Восприятие — справочник студента

Восприятие - Справочник студента Восприятие - Справочник студента Восприятие - Справочник студента Восприятие - Справочник студента Восприятие - Справочник студента Восприятие - Справочник студента Восприятие - Справочник студента Восприятие - Справочник студента Восприятие - Справочник студента Восприятие - Справочник студента

Виды чтения • • скоростное и не скоростное; чтение вслух и чтение про себя; подготовленное и неподготовленное; чтение просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Цель просмотрового чтения – получить самое общее представление о содержании статьи или книги, о её теме. На основе такого чтения читающий решает, нужен ли ему данный литературный источник для более подробного изучения. Для этого бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

При ознакомительном чтении текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого чтения является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решения.

Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями.

При изучающем чтении читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, чтение происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде чтения действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее её использование.

Читайте также:  Краткая история развития форм обучения - справочник студента

Источник: https://present5.com/vospriyatie-studentami-uchebnogo-materiala-vidy-vospriyatiya-uchebnogo/

Типы восприятия и школа

Мухортова Д. Д. Типы восприятия и школа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 300-301. — URL https://moluch.ru/archive/121/33384/ (дата обращения: 22.03.2020).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!



  • В статье пойдет речь об основных типах восприятия, какой тип преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия.
  • Ключевые слова: типы восприятия, исследование, школа
  • Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.

На данный момент выделяют чаще всего визуальный тип восприятия, аудиальный и кинестетический.

Также в последнее время многие говорят о таком типе восприятия, как дискреты (этот тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации), этот тип не является, чем — то новым, он известен с давних времен, но обычно деление происходит именно по трем основным типам.

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал. Так же выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов и т. д.

Читайте также:  Вероятность отклонения относительной частоты от постоянной вероятности - справочник студента

Аудиальный тип восприятия — человек, получает основную информацию через слуховой сенсорный канал. Сама аудиальная репрезентативная система делится на 2 направления восприятия:

‒ аудиально-тональная — это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т. е. звук как физическое явление, в чистом виде);

‒ аудиально-дигитальная — система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т. е. восприятие звука в логической, смысловой форме).

Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.

Более подробно с темой восприятия можно ознакомиться у таких авторов как: Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, Н. Н. Ланге, К. Коффка и у других.

Весной, 2016 года, было принято решение провести исследование в школе. Были поставлены две цели:

  1. Определить какой тип восприятия преобладает у школьников.
  2. Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему.

Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.

Изучив методические подходы, которые предлагаются для данной темы, было принято решение взять «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева».

В методике 48 вопросов, следует отвечать «да» или «нет». Далее путем подсчета выясняется, какой тип восприятия у данного испытуемого.

Обработав и проанализировав весь полученный диагностический материал, были получены результаты, которые представлены на рисунке ниже.

Восприятие - Справочник студента

По результатам мы видим, что у данных школьников преобладает кинестетический тип восприятия, дальше идет аудиальный тип восприятия, далее визуальный, но разрыв у последних двух, минимальный.

Перед тем, как выявить, какой тип восприятия преобладает среди школьников, хотелось узнать, что они думают на тему: какому типу легче учиться в школе. На данный вопрос, все 92 ученика ответили, что аудиалам легче всего учиться в школе, т. к.

большая часть информации дается именно устно, не смотря на увеличение визуальных пособий, использование интерактивных досок и т. д., что является бесспорным фактом. Сложнее всего учиться кинестетикам, ведь им больше требуется практики, времени.

Т. к. методика проста в обработке, школьники сразу узнавали, какой тип восприятия у них, спорных ситуаций не возникало, они соглашались с результатами и подтверждали общее мнение, кому легче или сложнее учиться.

  1. Из полученных данных, можно сделать вывод, что было бы не плохо, если бы такие исследования проводились в школах и программы по возможности были доступнее для всех типов восприятия.
  2. По результатам были составлены учебные рекомендации для каждого типа восприятия и вот некоторые из них:
  3. Школы достаточно оснащены для визуалов: плакаты, графики, правила, вынесенные на бумагу — стоит обращать внимание учеников на данные вещи.
  4. Также чаще использовать различный раздаточный материал, например, можно раздавать в начале урока основные моменты новой темы, выведенные на лист бумаги в схемах и таблицах.
  5. Еще одна небольшая рекомендация, очень часто именно визуалы хотят сидеть на первых партах — при возможности разрешать им это.
  6. Аудиалы очень чутко реагируют на звуки, тембр голоса, ритм речи и одна из рекомендаций для педагога — при объяснении новой темы выделять интонационно основные, важные моменты.

Аудиалы лучше запоминают информацию, когда проговаривают ее вслух.

Данный способ используется в основном в младшей школе, но можно использовать и в старших классах, если в данной среде преобладают аудиалы, то основную информацию можно в конце занятия проговаривать всем классом или по очереди, а если аудиалов мало, то можно их попросить индивидуально представить новую информацию для всего класса.

Аудиалам также можно предложить пользоваться аудио/видео курсами, книгами, во внеурочное время это идеальный вариант для эффективной учебной работы.

Было выявлено, что именно в этой среде очень много кинестетиков, одна из главных рекомендаций, по моему мнению, это привязывать новый материал к какой-либо практической деятельности, т. е. в начале занятия, например, говорить, где понадобятся новые полученные знания.

Кинестетикам движение помогает лучше работать/запоминать, поэтому если школьник, сидя за партой, делает движения пальцами рук, крутит ручку и т. д., но при этом никому не мешает, не стоит его одергивать.

Так же есть такой факт, что кинестетикам нужно немного больше времени, чем аудиалам или визуалам, чтобы обработать полученную информацию, разложить ее у себя по полочкам, поэтому не стоит слишком торопить таких детей.

Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, какой тип восприятия, визуальный тип восприятия, какой тип, кинестетический тип восприятия, основная информация, школа, школьник.

Источник: https://moluch.ru/archive/121/33384/

Сравнительный анализ субъективного восприятия студентами разных методик чтения лекций

Рудаскова Е.С., Зубарева Е.В.
Волгоградская государственная академия физической культуры

Методом анкетирования проведен сравнительный анализ восприятия студентами факультета заочного обучения ВГАФК разных методик чтения лекций. Большинство опрошенных студентов наиболее предпочтительной методикой чтения лекций считают лекции с мультимедийным сопровождением, качество которых может быть улучшено, если в них внести коррективы с учетом пожеланий студентов.

Введение. Лекционные занятия используются для обучения студентов всеми вузами нашей страны в качестве основной формы образования. Данная форма проведения занятий формирует основу для облегчения усвоения учебного материала, который будет в последующем разбираться на практических занятиях.

Поэтому качество проведения лекционных занятий во многом определяет эффективность всего учебного процесса. Кроме того, лекция может стать единственным источником информации, если ее читают по новым курсам, для которых еще не изданы учебники.

В ряде случаев в учебных пособиях и учебниках материал излагается настолько сложно, что только лектор может в упрощенной форме разъяснить суть содержания изучаемого материала и значительно облегчить процесс самостоятельного обучения студента по учебной литературе.

При этом педагог должен выбрать такой стиль, метод и форму изложения материала, которые будут доступны для понимания основной части аудитории слушателей, уровень которой предварительно для себя должен определить лектор.

Опытный педагог по реакции зала сможет дать самооценку прочитанной лекции.

  • Нельзя не учитывать и большое эмоциональное влияние, которое оказывает сам лектор на аудиторию слушателей, но это влияние зависит, в первую очередь, от личности и ораторского мастерства преподавателя, читающего лекцию [1].
  • Несмотря на то, что тематика лекционного материала соответствует тематике материала, содержащегося в учебнике, в лекциях, как правило, содержатся данные современных научных исследований, что обычно с интересом воспринимается молодежью.
  • Положительным моментом лекционных занятий можно считать также и разницу в объемах представляемой информации: если в учебнике содержатся детали и подробности по конкретному вопросу, то лекция дает основу, своеобразную канву, которая позволяет понять суть данной тематики, не перегружая слушателя избыточным объемом информации [1].

Восприятие - Справочник студента

Большинство преподавателей нашего вуза в учебном процессе также используют мультимедийное сопровождение, как наиболее современную форму обучения. Вместе с тем, некоторые лекции преподаются в традиционной форме, то есть без использования компьютерных иллюстраций.

Методика. Задачей нашего исследования явился сравнительный анализ качества восприятия студентами лекционного материала, преподносимого в двух разных формах.

С этой целью нами была разработана анкета (прилагается), содержащая вопросы, позволяющие сделать вывод об эффективности указанных методик чтения лекций.

Анонимное анкетирование было проведено среди студентов 2-го курса факультета заочного обучения ВГАФК, так как для этих студентов характерно серьезное и критическое отношение к лекционному материалу. Было опрошено 56 студентов в возрасте от 19 до 47 лет.

Результаты исследования. Анализ проведенного анкетирования показал, что наиболее предпочтительной для студентов формой изложения учебного материала являются лекции с мультимедийным сопровождением, которое отметили 77 % от числа проанкетированных студентов. 23 % студентов отдали предпочтение традиционной методике чтения лекций.

  1. В качестве положительных моментов в лекциях с мультимедийным сопровождением, студенты отмечают следующее:
    —    материал излагается с использованием большого количества рисунков и схем, что облегчает восприятие и запоминание материала;
    —    текст конкретный и дается в небольшом объеме;
    —    можно ознакомиться с правильным написанием специальных терминов;
  2. —    лекции воспринимаются с большим интересом.
  3. Преимуществом традиционной методики чтения лекций является то, что их можно записать в большем объеме, а рисунки и схемы, которые на доске рисует лектор достаточно просты и их легче зарисовать.
  4. Одновременно студенты отмечают, что степень интереса к таким лекциям зависит, в основном, от ораторского мастерства преподавателя.

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/sravnitelnyj_analiz_subektivnogo_vosprijatija_studentami_raznykh_metodik_chtenija_lekcij/15-1-0-2620

Восприятие — путь к успеху в обучении

Усвоение любого учебного материала начи­нается с его восприятия. Качество вос­приятия если не залог, то обязательное условие качественного усвоения.

Вос­принять — это значит разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявле­ния, свойства, способы применения и т. д. Иными словами, осознать и понять. Если обучающиеся не поняли воспринимае­мый материал, то восприятия факти­чески нет.

Результатом восприятия явля­ются, как правило, представления, на базе которых формируются понятия, инструмент мышления и практических действий.

Вос­приятие нового — процесс непрерывный и происходит на всех этапах работы. Важнейшим условием успешного вос­приятия является внутренняя установка обучающихся на усвоение нового учебного материала.

Учение с внутренней уста­новкой «для ответа» сохраняет знания лишь до очередного опроса; установка на усвоение «до экзамена» — до выхода из кабинета, где он проводится. Словом, учение с установкой на приблизительное усвоение дает приблизительные знания и умения.

Отсюда задача преподавате­лей и мастеров давать и постоянно под­держивать на уроке внешние установки, максимально способствующие формиро­ванию у обучающихся внутреннего настроя на глубокое, прочное и осознанное ус­воение знаний и умений.

Успешность восприятия в значитель­ной степени зависит от наличия у обучаю­щихся ориентировочной основы деятель­ности, т. е. четкого представления, что, как, для чего надо запомнить и усвоить, какие при этом следует применить средства.

Одним из важнейших факторов ус­пешного восприятия, как и усвоения в целом, является интерес обучающихся к учебному материалу, к процессу учения в целом. В этой связи рекомендации по возбуждению, поддержанию и развитию интереса к учению следует рассматри­вать и как рекомендации по созданию условий успешного восприятия учебного материала.

Для восприятия как компонента целост­ного процесса усвоения свойственны все признаки познавательной деятельности, прежде всего ее активный характер. Вос­приятие — это не пассивное слушание пре­подавателя, наблюдение демонстрируемых опытов или чтение учебника.

Читайте также:  Угловой спектр, связь его ширины с размерами отверстия - справочник студента

В процессе восприятияобучающиеся активно работают: припоминают, анализируют, сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Объекты восприятия имеют различные свойства и проявления, по-разному воздействуют на органы чувств.

Поэтому чем активнее работают слух, зрение, чем разнообразнее мето­ды объяснения учебного материала (сло­весные, наглядные, практические), чем раз­нообразнее формы организации (коллектив­ные, бригадные, индивидуальные), тем вос­приятие более четкое, осознанное, прочное.

Качество восприятия в значительной сте­пени зависит от общего настроя обучающихся на серьезную плодотворную, успешную учебную работу, от психологического клима­та на уроке. Здесь всегда должен царить дух пытливой мысли, стремления узнать больше и глубже, выполнить задание лучше и качественней.

Одним из основных источников восприятия учебного материала для обучаю­щихся является устное изложение пре­подавателя, мастера. Однако устное из­ложение не сводится только к передаче информации.

Если бы это было так, то его более успешно могли бы заменить различные технические средства обуче­ния. На самом деле все гораздо сложнее. Слушать — это еще не означает слы­шать. Слушание — сложный процесс.

Оно требует высокого уровня сосредо­точенности, устойчивого внимания. Для того чтобы восприятие устного изложе­ния было продуктивным, обучающиеся дол­жны не только слушать, но вслушивать­ся,    вдумываться    в    то,    что    слышат.

Это во многом зависит от педагоги­ческого мастерства преподавателя, ма­стера, от их умения заставить себя слушать, от умелого владения способами управления восприятием обучающихся.

Успешное восприятие учебного ма­териала во многом зависит от доступ­ности изложения. Излагать его целесо­образнее частями — порциями, которые в комплексе охватывают всю тему урока. Таких порций, отражающих ведущие узловые вопросы, должно быть не более 4—5, так как в противном случае внима­ние обучающихся рассеивается и они не мо­гут усвоить материал в целом.

В процессе изложения необходимо логично переходить от одной мысли к другой, от одной части материала к сле­дующей, чаще напоминать обучающимся об основной цели урока.

Очень важно, что­бы логика изложения была понятна не только педагогу но и обучающимся.

Если материал труден для восприятия и боль­шой по объему, то целесообразно пред­ставить его логику в виде структурной схемы, начертив ее на доске и указав на ней связи  между отдельными блоками.

Особое значение для успешного вос­приятия и понимания материала имеет последовательность изложения, развер­тывание каждой его части по схеме: положение — аргументы — вывод, по­строение от общего к частному, а затем опять к общему, что соответствует за­кономерностям познания.

Доступность и доходчивость изложе­ния во многом повышаются, если пре­подаватель прибегает к сравнению, со­поставлениям, аналогиям, иллюстраци­ям неизвестного на основе уже извест­ного.

В целях поддержания внимания и повы­шения степени активности следует чаще менять характер деятельности обучающихся на уроке, сочетая рассказ с демонстрацией на­глядных пособий, опытов, трудовых при­емов. Очень важно постоянно повышать объяснительную функцию изложения, стро­ить ее по принципу рассуждения.

Большое значение имеет синхронность изложения и восприятия. Если такой синхронности нет, обучающиеся перестают следить за ходом мысли преподавателя и выклю­чаются из процесса слушания.

Одним из методических приемов контроля и поддер­жания синхронности изложения и восприя­тия являются вопросы к учащимся по ходу изложения.

Следует побуждатьобучающихся, задавать вопросы преподавателю, что также способствует успешному восприятию учебного ма­териала, повышает активность их мысли­тельной деятельности.

Искусство педагога состоит в том, чтобы обучающиеся уже на уроке достаточно четко поняли основную суть изучаемого материала. Поэтому, если у обучаю­щихся нет вопросов, преподаватель должен организовать беседу по пройденному мате­риалу, убедиться в качестве восприятия, уточнить и дополнить изложенное, и только после этого он может считать цель урока выполненной.

Обратная связь — это не только вопросы преподавателя к обучающимся и обучающихся к преподавателю.

При вос­приятии материала обучающиеся испытыва­ют те или иные затруднения, проявляют эмоциональное отношение к этому ма­териалу, что выражается в мимике, реп­ликах, общении с соседями.

Все это яв­ляется своеобразными сигналами обрат­ной связи, заставляющими преподавате­ля корректировать свое изложение и поведение: изменять темп изложения, добавлять информацию или, наоборот, лишний раз повторить пройденный ма­териал.

Снижение внимания и активностиобучающихся нередко является результатом их усталости, что всегда необходимо учитывать.

Один из способов предупреж­дения утомления обучающихся — разнооб­разие форм их работы на уроке, ис­пользование наиболее продуктивной ча­сти урока для эффективного восприятия изучаемого.

Как правило, изложение сложного для восприятия учебного мате­риала следует производить в первой по­ловине урока, а повторение, опрос, за­крепление — во второй. Необходимо применятьво время урока так на­зываемые психологические разрядки на­пряженности внимания.

Достигается это обычно использованием примеров из жизни, практики, переходом к изложению более легкого для восприятия материала. В этих целях уместны и шутка,и поговорка, и рассказ об интересном слу­чае и т. п. Однако таким методическим при­емом следует пользоваться осторожно и умело, не рискуя снизить серьезный рабочий настрой обучающихся.

Для успешного изложения учебного ма­териала преподаватель должен хорошо вла­деть речью. Искусство речи в большинстве случаев — это не природный дар, а резуль­тат упорной работы над собой.

Важным показателем хорошей техники речи является ее эмоциональность. Психо­логия считает положительные эмоции мо­гучим стимулом человеческой деятель­ности, в том числе и учения.

Естественно, возможности эмоциональной окраски изло­жения во многом зависят от содержания предмета. У преподавателей гуманитарных предметов таких возможностей гораздо больше, чем, например, у преподавателей технических дисциплин.

Однако даже «су­хой» предмет можно и должно преподносить в живой, интересной, увлекательной форме.

Качество речи и тембр голоса у каждого педагога различны. Однако при соответствующей тренировке и постоянном внима­нии можно достичь приятного звучания го­лоса. Необходимо преодолеть индивидуаль­ные недостатки речи, такие, как произноше­ние в нос, шепелявость, «заглатывание» окончаний, очищать речь от слов-паразитов (так сказать, значит, вот, вот так и т. п.).

Очень полезно поставить голос, т. е. оп­ределить высоту тона, на которой препода­ватель, мастер может говорить наиболее свободно. Переключение тональности будет оживлять речь. Важное значение имеет громкость речи. Считается нормальным, ког­да голос наполняет аудиторию и препода­вателя слышно в последнем ряду. Однако чересчур громкая речь утомляет обучающихся.

Большое значение для выразительности речи имеют мимика и жестикуляция, что помогает усилить смысловую окраску изла­гаемого материала, выразить свое отноше­ние к нему. Однако чрезмерное увлечение жестом и мимикой может вызвать нежелаемый эффект.

Технику речи также характеризует ее быстрота. Слишком быстрая речь (свыше 150слов в минуту) трудна для понимания, слишком медленная (меньше 80 слов) раз­дражает обучающихся и приводит к ослаблению внимания.

Скорость и громкость речи, а так­же интонацию следует менять в зависимости от трудности и важности учебного материа­ла. Главные положения, формулировки, за­коны, выводы, определения следует изла­гать громче и медленнее, чем материал более простой или второстепенный.

Нужно стараться всегда говорить четко и ясно. Особенно ясно нужно произносить новые термины.

В процессе изложения необходимо вы­держивать паузы между отдельными предложениями и после каждой важной мысли или определения. Это повышает внимание обучающихся и дает время на обдумывание и осмысление излагаемого материала.

Наряду с устным изложением одним из важных источников информации для восприятия является самостоятельная работа обучающихся с книгой.

Сущность работы обучающихся с кни­гой не столько в чтении, сколько в об­думывании, анализе текста, усвоении главного, системы понятий, извлечении информации,   содержавшейся в рисунках, схемах, чертежах, формулах, спра­вочных таблицах.

Поэтому самостоя­тельная работа обучающихся с книгой всег­да проводится под руководством преподавателя.

Преподаватель выбирает и рекомендует обучающимся материал для самостоятельного изучения, подготавли­вает их к работе, ставит вопросы и вы­дает задания, которые обучающиеся должны выполнить на основе изучение текста книги. В процессе самостоятельной ра­боты с книгой преподаватель наблюдает за обучающимися, отвечает на их вопросы, разъясняет непонятные термины, прово­дит текущий контроль за пониманием и осмыслением прочитанного, оказывает помощь  в  выполнении   заданий  и  т.  д.

Важнейшим из органов чувств, с по­мощью которого человек воспринимает окружающую действительность, являет­ся зрение. Учеными установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до 90 процентов информации от окружающего мира. До 80 процентов всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Предлагая использование на уроке наглядных пособий, преподаватель, ма­стер должны прежде всего четко пред­ставлять себе, какую функцию эти сред­ства будут выполнять в учебном процес­се, какую роль они могут сыграть в решении поставленных  учебных задач.

В одних случаях наглядные пособия являются иллюстрацией к рассказу или объяснению преподавателя, в других — средством для создания у обучающихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые обучающиеся не наблю­дали. Наглядные пособия могут высту­пать и как самостоятельное средство получения новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа обучающихся с ними.

Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их изготов­лении, выборе и подготовке к использованию нужно соблюдать определенные требования.

Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий необходимо специально подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смо­тровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т. д. При изго­товлении изобразительных наглядных посо­бий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в кабинете; наиболее важные изображе­ния и их детали следует выделять специальным окрашиванием в мягкие тона. Нагляд­ные пособия не следует перегружать боль­шим   количеством   изображений   и  текста.

Используя средства наглядности на уро­ке,  нужно всегда  помнить,  что их демонстрация не цель, а средство достижения це­ли.

Нужно помочь обучающимся выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сделать вы­вод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ.

При возможности необходимо дать обучающимся са­мостоятельно поработать с пособием: вклю­чить, выключить, разобрать, собрать, отре­гулировать, снять показания и т. п.Качество восприятия в любом случае обеспечит успешное осуществление по­следующих этапов усвоения знаний, умений и навыков.

Источник: https://www.informio.ru/publications/id2155/Vosprijatie-put-k-uspehu-v-obuchenii

Ссылка на основную публикацию