Диссертация – научно-исследовательская работа, в ходе которой автор глубоко погружается в тему, досконально изучает вопрос, а затем предлагает меры по совершенствованию и оптимизации ситуации, обосновывая их эффективность.
Для написания диссертации важно правильно и грамотно подобрать «информационный фундамент». Опытные исполнители рекомендуют исследователям использовать исключительно проверенные данные.
Какая литература подойдет для написания диссертационного исследования?
Поиск подходящей литературы – один из самых длительных и сложных этапов. По сути, от данного шага зависит дальнейшая судьба исследования.
Избыток или дефицит информации усложняет процесс написания научной работы: в одном случае автору следует долго изучать все источники.
Выбирать из них только достоверные, аргументированные и обоснованные, а в другом – нехватка материала усложняет процесс полноценного раскрытия темы.
Следует отметить, что диссертация строится исключительно на актуальных данных. Лучше всего, чтобы дата публикаций была свежей, не более 3–летней давности.
Требования, предъявляемые к литературе для написания диссертации
Основные критерии по подбору источников информации для написании диссертационного исследования отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011.
В этом документе отражены правила оформления списка литературы. Соблюдение указанных критериев обязательно и беспрекословно.
Малейшее нарушение чревато недопуском к защите. Диссертации основывается на большом объеме информации.
Поэтому в списке литературы должны быть отражены не менее 100-150 источников (до 600 штук), с которых были заимствованы сведения. Важно, чтобы в тексте присутствовали ссылки и сноски на эти фрагменты.
- Подобранная литература и сведения, взятые из нее, не должны вызывать серьезной критики, содержать разногласий.
- Все теории, методики и прочие данные должны быть в одном направлении, соприкасаться и отражать единое направление следования автора.
- Поэтому при подборе ресурсов необходимо тщательно изучать их, сопоставлять с другими труда ми, искать точки соприкосновения и пр.
Этапы поиска информации
Этап №1. Выбор и утверждение темы.
Уже на этой стадии у автора должны возникнуть вопросы относительно достаточности и доступности источников информации.
Важно, чтобы исследователь имел начальные представления о том, что ему предстоит рассматривать и изучать.
Такой подход упростит процесс написания диссертации. Не стоит выбирать сложную и малоизученную тему или слишком популярный вопрос.
Этап №2. Разработка и утверждение плана работы.
На данном этапе автор утверждает «скелет работы», конкретизирует, что он будет исследовать, какие методики рассматривать, что анализировать и пр. Здесь фактически задается «вектор» следования.
Этап №3. Поиск информации.
Для начала необходимо определить основные тезисы. Их можно почерпнуть в учебных пособиях, сборниках научных трудов.
- Далее подбирать материал следует исходя исключительно из актуальных ресурсов, недавно опубликованных трудов.
- Можно изучить теории от истоков (ранние) и действующие, сравнить их и поставить проблему исследования, определить распространенные методы решения.
- Важно, чтобы в ходе исследования автор мог решить текущую проблему, отразить целесообразность преобразований, эффективность предлагаемых мероприятий.
Решение проблемы может быть как стандартным, так и иррациональным. Важно, чтобы оно приносило выгоду, пользу.
К числу подходящих источников информации относят:
- учебные пособия;
- методические рекомендации;
- научные статьи;
- монографии;
- научные журналы;
- ВАК-издания;
- диссертации;
- данные с конференций;
- сборники научных трудов;
- электронные порталы;
- электронные библиотеки и фонды и пр.
Следует отметить, что долю учебников необходимо минимизировать. Диссертация должна строиться только на свежих ресурсах, отражать реальную текущую картину.
Авторы диссертаций могут использовать также международные труды, зарубежные материалы. Главным условием при этом – качественный перевод статей без искажения основного смысла.
Опытные исполнители рекомендуют искать сведения для написания диссертации на проверенных ресурсах в различных базах рефератов, диссертаций, на официальных сайтах министерств и государственных структур.
Литературу для диссертации можно искать самостоятельно, штудируя все возможные библиотеки, сайты и пр.
Также доверить столь ответственное поручение можно профессионалам из образовательного центра DissHelp.ru, которые готовы прийти на помощь в любое время года.
Таким образом, грамотно и правильно подобранная литература предопределяет успех на защите.
Она помогает автору разобраться в ситуации и разработать эффективный механизм устранения текущих дефектов, улучшить жизнь объекта (компании, отрасли или страны в целом).
Источник: https://disshelp.ru/blog/metodika-poiska-nauchnoj-literatury-dlya-napisaniya-dissertatsii/
Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов. — Виртуальный методический кабинет МОУ "СОШ №23" г. Воркуты. Библиотека
Содержание. 1
От
автора-составителя. 2
Глава
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 2
§ 1.
НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.. 2
§ 2.
ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.. 3
§ 3.
ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА.. 4
§
*4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ… 4
§ 5.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ.. 5
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 6
МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 6
Глава
2 ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.. 7
§ 1.
СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 7
§ 2.
ПОНЯТИЕ О ЛОГИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 7
§ 3.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ.. 8
§ 4.
ФУНКЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.. 9
§ 5.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ИССЛЕДОВАНИЮ… 10
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 11
МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 12
Глава
3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.. 13
§ 1.
ПОНЯТИЕ ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДАХ И МЕТОДИКАХ.. 13
§ 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ.. 14
§ 3.
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 14
§ 4.
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 15
§5.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ.. 16
§ 6.
«ВВЕДЕНИЕ» И «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» КУРСОВОЙ РАБОТЫ… 17
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 18
МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 18
Глава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 19
§ 1.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.. 19
§ 2.
ИЗУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА.. 20
§ 3.
ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ… 21
§ 4.
ОПЫТНАЯ РАБОТА.. 22
§ 5.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ… 22
§ 6.
ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ… 23
§ 7.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ… 24
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 24
МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 25
Глава 5 ОБОБЩЕНИЕ
И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 26
§ 1.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.. 26
§ 2.
ДОСТОВЕРНЫЕ И АРТЕФАКТНЫЕ ВЫВОДЫ… 26
§ 3.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ… 26
§ 4.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 27
§ 5.
ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ… 28
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ… 29
МАТЕРИАЛЫ
К ЗАЧЕТУ.. 30
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ… 31
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 36
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.. 37
Список использованной литературы.. 41
От
автора-составителя
В начале второй
половины прошлого века образование в России по многим параметрам занимало
лидирующее положение в мире.
Однако в последующие годы наша образовательная
система утратила динамизм.
Нарастали социально-экономические противоречия, а образовательная
система на них не реагировала.
Реформы
образования носили косметический характер,
и к концу века обнаружилось, что по ряду параметров наша школа стала отставать от зарубежной.
Долгое время в школе
преобладала установка на унификацию, на единые стандарты, на подавляющий приоритет коллективного начала,
что приводило к определенной нивелировке личности учащегося, недостаточному
раскрытию ее
самобытности, активности, инициативы, творческого потенциала. Наша
школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все
проблемы своими силами.
Однако, несмотря на
все трудности, система российского образования выжила и сохранила свой высокий
мировой статус. Более того, наше образование приобрело новые качества: стало более
мобильным, демократичным и вариативным.
Происходит серьезное
изменение целей образования и критериев его эффективности. Не качество и не
объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка
к сложностям жизни становятся ведущей целью
образования.
Изменяются содержание
образования, его культурологическая база, повышается роль гуманитарного
знания как основы развития личности, осуществляется постепенный переход от
одинакового для всех содержания к вариативному, дифференцированному и, более того,
индивидуализированному.
Появились разнообразные формы образования и типы образовательных
учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, высшие профтехучилища,
комплексные
образовательные учреждения и др. Наряду с уроками проводятся семинары, лекции,
комплексные занятия, практикумы, диспуты и др.
Все это
свидетельствует о переходе от регламентированного, авторитарного обучения к
гуманистическому, ненасильственному, свободному воспитанию, основанному на Добровольном выборе форм
деятельности, инициативе и взаимном доверии воспитателей и воспитанников.
Освоение новых форм
и методов образования предполагает
изменения и в методике подготовки кадров. Педагогический процесс — явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни.
Возникающие проблемы все менее
поддаются решению привычными способами, поэтому повышается значение таких
видов учебной деятельности студентов, как рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы.
Выполняя их, студенты
не только используют научные знания, но и в определенной степени производят
их. Такое умение составляет содержание методологической культуры педагога.
Методологическая
культура — это, прежде всего, стиль мышления, специфический для сферы
образования. Он предполагает знание педагогом определенных методологических норм и правил научного
познания, умение их применять в процессе решения педагогических задач.
Методологическая
культура включает овладение логикой и методами психолого-педагогического
исследования. Работа с научной литературой и исследовательская деятельность
являются
необходимой частью учебного процесса.
Реферат, курсовая работа,
выпускная квалификационная работа — виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов,
доказательством их знаний по
избранной теме или проблеме.
Предлагаемое учебное пособие содержит
методические материалы, предназначенные для
использования в педагогических
колледжах, Оно включает пять теоретических тем, практические и
контрольные задания, дидактические материалы,
терминологический словарь.
Теоретический
материал раскрывает основные подходы к организации и осуществлению
психолого-педагогических исследований и рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ.
Практические и
контрольные задания предназначены для использования как на занятиях, так и в
самостоятельной работе. Владение научной лексикой является основой исследовательской работы,
поэтому знакомство с терминами и понятиями, введение их в оборот необходимо студентам.
Дидактические
материалы включают нормативные документы, которые необходимо знать студентам и
преподавателям. Приведенные выдержки из курсовых работ предназначены для анализа и обсуждения.
В приложениях 1—3
помещены документы и рекомендации по рецензированию и оценке курсовых и выпускных квалификационных работ.
Глава 1 ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе развития
могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом,
человеческое сознание и др., поэтому все они могут стать предметами научного
исследования.
Наука — специфическая
форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания. Она
ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в
процессе человеческой деятельности.
Предметный и
объективный способы изучения мира, характерные для науки, отличают ее от иных способов познания. Отражая мир объективно, наука в то же время
составляет лишь одну из сфер
жизнедеятельности и творчества, она
взаимодействует с моралью, религией, философией, искусством и др.
Наука может опираться
на наличные формы обыденного познания объектов, но ей нужна особая практика, с помощью которой
проверяется истинность знаний. Такой практикой является научный эксперимент.
Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте, остальные связываются между собой
логическими связями.
В итоге возникают присущие науке характеристики: системная
организация, обоснованность и
доказанность знания.
В развитии научного
знания можно выделить стадию пред-науки и собственно науки. На первой
стадии зарождающаяся наука еще не выходит за рамки наличной практики.
Она моделирует изменение
объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные
состояния. Связи и отношения, операции с объектами также черпаются из практики,
выступая как схемы практических действий.
Такой характер имели, например,
геометрические знания древних
египтян.
Переход к собственно
науке связан с новым способом формирования
идеальных объектов и их связей, моделирующих
практику.
Они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций на основе
ранее созданных идеальных объектов.
Построенные на таких связях, модели выступают в качестве гипотез,
которые затем, получив обоснование,
превращаются в теоретические схемы
изучаемой предметной области.
Наука является одним из наиболее мощных и
влиятельных явлений, и независимо от того,
являемся ли мы учеными или нет, для нас чрезвычайно важно иметь
представление о том, что такое наука и
научный метод.
Познание в
классической философии — это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в
восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действительности.
Современную неклассическую философию отличает интерпретация познания как творческой
деятельности. Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение
достоверных знаний о мире.
В структуре
познавательного процесса выделяют чувственный и рациональный уровни. Чувственное
познание (его основные формы:
ощущение, восприятие и представление) является
результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что
обуславливает конкретность, индивидуальность
и ситуативность получаемого знания.
Чувственный уровень познания особое
значение имеет в искусстве и обыденной
практике. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и др.
Именно рациональное
познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия.
- Выделяют различные формы познания:
- — направленное на
получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление); - —
направленное на получение знания, существующего вне индивидуального
субъекта (тексты или созданные человеком вещи). - Следует различать также обыденное,
мифологическое, философское, художественное
и научное познание. - Познание считается
активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего.
Особая форма познания
— учебная деятельность. Усвоение накопленного человечеством богатства
знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам познания как
открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность,
сталкивающаяся с проблемами и решающая их.
§ 2. ПОНЯТИЕ
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
- В сфере образования
проводятся разные по тематике и предметной направленности исследования:
психологические, социологические,
валеологические, педагогические. - Психологические
исследования направлены на поиск эффективных механизмов психического развития и определяют исходные позиции
для использования индивидуального и личностно-ориентированного подходов в
обучении и воспитании. - Социологические
исследования помогают выявить запросы населения, отношение родителей и
общественности к тем или иным новшествам, вводимым в образовательном учреждении или
образовательной системе. - Исследования
валеологического и медицинского характера направлены на поиски
вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и
воспитанников.
Весьма разноплановы
и многофункциональны педагогические исследования. Они охватывают
историю, философию, педагогику, социологию, методику и др. Практически все прикладные
исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса,
носят комплексный характер.
В последние
десятилетия стали приоритетными задачи развития личности. В связи с этим любое
исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, т.е.
раскрывать
и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования,
педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации,
творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового
психического и физического
развития.
При этом
педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику. В нем идет речь о
педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении
образовательным процессом, в котором обязательно участвуют педагог и
воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются
учебно-воспитательные задачи.
§ 3.
ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА
- Психолого-педагогический
исследовательский поиск невозможен без использования источников, из которых можно
почерпнуть информацию для творческой переработки. Можно выделить по крайней
мере три таких источника: - —
общечеловеческие гуманистические идеалы; - —
рекомендации, основанные на современных уровнях развития
психологических и педагогических наук, а также медицины и валеологии (учения о
здоровье); - —
передовой
опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский.
Общечеловеческие
гуманистические идеи и идеалы отражены в философии, религии, искусстве,
народных традициях. Воспитание, активное стимулирование и поддержка развития личности
невозможны без формирования нравственного идеала. Педагогические идеалы
должны быть связаны с культом личности, но не отдельной, а личности каждого.
Вера в человека,
поиск путей его максимальной реализации, уважение к личности ребенка, его
своеобразию и индивидуальности,
к его праву на свободное развитие и счастье
— это основа любых прогрессивных педагогических концепций прошлого и настоящего. Нужно учитывать,
что школа должна выполнять не только
сегодняшний, но и обязательно перспективный
социальный заказ и сделать это так, чтобы не упустить главного — личностного ориентира, запросов и потребностей
родителей и самих детей.
В исследованиях
используются достижения наук о человеке, в том числе психологии и педагогики.
Психология изучает природу и закономерности развития психики, социальная психология
— особенности поведения и взаимодействия личности в составе групп, а
педагогическая психология — особенности развития личности в условиях обучения и воспитания.
Педагогика изучает условия, способы и закономерности направленного
преобразования психики человека, поэтому иной, чем психология, научной основы для развития образования, для практики
обучения и воспитания просто не
существует.
Психология может существовать и
развиваться и без педагогики, но ее практические результаты в таком случае оказываются
ограниченными. Но вот педагогике без психологии обойтись невозможно.
Психологические знания являются ядром любой педагогической отрасли и любой педагогической
системы, ибо без знаний о психике и закономерностях ее развития ни о каких
серьезных принципах
и средствах педагогической работы вести речь невозможно.
Передовой опыт является наиболее
близким и понятным источником информации о подходах, решениях, методах, организационных
формах. Диапазон его очень широк. Работы классиков педагогической мысли и
известных современных педагогов СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.Н.
Скаткина, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Е.Н.
Ильина, В.Ф. Шаталова и многих
других составляют
золотой фонд нашей педагогики. В них развиваются идеи личностного,
деятельностного, индивидуально-дифференцированного
подхода к обучению и воспитанию, способы
оптимизации содержания и методики развивающего обучения. Все это чрезвычайно важно на современном этапе
развития образования.
Непременным условием
успешности исследований является потенциал педагогического коллектива,
который создается творческими личностями. В таких коллективах вырабатываются
собственные традиции, свое отношение к ценностям, педагогическому поиску.
Психологический климат, коллективные установки и оценки оказываются либо стимулом, либо тормозом
для развития творчества и инициативы.
Творческий потенциал
личности педагога проявляется во внутренних источниках творческого поиска: воображении, фантазии, умении прогнозировать и видеть предмет в
его необычных функциях и связях, комбинировать известные способы или элементы с целью создания новых
систем.
§ *4.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Успех любого
исследования во многом определяется методологическими принципами психолого-педагогического исследования. Что же такое методология науки?
Это учение об
исходных положениях, принципах и способах познания. Методология педагогики— это
учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения.
- Методология
педагогики включает в себя следующие положения: - —учение о структуре и
функциях педагогического знания; - —исходные,
фундаментальные педагогические положения; - —законы логики и
методы педагогического исследования; - —способы использования
полученных знаний для совершенствования
практики.
В методологическом знании
особенно важную роль играют принципы
Источник: https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/salnikova-t-p-issledovatelskaa-deatelnost-studentov
1.5. Источники и условия исследовательского поиска
Стремление
педагогов к психолого-педагогическому
исследовательскому поиску в наше
время поддерживается всеми уровнями
управления образованием.
Но одного стремления, даже основанного
на осознании проблем, мало. Нужно
использовать источники, подпитывающие
такой поиск, родники, из которых можно
почерпнуть для творческой переработки
подходы, образцы, идеи, методы и технологии.
Можно
выделить по крайней мере пять
таких источников.
1.
Общечеловеческие гуманистические идеи
и идеалы, отраженные в философии, религии,
искусстве, народных традициях.
Воспитание,
активное стимулирование и поддержка
развития личности невозможны без
формирования нравственного идеала.
Между тем после крушения официальной
коммунистической идеологии и
коммунистических идеалов в обществе
и в среде педагогов ощущается идеологический
вакуум, острый кризис идеалов. Он в
определенной мере компенсируется
религиозной идеологией и религиозным
сознанием. Однако такой выход приемлем
не для всех.
«Во что же верить? Как можно
воспитывать, если все идеалы низвергнуты?»
— спрашивают педагоги. Думается, что
конструктивный ответ на этот вопрос
есть
Педагогические
идеалы должны быть связаны с непреходящими
гуманистическим ценностями, с идеалами
человеколюбия, с культом личности (не
отдельной, а личности каждого).
Вера в человека, поиск путей его
максимальной реализации, уважение
к растущей личности ребенка, к его
своеобразию и индивидуальности, к его
праву на свободное развитие и счастье
— это ядро любых прогрессивных
педагогических концепций прошлого и
настоящего.
2.
Достижения всего комплекса наук о
человеке,
а также рекомендации, вытекающие из
современных научных подходов, особенно
рекомендации медицины, валеологии
(учения о здоровье), психологических
и педагогических наук, в том числе
социальной педагогики, социальной,
педагогической и возрастной психологии.
Существует
тот аргумент, что научные
педагогические знания не столь уж
важны, так как педагогика — не столько
наука, сколько искусство, а недостаток
знания педагог компенсирует опытом.
Практическая педагогика, конечно,
великое искусство, где очень много
зависит от Мастера, но в основе этого
искусства лежат научные принципы,
подходы, системы. Если они выявлены,
если они используются, практика
существенно выигрывает, уменьшается
вероятность потерь и ошибок.
Противопоставлять научную теорию и
практику (искусство) — все равно что
противопоставлять теорию музыки,
музыкальную композицию, в конечном
счете — музыкальную грамотность
искусству исполнения. И несколько слов
о медицине и валеологии (науки о здоровье).
В полезности рекомендаций этих наук
мало кто сомневается.
Однако вся
практика воспитания и обучения очень
медленно и неполно учитывает советы
и рекомендации, нацеленные на
сохранение здоровья, ищет способы
здоровьесберегающего образования.
3. Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе новаторский
Передовой
опытявляется
наиболее близким и понятным источником
подходов, решений, методов, организационных
форм. Диапазон его очень широк. Идет
небезуспешное возрождение традиций
прошлого отечественного опыта.
Восстанавливаются частные школы,
лицеи, гимназии, гувернерство, преподавание
риторики, бальных танцев, традиции
российского милосердия и благотворительности.
Постепенно открываются для нас и
сокровища мирового опыта, например
достижения вальдорфской школы и
педагогики, системы свободного воспитания
М. Монтессори, С. Френе. Все это чрезвычайно
важно.
Заметный след в отечественной
практике обновления школы оставили
педагоги-новаторы или, как они сами себя
именуют, педагоги-экспериментаторы,
чей опыт широко пропагандировался на
рубеже 80-х и 90-х годов «Учительской
газетой», «Комсомольской правдой»,
Центральным телевидением и другими
средствами массовой информации.
В этот
же период одна за другой стали выходить
книги педагогов-новаторов, их статьи
и статьи о них в педагогических журналах.
В последние годы интерес к их опыту
снизился, к тому же появился и ряд
критических публикаций, содержащих
обвинения и негативные оценки их опыта.
-
Попробуем
с позиции современности, когда страсти
вокруг новаторов несколько улеглись,
дать объективную оценку их опыта,
его значения для обновления школы и
развития психолого-педагогических
наук. -
Для
оценки движения новаторов нужно
определить, какие конкретные задачи
они решили, какую роль выполнили. -
В
чем же конкретный вклад новаторов, их
реальные заслуги перед отечественным
образованием?
Первое.
Очень разные по творческому стилю (Ш.А.
Амонашвили — уникальный философ-гуманист,
психолог и педагог-практик, Е.Н.Ильин —
яркий импровизатор, В.Ф.Шаталов —
аналитик-алгоритмист. М.П.Щетинин —
романтик, Р.
Г. Хазанкин — эрудит и
систематик и т. д.), они
в противостоянии с формализмом,
бюрократическими ограничениями и
унификацией отстояли право педагога
на творческую самостоятельность, на
поиск, на авторскую самобытность.
Второе.
Своей практикой они утвердили
гуманистические
идеи сотрудничества и сотворчества со
школьниками, внутренней свободы
формирующейся личности,
целесообразной помощи каждому и тем
самым проложили дорогу коренным
демократическим преобразованиям в
образовании, способствовали гуманизации
общества.
Третье.
Они
создали новые педагогические системы,
в каждой из которых найдено решение
определенных, очень актуальных
педагогических проблем.
В.Ф.Шаталов показал, как с помощью
системы опорных сигналов можно выучить
всех и дать каждому ребенку «точку
опоры» в его жизненном самоутверждении.
Ш. А.
Амонашвили удалось найти средства,
чтобы пробудить «серебряные колокольчики»
в душе каждого ребенка, не отбить у него
тягу к школе, знанию, учителю, обеспечить
его развитие. М. П.
Щетинин создал особенно
ценную для села новую форму образовательного
учреждения — школу-комплекс, не без
успеха вел поиски путей разностороннего
развития личности через
эмоционально-художественную
деятельность.
Жизненный
подвиг директора Сахновской средней
школы А. А.Захаренко заключался в том,
что он создал сельский культурно-образовательный
комплекс, доказал, что школа может
возродить село. А. А.
Католиков показал,
как реально скрасить сиротство и
обеспечить питомцам школы-интерната
полноценную жизнь, развитие, продолжение
образования. И. П. Волков сумел пробудить
творческое начало у каждого школьника.
С. Н.
Лысенкова создала систему ранней
педагогической пропедевтики посредством
опережающего обучения в начальных
классах.
Пропедевтика
— (от греч . propaideuo — предварительно обучаю),
введение в какую-либо науку, предварительный
вводный курс, систематически изложенный
в сжатой и элементарной форме
Особо
следует подчеркнуть заслуги энтузиастов
и новаторов социальной педагогики,
преодолевших узкие традиции социальной
помощи в рамках доставки пенсии и ухода
за престарелыми, утвердивших комплексный
подход к защите и реабилитации детей
и подростков, создавших комплексные
социально-педагогические и
социально-реабилитационные учреждения
(И. И. Рябов, С. 3. Ревзин, В. К. Волкова, Н.
А. Голиков и др.).
И
еще один штрих.
В плеяде педагогов-новаторов, как это
ни странно на первый взгляд, большинство
мужчин. И это еще раз говорит о том, как
нужен школе умный и инициативный
педагог-мужчина.
Педагоги-новаторы, если так можно
выразиться, защитили мужское
достоинство педагогики.
Нужно,
таким образом, судить о педагогах-новаторах
именно по тому позитивному вкладу,
который весьма весом, а не по отдельным
срывам, неудачам или фактическим ошибкам.
4.
Педагогический потенциал коллектива
педагогов и обучающихся, окружающей
социальной среды, производственных
предприятий, учреждений культуры и
медицины, правоохранительных органов,
родителей, людей самых разных профессий,
жизненных судеб и увлечений.
Творческий
потенциал коллектива, конечно же,
создается творческими личностями.
В нем вырабатываются собственные
традиции, свое отношение к ценностям,
к педагогическому поиску. Психологический
климат, коллективные установки и оценки,
взаимодействия разных по творческому
стилю и потенциалу людей оказываются
либо стимулом, либо тормозом для развития
творчества и инициативы.
Теория
и практика социального воспитания
исходит из посылки о том, что только
организация жизнедеятельности ребенка
в реальной социальной среде с участием
многих социальных институтов
(семья, предприятия, клубы, ассоциации,
творческие объединения, органы
правопорядка, учреждения физкультуры,
театры, кинотеатры и т.
д.) и
массы непрофессиональных педагогов
(прежде всего это родители) позволяет
полноценно вести обучение и воспитание.
Тут,
в непрофессиональной среде, можно
почерпнуть много идей, подходов, форм,
с успехом применимых и в школе, и во
внешкольной сфере.
Получили
уже достаточно
широкое распространение научные
общества учащихся, руководимые
учеными, спортивные секции, которыми
руководят спортсмены или тренеры,
художественные студии и т. д.
В образовании
«работают» идеи кибернетики, валеологии,
герменевтики (наука о понимании), ему
нужны новые подходы различных областей
науки и техники, человеческой практики.
Источник: https://studfile.net/preview/5914458/page:17/
Поисковая деятельность студента как модель его исследовательского мышления
Акматкулов А.А.1, Абакирова Г.Ж.2, Зикирова Г.А.3
1ORCID: 0000-0002-5498-0281, Доктор педагогических наук,
Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова, г.Бишкек;
2 Кандидат педагогических наук,
Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына, г. Бишкек;
3Кандидат педагогических наук,
Ошский технологический университет. г.Ош
Поисковая деятельность студента как модель его исследовательского мышления
Аннотация
В статье на основе выявления трудностей и недостатков в организации самостоятельной работы студентов и определения резервов для их преодоления нами рекомендуется опыт активизации поисковой деятельности студентов при изучении сложных дисциплин.
Описана эффективность, разработанной авторами методики, на основе дидактического принципа сознательности и активности в начальных курсах с применением бинарных методов (БМ) обучения.
Подтверждено целесообразность введения в учебный процесс разработанной методики обучения при организации группового решения задач с применением учебной дискуссии.
А так же в статье отмечено, что учебная деятельность, осуществлявшееся при помощи предложенной методики, было принято студентами с большим интересом, преобладающие число студентов в ходе занятий заметно активизировалось, на основе чего учебные дискуссии, побуждает обучаемых к регулярной учебе, развивает у них творческое начало, помогает им вырабатывать навыки исследовательского мышления.
Ключевые слова: принцип сознательности и активности, поисковая деятельность, учебная дискуссия, бинарные методы, методика обучения, исследовательское мышление.
Akmatkulov A.A.1, Abakirova G.Zh.2, Zikirova G.A.3
- 1ORCID: 0000-0002-5498-0281, PhD in Pedagogy,
- Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov, Bishkek;
- 2PhD in Pedagogy,
- Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek;
- 3PhD in Pedagogy,
- Osh Technological University, Osh
- SEARCH ACTIVITY OF STUDENTS AS MODEL OF THEIR RESEARCH THINKING
- Abstract
Источник: https://research-journal.org/pedagogy/poiskovaya-deyatelnost-studenta-kak-model-ego-issledovatelskogo-myshleniya/
Структура исследовательской работы | Обучонок
Правильная структура исследовательской работы учащегося школы является одним из ключевых критериев ее оценивания, формирует у обучающихся навыки грамотного оформления индивидуальных работ, которые в последствии могут быть использованы в написании интересной научно-исследовательской работы.
В ином варианте смотри: структура исследовательского проекта
При описании проведенного исследования учащемуся школы необходимо пользоваться общепринятой структурой исследовательской работы. Следует четко определить, что будет содержаться во введении, что в основной части работы и что записать в заключении.
Согласно структуре после заключения научно-исследовательской работы прописывается список литературы и приложения.
Структура оформления исследовательской работы
Структура исследовательской работы школьника представляет собой следующее:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть (главы);
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения (при необходимости).
Титульный лист исследовательской работы
Первой страницей индивидуальной исследовательской работы является титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор(-ы) и руководитель, а также образовательное учреждение, в котором была написана учебно-исследовательская или научно-исследовательская работа. Существуют строгие правила оформления титульного листа исследовательской работы в школе.
Титульный лист должен содержать следующие сведения:
- полное наименование образовательной организации, в которой выполнена работа;
- название работы, определяющее рамки проведенного исследования; название должно быть кратким и точно соответствовать содержанию исследования;
- фамилия, имя, отчество обучающегося;
- класс;
- фамилия, инициалы, научные степени и звания руководителя исследовательской работы;
- год и город — внизу страницы, в центре.
Далее составляется оглавление, представляющее собой указание на основные элементы исследовательской работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.
Напротив всех заголовков в оглавлении исследовательской работы ставятся номера страниц, с которых начинаются разделы. Заголовки в оглавлении исследовательской работы должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки, переформулировать их и менять поочередность.
В заголовках глав учебной исследовательской работы должна соблюдаться логика исследования. Художественные и вопросительные формы предложений не подходят в качестве заголовков глав и параграфов исследовательских работ школьников. Оглавление помещается в начале работы перед основной частью, чтобы сразу показать структуру исследовательской работы.
Введение исследовательской работы
Введение содержит все основные положения исследовательской работы в сжатой форме и входит в структуру.
Введение должно включать в себя:
- актуальность исследования;
- проблему исследования;
- формулировку темы;
- цель исследовательской работы;
- объект, предмет исследования;
- задачи, гипотезу;
- методы исследования;
- практическую значимость и новизну;
- краткий анализ изученной литературы.
Тема исследовательской работы в школе должна быть оригинальной, с элементом неожиданности, подразумевать возможность относительно быстрого написания исследовательской работы, но при этом сохранять свою необычность и интерес.
Актуальность исследовательской работы – это те причины, по которым именно эту проблему нужно изучать в настоящее время.
Цель исследовательской работы формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
Задачи исследовательской работы показывают, что автор работы собирается делать для достижения поставленной цели. Формулировка задач тесно связана со структурой исследовательской работы школьника. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.
Гипотеза исследовательской работы — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик, некое вероятное знание, но ещё не доказанное. Изначально гипотеза не утверждение и не опровержение — она просто не доказана.
В рамках введения также должны быть сформулированы объект и предмет исследовательской работы и проекта школьника, описаны методы исследования, используемые для достижения цели исследовательской работы, теоретическая значимость работы, выраженная описанием того, как могут применяться полученные результаты проведенного исследования в жизни человека и обществе, и практическая ценность результатов, указывающая на возможность их использования (где, когда и кем).
Новизна исследовательской работы определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач и гипотез.
Литературный обзор исследовательской работы – это краткое описание того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре литературы необходимо показать, что вы знакомы с областью исследований по нескольким источникам и что вами поставлена новая задача, отличная от других исследований.
Основная часть исследовательской работы учащихся
Согласно структуре основная часть исследовательской работы может состоять из 2-3 глав. Глава 1 обычно содержит итоги анализа теоретического материала, полученного из литературных источников по исследуемой проблеме, здесь подробно рассматриваются методика и техника исследования.
Во 2-3 главах описываются практические этапы работы, интерпретируются теоретические данные, выявляются определенные закономерности в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Согласно структуре глава индивидуальной исследовательской работы завершается выводами. Каждый элемент основной части исследования представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.
Основная часть работы, представленная главами, содержит:
- обзор литературы по теме и выбор направления исследований;
- описание источников информации;
- изложение общей концепции и основных методов исследования;
- содержание теоретических и /или экспериментальных исследований;
- анализ и обобщение результатов исследований.
Первая глава основной части является теоретическим разделом, подразумевает краткое систематизированное изложение и творческое осмысление истории развития вопроса, раскрытие понятие и сущности изучаемого явления, уточнение формулировок, рассмотрение существующих методических подходов к анализу вопроса данного исследования.
Литературный обзор в теоретической части исследовательской работы начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы.
Также проводится сравнительный анализ разных точек зрения авторов по исследуемой теме.
Литературный обзор теоретического раздела должен быть представлен в виде изложения своих впечатлений об изученном материале, уместно дополненном цитатами из авторитетных источников.
В заключении раздела приводится характеристика состояния проблемы и выделяются дискуссионные вопросы, из которых определяется актуальность исследования.
Текст теоретической главы в исследовательской работе должен соответствовать требованиям:
- достоверность и полнота информации;
- наличие авторской оценки использованной информации;
- логичность структуры;
- ясность, четкость изложения;
- композиционная целостность;
- аргументированность выводов.
Первая часть практического раздела исследовательской работы содержит описание методов исследования и алгоритмов решения поставленных в работе задач, а также описание организации и содержания исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.
Во второй части практического исследования излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи.
Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными исследованиями отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований и проч.
При написании индивидуальной исследовательской работы и с учетом общепринятой структуры учащийся обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.
В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, позволяющие четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение школьника кратко, логично и аргументировано излагать материал.
Заключение исследовательской работы
Заключение – это краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. В тексте заключения не должно быть развернутого описания полученных результатов или их содержания, это тезисы проделанной работы.
Ключевым требованием к написанию заключения является то, что в нем не должен повторяться текст выводов к каждой главе. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Необходимо отметить степень достижения цели, результаты проверки условий гипотезы, обозначить перспективы дальнейших исследований.
В структуру исследовательской работы также включены выводы к главам, которые должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенного исследования.
Список использованной литературы
После заключения размещается список использованной литературы — это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке. Библиографические ссылки в научно-исследовательской работе обучающегося употребляются при цитировании, заимствованиях и упоминании того или иного документа.
Виды библиографических ссылок:
- по составу элементов ссылка может быть полной или краткой;
- по месту расположения различают внутритекстовые, подстрочные, затекстовые ссылки;
- при повторе ссылок на один и тот же объект различают первичные и вторичные ссылки;
- если объектов ссылки несколько — их объединяют в одну комплексную ссылку.
Приложения исследовательской работы
В приложении исследовательской работы учащихся помещаются все материалы, собранные в результате проведённых исследований, при обработке которых был получен достаточный объем схем, таблиц, рисунков и другие вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части. На помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте ученической исследовательской работы.
Источник: https://obuchonok.ru/node/5776
Научно-исследовательская работа студентов
- Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
- Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.
- Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:
- овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
- обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
- привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.
- Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.
- Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.
- Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.
- Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
- Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.
Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области экономических и гуманитарных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кафедры или на научной конференции.
Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.
Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи.
Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.
Основные направления НИДС:
- выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
- создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
- содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
- обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
- интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
- проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах.
Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.
В университете реализуются разные формы НИДС.
НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:
- выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
- выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
- изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.
НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:
- работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
- выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
- участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
- организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.
Основные составляющие НИР:
- обеспечение сбалансированности исследований в области фундаментальных и прикладных наук как основы полноценного научного образования и качественной подготовки специалистов;
- выполнение кафедральных тем НИР;
- выполнение инициативных тем научных исследований;
- внедрение научно-методических разработок в учебный процесс университета;
- обмен результатами научных и научно-методических исследований в форме проведения межвузовских, региональных, республиканских и международных конференций, семинаров на базе университета, а также участие преподавателей и студентов в
- конференциях, проводимых в других научных и учебных центрах;
- повышение квалификации преподавателей через стажировки, курсы повышения квалификации вузов и т.п.;
- научное и методическое сотрудничество с образовательными учреждениями региона;
- организация редакционно-издательской деятельности университета;
- организация научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС).
Источник: http://www.ueu.crimea.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov