Учение з.фрейда — справочник студента

 «Мировоззрение, основанное на науке, кроме утверждения реального внешнего мира, имеет существенные черты отрицания, как-то: ограничение истиной, отказ от иллюзий»

З. Фрейд

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

 Учение З.Фрейда - Справочник студентаЭ. Фромм. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния: Пер. с англ. – М.: Весь мир., 1996., 144 с. – ( Серия «Библиотека психоанализа»).

В этой книге Э. Фромм, знаменитый американский неофрейдист, дает анализ личности основателя психоанализа, великого австрийского ученого Зигмунда Фрейда.

Данное исследование выгодно отличается от других биографий З.

Фрейда, написанных его учениками и последователями, своей объективностью и непредвзятостью – Фромм описывает как сильные, так и слабые стороны личности Фрейда. Книга адресована широкому кругу читателей.

 Учение З.Фрейда - Справочник студентаЗигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия: учебное пособие/ соств. Вал.А. Луков, Вл. А. с. Луков. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 416 с.

Учебное пособие посвящено жизни и трудам выдающегося австрийского ученого и социального мыслителя, основоположника психоаналитического направления в современной психологии, культурологии, социологии, социальной антропологии Зигмунда Фрейда.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Принципы анри файоля - справочник студента

Оценим за полчаса!

В книге композиционно объединены биографическая хроника, обширные фрагменты из всех основных работ Фрейда, конспективное изложение значительного числа его произведений, а также материалы, позволяющие воссоздать время и обстоятельства их написания, борьбу вокруг идей фрейдизма.

Хроника-хрестоматия — это тип учебного пособия, рассчитанный на активную самостоятельную работу студента, аргументацию своей позиции по спорным вопросам, включенным в образовательные программы.

Книга предназначена для студентов педагогических вузов, а также для преподавателей и всех, интересующихся фрейдизмом.

 Учение З.Фрейда - Справочник студентаЗигмунд Фрейд. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. – СПб.: Алетейя, 1999. – 252 с.

В очередной том собрания сочинений выдающегося психолога и мыслителя, основателя психоанализа З.

Фрейда вошла одна из его главных теоретических работ «Основные психологические теории в психоанализе», формулирующая и раскрывающая наиболее существенные, базовые понятия и теории «классического психоанализа», а также «Очерк истории психоанализа» о первых десятилетиях возникновения и развития психоаналитического движения. Написанные ярким, доступным слогом, эти работы привлекут к себе внимание не только специалистов, но самого широкого круга читателей. 

 Учение З.Фрейда - Справочник студентаЗигмунд Фрейд. Психоанализ и детские неврозы. – СПб.: Алетейя, 2000. – 296 с.

З. Фрейд – выдающийся австрийский врач и психолог, основатель и крупнейший деятель психоанализа. Работы по детским неврозам, включенные в этот сборник, являются блестящим доказательством практической эффективности психоанализа. Написанные живым, доступным языком, данные работы доставят истинное удовольствие не только специалистам, но и самому широкому кругу читателей.

 Учение З.Фрейда - Справочник студентаЗигмунд Фрейд. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. – СПб: Алетейя, 1997. – 295 с.

Сборник работ выдающегося психолога З.

Фрейда под общим названием «Психоанализ и культура…» включает в себя сочинения разных лет и на разные темы – психология творчества («Леонардо да Винчи»), психологические основы религии («Будущее одной иллюзии»), а также общетеоретические работы («Психологические этюды»).

Но все эти работы объединяет единый методологический подход к решению проблем и общая направленность – описание многообразия феноменов человеческой культуры. В этом сборнике З. Фрейд предстает как блестящий мыслитель и культуролог, не лишенный дара предвиденья.

 Учение З.Фрейда - Справочник студентаЗигмунд Фрейд. Психоанализ. Хрестоматия/ сост. и общая ред. В.М. Лейбина. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»). 

Сегодня теория и практика психоанализа стали не только модным увлечением, но и неотъемлемой частью многих образовательных программ, ориентированных на освоение психоаналитических идей, концепций, техник, методик.

Знание основ психоанализа оказалось жизненно необходимым студентам колледжей, институтов, университетов и академий, а также все тем, кто самостоятельно пытается понять психологические причины возникновения внутри- и межличностных конфликтов, мотивы бессознательной деятельности человека, предопределяющие его мышление и поведение. В этом отношении хрестоматия окажется полезной для всех, кто знакомится с основными идеями и концепциями теории и практики психоанализа.  Толкование сновидений, проблемы сексуальности, клинический и неклинический психоанализ, метапсихология – таковы важные части психоаналитического учения З. Фрейда о человеке и культуре, которые в той или иной форме находят свое продолжение в современном психоанализе.

 Учение З.Фрейда - Справочник студентаЗигмунд Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с. – (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» представляет собой точное изложение лекций, прочитанных З. Фрейдом в 1915 – 1917 и 1930 годах.

В ней содержится ядро, основа созданной Фрейдом концепции: дается описание теоретических принципов и методов психоанализа, способов истолкования данных, получаемых в результате психоаналитического исследования, излагаются обще принципы психоаналитической теории неврозов и личности. Для психологов, медиков, философов, социологов, для всех образованных гуманитариев. 

  Учение З.Фрейда - Справочник студентаЗигмунд Фрейд и психоанализ в России: Фрейд З. Работы по психоанализу ; Лейбин В. М. Фрейд и Россия : учебно-методическое пособие / Рос. акад. образования. Моск. психолого-соц. ин-т.; сост. В. М. Лейбин. — М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2000. — 527 с. — (Серия «Библиотека психоаналитика»).

Издание представляет труды З. Фрейда, отражающие его идеи о методике и технике психоанализа, сновидениях, бессознательной деятельности человека, психоаналитическом понимании религии, художественного творчества, культуры в целом. Их публикация в России осуществлялась с начала XX века.

Работа в. Лейбина, включенная в сборник, посвящена восприятию учения З. Фрейда в России, а также истории развития психоанализа в нашей стране.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами человека и культуры.

 Учение З.Фрейда - Справочник студентаЗигмунд Фрейд. Основные принципы психоанализа/ отв. ред. А. А. Стативка. — М. : Рефл-бук : Ваклер, 1998. — 288 с.

 Учение З.Фрейда - Справочник студентаЗигмунд Фрейд. Толкование сновидений: пер. с нем.. — Мн.: Попурри, 1997. — 575 с.

Фундаментальная работа З. Фрейда дает представление о методе и технике психоанализа , предвосхитивших многие положения современной теории сновидений.

Содержатся конкретные примеры анализа сновидений и описания характерных для них психических процессов. Изложены основные сведения о психоаналитической трактовке символики сновидений.

Для психотерапевтов, психологов, социологов и всех интересующихся проблемами психоанализа и тайными сновидений. 

Зигмунд Фрейд. Очерки по психологии сексуальности ; пер. с нем. — 2-е изд. — Мн.: Попурри, 1997. — 479 с.

Помимо «Очерков …», упомянутых в заглавии, в этот сборник вошли еще 4 произведения австрийского ученого: «Психопатология обыденной жизни», «О сновидении», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и ОНО».

Для психотерапевтов, психологов, социологов, и всех интересующихся проблемами психоанализа, тайнами сновидений, психологией деятельности, поведения человека, психологией личности.

Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного. — 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. — 390 с. — ( Серия «Мастера психологии»).

В данную книгу вошли крупнейшие работы австрийского ученого-психолога, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, создавшего систему анализа душевной жизни человека.

В представленных работах— «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «Три очерка по теории сексуальности», «О сновидении», «По ту сторону удовольствия», «Я и Оно» и др.

— показано, что сознание неотделимо от глубинных уровней психической активности.

Наибольший интерес представляют анализ детских неврозов, учение о влечениях, о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных клинических случаев и фактов повседневной жизни человека.

Центральное место в сборнике занимает работа «Психопатология обыденной жизни», в которой на основе теории вытеснения Фрейд показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, что может быть эффективно использовано в целях диагностики и терапии.

Книга адресована студентам и преподавателям психологических, медицинских, педагогических факультетов вузов, соответствующим специалистам, стремящимся к глубокому и всестороннему изучению психоаналитической теории и практики, а также всем тем, кто интересуется вопросами устройства внутреннего мира личности человека.

  Зигмунд Фрейд. Влечения и их судьба пер. В. А. Зоргенфрея. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. — 432 с. (Серия «Антология мудрости»).

В сборник вошли работы известного австрийского врача и психолога, основателя теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений XX века Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Издание иллюстрировано работами Ганса Грюндига, Пауля Клее, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Павла Филонова.

Зигмунд Фрейд. Остроумие и его отношение к бессознательному /Пер. – СПб.: Унив.кн.;АСТ, 1997. — 317 с. — ( Серия «Классики зарубежной психологии»). 

Зигмунд Фрейд. По ту сторону принципа наслаждения. Я и ОНО / [гл. ред. И. А. Савкин]. — СПб. : Алетейя, 1998. — 251 с.

В очередной том собрания сочинений выдающегося австрийского психолога и мыслителя, основателя психоанализа З. Фрейда собраны тексты, которые следует считать теоретической кульминацией всего его творчества.

В работах «По ту сторону принципа наслаждения» и «Я и ОНО» сформулированы и обоснованы предпосылки мысли Фрейда, а также обозначены сами источники возникновения существенных положений психоанализа.

Традиционно эти работы публикуются под грифом «метапсихология».

«Неудовлетворённость культурой» — также ключевая работа для понимания основных идей Фрейда, неизбежно ведущих от принципа удовольствия через проблему смерти к невзможности удовольствия, к несчастью человека в современном обществе.

Источник: http://lib.bspu.ru/node/560

Философия Фрейда: кратко и понятно

Зигмунд Фрейд — выдающийся австрийский психоаналитик, разработавший уникальный метод изучения личности — психоанализ. Он первым исследовал скрытую часть психики — бессознательное, его роль в жизни человека. Философия Фрейда заложила базис для развития новых методов изучения психики и способов психологической помощи.

Главные открытия

Учение З.Фрейда - Справочник студента

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» — отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» — контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» — хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено.

Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом.

Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания — сущности человека.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой.

Читайте также:  Общие закономерности педагогического процесса - справочник студента

Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний.

Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

Учение З.Фрейда - Справочник студента

Функции бессознательного

«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно.

Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания — стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт.

Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:

  1. Вытеснение — перемещение желаний в область «Оно», где они продолжают воздействовать на психику, вызывая чувство безотчетного страха и тревожности.
  2. Рационализации — поиска более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  3. Сублимации — замены инстинктивных влечений на другие занятия: творчество, социальная работа и другие.
  4. Регрессии — отказа личности от восприятия действительности, возвращение к стадии развития личности, которая могла обеспечить психологический комфорт.

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа — определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара — это просто сигара».

Учение З.Фрейда - Справочник студента

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению.

Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству.

На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания.

Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника.

Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/frejdizm.html

26. Учение З. Фрейда » Шпоры для студентов

Фрейд (Фройд) (Freud) Зигмунд (1856-1939), австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. С 1938 в Великобритании.

Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства.

Основные труды: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923).

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа.

Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано.

Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики.

Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т. н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/fil-v-asp/26-uchenie-z-frejda.html

Ученье Зигмунда Фрейда (стр. 1 из 3)

  • Оглавление
  • 1.Введение
  • 2.Ученье Зигмунда Фрейда

2.1.Современная социобиология

2.2.Рождение психоанализа

2.3.Толкование сновидений

2.4.Психоанализ

  1. 3.Заключение
  2. Используемая литература
  3. 1.Введение

Австрийский психиатр и основатель психоаналитической школы 3игмунд Фрейд в психологии, направления, распространявшего теорию, согласно которой значительная часть поведения человека управляется бессознательными мотивами, имеющими скрытый сексуальный подтекст.

Он заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему свободные ассоциации и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа.

Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром.

Теории Фрейда и используемые им способы лечения вызывали полемику в Вене в XIX веке и до сих пор остаются предметом горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются и анализируются в литературных и философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных и медицинских трудах. Его часто называют «отцом психоанализа».

В статье «Моя жизнь и психоанализ»3игмунд Фрейд писал: «Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем».

Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты.

Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение.

Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний.

Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии.

Она оказала воздействие на другие науки о человеке — социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство илитературу», а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции «Философии жизни», со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления.

Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения.

И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал, представляется актуальным обратиться к наследию З.

Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии.

2.Ученье Зигмунда Фрейда

На русском языке первые переводы книг Фрейда появились еще до революции. Они продолжали выходить и в первые после революционные годы, пользуясь успехом не только у специалистов-психологов, но также и у врачей, учителей, деятелей культуры. Это были годы, когда молодая советская психология только становилась на ноги.

Она стремилась впитать в себя учение Маркса. Под этим углом зрения оценивались зарубежные теории — в том числе фрейдизм.

И здесь обнаружилось несоответствие между очень многими представлениями Фрейда о душевной жизни человека, о движущих силах его поведения и тем, как объясняет эту жизнь, эти силы марксистская философия, ставшая компасом для советской науки. Попытки отдельных психологов объединить Фрейда и Маркса были отвергнуты.

Для этого имелись веские доводы, ибо методология этих учений, их объяснения механизмов психического развития принципиально различны. При этом, однако, все конкретное содержание исследований Фрейда также оказалось перечеркнутым. С тех пор, с середины 20-х годов, труды Фрейда больше не издавались.

В существо его теории и методов перестали вникать. Забвению подверглось требование марксизма: не смешивать честный, серьезный поиск истины, открытые ученым проблемы и факты, разработанные им методики, с одной стороны, и то, как это преломилось в его идеях, несовместимых с нашим мировоззрением,- с другой.

О фрейдизме опубликованы сотни книг, сложилась огромная библиотека, которая продолжает расти. Издано множество материалов, освещающих деятельность Фрейда и его школы, включая протоколы психоаналитических сеансов, созданы энциклопедии психоанализа, прослеживаются биографии некоторых пациентов Фрейда и т. п.

Вместе с тем очевидна сильная оппозиция этому учению со стороны многих научных и философских школ. Но какой бы острой критике и даже злобным нападкам оно ни подвергалось, учение Фрейда вновь и вновь становится предметом дискуссий, порождает новые направления, так как в нем отразилась реальность психической жизни.

Говоря об отражении, следует помнить, что его диалектико-материалистическое понимание предполагает различную степень приближения мысли к реальности. Ведь нередко эта реальность воссоздается неадекватно, в превращенных формах.

Легко увидеть, как он, будучи мужественным исследователем, порой решительно расставался с прежде принятыми им положениями, тогда как ряд своих излюбленных идей продолжал фанатически культивировать, вопреки тому, что их безнадежную слабость показали не только противники психоанализа, но и его верные приверженцы.

Ежедневно на протяжении многих десятилетий Фрейд занимался врачебной практикой. На фактах, почерпнутых в клинической практике, он проследил сложность и многоплановость структуры личности, значение в ее истории внутренних конфликтов и кризисов, последствия неудовлетворенных желаний.

Фрейдом был введен в научный оборот ряд идей и проблем, показавших, что уровень сознания неотделим от других глубинных уровней психической активности, не изучив взаимодействие которых невозможно понять природу человека. Фрейд разработал ряд гипотез, моделей, понятий, запечатлевших своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней.

К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, рационализации, фиксации, катарсисе, силе Я. Эти понятия обогатили также психотерапевтическую практику. Изучение Фрейдом роли сексуальных переживаний и сопряженных с ними душевных травм дало толчок развитию новых областей знания, в частности сексологии.

Фрейдом было показано, сколь важно, прослеживая становление характера человека — его строение и динамику, учитывать детские годы и испытанное ребенком в этом периоде, в особенности отношения в семье, от которых зависит формирование его характера, его мотивационной сферы.

Жизненность, практическая значимость поставленных Фрейдом проблем вытекает также из того, что в круг научного анализа им были вовлечены феномены, которые традиционная психология не привыкла принимать в расчет: чувства вины, неполноценности, тревожности.

2.1.Современная социобиология.

Во второй половине нынешнего столетия широкое распространение получила так называемая социобиология. Она заявила о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей.

Современная социобиология основывается на многих положениях социал-дарвинизма, распространяющего биологические закономерности и данные о поведении на поведение людей и в конечном счете сводящего социальные процессы к биологическим.

Сведение социальных явлений к их биологическому началу характерно для теории австрийского ученого Зигмунда Фрейда и его последователей. Таким началом в их концепциях выступают биологические инстинкты и влечения людей. Особое значение Фрейд придавал психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии поведение.

В своей работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд писал, что энергия сексуальных побуждений, будучи достаточно сильной, находит «выход и применение в других областях».

В дальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических инстинктов. Наряду с инстинктами к жизни и самосохранению, половыми инстинктами он выделяет инстинкты к разрушению, агрессии и смерти.

Трезвое, спокойное изучение сексуальных влечений и сопряженных с ними комплексов переживаний средствами позитивной науки является, вопреки ханжеской морали, важным делом в плане как познания характера и поведения людей, так и их полового воспитания.

Науке об этой сфере — сексологии — принадлежит законное место среди других дисциплин, изучающих биосоциальную природу человека.

Нет ничего более ошибочного при оценке исторической роли Фрейда, как видеть в нем главного апологета секса и первого лидера науки сексологии — с одной стороны, считать эту роль исчерпанной его вкладом в проблематику этой науки — с другой.

Читайте также:  Гражданские процессуальные правоотношения - справочник студента

Источник: https://mirznanii.com/a/233016/uchene-zigmunda-freyda

Психоаналитическое учение з. фрейда: историко-философский анализ — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1
Замалиева С.А. 1
1 ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург
В статье представлен историко-философский анализ психоаналитического учения Зигмунда Фрейда. Психоанализ происходит от греческих слов «душа» и «разложение, расчленение». В научную литературу понятие «психоанализ» было введено в конце ХIХ в.

для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Истоками психоанализа по праву считаются медицинская практика, философия, литературные источники и самоанализ его основателя.

Влияние философских идей на становление психоанализа можно отрицать лишь в том случае, если вообще закрыть глаза на формирование мировоззрения Фрейда и ограничиться рассмотрением его естественно-научной базы.

Можно утверждать, что в скрытом виде философское понимание человека было у Фрейда тем фактором, благодаря которому происходило как теоретическое, так и организационное оформление психоанализа.

В теоретическом плане философская интенция означала не только внутренний переход самого Фрейда от медицины к психологии, а затем к метапсихологии, но и внешнее структурирование психоанализа, связанное с переносом психоаналитических методов исследования человеческой психики на историю, мифологию, религию, культуру, художественную литературу.

Таким образом, как в теоретическом, так и в организационном планах с момента своего возникновения психоанализ был ориентирован на создание не просто психоаналитической философии, а целой школы, в основе которой лежали философски осмысленные представления о человеке и культуре.

1. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996. – С. 394-395.
2.

Между Эдипом и Озирисом: становление психоаналитической концепции мифа. – Львов; М., 1998. – С. 23-25.
3. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М., 1997. – С. 75.
4. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ и новый цикл. – М., 2006. – С. 18-20.
5. Фрейд З. Толкование сновидений. – М., 2005. – С. 92-93.

Психоанализ происходит от греческих слов «душа» и «разложение, расчленение». В научную литературу понятие «психоанализ» было введено в конце ХIХ в. для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые данное понятие было использовано в статье об этиологии неврозов, опубликованной на немецком языке 15 мая 1896 г.

Словарь по психоанализу Лапланша и Понталиса дает следующие определения психоанализа: метод исследования, опирающийся на выявление бессознательных значений слов, поступков, продуктов воображения человека (снов, фантазий, бреда); метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения [1].

Истоками психоанализа по праву считаются медицинская практика, философия, литературные источники и самоанализ его основателя. До того как Фрейд пришел к психоанализу, он провел ряд исследований в области гистологии, физиологии и неврологии, прошел стажировку во Франции и поработал врачом, причем как со взрослыми пациентами, так и с детьми. На протяжении нескольких лет Фрейд был заведующим неврологическим отделением в Венском институте детских болезней. Несмотря на достигнутые успехи в сфере невропатологии, Фрейд вынужден был признать, что причина возникновения нервных болезней и их природа по-прежнему остаются для него загадками. Стажировка у знаменитого Ж. Шарко в парижской больнице Сальпетриере (1885-1886) внесла в воззрения Фрейда нечто такое, что впоследствии заставило его коренным образом пересмотреть свои взгляды на причины заболеваний и методы лечения нервнобольных. Истерия становится важным объектом исследования и лечения, предопределив, по сути дела, становление психоанализа. Данный опыт привел к тому, что Фрейд стал учитывать психогенный характер нервных расстройств, то есть стал исходить из того, что заболевания имеют не органический характер, а в большей степени обусловливаются внутрипсихическими конфликтами. Сам Фрейд неоднократно подчеркивал, что история настоящего психоанализа начинается только с момента определенного технического нововведения — отказа от гипноза [2]. Метод свободных ассоциаций становится альфой и омегой психоаналитической терапии [3]. Безусловно, становление психоанализа связано не только с терапевтической, но и исследовательской деятельностью Фрейда. Самоанализ явился для Фрейда той составной, необходимой и во многом определяющей частью его исследовательской и терапевтической деятельности. «Мой самоанализ является, фактически, наиболее существенным делом» [4], — подчеркивал Фрейд.

Однако философские истоки психоанализа оказываются чаще всего вне пределов серьезного рассмотрения. Текстологический анализ работ Фрейда свидетельствует о противоречивости его высказываний по поводу философских предпосылок психоанализа. Так, описывая в одной из своих работ 1914 г.

историю развития психоаналитического движения и рассматривая выдвинутую им идею о вытеснении как фундаменте, на котором покоится все здание психоанализа, Фрейд категорически заявил, что к теории вытеснения он пришел самостоятельно, что ему не известны влияния, которые приблизили бы его к ней, и что он долго считал свою идею оригинальной, пока О.

Ранк не показал ему то место в работе Шопенгауэра «Мир как воля и представление», где обосновывается идея «помешательства». В других работах Фрейд непосредственно ссылается на Шопенгауэра.

В частности, обсуждая проблему сексуальности, он подчеркивал, что Шопенгауэр давно указал людям, насколько их действия и мысли предопределяются сексуальными стремлениями в обычном смысле слова, и что этот философ в неизгладимых по силе воздействия словах отметил ни с чем не сравнимое значение сексуальной жизни. В 1913 г.

Фрейд отметил, что проблема смерти, по Шопенгауэру, стоит на пороге всякой философии. Обосновывая в 1920-х гг. представление об инстинкте смерти, основатель психоанализа писал о том, что тем самым он нечаянно попал в гавань философии Шопенгауэра, для которого смерть есть «собственный результат» и, следовательно, цель жизни, а сексуальное влечение воплощает «волю к жизни».

Аналогичным является отношение Фрейда к Ницше. С одной стороны, в работах Фрейда имеются ссылки на этого философа. В частности, рассматривая вопрос о роли отца в первобытном обществе, Фрейд в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» подчеркивал, что на заре истории человечества отец был сверхчеловеком, которого Ницше ожидал лишь в будущем.

Вводя в свои психоаналитические конструкции термин «Оно», Фрейд отмечал, что Ницше часто пользовался этим грамматическим термином для обозначения безличного, природно необходимого в человеке. Однако остается открытым вопрос, повлияли ли эти идеи на формирование первоначальных психоаналитических концепций или, как утверждал Фрейд, обращение к Шопенгауэру и Ницше имело место в процессе последующих изменений, вносимых им в свое учение о человеке.

Можно поставить этот вопрос и иначе — не был ли знаком Фрейд с данными идеями до того, как приступил к разработке психоаналитического учения. Есть основания для утвердительного ответа на этот вопрос.

Дело в том, что в юности, будучи студентом Венского университета, на протяжении ряда лет Фрейд входил в студенческую организацию, в которой широко обсуждались философские идеи Шопенгауэра и Ницше. Члены этой организации переписывались с последним.

Находясь в гуще студенческой жизни, Фрейд не мог не знать работы этих философов, так как содержащиеся в них идеи вызывали живой интерес у образованных людей, в частности у студентов второй половины ХIХ столетия.

Известно, например, что уже на первом году обучения в Венском университете (1873) Фрейд читал работу Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» и на протяжении трех месяцев 1884 г. получал информацию о немецком философе от своего друга, лично познакомившегося с ним. В год смерти Ницше (1900) Фрейд приобрел несколько его работ.

Что касается Шопенгауэра, то уже в своей первой фундаментальной работе «Толкование сновидений» (1900) Фрейд трижды ссылался на него.

Он писал о том, что многие авторы придерживались воззрений, высказанных немецким философом по поводу сновидений, особенно в отношении сходства между сновидением и душевным расстройством, когда Шопенгауэр называл «сновидение кратковременным безумием, а безумие кратковременным сновидением» [5].

Таким образом, надо полагать, что до возникновения психоанализа Фрейд имел представление о философских взглядах Шопенгауэра и Ницше и что они несомненно оказали на него влияние. Другое дело, что по различным причинам он предпочитал умалчивать об этом, забывая истоки своей психоаналитической концепции. Продвигаясь в своем самообразовании по пути от философии к медицине, Фрейд в итоге перешел от медицинского знания к философскому пониманию человека и культуры. О данной тенденции Фрейд поведал несколько дней спустя после того, как он ввел в научный оборот термин «психоанализ». Так, в письме к В. Флиссу от 2 апреля 1896 г. он подчеркнул, что если в годы юности единственным его стремлением было приобретение философского знания, то, став вопреки своего желания терапевтом, он все же сумел перейти от медицины к психологии, и тем самым приблизился к достижению этого знания.

Итак, на первых курсах своего обучения в университете Фрейд большое внимание уделял изучению философии. На протяжении нескольких семестров он не только посещал не входящие в программу обучения курсы по философии, но и штудировал философские работы. Об этом свидетельствуют письма Фрейда к другу его юности П.

Зильберштейну, с которым он учился в гимназии. В этих письмах Фрейд подчеркивал интерес к философии и выражал сожаление по поводу того, что его друг, изучающий право, отвергает философию, в то время как он сам, обучаясь на медицинском факультете, посещал философские курсы, читал и восхищался работами Л. Фейербаха.

Известно, что в студенческие годы Фрейд прослушал пять курсов лекций по философии, прочитанных знаменитым тогда философом Ф. Брентано. Два из них были посвящены Аристотелю, один курс, который Фрейд посещал в четвертом семестре, был посвящен аристотелевской логике, второй, который во время летнего семестра 1876 г.

он посещал три раза в неделю, — философии древнегреческого мыслителя. Более того, вместе с одним из своих коллег-студентов Фрейд установил тесный контакт с самим Брентано. Он вел с ним переписку, несколько раз был приглашен к нему домой, имел возможность слышать его философские идеи в непринужденной обстановке.

Причем Брентано произвел на Фрейда такое впечатление, что в очередном письме к Зильберштейну тот писал о намерении добиваться докторской степени по философии и зоологии. Брентано познакомил Фрейда с филологом Т. Гомперцем, автором работы «Мыслители Греции», по просьбе которого в возрасте 23 лет Фрейд перевел двенадцатый том полного собрания сочинений Дж. Милля.

В этом томе наряду с очерками об эмансипации женщин и о рабочем классе содержалось эссе о Платоне.

С одной стороны, это позволило Фрейду познакомиться с идеями великого философа, а с другой — послужило питательной почвой для последующего обоснования психоаналитической концепции о восстановлении в памяти пациента травмирующей ситуации, обусловившей психические заболевания.

Перевод сочинений Милля подтолкнул Фрейда к прочтению других работ этого автора. И если в процессе перевода двенадцатого тома ему не понравился безжизненный стиль Милля, то в других его философских работах он обнаружил афоризмы и меткие выражения, которые привлекли его внимание.

Было бы неверным соотносить истоки возникновения психоанализа всецело и исключительно с терапевтической практикой Фрейда, с теми идеями и теориями, которые были им почерпнуты из неврологии, физиологии и других естественно-научных дисциплин.

Опубликованные материалы, отражающие переписку Фрейда с Флиссом, убедительно демонстрируют, что увлечение Фрейда неврологическими концепциями, нашедшими отражение в его размышлениях о «научной психологии для физиологов» и сыгравшими роль в подготовке рукописи, известной сегодня под названием «Проект научной психологии», сменяется после 1895 г.

разочарованием в попытках физиологического объяснения психических процессов. Он начинает поиск новых идей, которые могли бы быть положены в основу нового учения, названного психоанализом. Этот поиск характеризуется тем, что Фрейд вновь обращается к философским работам.

Стремясь выйти из методологического тупика, связанного с попытками перенесения неврологических и физиологических схем на почву психологии, Фрейд знакомится с трудами немецкого философа и психолога Т.

Липпса, и прежде всего с его работой «Основные проблемы жизни души» (1883), в которой особое внимание уделялось рассмотрению бессознательных психических процессов. В одном из писем Флиссу (1898 г.) Фрейд сообщил о том, что изучает идеи Липпса. При этом он назвал немецкого философа светлейшим умом среди современных философских авторов.

Идеи Липпса о бессознательном явились для Фрейда тем источником вдохновения, благодаря которому был сделан один из решающих шагов на пути создания психоаналитического учения о человеке. Таким образом, не вызывает сомнений инициирующая роль идей Липпса о бессознательном в формировании психоаналитического учения Фрейда.

Отсюда проистекают представления Фрейда о бессознательном психическом, что легло в основу психоанализа. И если в середине 1890-х гг.

основатель психоанализа неоднократно выражал чувство неудовлетворения, сетуя на непонимание природы психических процессов, то после изучения труда Липпса он в одном из писем Флиссу (1898) с радостью отметил, что его работа в области психологии, связанная с признанием бессознательного, стала успешно продвигаться вперед.

Текстологический анализ работ Фрейда показывает, что в них упоминаются имена таких философов, как Диоген, Эмпедокл, Эпикур, Спиноза, Дидро, Руссо, Гассенди, Спенсер, Бергсон.

В первом своем основательном труде «Толкование сновидений», ознаменовавшем собой, по сути дела, открытие психоанализа для массового читателя, Фрейд ссылался на многих философов, упоминая или комментируя их высказывания о сущности снов, а также процессов, протекающих в глубинах человеческой психики.

В тексте и в библиографии данной работы встречаются имена Платона, Аристотеля, Лукреция, Гегеля, Канта, Фихте, Шернера, Герберта, Фехнера, Шопенгауэра, Липпса, Э. фон Гартмана, Вундта.

Влияние философских идей на становление психоанализа можно отрицать лишь в том случае, если вообще закрыть глаза на формирование мировоззрения Фрейда и ограничиться рассмотрением его естественно-научной базы.

Можно утверждать, что в скрытом виде философское понимание человека было у Фрейда тем фактором, благодаря которому происходило как теоретическое, так и организационное оформление психоанализа.

В теоретическом плане философская интенция означала не только внутренний переход самого Фрейда от медицины к психологии, а затем к метапсихологии, но и внешнее структурирование психоанализа, связанное с переносом психоаналитических методов исследования человеческой психики на историю, мифологию, религию, культуру, художественную литературу.

Таким образом, как в теоретическом, так и в организационном планах с момента своего возникновения психоанализ был ориентирован на создание не просто психоаналитической философии, а целой школы, в основе которой лежали философски осмысленные представления о человеке и культуре.

Рецензенты:

 Замалеев А.Ф., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой истории русской философии философского факультета ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург.

Марков Б.В., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философской антропологии философского факультета ГОУ «Санкт-Петербургский государственный университет», г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Замалиева С.А. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ З. ФРЕЙДА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5591 (дата обращения: 23.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5591

Ссылка на основную публикацию