Я. а. коменский о классно-урочной системе — справочник студента

Классно-урочная система обучения – это организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), – классы, а ведущей формой обучения является урок. В общей схеме организации классно-урочной системы четко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно-временные (часть учебного курса – один год) ступени в обучении, на которых находятся учащиеся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально – один возле другого – располагаются классы, работающие по тем же учебным планам и программам, такие классы называют «параллельными» и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали.

Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал чешский педагог Я.-А. Коменский, который видел в ней не столько педагогически эффективную систему, сколько одно из средств демократизации школьного образования.

Иной точки зрения на историю развития классно-урочной системы придерживается известный польский дидакт В. Оконь: «В истории просвещения в наиболее ранней системе организации коллективного обучения была классно-урочная система. Правда, творцом этой системы считается Я.-А.

Коменский, хотя действительным ее инициатором был Джон Сил, в 1374 г. ректор школы в голландском местечке Цволле. В этой начальной школе он организовал обучение на родном языке, ввел деление учащихся на классы и порядок перехода их в следующий класс.

В других школах подобный порядок был введен объединением «Братьев совместной жизни», к которому принадлежал и Дж. Сил. Заслугой этого объединения является основание в Голландии шестидесяти типографий, позволявших обеспечить учебниками всех учеников. Классно-урочную систему развивал Я. Штурм в 1537—1588 гг.

, будучи ректором школы в Страсбурге, где он поделил учащихся на десять классов. Впоследствии это стало образцом для средних школ. Каждый класс работал в соответствии с подробно разработанной программой и педагогическими принципами, которые строго соблюдались учителями».

При предлагавшейся Я.-А. Коменским системе организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя дол­жны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели.

Так возникли классы с постоян­ным составом учеников, учебный год со строго определенны­ми началом и концом, продолжительностью учебного дня – от четырех уроков в школе родного языка до шести уроков в день в латинской школе. Все это поразительно напоминает общую организацию обучения в школах многих стран мира, сохранявшуюся на протяжении трех с лишним столетий.

Предпринимаемые в XX столетии попытки перестроить все школь­ное дело, организацию и методы образовательной работы пока что ощутимых преимуществ не показали.

Я.-А. Коменский прекрасно знал и обобщил все положи­тельное, что было достигнуто его предшественниками и со­временниками в области методики обучения. Его труды пес­трят именами тех мыслителей, которые высказали какую-либо интересную мысль относительно организации и методов обучения или требований к ним.

При обосновании тех или иных выдвигаемых им педаго­гических положений Я.-А. Коменский постоянно ссылался на параллели из жизни природы или хозяйственной деятельно­сти человека, однако фактически все они опирались на мно­говековой опыт обучения детей и юношества.

Я.-А. Коменский был глубоко убежден в том, что в облас­ти обучения и воспитания в целом действуют законы, об­щие для природы, а методы школьной работы должны на эти законы опираться, т.е. быть природосообразными.

Метод обучения, предлагавшийся Я.-А. Коменским, был достаточно прост и в целом характеризовался рядом призна­ков, которые сам великий педагог изложил в ряде правил и основоположений, раскрытых в многочисленных его сочине­ниях, прежде всего в «Великой дидактике». В общем же требо­вания к организации обучения, сформулированные Я.-А.

Коменским, могут быть сведены к следующему: поскольку в школе нужно учить самим вещам, а не обозначающим их сло­вам, обучение нужно начинать с наблюдения над этими ве­щами, лишь после этого можно обсуждать увиденное. Это по­ложение Я.-А.

Коменский резюмировал в своем «золотом пра­виле» в главе XX «Великой дидактики»: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия зрением, слыши­мое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.

Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувства­ми, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами…». Я.-А. Коменский постоянно говорил о необходимости озна­комления детей с реальными вещами, но он прекрасно по­нимал, что это возможно далеко не всегда.

Поэтому он реко­мендовал использовать в процессе обучения различные вспо­могательные средства – картины, макеты, модели и т.п. Можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря Я.-А. Коменскому принцип наглядности в теории и практике обуче­ния занял прочное место и входит в число ведущих дидакти­ческих принципов до настоящего времени.

Придавая особое значение непосредственному ознакомле­нию детей с изучаемыми вещами и явлениями, Я.-А. Коменс­кий уделял особое внимание раскрытию причинных взаимо­связей между явлениями внешнего мира, приучению учащихся к их обнаружению и анализу.

Метод обучения, пропагандировавшийся Я.-А. Коменским, характеризовался стремлением сделать весь педагогический процесс разумно организованным и целенаправленным: со­держание, расположение и изучение учебного материала должны быть последовательными, переходящими от простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распро­страненному.

Теоретически все эти положения обоснованы во многих трудах Я.-А. Коменского, особенно же подробно – в «Великой дидактике». Метод обучения, который предлагал Я.-А.

Коменский, в полную противоположность схоластической школе средне­вековья, должен был возбуждать у детей радость от овладе­ния знаниями, позволяя без скуки, без окриков и побоев идти по пути познания.

Однако эти мысли Я.-А.

Коменского не следует понимать бук­вально: он предполагал систематический учебный труд школь­ников в классе, выполнение ими домашних заданий, но при учете уровня их развития и имеющихся знаний, их интересов, направленных на познание окружающего мира. Если содержа­ние и методы обучения будут отвечать возможностям детей, т.е. будут им доступны, то и весь учебный труд будет воспринимать­ся детьми радостно, с искренним удовольствием.

Только учитывая все это, побуждая детей к накоплению личного опыта в процессе активной деятельности, и можно будет реформировать школу, превратив ее в место, где фор­мируется человеческая личность

Читайте также:  Теория ожиданий врума - справочник студента

Главный педагогический труд Я.-А. Коменского назван «Великая дидактика».

Однако следует иметь в виду, что сам автор и многие его современники трактовали термин «ди­дактика» значительно шире, чем это делается в наши дни: в содержание этого понятия включались вопросы не только образования и обучения, но и деятельности учителя, орга­низации школы, различные аспекты воспитания – нравствен­ного, трудового, религиозного и т.д. В целом дидактика Я.-А. Коменского охватывает практически все проблемы, ко­торые являются предметом рассмотрения в рамках современ­ной педагогики.

В своих многочисленных трудах Я.-А. Коменский постоян­но обращался к причинам пороков человеческого общества и путям их устранения, главным из которых он считал пра­вильно организованное воспитание.

Именно поэтому многие его дидактические идеи имеют самое непосредственное от­ношение к воспитанию, а само образование и обучение яв­ляются фундаментом человеческой нравственности. Поэтому безнравственными, порочными людьми становятся те, кто или был лишен образования, или же получил образование неправильное, извращенное. Я.-А.

Коменский считал необхо­димым воспитание у детей, укоренение в их сознании и по­ведении таких общечеловеческих добродетелей, как мудрость, умеренность, мужество, справедливость, честность, вынос­ливость в труде и т.п.

Все эти качества личности должны раз­виваться у каждого ребенка с раннего возраста путем на­ставлений, подкрепляемых конкретными делами и поступ­ками. В процессе воспитания Я.-А. Коменский решающую, может быть, роль отводил примеру самого учителя, а также примерам, заимствованным из истории и литературы.

В школьной работе Я.-А. Коменский огромное значение при­давал соблюдению дисциплины, порядка во всем – следова­нию учащимися и учителями установленным правилам. Об­щеизвестна крылатая фраза Я.-А.

Коменского: «Школа без дис­циплины – что мельница без воды».

Однако его понимание школьной дисциплины, школьных порядков принципиально отличалось от традиционного для того времени как с точки зрения трактовки их сущности, так и при рассмотрении средств их установления.

В традиционной схоластической школе того времени глав­ным средством установления порядка были наказания.

Они применялись по любому поводу, в частности и для «стиму­лирования» учебной деятельности школьников. Я.-А.

Коменский в противоположность существующей практике полагал, что подлинная дисциплина должна быть сознательным соблюдением учащимися школьных законов, норм человечес­кого общежития, своего долга.

В течение не одного столетия Я.-А. Коменского считали про­сто великим педагогом, и только в середине XX столетия он был признан и оценен как великий мыслитель-философ, кото­рый предложил четкую концепцию преобразования человечес­кого общества, изложенную в уже упоминавшемся выше труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», который ему завершить не удалось .

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s39001t10.html

Классно-урочная система Я.А. Коменского



  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  • МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • (МГПУ)
  • ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА
  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • по дисциплине “Педагогические технологии”

на тему: “Классно-урочная система Я.А. Коменского”

  1. Выполнила:
  2. студентка III курса
  3. специальность:
  4. профессиональное
  5. обучение (дизайн)
  6. Грязева Светлана
  7. Мурманск, 2010г.
  8. Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….2

2. Из истории………………………………………………………………….3

3. Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ….5

4.Основные категории педагогики Коменского…………………………….7

5. Отличительные признаки классно-урочной системы…………………….9

6. Педагогические требования к уроку. …………………………………….13

7. Воспитательные требования к уроку……………………………………..14

8. Заключение…………………………………………………………………16

9. Использованная литература…………………………………………….…18

Введение

   Познание окружающего мира непрерывно сопутствует человеку в течение всей его жизни.

Особенно важное место процессы познания, узнавания нового занимают в детском возрасте и совершенно особую роль приобретают в процессе школьного обучения.

Но школьное обучение далеко не всегда оказывается достаточно занимательным, чтобы интерес к узнаванию нового, к учению у школьника не угасал, а только усиливался.

        Очень многие внутренние и внешние факторы оказывают влияние на стремление человека к новым знаниям. Человек от природы любопытен и это свойство позволило человечеству пройти свой эволюционный путь развития и добраться до космического пространства.

        Объектом изучения моей курсовой работы является дисциплина – “Педагогические технологии”, а предметом изучения — классно-урочная система чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского.

      Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — наиболее популярная организация процесса обучения, при которой учащиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

        Цель моей курсовой работы — проанализировать теорию создания более совершенной организационной системы обучения – это классно-урочная система, одного из самых знаменитых педагогов мира — Яна Амоса Коменского, выявить положительные и отрицательные стороны такой формы обучения.

Из истории

         Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели монахи и священники.

Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику.

Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской деятельности.

         В Древней Греции обучение было преимущественно индивидуальным, а в период средневековья в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста.

Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система, разработанная в XVII в. Я.А. Коменским и описанная им в книге «Великая дидактика».

Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность учителя и учащихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности учеников в познавательной деятельности и руководства ею со стороны учителя.

        Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира.

Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Читайте также:  Игровые технологии обучения - справочник студента

Он занимался разнородной деятельностью. Это публицист и проповедник, и политик и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.

         Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем.

Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

         Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое.

Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения.

       Урок — такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я. А.

Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40—50 человек) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей. Он был против домашних заданий.

По его мнению, школа — учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении.

       Я.А.

Коменский, следуя своей идее природосообразности для правильного и гармоничного развития ребёнка, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

      Классно-урочная система привлекла внимание многих дидактов и стала применяться во многих странах. Для ее развития много сделали и русские прогрессивные педагоги, например К. Д. Ушинский. Он развил теорию урока.

Необходимо, говорил он, чтобы на уроке «дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».

Однако в условиях дореволюционной России осуществить эти идеи в широком масштабе не представлялось возможным.

      Советская общеобразовательная школа приступила к осуществлению классно-урочной системы обучения, которая обеспечивала успешное выполнение главных задач, поставленных перед школой социалистическим обществом: реализации всеобщего обязательного среднего образования, овладения учащимися основами научных знаний, формирования их научного мировоззрения и качеств личности строителя коммунистического общества.

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ.

         Гений Коменского состоит не только в создании общей системы привычного нам образования, но и в ее детальной проработке. В частности, говоря о всеобщности образования, Ян Амос Коменский выделяет несколько возрастных периодов.

  • детство — от рождения до 6 лет включительно,
  • отрочество — от 6 до 12 лет,
  • юность — от 12 до 18 лет,
  • возмужалость — от 18 до 24 лет».

  Основываясь на многолетнем опыте, педагог выделяет такие 6-летние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводит особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В этом смысле Коменский как истинный протестант был противником сословного или же «тупикового» образования.

«Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е.

для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.

Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия.

Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего каждая из них имеет определенное содержание обучения. Далее ввиду разной потребности общества в том или ином виде образования, Коменский сразу ставит оплату образование в зависимость от его «глубины и высоты».

Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка — местной общиной, гимназия — центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) — государственным центром. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени является заботой всех и каждого.

  Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке — это естествознание, астрономия, география.

Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой.

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям».

          Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.

  Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые «свободные искусства» (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.

Читайте также:  Принципы и критерии отбора учебного материала - справочник студента

          Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук — естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

         Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. Поэтому педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей «академии»: богословский, юридический и медицинский.

Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания.

        В «Великой дидактике» как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как «универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом…»

         «Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д.)»

       Конечно, далеко не все эти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок как учебный метод применялся за несколько веков до «Великой дидактики», но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогические методы.

        Со времён Аристотеля среди философов было популярно говорить о природе человека, его сущности. Коменский дает новое понимание природы человека. «Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения… но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу».

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_05/klassnourochnaya-sistema-yaa-komenskogo/44854.1284564.page1.html

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА  -ор­га­ни­за­ция учеб­но­го про­цес­са, при ко­то­рой уча­щие­ся груп­пи­ру­ют­ся в клас­сы в со­от­вет­ст­вии с воз­рас­том и уров­нем под­го­тов­ки, а основной фор­мой обу­че­ния яв­ля­ет­ся урок.

Класс на протяжении длительных периодов обучения (одного года или нескольких лет) сохраняет свой состав.

Класс работает в соответствии с постоянным расписанием, составленным на основе учебного плана, уроки начинаются в одно и то же время и длятся одинаковые промежутки времени (обычно 40-45 мин).

Ведущая роль на уроке принадлежит учителю. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты.

Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповым системам. Утверждение классно-урочной системы обучения связывают с деятельностью страсбургской школы И. Штурма (1538 год).

Классно-урочная система обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиях. В 1520-1530 годах применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии.

Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я. А. Ко­мен­ский..

В XVI веке классно-урочная система обучения применялась в братских школах Украины и Белоруссии; во 2-й половине XVIII века широко распространилась в школах России. Развитие классно-урочной системы обучения в России в XIX веке связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского.

Среди достоинств классно-урочной системы обучения выделяются: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность и возможность планирования всего учебно-воспитательного процесса; простота управления познавательной деятельностью учеников, формирование устойчивой обратной связи, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения, связанная с тем, что учитель работает одновременно с достаточно большой группой учеников; удобство нормативного регулирования органами управления образованием деятельности учителя и осуществления контроля качества школьного образования.

Недостатками классно-урочной системы обучения являются: ориентация на среднего ученика, что задерживает развитие способностей одарённых учащихся и создаёт психологический дискомфорт для менее способных; трудность учёта индивидуальных особенностей учащихся, организации индивидуальной работы с ними на уроке.

Классно-урочная  система обучения не предоставляет достаточно возможностей для общения учащихся одного класса между собой, а также учащихся разного возраста.

На уроке ученики не имеют возможности обучаться в своём собственном темпе, глубоко погрузиться в изучение материала, так как урок имеет определённую длительность и в условиях классно-урочной системы обучения происходит частая смена учебных предметов в течение учебного дня.

В истории образования было много попыток совершенствования классно-урочной системы обучения. В 1791-1798 годах священник Англиканской церкви Э. Белл (1753-1832 годы) и учитель Дж.

Ланкастер независимо друг от друга разработали белл-ланкастерскую систему взаимного обучения.

В конце XIX века в США появилась так называемая батовская система обучения, сочетающая коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками. Одновременно в Европе была создана ман­гейм­ская школь­ная сис­те­ма.

В 1960-1970-е годы в США действовал план Трампа — форма обучения с использованием лекций (40% учебного времени), групповых (20%) и индивидуальных (40%) занятий.

Совершенствование классно-урочной системы обучения ведётся в направлении дополнения уроков проектной деятельностью учеников, широкого использования дискуссий, групповой работы на уроке, практикумов. В старших классах также привлекаются элементы лекционно-семинарской системы. Широко используется самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в том числе электронными.

Для усиления индивидуального подхода применяется дифференцированное обучение — разделение учащихся на группы в соответствии с их интересами, способностями, профессиональными намерениями. В некоторых общеобразовательных учреждениях вводится обучение по индивидуальным учебным планам, что предполагает создание групп учащихся переменного состава на занятиях по различным учебным предметам.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Пе­да­го­ги­ка: Учеб­ное по­со­бие / Под ред. П. И. Пид­ка­си­сто­го. 5-е изд. М., 2008
  • Кра­ев­ский В.В., Ху­тор­ской А. В. Ос­но­вы обу­че­ния: ди­дак­ти­ка и ме­то­ди­ка. М., 2007
  • За­гвя­зин­ский В.И. Тео­рия обу­че­ния: со­вре­мен­ная ин­тер­пре­та­ция. 3-е изд. М., 2006
  • Ку­пи­се­вич Ч. Ос­но­вы об­щей ди­дак­ти­ки. М., 1986
  • Ди­дак­ти­ка сред­ней шко­лы / Под ред. М. Н. Скат­ки­на. 2-е изд. М., 1982
  • Вен­д­ров­ская Р.Б. Очер­ки ис­то­рии со­вет­ской ди­дак­ти­ки. М., 1982

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/klassno_urochnaia_sistiema

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector