Трудновоспитуемые и одаренные дети — справочник студента

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Трудновоспитуемые и одаренные дети
Рубрика (тематическая категория) Гуманитарные дисциплины
Articles-ads

Важно заметить, что каждый ребенок по-своему уникален и неповторим, в связи с чем строится индивидуальный подход к ᴇᴦο воспитанию и обучению. По ряду различных причин одни дети бывают сложнее, чем другие.

Нужно заметить, что обычно, таких детей называют ʼʼтруднымиʼʼ, вкладывая в ϶то понятие социальную и педагогическую запущенность.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В современӊοй педагогической науке принято использовать термин ʼʼтрудновоспитуемостьʼʼ, который подразумевает сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное наиболее разными причинами.

Эᴛο могут быть педагогические ошибки учителя или воспитателя, родителей и родственников ребенка, дефекты психического или социального развития, индивидуальные особенности характера и многие другие факторы, затрудняющие социальную адаптацию и усвоение учебных дисциплин.

Трудновоспитуемые и одаренные дети - Справочник студента

Педагоги связывают трудновоспитуемость непосредственно со сложностями в ходе учебно-воспитательного процесса, возникающими по причине сопротивления ребенка ϶тому процессу.

В зависимости от количества затрачиваемых сил и времени на коррекцию и устранение возникающих проблем трудновоспитуемых детей можно условно разделить на следующие категории: дети с начальнои̌ степенью школьнои̌ дезадаптации, дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем, дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, неуспевающие с глубокой степенью запущенности.

Работа с трудновоспитуемым ребенком начинается с ᴇᴦο всœестороннᴇᴦο исследования: семьи и условий ᴇᴦο жизни, личных предпочтений, нравственных ориентиров, особенностей поведенияВажно сказать, что для того используется в первую очередь метод наблюдения, а так различные анкеты, тесты, диагностики. Полученные результаты позволят выявить причины трудновоспитуемости, правильно поставить задачи, подобрать формы и методы воспитания и обучения.

Кроме того, необходимо оказывать необходимую педагогическую помощь родителям трудновоспитуемых детей: учить их понимать ребенка, опираться на ᴇᴦο положительные качества, контролировать ᴇᴦο поведение и занятия в свободное время.

Весьма значима и работа психолога с трудновоспитуемыми детьми. Он не только исследует психологические особенности ребенка, но и проводит с ним беседы, консультирует родителей, выявляет проблемы семейного воспитания.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Определение понятия права - справочник студента

Оценим за полчаса!

Отдельным аспектом считается правильная организация свободного времени трудновоспитуемого ребенка с целью приобретения опыта самоутверждения в полезнои̌ деятельности, умений и навыков самоорганизации, а так формирования интересовВажно сказать, что для дети приглашаются во всœевозможные кружки и секции, привлекаются к посещению библиотеки, музеев и театра, организуются их поездки в оздоровительные лагеря. Немаловажно, чтобы ребенок принимал уе в классных и школьных мероприятиях, был ответственным за какое-либо дело.

Понятие ʼʼодаренные детиʼʼ

Понятие

Способности могут быть как общие, обеспечивающие продуктивность в осуществлении различных видов деятельности, так и специальные, помогающие достигнуть высоких результатов в конкретнои̌ сфере.

Дети с общими методностями хорошо учатся по разным предметам, а дети со специальными методностями могут проявлять себя в каком-либо по отдельностим направлении – музыке, литературе, истории, математике и других.

По поводу наличия методностей и их проявления в психолого-педагогической науке до сих пор ведутся многочисленные дискуссии. Некоторые ученые считают, что человек рождается с индивидуальными задатками – предпосылками развития методностей.

Другие утверждают, что методности можно и нужно развивать. Безусловно, врожденные задатки представляют собой мощный фундамент будущих методностей, вместе с ᴛᴇᴍ при определенных условиях можно развить у ребенка какие-либо методности.

Наиболее благоприятным периодом единогласно признают дошкольный и младший школьный возраст.

Одаренные дети обладают высоким уровнем развития и наиболее ярко проявляют свои методности. В целом одаренность – ϶то сложное психологическое явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ охватывает личность во всœех аспектах.

Но одаренность по своей структуре неоднородна: она может быть художественнои̌, интеллектуальнои̌, творческой или социальнои̌ (организаторской).

Зачастую одаренность в специальнои̌ области называют так талантом, а если общество всœецело признает достижения личности, то говорят о её гениальности.

Одаренность выделяет ребенка среди других детей. Эᴛο связано с особенностями ᴇᴦο психосоциального развития: склонность к лидерству, самостоятельность, соревновательный дух, богатое воображение, творческий подход к делу. Организация с такими детьми требует от педагога особых знаний, умений и навыков.

Особенности воспитания и обучения одаренных детей

Многие педагоги испытывают некоторые затруднения при работе с одаренными детьми.

Эᴛο связано с особенностями таких детей: повышенная возбудимость и чувствительность, нетерпеливость, преувеличенные страхи, склонность к самообвинению, предъявление завышенных требований к себе и окружающим.

Порой одаренный ребенок да замыкается в себе или мало общается с окружающими. Кроме процессы развития могут протекать неравномерно. Родители и педагоги часто совершают ошибки, требуя гармоничности и разносторонности от всœех одарённых детей.

Для того, чтобы распознать одаренного ребенка, необходимо проводить определенные диагностики и использовать различные разработанные психологами методикиСтоит отметить, основным методом исследования детской одаренности считается наблюдение за ребенком в процессе ᴇᴦο свободного взаимодействия с окружающей средой. Если он постоянно выбирает одно и то занятие, ϶то может свидетельствовать о наличии у нᴇᴦο одаренности в даннои̌ области.

Одаренные дети – ϶то будущее государства, и нуждаются в особом внимании взрослых и в особых условиях жизни, обучения и воспитания реализации своих методностей.

Для с ними разрабатываются специальные образовательные программы и учебные пособия. На практике существуют отдельные классы обучения детей с более высоким уровнем развития или конкретными методностями.

За рубежом у действуют автономные экспериментальные школы, поддерживающие детскую одаренность. Кроме того, важное место занимает и подготовка специалистов – будущих педагогов, которые будут работать с одаренными детьми.

Такие учителя должны обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный характер, чувство юмора и эмоциональную стабильность.

Родителям и педагогам следует помогать одаренному ребенку в преодолении возможных препятствий, поддерживать ᴇᴦο уверенность в своих силах.

Трудновоспитуемые и одаренные дети — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Трудновоспитуемые и одаренные дети»2018-2019.

  • — Трудновоспитуемые и одаренные дети

    Понятие «трудновоспитуемые дети»Каждый ребенок по-своему уникален и неповторим, в связи с чем строится индивидуальный подход к его воспитанию и обучению. По ряду различных причин одни дети бывают сложнее, чем другие. Как правило, таких детей называют «трудными»,… [читать далее].

  • Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/19431_trudnovospituemye_i_odarennye_deti

    Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними

    В статье «Трудновоспитуемые» (1924) им дана достаточно образная и аргументированная типизация таких детей.

    По своей сути они отличаются от своих сверстников в самопроявлении и восприятии воспитательной работы с ними. В широком смысле «трудновоспитуемый» представляет собою отклонение от нормы.

    При этом такие отклонения автором характеризуются следующим образом.

    Типичные группы по степени отклонения от норм: ниже нормы, выше нормы, частично ниже нормы.

    • 1) Ребенок, по своему развитию находящийся ниже нормы (не соответствующий уровню нормально развитого ребенка его же возраста). Сорока-Росинский называл эту категорию субнормность (от лат. sub — под и norma — образец).
    • 2) Ребенок, характеризуемый определенной одаренностью, его отличает повышенное развитие в качественном или количественном отношении. Эта категория была названа супранормностъю (от лат. Isupra — над, выше и norma — образец). К супранормным относятся одаренные дети, не способные адекватно реализовать свои возможности в условиях среды их жизнедеятельности.
    • 3) Ребенок, характеризуемый уклонением от нормы в узком смысле слова. Такая категория характеризовалась как денормность (от лат.de — приставка, означающая отсутствие или понижение чего-либо и norma — образец). В каких-то направлениях этот ребенок не достиг уровня нормального развития, что сказывается на его поведении, отношениях, возможности в самореализации.

    На практике очень трудно провести черту не только между денормностью и супранормностью, но даже между субнормностью и супранормностыо. Неумение воспитателя понять особенности ребенка чаще всего выступает основным фактором формирования у него трудновоспитуемое.

    Природа отклонения у каждого ребенка своя. По совокупности она

    может быть обусловлена влиянием:

    а) внешнего фактора -Сорока-Росинский называл это экзогенным от греч. ехо — снаружи, вне и genos — происхождение) фактором.

    Своеобразие детей этой группы объясняется главным образом внешними условиями среды и воспитания;

    б) внутреннего фактора — результата какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы ребенка. Такая категория определялась эндогенным (от греч. endos — внутри и genos — происхождение) фактором.

    Дети этой группы характеризуются внутренними отклонениями в развитии, сказывающимися на их отношениях и поведении.

    В этом случае внешние факторы способны ослаблять влияние внутренних или, наоборот, усиливать их негативное проявление.

    Изложенное позволило Сороке-Росинскому выделить три типичные группы трудновоспитуемых детей.

    Выделение групп на основе источника деформации: одна группа деформаций извне; две группы внутренне деформированы.

    Первая группа. Это нормальные дети, которые под воздействием внешних факторов деформированы. Трудновоспитуемость их определяется глубиной деформации личности, ее нравственных (духовных) основ. Она имеет место в виде:

    • нормально развитые дети со сравнительно поверхностной деформацией личности. Это такая деформация, которая не успела еще изменить, «изуродовать» нравственные устои (духовности) личности;
    • нормально развитые дети с глубокой деформацией личности.
    • Она проявляется в значительных изменениях в психике ребенка, деформации нравственных устоев (духовности) личности, в формировании у него негативных установок, привычек и наклонностей.

    Вторая группа. Это дети, которые под воздействием внутренних факторов имеют психические отклонения (эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям и др.

    ), существенно сказывающиеся на их нравственных позициях, привычках, склонностях и проявлениях. Эти отклонения — следствие тяжелой наследственности, различные органические дефекты периной системы и психики.

    Такие дети не нуждаются в специальном медицинском режиме. К ним относятся:

    1. дети с общей неустойчивостью психики. Для них характерны,
    2. плохая сопротивляемость психики вредным влиянием, повышенная
    3. эмоциональная возбудимость, слабость сдерживающих центров и сильная склонность ко всякого рода душевным переживаниям. К представителям этой группы относятся психоневротики, истерики, неврастеники, дети с разного рода дефектами в эмоциональной и
    4. волевой сферах. Дать общую характеристику этой группе очень трудно ввиду удивительного разнообразия проявления неустойчивости психики;
    5. дети, имеющие отклонения в психике вследствие дурной наследственности либо из-за тех или иных органических недостатков, приведших к более или менее стойкому повреждению нравственной основы личности.

    Исправить такого ребенка в короткий срок невозможно. Он нуждается в специальном (исправительном) образовательном учреждении. Работая с ним, вполне достаточно дать ему знания и привить умения в области какого-нибудь ремесла, может быть, он найдет впоследствии более выгодным заниматься им, а не противоправными действиями, например воровством;

    * дети с общей внутренней деформацией психики, сохраняющей равновесие. Внешне у такого ребенка может быть все благополучно: он способен прилежно учиться, не нарушать дисциплину, выполнять общественные поручения, принимать участие в кружковых занятиях.

    Однако ему не хватает позитивной (нравственной) внутренней основы (ядра), порядочности, чувства чести.

    Для него характерны грубость по отношению к воспитателям, беспредметная дерзость, только чтобы показать себя, похвастать перед товарищами, агрессивность по отношению к слабым, стремление унизить их, принудить служить себе, безоговорочно подчиняться, выполнять все, в том числе противоправные действия по его указанию.

    Все это способствует занятию в среде сверстников лидерского положения. Такой ребенок способен активно противодействовать работе воспитателей в обычных образовательных учреждениях. Он нуждается в специальном исправительном учреждении.

    Третья группа трудновоспитуемых — одаренные дети (супранормные).

    Человеческая психика настолько богата и разнообразна, законы ее самоорганизации так сложны и причудливы, что часто выдающиеся люди оказываются таковыми только потому, что вся энергия их психики сосредоточилась в одной какой-нибудь ее части, дав ей удивительное богатство и силу, но обеднив другие стороны души. Судьба такого человека зависит иногда от простой случайности.

    Если внешние условия жизни сложатся так, что ему удастся реализовать сильную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдающимся человеком, и он действительно им станет. При неблагоприятных внешних условиях это будет типичный неудачник.

    За примерами недалеко ходить: Ньютон был в школе очень неспособным учеником, Бисмарк еле мог двигаться вперед и тоже считался тупицей, Линней только по счастливой случайности не закончил своей карьеры сапожником, Дарвин в юности — типичный шалопай и лентяй, Руссо был дефективен во многих отношениях — и все-таки все эти люди оказались талантливыми во многом благодаря своей активности, самообразованию и самовоспитанию.

    Под одаренными натурами подразумевают детей с характерами, в которых проявляются:

    • а) способности к творческой переработке воспринимаемых материалов, хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;
    • б) повышенная одаренность, хотя бы и односторонняя;
    • в) нормально развитые нравственные чувства.

    При отсутствии у ребенка работоспособности или нравственного чувства, как бы богато одарен он ни был, необходимо признать его отклонения. Подтверждением данного факта, подчеркивает Сороки-Восинский, выступает сама жизнь. Наиболее типичными представителями трудновоспитуемых среди этой категории детей являются:

    • а) дети с психической неустойчивостью и определенной одареннстью. Для этой категории характерны истеричность, демонстративность и бурность проявления чувств, неподчинение правилам дисциплины. При определенных условиях они могут отличаться примерным поведением. Одновременно они обладают достаточной одаренностью, которая может проявляться в соответствующей сфере (артистизм, художественное творчество, мастерство в чем-либо и т.д.), полны творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечены и все делают с упоением, вдохновенно, очень серьезно для своих лет относятся к учебе, у них есть свои интересы (например, литература, политика и пр.). Такой ребенок может и не иметь отрицательных привычек, он очень привязывается и к школе, и к отдельным людям, которых считает знающими и которые удовлетворяют его ненасытной жажде знания. Педагог видит в нем высшую, избранную и сложную индивидуальность;
    • б) дети физически слабые, психически благополучные, со средними способностями и определенной одаренностью. Они вполне владеютсобой, способны к проявлению талантливости, имеют свой стиль,своеобразие в деятельности. О таком ребенке можно говорить, как обудущей крупной величине в определенной области (например, в литературе, искусстве и пр.), если только вдохновение не оставит его и будут иметь место соответствующие условия. В школьных занятиях он проявляет леность, не желая заниматься вместе с классом, не признает никакого авторитета и считает, что сам лучше всяких учителей знает, чем и как ему заниматься. Увлекается чтением различной литературы, какой-либо практической деятельностью (например, рисованием, искусством или другой, которая его вдохновляет), проявляя при этом удивительную работоспособность. Это также пример высокой одаренности, соединенной с большой работоспособностью при довольно развитом нравственном чувстве.
    • в) дети психически и физически здоровые, талантливые, но под воздействием внешних факторов (семьи или улицы) «деформированные.

    Такие дети в умственном отношении не проявляют одаренности выше нормы. Они испорчены средой. Это негативно сказывается на их отношении к учебе, чтению и вообще к каким-либо высшим духовным запросам. Это практические натуры, с узкоутилитарными устремлениями.

    Они быстро приспосабливаются к среде, овладевают ситуацией и умеют подчинить себе окружение, превращая его в средство достижения личных (эгоистичных) целей («рабов» — так характеризовал их Сорока-Росинский).

    Преодолевать создаваемое ими негативное влияние на окружение исключительно сложно, так как они умело используют своих «рабов» — неоплатных должников, буквально находящихся у них в рабстве и исполняющих всевозможные поручения за небольшую плату.

    Изложенное выше свидетельствует о достаточно большом разнообразии типов трудновоспитуемых.

    воспитание ребенок трудновоспитуемый педагогический

    Источник: https://studwood.ru/1338562/pedagogika/tipichnye_gruppy_trudnovospituemyh_osobennosti_vospitatelnoy_raboty_nimi

    Из опыта работы с одаренными студентами в системе высшего учебного заведения

    Отамуродова Ф. Э. Из опыта работы с одаренными студентами в системе высшего учебного заведения // Молодой ученый. — 2017. — №3.2. — С. 14-15. — URL https://moluch.ru/archive/137/38738/ (дата обращения: 22.03.2020).

    

    Данная статья посвящена работе с одаренными студентами, фондам, поддерживающим одаренную молодежь, стимулирующую и мотивирующую молодежь к творческому поиску, раскрывая внутренние умственные резервы личности.

    Ключевые слова: психология творчества, социальный стимул, креативность, социальное окружение, конфликтная ситуации.

    Долгое время общество не имело острой практической потребности в психологической одаренности, не исследовалась природа и социальная сущность данного явления. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, они стихийно делали открытия, писали оригинальные книги, произведения искусства.

    Это касалось и Востока, богатого своими культурными и национальными ценностями.

    До сих пор не известно, например, при каких культурных социальных условиях делали свои открытия Ибн Сина, Алишер Наваий, Имам Бухарий и другие мыслители Востока, прославившие свою Родину и нацию ценнейшими открытиями и изобретениями.

    Читайте также:  Работа сил электростатического поля - справочник студента

    Ученые, изучавшие психологию творчества, обращали внимание в основном на то, что же является социальным стимулом для совершенствования способности человека. Ответ, как правило, предлагался примерно следующий – любознательность, игра фантазии.

    Однако именно слишком любознательные и одаренные фантазией дети сильно рисковали, отличаясь от своих сверстников, так как традиционная школа или студенческая аудитория не допускала дифференциации учащихся по их способностям и особым наклонностям.

    Причина всему этому то, что общество в целом само не было заинтересовано в том, чтобы выделялась особая категория детей. Родители не знали, что делать с детьми, которых интересовало практически все, что происходит вокруг них. Они не обладали информацией о том, какие качества детей указывают на их сильные стороны, что делать с ними в перспективе.

    Именно такое поведение на самом деле указывало на креативность, нестандартность детского мышления, которые лежат в основе одаренности. Наше исследование со студентами 2 курса показало некоторые зависимости креативности и социального поведения.

    Например, поведение одаренного студента во время лекций существенно отличается от поведения во время семинарских занятий. Как правило, студент-отличник во время лекционных занятий ведет себя слишком сдержанно, не нарушая дисциплину, а во время семинарских занятий у него активизируются вербальные реакции, – такие студенты становятся разговорчивыми и слишком активными.

    Мы обратили внимание на то, с какими психологическими факторами связано данное явление. Следует отметить, что самооценка личности – важный фактор в проявлении креативности. Так студенты с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью по тестам уверенности также имеют высокие баллы и обладают адекватным уровнем самооценки.

    Следовательно, для развития одаренности и креативности нужна внутренняя свобода и высокий уровень самоконтроля. Так как лекции в наших условиях проводятся в потоке, студенты-отличники могут успешно приспосабливаться к требованиям своего социального окружения, вести себя более сдержанно.

    Семинарские занятия для них являются тем условием, где можно дать волю внутренней свободе, поэтому они становятся более коммуникабельными, больше говорят, высказывают свои точки зрения.

    А те студенты, которые учатся посредственно, то есть имеющие высокий интеллект, но низкий уровень креативности, в основном ориентируются на обычные успехи: на лекции ведут себя смелее, больше отвлекаются, а на семинарских занятиях наоборот, меньше говорят. Самооценка таких студентов, как правило, или низкая, или наоборот слишком завышенная.

    Второй важный фактор проявления и раскрытия одаренности у студентов – коммуникативность. Проведенные тесты коммуникативности личности показали зависимость этих факторов. Так студенты с высоким уровнем креативности оказались более общительными и зависимыми от социального окружения. Учитывая эти и другие факторы, мы пришли к выводам:

    1. Для одаренных студентов нужна такая среда, которая способствует тесноте коммуникаций. Кроме того, эта среда должна быть благоприятной. То есть в семье, и в вузе должна быть создана для них атмосфера взаимной чуткости, внимания и доброжелательности.

    Одаренность развивается в обществе умных и начитанных людей. То есть для формирования творческой личности важно общение с творческими взрослыми независимо от уровня компетентности последних.

    Раннее явление одаренности и нестандартности мышления у той или иной категории студентов должно сопровождаться их «прикреплением» к профессорам, видным ученым и клубам молодых ученых.

    Опыт работы клуба одаренной молодежи и проведение в нем серии интеллектуальных игр, брейн-штормингов, т. е. мозговых атак, делает ум участников этого клуба более гибким, а их самих – более уверенными и общительными.

    2. Создание соответствующих вкусу и потребностям студентов духовной атмосферы аудитории, где собираются обычно студенты-отличники, должно быть оформлено самими студентами, чтобы там они чувствовали себя комфортно. Следовательно, условия работы и общения должны быть оригинальными и эстетически оформленными, непохожими на обычные житейские условия.

    3. Эффективными методами работы с одаренными студентами так же являются различные игры, организуемые как взрослыми, так и самими студентами. Обучающие игры с одной стороны способствуют гибкости и креативности ума, с другой развивают чувство юмора, которое делает жизнь студента более интересной, учит его выйти из конфликтной ситуации.

    4. Развитие интеллекта путем навыков чтения. При этом уместно вспомнить слова Марка Твена: «У человека, который не читает хороших книг, нет никаких преимуществ перед тем, кто их вовсе не читает». Следовательно, задачей наставников и родителей является прежде всего правильно ориентировать молодых в мире книг, а также научить эффективным технологиям чтения первоисточников.

    Таким образом, методы работы с одаренными студентами, а также способы распознавания, отборы и поддержка таланта постоянно совершенствуются.

    Одна из новых идей заключается в установлении партнерства между способными детьми, молодежью, родителями и преподавателями, с целью найти соответствие между возможностями учебно-воспитательных программ и способов общения для развития одаренности и таланта.

    Литература:

    1. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — М.-Ростов н/Д., 1999. — С. 216.
    2. Прихожан А. М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления. М.,1997
    3. Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. 163–178с

    Основные термины (генерируются автоматически): студент, социальное окружение, внутренняя свобода, занятие, конфликтная ситуация, одаренная молодежь, психология творчества, развитие одаренности, социальный стимул.

    Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ.

    – формирование внутренней мотивации

    А. А. Реан, Я. Л. Коломенский Социальная педагогическая психология.-Спб.:Издательство «Питер», 2000…

    Развитие креативности у студентов колледжа. Чуйкина Елена Валериевна.

    В результате использование компьютерных технологий на занятиях по дисциплине «Литература» способствовало

    Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.

    Основные термины (генерируются автоматически): конфликтных ситуаций, конфликтных ситуациях, группе студентов, Исследование конфликтных ситуаций, разрешения конфликтных ситуаций, типы конфликтов, аспекты

    Социальные комментарии Cackle.

    теорий личности одаренных студентов колледжей и университетов.

    Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес [и др.] ; под ред. Н.С. Лейтеса.

    Феномен дисаттракции в социальной психологии.

    • — широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости
    • К внутренним мотивам относятся такие, каксобственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам
    • Предоставление максимальной свободы выбора студентам.

    Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.

    Интернет-фестиваль как игровая образовательная технология развития креативности студенческой молодежи. Развитие креативности у студентов колледжа. Проблемы и перспективы развития

    Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.

    Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности.

    Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

    8. Субгатуллина И.В. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков: Дис. …д-ра психологических наук.

    — 430с. 9. Ушаков Д.В. Одаренность, творчество, интуиция

    Некоторые социальнопсихологические механизмы формирования…

    В этой связи возрастает роль обучения и развития одаренных детей как «лидирующей» группы и ресурса высококвалифицированных кадров.

    Одаренность в рамках дисгармоничного типа развития выступает как один из факторов риска психо-социального развития ребенка, так как…

    Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ.

    – формирование внутренней мотивации

    А. А. Реан, Я. Л. Коломенский Социальная педагогическая психология.-Спб.:Издательство «Питер», 2000…

    Развитие креативности у студентов колледжа. Чуйкина Елена Валериевна.

    В результате использование компьютерных технологий на занятиях по дисциплине «Литература» способствовало

    Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.

    Основные термины (генерируются автоматически): конфликтных ситуаций, конфликтных ситуациях, группе студентов, Исследование конфликтных ситуаций, разрешения конфликтных ситуаций, типы конфликтов, аспекты

    Социальные комментарии Cackle.

    теорий личности одаренных студентов колледжей и университетов.

    Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес [и др.] ; под ред. Н.С. Лейтеса.

    Феномен дисаттракции в социальной психологии.

    1. — широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости
    2. К внутренним мотивам относятся такие, каксобственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам
    3. Предоставление максимальной свободы выбора студентам.

    Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.

    Интернет-фестиваль как игровая образовательная технология развития креативности студенческой молодежи. Развитие креативности у студентов колледжа. Проблемы и перспективы развития

    Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.

    Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности.

    Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

    8. Субгатуллина И.В. Диссинхрония психического развития интеллектуально одаренных детей и подростков: Дис. …д-ра психологических наук.

    — 430с. 9. Ушаков Д.В. Одаренность, творчество, интуиция

    Некоторые социальнопсихологические механизмы формирования…

    В этой связи возрастает роль обучения и развития одаренных детей как «лидирующей» группы и ресурса высококвалифицированных кадров.

    Одаренность в рамках дисгармоничного типа развития выступает как один из факторов риска психо-социального развития ребенка, так как…

    Источник: https://moluch.ru/archive/137/38738/

    Список литературы | Портал поддержки одарённых детей ЮРЦРО

    1. Асмолов А.Г. Охота за «звездами» // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С.24-27.

    2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003. – 336с.

    3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 2004.

    4. Белоусова А.К. Развивающая образовательная среда для одарённых детей. Учебно-методическое пособие. — Ростов- на-Дону, 2009. – 70с.

    5. Богоявленская, Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленска. — Москва: Прогресс, 1997.

    6. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995,  №4

    7. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973. — 96 с.

    8. Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения) / Л.А. Венгер. — М.: Новая школа, 1995. — 61 с.

    9. Волкова М.Г. Развитие способностей у детей — основа жизненного успеха. — М.: НИИВШ, 1989. — 120 с.

    10. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая

    11. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1995.

    12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком: Как? / Ю.Б. Гиштенрейтер. -М.: ACT: Астрель, 2007. 240 с.

    13. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности. — Екатеринбург, 1992.

    14. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993.

    15. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. — Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. — 40 с.

    16. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993

    17. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. — Москва, Парвинэ, 2003

    18. Добродеев, П. К. Одаренность в историческом процессе / П. К. Добродеев. — Санкт-Петербург: Букинист, 2004. — 156с.

    19. Доровской, А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровской. — Москва: Российское педагогическое агентство, 2003.

    20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 1999.

    21. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.-М.:ООО «АиФ Принт», 2003

    22. Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учеб. пособие/ И. Ю. Кулагина; под ред. А.П. Питько. — Москва: Сфера, 1999.

    23. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: монография. Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2005. — 272 с.

    24. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие/ Н. С. Лейтес. — Москва: Академия, 2000.

    25. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Методическое пособие. – Дубна, 2006. – 112с.

    26. Одаренные дети / Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.

    27. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. — М., 1997.

    28. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997. — 402 с.

    29. Панов В.И. Одаренные дети: выявление — обучение развитие // Педагогика. — 2001. — № 4. — С. 30-43.

    30. Панова И.Е. Педагогические условия организации самообразования родителей одаренных детей: дис. . канд. пед. наук. — Ставрополь, 2000. 191 с.

    31. Парц О.С. Самореализация одаренного ребенка: вопросы теории и практики // Одаренный ребенок. 2007. -№ 1. — С. 64-70.

    32. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по рисунку. – Рига, 2000.

    33. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996. — 416 с.

    34. Попова Л.В. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися / Л.В.Попова.- Москва: Молодая гвардия, 1997.

    35. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю.Д. Бабаева, Т. М. Марютина [ и др.]; под общ. ред. Н. С. Лейтеса. — 2-е изд. — Москва: Академия, 2000.

    36. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. — М., 2000.

    37. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. — М., 1998.

    38. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова — М., 2003.

    39. Ратнер Ф.Л. Система выявления, отбора и поддержки одаренных за рубежом. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. — 57с.

    40. Рензулли Дж., Райе С. Модель школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М. — 1997. — С. 214-242.

    41. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. — Москва: Академия, 2000.

    42. Слуцкий, В.М. Психология Одаренности: от теории к практике / В. М. Слуцкий [ и др.]; под общ. ред. Д. В. Ушакова. — Москва: ИП РАН, 2000.

    43. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учеб. Пособие / — М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 120с.

    44. Форд Д.Ю., Грентем Т.К. Поддержка доступа к программам для одаренных учащихся различного этноса: от дефицита до динамического размышления // Психология обучения. 2005. №4. С.23.

    45. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с.

    46. Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя.-М.:ВЛАДОС, 2000. 320с. (Педагогическая мастерская)

    47. Хышов Н.Д. Педагогическое сопровождение детей на основе концепций одаренности // Одаренный ребенок. 2008. — № 1. — С. 42-46.

    48. Чередниченко Г.А. Школа массовая и элитарная: перемены в деятельности и карьеры учащихся // Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: По материалам массовых социологических обследований молодежи / Отв. ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский. М., 1996.

    49. Черникова М.С. Педагогические условия развития одаренности в период детства: экопсихологический подход // Педагогическое образование в России. 2012. №3. С.160-166. 121. Шадриков В. Д. Способности человека. — М., 1998.

    50. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.

    51. Штерн, В. Умственная одаренность. /В. Штерн . — СПб.: Питер, 1997

    52. Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. 1999. N 6.

    53. Ши Д.Л., Любински Д., Бенбоу К.П. Важность измерения пространственных способностей у одаренных подростков: 20-летнее лонгитюдное исследование // Психология обучения. 2002. №10. С. 28.

    54. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 336 с.

    55. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение: Учебная лит-ра, 1996.-136 с.

    56. Яковлева Г.В., Кондакова О.Н. Условия развития одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. 2012. №3. С.270-273.

    57. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

    Интернет-ресурсы

    1. Аксенова А.Э. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом Электронный ресурс. / А.Э.Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 15 января. — URL:http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9htm/

    2. Белова Е.С., Щебланова Е.И. Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. №2(16). С.12. URL: http://psystudy.ru

    3. . Дымарская О.Я., Мойсов В.В., Базина О.А., Новикова Е.М. Одаренные дети: факторы профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2012. №3. С.10-20. URL:www.psyedu.ru

    4. Как повысить эмоциональный интеллект ребенка [Электронный ресурс]. 2010. — Режим доступа: http://font-clima.com/?p=715. — Дата доступа 15. 10.2010.

    5. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №1. С. 635-644. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues.html

    6. Лыкова И.А., Вахабова Ф.Н., Ачилова Н.Г. Проектирование целей и содержания эстетического воспитания дошкольников в культуросообразном образовании // Педагогика искусства. – 20011. №2. http:// www.art-education.ru/AE-magazine

    Источник: https://talant-portal.sfedu.ru/ped_lit

    Одаренные дети

    Книги

    Монина, Г.Б. Ох уж эти одаренные дети! Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. – Москва: Сфера, 2010. – 128с.

    Одаренный ребенок требует к себе особого отношения со стороны окружающих его взрослых. Поэтому перед родителями таких детей, перед педагогами и психологами стоит непростая задача: распознать явные и скрытые детские таланты, помочь реализовать их, не причинив при этом ущерба здоровью одаренного ребенка.

    Эта книга посвящена детям с «двойной исключительностью» — тем, у кого одаренность сочетается с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

    Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников. – Москва: Линка – Пресс, 2009. – 269 с.

    Пособие посвящено актуальным вопросам социальной одаренности дошкольников, развития их коммуникативных способностей.

    Читайте также:  Понятие эстетического воспитания - справочник студента

    В пособии дается определение понятия «социально одаренный ребенок», описываются признаки такой одаренности; рассматриваются методы выявления коммуникативных способностей и одаренности детей в сфере общения; раскрывается сущность образовательной работы с одаренными дошкольниками; определяются основные направления работы педагога.

    Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: — Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

    В пособии глубоко и всесторонне освещаются проблемы детской одаренности. Рассматриваются вопросы диагностики одаренных детей, содержания их образования и организации учебной деятельности. Характеризуются методы, технологии развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

    Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. – Москва: МПСИ, 2006. – 366 с.

    В книге представлены оригинальные тексты известных авторов в области психологии одаренности, относящиеся к началу двадцатого века.

    В этот исторический период были поставлены центральные вопросы понимания и исследования одаренности, сохраняющие актуальность до наших дней.

    Книга предназначена студентам-психологам и педагогам, специалистам психологии одаренности, родителям, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами одаренности.

    Статьи из журналов

    Кузьменко, В.У. Индивидуализация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста // Современный детский сад. – 2012. — №5. – С. 41-48.

    Индивидуальный подход к детям, проявляющим актуализированную или потенциальную одаренность. Структура и ориентировочное содержание индивидуализированных образовательных программ для детей с высоким уровнем одаренности.

    Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности // Дошкольное воспитание. – 2010. — №6. – С. 48-55.

    В статье обозначены особо значимые направления в развитии творческой одаренности ребенка: речевые игры и упражнения, звучащие жесты, игры с палочками. В приложении предложены игры со звуками и музыкальными инструментами.

    Пасечник, Л. Одаренность: эволюция понятия и диагностика // Дошкольное воспитание. – 2010. — №4. – С. 61-73.

    В статье показано эволюционное развитие понятия одаренности, дана сравнительная характеристика понятий «одаренные дети» и «талантливые дети, рассказано о том, какими методами и методиками может пользоваться специалист дошкольного учреждения для выявления способных, одаренных и талантливых детей.

    Евтушенко, И. Гендерные особенности и развитие одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. – 2009. — №12. – С. 15-21.

    В статье рассматривается актуальная психолого-педагогическая проблема развития одаренных детей разного пола.

    Трубайчук, Л. Феноменология дошкольного возраста в аспекте развития одаренности ребенка // Начальная школа плюс до и после. – 2009. — №12. – С. 10- 15.

    В статье рассмотрены проявления одаренности в дошкольном возрасте (биологический, психический, социальный).

    Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс до и после. – 2009. — №12. – С. 21-23.

    Познавательная мотивация и исследовательская активность как основа развития специальных способностей.

    Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен // Дошкольное воспитание. – 2009. — №9. – С. 32-35.

    Галянт, И. О проблемах художественно – творческой одаренности дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2009. — №7. – С. 31-38.

    История понимания одаренности, анализ значения дошкольного воспитания в его поддержании и развитии, роль семьи, воспитывающей одаренного ребенка.

    Евтушенко, И. Детская одаренность и родители // Дошкольное воспитание. – 2009. — №7. – С. 46-51.

    Социальная значимость проблемы выявления и поддержка семей с такими детьми.

    Пасечник, Л. Одаренный ребенок – особая ценность для общества // Дошкольное воспитание. – 2009. — №2. – С. 13-20.

    Виды одаренности. Методы выявления одаренных детей.

    Шебеко, В. Дошкольный возраст: выявление психомоторной одаренности // Дошкольное воспитание. – 2008. — №10. – С. 23-27.

    В статье представлены контрольные упражнения для выявления природных способностей детей в психокоординации.

    Шебеко, В. Дошкольный возраст: психомоторная одаренность // Дошкольное воспитание. – 2008. — №7. – С. 42-47.

    Психомоторная одаренность – один из видов специальной одаренности, в которой проявляется единство движений с психическими действиями.

    Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. — №5. – С. 54-58.

    Из опыта работы Центра развития ребенка г. Красноярска по программе «Одаренный ребенок». Представлены этапы воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей.

    Леднева, С. Диагностика и развитие детской одаренности педагогом // Дошкольное воспитание. – 2007. — №5. – С. 50-54.

    Предлагается комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявлять и отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

    Пасечник, Л. Одаренные дети в детском саду и в семье // Дошкольное воспитание. – 2007. — №5. – С. 54-58

    О программах для одаренных детей. Развивающие занятия для одаренных детей, в т. ч. нетрадиционной формы.

    Составитель Н. Н. Малыхина

    Источник: https://www.apatitylibr.ru/index.php/2011-03-22-18-06-22/1895

    Особенности воспитания одаренных детей (по Денисенковой)

    Понятие «одаренность» является производным от понятия «способности». В психологии

    под способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.

    Различают общие способности, обеспечивающие продуктивность и достаточную легкость в осуществлении различных видов деятельности и специальные способности, помогающие достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

    Общие способности относятся обычно к мыслительной деятельности и проявляются в таких качествах ума, как сообразительность, самостоятельность, критичность, гибкость, вдумчивость и др. Общие способности позволяют человеку проявить себя в разных областях науки, техники или искусства.

    Например, дети с такими способностями хорошо учатся по разным учебным предметам, характеризуются быстрым темпом обучения.

    Специальные способности человека проявляются в отдельных областях деятельности, например, в музыке, рисовании, математике, технике, при этом в других областях особых успехов у него не наблюдается.

    Откуда берутся способности? Все ли люди обладают способностями? Какова роль наследственных и средовых факторов в развитии способностей? Однозначных, а тем более окончательных ответов в науке не существует.

    Большинство психологов и педагогов утверждают, что способности не даются человеку от природы в готовом виде. Родившийся человек, как мы уже знаем, обладает задатками – анатомо-физиологическими предпосылками развития способностей.

    Задатки необходимый, но недостаточный момент в развитии способностей.

    Доказано, что каждый родившийся физиологически здоровый ребенок располагает достаточным фондом природных задатков для физического, интеллектуального и эмоционально-художественного развития.

    Но, во-первых, генетические комбинации задатков у всех разные (например, установлено, что статистически чаще у девочек обнаруживаются задатки к усвоению языков, у мальчиков – к математике и технике); во-вторых, задатки имеют благоприятные (сензитивные) периоды для их развития, за рамками которых способности могут так и не развиться; в-третьих, реализация самого богатого генотипа может быть блокирована в ранние периоды развития ребенка (условия пренатального развития, экологические условия и т.п.).

    Вместе с тем, установлено, что возможности развития (задатки) огромны и даже в благоприятных условиях используются недостаточно. Важно знать также, что сензитивным периодом для развития большинства человеческих способностей является период до трех-пяти лет.

    На вопрос, как развить способности ребенка, наиболее успешно отвечает теория и практика пренатального воспитания, а также раннего развития и обучения. Например, теория и практика раннего развития детей (Г. Доман, Б.П. Никитин и др.

    ) предлагает следующие пути развития способностей детей: 1) раннее начало; 2) создание окружающей обстановки, несколько опережающей (находящейся в «зоне ближайшего развития») развитие детей; 3) максимальное напряжение интеллектуальных сил («задания «под потолок возможностей»); 4) предоставление детям большой свободы в выборе и осуществлении своей деятельности и др

    Кратко одаренность можно определить как высокий уровень развития и проявления способностей. Соответственно говорят об общей и специальной одаренности, или таланте.

    В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное психологическое явление, охватывающее личность в целом. Это интегральное качество, включающее познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы в их взаимосвязи.

    В структуре одарённости обычно выделяют: ненасыщаемую познавательную потребность (высокую умственную активность), креативность, настойчивость (мотивацию, нацеленность на значимую задачу).

    Синтез этих свойств и приводит к высокому уровню развития и проявления тех или иных способностей.

    Отсюда следует важный практический вывод: одарённость – это особый склад личности.

    «Человек, наделённый развитыми способностями, — другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится» (Чудновский, В.Э. Одаренность: дар или испытание / В.Э. Чудновский, В.С Юркевич. — М.

    : Знание, 1990. — С. 5).

    Поэтому, только осознавая и принимая, как естественную, личностную непохожесть одарённого ребёнка, можно помочь ему, с одной стороны, реализовать свои способности, а с другой – избежать многих психологических и социальных проблем.

    Исследователями изучались также вопросы о типах, видах и формах проявления одарённости, о путях её развития. Общепризнанны факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одарённости.

    Наивысшую степень проявления одаренности (таланта) принято называть гениальностью. Это в большей степени общественная оценка достижений личности.

    Для гениального человека характерно органичное соединение высокого интеллекта, волевой целеустремленности, интуитивной проницательности, богатства чувств, высокопродуктивного творчества.

    Общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

    Установлено, что общая (умственная) одарённость является фундаментом всех специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор.

    В общей одаренности выделяют интеллектуальный и творческий компонент.

    Выделяют также следующие виды одаренности: «художественная одаренность» (музыкальная, изобразительная, сценическая и др.); общая интеллектуальная и академическая одаренность; творческая одаренность; психомоторная (спортивная) одаренность; социальная или лидерская (организаторская) одаренность; «практическая» одаренность и др.

    Будущего педагога в большей степени интересует проблема детской одаренности. В последнее время детскую одаренность рассматривают не как статическую, а как динамическую характеристику. По мнению исследователей, это всего лишь потенциал, который при определенных условиях может привести к значительному успеху. На практике нередко наблюдается явление «затухания одаренности».

    Реальные проявления детской одарённости индивидуально своеобразны. Вместе с тем, существуют качества, присущие большинству одарённых детей и отличающие их от сверстников, развивающихся в пределах нормы.

    Как отмечают специалисты, опережающее познавательное развитие одарённых детейобычно заключается в отличной памяти, большом словарном запасе, широте восприятия, высокой концентрации внимания, повышенных математических способностях, большом упорстве в решении каких-либо задач, увлечённости тем или иным занятием.

    Отличительными особенностями развития познавательной сферы одарённых детей также считают сверхчувствительность к проблемам, стремление к постоянному углублению в проблему, высокий по сравнению с общепринятой нормой уровень развития логического мышления, склонность к задачам дивергентного типа, оригинальность и гибкость мышления, лёгкость генерирования идей (продуктивность мышления), способность к прогнозированию и др.

    Выявлены особенности психосоциального развития одарённых детей.

    К ним относят такие качества, как повышенное стремление реализовать свои личностные возможности (самоактуализация), перфекционизм, самостоятельность, социальная автономность, склонность к лидерству и к соревновательности.

    В целом психосоциальная чувствительность одарённых детей проявляется в живом воображении, богатой фантазии, изобретательности, творчестве, чувстве юмора. Вместе с тем, у одарённости есть свои оборотные стороны.

    В первую очередь, это повышенная возбудимость и чувствительность одарённых детей.

    Родители и педагоги нередко озабочены такими их свойствами, как эмоциональный дисбаланс, нетерпеливость, преувеличенные страхи, чувствительность к невербальным сигналам окружающих, чуткость к проявлениям несправедливости, склонность к самообвинению, предъявление завышенных требований к себе и окружающим.

    Нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, заниженная самооценка. К особенностям одарённых детей можно отнести и то, что они часто недостаточно общительны со сверстниками. У них возникают трудности в установлении социальных контактов. Более того, среди одарённых детей чаще, чем среди остальных детей, встречаются дети с аутистическими особенностями.

    Пожалуй, наибольшие трудности в образовании одарённого ребёнка вызывает диссинхрония его развития, понимаемая как «неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств» (Савенков, А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002. — С. 81).

    Исследователи полагают, что она является результатом гетерохронности созревания и развития функциональных систем головного мозга в условиях среды. Неравномерность развития проявляется, например, в несоответствии физического развития ребёнка его умственным, творческим возможностям.

    Практика работы с одарёнными детьми раннего и дошкольного возраста показывает, что у них «моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей» (Одаренные дети: пер с англ. / Общ, ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991. — С. 92).

    Выявлено, например, наличие у одарённых детей отрицательной корреляции между их достижениями в области математических и гуманитарных наук, между математическими достижениями и вербальной креативностью. Установлена положительная корреляция между достижениями в математике и одиночеством.

    Поэтому большую ошибку совершают педагоги и родители, требующие гармоничности и разносторонности от всех одарённых детей. По данным Е.С. Беловой, разносторонне одарённые дети составляют всего 1,5-3% от всех детей (Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е.С. Белова. — М.: Флинта, 2004. — С. 127).

    Педагогам и родителям следует учитывать и такие проблемы одаренных как, неприязнь к школе, изоляция от сверстников, протест против стандартных требований, если они кажутся им бессмысленными или не отвечающими их интересам.

    Как распознать (диагностировать) одаренность? В систему диагностических методики одаренности обычно включают стандартизированные тесты на интеллектуальное развитие и творческие возможности. Эти методики дают возможность получения белее или менее объективной оценки количественных показателей детской одаренности.

    Они предназначены в основном для применения специально подготовленными психологами. Разрабатываются и методики диагностики детской одаренности для педагогов и родителей: опросники, схемы наблюдений, алгоритмы составления характеристик. Эти методики направлены на выявление качественных сторон детской одаренности.

    Основным методом изучения детской одаренности следует признать наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него одаренности в этой области.

    Все вышесказанное свидетельствует о том, что одаренные дети нуждаются в особой помощи взрослых и в особых условиях жизни, обучения и воспитания для развития и реализации своих способностей. Общество должно осознавать, что одаренные дети – это духовное и экономическое богатство страны. Прогресс во всех сферах жизни общества невозможен без повышенного внимания к одаренным детям.

    В последнее время в Республике Беларусь это осознаётся на государственном уровне. В частности, создан Президентский фонд социальной поддержки одарённых детей и молодежи. Вместе с тем решение проблемы одаренных детей требует разработки для них специальных образовательных программ и соответствующих учебных, дидактических пособий.

    Очень важно подготовить и педагогов для работы с одаренными детьми.

    • В мировой практике предложены следующие пути образования одаренных детей:
    • — обучение этих детей в классах с более высоким уровнем и скоростью обучения;
    • — обучение их по индивидуальным программам.
    • И тот, и другой путь в нашей стране пока трудноосуществим.

    Каковы пути развития способностей и одаренности в школе? Во-первых, необходимо зафиксировать проявление ребенком тех или иных способностей, его сильных сторон.

    Проявление способностей обнаруживается прежде всего наблюдением за тем, как ученик занимается той или иной деятельностью: с интересом, с проявлением положительных эмоций, с увлеченностью. Продолжая заниматься этой деятельностью, ученик развивает и соответствующие способности.

    Во- вторых, и ученику, и педагогам надо быть готовыми к возможным трудностям, периодам остановки или даже регресса в развитии способностей. Следует помочь ребенку в преодолении возможных препятствий, поддержать его уверенность в своих силах.

    Рост успехов не всегда заметен и требует кропотливой терпеливой работы. Практика показывает, что заинтересовать ребенка каким-либо предметом, деятельностью легче, чем сохранить и углубить этот интерес.

    Рассмотрим некоторые практические проблемы работы учителя с одаренными детьми.

    Можно ли судить о способностях ребенка только по его успеваемости? Если спросить у учителей, каков портрет одаренного ученика, то они обычно называют такие качества, как эрудиция, быстрее всех решает задачи или выполняет задания учителя, «схватывает» все на лету», трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность, усидчивость и т.п. В целом, это тот, кто хорошо учится по всем или большинству предметов.

    Примеры из жизни выдающихся людей, нередко говорят об обратном. А.С. Пушкин в детстве совсем не казался своим родителям сколько-нибудь замечательным мальчиком, он часто раздражал их своей неуклюжестью.

    В лицейские годы у него изредка появлялись высокие баллы, как правило, по французскому языку. А. Эйнштейн был исключен из гимназии за неуспеваемость по древним языкам. Неспособным считали учителя и Ч.

    Дарвина.

    Приведенные примеры описывают не «школьную одаренность», проявляющуюся в больших способностях к обучению, в том числе к быстрому усвоению материала, а одаренность творческую.

    Творческие способности в этом случае проявляются в собственной работе мысли, в собственной позиции, часто отличающейся от общепринятой.

    На практике учителя часто не любят творческого ученика, он не всегда удобен на уроке, так как не умеет приспосабливаться к общепринятому, имеет свое мнение и интересы.

    Поэтому очень важно, чтобы учитель был готов работе с одаренными детьми, понимал их психофизические особенности и образовательные потребности.

    Следующая категория детей, которая будет нами охарактеризована, — это так называемые «трудновоспитуемые» дети.

    Источник: https://cyberpedia.su/13x50fd.html

    Ссылка на основную публикацию