Требования к компетенции учителя — справочник студента

Профстандарт учителя регулирует как трудовые отношения между работником и работодателем, так и отношения, возникающие между педагогическим сообществом и гражданином, желающим подтвердить квалификацию. Требования к компетенции учителя - Справочник студента

Профстандарт учителя регулирует как трудовые отношения между работником и работодателем, так и отношения, возникающие между педагогическим сообществом и гражданином, желающим подтвердить квалификацию.

Второй момент гораздо важнее первого, поскольку препятствует сведению профстандарта к должностной инструкции учителя. В отличии от неё, стандарт разрабатывается на основе анализа профессиональной деятельности и описывает требования к ней.

Будет ли введён профстандарт для учителей с 2017 года?

Многие знают, что профессиональный стандарт педагога был утверждён приказом Минтруда РФ 18 ноября 2013 года. Он интересен тем, что значится под номером один в реестре профессиональных стандартов.

Сначала введение профстандарта было запланировано на 1 января 2015 года. Однако многие положения и требования документа вызвали критику. Поэтому его введение перенесли на 1 января 2017 года.

Но в августе этого года срок снова был изменён. Изменения в документ будут вноситься в течение следующего года, поэтому уже сейчас можно утверждать, что профстандарт учителя с 1 января 2017 года введён не будет.

Развитие педагогических компетенций и повышение качества образования

Применение требований профстандарта учителя в работе школы повысит качество образования. Уже в процессе перехода на его применение должна соответствующим образом измениться система повышения квалификации, чтобы компетенции учителя соответствовали требованиям этого документа.

Это особенно важно, поскольку в образовательных организациях применение профстандартов будет обязательным.

Какие же компетенции должны развивать педагоги, чтобы соответствовать профстандарту учителя?

Требования к компетенции учителя - Справочник студента

Эксперты выделяют четыре группы компетенций по сферам профессиональной деятельности. 

Нормативно-правовая сфера

  1. Практическое применение положений законодательства о правах ребёнка и образовании, а также ФГОС.
  2. Выполнение требований официальных документов, которые регулируют деятельность школы и проведение мероприятий вне её.

 Психолого-физиологическая сфера

  1. Использование знаний возрастной психологии и закономерностей, индивидуальных особенностей жизненного пути, социализации личности, диагностических приёмов.
  2. Ориентация в образовательном процессе на индивидуальные особенности обучающегося.
  3. Владение и использование основ психодиагностики и диагностики основных признаков отклонений развития детей.

 Социально-культурологическая сфера

  1. Знание закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их использование в образовательном и воспитательном процессе.
  2. Умение эффективно взаимодействовать с родителями, используя знания о закономерностях семейных отношений.
  3. Умение работать со смешанными сообществами, в которые входят дети и взрослые.

 Общепедагогическая сфера

  1. Применение современных педагогических и воспитательных технологий, дидактических приёмов, принципов деятельностного подхода.
  2. Понимание и использование научных представлений о результатах обучения, способах их достижения и оценки.
  3. Проектирование образовательного процесса с использованием закономерностей его организации.
  4. Применение теории и технологии учёта возрастных особенностей обучающихся.

Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Стоит отметить, что в профстандарте учителя не идёт речь о компетенциях. В нём перечислены трудовые функции, которые должен выполнять педагог.

Чтобы провести самооценку готовности к выполнению трудовых функций, перечисленных в профстандарте, скачайте лист самооценки. 

В заключение отметим, что при подготовке должностной инструкции учителя в соответствии с профстандартом для каждого педагога будет конкретизироваться набор трудовых функций и устанавливаться квалификационный разряд. Поэтому опасения многих педагогов, которые считают, что их могут уволить или заставят проходить курсы повышения квалификации, совершенно беспочвенны.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/profstandart-uchitelya

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты статья по теме

Новые требования к  профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

Т.П.Заруцкая,

г. Мариинск, Кемеровская обл.

     Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

     Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты  второго поколения, что является основным направлением образовательной национальной политики «Наша новая школа».

      Приоритетной  целью современного  российского  образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков  от учителя, а  полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.  На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».  Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся  умение ориентироваться  в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

      Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.

Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.          

        Таким образом, изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю.Какой он, современный учитель?        Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия — это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Читайте также:  Формы государства и власти - справочник студента

 Основным  элементом образовательного процесса был и остаётся урок.  В чём новизна  стандарта второго поколения и современного урока?

      Постепенно преодолевается  авторитарный стиль  общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса.

Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность.

Учитель на уроке должен сочетать  требовательность  к обучающимся с проявлением  педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

     В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.

Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её  применения в реальной жизни.

       Используя таблицу, рассмотрим  характеристику основных  изменений в деятельности педагога, работающего по федеральным государственным образовательным стандартам.

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано
  • Организовать деятельность детей:
  • • по поиску и обработке информации;
  • • обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Материал урока Материал  однотипный,Практически не отражает различные источники  получения информации и не стимулирует к самообразованию Материал разного типа, вида и формы.Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.     *Продуктивные задания-главное средство достижения результата образования.
Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

       Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности

Основные компетенции современного учителя:

  1. Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  2. Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся  (помогать обучающемуся  определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  3. Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  4. Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  5. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  6. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  7. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  8. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею.
  9. Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся  адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  10. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у  обучающихся  в процессе учебных занятий.
  11. Уметь организовать понятийную работу обучающихся.
  12. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся  хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  13. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

         Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.             Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых  условиях   он сможет в более сжатые сроки.          Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Список литературы 

  1. Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза // Современные наукоёмкие технологии. — 2010. — №10. — С. 113-116.
  2. Балакина, Л.Л. Коммуникативная компетентность как фактор адекватного отражения в образовании современной информационно-коммуникативной культуры. — Томск: ЦНТИ, 2004. — 198 с.
  3. Елагина В.С. Немудрая Е.Ю. Коммуникативная деятельность как важная составляющая педагогической компетентности учителя // Международный журнал экспериментального образования. — 2009. — №5. — С. 41-42 .

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/04/14/novye-trebovaniya-k-professionalnoy-kompetentnosti

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

1 Гусева Т.К. 1 Маяцкая Н.К. 2 1 Педагогический институт Южного Федерального Университета, кафедра педагогики и методики начального образования2 ГБОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России, кафедра русского языка

В начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивили-зационного масштаба.

Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда.

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Эти вызовы порождают принципиально иные требования к образованию и его результатам, что нашло отражение в новом поколении ФГОС ВПО.

В новом стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалифицированные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.

Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование и его цель.

Данный стандарт разработан на основе деятельност-ной парадигмы образования, провозглашающей в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе становления различных групп компетенций.

Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

  • Следовательно, происходящий в современных условиях процесс модернизации образования, определяет новые требования к качеству профессионального образования, обуславливают необходимость подготовки педагога в контексте такой парадигмы педагогического образования, которая будет способствовать становлению у него профессионально-педагогических компетенций.
  • Понятие профессиональной компетентности педагога является интегра-тивной характеристикой личности и характеристикой деятельности, критерием сформированности которой будут выступать компетенции, определяющие готовность педагога к профессиональной деятельности.
  • Готовность к профессиональной деятельности в педагогической теории рассматривается в нескольких аспектах:
  • как показатель ориентированности на поиск смысла профессиональных ценностей, представляемый в виде диад: понимание-воспроизведение, понимание-интерпретация, понимание-преобразование. Показатели готовности: умения профессионального целеполагания; выявления противоречий между директивно-ориентирующими установками, позициями ученых с разными подходами к процессу профессиональной подготовки и собственными взглядами; дифференцировать критичность и критиканство в своем отношении и в отношении сокурсников к предлагаемым в содержании учебных дисциплин ценностям; умения создавать свою систему ценностей и смыслов с учетом ценностных координат различных уровней;
  • как степень сформированности оценочно-рефлексивной позиции, позволяющей специалисту самостоятельно разрабатывать конкретно-методические схемы действия. В основе оценочно-рефлексивной позиции — рефлексивное знание, позволяющее выявлять перспективы (зоны) саморазвития исследуемых явлений в зависимости от характера взаимодействия с ними саморазвивающегося субъекта педагогического процесса вуза. Результатом такого процесса является смыслотворчество;
  • как показатель сформированности способности к реализации непрерывного образования как «образования в течение всей жизни»;
  • как направленность личности на овладение ценностями непрерывного профессионального образования, на самоопределение и саморазвитие;
  • как активность и способность личности адекватно (с учетом индивидуальных качеств и свойств) выбирать и использовать методы, формы и средства для осуществления целей и задач непрерывного образования;
  • как самооценка, отражающая отношение к себе, своим действия и поведению и влияющим на ход процесса непрерывного образования;
  • как ориентированность на преобразовательную деятельность и рефлексию, на самоконтроль, заключающийся в сравнении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и результатами собственных действий;
  • как научно-теоретическая компетентность, поскольку в системе непрерывного уровневого образования на высших его уровнях основной является научно-исследовательская деятельность,содержание которой в вузе определяется развитием научных школ (являясь формой организации исследовательской работы нескольких поколений преподавателей, студентов, аспирантов, магистрантов, научная школа, создает определенную научную традицию в вузе, одновременно являясь ступенью исторического развития научных традиций).

При проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности обучаемого, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу, какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства.

Качество подготовки специалиста все в большей степени зависит от эффективности системы образования, которая, в свою очередь, не может не меняться, отражая новые требования общества, обусловленные развитием науки и производства. Все это ставит перед образованием новые задачи и инициирует создание все более совершенных средств, технологий обучения, способствующих их решению.

Обычные методы передачи знаний, основанные на традиционных формах учебной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза в пределах дисциплин и функций, больше не подходят для различных социальных групп.

В современном образовании все шире применяются методы активного обучения, использование которых, по мнению Голубковой О.А., зависит не только от профессиональных знаний, ораторских способностей, но и от богатства воображения, творческого потенциала преподавателей, умения моделировать ими ситуацию реального творчества для принятия решений.

Современная педагогическая теория и практика все более четко формулируют положение о процессе обучения как взаимоопосредованной активности преподавателя и учащихся.

Основой любого процесса обучения является общение, и не просто учебное общение, а особым образом организованное и управляемое, способствующее становлению и развитию личности.

В результате исследований процессов общения, предполагающих организацию групповой деятельности, обучение рассматривается как процесс межличностного взаимодействия.

Под интерактивным обучением понимается такое обучение, где системообразующим фактором является взаимодействие участников учебного процесса с предметным содержанием, с другими участниками учебного процесса, с их собственным опытом.

Общение не только выполняет обслуживающие функции, связанные с освоением предметных знаний, умений и навыков, но и обладает самоценностью — оно выступает в качестве цели, содержания и результата образовательной деятельности.

Это предполагает включение в обучение не только содержания учебного предмета, но и способов взаимодействия субъектов учебного процесса с этим содержанием и между собой.

Библиографическая ссылка

Гусева Т.К., Маяцкая Н.К. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СВЕТЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 66-68;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=3964 (дата обращения: 24.03.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3964

Профессиональная компетентность преподавателя в системе СПО

  • Жукова Людмила Александровна
  • Профессиональная компетентность преподавателя в системе СПО
  • В статье разъясняются понятия компетентности, профессионализма, подробно рассмотрены ключевые составляющие профессиональной компетентности преподавателя в системе СПО, определена их взаимосвязь, представлена структура формирования и оценки уровня компетентности педагога, сделан вывод о необходимости ее формирования в процессе профессиональной подготовки педагогов.
  • Ключевые слова: профессиональная компетентность, преподаватель, ФГОС СПО, профессионализм, студент.

На рынке образовательных услуг одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности учебного заведения СПО является уровень профессиональной компетентности преподавателей, определяющий качество подготовки будущих специалистов. В условиях конкуренции в системе СПО происходит внедрение инновационных образовательных технологий, рассчитанных на компетентных педагогов, становление которых тормозится наличием определенных проблем. К таковым относятся ригидность мышления педагога (тяготение к «старым», традиционным методам и формам обучения), отсутствие у определенной части преподавателей педагогического образования, а также усталость от необходимости нахождения в процессе постоянного переделывания чего-либо, что в совокупности являются факторами скрытого сопротивления инновационным изменениям.

Между тем, реальные изменения в процессе подготовки специалистов СПО в русле последних требований, в частности, внедрения ФГОС возможно только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога, осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и всего общества.

В современной практике в общем смысле под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно заданным стандартам.

Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована. [3,с.27]

Исходя из выше сказанного в качестве структурных компонентов профессиональной компетентно­сти преподавателя образовательного учреждения СПО следует выделить:

1.Предметную компетентность, включающую знания и умения в области преподаваемой дисциплины, компетентный преподаватель непременно должен владеть научными знаниями в области преподаваемой дисциплины.

2. Социально-правовую компетентность – включающую знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения.

3.

Психолого-педагогическую компетентность, которая включает знание психологии учебно-познавательной деятельности студентов; знание психологии педагогического общения; основы психодиагностики, а педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и педагогических и научно-исследовательских способностей, необходимых ему для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Преподаватель техникума должен знать: цели и содержание ФГОС СПО, принципы построения содержания профессионального образования, современные педагогические технологии, должен правильно планировать и организовывать занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих процесс творческого познания  и добывания собственных знаний, формирования умений и компетенций самими студентами.. [1,с. ]

4. Коммуникативную компетентность, представляющую собой умение выстраивать общение преподавателя со студентами, своими коллегами.

Для этого преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия. [6,с.122] .

6. Персональную компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

7.

Креативную компетентность преподавателя, которая проявляется в способности к творчеству: интуиция, ассоциативность, одухотворенность, воображение; чувство новизны; гибкость и критичность ума, изобретательность, самобытность; способность к анализу, синтезу и комбинированию; способность к предвидению, переносу опыта; способность ставить и решать нестандартные задачи; стремление к новому, свободе и др.. [1,с.35]

8. Экстремальную компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях. [1,с.34]

Исходя из вышеизложенного теоретического материала по определению составляющих профессиональной компетентности преподавателя, на методической комиссии ООД техникума, председателем которого я являюсь, совместно с педагогами были определены основные пути развития профессиональной компетентности, включающие в себя следующее:

  1. работу в методических комиссиях, творческих группах как в рамках техникума, так и на различных уровнях;

  2. исследовательскую и инновационную деятельность педагогов;

  3. проектную деятельность и презентацию результатов урочной и внеурочной деятельности;

  4. прохождение курсов повышения квалификации;

  5. активное участие в научно- практических конференциях, семинарах, педагогических конкурсах и фестивалях различного уровня;

  6. изучение, освоение и применение новых педагогических технологий;

  7. трансляцию собственного педагогического опыта, проведение мастер- классов;

  8. прохождение курсов ИКТ- компетентности педагогов и использование ИКТ в своей работе;

  9. подготовку студентов к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик

Все вышеперечисленные направления по развитию профессиональной компетентности успешно реализуются в нашем техникуме

Не только учебная деятельность, но также воспитательная работа дает широкие возможности для профессионального роста педагогов в нашем техникуме.

Это мастер-классы и  выступления классных руководителей на заседаниях методической комиссии, участие вместе со студентами в разработке социальных проектов, участие в мероприятиях своего района и города позволяют и здесь достичь определенных успехов.

По результатам прошлого учебного года моя группа стала победителем в конкурсе «Лучшая группа года», награждена путевками на турбазу нашего базового предприятия.

Отражением профессиональной деятельности, в процессе формирования которой происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития является портфолио.

Каждый преподаватель нашего техникума создает портфолио, постоянно пополняя его результатами своей профессиональной деятельности и деятельности свои воспитанников. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога.

Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности

Считаю, что в нашем техникуме созданы все условия для повышения профессионального мастерства педагогов, и важнейшая задача  педагогов – удачно и максимально использовать все ресурсные возможности.

Литература

  1. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. 2011. № 12, с.34-37

  2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога //Педагогика. -2012. — №10

  3. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. – 2014 (выпуск 8). – с. 26-44.

  4. Зеер Э., Самаюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2013. № 4. с. 23-29.

  5. Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. — Челябинск, 2002. — Ч. I, с. 46-48.

  6. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. – М.,2014, с.122-124.

  7. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя //Педагогика. – 2001. — №10.

  8. Маркова А.К. Психология профессионализма. – Мю: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2008. – с.287-289.

Источник: https://multiurok.ru/files/profiessional-naia-kompietientnost-priepodavatieli.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector