Для понимания взаимосвязи между развитием и воспитанием ребенка, а также влиянием воспитательной деятельности на развитие индивида необходимо четко дать определение этим двум основным педагогическим категориям.
Развитие – это не только процесс изменения личности под влиянием различных факторов, таких как среда, наследственность, воспитание и обучение, но это понятие так же включает в себя и результат таких изменений.
Из определения понятия развития становится очевидно, что воспитание является одним из важнейших факторов влияющих на развитие.
Определение
Воспитание – это процесс передачи воспитуемым общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов, путем воздействия на поведение и сознание человека.
Воспитание является исключительно человеческой функцией. Особенностью этой деятельности является не просто передача опыта от воспитателя к воспитуемому, а формирование качеств, которые помогут в приобретении новых знаний и умений.
Теории взаимосвязи между развитием и воспитанием
Проблема взаимосвязи между двумя педагогическими категориями развитием и воспитанием начала волновать ученых достаточно давно. Глубоким изучением данной проблемы занимались швейцарский психолог Жан Пиаже и советский психолог Лев Семенович Выготский. Следует отметить, что их теории имели значительные расхождения.
Ж.Пиаже придерживался мнения, что воспитание идет вслед за развитием. Именно уровень развития определяет и является основным при определении методики воспитания. Воспитание не дает новых качеств человеку, оно лишь определяет степень проявления существующих (Рис.1).
Рис. 1
Согласно теории Л.С.Выготского правильное воспитание ведет к развитию ребенка. Он считал необходимым в процессе воспитания учитывать начальную степень развития, но при этом результатом должен являться переход на более высокий и качественно новый уровень развития. Задача воспитания состоит в преодолении начального уровня развития, а не культивировании его.
Рис. 2
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является обучение. Оно должно идти в паре с воспитанием для поэтапного и успешного развития личности. Но при этом необходимо различать эти две категории.
Их отличие состоит в том, что обучение – это процесс усвоения знаний и способов деятельности, в то время как воспитание направлено на интериоризацию социальных ценностей и формирование личностного отношения к ним.
Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности
Для того чтобы воспитание было эффективным и достигало своей основной цели, необходимо выполнение нескольких условий:
- целенаправленность;
- последовательность;
- квалифицированное руководство процессом.
Оценить роль воспитания в развитии достаточно сложно. Справедливым в данном случае будет высказывание Д.Дидро по этому поводу:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Цитата
«Воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа».
Уровень воспитательного воздействия, а, следовательно, и его эффективность на прямую зависят от правильного определения уровня актуального развития, т.е. того, что ребенок уже умеет и зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяется возможностями ребенка, которыми он обладает в настоящий момент времени, но реализация их возможна только с помощью взрослых.
Воспитание является средством достижения своей основной цели – развития личности.
Задачи воспитания
Достижение заданного уровня развития личности возможно вследствие решения основных задач в результате реализации воспитательного процесса:
- естественно-культурные;
- социально-культурные;
- социально-психологические.
Решение естественно-культурных задач воспитания подразумевает достижение физического и сексуального развития соответствующего определенному возрастному этапу.
Социально-культурные задачи различаются своей спецификой для разных исторических социальных групп. Результатом решения таких задач должно стать наделение личности морально-нравственными, ценностными характеристиками, принятыми в окружающем социуме.
Решение социально-психологических задач позволяет развивать личности такие качества как самосознание, самоопределение, самоутверждение. Специфика таких задач и способов их решения определяется возрастными этапами.
Следует отметить, что нерешенные задачи воспитания могут значительно затормозить процесс развития, сделать его неполноценным. Очень важно в воспитательном процессе четко прорабатывать задачи и следовать алгоритму их решения, придерживаясь принципа последовательности.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/vzaimosvyaz_razvitiya_i_vospitaniya/
Взаимосвязь развития, обучения, среды и воспитания
Существует четкая взаимосвязь между развитием и воспитанием ребенка. Влияние воспитательной деятельности на процесс развития личности невозможно переоценить. Давайте разберем основные механизмы этой деятельности
Определение понятий развития и воспитания
Начнем с того, что дадим определения основным педагогическим категориям, о которых пойдет речь в статье.
Определение 1
Развитие – это процесс изменения личности под влиянием воздействующих на нее факторов, основными из которых принято считать среду, наследственности и деятельность по воспитанию ребенка, а также результат этого изменения.
Воспитание играет решающую роль в развитии ребенка.
Определение 2
Воспитание – это процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, а также целенаправленное формирование системы понятий, ценностей, принципов путем воздействия на сознание и поведение человека.
Воспитание является характерным поведением только для человека. В отличие от других живых существ, в процессе целенаправленного воздействия на ребенка проводится не только передача опыта, но также формируются качества, которые будут полезны в деле приобретения знаний и умений.
Вопросы взаимосвязи обучения, развития и воспитания начала волновать педагогов-теоретиков достаточно давно. К числу наиболее известных исследователей этой темы можно отнести швейцарского специалиста в области психологии Жана Пиаже, а также советского педагога Льва Семеновича Выготского.
Теории обоих исследователей имеют целый ряд расхождений. В частности, Пиаже считал, что воспитание должно следовать за развитием ребенка.
Методики воспитания, которые можно и целесообразно применять в том или ином возрасте, определяются психологической зрелостью индивида, достигнутым уровнем развития.
Также Пиаже считал, что воспитание не развивает у человека новых качеств. Оно может лишь усилить и укрепить существующие.
По мнению Льва Выготского воспитание ускоряет развитие ребенка. Учитывать начальную степень развития, конечно же, стоит, однако методы воздействия необходимо выбирать такие, чтобы ребенок мог перейти на новый, более высокий уровень. Фактически, задачей воспитания исследователь считал преодоление начального уровня развития, более быстрого преодоления его.
Не последнее место в процессе развития личности играет социум. Взаимосвязь личности, социальной среды и воспитания отражена в известной пословице «Для того, чтобы вырастить ребенка, нужна целая деревня».
Одновременно с воспитанием должно идти обучение, так как оно является важным фактором развития индивидуума, необходимо для поэтапного развития личности. При этом эти две категории необходимо различать.
Основным отличием воспитания и обучения является то, что обучение – это процесс передачи знаний и способов выполнения действий, а воспитание призвано интериоризировать социальные ценности и способствовать развитию личностного отношения к ним.
Эффективность и степень воздействия воспитания на развитие личности
Если говорить кратко, то взаимосвязь развития и обучения может быть эффективно только в случае выполнения ряда условий:
- целенаправленность;
- последовательность;
- квалифицированное руководство процессом.
Оценка реального вклада воспитания в развитие личности бывает сложно. Уместно вспомнить по этому поводу высказывание Д.Дидро, который писал, что благодаря воспитанию можно достигнуть многого, однако развить можно только то, что ребенку дала природа.
Уровень воспитательного воздействия и его эффективность находятся в прямой зависимости от правильного определения уровня актуального развития. Нужно уметь правильно оценивать умения и начальные знания ребенка, видеть зоны его ближайшего развития.
Определение 3
Зона ближайшего развития – это возможности ребенка, реализовать которые можно только при условии грамотного руководства со стороны взрослого.
Основной целью воспитания является развитие личности.
Задачи воспитания
В результате воспитательного процесса проводится решение основных задач, связанных с достижением личностью заданного уровня развития. К числу таких задач можно отнести:
- естественно-культурные: достижение физического и сексуального развития соответственно возрасту: наделение личности морально-нравственными ценностями, принятие ею характерных черт окружающего социума;
- социально-культурные: развитие самосознания, самоопределения, прохождение процесса самоутверждения;
- социально-психологические.
Решение большинства задач определяется возрастными этапами. Накопление нерешенных задач может привести к значительной задержке в процессе развития. Для того, чтобы сделать процесс воспитания полноценным, необходимо прорабатывать проблемные вопросы, возникающие по мере развития, по разработанным алгоритмам решения стоящих задач, придерживаться принципа последовательности.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/vzaimosvjaz-razvitija/
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в пед. процессе
Педагогика 23.12.13
- Педагогика как наука об образовании человека (цели, задачи, объект, субъект, предмет, функции).
- Педагогика — это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности.
- Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.
Объектом педагогики является воспитание, образование, обучение. А субъектом выступают учитель и ученик.
- Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)
- Основной задачей педагогики является исследование общих закономерностей образования. Также педагогика решает некоторые важные задачи:
- 1) определение закономерности процесса обучения, воспитания и образования;
- 2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности различных школ;
- 3) разработка и внедрение новых методов, форм, систем обучения и управления образовательными структурами;
- 4) изучение и внедрение результатов исследований в практику преподавания;
- 5) постановка целей и планирование образования на будущее.
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности. Процесс обучения должен быть спроектирован и осуществлен так, чтобы и содержательная, и процессуальная его стороны выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства.
Основной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.
Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися.
Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности.
Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в термине «развивающее обучение».
- Педагогика реализует в органичном единстве функции на теоретическом и технологическом уровнях.
- Теоретический уровень подразумевает реализацию следующих функций:
- -объяснительной, состоящей в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, почему протекают процессы воспитания, образования и развития, изучает педагогический опыт;
- -диагностической, которая заключается в выявлении состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих;
- -прогностической, предполагающей обоснованное предвидение развития педагогической действительности, включающей в себя и теорию, и практику.
- На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
- Технологический уровень предполагает реализацию таких функций педагогики, как:
- – проективная, связанная с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);
- – преобразовательная, направленная на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
- – рефлексивная и корректировочная, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности;
- – воспитательно-образовательная, реализуемая через обучение, воспитание и развитие личности человека.
- Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в пед. процессе
Основная задача учителя – учить. Но воспитывать – это тоже его задача.
Но когда воспитывать, если он все время занят обучением: с утра проводит уроки, после уроков проверяет тетради и готовится к завтрашним урокам? Ответ: учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения.
Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, – вот профессиональное кредо настоящего учителя. Проблема единства обучения и воспитания – это и есть проблема воспитания в процессе обучения.
Воспитательным потенциалом обладает всякое обучение. Однако в психологических исследованиях установлено, что наилучшим образом он реализуется тогда, когда учебная деятельность организуется как продуктивное учебное взаимодействие ученика с учителем, ученика с другими учениками.
В ситуации такой учебной деятельности ребенок учится не сугубо индивидуально, не изолированно от других детей в классе, а в ситуации коллективного творчества, межличностного сотрудничества в форме диалога, дискуссии и, главное, не только взаимодействуя в системе «ученик – ученик», но и в системе «ученик – учитель», когда последний «на равных» участвует в дискуссиях по выяснению научной истины. Иными словами, ребенок взаимодействует не просто как субъект с объектом, как ученик с учебным предметом, а как субъект с субъектом – с учителем и другими детьми.
В обстановке совместного интеллектуального творчества на ученых занятиях происходит не только усвоение предметного содержания изучаемого учебного материала, но и активное общение, в процессе которого, как мы знаем, идет интенсивное психическое развитие ребенка, развитие именно его мотивационно-потребностной сферы, когда он, усваивая основы человеческих взаимоотношений, задачи и мотивы человеческой деятельности, набирается личностного опыта, т. е. воспитывается. Таким образом, учебная деятельность в обстановке межличностного учебного взаимодействия обеспечивает единство обучения и воспитания.
Таким образом, в деятельности учителя знание детской психологии необходимо, чтобы учитывать возрастные особенности развития детей в организации процесса их учебной деятельности, чтобы она не только формировала у них знание изучаемого предмета, но и максимально способствовала их психическому, прежде всего умственному, развитию. А педагогическая психология показывает учителю механизмы, возможности и пути обеспечения органического единства развития, обучения и воспитания детей, а тем самым открывает реальные перспективы значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Возрастная и педагогическая психология, будучи изученной учителем с сугубо практической целью, формирует у него психологический, профессионально ориентированный взгляд на собственную деятельность, позволяет исключить из лексикона презрительное прозвище «урокодатель», узаконить и закрепить в народном сознании только уважительные «Учитель» и «Воспитатель».
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10147.html
Взаимосвязь воспитания, обучения и развития в современном образовательном процессе
Тема: « Взаимосвязь воспитания, обучения и развития в современном образовательном процессе».
Бояджан Н.Н.
- Образование как термин от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать». Образование понимается как:
- -ценность развивающего человека и общества;
- -процесс обучения и воспитания человека;
- -как система (есть образовательных учреждений разного типа и уровня).
Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования. Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости. Неотъемлемой частью образования является «обучение».
- Обучение (в педагогике) – это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений студента доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
- Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте студента будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень, представленный цели обучения.
- Следующей составляющей процесса образования является «воспитание».
- В широком социальном значении – это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие), в узком социальном значении: — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей.
- Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное).
- Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
- Педагоги должны видеть завтрашний день развития студента: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Существует гипотеза: если создать систему обучения, основывающуюся на законах, отражающих природу человека, по которым он живёт, развивается и действует в человеческом обществе, то оно получит высокий уровень социализации личности учащихся. Содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ описания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.
- При реализации технологии развивающего обучения на практических занятиях по предмету: «Анатомия и физиология человека», у студентов формируются:
- способность ставить учебную задачу и находить способы её решения;
- способность к рефлексии собственных действий;
- умение работать с модельными средствами;
- самостоятельность суждений.
- Эти качества необходимы не только для самого процесса обучения, но и для понимания его необходимости, формирование учебной мотивации.
- В практической деятельности учителя используют следующие технологии развивающего обучения: проектное, проблемное, коллективное взаимодействие (КСО).
Проектное обучение создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивают исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, построение гипотез, обобщение) развивают системное мышление.
Формами представления результатов исследовательской деятельности являются: альбомы, студенческие выставки, видеофильмы, натуральные объекты. Более эффективно проектный метод реализуется в рамках преподавания на профильном уроке. Одним из его вариантом на уроке – проектирование опорных конспектов, которые являются результатом коллективного «мозгового» штурма.
Система проектирования опорных конспектов осваивается учащимися через логико–смысловые модели. Основной составляющей проектного обучения является проблемное обучение, которое помогает развитию умения учащихся мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей.
Учитель не только сообщает учащимся выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.
Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.
Реализуя технологию проблемного обучения преподаватель использует проблемные вопросы в форме познавательной задачи.
Учебная задача понимается, как ситуация «разрыва», в которую с помощью учителя «погружаются» студенты. Они сами фиксируют «разрыв» между имеющимися у них знаниями и умениями, необходимыми для решения данной задачи.
Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем – то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
Если учителю удалось поставить перед студентами учебную задачу (в форме познавательной задачи), то его последующие усилия должны быть направлены на организацию её решения, т.е. на организацию собственно – поисковой деятельности.
Учитель должен включиться в поисковую деятельность студентов и организовать её «изнутри». Существует два условия: во-первых, учитель должен стать реальным участником современного поиска, а не его руководителем; во – вторых, он не должен навязывать им «правильный» путь решения.
- Когда учебная задача решена, учителю предстоит организовать оценку найденного решения.
- Постановка учебной задачи, её совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия, таковы три составляющие этого метода, который адекватен цели и содержанию развивающего обучения.
- Включаясь в совместную с учеником учебно–поисковую деятельность, учитель направляет её, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащихся в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе её решения.
- Стиль учебного сотрудничества может варьировать в широких пределах – от легко – доверительного до жестко требовательного, но суть его всегда остается одной и той же — учитель не ведет ученика за собой, а лишь помогает ему определить очередную цель и отыскать оптимальный путь к ней.
Для того, чтобы каждый отдельный ученик мог действовать как субъект учебно–поисковой деятельности, он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами.
Это значит, что быть субъектом учения ученик может, если он действует не рядом с другими учениками, и независимо от них, а вместе с ними, если его деятельность развертывается в рамках коллективного учебного диалога.
Умение организовать и поддерживать коллективный учебный диалог является сложным компонентом методического мастерства учителя.
Оптимальной формой учебного процесса, позволяющей организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения, является коллективный диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи и намечаются пути её решения. Такая форма организации учебного процесса оказывает влияние и на его коммуникативные характеристики.
Первый тип коммуникации представляет собой достаточно жестко регламентированный обмен деловой информацией, необходимой взаимодействующим субъектам для выполнения ими своих функций, за пределами которых он утрачивает какой – либо смысл, и обычно прекращается.
Совсем иной характер приобретает коммуникация в том случае, когда взаимодействуют субъекты, связанные отношениями сотрудничества.
Многие учителя используют методику конструирования проблемных заданий, предложенную И.Я. Лернером.
Наиболее эффективной в старших классах является система лекционно–семинарского обучения (предпочтение отдают форме блочно – проблемных лекций).
Возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне видится в преимуществе использования технологий коллективного взаимообучения через статистические, динамические и вариационные пары.
Теоретическая система развивающего обучения оказывает существенное воздействие на развитие эмоциональной сферы учащихся.
Уже сам учебный интерес, возникающий в результате рефлексивной оценки проблемной ситуации, представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворённости собой, своей некомпетентностью, спроектированное на объект действия.
Это переживание побуждает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным из вне, или случайно найденным способом выхода из неё. У ученика проявляются высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Он стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Я полагаю, что развивающее обучение формирует сначала способность к педагогическому творчеству, затем склонность к нему и, наконец, потребность в нём.
Деловая информация предполагает обмен знаниями о предмете, в то время как общение требует обмена мыслями о нём, чувствами, вызываемыми этим предметом, его оценками. В результате обмена мыслями ученик приходит к более содержательному и глубокому пониманию ситуации, опираясь на которую, он действует увереннее и успешнее.
- Это обстоятельство порождает заинтересованность ученика в таком обмене мыслями со своими соучениками и учителем, которое при благоприятных условиях быстро перерастает в потребность в деловом общении с партнерами по деятельности как важнейшем условии её успешности.
- Одновременно происходит интенсивное усвоение важнейших коммуникативных умений, без которых общение невозможно – умение аргументировано выражать свою мысль и умение адекватно воспринимать мысли собеседника.
- Главным результатом такого образовательного процесса становится способность к продуктивному мышлению и действию. У учащихся формируются:
- предметная компетентность – способность позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры (позиционно – значит, рассматривать природные процессы с разных позиций: на разных уровнях , в разных условиях);
- социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиции других людей;
- коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию и быть понятым;
- развитые формы мышления, позволяющие решать большой круг предметных социально – ориентированных, личностных задач;
- образовательная компетентность – учебная самостоятельность.
Таким образом, построение учебного процесса на принципах развитого обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – путь формирования не только мыслящего человека, но и личности, способной адаптироваться в современном мире.
Все основные характеристики развивающего обучения — содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного процесса и развертывающиеся в нем коммуникации – взаимосвязаны и, в конечном счете, обусловлены целями развивающего обучения.
Это значит, что развивающее обучение может быть осуществлено только как целостная система, во всей совокупности своих компонентов.
Я как учитель использую на уроках биологии лабораторные методы, в ходе которых учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.
До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты. Эксперимент как метод всегда занимал достойное место среди других видов деятельности, применяемых в школе.
Это один из вариантов развития практических навыков у школьников, как в результате сотрудничества с учителем, так и в ходе индивидуальной работы.
Во время экскурсии на природу учитель организует работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами путем наблюдения в природе, и обсуждения решили поставленную задачу.
Использование данных направлений в реализации технологий развивающего обучения позволяет добиваться стабильных результатов в работе с обучающимися, активизирует мыслительную деятельность школьников и разнообразные методические приёмы: моделирование, варианты дифференцированных заданий, учебные игры, тесты, аудио- и визуальные материалы. Из компьютерных и информационно – коммуникативных средств используют мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии.
На уроках в 6 –7 классах в целях активизации познавательной деятельности применяют загадки, ребусы, кроссворды. При изучении биологии растений в этих классах могут быть использованы игровые моменты, в основном в конце урока.
В этом возрасте дети очень любят играть и стимул игры позволяет активизировать их деятельность при изучении нового материала.
В виде игры проводят обобщающие уроки, например, в виде соревнований между командами в 6 классе при повторении тем: «Лист», «Стебель» и «Цветок».
Чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:
1. Компетентное и независимое жюри (учитель и ученики – консультанты).
Задания в команде должен распределять учитель, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.
2.Оценивать деятельность команды и индивидуально каждого ученика.
3. Вовлечь всех ребят в активную деятельность.
4.Давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя ученики тихие, незаметные, на фоне более активных. В старших классах используют групповой метод. Класс учитель делит на группы по 3 –4 человека. Каждая группа получает своё задание и выполняет его.
Возникновение и развитие теоретического мышления является одним из первых и важнейших результатов развивающего обучения, которые были получены в ходе применения данной системы на практике.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Ядром целостности педагогического процесса являются ведущие направления воспитания: гражданское, духовно – целостное и нравственное.
Они объединяют вокруг себя другие конкретные виды воспитательной деятельности в единый поток взаимодействия и воздействия на детскую личность.
В каждом виде воспитания решаются не только прямые, но и косвенные задачи умственного, нравственного, эстетического, патриотического, физкультурного и других направлений педагогической деятельности.
Общая атмосфера целостной организации детской жизни и деятельности формирует у школьников такие качества личности, как коллективизм, патриотизм, стремление к гуманистическим идеалам, социальная активность, единство слова и дела, уважительность и требовательность, инициативность и дисциплинированность. Через детский воспитательный коллектив школьники включаются в систему общественных отношений.
Образовательные задачи состоят в передаче детям знаний основ наук, а также навыков и приёмов интеллектуального труда, владение компьютерной техникой.
Воспитательные задачи включают формирование у школьников на основе научных знаний мировоззрения, системы взглядов на законы развития природы, общество и мышление, способности отстаивать свои убеждения.
Они предполагают развитие у школьников в процессе учебной деятельности трудолюбия, воли, настойчивости, целеустремленности, прилежания, сознательной дисциплины, умения доводить дело до конца, честности, критичности в отношении самого себя, самостоятельности и ответственности.
- Развивающие задачи требуют формирования у детей психических процессов (ощущения, восприятия, представления, мышления, воображения, воли, речи), теоретико–логического и образно–художественного типов мышления, творческого подхода к решению любых задач.
- Появление и интенсивное развитие подлинно произвольной памяти, являются одним из специфических результатов развивающего обучения, которая отчётливо обнаруживается уже к концу младшего школьного возраста.
- Если в основе абстрактно–ассоциативного мышления уже в младше – школьном возрасте начинает формироваться рассудочный интеллект, который обеспечивает успешное поведение в стандартных условиях, но оказывается не состоятельным, когда ситуация требует самостоятельного поиска средств и способов деятельности, то содержательно – теоретическое мышление интенсивно формирующееся в процессе развивающего обучения, становится надежным фундаментом интеллекта, способного обеспечить разумный выбор целей, средств и способов их достижения на основе понимания реальной ситуации, учета объективных условий и своих возможностей, критической оценки собственной деятельности и её результатов, вот этот – то вектор интеллектуального развития, четко определяющийся уже в первой половине младшего школьного возраста, и следует считать одним из основных результатов развивающего обучения.
- Вывод:
- Процесс образования, есть процесс формирования личности из индивида, путем воспитания, обучения и развития.
Источник: https://infourok.ru/vzaimosvyaz-vospitaniya-obucheniya-i-razvitiya-v-sovremennom-obrazovatelnom-processe-1688128.html
Читать
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
1. Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
- В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
- Источники развития педагогики:
- – многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
- – философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
- – текущая мировая и отечественная практика воспитания;
- – данные специально организованных педагогических исследований;
- – опыт педагогов-новаторов.
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
- Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
- – цели обучения (для чего учить);
- – содержание обучения (чему учить);
- – формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
- К таким задачам можно отнести:
- – выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
- – изучение и распространение педагогического опыта;
- – прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
- – разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
- – внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
- – участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.
Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого.
В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:
- Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
- – описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
- – диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
- – прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
- – проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
- – преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
- – рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=139463&p=5
Шпаргалка по педагогике (для педагогов) — 11. Взаимосвязь развития и воспитания
Страница 11 из 90
11. Взаимосвязь развития и воспитания
Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитанником духовной культуры народа под руководством воспитателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание является главной силой, способной дать обществу полноценную личность.
Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.
В отличие от воспитания, которое основывается на сознании человека и требует его участия, наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека.
Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели.
Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условно-рефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут.
Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.
Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя.
Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней среде, исходящей от воспитателя, определяет конечный результат. Исходя из этого определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.
Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств.
Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделил два уровня умственного развития:
- – «уровень актуального развития» – ребенок выполняет задания самостоятельно;
- – «зона ближайшего развития» – ребенок разрешает проблему с помощью взрослых.
- Воспитание признается хорошим, в случае если оно идет впереди развития.
- Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».
- Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.
Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalka-po-pedagogike-dlya-pedagogov/11-vzaimosvyaz-razvitiya-i-vospitaniya
Взаимосвязь обучения и воспитания
Воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Общепринятой целью в мировой теории и практике воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой.
Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
Нравственность человека, а отсюда и нравственность воспитания — основные условия развития личности. Именно с ознакомления с простейшими правилами поведения и общения начинается целенаправленное воспитание ребенка в семье, детском саду и начальной школе.
Параллельно с этим процессом родители, воспитатели и учителя вводят ребенка в мир знаний о природе, человеке, родном крае, малой Родине, обществе и мире в целом.
Знания, получаемые ребенком в семье и детском саду, конечно, не могут быть названы научными. Это результаты первоначального знакомства с окружающими предметами, природой, примерами поведения и общения. Они есть знания-подражания.
Но уже в детском сяду возможны и более сложные знания: здесь учат детей находить простейшие связи между явлениями, слушать и рассказывать сказки, оценивать поступки их героев, наблюдать за суточными и природными изменениями в природе и др.
Воспитатели же, занимаясь с детьми, всегда должны помнить, что знания и умения, которые усваиваются малышами, должны развивать и воспитывать их.
В школе же на первое место в жизни детей выходит обучение — систематическое, обязательное, требующее значительных усилий.
Знания, являющиеся компонентом содержания обучения, входят в качестве основного компонента и в содержание воспитания, и нельзя допускать ситуации, когда ученика надо переучивать.
По мере его продвижения по школьным программам знания могут только расширяться, обобщаться, включаться в теоретические системы. В противном случае нарушается целостность учебно-воспитательного процесса.
Знания являются основным средством умственного развития ребенка, формирования у него творческого мышления, познавательных интересов, развития способностей.
Только через знания дети начинают понимать окружающий мир, взаимосвязи между явлениями и предметами, роль и место человека в этом мире, связи и взаимодействия людей с природой, единство мира и др. А это и есть начало формирования у них основ мировоззрения.
Через обучение дети получают начальные, но систематические знания о содержании, нравственных, эстетических, поведенческих норм; ценностей, обычаев, традиций; основ знаний по искусству, литературе и т.д. Перечисленные знания приобщают детей к культуре, к духовным ценностям и служат фундаментом формирования всех социально значимых качеств личности.
Источник: https://magref.ru/vzaimosvyaz-obucheniya-i-vospitaniya/