Требования к современному педагогу — справочник студента

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Требования к современному педагогу - Справочник студента

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Метод зеркальных изображений - справочник студента

Оценим за полчаса!

Требования к современному педагогу - Справочник студента

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога.

Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как «квалификация» и «профессиональный стандарт», которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: «Трудовые действия», «Необходимые навыки» и «Необходимые знания». Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль «Предметное обучение. Математика».
  • Модуль «Предметное обучение. Русский язык».

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.

Требования к современному педагогу - Справочник студента

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт.

Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении.

Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1196_professionalnyy-standart-pedagoga—korotko-o-glavn.html

Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?

Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Этому общественному мнению не помешали даже масштабные реформы в сфере образования и невысокий уровень заработной платы. Что же так привлекает людей к получению данной профессии? Какими качествами должен обладать преподаватель? Об этом и другом – в данной статье.

Кто обычно становится преподавателем вуза?

Как правило, преподавателями становятся в двух случаях:

  • когда человек является потомственным преподавателем. То есть у него в семье принято выбирать эту профессию;
  • когда преподаватели приглашают студента с красным дипломом к продолжению научной карьеры в стенах его Альма-матер.

Конечно, бывают и другие варианты, но они менее распространены. Например, когда человек проработал много лет специалистом в какой-то одной сфере, то ближе к пенсии или на пенсии он может выбрать карьеру преподавателя, чтобы у него появилось больше свободного времени. Накопленный за время работы опыт пригодится ему в его преподавательской деятельности и будет полезен студентам.

Требования к преподавателям

Чтобы преподавать в вузе, необязательно защищать диссертацию и получать кандидатскую степень. Однако в этом случае соискатель занимает в лучшем случае должность старшего преподавателя без возможности дальнейшего повышения по службе.

Для этого ему придется в будущем защищать диссертацию. Соответственно, без защиты диссертации на соискание степени кандидата наук в университете сотруднику придется тяжко. Тогда ему придется всю карьеру занимать должность старшего преподавателя.

Требования к современному педагогу - Справочник студента

Так каковы же минимальные требования к преподавателю? Прежде всего, это наличие высшего образования – не ниже специалиста или магистра. Хотя иногда допускается привлечение сотрудников с бакалаврским дипломом.

Компенсацией за отсутствие должного образования может послужить большой опыт работы по специальности. Такая ситуация распространена при привлечении к работе преподавателей-совместителей.

Обычно в дневное время они работают по специальности, а по вечерам и выходным проводят занятия в университете. Бакалавру позволено также проводить практические и семинарские занятия в вузе.

Однако разделение на бакалавриат и специалитет произошло недавно, поэтому большинство преподавателей получило диплом специалиста в вузе.

>>  Где индексируется журнал: в Scopus или в Web of science?Требования к современному педагогу - Справочник студента

Конкурс на замещение должности в вузе

Чтобы стать преподавателем в вузе, соискатель должен пройти процедуру конкурсного отбора на замещение желаемой должности. Конкурс проводится в открытой форме: информация о его проведении размещается на сайте университета. Соискатель должен подать заявку на участие в конкурсе в электронной форме и прикрепить к ней документацию.

Источник: http://open-resource.ru/public/kakimi-professionalnymi-i-lichnostnymi-xarakteristikami-dolzhen-obladat-prepodavatel-vuza/

Современные требования к преподавателю профессионального колледжа

Ёдгорова М. О. Современные требования к преподавателю профессионального колледжа // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 86-87. — URL https://moluch.ru/archive/36/4106/ (дата обращения: 22.03.2020).

В статье описывается ряд разработанных общих требований, предъявляемых преподавателю специальной дисциплины профессионального колледжа в условиях современного образования, а также раскрывается задача образовательных учреждений в подготовке педагогических кадров для профессиональных колледжей.

In article a number of the developed general demands required from the teacher of special discipline of vocational college in conditions of modern education are described, and the task of educational institutions in preparation of the pedagogical persons for vocational colleges is opened.

Фундаментальные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах общества, отражаются также и на профессиональной подготовке преподавателей средне специальных и профессиональных учебных заведений и приводят, естественно, к возникновению новых требований к последним.

Сегодня наибольшим спросом пользуются специалисты, хорошо понимающие своё предназначение постоянно передавать опыт и знания молодому поколению, обладающие гибкостью и мобильностью в использовании инновационных технологий обучения студентов профессиональных колледжей.

Преподаватели профессиональных колледжей должны воспринимать свою внешнюю среду с сознанием собственной ответственности, уметь самостоятельно действовать и реагировать на быстро изменяющиеся профессиональные ситуации.

Этой гибкости в знании, умении и оценивании можно добиться только благодаря постоянному развитию образа мышления и благодаря убежденности в необходимости обучения на протяжении всей жизни. Преподаватели колледжей должны быть квалифицированными, увлечёнными своим делам, способными педагогами.

Современные требования обязывают их быть гибкими, мобильными, самостоятельными, обладающими личной ответственностью и межотраслевыми профессиональными способностями. Поэтому всё большее значение у потенциальных педагогов должно приобретать развитие учебной компетенции по самостоятельному получению специальной (профессиональной) информации.

В связи с этим требованием в настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы студент действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность студента находилась в центре внимания педагогов, исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. главным в данном случае является процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Современная система образования должна способствовать освоению постоянно обновляющихся в настоящее время технологии, научных знаний, умению адаптироваться к новым условиям. Поэтому развитие учебных навыков сегодня является более важным, чем накопление знаний.

В центре внимания всех типов учебных заведений, занимающихся подготовкой преподавателей для среднего специального и профессионального образования, должно быть то, что последним необходимо прививать:

  • умение гибкой адаптации в различных жизненных ситуациях, самостоятельного приобретения необходимых знаний, умелого использования их на практике для решения возникающих проблем;
  • способность самостоятельного, критического мышления, умения увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и найти способы (методы) эффективного их решения на основе использования современных технологий;
  • чёткость в осознании того, где и как приобретаемые ими знания могут быть использованы;
  • способность генерации новых идей и творческого их осмысления;
  • умения и навыки грамотной работы с информацией. В данном случае подразумевается способность поиска информации для решения определённой проблемы, анализа и выдвижения гипотезы решения проблемы, обобщения и сопоставления полученных решений с аналогичными или альтернативными вариантами, умение аргументировать выводы, применяя их для выявления и решения новых проблем;
  • коммуникабельность, контактность в различных социальных группах;
  • способность самостоятельного развития своего интеллектуального, культурного и нравственного уровня.
Читайте также:  Методы прикладной психологии - справочник студента

В центре внимания профессиональной подготовки преподавателя профессионального колледжа также должно быть комплексное содействие профессиональной компетенции действия в следующих измерениях/категориях: профессиональная компетенция, социальная компетенция, личностная или человеческая компетенция и методическая компетенция. При этом спектр содержания простирается от педагогики науки о воспитании, психологии-науки о законах общения, дидактики использования технических средств обучения, школьного права, включая организацию уроков, учебных мероприятий и постатейное рассмотрение, вплоть до попечения молодежи и дефектологической педагогики. Явное значение приобретает в вузовском учебном плане подготовки преподавателей профессиональных учебных заведений специальная дидактика, поскольку она обладает индивидуальными особенностями.

Нами проанализированы требования, предъявляемые преподавателям специальных дисциплин, с точки зрения государства, предприятия и образовательных учреждений.

На их основе, мы попытались разработать ряд общих требований, предъявляемых преподавателю специальной дисциплины профессионального колледжа. Таким образом, преподаватель колледжа должен;

  • обладать знаниями о предмете, задачах и тенденциях его развития;
  • иметь представление о профессиональных методах коммуникации и передачи знаний.
  • уметь разработать методику обучения своему предмету;
  • эффективно планировать, организовывать и проводить занятия;
  • обладать способностью к профессиональной коммуникации и профессиональной передаче содержания предмета в соответствии с предшествующим изучением;
  • быть самостоятельным и инициативным;
  • уметь мотивировать и активизировать учащихся;
  • быть коммуникабельным;
  • знать о взаимодействии в дидактическом треугольнике и о необходимости анализа адресатов, как основы для организации мотивирующей учебной среды;
  • иметь навыки сотрудничества;
  • уметь самостоятельно решать проблемы;
  • быть ответственным;
  • постоянно повышать свою квалификацию;
  • быть вежливым;
  • уметь слушать;
  • быть терпеливым;
  • быть готовым к преобразованиям рыночной системы и рынка труда;
  • успешно внедрять последние достижения науки, техники и технологии;
  • уметь использовать теоретические знания на практике;
  • развивать у учащихся ответственность по охране окружающей среды и сохранению экологии.
  • иметь перспективный взгляд на методы познания и работу образовательных программ;
  • обладать знаниями о необходимости наглядных работ, а также дидактического сокращения/ упрощения учебного занятия;

    Из всего, сказанного выше, следует, что на современном этапе очень много требований предъявляется будущему преподавателю профессионального образования.

    Поэтому, сегодня задача образовательных учреждений заключается в подготовке кадров, умеющих самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы.

    Современный специалист должен самостоятельно искать, находить и анализировать информацию, уметь выходить из проблемной ситуации.

    Следует отметить, что будущие преподаватели колледжей должны быть готовы к подготовке высококвалифицированных специалистов.

    Будущие преподаватели должны также уметь самостоятельно планировать, подготавливать, организовывать деятельностно-ориентированные занятия по специальным дисциплинам и оценивать их.

    При этом они целенаправленно и, в соответствии с ситуацией, должны выбирать методы и технические средства обучения, уметь применять их.

    Они должны надлежащим образом выбирать, располагать и структурировать (профессиональная компетенция) научное содержание определенной специальности, контролировать проблему «содержания и времени» на уроке, благодаря грамотному сокращению/упрощению содержания и наглядным работам.

    Они должны быть готовы передать специфическую для предмета (специальности) методическую компетенцию и инициировать учащихся к самостоятельному получению специальной информации и к обучению на протяжении всей жизни. Анализировать урок согласно заданным критериям (личностная компетенция).

    Таким образом, по мере учебно-теоретического изменения парадигмы, учеба не должна больше пониматься просто как обратная сторона обучения, а скорее, напротив, должна концентрировать внимание на действиях и интересах студентов.

    При этом личностно-ориентированное обучение студентов может получать целенаправленную поддержку, базироваться на структуре содержания знаний и развиваться в соответствии со стратегиями учебы и действия.

    Проблемно-ориентированные, важные для практики методы, также, как и последующая практическая отработка/практика, пригодны для того, чтобы мотивировать студентов для смены статуса пассивных наблюдателей на статус действующих лиц.

    Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный колледж, методическая компетенция, профессиональная компетенция, профессиональное образование, самостоятельное получение, специальная дисциплина, техническое средство обучения, подготовка преподавателей, центр внимания, знание, преподаватель, умение, требование.

    Источник: https://moluch.ru/archive/36/4106/

    Основные требования к педагогу, его функции

    Существует три понятия: учитель, воспитатель, педагог. Учитель (преподаватель) — лицо, которое преподает какой-либо предмет в учебном заведении. Воспитатель— человек, который воспитывает, формирует личность.

    Педагог— лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной деятельностью. Сегодня в учебных заведениях разных видов нужны педагоги, которые и дают знания учащимся и студентам, и формируют их личность.

    Истинные педагоги считают, что ученики для них — и сосуд, который они хотят наполнить знаниями, и факел, который хочется зажечь, чтобы пробудить жажду знаний, и личность, которой необходимо помочь сформироваться.

    ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ:

    Педагогическая функция – предписанное педагогу направ­ление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогичес­ких усилий являются обучение, образование, воспитание, раз­витие и формирование учащихся.

    Первая функция педагога, возникающая уже на стадии за­мысла проекта, – целеполагание.Цель – ключевой фактор педагогической деятельности, она направляет движение общего труда учителя и его уче­ников к их общему же результату.

    Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, воз­можностей, воспитанности, развития. Это достигается диагнос­тированием.

    Без знания особенностей физи­ческого и психического развития школьников, уровня их ум­ственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правиль­ной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения.

    В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование.

    Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющих­ся конкретных. Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проектаучебно-воспитательной деятельности.

    Проективная (проекти­ровочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

    Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разра­ботки планаучебно-воспитательной деятельности, составлени­ем которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

    Организационная (орга­низаторская) деятельность учителя связана в основном с вовле­чением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

    Сущность информационной функции ясна, из определения. Учи­тель – главный источник информации для обучаемых. Он зна­ет все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

    Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необ­ходимы педагогу прежде всего для создания действенных сти­мулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения. На завершающем этапеаналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: ка­кова эффективность, почему она ниже намеченной, где и по­чему возникли и т. д.

    Требования к учителю – это императивная система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности.

    Выделены главные группы способностей:

    1)Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

    2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей и т. п.

    • 3)Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
    • 4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
    • 5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.
    • 6) Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
    • 7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.
    • ( а также и др:гуманизм,такт,доброжелательность.)

    Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно, он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношениях к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

    Социальная позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

    Существуют так же профессионально-обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.

    Профессиональная готовность учителя определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.

    Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

    Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей.

    Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества.

    Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

    Познавательная деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов познавательного интереса – любовь к преподаваемому предмету

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    Источник: https://megalektsii.ru/s16769t7.html

    Требования к квалификации педагогических работников, реализующих программы среднего профессионального образования

    Согласно статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ,

    федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включают в себя требования к:

    • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
    • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    • результатам освоения основных образовательных программ.

    Реализация программ среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) требует:

    • привлечения кадров,
    • учета их квалификации,
    • нормирования их рабочего времени,
    • разработки системы оплаты их труда

    в соответствии:

    • как с трудовым законодательством РФ и законодательством об образовании,
    • так и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

    Реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:

    • педагогическими работниками, занимающими, в частности, должности:
      • преподавателей,
      • мастеров производственного обучения.

    Квалификация педагогических работников образовательной организации:

    • должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
    • профессиональных стандартах (при наличии).

    Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов

    В настоящее время ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни трудовое законодательство:

    • не требуют полного соответствия требований к квалификации педагогических работников профессиональному стандарту,
    • допуская возможность выбора между профессиональным стандартом и квалификационными справочниками.

    Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

    статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

    При этом в общем случае:

    • квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Для педагогических работников:

    • обязанность отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам,
    • закреплена в статье 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.

    Тем самым, для такой категории работников, как педагогические работники, обязательны требования:

    • либо квалификационных справочников,
    • либо профессиональных стандартов – законодательно, на данный момент, указание на обязательность применять именно профессиональный стандарт не установлена.

    Из этого следует, что образовательные учреждения вправе применять к педагогическим работникам:

    • как профессиональные стандарты,
    • так и квалификационные справочники.

    Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/687-trebovaniya-k-kvalifikatsii-pedagogicheskikh-rabotnikov-realizuyushchikh-programmy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

    Требования к личности современного педагога (стр. 1 из 2)

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1. Особенности педагогической профессии. 5

    2. Требования к личности педагога. 8

    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
    • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 13
    • ВВЕДЕНИЕ

    Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла».

    Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам»[4,с.36]. Трудно признать способности Дарвина посредственными. Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие.

    Эти качества нужны не только людям науки, учителю прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии.

    И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.

    Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р. И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, что далеко не каждый человек может стать учителем.

    При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность.

    Проблеме личностных качеств учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др.

    И хотя относительно набора этих качеств и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость профессиональных качеств.

    Читайте также:  Токи в газах - справочник студента

    Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых личностных качеств.

    1. Профессионально значимые личностные качества учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль
    2. Рассмотрим более подробно особенности педагогической профессии и требования к личности учителя, которые в современной школе выступают на первый план.
    3. 1. Особенности педагогической профессии

    Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности.

    Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

    Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.

    Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

    Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

    Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции — адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.

    Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «…мир вступает в век Человека.

    Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». [10, с.22]

    Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника.

    С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности.

    Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. А.С.

    Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [7, с.210]

    Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности.

    Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.

    Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. [6, с.53]

    В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность.

    Креативность — способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, применять нестандартные решения. [8, с.362]

    И.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, честность, чувствительность.

    Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. [8, с.64]

    Профессиональная группа специальностей — это совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающиеся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.

    Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Можно выделить ряд педагогических специальностей: учитель-предметник, социальный педагог, педагог дополнительного образования, воспитатель и другие.

    Педагогическая специализация — определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.

    Педагогическая квалификация — уровень и вид профессиональной педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач. [6, с.72]

    2. Требования к личности педагога

    В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность.

    Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.

    Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

    Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью.

    Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают.

    В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

    Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

    Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты.

    В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.

    Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

    Источник: https://mirznanii.com/a/180318/trebovaniya-k-lichnosti-sovremennogo-pedagoga

    Билет № 40 Требования к современному педагогу — Педагогика

    Введение ФГОС — это новый этап модернизации российского образования. Его концепция диктует новые требования к личности учителя, как ключевой фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования.

    В настоящее время значимые инновации в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который бы соответствовал процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования. В обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым типом мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

    Актуальные вопросы введения ФГОС:

    — Новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий.

    Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема — задача — результат. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.

    Стандарт так же дает педагогу понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс. —Технологичность деятельности. Педагог должен строить учебно воспитательную деятельность технологично, понимать логику и структуру данной деятельности.

    Ключевыми технологиям , призванными обеспечить достижение новых образовательных результатов, являются технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений. Сегодня педагог перестаёт быть носителем «объективного знания».

    Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов их применения при решении различных проблемных задач.

    Тем самым, с одной стороны, у учеников появляется интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация, с другой – достигается истинное понимание материала учениками.

    Тот факт, что самостоятельно добытые знания отличаются особой прочностью, доказательств не требует.

    -Основа стандарта — системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе.

    Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку.

    Меняется и роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.

    Ученик должен стать субъектом деятельности. Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться»

    — Организация контрольно-оценочной деятельности. Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности педагога. Эффективная оценочная деятельность предполагает наличие следующих компетентностей:

    • — умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
    • — корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
    • — формировать оценочную самостоятельность учащихся.

    Организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы.

    Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н.

    Леонтьев говорил: «Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией».

    В условиях модернизации системы образования главным ее двигателем по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием этого процесса. Педагогическая профессия, хотя и является массовой, все-таки это особая массовая профессия. Повышается ее роль, а вместе с тем растут требования к его профессиональным качествам.

    На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

    Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде: 1. Профессиональная компетентность позволяет педагогупостоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен

    проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции учителя с ведущей на сопровождающую.

    Способности

    Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

    Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее» внушение.

    Именно вследствие специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов, способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.

    Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности.

    Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

    Личностные качества

    Современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени. Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним семантику слова «образование» – передача образа.

    Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению.

    Отсюда приоритетными следует признать не задачи передачи профессиональных знаний, но, прежде всего, воспитание духовно-ценностных, творческих отношений учителя к миру, умений взаимодействия с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры.

    Осуществить задачи нравственного воспитания молодежи может только нравственно воспитанный учитель. Такую задачу следует выделить в качестве приоритетной в системе профессиональной деятельности учителя в условиях общеобразовательного учреждения.

    4.Профессиональное самосознание —это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

    1. Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования — профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.
    2. А вот как в сознании современного студента сформирован образ профессионального педагога:
    3. Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.
    4. Это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.
    5. Профессиональный учитель- значит компетентный, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.
    6. Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учить не только наукам, но и жизни, быть духовным наставником.
    7. Нельзя не согласиться, что этот собирательный портрет учителя

    профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время.

    Вспомним важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится.

    Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Пожелаю же всему учительству здоровых идей и здоровых детских душ!

    Источник: https://student2.ru/pedagogika/889132-bilet-n-40-trebovaniya-k-sovremennomu-pedagogu/

    Ссылка на основную публикацию