Условия исследовательского поиска — справочник студента

Условия исследовательского поиска - Справочник студента

Диссертация – научно-исследовательская работа, в ходе которой автор глубоко погружается в тему, досконально изучает вопрос, а затем предлагает меры по совершенствованию и оптимизации ситуации, обосновывая их эффективность.

Для написания диссертации важно правильно и грамотно подобрать «информационный фундамент». Опытные исполнители рекомендуют исследователям использовать исключительно проверенные данные.  

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Какая литература подойдет для написания диссертационного исследования?

Поиск подходящей литературы – один из самых длительных и сложных этапов. По сути, от данного шага зависит дальнейшая судьба исследования.

Избыток или дефицит информации усложняет процесс написания научной работы: в одном случае автору следует долго изучать все источники.

Выбирать из них только достоверные, аргументированные и обоснованные, а в другом – нехватка материала усложняет процесс полноценного раскрытия темы.  

Следует отметить, что диссертация строится исключительно на актуальных данных. Лучше всего, чтобы дата публикаций была свежей, не более 3–летней давности.  

Требования, предъявляемые к литературе для написания диссертации

Основные критерии по подбору источников информации для написании диссертационного исследования отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011.

В этом документе отражены правила оформления списка литературы. Соблюдение указанных критериев обязательно и беспрекословно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Обучение: структура, основные характеристики - справочник студента

Оценим за полчаса!

Малейшее нарушение чревато недопуском к защите.  Диссертации основывается на большом объеме информации.

Поэтому в списке литературы должны быть отражены не менее 100-150 источников (до 600 штук), с которых были заимствованы сведения. Важно, чтобы в тексте присутствовали ссылки и сноски на эти фрагменты.  

  • Подобранная литература и сведения, взятые из нее, не должны вызывать серьезной критики, содержать разногласий.
  • Все теории, методики и прочие данные должны быть в одном направлении, соприкасаться и отражать единое направление следования автора. 
  • Поэтому при подборе ресурсов необходимо тщательно изучать их, сопоставлять с другими труда ми, искать точки соприкосновения и пр. 

Этапы поиска информации

Этап №1. Выбор и утверждение темы. 

Уже на этой стадии у автора должны возникнуть вопросы относительно достаточности и доступности источников информации.

Важно, чтобы исследователь имел начальные представления о том, что ему предстоит рассматривать и изучать.

Такой подход упростит процесс написания диссертации. Не стоит выбирать сложную и малоизученную тему или слишком популярный вопрос. 

Этап №2. Разработка и утверждение плана работы. 

На данном этапе автор утверждает «скелет работы», конкретизирует, что он будет исследовать, какие методики рассматривать, что анализировать и пр. Здесь фактически задается «вектор» следования.  

Этап №3. Поиск информации. 

Для начала необходимо определить основные тезисы. Их можно почерпнуть в учебных пособиях, сборниках научных трудов.  

  1. Далее подбирать материал следует исходя исключительно из актуальных ресурсов, недавно опубликованных трудов.
  2. Можно изучить теории от истоков (ранние) и действующие, сравнить их и поставить проблему исследования, определить распространенные методы решения.  
  3. Важно, чтобы в ходе исследования автор мог решить текущую проблему, отразить целесообразность преобразований, эффективность предлагаемых мероприятий.

Решение проблемы может быть как стандартным, так и иррациональным. Важно, чтобы оно приносило выгоду, пользу.  

К числу подходящих источников информации относят:

  • учебные пособия;
  • методические рекомендации;
  • научные статьи;
  • монографии;
  • научные журналы;
  • ВАК-издания;
  •  диссертации;
  • данные с конференций;
  • сборники научных трудов;
  • электронные порталы;
  • электронные библиотеки и фонды и пр.

Следует отметить, что долю учебников необходимо минимизировать. Диссертация должна строиться только на свежих ресурсах, отражать реальную текущую картину. 

Авторы диссертаций могут использовать также международные труды, зарубежные материалы. Главным условием при этом – качественный перевод статей без искажения основного смысла.  

Опытные исполнители рекомендуют искать сведения для написания диссертации на проверенных ресурсах в различных базах рефератов, диссертаций, на официальных сайтах министерств и государственных структур. 

Литературу для диссертации можно искать самостоятельно, штудируя все возможные библиотеки, сайты и пр.

Также доверить столь ответственное поручение можно профессионалам из образовательного центра DissHelp.ru, которые готовы прийти на помощь в любое время года.  

Таким образом, грамотно и правильно подобранная литература предопределяет успех на защите.

Она помогает автору разобраться в ситуации и разработать эффективный механизм устранения текущих дефектов, улучшить жизнь объекта (компании, отрасли или страны в целом).  

Источник: https://disshelp.ru/blog/metodika-poiska-nauchnoj-literatury-dlya-napisaniya-dissertatsii/

Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов. — Виртуальный методический кабинет МОУ "СОШ №23" г. Воркуты. Библиотека

Содержание. 1

От
автора-составителя. 2

Глава
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 2

§ 1.
НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.. 2

§ 2.
ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.. 3

§ 3.
ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА.. 4

§
*4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ… 4

§ 5.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ.. 5

МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 6

МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 6

Глава
2 ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.. 7

§ 1.
СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 7

§ 2.
ПОНЯТИЕ О ЛОГИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 7

§ 3.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ.. 8

§ 4.
ФУНКЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.. 9

§ 5.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ИССЛЕДОВАНИЮ… 10

МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 11

МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 12

Глава
3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.. 13

§ 1.
ПОНЯТИЕ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДАХ И МЕТОДИКАХ.. 13

§ 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ.. 14

§ 3.
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 14

§ 4.
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 15

§5.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ.. 16

§ 6.
«ВВЕДЕНИЕ» И «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» КУРСОВОЙ РАБОТЫ… 17

МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 18

МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 18

Глава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 19

§ 1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.. 19

§ 2.
ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА.. 20

§ 3.
ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ… 21

§ 4.
ОПЫТНАЯ РАБОТА.. 22

§ 5.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ… 22

§ 6.
ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ… 23

§ 7.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ… 24

МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 24

МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 25

Глава 5 ОБОБЩЕНИЕ
И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 26

§ 1.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.. 26

§ 2.
ДОСТОВЕРНЫЕ И АРТЕФАКТНЫЕ ВЫВОДЫ… 26

§ 3.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ… 26

§ 4.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 27

§ 5.
ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ… 28

МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 29

МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 30

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ… 31

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 36

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.. 37

Список использованной литературы.. 41

От
автора-составителя

В начале второй
половины прошлого века образование в России по многим параметрам занимало
лидирующее поло­жение в мире.
Однако в последующие годы наша образова­тельная
система утратила динамизм.

Нарастали социально-эко­номические противоречия, а образовательная
система на них не реагировала.

Реформы
образования носили косметический характер,
и к концу века обнаружилось, что по ряду пара­метров наша школа стала отставать от зарубежной.

Долгое время в школе
преобладала установка на унифи­кацию, на единые стандарты, на подавляющий приоритет коллективного начала,
что приводило к определенной ни­велировке личности учащегося, недостаточному
раскрытию ее
самобытности, активности, инициативы, творческого потенциала. Наша
школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все
проблемы своими силами.

Однако, несмотря на
все трудности, система российского образования выжила и сохранила свой высокий
мировой ста­тус. Более того, наше образование приобрело новые качества: стало более
мобильным, демократичным и вариативным.

Происходит серьезное
изменение целей образования и кри­териев его эффективности. Не качество и не
объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникаль­ных человеческих возможностей, подготовка
к сложностям жизни становятся ведущей целью
образования.

Изменяются содержание
образования,
его культурологи­ческая база, повышается роль гуманитарного
знания как основы развития личности, осуществляется постепенный переход от
одинакового для всех содержания к вариативно­му, дифференцированному и, более того,
индивидуализи­рованному.

Появились разнообразные формы образования и типы образовательных
учреждений: гимназии, лицеи, кол­леджи, частные школы, высшие профтехучилища,
комп­лексные
образовательные учреждения и др. Наряду с урока­ми проводятся семинары, лекции,
комплексные занятия, практикумы, диспуты и др.

Все это
свидетельствует о переходе от регламентирован­ного, авторитарного обучения к
гуманистическому, нена­сильственному, свободному воспитанию, основанному на Добровольном выборе форм
деятельности, инициативе и взаимном доверии воспитателей и воспитанников.

Освоение новых форм
и методов образования предпола­гает
изменения и в методике подготовки кадров. Педагоги­ческий процесс — явление многогранное, отражающее слож­ности и противоречия общественной жизни.

Возникающие проблемы все менее
поддаются решению привычными спо­собами, поэтому повышается значение таких
видов учебной деятельности студентов, как рефераты, курсовые и выпуск­ные квалификационные работы.

Выполняя их, студенты
не только используют научные зна­ния, но и в определенной степени производят
их. Такое умение составляет содержание методологической культуры педагога.

Методологическая
культура — это, прежде всего, стиль мышления, специфический для сферы
образования. Он пред­полагает знание педагогом определенных методологических норм и правил научного
познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач.

Методологическая
культура включает овладение логикой и методами психолого-педагогического
исследования. Работа с научной литературой и исследовательская деятельность
яв­ляются
необходимой частью учебного процесса.

Реферат, кур­совая работа,
выпускная квалификационная работа — виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов,
доказа­тельством их знаний по
избранной теме или проблеме.

Предлагаемое учебное пособие содержит
методические материалы, предназначенные для
использования в педаго­гических
колледжах, Оно включает пять теоретических тем, практические и
контрольные задания, дидактические мате­риалы,
терминологический словарь.

Теоретический
материал раскрывает основные подходы к организации и осуществлению
психолого-педагогических исследований и рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ.

Практические и
контрольные задания предназначены для использования как на занятиях, так и в
самостоятельной работе. Владение научной лексикой является основой иссле­довательской работы,
поэтому знакомство с терминами и понятиями, введение их в оборот необходимо студентам.

Дидактические
материалы включают нормативные доку­менты, которые необходимо знать студентам и
преподава­телям. Приведенные выдержки из курсовых работ предна­значены для анализа и обсуждения.

В приложениях 1—3
помещены документы и рекоменда­ции по рецензированию и оценке курсовых и выпускных квалификационных работ.

Глава 1 ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе развития
могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом,
человеческое сознание и др., поэтому все они могут стать предметами научного
исследования.

Наука — специфическая
форма деятельности человека, обес­печивающая получение нового знания. Она
ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в
процессе человеческой деятельности.

Предметный и
объективный способы изучения мира, ха­рактерные для науки, отличают ее от иных способов позна­ния. Отражая мир объективно, наука в то же время
состав­ляет лишь одну из сфер
жизнедеятельности и творчества, она
взаимодействует с моралью, религией, философией, искусством и др.

Наука может опираться
на наличные формы обыденного познания объектов, но ей нужна особая практика, с помо­щью которой
проверяется истинность знаний. Такой прак­тикой является научный эксперимент.

Часть знаний непос­редственно проверяется в эксперименте, остальные связы­ваются между собой
логическими связями.

В итоге возникают присущие науке характеристики: системная
организация, обоснованность и
доказанность знания.

В развитии научного
знания можно выделить стадию пред-науки и собственно науки. На первой
стадии зарождающаяся наука еще не выходит за рамки наличной практики.

Она моделирует изменение
объектов, включенных в практиче­скую деятельность, предсказывая их возможные
состояния. Связи и отношения, операции с объектами также черпают­ся из практики,
выступая как схемы практических дей­ствий.

Такой характер имели, например,
геометрические знания древних
египтян.

Переход к собственно
науке связан с новым способом формирования
идеальных объектов и их связей, моделиру­ющих
практику.

Они черпаются не непосредственно из прак­тики, а создаются в качестве абстракций на основе
ранее созданных идеальных объектов.

Построенные на таких свя­зях, модели выступают в качестве гипотез,
которые затем, получив обоснование,
превращаются в теоретические схе­мы
изучаемой предметной области.

Наука является одним из наиболее мощных и
влиятель­ных явлений, и независимо от того,
являемся ли мы уче­ными или нет, для нас чрезвычайно важно иметь
представ­ление о том, что такое наука и
научный метод.

Познание в
классической философии — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в
восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действи­тельности.
Современную неклассическую философию отли­чает интерпретация познания как творческой
деятельности. Познание — творческая деятельность субъекта, ориентиро­ванная на получение
достоверных знаний о мире.

В структуре
познавательного процесса выделяют чувствен­ный и рациональный уровни. Чувственное
познание (его основные формы:
ощущение, восприятие и представление) является
результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что
обуславливает конкретность, инди­видуальность
и ситуативность получаемого знания.

Читайте также:  Международная конвенция по защите прав ребенка - справочник студента

Чувствен­ный уровень познания особое
значение имеет в искусстве и обыденной
практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возмож­ность объективации индивидуальных знаний, их обобще­ния, трансляции и др.

Именно рациональное
познание обес­печивает существование таких форм познавательного твор­чества, как наука и философия.

  • Выделяют различные формы познания:
  • — направленное на
    получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление);

  • направленное на получение знания, существующего вне индивидуального
    субъекта (тексты или созданные человеком вещи).
  • Следует различать также обыденное,
    мифологическое, философское, художественное
    и научное познание.
  • Познание считается
    активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего.

Особая форма познания
учебная деятельность. Усвое­ние накопленного человечеством богатства
знаний оказыва­ется возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам познания как
открытие нового, до этого неизвест­ного, как творческая деятельность,
сталкивающаяся с про­блемами и решающая их.

§ 2. ПОНЯТИЕ
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

  1. В сфере образования
    проводятся разные по тематике и предметной направленности исследования:
    психологические, социологические,
    валеологические, педагогические.

  2. Психологические
    исследования
    направлены на поиск эф­фективных механизмов психического развития и опреде­ляют исходные позиции
    для использования индивидуального и личностно-ориентированного подходов в
    обучении и вос­питании.

  3. Социологические
    исследования
    помогают выявить запросы населения, отношение родителей и
    общественности к тем или иным новшествам, вводимым в образовательном уч­реждении или
    образовательной системе.

  4. Исследования
    валеологического
    и медицинского характера направлены на поиски
    вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и
    воспитанников.

Весьма разноплановы
и многофункциональны педагоги­ческие исследования. Они охватывают
историю, философию, педагогику, социологию, методику и др. Практически все прикладные
исследования, связанные с функционировани­ем и развитием образовательного процесса,
носят комплекс­ный характер.

В последние
десятилетия стали приоритетными задачи раз­вития личности. В связи с этим любое
исследование в об­разовательной области должно быть психолого-педагогиче­ским, т.е.

раскрывать
и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования,
педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценност­ных ориентации,
творческого мышления, интуиции, убеж­дений личности, условия ее здорового
психического и фи­зического
развития.

При этом
педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику. В нем идет речь о
педагогическом процес­се, об обучении и воспитании, об организации и управле­нии
образовательным процессом, в котором обязательно участвуют педагог и
воспитанник, функционируют и раз­виваются педагогические отношения, решаются
учебно-вос­питательные задачи.

§ 3.
ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА

  • Психолого-педагогический
    исследовательский поиск не­возможен без использования источников, из которых мож­но
    почерпнуть информацию для творческой переработки. Можно выделить по крайней
    мере три таких источника:

  • общечеловеческие гуманистические идеалы;

  • рекомендации, основанные на современных уровнях развития
    психологических и педагогических наук, а также медицины и валеологии (учения о
    здоровье);

  • передовой
    опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.

Общечеловеческие
гуманистические идеи
и идеалы отра­жены в философии, религии, искусстве,
народных тради­циях. Воспитание, активное стимулирование и поддержка развития личности
невозможны без формирования нрав­ственного идеала. Педагогические идеалы
должны быть свя­заны с культом личности, но не отдельной, а личности каждого.

Вера в человека,
поиск путей его максимальной реализа­ции, уважение к личности ребенка, его
своеобразию и ин­дивидуальности,
к его праву на свободное развитие и счас­тье
— это основа любых прогрессивных педагогических кон­цепций прошлого и настоящего. Нужно учитывать,
что школа должна выполнять не только
сегодняшний, но и обязательно перспективный
социальный заказ и сделать это так, чтобы не упустить главного — личностного ориентира, запросов и потребностей
родителей и самих детей.

В исследованиях
используются достижения наук о чело­веке, в том числе психологии и педагогики.

Психология изучает природу и закономерности развития психики, со­циальная психология
— особенности поведения и взаимодействия личности в составе групп, а
педагогическая пси­хология — особенности развития личности в условиях обу­чения и воспитания.

Педагогика изучает условия, способы и закономерности направленного
преобразования психики человека, поэтому иной, чем психология, научной основы для развития образования, для практики
обучения и воспи­тания просто не
существует.

Психология может существовать и
развиваться и без педагогики, но ее практические результаты в таком слу­чае оказываются
ограниченными. Но вот педагогике без психологии обойтись невозможно.

Психологические зна­ния являются ядром любой педагогической отрасли и любой педагогической
системы, ибо без знаний о психи­ке и закономерностях ее развития ни о каких
серьезных принципах
и средствах педагогической работы вести речь невозможно.

Передовой опыт является наиболее
близким и понятным источником информации о подходах, решениях, методах, организационных
формах. Диапазон его очень широк. Рабо­ты классиков педагогической мысли и
известных современ­ных педагогов СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.Н.
Скаткина, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Е.Н.

Ильина, В.Ф. Шаталова и многих
других составляют
золотой фонд нашей педагогики. В них развива­ются идеи личностного,
деятельностного, индивидуально-дифференцированного
подхода к обучению и воспитанию, способы
оптимизации содержания и методики развивающе­го обучения. Все это чрезвычайно важно на современном этапе
развития образования.

Непременным условием
успешности
исследований явля­ется потенциал педагогического коллектива,
который со­здается творческими личностями. В таких коллективах выра­батываются
собственные традиции, свое отношение к цен­ностям, педагогическому поиску.
Психологический климат, коллективные установки и оценки оказываются либо сти­мулом, либо тормозом
для развития творчества и инициа­тивы.

Творческий потенциал
личности
педагога проявляется во внутренних источниках творческого поиска: воображении, фантазии, умении прогнозировать и видеть предмет в
его необычных функциях и связях, комбинировать известные способы или элементы с целью создания новых
систем.

§ *4.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Успех любого
исследования во многом определяется ме­тодологическими принципами психолого-педагогического исследования. Что же такое методология науки?

Это учение об
исходных положениях, принципах и спо­собах познания. Методология педагогики— это
учение о пе­дагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения.

  1. Методология
    педагогики включает в себя следующие по­ложения:
  2. —учение о структуре и
    функциях педагогического знания;
  3. —исходные,
    фундаментальные педагогические положения;
  4. —законы логики и
    методы педагогического исследования;
  5. —способы использования
    полученных знаний для совершенствования
    практики.

В методологическом знании
особенно важную роль играют принципы 

Источник: https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/salnikova-t-p-issledovatelskaa-deatelnost-studentov

1.5. Источники и условия исследовательского поиска

Стремление
педагогов к психолого-педагогическому
исследо­вательскому поиску в наше
время поддерживается всеми уровня­ми
управления образованием
.
Но одного стремления, даже осно­ванного
на осознании проблем, мало. Нужно
использовать источ­ники, подпитывающие
такой поиск, родники, из которых можно
почерпнуть для творческой переработки
подходы, образцы, идеи, методы и технологии.

Можно
выделить по крайней мере пять
таких источников.

1.
Общечеловеческие гуманистические идеи
и идеалы, отраженные в философии, религии,
искусстве, народных традициях
.
Воспита­ние,
активное стимулирование и поддержка
развития личности невозможны без
формирования нравственного идеала.

Между тем после крушения официальной
коммунистической идеологии и
ком­мунистических идеалов в обществе
и в среде педагогов ощущается идеологический
вакуум, острый кризис идеалов. Он в
определен­ной мере компенсируется
религиозной идеологией и религиоз­ным
сознанием. Однако такой выход приемлем
не для всех.

«Во что же верить? Как можно
воспитывать, если все идеалы низверг­нуты?»
— спрашивают педагоги. Думается, что
конструктивный ответ на этот вопрос
есть

Педагогические
идеалы должны быть связаны с непреходящи­ми
гуманистическим ценностями, с идеалами
человеколюбия, с культом личности (не
отдельной, а личности каждого).


Вера в человека, поиск путей его
максимальной реализа­ции, уважение
к растущей личности ребенка, к его
своеобразию и индивидуальности, к его
праву на свободное развитие и счас­тье
— это ядро любых прогрессивных
педагогических концепций прошлого и
настоящего.

2.
Достижения всего комплекса наук о
человеке
,
а также реко­мендации, вытекающие из
современных научных подходов, осо­бенно
рекомендации медицины, валеологии
(учения о здоро­вье), психологических
и педагогических наук, в том числе
соци­альной педагогики, социальной,
педагогической и возрастной психологии.

Существует
тот аргумент, что научные
педагогиче­ские знания не столь уж
важны, так как педагогика — не столько
наука, сколько искусство, а недостаток
знания педагог компен­сирует опытом
.

Практическая педагогика, конечно,
великое ис­кусство, где очень много
зависит от Мастера, но в основе этого
искусства лежат научные принципы,
подходы, системы. Если они выявлены,
если они используются, практика
существенно вы­игрывает, уменьшается
вероятность потерь и ошибок.

Противопо­ставлять научную теорию и
практику (искусство) — все равно что
противопоставлять теорию музыки,
музыкальную компози­цию, в конечном
счете — музыкальную грамотность
искусству исполнения. И несколько слов
о медицине и валеологии (науки о здоровье).
В полезности рекомендаций этих наук
мало кто сомне­вается.

Однако вся
практика воспитания и обучения очень
мед­ленно и неполно учитывает советы
и рекомендации, нацелен­ные на
сохранение здоровья, ищет способы
здоровьесберегающего образования.

3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе нова­торский

Передовой
опыт
является
наиболее близким и понятным ис­точником
подходов, решений, методов, организационных
форм. Диапазон его очень широк. Идет
небезуспешное возрождение тра­диций
прошлого отечественного опыта.
Восстанавливаются част­ные школы,
лицеи, гимназии, гувернерство, преподавание
рито­рики, бальных танцев, традиции
российского милосердия и бла­готворительности.

Постепенно открываются для нас и
сокровища мирового опыта, например
достижения вальдорфской школы и
педагогики, системы свободного воспитания
М. Монтессори, С. Френе. Все это чрезвычайно
важно.

Заметный след в отечествен­ной
практике обновления школы оставили
педагоги-новаторы или, как они сами себя
именуют, педагоги-экспериментаторы,
чей опыт широко пропагандировался на
рубеже 80-х и 90-х годов «Учитель­ской
газетой», «Комсомольской правдой»,
Центральным телеви­дением и другими
средствами массовой информации.

В этот
же период одна за другой стали выходить
книги педагогов-новато­ров, их статьи
и статьи о них в педагогических журналах.
В послед­ние годы интерес к их опыту
снизился, к тому же появился и ряд
критических публикаций, содержащих
обвинения и негативные оценки их опыта.

  • Попробуем
    с позиции современности, когда страсти
    вокруг новаторов несколько улеглись,
    дать объективную оценку их опы­та,
    его значения для обновления школы и
    развития психолого-педагогических
    наук.
  • Для
    оценки движения новаторов нужно
    определить, какие кон­кретные задачи
    они решили, какую роль выполнили.
  • В
    чем же конкретный вклад новаторов, их
    реальные заслуги перед отечественным
    образованием?

Первое.
Очень разные по творческому стилю (Ш.А.
Амонашвили — уникальный философ-гуманист,
психолог и педагог-практик, Е.Н.Ильин —
яркий импровизатор, В.Ф.Шаталов —
аналитик-алгоритмист. М.П.Щетинин —
романтик, Р.

Г. Хазанкин — эрудит и
систематик и т. д.), они
в противостоянии с фор­мализмом,
бюрократическими ограничениями и
унификацией от­стояли право педагога
на творческую самостоятельность, на
по­иск, на авторскую самобытность.

Второе.
Своей практикой они утвердили
гуманистические
идеи сотрудничества и сотворчества со
школьниками, внутренней сво­боды
формирующейся личности,

целесообразной помощи каж­дому и тем
самым проложили дорогу коренным
демократическим преобразованиям в
образовании, способствовали гуманизации
общества.

Третье.
Они
создали новые педагогические системы,
в каж­дой из которых найдено решение
определенных, очень актуаль­ных
педагогических проблем.

В.Ф.Шаталов показал, как с по­мощью
системы опорных сигналов можно выучить
всех и дать каждому ребенку «точку
опоры» в его жизненном самоутвержде­нии.
Ш. А.

Амонашвили удалось найти средства,
чтобы пробудить «серебряные колокольчики»
в душе каждого ребенка, не отбить у него
тягу к школе, знанию, учителю, обеспечить
его развитие. М. П.

Щетинин создал особенно
ценную для села новую форму образовательного
учреждения — школу-комплекс, не без
успеха вел поиски путей разностороннего
развития личности через
эмо­ционально-художественную
деятельность.

Жизненный
подвиг директора Сахновской средней
школы А. А.Захаренко заключался в том,
что он создал сельский культурно-образовательный
комплекс, доказал, что школа может
воз­родить село. А. А.

Католиков показал,
как реально скрасить сирот­ство и
обеспечить питомцам школы-интерната
полноценную жизнь, развитие, продолжение
образования. И. П. Волков сумел пробудить
творческое начало у каждого школьника.
С. Н.

Лысенкова создала систему ранней
педагогической пропедевтики по­средством
опережающего обучения в начальных
классах.

Пропедевтика
— (от греч . propaideuo — предварительно обучаю),
введение в какую-либо науку, предварительный
вводный курс, систематически изложенный
в сжатой и элементарной форме

Особо
следует подчеркнуть заслуги энтузиастов
и новаторов социальной педагогики,
преодолевших узкие традиции социаль­ной
помощи в рамках доставки пенсии и ухода
за престарелыми, утвердивших комплексный
подход к защите и реабилитации де­тей
и подростков, создавших комплексные
социально-педагоги­ческие и
социально-реабилитационные учреждения
(И. И. Рябов, С. 3. Ревзин, В. К. Волкова, Н.
А. Голиков и др.).

И
еще один штрих
.
В плеяде педагогов-новаторов, как это
ни странно на первый взгляд, большинство
мужчин. И это еще раз говорит о том, как
нужен школе умный и инициативный
педагог-мужчина
.
Педагоги-новаторы, если так можно
выразиться, защи­тили мужское
достоинство педагогики.

Нужно,
таким образом, судить о педагогах-новаторах
именно по тому позитивному вкладу,
который весьма весом, а не по от­дельным
срывам, неудачам или фактическим ошибкам.

4.
Педагогический потенциал коллектива
педагогов и обучаю­щихся, окружающей
социальной среды, производственных
пред­приятий, учреждений культуры и
медицины, правоохранитель­ных органов,
родителей, людей самых разных профессий,
жиз­ненных судеб и увлечений
.

Творческий
потенциал коллектива, конечно же,
создается твор­ческими личностями.

В нем вырабатываются собственные
тради­ции, свое отношение к ценностям,
к педагогическому поиску. Психологический
климат, коллективные установки и оценки,
взаимодействия разных по творческому
стилю и потенциалу лю­дей оказываются
либо стимулом, либо тормозом для развития
творчества и инициативы.

Теория
и практика социального воспитания
исходит из посыл­ки о том, что только
организация жизнедеятельности ребенка
в реальной социальной среде с участием
многих социальных ин­ститутов

(семья, предприятия, клубы, ассоциации,
творческие объединения, органы
правопорядка, учреждения физкультуры,
театры, кинотеатры и т.

д.) и
массы непрофессиональных педаго­гов

(прежде всего это родители) позволяет
полноценно вести обу­чение и воспитание.
Тут,
в непрофессиональной среде, можно
почерпнуть много идей, подходов, форм,
с успехом применимых и в школе, и во
внешкольной сфере.

Получили
уже
достаточно
широкое распространение
научные
общества учащихся, руково­димые
учеными, спортивные секции, которыми
руководят спорт­смены или тренеры,
художественные студии и т. д.

В образовании
«работают» идеи кибернетики, валеологии,
герменевтики (наука о понимании), ему
нужны новые подходы различных областей
науки и техники, человеческой практики.

Источник: https://studfile.net/preview/5914458/page:17/

Поисковая деятельность студента как модель его исследовательского мышления

Акматкулов А.А.1, Абакирова Г.Ж.2, Зикирова Г.А.3

1ORCID: 0000-0002-5498-0281, Доктор педагогических наук,

Читайте также:  Непрерывное образование - справочник студента

Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова, г.Бишкек;

2 Кандидат педагогических наук,

Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына, г. Бишкек;

3Кандидат педагогических наук,

Ошский технологический университет.  г.Ош

Поисковая деятельность студента как модель его исследовательского мышления

Аннотация

В статье  на основе выявления трудностей и недостатков в организации самостоятельной работы студентов  и определения резервов для их преодоления нами рекомендуется опыт активизации поисковой деятельности студентов при изучении сложных дисциплин.

Описана эффективность, разработанной авторами методики, на основе дидактического принципа сознательности и активности в начальных курсах с применением бинарных методов (БМ) обучения.

Подтверждено целесообразность введения в учебный процесс разработанной методики обучения при организации группового решения задач с применением учебной дискуссии.

А так же в статье отмечено, что учебная деятельность, осуществлявшееся при помощи предложенной методики, было принято студентами с большим интересом, преобладающие число студентов в ходе занятий  заметно активизировалось, на основе чего учебные дискуссии, побуждает обучаемых к регулярной учебе, развивает у них творческое начало, помогает им вырабатывать навыки исследовательского мышления.

Ключевые слова: принцип сознательности и активности, поисковая деятельность, учебная дискуссия, бинарные методы, методика обучения, исследовательское мышление.

Akmatkulov A.A.1, Abakirova G.Zh.2, Zikirova G.A.3

  • 1ORCID: 0000-0002-5498-0281, PhD in Pedagogy,
  • Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov, Bishkek;
  • 2PhD in Pedagogy,
  • Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek;
  • 3PhD in Pedagogy,
  • Osh Technological University, Osh
  • SEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AS MODEL OF THEIR RESEARCH THINKING
  • Abstract

Источник: https://research-journal.org/pedagogy/poiskovaya-deyatelnost-studenta-kak-model-ego-issledovatelskogo-myshleniya/

Структура исследовательской работы | Обучонок

Правильная структура исследовательской работы учащегося школы является одним из ключевых критериев ее оценивания, формирует у обучающихся навыки грамотного оформления индивидуальных работ, которые в последствии могут быть использованы в написании интересной научно-исследовательской работы.

В ином варианте смотри: структура исследовательского проекта

При описании проведенного исследования учащемуся школы необходимо пользоваться общепринятой структурой исследовательской работы. Следует четко определить, что будет содержаться во введении, что в основной части работы и что записать в заключении.

Согласно структуре после заключения научно-исследовательской работы прописывается список литературы и приложения.

Структура оформления исследовательской работы

Структура исследовательской работы школьника представляет собой следующее:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть (главы);
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения (при необходимости).

Титульный лист исследовательской работы

Первой страницей индивидуальной исследовательской работы является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также образовательное учреждение, в котором была написана учебно-исследовательская или научно-исследовательская работа. Существуют строгие правила оформления титульного листа исследовательской работы в школе.

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

  • полное наименование образовательной организации, в которой выполнена работа;
  • название работы, определяющее рамки проведенного исследования; название должно быть кратким и точно соответствовать содержанию исследования;
  • фамилия, имя, отчество обучающегося;
  • класс;
  • фамилия, инициалы, научные степени и звания руководителя исследовательской работы;
  • год и город —  внизу страницы, в центре.

Далее составляется оглавление, представляющее собой указание на основные элементы исследовательской работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.

Напротив всех заголовков в оглавлении исследовательской работы ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы. Заголовки в оглавлении исследовательской работы должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки, переформулировать их и менять поочередность.

В заголовках глав учебной исследовательской работы должна соблюдаться логика исследования. Художественные и вопросительные формы предложений не подходят в качестве заголовков глав и параграфов исследовательских работ школьников. Оглавление помещается в начале работы перед основной частью, чтобы сразу показать структуру исследовательской работы.

Введение исследовательской работы

Введение содержит все основные положения исследовательской работы в сжатой форме и входит в структуру.

Введение должно включать в себя:

  • актуальность исследования;
  • проблему исследования;
  • формулировку темы;
  • цель исследовательской работы;
  • объект, предмет исследования;
  • задачи, гипотезу;
  • методы исследования;
  • практическую значимость и новизну;
  • краткий анализ изученной литературы.

Тема исследовательской работы в школе должна быть оригинальной, с элементом неожиданности, подразумевать возможность относительно быстрого написания исследовательской работы, но при этом сохранять свою необычность и интерес.

Актуальность исследовательской работы – это те причины, по которым именно эту проблему нужно изучать в настоящее время.

Цель исследовательской работы формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Задачи исследовательской работы показывают, что автор работы собирается делать для достижения поставленной цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследовательской работы школьника. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.

Гипотеза исследовательской работы — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик, некое вероятное знание, но ещё не доказанное. Изначально гипотеза не утверждение и не опровержение — она просто не доказана.

В рамках введения также должны быть сформулированы объект и предмет исследовательской работы и проекта школьника, описаны методы исследования, используемые для достижения цели исследовательской работы, теоретическая значимость работы, выраженная описанием того, как могут применяться полученные результаты проведенного исследования в жизни человека и обществе, и практическая ценность результатов, указывающая на возможность их использования (где, когда и кем).

Новизна исследовательской работы определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач и гипотез.

Литературный обзор исследовательской работы – это краткое описание того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре литературы необходимо показать, что вы знакомы с областью исследований по нескольким источникам и что вами поставлена новая задача, отличная от других исследований.

Основная часть исследовательской работы учащихся

Согласно структуре основная часть исследовательской работы может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.

Во 2-3 главах описываются практические этапы работы, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Согласно структуре глава индивидуальной исследовательской работы завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Основная часть работы, представленная главами, содержит:

  • обзор литературы по теме и выбор направления исследований;
  • описание источников информации;
  • изложение общей концепции и основных методов исследования;
  • содержание теоретических и /или  экспериментальных исследований;
  • анализ и обобщение результатов исследований.

Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования.

Литературный обзор в теоретической части исследовательской работы начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы.

Также проводится сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме.

Литературный обзор теоретического раздела должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников.

В заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования.

Текст теоретической главы в исследовательской работе должен соответствовать требованиям:

  • достоверность и полнота информации;
  • наличие авторской оценки использованной информации;
  • логичность структуры;
  • ясность, четкость изложения;
  • композиционная целостность;
  • аргументированность выводов.

Первая часть практического раздела исследовательской работы содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи.

Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и проч.

При написании индивидуальной исследовательской работы и с учетом общепринятой структуры учащийся обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение школьника кратко,  логично и аргументировано излагать материал.

Заключение исследовательской работы

Заключение – это краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. В тексте заключения не должно быть развернутого описания полученных результатов или их содержания, это тезисы проделанной работы.

Ключевым требованием к написанию заключения является то, что в нем не должен повторяться текст выводов к каждой главе. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.

В структуру исследовательской работы также включены выводы к главам, которые должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.

Список использованной литературы

После  заключения размещается список использованной литературы — это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке. Библиографические ссылки в научно-исследовательской работе обучающегося употребляются при  цитировании, заимствованиях и упоминании того или иного документа.

Виды библиографических ссылок:

  • по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;
  • по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;
  • при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;
  • если объектов ссылки несколько — их объединяют в одну комплексную ссылку.

Приложения исследовательской работы

В приложении исследовательской работы учащихся помещаются все материалы, собранные в результате проведённых исследований, при обработке которых был получен достаточный объем схем, таблиц, рисунков и другие вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части. На помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте ученической исследовательской работы.

Источник: https://obuchonok.ru/node/5776

Научно-исследовательская работа студентов

  • Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
  • Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.
  • Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:
  • овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
  • обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
  • привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.
  1. Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.
  2. Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.
  3. Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.
  • Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
  • Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.

Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области экономических  и гуманитарных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кафедры или на научной конференции.

Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.

Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи.

Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.

Основные направления НИДС:

  • выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
  • создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
  • содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
  • обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
  • интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
  • проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах.

Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке  являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.

В университете реализуются разные формы НИДС.

НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:

  • выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
  • выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
  • изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.

НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:

  • работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
  • выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
  • участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
  • организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.

Основные составляющие НИР:

  • обеспечение сбалансированности исследований в области фундаментальных и прикладных наук как основы полноценного научного образования и качественной подготовки специалистов;
  • выполнение кафедральных тем НИР;
  • выполнение инициативных тем научных исследований;
  • внедрение научно-методических разработок в учебный процесс университета;
  • обмен результатами научных и научно-методических исследований в форме проведения межвузовских, региональных, республиканских и международных конференций, семинаров на базе университета, а также участие преподавателей и студентов в
  • конференциях, проводимых в других научных и учебных центрах;
  • повышение квалификации преподавателей через стажировки, курсы повышения квалификации вузов и т.п.;
  • научное и методическое сотрудничество с образовательными учреждениями региона;
  • организация редакционно-издательской деятельности университета;
  • организация научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС).

Источник: http://www.ueu.crimea.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov

Ссылка на основную публикацию