Воображение — справочник студента

Вопрос изучения воображения является в современной психологической науке достаточно спорным, разные учёные имеют разные взгляды на это явление, но существуя ряд характеристик, по которым мнения сходятся:

  • Во-первых, воображение — это функция, которая присуща только человеку.
  • Во-вторых, воображение объединяет два основные стороны жизни человека – психическую и физическую.
  • В-третьих, процесс воображения настолько сложен, что его невозможно подогнать под какой-то единый закон.
  • В-четвертых, воображение ответственно за создание будущего.

Способность человека создавать образы и идеи через сознание посредством имеющегося опыта называется воображением. С точки зрения психологии воображение это и творческий процесс, и процесс познания окружающей действительности. То, что происходит во внешней реальности оставляет свой след в подсознании человека. Это дает возможность человеку оперировать полученными образами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Воображение самым тесным образом связано с другими познавательными психологическими процессами, в частности с мышлением. Ученые выделяют два основным вида мышления: активное и пассивное. Активное, в свою очередь, может быть воссоздающим и творческим, а пассивное может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Воображение - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проблемой воображения занимались многие философы, психологи, ученые, среди них есть такие известные личности как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, П.А. Флоренский, Леонардо да Винчи, Ж. Пиаже, Ф. Бэкон, И. Кант.

Разные ученые по-разному интерпретировали понятие воображения. Например, по мнению П. А. Флоренского такие процессы как «память», «мышление», «творчество», «воображение», «фантазия» представляют собой одну и ту же способность психики человека.

По мнению Т. Рибо, для воображения характерными чертами являются внезапность, безличность, метафизичность, многообразие. Мнение Канта является противоположным. Он считал, что существует ряд различий между воссоздающим и творческим воображением. Для Канта воображение является промежуточным процессом, который стоит между чувственностью и рассудком.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Кривизна кривой - справочник студента

Оценим за полчаса!

Для Рубинштейна воображение — это потребность создавать новое. При этом воображение является некой интерпретацией прошлого опыта. По Выготскому воображение теснейшим образом связано с мышлением. Оба этих процесса управляются мотивами и используются в процессе решения некой проблемы.

Замечание 1

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что воображение является очень сложным процессом, поэтому разные ученые и разные философские и психологические школы имели разное понимание этого вопроса.

История изучения воображения

Начиная с 50-х годов 20 века начинается экспериментальное изучение процесса воображения. Большой вклад в изучение воображения внес Дж. Гилфорд, который разработал теорию творческого интеллекта. Многие работы того времени были основаны именно на ней.

Так же большой вклад в изучение воображения внес Е. Торренс, разработавший в 1965 году методику для изучения творческого мышления ребенка.

В 1982 году появилась методика изучения особенностей развития детского воображения, которая была основана на создании паракосма – построении фантастического мира.

Такая способность является показателем высокого уровня развития художественных способностей. Эта методика была придумана С.

Маккейтсоном, который пришел к выводу, что активное воображение ребенка характеризуется изменением построения фантастических образов в течении трех основных периодов жизни – 3-6 лет, 7-12 лет, 13-18 лет.

В 1983-1984 учеными Х. Розенберг и П. Пинчиотти была разработана программа по изучению воображения через драматическую активность, ролевую игру.

Большой вклад в изучение вопросов воображения внес Л. С. Выготский, в особенности его труд «Воображение и творчество в детском возрасте».

Он считал, что воображение необходимо развивать особенно в дошкольном возрасте, так как в младше школьном возрасте этот процесс поможет ребенку успешно развивать свою личность. Л. С.

Выготский обращал внимание на сложность творчества. Творческая деятельность постоянно претерпевает изменения на разных возрастных этапах.

Замечание 2

Сегодня вопросы развития воображения стоят еще более актуально. Ученые считают, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста, умение нестандартно мыслить и принимать неординарные решения одни из ключевых способностей современного человека.

Методы исследования воображения

В современной психологической науке существует достаточно большое количество методик, которые позволяют исследовать воображение. Ниже приведены несколько их них.

Методика «Дорисовывания фигуры».

Впервые она была использована О.М. Дьяченко. Целью этой методики является развитие воображения и развитие способности воспроизводить новые образы. Оптимальный возраст для применения этой методики — от 5 лет.

Для выполнения потребуется набор карточек, на которых изображены фигуры неопределенной формы. Ребенок получает карточку с фигурой и карандаши, ему необходимо дорисовать рисунок, затем тот, кто тестирует должен спросить у ребенка, что у него получилось.

Ребенок в свою очередь должен дать вразумительный ответ.

Анализ этого эксперимента проходит по следующим категориям:

  • как быстро приступил к рисованию
  • исходили ли комментарии во время рисования, какие
  • оценка нарисованного

Оценивание результатов происходит по следующим критериям:

  • 1-ый уровень – ребенок не принял задание, рисует что-то другое
  • 2-ой уровень — в рисунке нет деталей
  • 3-ий уровень – ребенок пририсовывает детали к основному изображению
  • 4-ы уровень — простой воображаемый сюжет
  • 5-ый уровень – присутствует сюжетная картина

Методика «Придумай рассказ».

Целью методики является выявление уровня развития творческого воображения, уровень стереотипности или оригинальности, оптимальный возраст от 5 лет. Для выполнения задания потребуется лист бумаги, карандаши, секундомер. В течении пяти минут ребенку нужно придумать сказку и нарисовать картинку к ней. После этого тот, кто тестирует, проводит диагностику по следующим параметрам:

  • скорость придумывания сказки
  • оригинальность
  • разнообразие героев, образов
  • детализация образов
  • эмоциональность образов.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/voobrazhenie/issledovaniya_voobrazheniya/

ТОП-21 средств и упражнений для развития воображения: эффективные способы

Россия, Москва

Воображение - Справочник студента

Что такое воображение? Для чего его развивать? Как это может пригодиться в жизни?

Вопросы, которые возникают все реже. Ведь многие понимают, что воображение — это необходимый элемент для разных видов человеческой деятельности: искусства, бизнеса, науки, изобретательства, планирования, решения задач, поиска новых идей и развития памяти.

Если вам интересна тема развития воображения, прочтите также статью какую роль воображение играет в запоминании.

Поэтому нет никаких сомнений в том, что развивать воображение важно. Это отличный инструмент познания мира. Оно помогает выйти за привычные рамки представления окружающих нас предметов, действий, наделяя их новыми свойствами.

Благодаря чему мы способны контролировать свое эмоциональное состояние, легче осваивать новые знания, начать нестандартно мыслить и принимать неожиданные решения.

А обладая продуктивным (творческим) воображением, увидеть возможности для достижений в любой области. Предлагаю кратко рассмотреть как это происходит.

Особенности развития воображения: как происходит процесс?

Умение намеренно создавать в сознании нестандартные образы и сознательно управлять ими, не является врожденной способностью людей. Она формируется с годами в процессе развития.

На каждом этапе такого развития, начиная с грудного возраста и по мере взросления, существуют свои особенности. Они зависят в том числе от физиологии каждого конкретного человека.

Поэтому мы не будем вдаваться во все эти тонкости, а рассмотрим общие закономерности, которые оказывают влияние на работу воображения.

  1. Накопление представлений через наблюдение, любознательность и восприятие органами чувств. Чем больше таких представлений в нашем сознании, тем богаче и шире выбор для их применения в будущем.
  2. Способность четко представлять образы во всех деталях мысленно. Это позволит акцентировать внимание на умении выделять особенности каждого конкретного предмета, который представляет его ценность.
  3. Умение выходить за рамки ограничений. Ограничениями могут выступать страхи, стандарты мышления и шаблоны. Поэтому смело подключайте фантазию. Она помогает лучше представлять конечный результат действий, а также предугадывать поведение других.

Этим можно осознанно наполнять себя, выполняя простые упражнения. Мы собрали 21 такой способ, который рассмотрим ниже. Рекомендуем прочитать и попробовать закрепить на практике предлагаемые средства для улучшения своего воображения.

Только не пугайтесь, если что-то не получится. У каждого человека разный уровень развития воображения. Если вы будете выполнять эти упражнения систематически, то обязательно получите сдвиг в воображении.

Средства и упражнения для развития воображения

Потребность развивать воображение возникает как у взрослых, так и у детей. При этом для каждой категории нужен свой подход. Это связано с особенностями психики и накопленного жизненного опыта.

Поэтому все способы, которые пойдут дальше, мы рекомендуем для взрослых. А детям лучше начинать программу с развития восприятия и умения быть наблюдательным.

Упражнение 1. Рисование по точкам

Для этой задачи нам потребуется чистый лист бумаги и фломастер, ручка или карандаш. Затем на него нужно нанести несколько точек и соединить их линиями. Получится странная фигура.

Посмотрите и назовите с чем она у вас ассоциируется? Чем больше вариантов, тем лучше для вашего воображения.

Упражнение 2. Ассоциация предметов

Оглянитесь и выберите 10 предметов из вашего окружения. Их можно выписать на листок, а можно зафиксировать визуально.

Затем поочередно называйте ассоциации, которые они у вас вызывают. Ассоциации могут быть с другими предметами, событиями, людьми или впечатлениями. Старайтесь не ограничивать свое воображение.

Упражнение 3. Портрет литературного героя

Возьмите любую художественную книгу и найдите описание литературного героя. Прочитайте и представьте его образ. Если позволяет время, то подключите рисование. Изобразите портрет героя на бумаге.

Упражнение 4. Мечта онлайн

Каждый способен мечтать. Лучшее время для этого перед сном, утром или во время прогулки.

Задача представить предмет своих мечтаний и описать его в 100 словах.

Упражнение 5. Придумай продолжение рассказа

Напиши рассказ и подумайте над его названием.

“Однажды мне пришло письмо без обратного адреса. Открыв его, я обнаружил, что…»

Упражнение 6. Назовите возможные причины

Представьте, что вы на остановке ожидаете автобус. Он подъезжает абсолютно пустым. На месте только водитель. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему в автобусе нет ни одного пассажира?

Эта методика направлена не только на развитие воображения, но и широты мышления, способности к всестороннему анализу.

Упражнение 7. Пошаговая инструкция

Задача написать пошаговую инструкцию для собаки на тему “Как перепрыгнуть через барьер”.

Упражнение 8. Друдлы

Друдл — это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении разные предметы. Чем больше креативных подписей, тем лучше.

Читайте также:  Распределение заряда по поверхности проводника - справочник студента

Есть и второй вариант работы с друдлами. Дорисовать их из закорючки, которую видите на картинке, до конкретного всем понятного рисунка.

Такие практические задачи способствуют как развитию пространственное воображение, так и способности к решению многих вопросов, нестандартному мышлению.

Вот несколько друдлов для практики:

Подумайте — что это могло бы быть?

Упражнение 9. Придуманная биография

Это задание удобно выполнять в общественных местах. Нужно выбрать незнакомого человека и по внешнему виду постараться придумать разные детали из его биографии.

Упражнение 10. Неопределенная ситуация

Представьте себе, что вы проспали встречу с важным человеком. Проснулись и сразу раздается от него телефонный звонок. Что вы ему скажете? Лучше написать вашу речь на бумаге.

Упражнение 11. Сочинение-рассуждение

Возьмите любую философскую тему. Например, “Что такое счастье?” Напишите ваши рассуждения на лист бумаги об этом.

Упражнение 12. Плотный график

Представьте ситуацию, что у вас появилось сегодня много свободного времени и нужно себя чем-то занять. Задайте новую программу дня. Перечислите 50-70 вариантов таких занятий.

Упражнение 13. Трехлитровая банка

Напрягите воображение прямо сейчас и представьте трехлитровую банку. Какие предметы могут в нее поместиться? Перечислите как можно больше вариантов.

Упражнение 14. Искусство живописи и музыки

Здесь речь пойдет о музыкальных произведениях или абстрактных изображениях. Выберите то, что вам приходится по душе и расскажите, какие образы удалось разглядеть в них?

Упражнение 15. Монолог

Представьте такую картину:

Парк. Идет дождь. Одни люди суетливо торопятся укрыться в теплое и сухое место. Другие спокойно шагают под зонтом. И только бездомному коту, что сидит под лавкой в этом парке, некуда бежать. Он уже насквозь промок и сжался от холода.

Задание. Напишите монолог от лица бездомного кота. Что он испытывает в этой ситуации?

Упражнение 16. Фантастика

Выявлять причинно-следственные связи — это постоянная потребность нашего мозга. Яркий пример устоявшейся связи «Если чёрная кошка перебежит дорогу, то быть несчастью».

Опираясь на работу нашего мозга, придумайте фантастические последствия для следующих причин:

  • сел пьяный за руль;
  • забыл выключить утюг;
  • пораньше ушел с работы.

Упражнение 17. «Что, если?»

Ответьте на вопрос «Что, если бы»:

  • электричество навсегда исчезло? Как люди выходили бы из этой ситуации?
  • на облаках можно было кататься?
  • человек мог дышать под водой?

Задача метода: высказать как можно больше идей и вариантов развития событий. Изначально они будут казаться поверхностными. Но с практикой, воображение раскроется.

Упражнение 18. Актер дубляжа

Это очень интересная методика, которая нацелена на развитие воображения, находчивости и беглости мышления. Чтобы потренироваться, нужно включить телевизор или любое видео. Убрать звук и приступить к комментированию происходящего на экране. Для интереса можно свериться с оригиналом.

Упражнение 19. Найди применение

Для выполнения этого приема представьте любой знакомый предмет, например, “газета”. Придумайте ему применение, кроме традиционного.

Чем больше вариантов, тем лучше:

  • в газету можно заворачивать рыбу;
  • скомкать ее и просушить обувь;
  • использовать для защиты от солнца и другое.

Это упражнение неплохо развивает творческие способности.

Упражнение 20. 3-D образы

Техника заключается в том, чтобы представить и прокрутить в воображении с разных ракурсов абсолютно любые предметы, которые нас окружают. Внимательно рассмотреть все особенности предмета до мельчайших подробностей.

Затем открыть глаза и проверить, какие детали упустили. Вновь закрыть и представить уже с ними.

Выполнять упражнение следует до тех пор, пока не почувствуете, что достаточно ярко, четко и красочно представили предмет.

Если есть желание потренироваться прямо сейчас, то можете воспользоваться нашим списком:

крот, бинокль, наушники, чайник, кружка, весы, тигр, подсолнух, турка, мясорубка, пальма, автомобиль, холодильник, ошейник, роза, лодка, акула, скрипка, торт, туфли.

Упражнение 21. Связь между образами

Его задача заключается в том, чтобы наиболее ярко и необычно представить связь двух предметов, которые на первый взгляд могут казаться абсолютно разными.

Обращайте внимание на любые процессы, которые используете для создания связей между образами — соединение, прикрепление, вкладывание. Дайте свободу вашему воображению.

Когда соедините, удерживайте связь в течение 5-7 секунд, чтобы она лучше запомнилась.

Пары слов для тренировки:

  1. ключ и циркуль
  2. енот и гиря
  3. солнце и мармелад
  4. весло и проволока
  5. лавка и кисть
  6. батарея и бабочка
  7. кукла и кирпич
  8. жалюзи и танк
  9. лестница и поезд
  10. фонарь и тесто

Мы привели только малую часть способов для развития воображения. Но этого вполне достаточно, чтобы оно заработало активнее. А вместе с ним улучшились и другие способности, которые сделают ваше мышление более гибким и подвижным.

Поэтому нам будет приятно, если вы поделитесь своими результатами в х.

Успехов в тренировке вашего воображения!

Источник: https://ZapomniVse.com/imagination/uprazhnenie.html

Определение воображения | Студент-Сервис

Воображением называется свойство сознания, позволяющее человеку создать в процессе мышления новые образы на основе прошлого восприятия и познания. Память позволяет человеку составить представление об образах прошлого, восприятие – настоящего, воображение – будущего.

В воображении человек компенсирует недостающую ему в реальной действительности семантическую и эстетическую информацию. Он может домыслить в воображении и то, чего нет в действительности, объять своей фантазией различные временные и пространственные феномены. Поэтому воображение является одним из важнейших условий творчества в любом виде человеческой деятельности, особенно в художественной.

Элементы воображения свойственны мышлению, связаны с эмоциями, памятью, с восприятием и с другими перцептивными процессами, используемыми творческой личностью для перекодирования и рекомбинации объективного отражения действительности в субъектном художественном образе.

Непроизвольное воображение происходит без предварительного целеполагания, когда без усилий в сознании человека происходит.

‘ Мы сознательно рассматриваем воображение не до изложения мышления, как в традиционных учебниках психологии, а в более высокой иерархии – на уровне сознания. Такое понимание воображения более адекватно предмету психологии художественного творчества, на что указывает специалист в этой области Д.

Н, Абрамян: “Подобная классификация воображения (в качестве формы сознания), а не разновидности мышления представляется наиболее эвристичной и корректной в аспекте тех методологических и методических предпосылок, которые важны для развития и стыковки современной теории творчества и общей психологии’.

Крайним случаем непроизвольного или непреднамеренного воображения является сновидение, также используемое художниками в творческом процессе для вынашивания создаваемых образов. Например, музыка увертюры к опере ‘Шелковая лестница” была сочинена композитором Джакомо Россини во сне.

Другим видом непреднамеренного воображения являются грезы, возникающие в сноподобном состоянии при переходе от сна к бодрствованию (просоночное состояние) или от бодрствования ко сну (предсонное состояние). Например, фантастические образы, возникающие в воображении спящей Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин’.

Мечта – это воображение, создающее образы желаемого будущего. Мечта сродни творческому воображению, ибо она сопровождается созданием новых образов. Мечта перестает быть творческой, если она не актуализируется и не обрастает реальными действиями по ее воплощению в жизнь. Активная мечта является движущей силой человеческих поступков.

Воображению способствуют и отдельные особенности личности, например, преобладание первой сигнальной системы, художественного типа мышления.

У некоторых субъектов в связи с такими особенностями может наблюдаться повышенная самовнушаемость и психосоматическая переключаемость, ведущая иногда к выраженному влиянию воображенного на ряд физиологических функций организма при нарушении законов психогигиены творческого труда, ведущих к психопатологии.

В трехлетнем возрасте маленький Костя Алексеев (Станиславоский) так живо рассказал о якобы проглоченной им иголке, что сам поверил в это, переполошив своих родителей.

У тревожно-мнительных и самовнушаемых лиц воображение может привести к патологической работе органов, хотя они не поражены органической болезнью. Воображенными могут быть рвоты, сер- дечные перебои и даже приступы аппендицита, приводящие иногда таких ‘художников” на операцию, которая выявляет, что аппендикс вовсе не изменен.

Французский психиатр и гипнолог Леон Черток описал французского юношу (художественного типа) с сильно развитым воображением, которому было произведено множество ненужных операций ввиду его высокой самовнушаемости и психосоматической переключаемости.

В медицинской литературе возник даже термин для обозначения такого патологического воображения – “синдром Мюнхгаузена“.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/opredelenie-voobrazheniya/

Психологическая безопасность: учебное пособие

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: оценка особенностей творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами.

Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения.

В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Закандиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

  • Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:
  • • величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
  • • сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.
  • Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.
  • Шкала оценки творчества

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Психология bookap

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов.

Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним.

Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческой деятельности.

Источник: https://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl28.shtm

Особенности развития воображения у студентов 2 курса

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько 
захватывает автора, что воображение 
становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют 
и управляют художником, и он подчиняется 
их логике.

Работа 
человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется 
в научном, техническом, других видах 
творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения 
играет положительную роль.

Но 
есть и другие виды воображения – 
сновидения, галлюцинации, грезы и 
мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения.

Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем.

У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности [11,134-135].

Воображение и эмоции. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки.

Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни.

А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых.

Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения [8, 253].

Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка 
нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно 
было замечено учеными. Еще в прошлом 
веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого 
воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С.

Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «… всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека.

Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С.

Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Читайте также:  Развитие сознания в онтогенезе - справочник студента

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных 
состояний ребенка можно успешно 
развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя 
его фантазию, можно формировать 
у ребенка культуру чувств [6,121-123].

Воображение и интересы. Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы 
имеют большое значение в жизни 
человека. Поскольку интересы проявляются 
в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы.

Они позволяют легко 
сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как 
то, что активизирует состояние коры головного мозга.

Общеизвестно, что 
любой учебный процесс идет тем 
успешнее, чем больше интерес к 
учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно 
формирование многих интересов. Следует 
отметить, что для дошкольника 
и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру [22,110].

Ему «интересно все». Такая любопытствующая 
направленность имеет объективную 
целесообразность. Интерес ко всему 
расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь 
на помощь приходит фантазия.

Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме 
в ситуации и сферы, не встречаемые 
им в реальной жизни. Это провоцирует 
у него появление принципиально 
новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны.

Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и 
профессиональной сфере, в научной 
и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта 
жизни. В конечном итоге формирует 
у него многообразные интересы. В 
наиболее яркой форме фантазия сливается 
с интересом в игре.

Именно поэтому 
многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.

Используя методические приемы, построенные на воображении, можно 
значительно улучшить успехи ребенка 
в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких 
методик.

Воображение и талантливость. Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя).

У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя 
это не исключает возможность 
создания людьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы человека [14,214].

Творческая 
деятельность развивает чувства людей. Осуществляя процесс творчества, человек испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д.

Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость к миру, оценка прекрасного [23,341].

Творчество 
делает жизнь богаче, полнее, радостнее. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие 
от взрослых, способны искренне проявлять 
себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают 
на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Особое 
значение творческая деятельность имеет 
для одаренных и талантливых людей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности.

Не многие отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии.

Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) человек формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм [20,127].

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет 
его самые сокровенные желания 
и потребности. В мечтах подросток 
строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е.

определено только содержание, цель, но не пути ее достижения. Однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку 
в воображаемом плане «перебрать* разные варианты будущего. В мечте 
заложено активное начало для развития личности подростка.

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.

Люди, которые во взрослом возрасте сохранили 
яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

Почему 
большинство из нас теряет способность 
фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую 
сказку для своего ребенка). Как сохранить 
ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились 
с целым рядом специальных методов и упражнений [1,138-139].

1.2. Факторы, влияющие на развитие воображения

Специфика воображения каждого отдельного человека тесно связана с его 
сферой деятельности и наличием потребностей. В той или иной степени все 
шаги заранее просчитываются. Конечно 
же, на воображение влияют и другие факторы, в том числе:

  •          -линейности 
    мышления;
  • -багаж 
    знаний;
  • -опыт;
  • -логика;
  • -специфика 
    нервной системы.

Форма воображения в различные временные 
периоды имела свои отличительные 
особенности. Лучше даже сказать, что 
развитие воображения в целом 
происходило вместе с прогрессом во всех других областях науки и 
быта. Чем более наукоемким становилось 
производство, тем дальше шло воображение.

Можно смело заявить, что сейчас воображение стало одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Идеализированное представление 
о выполнении работы и достижении результата – это все равно, что 
теоретическая основа в фундаментальных 
науках, в которых реальные законы настолько сложны, что условия 
заменяются на идеальные, невозможные 
в нашем мире.

Планирование и создание идеальной картины – это то, без чего дела-то и не получатся. Современный человек пошел дальше. Он разбил этап на несколько частей. Сначала представляется воображению 
конечный результат, потом частности, набрасывается план, корректируются детали. Ведь если б не было воображения, человек бы не знал, к чему стремиться и с чего начать. Сам В. И.

Ленин 
согласен с моим мнением, ведь очень 
давно он написал, что фантазия нужна 
не только поэту. Я бы сказал, что 
фантазия поэту нужна даже меньше, чем математику.  
Воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей.

Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений [21,186].

 
1.3. Роль воображения в жизнедеятельности 
человека

По мнению Э.В. Ильенкова: «В форме 
искусства развивалось и развивается 
та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый 
момент творчески-человеческого отношения 
к окружающему миру, — творческое воображение или фантазия».

С феноменом воображения в практической деятельности людей, связан процесс 
художественного, литературного, научно творчеств [12,23].

Так же разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают.

Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение.

Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение [3,203].

В процессе жизнедеятельности человека воображение 
выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая 
функция воображения состоит 
в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ [29,117].

Третья 
функция воображения связана 
с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит 
в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [16,107].

С помощью 
воображения человек может управлять 
многими психофизиологическими 
состояниями организма, настраивать 
его на предстоящую деятельность.

Известны факты, свидетельствующие 
о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек 
может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту 
пульса, кровяное давление, температуру 
тела и т.п.

Данные факты лежат 
в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции [15,156].

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_18/osobennosti-razvitiya-voobrazheniya-u-studentov/317895.2426626.page2.html

Развитие воображения в учебной деятельности

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу.

В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс обязательно включает в себя воображение.

Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности.

Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточных продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Широко распространено представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых. Это объясняется лишь тем, что воображение начинает развиваться раньше отвлеченного мышления и его удельный вес в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при всем этом воображение у ребенка слабее, чем у взрослого.

Видимое богатство детской фантазии является в действительности по большей части скорее проявлением слабости его критической мысли, чем силы его воображения. Собственно творческие и даже комбинаторные моменты в нем сначала не столь значительны. Они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка.

Дошкольное детство, первые годы обучения в школе, когда ведущей деятельностью ребенка является игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения. Необходимым элементом игры является воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто».

Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности — воображая себя космонавтом, малыш выбирает соответственное поведение и поведение играющих с ним сверстников.

В дошкольном возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Правильные, адекватные представления об окружающем утверждаются в сознании ребенка, будучи пропущены сквозь призму воображения.

О том, что фантастический образ является для ребенка средством познания и усвоения общественного опыта, свидетельствуют многочисленные психологические данные.

В процессе обучения, по мнению С. Л. Рубинштейна, воображение выполняет двоякую функцию.

Оно является, во-первых, существенной предпосылкой для усвоения знаний, требующих умения представить себе конкретную ситуацию, которую ребенок не может воспринять непосредственно.

И, во-вторых, воображение является существенной предпосылкой эстетического воспитания. Существенной предпосылкой развития здорового, плодотворного воображения является расширение и обогащение опыта учащегося.

Учителя часто опираются на возможности воображения школьников, когда необходимо построить чувственный или рациональный (понятийный) образ на основе изучаемого материала, преобразовать имеющийся образ, перейти от одной системы отсчета к другой. Это происходит на уроках практически по всем дисциплинам, но прежде всего — на уроках геометрии, черчения, рисования, литературы, истории.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники имеют манеру пропускать или бегло просматривать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности — фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины.

Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Следовательно, развитие воображения, поощрение склонности учащихся к фантазированию является важным направлением в деятельности педагога, особенно на начальных этапах обучения.

Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Но даже в подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации.

В таких случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.

С точки зрения развития воображения чрезвычайно важно ни в коем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их.

Необходимо шире применять такие методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное (или с помощью учителя) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.

В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления воображения.

  • 1. В чем заключается индивидуальный подход к учащемуся на уроке?
  • 2. Какими психологическими средствами можно повысить педагогическую эффективность урока?
  • 3. Каковы педагогические цели управления когнитивными процессами на уроке?
  • 4. Назовите приемы рационального запоминания.
  • 5. Какие школьные предметы создают наибольший потенциал для развития воображения?
  • 6. Почему в ходе обучения необходимо формировать теоретическое мышление?

Источник: https://studme.org/210772/psihologiya/razvitie_voobrazheniya_uchebnoy_deyatelnosti

Ссылка на основную публикацию