Эссе на тему:
Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, что знает и умеет.
Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность.
Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?…
Исследователи, решавшие эту проблему, пришли к выводу, что учителю 21 века придется решать новые педагогические задачи.
Ему предстоит существенно влиять на отношение ребенка к окружающему миру, людям, себе, содействовать развитию у него способностей и желания решать проблемы, с которыми он встречается сегодня, и с которыми ему придется встретиться завтра.
И все это учитель должен донести до учащегося с помощью своих личностных качеств и профессионального мастерства.
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно…
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня — перевести учащегося в режим саморазвития. Следовательно, дожжен измениться и сам учитель.
В школу должен прийти новый учитель, с новым типом мышления, способный реализовать все задачи, которые ставит ФГОС ООО.
- В Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
- Во-первых, это профессионал, который:
- • демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- • консультирует и корректирует действия учащихся;
- • находит способы включения в работу каждого ученика;
- • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
- Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
- В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Говорят, что педагог должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек.
Ведь профессия учителя относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.
Поэтому, педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу.
Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.
Уже сама личность педагога, его пример могут оказать сильнейшее воздействие на формирование духовного мира ребенка, и то каким будет новое поколение, во многом зависит от профессионально-личностных качеств и особенностей учителя. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное- это ее направленность.
Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом ученике увидеть неповторимую личность».
Следовательно, влияние учителя тем сильнее, чем самобытнее его личность. Прежде всего, это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому человеку того, чего ты не имеешь сам. Значит, чтобы учить и воспитывать других, в первую очередь, надо быть воспитанным и образованным самому.
Необходимо, чтобы кругозор учителя пополнялся, а не ограничивался одной школьной программой. Ведь индивидуальность учителя главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, выдумкой, заинтересованностью, творчеством, он мотивирует учеников, пробуждает у них интерес к делу.
Поэтому многие педагоги утверждают, что становление учителя-это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уж как предметника.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок — это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером.
Главное для учителя в новой системе образования – управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях, использование интерактивных методик, участие в проектной деятельности, вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно -образовательного процесса.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Педагог сам должен осознавать необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.
Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.
- Стандарт учителя новой школы:
- обладает профессиональными компетентностями;
- обладает организаторскими способностями, гибкостью, мобильностью, стрессоустойчивостью;
- имеет личностные качества: интеллектуальные, трудовые, эстетические, педагогический такт, гуманность, нравственность, темперамент;
- обладает профессиональной культурой педагога и профессиональным самосознанием.
- Следовательно, компетентность учителя русского языка и литературы может быть определена как совокупность профессиональных и личностных качеств педагога, определяющая эффективность его педагогической деятельности.
И. Кант очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звезды». Всем учителям надо научиться находить в детях то доброе и светлое, что у них есть, и помочь им стать всесторонне развитой Личностью, добрым человеком.
Такие слова как двойка и строгость должны уйти из обихода учеников, для чего учитель должен пересмотреть свои способы взаимодействия с учеником. Готовясь к уроку, учитель пользуется сценарным планом, использует Интернет- ресурсы, материалы своих коллег.
На первый план выступает самостоятельная работа учащихся. Учитель должен организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи. Предпочтительными являются групповые и индивидуальные формы работы.
При формулировке заданий для обучающихся учитель использует такие слова как докажите, сравните, продолжите, обобщите, исследуйте, узнайте.
Итак, мы рассмотрели личностные и профессиональные качества учителя с разных точек зрения и установили, что мастер педагогического труда — яркая личность.
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы: учитель- эта та личность, которая формирует не только личность ученика, но и тот человек, который оказывает непосредственное воздействие на общество в целом.
Деятельность педагога является отражением реальной современной жизни, и это требует от него постоянной работы над собой как в профессиональном плане, так и в личностном. Ведь именно педагог закладывает фундамент будущей личности учащегося, которая должна быть не ущербной или озлобленной, а полноценной и творческой.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/10/03/trebovaniya-k-lichnosti-uchitelya-russkogo-yazyka-i-literatury
Требования к личности и профессиональной подготовке учителя-словесника
Опыт столетий, появление педагогических профессиограмм с обобщением современных требований общества к деятельности учителя направляют его работу по четкой системе, которая основывается на: Глубоких и крепких знаниях предмета, его диалектических основах; Умении интересно и доступно излагать их с эффективными результатами; Любовь к ученикам и своей профессии; – личных моральных, духовных и физических чертах. Творческая педагогическая работа предусматривает разные направления деятельности учителя, среди которых психологи различают:
Исследовательское (анализировать педагогические явления; наблюдать учеников; изучать их интересы; анализировать литературоведческие проблемы, художественные произведения, результаты своей работы; обобщать опыт лучших учителей страны и и т. д. ); Конструкторское (разрабатывать системы преподавания предмета: методов, способов анализа, изучение биографии писателей, уроков, внеклассных мероприятий и т. п.); Организаторское (проводить учебно-воспитательную работу среди классного коллектива и отдельных учеников, реализовывать сложные планы и т.
П. ); Коммуникативное (общаться с учениками, родителями, коллегами; оптимизировать учебно-воспитательный процесс; выразительно читать и рассказывать, используя наглядность и техническое обучение и др.). Для примера приведем воспоминания автора об учителе литературы СШ № 63 г.
Кировска Донецкой области – Куркина Бориса Александровича. На одном из уроков литературы он спросил класс: “Любите ли вы Владимира Маяковского?”. Не услышав ответа, задал второй вопрос: “А знаете ли вы творчество этого поэта?”.
А потом сказал: “Так вот, чтобы ответить на мой первый вопрос, необходимо хорошо знать ответ на второй вопрос!
” – и начал читать наизусть наилучшие стихи раннего Маяковского. Читал весь урок, а когда зазвонил звонок, сказал: “На протяжении четырнадцати уроков мы будем изучать творчество Владимира Маяковского.
Пятнадцать минут каждого урока буду слушать готовых прочитать наизусть стихи поэта. Если я смогу продолжить стих, я – победитель, а если нет – то вы”. Мы разыскали и выучили наизусть не один десяток поэзий, пока он, прослушав найденный мной стих, взял мой дневник, поставил пятерку и записал: “Поздравляю с победой!”.
Я прочитала стих “Долг Украине”: Знаете ли вы Украинскую ночь? Нет, Вы не знаете украинской ночи!
Здесь небо Становится чернью, и герб Звездой пятиконечной вточен. Где горилкой, Удалью И кровью Запорожская Бурлила Сечь, проводов уздой Смирив Днепровье, Днепр Заставят На турбины течь. И Днепр По проволокам-усам электричеством Течет по корпусам. Небось, рафинада и Гоголю надо!
Мы знаем Курит ли, Пьет ли Чаплин: мы знаем Италии безрукие руины; мн знаем, Как Дугласа Галстук краплен… А что мы знаем В лицо Украины? Знаем груз У русского Тощ – тем, кто рядом, Почета мало.
Знают вот Украинский борщ, знаю вот я, Украинское сало и с культуры Поснимали пенку: кроме Двух Прославленных Тарасов Бульбы И известного Шевченко, – Ничего не выжмешь, Сколько ни старайся. А если прижмут – Зардеется розой и выдвинет Аргумент новый: возьмет и расскажет Пару курьезов – анекдотов Украинской мовы. Говорю себе: Товарищ москаль, на Украину Шуток не скаль.
Разучите Этот язык На знаменах – Лексиконах алых, Это язык Величавый и простой: “Чуешь, сурмы заиграли, время расплаты настало…” Разве может быть Затрепанней Да тише слова Поистасканного “Слышишь? Я Немало слов придумал вам, взвешивая их, Одно хочу лишь – чтобы стали Всех Моих Стихов слова полновесными, Как слово “чуешь”. Трудно ‘ Людей В одно истолочь, собой Кичись не очень.
Знаем ли мы украинскую ночь? Нет, Мы не знаем украинской ночи. 1926 Тогда мне казалось, что я, на самом деле, стала победительницей! Но значительно позднее, когда за плечами уже имела десятилетний педагогический стаж и работала над научно-исследовательской темой по Методике, поняла, что мой учитель хорошо знал этот стих и был талантливым учителем-методистом.
Он в совершенстве знал предмет, который преподавал. Не только В.
Маяковского, а и А. Мицкевича, Дж.
Байрона, А. Пушкина, М. Лермонтова, А.
Блока, С. Есенина и многих других поэтов мог читать наизусть часами.
Нас поражали его энциклопедические знания. Мы – все ученики без исключения – хотели также его привести в удивление и готовились к урокам литературы всегда добросовестно. Поставив пятерку, он спросил: “Может ли кто-то вспомнить, откуда Маяковский позаимствовал строки: Знаете ли вы Украинскую ночь?
Нет, Вы не знаете украинской ночи! “Майскую ночь” Гоголя мы прочитали все и ответили почти хором. Кто такой Чаплин, тоже знали.
На другие вопросы – объяснить строку из стиха “… Италии безрукие руины…”; кто такой Дуглас? ; откуда заимствованы строки ” …
Чуешь, сурмы заиграли, время расплаты настало…”? – ответы искали сами к следующему уроку литературы. Учитель отказался ответить на эти вопросы сам, так как любил повторять: “Поиск – это открытие, открытие – это радость, радость – это толчок к новому поиску”. Почему стих имеет название “Долг Украине”, мы узнали все же от него. Захватил интересный рассказ учителя о пребывании В.
Маяковского на Украине, его странствования замечательной землей, встречи с талантливым и щедрым украинским народом, его богатыми традициями и высокой культурой. Глубоко пораженный увиденным и услышанным, он пообещал обязательно обо всем этом написать. Но прошли года, прежде чем появился этот стих с таким непривычным, но понятным названием.
Именно этот стих надеялся услышать учитель, он был готов к разговору о нем. К тому времени – это гражданский подвиг: ни в программах, ни в учебниках произведения не было, тогда он вообще не печатался.
К следующему уроку все ученики нашего класса выучили стих наизусть. Ничего не говорил нам учитель о любви к родной земле, а просто сам пылко любил ее, и мы любили. Он стал властителем наших душ и повел за собой в мир литературы.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/trebovaniya-k-lichnosti-i-professionalnoj-podgotovke-uchitelya-slovesnika/
Учитель литературы и профессиональные требования к нему. — презентация
1 УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ
2 План: 1. Требования к личности и профессиональной подготовке учителя-cовесника 2. Основные стороны деятельности учителя- словесника: исследовательская, конструкторская, организаторская, коммуникативная деятельность. 3. Преподавание литературы как творческая деятельность учителя.
3 Требование к личности и профессиональной подготовке учителя-словесника ярко и почти исчерпывающе определила методист М.А. Рыбникова.
Сегодня учителю, — говорила она, — необходимо совершенное владение своим предметом, знание школы и учащихся, яркое представление о требовании государства, об общественности к школе, к преподавании литературы, умение решать задачи воспитания на материале литературы и методами, близкими к литературе, вести работу в продуманной и четкой системе, опирающейся на понимании природы своего предмета и законов развития учащихся.
4 Опираясь на современные исследования, психологи педагогического труда, можно назвать как важнейшие следующие стороны деятельности учителя-словесника: — исследовательская — анализ явлений языка произведений литературы и искусства, применение научных трудов и пособий, изучение учащихся, собственной работы, опыта коллег; — конструкторская деятельность учителя- словесника — разработка системы преподавания, уроков литературы, внеклассных мероприятий, определение этапов развития учащихся, видов и форм их работы; — организаторская деятельность учителя — словесника — реализация намеченных планов, организация собственной работы, учебной и вне учебной деятельности классного коллектива и отдельных учащихся; — коммуникативная деятельность учителя- словесника — установление контактов с учащимися, создание отношения, благоприятных для решения задач, речевая деятельность, выразительное чтение и рассказывание, применение текстовых и наглядных пособий и ТСО.
5 Одна из важнейших функций учителя — исследование. Учитель любого предмета должен овладеть научным мышлением, учить наблюдать и анализировать, выдвигать гипотезы для решения возникающих вопросов, проводить опытную работу, использовать научную литературу, осваивать опыт.
6 Личностный характер общения предполагает исполнение ряда условий, без которых общения не состоит. Первое из этих условий — спонтанность восприятия, одновременность совместность реакций собеседников. Этого не просто добиться на уроке, как не просто актером на сцене не отключаться, не выходить из роли, когда партнер произносит монолог.
7 Учитель, изучая учеников, вдумываясь в достижения других наук (литературоведение, педагогики, психологии, философии, социологии, эстетики), стремится определить основные тенденции практической работы в школе, направить ее в русло, необходимое современному развитию нашего общества.
8 Интерес к ученику, к его потребностям и возможностям, стремление не просто информировать ученика, развивать его как читателя и гражданина, направленное воздействие уроков литературы на формирование мировоззрения школьников, осознанных идеологических и эстетических критериев оценки литературного произведения, воспитание историзма мышления, эстетическое воспитание, нравственное воспитание, проблемное обучение — это направления работы учителя литературы, обеспечивающие общение с искусством на уроке литературы.
9 Творчество увлекает участников процесса обучения тем, что ведет к неожиданным результатам. Поэтому изучение литературного произведения в школе, которое строилось в соответствии с целями обучения и возможностями учеников, требует творческого поиска оптимального для данных условий варианта учебных операций и нахождения необходимой последовательности работы.
10 Плодотворность деятельности учителя-словесника в огромной степени зависит от того, насколько он умеет «властвовать собой», «способен к самооценке», самовоспитанию. Приобретение специальности учителя — предполагает высокий уровень активности и самостоятельности студента, чтобы разнообразные знания и умения, полученные в стенах вуза, образовали целостную систему.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/1306585/
Чем должен обладать учитель литературы
Учитель должен профессионально владеть знаниями по предмету и методическими умениями и навыками организации учебной деятельности учащихся. Требования к учителю:
- Знать свой предмет в совершенстве и преподавать его увлекательно.
- Средствами родного языка и художественного слова воспитывать в учащихся общечеловеческие и национальные идеалы.
- Содержание литературного образования учащихся связывать с современной жизнью.
- Осуществлять развивающее обучение, раннюю профессионализацию, лелеять филологические способности учеников.
- Управлять процессом осмысленного восприятия литературного произведения, стимулировать чувство красоты, ее предохранения.
- Через систематическое проведение самостоятельной работы формировать у учащихся умения в сфере гуманитарного образования.
- Всячески поощрять учащихся к самообразованию, самовоспитанию, до максимального духовного обогащения.
- Средствами художественного слова развивать устную и письменную речь учащихся, культивировать у воспитанников стремление постоянно улучшать и обогащать свой словарь.
- Главенствующим задачей преподавания литературы считать привитие национального сознания.
- В содержании произведений, изучаемых текстуально, акцентировать высокие постулаты христианской благотворительности.
Принципы личностно ориентированного обучения
Принципы личностно ориентированного обучения.
В труде учителя есть своя поэзия и свое вдохновение, учитель способен создать в классе некую чрезвычайную и незабываемую атмосферу ни с чем не сравнительного, особого человеческого общения, учитель даже может и вправду в своей деятельности подняться до уровня искусства, но это все имеет не божественную, а вполне земную природу, в основе которой лежит любовь к детям, любовь к своему предмету, а также высокое мастерство и профессионализм.
Компоненты, из которых складывается профессиональная подготовка учителя. Самое главное в личностно ориентированном обучении — фигура учителя. По условий личностного ориентированного обучения обоих участников учебно-воспитательного процесса объединяет познавательный интерес.
Учитель и ученик жаждущих новых знаний, которые служат им материалом для формирования личности. А значит, главная задача учителя заключается в том, чтобы переложить свою индивидуальность на язык педагогического общения, в основе которого — равноправные субъекты реляции с учеником.
Личностно ориентированное обучение
— Личностно ориентированный подход в обучении основывается на восприятии индивидуальности. Самоценности ученика как носителя субъективного опыта, который у него складывается с первых дней жизни. Ученик имеет право на собственный путь развития, выбор средств учебной деятельности в пределах ее целей.
— Учитель, относясь к ученику как к личности, придает последнему возможность саморозвиватись и самореализоваться, учитывает его возможности, особенности, способности. Взаимодействие между ними должно строиться на основе единства позиций, желаний, а не вынужденного общения.
— Задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы активизировать внутренние ресурсы своих воспитанников, чтобы они сами могли успешно справляться разнообразным учебным, а в дальнейшем — производственным проблемам, их следует обучать оптимально реализовать свой интеллектуально-волевой и нравственный потенциал.
— Личность педагога лишь предпосылка формирования воспитанников. Трансляция его положительных качеств происходит лишь тогда, когда он, устанавливая связи с детьми, способствует обогащению их опыта эмоциональными переживаниями.
- — Если учитель относиться к ученику без настоящих интереса и уважения, у последнего не будет никаких оснований воспринимать себя как личность.
- — Чтобы понять ученика, его мнению, чувства, поступки, надо брать эмоциональное участие во взаимоотношениях с ним, учиться чувствовать к нему постоянный интерес.
- — Учитель, формы и способы деятельности которого статические, которые не меняются от урока к уроку, из года в год, следует задуматься о целесообразности своего пребывания в школе.
— Если ученик не воспринимает способа действий (т.е. способа воздействия) относительно него, то это, как правило, означает лишь одно: эти действия не соответствуют его личностным ожиданиям.
— Если учителю нужно сделать замечание ученику, то сделать это следует дружелюбно, с уважением к нему,- тогда ваше неодобрение его поведения потеряет психологически негативный эффект.
— Если возник конфликт с учеником, не ищите возможностей за любую цену доказать свою правоту. Гораздо лучше попробовать зайти взаимоприемлемые шляки решения этого конфликта.
— В родителях своих учеников учитель видит единомышленников и соратников. Достичь профессионального успеха он может, лишь согласовывая свои действия с ними.
Таким образом, профессиональные добродетели должны базироваться на принципах личностно ориентированного обучения, поскольку такая основа открывает перед учителем большие и необъятные перспективы.
Но соблюдение самых только подобных принципов для эффективной учебно-воспитательной деятельности еще недостаточно — для успеха необходимы также профессиональные знания и навыки, без которых трудно представить учителя.
Профессиональные составляющие учителя зарубежной литературы
- Современные исследования по психологии педагогической деятельности позволяют классифицировать художественно-педагогические задачи, которые должен уметь решать учитель, следующим образом:
- — художественно-исследовательские; — художественно-конструктивные; — художественно-организационные;
- — художественно-коммуникативные.
Художественно-исследовательские задачи — это те задачи, которые составляют стержень деятельности учителя, поскольку без литературоведческого исследования учителем литературы, литературы художественного текста его деятельность теряет всякий смысл. Зато, с другой стороны, деятельность учителя невозможно себе представить без исследования им и характера восприятия художественного текста учащимися-читателями. Художественно-исследовательский компонент деятельности учителя литературы является особой разновидностью специфической творчества.
Решение художественно-конструкторских задач обеспечивает такую соответствующую организацию литературного материала, которая позволяла бы предоставить ему целесообразную и эффективную педагогическую форму.
Поэтому на этом этапе происходит своеобразная психологическая перестройка, следствием которой является то, что на первый план выдвигаются не столько литературоведческие знания и художественный вкус, сколько педагогические умения и навыки. И именно применение этих умений и навыков позволяет достичь поставленной цели.
Когда цель определена точно, тогда увеличиваются возможности применения вариативных систем средств и приемов такой организации. Эмоционально-художественная форма — это такая педагогича интерпретация художественного материала, которая, образуя определенную устойчивую структуру, передает в эмоциональном аспекте его важнейшие черты и особенности.
И с творческим развитием эмоционально-художественной формы фактически и связана художественно-конструкторская деятельность учителя литературы. В современной педагогике уже аксиомой стало убеждение, согласно которому любое познание предполагает включение субъекту, что познает, в активную деятельность.
То есть речь идет о том, что знания не можно «получить”, его можно только усвоить в процессе собственной деятельности. А следовательно достаточно остро встает вопрос об организации этой деятельности учителем то есть по решению им еще и художественно-организаторских задач.
Задача учителя литературы заключается не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний или проверить уровень усвоения ими этих знаний, а в том, чтобы выполнять важнейшую в психолого-педагогическом плане функцию организатора коллективной творчески-эстетической деятельности школьников.
Общения, которое в педагогической деятельности выполняет специфические функции, связанные с самой сущностью процесса обучения-воспитания, и поэтому такое общение квалифицируется как профессионально-педагогическое.
Оно понимается как система приемов и навыков гармоничной и естественной социально-психологического взаимодействия педагогов и учеников, содержанием которых как бы является обмен информацией, освоение личности, воспитательное воздействие, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. При чем именно учитель выполняет роль организатора данного процесса.
Учитель не может. Не имеет права пренебрегать так называемой «драматургией” педагогического общения, в которой решающее значение имеют и его настроение, и его взгляд, мимика и жесты, характер и интонация реплик, а также много других элементов.
Источник: http://logoped18.ru/shtml/mesto-i-rol-uchitelya-v-obshchestve-i-shkole.php
Книга: Требования к личности современного педагога
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Особенности педагогической профессии. 5
2. Требования к личности педагога. 8
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 13
- ВВЕДЕНИЕ
Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла».
Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам»[4, с.36]. Трудно признать способности Дарвина посредственными. Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие.
Эти качества нужны не только людям науки, учителю прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии.
И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.
Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р. И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, что далеко не каждый человек может стать учителем.
При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность.
Проблеме личностных качеств учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др.
И хотя относительно набора этих качеств и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость профессиональных качеств.
Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с профессионально-педагогической направленностью, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых личностных качеств.
- Профессионально значимые личностные качества учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль
- Рассмотрим более подробно особенности педагогической профессии и требования к личности учителя, которые в современной школе выступают на первый план.
- 1. Особенности педагогической профессии
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности.
Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.
Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.
Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции — адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.
Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «… мир вступает в век Человека.
Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». [10, с.22]
Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника.
С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности.
Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. А.С.
Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [7, с.210]
Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности.
Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. [6, с.53]
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность.
Креативность — способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, применять нестандартные решения. [8, с.362]
И.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, честность, чувствительность.
Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. [8, с.64]
Профессиональная группа специальностей — это совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающиеся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда.
Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Можно выделить ряд педагогических специальностей: учитель-предметник, социальный педагог, педагог дополнительного образования, воспитатель и другие.
Педагогическая специализация — определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Педагогическая квалификация — уровень и вид профессиональной педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач. [6, с.72]
2. Требования к личности педагога
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность.
Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.
Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.
Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью.
Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают.
В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.
Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты.
В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.
Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.
Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственностью.
В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе — главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.
Другим важным условием личности педагога является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.
В современных условиях в целях завоевания педагогического авторитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов межнациональных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и других.
На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем.
Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.
Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении.
Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией.
Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику.
Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений.
Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления.
Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила — сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.
Эффективная организация педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия.
Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку.
Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения.
Истинная педагогическая любовь есть глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий.
Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.
Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Далеко не каждый человек может стать учителем.
При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. — Минск, 1990. — С. 27
2. Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитание школьников. — 2004.- №5
3. Большой энциклопедический словарь. — М., 1981. — С. 1070
4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. — М.: Новая школа, 1998. — С. 76-77
5. Дарвин, Ч. Автобиография / Ч. Дарвин.– М., 1975.– С. 36).
6. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. — М., 1985. — С. 22
7. Макаренко А.С. Организационное строение коллектива. //Изб. пед. соч. Т. 1. — М., 1981. — С. 210
8. Психологический словарь. — М., 1981. — С. 702
9. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — С. 174
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22
11. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского. М.: 2003, с.74
Источник: https://ronl.org/knigi/pedagogika/832300/
Профессиограмма личности учителя, требования, предъявляемые к учителю
Перечень качеств, предъявляемый к какой-либо профессии, принято называть профессиграммой. Профессиграмма учителя одна из самых обширных.
Первые профессиграммы советского учителя были составлены в 20-30-е годы энтузиастами НОТ. В одной из них находим следующие требования: 1. Физическое здоровье. 2. Уравновешенность характера. 3. Наличие развитой воли. 4. Предприимчивость, инициатива. 5. Организаторские способности и навыки. 6. Достаточно общее образование и хорошее знание своего предмета. 7.
Стремление пополнить умственный багаж новыми сведениями и быть в курсе дела. 8. Знакомство с основными течениями современной рефлексологии, педагогики и методики. 9. Знакомство с методикой своего предмета. 10. Знание своего ученического коллектива (группы, аудитории). 11. Социально-экономическая и политическая подготовка. 12.
Интерес к общественной жизни и активное участие в ней. 13. Ясное и отчетливое сознание целей и задач проводимой работы. 14. Знакомство с родственными формами политико-просветительной работы. 15. Внимательное и любовное отношение к учащимся. 16.
Образцовое поведение учителя в смысле дисциплинированности, аккуратности, опрятности, коллективизма, чувства долга, любви к делу, добросовестности, отсутствия лицемерия и т. д.
Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональной технологии. Другая половина ее — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей.
Педагогические способности — качество личности, интегрирование выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними.
Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия — красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т. п. Выделены главные группы способностей.
- Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.
- Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.
- Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
- Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
- Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
- Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
- Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
К ведущим, по результатам многочисленных опросов педагогов, относятся педагогическая зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих, вспомогательных.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством.
Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.
Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.
Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности.
Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников.
Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место.
Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности.
Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Профессионализм учителя может иметь различные уровни. Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе.
Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть и учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.
Под педагогической умелостью следует понимать такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психдлого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
Педагогическая умелость — это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе.
Следующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство.
Как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя оно есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых по замыслу культурных, материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.
Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с продупи-рованием новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приёмов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.
В этом смысле педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. «Новаторство — новое в созидательной деятельности людей.
Данное определение в полной мере относится и к педагогическому новаторству.
Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.
Источник: https://magref.ru/professiogramma-lichnosti-uchitelya-trebovaniya-predyavlyaemyie-k-uchitelyu/