Традиционные концепции лидерства — справочник студента

В наши дни каждый старается стать успешным и уважаемым человеком. Для этого нужно соответствовать определенным требованиям со стороны окружающих. Как удается отдельным личностям установить безусловное лидерство? Концепции лидерства весьма разнообразны и заслуживают отдельного разговора. О них пойдет речь в этой статье.

Традиционные концепции лидерства - Справочник студента

Понятие лидерства

Лидерством называют способность оказывать определенное влияние как на каждую личность в отдельности, так и на группу разнообразных лиц, направляя общие усилия людей на достижение единой цели. С социально-психологической точки зрения это процесс вполне естественный, основанный на влиянии одного авторитетного индивида на поведение остальных членов группы.

Под влиянием при этом понимают такие действия человека, которые вносят изменения в чувства, отношения, поступки другой личности. Есть несколько способов осуществить лидерство.

Концепции лидерства предполагают, что влияние можно проявить через идеи, убеждение, внушение, письменное и устное слово, принуждение, личный авторитет, эмоциональное заражение, собственный пример и так далее.

Кто такой лидер

Существование в составе определенной группы предполагает чье-либо лидерство. Концепции лидерства основаны на самых разных теориях. Какие качества необходимы человеку, чтобы возглавить группу? Лидер – это человек, способный объединить людей и направить их к достижению какой-нибудь цели. Причем понятия «лидер» и «цель» друг от друга неотделимы.

Однако поставить перед собой определенную задачу и планомерно ее осуществлять в одиночку еще не значит стать руководителем. Неотъемлемым качеством каждого лидера считается наличие последователей.

Основная роль всякого вождя заключается в умении заставить людей пойти вслед за собой, организовать необходимое взаимодействие подчиненных в единой системе, которая способствовала бы решению конкретных проблем в рамках установленной цели. Другими словами, лидер представляет собой элемент, который упорядочивает поведение других людей.

Истинным руководителем может стать только личность, которая является носителем черт, приветствуемых и ожидаемых в данной конкретной группе. Поэтому «пересаживание» лидера из одного объединения в другое, как и назначение его сверху – прием нецелесообразный и малоэффективный.

Концепции лидерства предполагают, что люди в сообществе объединяются по трем основным причинам. Как правило, ими руководит желание получить эмоциональную поддержку, узнать необходимую информацию или наладить деловые взаимосвязи. Таким образом, лидерство в организации состоит из трех компонентов: эмоционального, информационного и делового.

Человек, которые способен в нужный момент призвать людей к порядку и напомнить им об общей цели – это «руки группы». Такую личность можно назвать деловым лидером. С ним прекрасно работается, он умеет организовать дело и наладить необходимые деловые контакты и взаимосвязи. Человек, обладающий большой эрудицией и способный донести нужную информацию до остальных – это «мозг группы».

Его можно назвать информационным лидером. Личность, к которой можно обратить за сочувствием и «поплакаться в жилетку» — это «сердце группы». Такой человек является эмоциональным лидером. Помимо трех вышеперечисленных видов встречается еще и четвертый, наиболее предпочтительный вариант. Это – универсальный лидер.

Подобная личность объединяет в себе все три компонента, однако такой вид лидерства встречается крайне редко.

Традиционные концепции лидерства - Справочник студента

Многообразие концепций

В изучении проблемы главенства одних людей над другими можно выделить три основных направления: традиционное, ситуационное и новое. Исторически самыми ранними являются традиционные концепции лидерства. Согласно им организовать толпу может только личность исключительная, наделенная уникальными качествами. Известные приверженцы этой теории — Эдвин Гизелли, Уоррен Беннис и Вальф Стогдилл.

Основные концепции лидерства в современном мире появились на базе традиционных. Одна из них — ситуационная теория.

Ее предложил Френк Фидлер, который считал, что личность может обнаружить способность к руководству только при возникновении соответствующих обстоятельств.

Общим для ситуационного и традиционного подхода в изучении проблемы является то, что результат управленческой деятельности в них напрямую зависит от личностных качеств лидера.

Позднее были созданы новые концепции лидерства. К ним относятся теории атрибутивного (аналитик), харизматичного и преобразующего (реформатор) лидерства. Все они остроумны и вполне имеют право на существование, однако не отражают изучаемый феномен полностью. Этот вопрос по сей день является неразрешенным. Основные концепции лидерства будут изложены ниже.

Традиционные концепции лидерства - Справочник студента

Традиционные теории

Как уже было сказано выше, они основывались на внешних признаках и личностных качествах руководителей, но со временем были опровергнуты. Вот некоторые из них:

— Концепция физических качеств была признана несостоятельной одной из первых. Ведь лидер не всегда отличается высоким ростом, большим весом и неуемной физической силой. Напротив, его внешние данные могут быть самыми заурядными.

— Концепция интеллигентности основана на вербальных и оценочных качествах личности. Предполагается, что наличие указанных качеств обеспечивает управленческий успех. Однако далеко не каждый образованный, воспитанный и обходительный человек может повести за собой людей.

Бихевиористский подход

Традиционные концепции лидерства не ограничиваются двумя вышеназванными теориями. Концепция черт лидера также к ним относится. Она базируется на том, что каждый руководитель должен обладать определенным набором психологических качеств.

Ему должны быть присущи уверенность в себе, гибкий и острый ум, сильная воля, компетентность, организаторские способности, знание человеческой натуры. Американским социологом Э.

Богадусом были перечислены качества, которыми должен обладать лидер: энергия, ум, лидер, способность предвидеть, чувство юмора, такт, твердый характер. В «Учебнике по лидерству» американец Р.

Стогдилл отмечает, что структура качеств личности, возглавляющей группу, должна соотноситься с деятельностью, задачами и чертами его подчиненных. Однако изучение реальных групп показало, что ими может руководить человек, не имеющий вышеперечисленных качеств. А личность, теоретически способная на лидерство, иногда занимает весьма скромное место в организации.

Традиционные концепции лидерства - Справочник студента

Ситуационный подход

Концепции ситуационного лидерства возникли на базе традиционного подхода к изучению проблемы. Они предполагают, что возглавить группу может только тот человек, который в состоянии направить людей на разрешение конкретной ситуации. У него должны быть соответствующие способности, свойства, качества, знания, опыт.

Для решения различных проблем могут понадобиться разные личности, поэтому главенство в сообществе может переходить от одного человека к другому. Деловой лидер может сменить информационного, а эмоциональный – делового и так далее. Э.

Хартли выявил несколько закономерностей, характерных для ситуационного лидерства:

  1. Если человек возглавил группу в одной ситуации, то у него автоматически повышаются шансы стать руководителем в другой.
  2. Если личность проявила свои лидерские качества и заработала у остальных авторитет, значит, она впоследствии может стать руководителем и закрепить свои главенствующие позиции.
  3. Восприятие группы зиждется на стереотипах. Если человек стал лидером в одной ситуации, значит, она воспримет его таковым и в другой.
  4. Для того чтобы стать руководителем, нужно иметь к этому внутреннее стремление.

Политическая теория

Со временем возникают все новые теории возникновения лидерства. Одну из них выдвинули основоположники марксизма. Они предположили, что этот феномен можно объяснить с точки зрения классового противостояния.

В их понимании политический лидер – это умелый, последовательный и сознательный выразитель интересов определенного класса, который играет по отношению к своей группе в известном смысле служебную, вспомогательную роль.

Марксистские теоретики пытались доказать, что историю совершают люди, однако их побудительные мотивы основываются на экономической составляющей жизни общества.

Таким образом, концепции политического лидерства предполагают главенствующую роль отдельной личности в тесной связи с деятельностью социальных групп. В разные исторические эпохи к лидеру могут предъявляться различные требования.

Традиционные концепции лидерства - Справочник студента

Теория Фрейда

Современные концепции лидерства имеют под собой разную, порой весьма сложную психологическую основу. Например, Зигмунд Фрейд выдвинул свою уникальную теорию «личностно-психологических качеств».

Психоаналитик утверждает, что некоторые люди стремятся к лидерству потому, что пытаются компенсировать возникший в юности или детстве комплекс неполноценности.

При этом свою превалирующую позицию над другими такие личности могут демонстрировать неэтичными способами, которые являются следствием неврозов, маниакальной паранойи и других отклонений психики.

Одной из самых интересных теорий является концепция харизматического лидерства. Она основывается на том, что некоторые личности наделены свыше талантом управлять другими людьми. С греческого слово «харизма» переводится как милость, божественный дар.

Итак, исключительные качества, прозрение свыше, умение подчинить себе людей автоматически возвышают такого выдающегося человека над остальными.

Концепция харизматического лидерства предполагает, что вождь в группе является самым ярким воплощение ценностей сообщества, которые он ставит превыше личных интересов. Отношение с таким руководителем основывается на безграничном восхищении и доверии к нему.

Деятельность группы, объединенной харизматичным лидером, напрямую зависит от личности вождя. Без него организация становится практически недееспособной.

Традиционные концепции лидерства - Справочник студента

Атрибутивное лидерство

Эта концепция исходит из того, что лидер должен уметь анализировать поведение подчиненных и предсказывать их реакцию на ту или иную ситуацию. В ходе своей деятельности руководитель постоянно ищет ответ на вопрос о причинах поведения сотрудников. В своем поиске он базируется на трех составляющих:

  1. Личность.
  2. Сама трудовая деятельность.
  3. Обстоятельства и организационное окружение.

Таким образом, лидер стремится определить причины плохой работы сотрудников и правильно отреагировать на возникшую ситуацию. В данной модели руководства происходит постоянное взаимодействие между начальником и простым работником. Эффективность мер, предпринимаемых лидером для улучшения работы, определяется реакцией на них подчиненного.

Преобразующий подход

Лидер-реформатор стремится мотивировать последователей путем повышения их сознательности. Он улучшает образовательный уровень подчиненных, создает атмосферу доверительности в коллективе, помогает людям научиться совмещать личные интересы с общественными.

Такая модель руководства предполагает участие подчиненных в управлении группой. Они не слепо подчиняются начальнику, а стремятся адекватно оценить его поведение.

Концепция преобразующего лидерства основывается на творческом подходе: лидер последовательно завоевывает уважение и доверие последователей, оставаясь первым среди равных.

Традиционные концепции лидерства - Справочник студента

Ученые по-разному отвечают на вопрос о том, что такое лидерство. Концепции лидерства раскрывают этот феномен с самых разных точек зрения. Изучить основные направления в этом вопросе будет интересно и полезно каждому.

Источник: https://FB.ru/article/174566/chto-takoe-liderstvo-kontseptsii-liderstva-sovremennyie-i-traditsionnyie

Традиционные концепции лидерства — Лидерство и стиль работы менеджера Библиотека русских учебников

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда осуществляли значительное влияние на курс развития мировой истории, глубокое их изучение началось лишь век назад. Первые исследователи считали, что в любой ситуации лидер должен иметь определенные качества. Несколько позже в исследованиях произошел сдвиг в сторону выявления поведенческих лидерра.

Читайте также:  Правомерное поведение - справочник студента

Лидерство стало объектом исследования многих ученых, и сегодня сформулированы основные теоретические подходы к изучению проблемы лидерства. Важным в менеджменте является вопрос о том, как должен вести это. Эбе руководитель предприятия, который является лидером, какие средства воздействия и стиль поведения наиболее эффективны для направления усилий коллективу

на достижение целей организации. Ответы на эти вопросы дает теория лидерства, разработанная американскими учеными-бихевиористами и дополнена и развита учеными других стран (рис 21)

Традиционные концепции лидерства - Справочник студента

  • Рис 21 Теории лидерства
  • Итак, классически существует три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: поведенческий, с позиций личных качеств и ситуационный
  • Основным и самых насущных является подход с точки зрения динамики поведения. Этот подход называют поведенческий

Изучение поведенческих лидеров началось незадолго до. Второй мировой войны и продолжалось до 60-х годов. Важной отличительной чертой поведенческого подхода от теории лидерских качеств является то е, что данная концепция предусматривала возможность подготовки лидеров по специальным программами.

  1. . Самые концепции поведенческого подхода:
  2. o три стиля руководства;
  3. o исследования университета штата. Огайо (США);
  4. o исследования. Мичиганского университета (США);
  5. o системы управления (Лайкерт);
  6. o управленческая решетка (Блейк и. Моутон);
  7. o концепция вознаграждения и наказания;
  8. o заменитель лидерства
  9. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства (демократический, авторитарный, либеральный) и стилей поведения

Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усиливалось в тот же период, когда в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа.

Таким образом, нет ничего незвичай йного в том, что второй подход к изучению лидерства остановил свое внимание на поведении руководителя.

Согласно поведенческим подходом к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненнуюих.

Несмотря на то, что поведенческий подход продвинул изучение лидерства, когда привлек внимание к фактической поведения руководителя, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из мысли, что существует один я какой-то оптимальный стиль руководства.

Более ранние авторы бихевиористской школы, как правило, рассматривали лидеров, которые вели себя демократично, как самых эффективных в современных организациях.

Однако, згруповуюч и результаты исследований, использовали этот подход, группа авторов утверждает, что»не существует одного оптимального стиля руководства»Очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкре тной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стильовідний стиль.

Согласно подходу с позиции поведения, эффективность руководства определяется не личными качествами, а манерой поведения руководителя. В основе подхода лежит разделение стилей руководства (поведения) на а автократический, демократический, либеральный, ориентированный на работу и ориентированный на человеку.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения. Согласно поведенческим подходом к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а а манерой его поведения по отношению к подчиненным.

Динамика поведения отражает то, как рассматривается лидер: статически (анализ лидерских черт) или в динамике (анализ лидерского поведения). В первом вып адку лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых черт характера индивида, т.е., что лидер имеет определенные врожденные черты.

В противоположность этому, поведенческий подход почвы ется на выводах, сделанных на базе наблюдений образов лидерского поведения.

Поведенческий подход обострил проблему изучения лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить и людей на достижение целей организации, однако его главный недостаток поглядывал в том, что существует только один стиль руководства. Вполне вероятно, что эффективность стиля зависит от характера руководителя и конкретной ситуациитуації.

Другой подход предполагает изучение лидерских качеств — теория черт.

Теория черт основывается на моделировании»идеального руководителя», исходя из позиции, что лидерство зависит от исключительно умственных, психологических логических и физических качеств человека.

Существует также ряд подходов, изучающих лидерские качества в связи с конкретной ситуацией: причинно-следственный подход, харизматичный подход тощ підхід тощо.

. Подход с позиций личных качеств. Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом к изучению и объяснения лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс.

Исследователи веры или, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и постоянных качеств, которых не имели другие. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять.

Во ход основан на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятсяя, а не стають.

В таком случае, когда отношение лидера совпадают с формальными полномочиями менеджера, последний сочетает в себе и должность и лидера. Но отношение лидера и должностных полномочий могут не совпадать и даже вступать в противоречие друг с другом.

Тогда возникает конфликтная ситуация, которую нередко приходится наблюдать в практике управления коллективами.

В связи с этим у менеджера появляются два вариант и избежать конфликта: или достичь в своей практической деятельности лидерства, возможно, если исследовать и понять причины и движущие силы возникновения такого статуса, или построить отношения с неформовые льным лидером таким образом, чтобы они не вели к конфликту, а еще лучше, чтобы они дополняли и усиливали формальную деятельность менеджера. Это одна из важных сторон. Искусство управленияіння.

Более поздние авторы и ученые бихевиористской школы признают, что нужен ситуационный подход к руководству»Оптимальный»стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации. Отсюда и название — ситуационный пи идхид к стилю управленияю управління.

Итак, классифицировать теории лидерства пытались неоднократно

Что касается личности, то наиболее вероятными направлениями развития теорий лидерства будут разработка концепций эмоционального интеллекта (о чем, в частности, свидетельствует появление книги. Кэ где. Брешии) и мотивации по. Лиде ерства.

Последняя проблема вообще недостаточно представлена ??в литературе, хотя мотивация имеет самое непосредственное отношение к дуалистической природы лидерства: кто и как мотивируется к позиционного лидерства а кто и как — к процесуального.

отношении проблемы»лидер — группа», то наименее разработанной является теория»распределенного»лидерства, хотя на практике эта форма лидерства оказывается весьма результативной. Ее, кстати, использовали в известной G Global Leadership Program. Мичиганского университета (СШАго університету (США).

На организационном уровне наиболее актуальными для разработки теории лидерства является уточнение роли лидера в построении корпоративной культуры и управлении ею, а также зависимость стиля лидерства от этапа жизненно тевого цикла организации. Первая проблема анализировалась в известной книге. Е. Шайна, однако ряд вопросов пока не нашли убедительного ответаей.

Относительно выбора стиля лидерства зависимости от этапа жизненного цикла организации, то привлекательна модель ситуационного лидерства. Хорс -. Бланшара, но автор одной из самых популярных моделей жизненного цикла. А. А.

Адизес во второй своей книге, развивает идеи первой, прошел мимо этой возможности ли это? руководить компанией на существенно отличающихся друг от друга этапах ее жизненного цикла, поэтому есть другие причины? изнесу на кривую жизненного цикла соответствующей компании и сравнить результаты такого наложения с различными компаниямми.

Анализ лидерства в контексте меняющейся внешней среды характеризуется тремя основными направлениями

. Первое направление первоначальную разработку которого начали тром-пенаарс и. Хэмпден -. Тернер, касается навыков управления парадоксами, которые во множестве генерируются современным средой бизнеса. Эти авторы коснулись важных па арадоксив, однако не исчерпали их список, к которому можно было бы добавить пару»аналитическое мышление — образное мышлениелення».

. Второе направление касается целеполагания. Как уже отмечалось выше, этичность цилевстановлення лидеров бизнеса оказалась под вопросом в результате недавних корпоративных скандалов. Кроме этого, исследования лауреата. Нобеле овской премии по экономике 2002. Д. Канемана и его коллег показали, что иррациональный компонент в эти-лепокладани может быть весьма значительным.

Поэтому в целом это направление в рамках проблемного поля лидерства а требует дальнейшей обработки. Наконец, в условиях глобализации неизбежно должен обостриться интерес к национальным стилей лидерства и их взаимодействия. Одним из эффективных подходов здесь может быть ме тодики. Тромпена-Арса и. Хэмпден -.

Тернера, однако вряд ли с ее помощью можно исчерпать проблему, поскольку, несмотря на отчетливую мультикультурной ориентацию этих исследователей, их европейское происхождение является серьезным»ограничителем»предлагаемых подходов. Сравнительные исследования национальных стилей лидерства продолжаются. Необходим переход к кросс-культурнх исследований, т.е.

к изучению столкновения разными х национальных стилей лидерства, может дать весьма неожиданные результатодівані результати.

Таким образом, несмотря на огромный объем результатов, полученных многочисленными исследователями лидерства, множество проблем, связанных с этим феноменом, остаются еще не исследованными. Состоится когда-то небо любой, если пользоваться термином. Ке де. Бре-вые, демистификация лидерства? о.

Источник: http://uchebnikirus.com/menedgment/liderstvo_ta_stil_roboti_menedzhera_-_skibitska_li/traditsiyni_kontseptsiyi_liderstva.htm

Интегративная теория лидерства

  1. Определение понятия лидерства
  2. Сущность интегративной теории

Одним из проявлений власти является лидерство. При этом само лидерство невозможно без наличия формальной либо неформальной власти в организациях различного уровня и масштаба.

Первые попытки определить лидерство и сформировать его теории были сделаны в западной социальной психологии на основе результатов экспериментальных исследований небольших общественных групп. Многие исследователи изучали лидерство как определенный социальный и психологический феномен.

Понятие лидерства определяется как социально-психологический процесс в группе людей, имеющий естественное происхождение и основанный на влиянии авторитета индивидуума среди членов группы.

Лидерство служит одним из основополагающих факторов упорядочения системы. Лидер – это личность, способная объединять вокруг себя людей для достижения конкретной общей цели.

Это также сильная личность, авторитет и превосходство которой признают другие. Лидеру присущи те качества, которые определяют веру в него других людей, а также их готовность признать его влияние на себя.

Лидерство как предмет научного исследования является положением групповых интересов.

Сущность интегративной теории

Авторство так называемой интегративной (синтетической) теории лидерства принадлежит американскому исследователю М. Дж. Херманн. Данная теория трактует понятие интегративного лидерства как взаимодействие группы сторонников, в которой ее лидер выражает общие интересы.

Понимание лидерства основывается на исследованиях следующих факторов:

  • Особенностей личности, происхождения, социализации и методов выдвижения лидера.
  • Сторонников и противников лидера.
  • Взаимоотношений лидера со своими приверженцами.
  • Результатов взаимодействия лидера и его окружения в конкретных ситуациях.
Читайте также:  Условия возникновения рынка - справочник студента

Теория интегративного лидерства утверждает, что основные направления деятельности лидера совпадают с его ключевыми функциями. Как правило, выделяют три основополагающие функции лидера:

  • Аналитическую (диагностическую).
  • Определение программы действий.
  • Функцию мобилизации.

По мнению ряда исследователей, лидерству также присущи следующие функции:

  • Инновационная.
  • Коммуникационная.
  • Организационная.

Лидерство бывает трех разновидностей:

  • Традиционным.
  • Харизматическим.
  • Рационально-легальным.

Автором приведенной типологии является Макс Вебер.

Интегративная теория лидерства стремится избежать недостатков всех остальных существующих теорий. Как считают приверженцы данной теории, лидерство – это феномен, который обусловлен, в первую очередь, характеристикой личности лидера, конкретной сложившейся ситуацией, а также позицией и состоянием сторонников лидера.

Лидерство характеризуется очень сложной и многообразной природой, поэтому его почти невозможно определить однозначным образом. Ряд психологических теорий пытаются объяснить механизмы лидерства с помощью психоаналитических понятий.

Можно сделать вывод, что на данный момент не существует единой, общепринятой концепции лидерства, несмотря на большое число разнообразный течений в области изучения этого явления.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/integrativnaya-teoriya-liderstva/

1.2 Традиционные концепции лидерства и их характеристика

Изучением лидерских качеств в мире занимаются довольно давно, в результате этого выделились три подхода к изучению лидерства: традиционные концепции лидерства, ситуационные концепции лидерства и современные концепции лидерства.

Исторически более ранними являются традиционные концепции. Они основываются на концепции лидерских качеств и концепции лидерского поведения.

Сходство данных концепций и возможность их объединить в одно направление состоят в том, что они основаны на рассмотрении лидера как человека, наделенного уникальными качествами, присущими ему либо от рождения, либо воспитанными специально, то есть каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера. [2]

Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс.

Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

  • 1. управление вниманием или способность так представить сущность результата, цели и направления действий, чтобы это было привлекательным для последователей;
  • 2. управление значением или способность так передать значение созданного образа, идеи, чтобы они были поняты и приняты последователями;
  • 3. управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4. управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, интеллектуальные и личностные деловые.

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение, внешний вид, энергичность движений и состояние здоровья. В какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством.

Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает права быть в ней лидером.

Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории.

Психологические или эмоциональные качества проявляются на практике через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.

Изучение интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров.

К этому привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций связано с наличием рассматриваемых способностей.

Однако последующие исследования показали, что если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено.

Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

[3]

Концепции лидерского поведения

Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства.

Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие: три стиля руководства (исследования Левина); исследования Дугласа МакГрегора; исследования университетов Огайо и Мичигана; системы управления (Ликерт); управленческая сетка (Блейк и Моутон); концепция вознаграждения и наказания. [4]

Три стиля руководства (исследования Левина)

Самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. Изучение заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократического и пассивного. Объектом изучения Левина были 10-летние мальчики.

Эти мальчики были разделены на три группы. Каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами, исповедовавшими авторитарный, демократический и пассивный стили.

Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы; никаких полномочий группе не делегируется.

Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении; ответственность не концентрируется, а распределятся. Пассивное руководство характеризуется минимальным участием руководителя; группа имеет полную свободу принимать собственные решения.

Результаты этого исследования привели в удивление исследователей, ожидавших наивысшей удовлетворенности и производительности от демократического стиля руководства. Однако Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось большего выполнения работы, чем демократичное. Хотя ребята предпочитали демократичного лидера. [4]

Исследования Дугласа МакГрегора

Существенный вклад внес известный ученый в области лидерства, Дуглас МакГрегор. Его труды содержат первые утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждает их вести себя их руководители.

Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Упрощенный вариант этой теории расставляет две эти позиции по разные стороны. Одна названа теорией Х, другая теорией Y. Теория Х.

Она описывает тип руководителя, который стоит на позиции авторитарных методов управления. Авторитарный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.

Автократ намеренно аппелирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Наиболее четко автократ выражает свое отношение к работникам следующим образом:

  1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
  2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
  3. Больше всего люди хотят защищенности.
  4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Руководитель, придерживающийся подобных позиций обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, угрожать.

Теория Y. Эта теория описывает тип руководителя, который стоит на позиции демократичных методов управления. Представления демократа о работниках отличаются от представлений автократа и включают в себя следующие положения:

Труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Благодаря этим предположениям демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые аппелируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Различного рода исследования позволяют утверждать, что руководители — приверженцы как теории Х, так и теории Y достигают значительных успехов в бизнесе.

Но каждый руководитель должен оценивать, возможно ли в тех условиях, которые свойственны развитию его бизнеса, применение теории Y, а также какие последствия может вызвать применение теории Х.

Концепции, соответствующие теории Y, работают наиболее эффективно в ситуации, когда все члены коллектива адаптированы к подобному стилю управления. Такие профессии, как научный работник, учитель, медик, наиболее приспособлены к руководству по теории Y.

Низкоквалифицированные работники, требующие постоянного надзора и контроля, как правило, лучше адаптируются к управлению по теории Х.

Широкое применение теории Y в работе управления позволяет достичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у работников, создавать гибкие рабочие места, поощрять коллективный труд, а также достичь высокого уровня квалификации всего персонала. [4]

Таблица 1 Теория «Х» и «У» Дугласа МакГрегора

Теория Основные положения Действия руководителя
«Х» Человек изначально не любит работать и будет избегать ее, его нужно принуждать, угрожать. Предполагается диктаторский стиль, страх и угроза наказания, способствующий эффективному изменению поведения.
«У» Работа так же естественна как игра, человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Средний человек стремится ответственности, он наделен высоким уровнем воображения. Предполагается демократический стиль руководства, целенаправленное воздействие на мотивы поведения, основанные на самоуважении и самооценке.

Исследования университетов Огайо и Мичигана

Исследования университета штата Огайо считаются наиболее значительными среди тех, которые были предприняты в послевоенный период в области лидерского поведения. Их целью была разработка двухфакторной теории руководства, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структура отношений и внимание к подчиненным.

Читайте также:  Методы, ориентированные на людей и культуру - справочник студента

Согласно этой точке зрения, руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум критериям.

Структура отношений подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней: распределяет производственные роли между подчиненными; расписывает задания; составляет графики работ; разрабатывает подходы к выполнению работ; передает свое беспокойство о выполнении задания.

Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, аппелируя к потребностям более высокого уровня: строит взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контакта с подчиненными; участвует в двустороннем общении; допускает участие подчиненных в принятии решений; дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой. [4]

Источник: https://manager.bobrodobro.ru/26054

Современные концепции лидерства

Концепции и подходы к проблеме лидерства Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства.

Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.

Традиционный подход к лидерству наиболее ранний и опирается на две теории: теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения.

В рамках данной теории исследователи пытались выявить те качества, которые отличали «великих людей» в истории от масс.

Исследователи верили — лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и неменяющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся.

Наиболее известными, в этой теории являются исследования Ральфа Стогдилла, Уорена Бенниса и Эдвина Гизелли.

В 1948 году Ральф Стогдилл попытался обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества.

Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом.

Однако он заметил, что в разных ситуациях руководители обнаруживают у себя разные черты. Затем он сделал вывод: «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».

Особое внимание этой сфере уделил Эдвин Гизелли. Более 20 лет научной деятельности он посвятил изучению данного вопроса. Он сравнивал 30 различных черт характера и умственных способностей для создания образа идеального руководителя. Он сделал следующий вывод: Лидер с ярко выраженными авторитарными наклонностями, имеет меньше шансов на успех, чем человек более спокойный в этом отношении.

Американский консультант Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:

  • 1. Управление вниманием, т.е. способность так предвидеть сущность результата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привлекательно для последователей.
  • 2. Управление знанием, т.е. способность так передать свои, знания, чтобы они были поняты и приняты последователями.
  • 3. Управление доверием, т.е. способность построить свою деятельность таким образом, чтобы получить полное доверие подчиненных
  • 4. Управление собой, т.е. способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис подчеркнул, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы.

Последующее изучение привело к выведению 4 групп лидерских, качеств:

  • — Физиологические: рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье, энергичность движений. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек еще не дает никакого права быть лидером (Например, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин, Ганди).
  • — Психологические качества проявляются через характер человека. Однако необходимо отметить, что большинство из качеств так и не получило подтверждение практикой своей связи с лидерством.
  • — Интеллектуальные качества — уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров.

Однако корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Эти качества носят в большей степени характер приобретенных. Однако еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидера.

Подход, изучающий лидерские качества, интересный, но перечень качеств оказался бесконечным, невозможно создать «единственно верный» образ лидера. Не удалось рассмотреть тесную связь между данными качествами и лидерством. Однако данная теория послужила толчком к появлению и развитию других концепций лидерства.

Недостатки исследований в рамках теории черт характера явился причиной расширения сферы поисков. Так зародилась основа теории поведения. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам. Наиболее известными, концепциями, данного типа являются:

  • №1. Исследования Мичиганского университета
  • №2. исследования университета штата Огайо
  • №З. Три стиля руководства
  • №4. Управленческая сетка (Блейк и Моутон)
  • №5. Концепция вознаграждения и наказания
  • №6. Заменители лидерства
  • Наглядно данные модели представлены в таблице 1.

Анализ поведенческих теорий и связанных с ними исследований позволяет выявить несколько общих тем. Каждая теория пытается выявить общие аспекты поведения лидера. Логика такого подхода основана на том, что многоаспектный подход затрудняет истолкование поведения лидера и усложняет план исследования для проверки конкретной теории.

Оценка стиля лидерства в рамках этих теорий производится чаще всего с помощью письменных ответов на вопросники. Разумеется, такой метод оценки ограничен и спорен.

Полученные данные послужили основой для разработки программ подготовки лидеров.

К работе привлекались специалисты, ученые, исследователи, консультанты, которые изучали различные организации в различных областях человеческой деятельности.

Однако никто не смог установить четкую связь между эффективностью лидера и его основными поведенческими чертами, с одной стороны, и эффективностью производства и удовлетворением от выполненной работы, с другой.

Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили, ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства.

Ответ начали, искать в рамках ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.

Наиболее известными концепциями в рамках ситуационного подхода являются следующие:

  1. №1. Модель ситуационного лидерства Фидлера,
  2. №2. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда,
  3. №3. Модель «траектория — цель» Хауза,

№4. Модель Врума-Йеттона-Яго.

Ситуационные модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Однако все модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.

Традиционные и ситуационные концепции предполагали, что лидерство и управленческий эффект могут быть изменены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Это и дало толчок к появлению новых концепций лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются следующие:

  • 1. Концепция атрибутивного лидерства
  • 2. Концепция харизматического лидерства
  • 3. Концепция преобразующего лидерства

Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение исследователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних.

Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерское понимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию.

В рамках данного подхода лидер, главным образом, выполняет роль информационного процессора, т.е.

он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос — почему то или иное происходит? Найденное объяснение направляет его лидерское поведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.

Концепция харизматического лидерства рассматривает харизму лидера. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Выделяют следующие черты харизматического поведения:

  • 1. Моделирование роли
  • 2. Создание образа
  • 3. Упрощение целей
  • 4. Упор на большие ожидания
  • 5. Появление доверительности у последователей и т.д.

Однако харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости поведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации.

В концепции преобразующего лидерства понятие «преобразующего» или «реформаторского» лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством.

Лидер-реформатор — это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, он ориентирует людей на труд, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.

Модель преобразующего лидерства имеет ряд отличительных моментов:

  • — лидер должен влиться в коллектив, т.е. стать с группой единым целым.
  • — Доверительная атмосфера может создать две ситуации: а) руководитель окружит себя соглашателями; б) руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два подхода не подходят к лидеру-преобразователю.

Таким образом, данные концепции рассматривают лидера с другой стороны, т.е. эти концепции уделяют больше внимание внутреннему миру лидера, и способностям через внутренний мир оказывать влияние на сотрудников.

В результате анализа данных концепций можно сделать следующие выводы:

  • 1. Ранние концепции уделяли большое внимание качествам лидеров или образцам его поведения. Ситуационность при этом не принималась во внимание.
  • 2. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предполагали объяснить эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая во внимание при этом лидера как личность.
  • 3. Новые концепции объединили в себе и личность лидера и также учитывали влияние внешних факторов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

Наиболее универсальными являются три последних концепции, так как они, как бы интегрируют традиционные и ситуационные концепции. Однако роль первых двух концепций нельзя недооценивать, поскольку именно они подтолкнули исследователей к разработке новых концепций лидерства, именно они положили начало истории, данной проблеме.

Таким образом, прослеживается история развития взглядов на лидерство, дается их сравнительный анализ, что позволяет более точно осознать данную проблему.

менеджмент лидерство управление

Источник: https://studwood.ru/1047399/menedzhment/sovremennye_kontseptsii_liderstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector