Виды чтения • • скоростное и не скоростное; чтение вслух и чтение про себя; подготовленное и неподготовленное; чтение просмотровое, ознакомительное, изучающее.
Цель просмотрового чтения – получить самое общее представление о содержании статьи или книги, о её теме. На основе такого чтения читающий решает, нужен ли ему данный литературный источник для более подробного изучения. Для этого бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста.
Узнай стоимость своей работы
При ознакомительном чтении текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого чтения является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решения.
Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями.
При изучающем чтении читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, чтение происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде чтения действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее её использование.
Источник: https://present5.com/vospriyatie-studentami-uchebnogo-materiala-vidy-vospriyatiya-uchebnogo/
Типы восприятия и школа
Мухортова Д. Д. Типы восприятия и школа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 300-301. — URL https://moluch.ru/archive/121/33384/ (дата обращения: 22.03.2020).
Узнай стоимость своей работы
- В статье пойдет речь об основных типах восприятия, какой тип преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия.
- Ключевые слова: типы восприятия, исследование, школа
- Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.
На данный момент выделяют чаще всего визуальный тип восприятия, аудиальный и кинестетический.
Также в последнее время многие говорят о таком типе восприятия, как дискреты (этот тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации), этот тип не является, чем — то новым, он известен с давних времен, но обычно деление происходит именно по трем основным типам.
Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал. Так же выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов и т. д.
Аудиальный тип восприятия — человек, получает основную информацию через слуховой сенсорный канал. Сама аудиальная репрезентативная система делится на 2 направления восприятия:
‒ аудиально-тональная — это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т. е. звук как физическое явление, в чистом виде);
‒ аудиально-дигитальная — система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т. е. восприятие звука в логической, смысловой форме).
Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.
Более подробно с темой восприятия можно ознакомиться у таких авторов как: Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, Н. Н. Ланге, К. Коффка и у других.
Весной, 2016 года, было принято решение провести исследование в школе. Были поставлены две цели:
- Определить какой тип восприятия преобладает у школьников.
- Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему.
Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.
Изучив методические подходы, которые предлагаются для данной темы, было принято решение взять «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева».
В методике 48 вопросов, следует отвечать «да» или «нет». Далее путем подсчета выясняется, какой тип восприятия у данного испытуемого.
Обработав и проанализировав весь полученный диагностический материал, были получены результаты, которые представлены на рисунке ниже.
По результатам мы видим, что у данных школьников преобладает кинестетический тип восприятия, дальше идет аудиальный тип восприятия, далее визуальный, но разрыв у последних двух, минимальный.
Перед тем, как выявить, какой тип восприятия преобладает среди школьников, хотелось узнать, что они думают на тему: какому типу легче учиться в школе. На данный вопрос, все 92 ученика ответили, что аудиалам легче всего учиться в школе, т. к.
большая часть информации дается именно устно, не смотря на увеличение визуальных пособий, использование интерактивных досок и т. д., что является бесспорным фактом. Сложнее всего учиться кинестетикам, ведь им больше требуется практики, времени.
Т. к. методика проста в обработке, школьники сразу узнавали, какой тип восприятия у них, спорных ситуаций не возникало, они соглашались с результатами и подтверждали общее мнение, кому легче или сложнее учиться.
- Из полученных данных, можно сделать вывод, что было бы не плохо, если бы такие исследования проводились в школах и программы по возможности были доступнее для всех типов восприятия.
- По результатам были составлены учебные рекомендации для каждого типа восприятия и вот некоторые из них:
- Школы достаточно оснащены для визуалов: плакаты, графики, правила, вынесенные на бумагу — стоит обращать внимание учеников на данные вещи.
- Также чаще использовать различный раздаточный материал, например, можно раздавать в начале урока основные моменты новой темы, выведенные на лист бумаги в схемах и таблицах.
- Еще одна небольшая рекомендация, очень часто именно визуалы хотят сидеть на первых партах — при возможности разрешать им это.
- Аудиалы очень чутко реагируют на звуки, тембр голоса, ритм речи и одна из рекомендаций для педагога — при объяснении новой темы выделять интонационно основные, важные моменты.
Аудиалы лучше запоминают информацию, когда проговаривают ее вслух.
Данный способ используется в основном в младшей школе, но можно использовать и в старших классах, если в данной среде преобладают аудиалы, то основную информацию можно в конце занятия проговаривать всем классом или по очереди, а если аудиалов мало, то можно их попросить индивидуально представить новую информацию для всего класса.
Аудиалам также можно предложить пользоваться аудио/видео курсами, книгами, во внеурочное время это идеальный вариант для эффективной учебной работы.
Было выявлено, что именно в этой среде очень много кинестетиков, одна из главных рекомендаций, по моему мнению, это привязывать новый материал к какой-либо практической деятельности, т. е. в начале занятия, например, говорить, где понадобятся новые полученные знания.
Кинестетикам движение помогает лучше работать/запоминать, поэтому если школьник, сидя за партой, делает движения пальцами рук, крутит ручку и т. д., но при этом никому не мешает, не стоит его одергивать.
Так же есть такой факт, что кинестетикам нужно немного больше времени, чем аудиалам или визуалам, чтобы обработать полученную информацию, разложить ее у себя по полочкам, поэтому не стоит слишком торопить таких детей.
Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, какой тип восприятия, визуальный тип восприятия, какой тип, кинестетический тип восприятия, основная информация, школа, школьник.
Источник: https://moluch.ru/archive/121/33384/
Сравнительный анализ субъективного восприятия студентами разных методик чтения лекций
Рудаскова Е.С., Зубарева Е.В.
Волгоградская государственная академия физической культуры
Методом анкетирования проведен сравнительный анализ восприятия студентами факультета заочного обучения ВГАФК разных методик чтения лекций. Большинство опрошенных студентов наиболее предпочтительной методикой чтения лекций считают лекции с мультимедийным сопровождением, качество которых может быть улучшено, если в них внести коррективы с учетом пожеланий студентов.
Введение. Лекционные занятия используются для обучения студентов всеми вузами нашей страны в качестве основной формы образования. Данная форма проведения занятий формирует основу для облегчения усвоения учебного материала, который будет в последующем разбираться на практических занятиях.
Поэтому качество проведения лекционных занятий во многом определяет эффективность всего учебного процесса. Кроме того, лекция может стать единственным источником информации, если ее читают по новым курсам, для которых еще не изданы учебники.
В ряде случаев в учебных пособиях и учебниках материал излагается настолько сложно, что только лектор может в упрощенной форме разъяснить суть содержания изучаемого материала и значительно облегчить процесс самостоятельного обучения студента по учебной литературе.
При этом педагог должен выбрать такой стиль, метод и форму изложения материала, которые будут доступны для понимания основной части аудитории слушателей, уровень которой предварительно для себя должен определить лектор.
Опытный педагог по реакции зала сможет дать самооценку прочитанной лекции.
- Нельзя не учитывать и большое эмоциональное влияние, которое оказывает сам лектор на аудиторию слушателей, но это влияние зависит, в первую очередь, от личности и ораторского мастерства преподавателя, читающего лекцию [1].
- Несмотря на то, что тематика лекционного материала соответствует тематике материала, содержащегося в учебнике, в лекциях, как правило, содержатся данные современных научных исследований, что обычно с интересом воспринимается молодежью.
- Положительным моментом лекционных занятий можно считать также и разницу в объемах представляемой информации: если в учебнике содержатся детали и подробности по конкретному вопросу, то лекция дает основу, своеобразную канву, которая позволяет понять суть данной тематики, не перегружая слушателя избыточным объемом информации [1].
Большинство преподавателей нашего вуза в учебном процессе также используют мультимедийное сопровождение, как наиболее современную форму обучения. Вместе с тем, некоторые лекции преподаются в традиционной форме, то есть без использования компьютерных иллюстраций.
Методика. Задачей нашего исследования явился сравнительный анализ качества восприятия студентами лекционного материала, преподносимого в двух разных формах.
С этой целью нами была разработана анкета (прилагается), содержащая вопросы, позволяющие сделать вывод об эффективности указанных методик чтения лекций.
Анонимное анкетирование было проведено среди студентов 2-го курса факультета заочного обучения ВГАФК, так как для этих студентов характерно серьезное и критическое отношение к лекционному материалу. Было опрошено 56 студентов в возрасте от 19 до 47 лет.
Результаты исследования. Анализ проведенного анкетирования показал, что наиболее предпочтительной для студентов формой изложения учебного материала являются лекции с мультимедийным сопровождением, которое отметили 77 % от числа проанкетированных студентов. 23 % студентов отдали предпочтение традиционной методике чтения лекций.
- В качестве положительных моментов в лекциях с мультимедийным сопровождением, студенты отмечают следующее:
— материал излагается с использованием большого количества рисунков и схем, что облегчает восприятие и запоминание материала;
— текст конкретный и дается в небольшом объеме;
— можно ознакомиться с правильным написанием специальных терминов; - — лекции воспринимаются с большим интересом.
- Преимуществом традиционной методики чтения лекций является то, что их можно записать в большем объеме, а рисунки и схемы, которые на доске рисует лектор достаточно просты и их легче зарисовать.
- Одновременно студенты отмечают, что степень интереса к таким лекциям зависит, в основном, от ораторского мастерства преподавателя.
Источник: http://vuzirossii.ru/publ/sravnitelnyj_analiz_subektivnogo_vosprijatija_studentami_raznykh_metodik_chtenija_lekcij/15-1-0-2620
Восприятие — путь к успеху в обучении
Усвоение любого учебного материала начинается с его восприятия. Качество восприятия если не залог, то обязательное условие качественного усвоения.
Воспринять — это значит разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявления, свойства, способы применения и т. д. Иными словами, осознать и понять. Если обучающиеся не поняли воспринимаемый материал, то восприятия фактически нет.
Результатом восприятия являются, как правило, представления, на базе которых формируются понятия, инструмент мышления и практических действий.
Восприятие нового — процесс непрерывный и происходит на всех этапах работы. Важнейшим условием успешного восприятия является внутренняя установка обучающихся на усвоение нового учебного материала.
Учение с внутренней установкой «для ответа» сохраняет знания лишь до очередного опроса; установка на усвоение «до экзамена» — до выхода из кабинета, где он проводится. Словом, учение с установкой на приблизительное усвоение дает приблизительные знания и умения.
Отсюда задача преподавателей и мастеров давать и постоянно поддерживать на уроке внешние установки, максимально способствующие формированию у обучающихся внутреннего настроя на глубокое, прочное и осознанное усвоение знаний и умений.
Успешность восприятия в значительной степени зависит от наличия у обучающихся ориентировочной основы деятельности, т. е. четкого представления, что, как, для чего надо запомнить и усвоить, какие при этом следует применить средства.
Одним из важнейших факторов успешного восприятия, как и усвоения в целом, является интерес обучающихся к учебному материалу, к процессу учения в целом. В этой связи рекомендации по возбуждению, поддержанию и развитию интереса к учению следует рассматривать и как рекомендации по созданию условий успешного восприятия учебного материала.
Для восприятия как компонента целостного процесса усвоения свойственны все признаки познавательной деятельности, прежде всего ее активный характер. Восприятие — это не пассивное слушание преподавателя, наблюдение демонстрируемых опытов или чтение учебника.
В процессе восприятияобучающиеся активно работают: припоминают, анализируют, сравнивают, сопоставляют, делают выводы. Объекты восприятия имеют различные свойства и проявления, по-разному воздействуют на органы чувств.
Поэтому чем активнее работают слух, зрение, чем разнообразнее методы объяснения учебного материала (словесные, наглядные, практические), чем разнообразнее формы организации (коллективные, бригадные, индивидуальные), тем восприятие более четкое, осознанное, прочное.
Качество восприятия в значительной степени зависит от общего настроя обучающихся на серьезную плодотворную, успешную учебную работу, от психологического климата на уроке. Здесь всегда должен царить дух пытливой мысли, стремления узнать больше и глубже, выполнить задание лучше и качественней.
Одним из основных источников восприятия учебного материала для обучающихся является устное изложение преподавателя, мастера. Однако устное изложение не сводится только к передаче информации.
Если бы это было так, то его более успешно могли бы заменить различные технические средства обучения. На самом деле все гораздо сложнее. Слушать — это еще не означает слышать. Слушание — сложный процесс.
Оно требует высокого уровня сосредоточенности, устойчивого внимания. Для того чтобы восприятие устного изложения было продуктивным, обучающиеся должны не только слушать, но вслушиваться, вдумываться в то, что слышат.
Это во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, мастера, от их умения заставить себя слушать, от умелого владения способами управления восприятием обучающихся.
Успешное восприятие учебного материала во многом зависит от доступности изложения. Излагать его целесообразнее частями — порциями, которые в комплексе охватывают всю тему урока. Таких порций, отражающих ведущие узловые вопросы, должно быть не более 4—5, так как в противном случае внимание обучающихся рассеивается и они не могут усвоить материал в целом.
В процессе изложения необходимо логично переходить от одной мысли к другой, от одной части материала к следующей, чаще напоминать обучающимся об основной цели урока.
Очень важно, чтобы логика изложения была понятна не только педагогу но и обучающимся.
Если материал труден для восприятия и большой по объему, то целесообразно представить его логику в виде структурной схемы, начертив ее на доске и указав на ней связи между отдельными блоками.
Особое значение для успешного восприятия и понимания материала имеет последовательность изложения, развертывание каждой его части по схеме: положение — аргументы — вывод, построение от общего к частному, а затем опять к общему, что соответствует закономерностям познания.
Доступность и доходчивость изложения во многом повышаются, если преподаватель прибегает к сравнению, сопоставлениям, аналогиям, иллюстрациям неизвестного на основе уже известного.
В целях поддержания внимания и повышения степени активности следует чаще менять характер деятельности обучающихся на уроке, сочетая рассказ с демонстрацией наглядных пособий, опытов, трудовых приемов. Очень важно постоянно повышать объяснительную функцию изложения, строить ее по принципу рассуждения.
Большое значение имеет синхронность изложения и восприятия. Если такой синхронности нет, обучающиеся перестают следить за ходом мысли преподавателя и выключаются из процесса слушания.
Одним из методических приемов контроля и поддержания синхронности изложения и восприятия являются вопросы к учащимся по ходу изложения.
Следует побуждатьобучающихся, задавать вопросы преподавателю, что также способствует успешному восприятию учебного материала, повышает активность их мыслительной деятельности.
Искусство педагога состоит в том, чтобы обучающиеся уже на уроке достаточно четко поняли основную суть изучаемого материала. Поэтому, если у обучающихся нет вопросов, преподаватель должен организовать беседу по пройденному материалу, убедиться в качестве восприятия, уточнить и дополнить изложенное, и только после этого он может считать цель урока выполненной.
Обратная связь — это не только вопросы преподавателя к обучающимся и обучающихся к преподавателю.
При восприятии материала обучающиеся испытывают те или иные затруднения, проявляют эмоциональное отношение к этому материалу, что выражается в мимике, репликах, общении с соседями.
Все это является своеобразными сигналами обратной связи, заставляющими преподавателя корректировать свое изложение и поведение: изменять темп изложения, добавлять информацию или, наоборот, лишний раз повторить пройденный материал.
Снижение внимания и активностиобучающихся нередко является результатом их усталости, что всегда необходимо учитывать.
Один из способов предупреждения утомления обучающихся — разнообразие форм их работы на уроке, использование наиболее продуктивной части урока для эффективного восприятия изучаемого.
Как правило, изложение сложного для восприятия учебного материала следует производить в первой половине урока, а повторение, опрос, закрепление — во второй. Необходимо применятьво время урока так называемые психологические разрядки напряженности внимания.
Достигается это обычно использованием примеров из жизни, практики, переходом к изложению более легкого для восприятия материала. В этих целях уместны и шутка,и поговорка, и рассказ об интересном случае и т. п. Однако таким методическим приемом следует пользоваться осторожно и умело, не рискуя снизить серьезный рабочий настрой обучающихся.
Для успешного изложения учебного материала преподаватель должен хорошо владеть речью. Искусство речи в большинстве случаев — это не природный дар, а результат упорной работы над собой.
Важным показателем хорошей техники речи является ее эмоциональность. Психология считает положительные эмоции могучим стимулом человеческой деятельности, в том числе и учения.
Естественно, возможности эмоциональной окраски изложения во многом зависят от содержания предмета. У преподавателей гуманитарных предметов таких возможностей гораздо больше, чем, например, у преподавателей технических дисциплин.
Однако даже «сухой» предмет можно и должно преподносить в живой, интересной, увлекательной форме.
Качество речи и тембр голоса у каждого педагога различны. Однако при соответствующей тренировке и постоянном внимании можно достичь приятного звучания голоса. Необходимо преодолеть индивидуальные недостатки речи, такие, как произношение в нос, шепелявость, «заглатывание» окончаний, очищать речь от слов-паразитов (так сказать, значит, вот, вот так и т. п.).
Очень полезно поставить голос, т. е. определить высоту тона, на которой преподаватель, мастер может говорить наиболее свободно. Переключение тональности будет оживлять речь. Важное значение имеет громкость речи. Считается нормальным, когда голос наполняет аудиторию и преподавателя слышно в последнем ряду. Однако чересчур громкая речь утомляет обучающихся.
Большое значение для выразительности речи имеют мимика и жестикуляция, что помогает усилить смысловую окраску излагаемого материала, выразить свое отношение к нему. Однако чрезмерное увлечение жестом и мимикой может вызвать нежелаемый эффект.
Технику речи также характеризует ее быстрота. Слишком быстрая речь (свыше 150слов в минуту) трудна для понимания, слишком медленная (меньше 80 слов) раздражает обучающихся и приводит к ослаблению внимания.
Скорость и громкость речи, а также интонацию следует менять в зависимости от трудности и важности учебного материала. Главные положения, формулировки, законы, выводы, определения следует излагать громче и медленнее, чем материал более простой или второстепенный.
Нужно стараться всегда говорить четко и ясно. Особенно ясно нужно произносить новые термины.
В процессе изложения необходимо выдерживать паузы между отдельными предложениями и после каждой важной мысли или определения. Это повышает внимание обучающихся и дает время на обдумывание и осмысление излагаемого материала.
Наряду с устным изложением одним из важных источников информации для восприятия является самостоятельная работа обучающихся с книгой.
Сущность работы обучающихся с книгой не столько в чтении, сколько в обдумывании, анализе текста, усвоении главного, системы понятий, извлечении информации, содержавшейся в рисунках, схемах, чертежах, формулах, справочных таблицах.
Поэтому самостоятельная работа обучающихся с книгой всегда проводится под руководством преподавателя.
Преподаватель выбирает и рекомендует обучающимся материал для самостоятельного изучения, подготавливает их к работе, ставит вопросы и выдает задания, которые обучающиеся должны выполнить на основе изучение текста книги. В процессе самостоятельной работы с книгой преподаватель наблюдает за обучающимися, отвечает на их вопросы, разъясняет непонятные термины, проводит текущий контроль за пониманием и осмыслением прочитанного, оказывает помощь в выполнении заданий и т. д.
Важнейшим из органов чувств, с помощью которого человек воспринимает окружающую действительность, является зрение. Учеными установлено, что через органы зрения в мозг поступает от 80 до 90 процентов информации от окружающего мира. До 80 процентов всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.
Предлагая использование на уроке наглядных пособий, преподаватель, мастер должны прежде всего четко представлять себе, какую функцию эти средства будут выполнять в учебном процессе, какую роль они могут сыграть в решении поставленных учебных задач.
В одних случаях наглядные пособия являются иллюстрацией к рассказу или объяснению преподавателя, в других — средством для создания у обучающихся конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях или событиях, которые обучающиеся не наблюдали. Наглядные пособия могут выступать и как самостоятельное средство получения новой информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа обучающихся с ними.
Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их изготовлении, выборе и подготовке к использованию нужно соблюдать определенные требования.
Натуральные объекты для использования в качестве наглядных пособий необходимо специально подготовить или обработать: сделать разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние полости, установить лампочки-сигнализаторы и т. д. При изготовлении изобразительных наглядных пособий необходимо, чтобы изображения и надписи на них были достаточно крупными, четкими, хорошо наблюдаемыми с любого места в кабинете; наиболее важные изображения и их детали следует выделять специальным окрашиванием в мягкие тона. Наглядные пособия не следует перегружать большим количеством изображений и текста.
Используя средства наглядности на уроке, нужно всегда помнить, что их демонстрация не цель, а средство достижения цели.
Нужно помочь обучающимся выделить в наблюдаемом главное, основное, отвлечься от второстепенного, сравнить, сделать вывод, направить их внимание на наиболее существенные детали объекта наблюдения, объединить их в целостный образ.
При возможности необходимо дать обучающимся самостоятельно поработать с пособием: включить, выключить, разобрать, собрать, отрегулировать, снять показания и т. п.Качество восприятия в любом случае обеспечит успешное осуществление последующих этапов усвоения знаний, умений и навыков.
Источник: https://www.informio.ru/publications/id2155/Vosprijatie-put-k-uspehu-v-obuchenii