятие такого решения, которое позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.
Используя индуктивный метод, т.е. выявляя и изучая многообразные конфликты в быту, сфере досуга, спорта, можно анализировать, объяснять и прогнозировать возникновение более сложных конфликтов (от простого конфликта — к более сложному, от конкретного конфликта — к обобщению).
Дедуктивный метод, наоборот, позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах. В этом и заключается роль конфликтологии.
Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/kommunikacii_resheniya_i_konflikty/analiz_diagnostika_prognozirovanie_konfliktov/
Я учусь. — прогнозирование конфликтной ситуации
Прогнозирование конфликтной ситуации.
Прогнозирование конфликтов — это обоснованное предположение о возможности их возникновения и развития. Оно основывается на исследованиях конфликтов и на практической деятельности по диагностики социальных противоречий, которые назревают.
Как показывает практика, многие внешних стимулов возникновение конфликтов можно предвидеть и устранять.
Эти стимулы связано с цикличность жизнедеятельности производственной системы, ее естественным развитием и реформированием (сокращение штатов, изменением решаемых задач и т.п.).
Анализируя стимулы, можно прогнозировать вероятность возникновения конфликта, а следовательно, разрабатывать пути предотвращения его возникновению.
Прогноз — это указание с определенной вероятностью места и времени возникновения будущего конфликта, основанный на психологическом диагнозе всех компонентов и содержания конфликта.
Для повышения точности прогнозов возникновения конфликтов и их развития, необходимо: разработать описательные модели конфликтов, который предполагает определение их сущности, классификационных признаков; описание структуры, функций, эволюции, динамики; сформировать объяснительные модели для выявления причин и движущих сил конфликта.
Прогнозирование основывается на анализе структурных компонентов конфликта, к которым относятся: проблема (наличие, сложность, возможность решения); конфликтная ситуация, т.е.
состояние возможного конфликта, отношения между сторонами, направления развития (увеличение или уменьшение количества разногласий); сигналы, частота их возникновения и вероятность стимулирования ними возникновения конфликта; инцидентах (частота, регулярность, характеристика проявления реакции участников); состав потенциальных участников, их личностные особенности, готовность к конфликтным действиям, ценностные ориентации и мотивы поведения.
Прогнозирования, как, впрочем, и профилактика и предупреждение — это те виды руководящих воздействий, которые являются целесообразными на ранних этапах возникновения социальных противоречий.
Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньше усилий необходимо приложить для ее эффективного решения.
Функция своевременного обнаружения социальных противоречий, а также обоснованного предположения их возникновения и развития на почве конфликтных ситуаций, обеспечивается прогнозированием.
В управленческой деятельности руководителя важное значение приобретает умение спрогнозировать возможное возникновение и развитие конфликта.
Это необходимо потому, что на предприятии наряду с деструктивными конфликтами, которые создают препятствия для производственной деятельности, возможны и конструктивные конфликты, развитие и своевременное решение которых повышает эффективность и слаженность работы, помогает успешно достигать намеченных целей.
В прогнозировании производственных конфликтов выделяют два блока действий: аналитический и прогностический.
К аналитическому блоку относятся следующие операции: выявление социально-психологических характеристик возможных субъектов конфликта; анализ истории и нынешнего состояния отношений между ними, выявления возможных или уже существующих компонентов противоречий между субъектами; важности этих компонентов для всех членов коллектива; определение условий, при каких дисгармония в взаимодействиях способна привести к возникновению конфликтной ситуации; уточнение социально-психологических характеристик всех сотрудников, которые могут принять участие в конфликте, и анализ их возможных отношений с вероятными участниками конфликта.
На основе проведенного анализа осуществляются операции прогностического блока.
К ним относятся: определение возможных стратегий поведения непосредственных участников конфликта; выявления возможной интенсивности конфликтного взаимодействия; уточнение стратегии поведения других сторон, которые смогут принять участие в конфликте или уклониться от него; определения возможных путей разрешения конфликта, его остроты, длительности и предполагаемых последствий.
Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев — войдите на сайт или зарегистрируйтесь.
Источник: http://yaychys.ru/41-konfliktologiya/263-prognozirovanie-konfliktnoj-situatsii
Прогнозирование и проектирование конфликтов
Прогнозирование конфликта– осознанное и обоснованное предположение о возможности возникновения и развития конфликта. Прогнозирование базируется на эмпирических исследованиях конфликтологии, тщательном анализе произошедших конфликтов и диагностике настоящей ситуации.
Методики прогнозирования конфликта– аккумулированный опыт теоретической и практической составляющей научной дисциплины конфликтологии. Только высокий уровень развития научной отрасли позволяет предвидеть конфликты и составлять их прогноз.
В прогнозировании конфликтов необходимо предвидеть не только возникновение конфликта на определенном этапе развития той или иной системы, но и определять возможные варианты развития конфликтного столкновения. Для этого необходимо иметь систематизированные данные о различных видах конфликто в.
Данные включают полное описание модели конфликтной ситуации: предметная область или сущность конфликта, структурные компоненты конфликта, функции, пространственные и временные границы, стадии развития и степень интенсивности противоречия. После составления описательных моделей теоретики и практики конфликтологии подготавливают объяснительные модели конфликтов.
Разработка подобных моделей возможна также только после глубокого аналитического и систематического анализа конфликтов. Объяснительные модели раскрывают основные причины возникновения конфликта, движущие силы его развития. Таким образом, прогностическая возможность конфликтологии формируется только после этапов описания и объяснения.
Исследование конфликта для составления достоверных прогнозов включает анализ прошлого, настоящего и будущего.
Существующие в некоторых городах Россиицентры по конфликтологии проводят систематические анализы и разрабатывают прогнозы возможных социальных столкновений.
Особенно актуальными являются политическая и экономическая сферы жизни общества, а также этнические и межнациональные вопросы, конфликты в по которым могут приводить к весьма негативным последствиям.
Прогнозирование конфликтов – это наиболее эффективный способ деятельности по предупреждению конфликтов. Прогнозирование возможных в будущем конфликтов является одним из основных направлений в управлении конфликтом, так как на более ранних этапах возникновения социальных противоречий управление наиболее эффективно и наименее затратно по ресурсам и воздействующим силам. Заблаговременное выявление противоречий в обществе, осуществленное благодаря прогнозированию, ведет к конструктивному разрешению проблемной ситуации, избегая любых негативных последствий возможного конфликта.
Прогнозирование конфликта– осознанное и обоснованное предположение о возможности возникновения и развития конфликта. Прогнозирование базируется на эмпирических исследованиях конфликтологии, тщательном анализе произошедших конфликтов и диагностике настоящей ситуации.
Методики прогнозирования конфликта – аккумулированный опыт теоретической и практической составляющей научной дисциплины конфликтологии. Только высокий уровень развития научной отрасли позволяет предвидеть конфликты и составлять их прогноз.
В прогнозировании конфликтов необходимо предвидеть не только возникновение конфликта на определенном этапе развития той или иной системы, но и определять возможные варианты развития конфликтного столкновения. Для этого необходимо иметь систематизированные данные о различных видах конфликто в.
Данные включают полное описание модели конфликтной ситуации: предметная область или сущность конфликта, структурные компоненты конфликта, функции, пространственные и временные границы, стадии развития и степень интенсивности противоречия. После составления описательных моделей теоретики и практики конфликтологии подготавливают объяснительные модели конфликтов.
Разработка подобных моделей возможна также только после глубокого аналитического и систематического анализа конфликтов. Объяснительные модели раскрывают основные причины возникновения конфликта, движущие силы его развития. Таким образом, прогностическая возможность конфликтологии формируется только после этапов описания и объяснения.
Исследование конфликта для составления достоверных прогнозов включает анализ прошлого, настоящего и будущего.. Прогнозирование конфликтов – это наиболее эффективный способ деятельности по предупреждению конфликтов.
Прогнозирование возможных в будущем конфликтов является одним из основных направлений в управлении конфликтом, так как на более ранних этапах возникновения социальных противоречий управление наиболее эффективно и наименее затратно по ресурсам и воздействующим силам. Заблаговременное выявление противоречий в обществе, осуществленное благодаря прогнозированию, ведет к конструктивному разрешению проблемной ситуации, избегая любых негативных последствий возможного конфликта.
Процесс прогнозирования состоит из следующей последовательности действий:
1. Выявление симптомов — некоторых фактов и событий, которые в своей совокупности не дают основание сделать определенные выводы, но настораживают и побуждают к активности по поиску дополнительной информации.
2. Поиск и анализ информации — сбор и обработка различных фактов, дающих основание сделать определенный вывод (диагностика) и принять решение относительно предмета беспокойства.
3. Моделирование — возможных вариантов развития событий; альтернатив своих действий; последствий развития ситуации и своих действий.
- Прогнозирование возможности возникновения и развитие социального конфликта дает человеку:
- § представление о социальных и личностных последствиях конфликта, включая ресурсные затраты на участие в нем и его разрешение,
- § позволяет обойти, предупредить возникновение нежелательных конфликтов,
- § регулировать протекание конфликта, минимизируя потери и используя конструктивный потенциал.
- К необходимым навыкам, определяющим эффективность прогнозирования, можно отнести следующие:
- § коммуникативные навыки (вербальное и невербальное общение, налаживание и использование разнообразных каналов передачи информации);
- § аналитические навыки (сбор и обработка многоплановой информации о ситуации и людях, ее обуславливающих, моделирование ситуации и поведения людей);
- § навыки психологической корреляции и самокорреляции (контролъ и управление эмоционально-волевыми состояниями, оказание позитивного воздействия на окружающих и др.);
- § навыки выявления, предупреждения и разрешения проблемных ситуаций(чрезвычайных, конфликтных).
Прогнозирование представляет собой вид деятельности, который зачастую протекает на уровне подсознания и во многом определяется неконтролируемыми формами поведения, такими, как условные рефлексы и привычки. Обычно поведение контролируется сознанием только в момент обучения. Поэтому склонность к прогнозированию и моделированию будущего обусловлена определенными привычками, например:
- § рационализировать свои поступки (думать прежде, чем действовать);
- § уменьшать разрыв между отдаленными (стратегическими) и ближайшими (тактическими) целями;
- § соизмерять желания и возможности;
- § учитывать как свои интересы и планы, так и интересы и планы других людей;
- § уважительно относиться к другим людям, как бы их внешний вид, образ жизни и привычки ни отличались от собственных.
Источник: https://megaobuchalka.ru/7/41133.html
8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТА
8.1. Прогнозирование конфликта
Прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности.
8.1.1. Прогнозирование конфликта на основе методики оценки конфликта
Методика оценки конфликта разработана на основе курса по ведению переговоров, предложенного Национальным Ассоциативным Центром, Национальном Центром сотрудничества в планировании, Американской Ассоциацией Арбитража, Фондом охраны окружающей среды по заказу Департамента Внутренних дел США (Приложение 1).
Понимание причин и характеристик конкретного конфликта особенно важно при принятии решения о вступлении в процесс урегулирования конфликта, в то же время оценка конфликта должна быть непрерывным процессом, происходить на всей протяженности процесса переговоров.
Действие или бездействие сторон меняют ход конфликта и, следовательно, могут изменить исходные данные, на которых основывалась оценка ситуации, стратегия и тактика. Периодическая оценка увеличивает вероятность успеха переговоров.
Могут измениться конкретные проблемы, участники, распределение власти, информация и другие аспекты конфликта и тогда может даже потребоваться изменение выбранной тактики разрешения конфликта.
Например, гипотетический конфликт по поводу предполагаемого размещения организованной свалки в индустриально-аграрном районе.
Городские власти, решившие создать свалку, компании, занимающиеся транспортировкой мусора, и власти района могут прийти к соглашению о строительстве свалки при условии, что на окраине города будет построен мусороперерабатывающий комбинат.
Очевидно, что жители соседних со свалкой районов проявят себя в этом конфликте и, разумеется, урегулирование будет иметь больше шансов на успех, если привлечь население к участию в конфликте и его разрешению в качестве заинтересованной стороны.
Таким образом, решение того, как в дальнейшем может пойти конфликт, является предпосылкой переговоров по существу. Посредник или другой «нейтральный» участник переговоров почти во всех случаях опрашивает столько людей, сколько необходимо для ясного представления о причинах, характеристиках и сложностях конфликта.
Чтобы решить, какой тактики придерживаться для удовлетворения собственных интересов, конфликтующим сторонам не менее важно задать себе, коллегам и по возможности противникам следующие вопросы:
Могут ли одна из сторон или стороны добиться более эффективного удовлетворения своих интересов другим путем помимо переговоров (т. е. стоит ли вести переговоры?)? С кем следует вести переговоры?
- Когда следует приступать к переговорам?
- В чем заключается реальная цель или результат переговоров?
- Как в случае достижения будет реализовано соглашение?
Во что обойдется (в смысле затрат времени, энергии, денег и т. д.) ведение переговоров?
Необходимо классифицировать эти вопросы. Этот метод используется в процессе работы и в ситуации разрешения личных и профессиональных конфликтов.
Предлагается внести необходимую конкретную информацию и фактический материал, когда этого требует ситуация.
8.1.2. Методы прогнозирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах
Чтобы трудовым конфликтам придать управляемый характер, следует обеспечить максимально эффективную диагностику и прогнозирование их развития. Для этого применяются различные методы, в числе которых особо следует выделить:
- –социометрический метод;
- –шкалу Ньюстеттера;
- –анкетный опрос;
- –интервью, в частности, у работника, уволенного по собственному желанию;
- –экспертную оценку;
- –анализ личных данных работников, которые чаще всех оказываются вовлеченными в конфликты;
- –приватные беседы с опытными работниками, знающими положение дел в коллективе.
Рассмотрим некоторые из них.
Социометрический метод
Вопрос: Предстоит реорганизация Вашей фирмы. Выберите, кого из Вашего коллектива Вы хотели бы видеть в новой организации («+»), не хотели бы («-«), не знаете или Вам безразлично («0»).
На основе полученных эмпирических данных по каждому работнику рассчитывается его социометрический статус и коэффицент эмоциональной экспансивности. Полученные коэффициенты сопоставляются с данными, полученными в социограмме.
Социограмма применяется с помощью простого вопроса, задаваемого работникам конкретного коллектива: «Кого из Ваших работников Вы бы хотели видеть в качестве руководителя будущей фирмы?» Должна быть только одна кандидатура, включая самого себя.
В случае, если опрашиваемый не видит в своём коллективе потенциального кандидата на пост руководителя вновь создаваемой фирмы, лист оставляется пустым.
- Социограмма позволяет выявить уровень сплоченности группы, коллектива, а также определить лидерство, наличие потенциальных конфликтогенов, очагов противостояния.
- Шкала Ньюстеттера
- Ньюстеттер предлагает шкалу оценки развития отношений из девяти пунктов — от сердечности до враждебности:
- Физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т. д.).
- Знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одалживать, приглашать, защищать).
- Знаки товарищеского отношения (игровая возня, шепот, смех, улыбки, совместная работа).
- Случайные разговоры (необязательные беседы, приветствия).
- Почти нейтральное, но ещё немного позитивное расположение (вопросы, согласие, одобрение, похвалы, любезность, одолжение, выполнение маленьких просьб).
- Знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, попытка быть впереди или господствовать без ссоры, мягкая критика).
- Признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями или желаниями других (спор, возражения против правил, норм первенства других).
- Признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желаний (критика, ирония, обвинения).
- Признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку, бить).
Оценка отношений от сердечности до враждебности по В. Ньютеттеру.
Анализ полученных данных представляет собой сопоставление двух шкал — социометрической и Ньюстеттера. Это позволяет перейти от количественных к качественным оценкам отношений между работниками в коллективе. Качественная сторона измерения отношений, в конечном счете, позволяет установить:
- а) наличие конфликтогенов;
- б) общий уровень напряженности в коллективе в целом;
- в) связи между конфликтующими сторонами;
- г) степень поддержки со стороны нейтральных членов коллектива;
- д) амбициозность, степень опасности, силу каждого из конфликтующих;
- е) роль руководства в управлении потенциальными и уже возникшими конфликтами;
- ж) возможные тенденции развития этих конфликтов.
- Дальнейшая задача должна быть направлена на то, чтобы на основе установленных характеристик о состоянии потенциальных и реальных конфликтогенов, выбрать наиболее эффективные способы профилактики и разрешения конфликтной ситуации в данном коллективе.
- Метод опроса (на примере оценок оплаты труда работников и распределения дохода организаций)
- В качестве метода получения эмпирической информации о связях оплаты труда и трудовых конфликтов проводится анкетный опрос. Все вопросы, входящие в анкету, делятся на 5 блоков:
- Первый блок — «Материальная заинтересованность» — включает в себя оценку систем оплаты труда, оценку реального и желаемого размера заработка и оценку возможностей работника в получении различных видов доходов.
- Второй блок — «Справедливость и удовлетворенность» — позволяет выявить оценки работниками оплаты их труда и распределения доходов организации по критериям «справедливости» и «удовлетворенности».
- Третий блок — «Отношение собственности», состоящий из проективных вопросов по оценке влияния организационно-правовых основ собственности на уровень оплаты труда работников и распределения дохода данной организации.
- Четвертый блок — «Информированность» — дает оценку информированности работников об оплате труда других работников, выполняющих различные работы в своей организации и в других организациях, а также работников иных профессий; информированность работников о распределении доходов организации.
Пятый блок — «Социальное партнерство» — позволяет получить оценку взаимоотношений между различными социальными группами внутри коллектива. Индикаторы, входящие в этот блок, в определенной степени должны прогнозировать направленность интересов работников к партнерству или конфликтность между различными социальными группами работников.
Эмпирическое исследование для прогнозирования трудовых конфликтов предполагает применения специально разработанной анкеты (Приложение 2).
Конфликтологическая диагностика
Большую роль в определении природы и причин конфликта играет гак называемая конфликтологическая диагностика. Она заключается в определении вероятности возникновения конфликтов или в выяснении основных причин конфликта, если он уже начал разворачиваться.
В зависимости от предмета исследования можно выделить следующие составляющие конфликтологической диагностики:
- степень конфликтности принимаемого решения;
- социальную напряженность в коллективе (диагностика социально-психологического климата);
- сам конфликт непосредственно.
С течением времени в каждом коллективе назревает необходимость осуществлять те или иные изменения. Внедрение какого-либо решения, особенно если речь идет об изменении целей организации, сопровождается сопротивлением персонала. Противодействие изменениям возникает из-за отсутствия у членов коллектива полной и достоверной информации по этому
вопросу. Неопределенность в деятельности, как правило, оказывает стрессогенное воздействие. Такое противоречие между необходимостью принятия нового радикального решения и сопротивлением сотрудников В. Розанова назвала «шоком будущего»16.
Н.Н. Вересов предложил специальную методику определения степени конфликтности принимаемого решения.17 Согласно ей руководитель, принимающий решение, может заранее просчитать, вызовет ли это решение недовольство подчиненных и, как следствие, конфликт.
Любое решение затрагивает интересы определенных членов коллектива. Автор выделяет четыре группы интересов, для каждого из которых опытным путем была выведена критическая масса:
- –материальные интересы — 23,5 % членов организации;
- –личные интересы — 38 % членов организации;
- –социальные интересы — 66,5 % членов организации;
- –производственные интересы — 76 % членов организации.
Если нововведение противоречит интересам меньшего количества сотрудников, чем критическая масса по каждой группе, то конфликт не произойдет. Если же хотя бы по одной из групп затронуты интересы большего количества членов организации, чем допускает критическая масса, то конфликт неизбежен.
Другой составляющей конфликтологической диагностики, как было указано выше, является выявление степени социальной напряженности в коллективе (социально-психологического климата). Основная задача при этом сводится к тому, чтобы сделать заключение о возможности конфликта в данной организации при данных условиях.
Социально-психологический климат характеризует преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой работников, проявляющийся в различных формах их деятельности.
Г.И. Козырев предлагает для этих целей метод факторного анализа, на основе которого рассчитывается коэффициент социальной напряженности18.
Автор данной методики исходит из посылки о том, что руководителю — конфликтологу заранее известны основные причины (факторы), способные вызвать конфликт, например, X1, Х2, …Хn.
Далее по каждому из факторов рассчитывается доля неудовлетворенных им членов организации: x1, х2, …хn.
- Коэффициент социальной напряженности рассчитывается по формуле:
- K =
- ×100%,
- где К < 20 % — удовлетворительное состояние отношений;
- 20 %
Источник: https://www.psy-top.ru/asadov/138-16.html
Анализ конфликтной ситуации и прогнозирование выхода из нее
- Федеральное агентство
по образованию - Государственное образовательное
учреждение - Высшего профессионального
образования - ФГОУ ВПО
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» - Факультет социологии и политологии
- Кафедра конфликтологии
- АНАЛИЗ
КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЫХОДА ИЗ НЕЁ - Курсовая
работа
студентки 2 курса Т. Г. Зарайченко
Научный руководитель:
доцент, к.п.н.
Д. В. Абросимов
- Ростов-на-Дону
- 2012
Оглавление - Введение…………………………………………………………………3
1. Конфликт как объект исследования…………………………………4
2. Теоретические основы управления конфликтами………………..23
Заключение…………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………….41
Введение
Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества.
Конфликты сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Часто люди, связанные узами совместной деловой активности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум.
В современном обществе, в условиях когда ежедневно увеличивается «скорость жизни», когда стрессы знакомы почти любому не понаслышке, когда каждый к чему-то стремится и чего-то боится, проблемы поставленные конфликтологией – предотвращение, анализ, прекращение конфликтов – стали особенно актуальны. Эти проблемы актуальны прежде всего потому, что конфликты могут присутствовать в любой сфере жизнедеятельности общества, а конфликт, пущенный на самотек, может привести к нежелательным последствия как для отдельных индивидов, так и для общества.
- Целью данной работы является определение методов и способов управления конфликтами.
- Задачи курсовой работы – рассмотреть конфликт как объект исследования, определить теоретические основы управления конфликтами и выделить основные способы управления конфликтами.
- Объектом исследования в данной курсовой работе является конфликт, а предметом – управление процессами конфликта.
- Методами исследования являются: анализ литературных источников, взаимоотношения и обобщение.
- Теоретической базой
курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области конфликтологических, психологических и социологических наук, тематические статьи. - разрешения конфликт работник
- 1. Конфликт как объект исследования
- 1.1 Понятие
и функции конфликта
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский язык означает «противостоять, противоборствовать». Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений.
В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия».
В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций [1].
Конфликт чаще всего
ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью.
В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации [1].
Тем не менее западными
социологами и философами конфликты
признаются важнейшими факторами социального
развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт «неизбежным
явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития».
Один из основателей
чикагской школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт в число
четырех основных видов социального
взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией (от лат. «видоизменять»).
С его точки зрения, соревнование, являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.
Современная точка зрения заключается в том, что в организациях с эффективным управлением некоторые
конфликты не только возможны, но и
могут быть полезны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер.
В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.
Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения.
Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно.
Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения [1].
В целом можно выделить две группы конфликтов — функциональные конфликты и дисфункциональные.
Конфликты первой группы ведут к
повышению эффективности организации, а конфликты второй группы приводят к снижению личной удовлетворенности, разрушению группового сотрудничества.
В какую группу попадает возникший в коллективе конфликт, всецело зависит от руководителя. При правильном управлении конфликт может стать конструктивным, функциональным. При неопытном или неумелом руководстве он может перерасти в дисфункциональный конфликт.
Таким образом, конфликты
могут выполнять как позитивные, так и негативные функции [2].
Основные негативные функции конфликтов:
- Конфликт часто ведет к беспорядку и нестабильности;
- Общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
- Борьба ведет к применению насильственных методов;
- Придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
- Усиление враждебности между конфликтующими сторонами;
- Усиление непродуктивной конкуренции с другими группами;
- Представление своих целей как положительных, а целей другой стороны – как отрицательных;
- Сложное восстановление контактов;
- Следствием конфликта становятся большие материальные и моральные потери;
- Возникает угроза жизни и здоровью людей.
Однако конфликты выполняют
и позитивные функции [2]:
1. Конфликт – это
способ выявления проблем. Возникновение
практически любой конфликтной
ситуации свидетельствует, что
в отношениях между людьми, группами
людей или организациями существует проблема (комплекс проблем).
Это важно потому, что во многих случаях мы не отдаем себе отчета в существовании этих проблем и, следовательно, их усугубляем. Социологи давно установили, что многие наши трудности в разрешении проблем связаны с неумением их сформулировать.
Чаще всего мы видим следствия, а не причины истинной проблемы. Конфликт же помогает выявить глубинную суть затруднений.
2. Конфликт выполняет
стимулирующую функцию. Мы живем
в мире изменений. Скорость
их постоянно увеличивается, а
вместе с ней растет и наше психологическое сопротивление изменениям. Действительно, пластичность человеческой психики, определяющая способность человека адаптироваться к происходящим изменениям, ограничена.
Поэтому индивидуумы и группы людей сопротивляются изменениям даже тогда, когда, казалось бы, они должны принести им явную пользу. Для преодоления этого сопротивления, для «запуска» изменений необходимо осуществить так называемое «размораживание» (термин «размораживание» предложил американский социальный психолог К. Левин) системы.
В рамках «размораживания» у людей формируется мотивация для изменений (дискомфорт, связанный с текущим состоянием), формируется видение перспективы и представление о том, что же должно остаться неизменным.
Необходимость этого этапа диктуется тем, что никакую систему, будь то психика человека или корпоративная культура, нельзя изменить не силовым путем, если люди в этой системе не осознали значимость или неизбежность изменений. Многие блестяще задуманные проекты изменений терпели неудачу именно потому, что при их реализации пренебрегали «размораживанием».
Конфликт же является эффективным средством «размораживания» системы, поскольку отчетливо свидетельствует о необходимости перемен. Стимулирующая функция конфликта проявляется еще и в том, что при правильном управлении им, изменения осуществляются эволюционно, т.е. удается избежать драматических и болезненных событий.
3. Конфликт помогает
познать самого себя. При общении
каждый из участников коммуникации
находится в своей эмоциональной
реальности. При этом следует учитывать, что все люди в глубине души относятся к себе положительно.
Это часто приводит к возникновению так называемых эмоциональных фильтров, которые препятствуют адекватному пониманию людьми друг друга и, следовательно, могут быть стимуляторами межличностных конфликтов.
Задавая себе вопрос о том, насколько «перекрываются» ваша эмоциональная сфера и эмоциональная сфера вашего собеседника, вы можете лучше понять самого себя, а это, в свою очередь, ведет к росту личности.
4. Конфликт – это спусковой клапан эмоций. Сдерживание эмоций — психологическое умение, необходимое каждому человеку. Однако сдерживание эмоций требует значительной нервной энергии и большого напряжения. Это напряжение может привести к глубокому стрессу.
Поэтому в некоторых случаях конфликт представляет собой способ ослабления эмоционального напряжения, играя роль своеобразного клапана для снижения уровня отрицательных эмоций.
Естественно, человек не должен постоянно пользоваться «клапаном» конфликта, однако в некоторых случаях это просто необходимо.
5. Конфликт способствует
расширению набора альтернативных
вариантов решения проблемы.
6.
В определенных ситуациях,
когда негативные взаимоотношения
между людьми контролируемые, и,
по крайней мере, одна из сторон
отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Сплочение коллектива организации происходит и при противоборстве с внешним врагом.
7. Конфликт служит
выражению неудовлетворенности
или протеста, информированию конфликтующих
сторон об их интересах и
потребностях.
1.2 Классификация
конфликтов
Конфликты – явление
не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.
По формам проявления конфликты действительно имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерно выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения в первую очередь соответствующих отраслей науки.
Основные типы и виды конфликтов приведены на рисунке 1.
Конфликты различаются
по семи наиболее существенным признакам
– источникам и непосредственным причинам возникновения, формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон, способам урегулирования, функциональной значимости. Как показано на рисунке, по источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны.
Источник: https://student.zoomru.ru/soc/analiz-konfliktnoj-situacii-i-prognozirovanie/211053.1707445.s1.html
Шпаргалка по конфликтологии
Прогнозирование конфликта – осознанное и обоснованное предположение о возможности возникновения и развития конфликта. Прогнозирование базируется на эмпирических исследованиях конфликтологии, тщательном анализе произошедших конфликтов и диагностике настоящей ситуации.
Методики прогнозирования конфликта – аккумулированный опыт теоретической и практической составляющей научной дисциплины конфликтологии. Только высокий уровень развития научной отрасли позволяет предвидеть конфликты и составлять их прогноз.
В прогнозировании конфликтов необходимо предвидеть не только возникновение конфликта на определенном этапе развития той или иной системы, но и определять возможные варианты развития конфликтного столкновения. Для этого необходимо иметь систематизированные данные о различных видах конфликто в.
Данные включают полное описание модели конфликтной ситуации: предметная область или сущность конфликта, структурные компоненты конфликта, функции, пространственные и временные границы, стадии развития и степень интенсивности противоречия.
После составления описательных моделей теоретики и практики конфликтологии подготавливают объяснительные модели конфликтов. Разработка подобных моделей возможна также только после глубокого аналитического и систематического анализа конфликтов.
Объяснительные модели раскрывают основные причины возникновения конфликта, движущие силы его развития. Таким образом, прогностическая возможность конфликтологии формируется только после этапов описания и объяснения.
Исследование конфликта для составления достоверных прогнозов включает анализ прошлого, настоящего и будущего.
Существующие в некоторых городах России центры по конфликтологии проводят систематические анализы и разрабатывают прогнозы возможных социальных столкновений.
Особенно актуальными являются политическая и экономическая сферы жизни общества, а также этнические и межнациональные вопросы, конфликты в по которым могут приводить к весьма негативным последствиям.
Прогнозирование конфликтов – это наиболее эффективный способ деятельности по предупреждению конфликтов.
Прогнозирование возможных в будущем конфликтов является одним из основных направлений в управлении конфликтом, так как на более ранних этапах возникновения социальных противоречий управление наиболее эффективно и наименее затратно по ресурсам и воздействующим силам.
Заблаговременное выявление противоречий в обществе, осуществленное благодаря прогнозированию, ведет к конструктивному разрешению проблемной ситуации, избегая любых негативных последствий возможного конфликта.
Источник: https://bookap.info/okolopsy/kuzmina_shpargalka_po_konfliktologii/gl55.shtm
Диагностика и прогнозирование конфликтов
65 конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности возникновения деструктивных конфликтных ситуаций [6].
Управление конфликтом – это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Управление конфликтами включает в себя такие этапы, как предупреждение; диагностика и прогнозирование; регулирование; разрешение конфликта.
Изначальная стадия управления конфликтами это его диагностики для определения основных составляющих конфликта, его причин.
Для проведение диагностики необходимы следующие критерии определения: выяснение источников конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов борьбы, противоречия мнений, событий, потребностей и интересов; изучения «биографии» конфликта, т.е.
его истории, фона, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии; определения участников конфликтного взаимодействия: лиц, групп, подразделений; выяснение позиций и отношений между сторонами, их взаимозависимости, ролей, ожиданий определение исходного отношение к конфликту — хотят ли и могут ли стороны сами решить конфликт, их надежды, ожидания, установки, условия, или конфликт спровоцировано специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности [7].
Таким образом, диагностика конфликта – это система мероприятий по определению: исходных причин возникновения конфликтов, содержательных свойств каждой из конфликтующих сторон, обстоятельств его динамики (продолжения, ограничения, расширения). диагностики конфликта в зависимости от вида конфликта представлено в таблице 3.
Таблица 3 — диагностики конфликтов Разновидность конфликта диагностики
Межличностный индивидуально-психологические особенности каждого из участников; анализ структуры служебно-деловых взаимоотношений
(формализованных и неформальных); анализ системы корпоративной культуры; анализ анкетно -биографических данных каждого из участников Внутригрупповой Социально -психологические особенности каждого из участников
(престижные и ценностные ориентации, карьерные устремления, согласованность элементов управления — права, обязанности и т.д.); групповые мотивы и ценности; показатели эффективности деятельности; структура организации труда
66 Межгрупповой согласованность элементов управления между группами (функции, права, обязанности, ответственность, власть); внутригрупповые нормы отношений; согласованность стилей управления и группами; структура каждой из групп
Отметим симптомы диагностики:
1.очевидные субъективные предпосылки конфликта (уклонение от конфликта, информационная блокада, игнорирование обращений); 2.очевидные объективные признаки конфликта (стычки, столкновения, недружественные действия).
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник: https://psihdocs.ru/uchebnoe-posobie-testovie-zadaniya.html?page=70