Теория сигналов и психические процессы — справочник студента

Теория сигналов и психические процессы - Справочник студента    Кибернетика дала довольно много идей для общей психологии и вообще для понимания природы психического, для моделирования разных психических феноменов. В самой кибернетике является центральной теория сигналов. Основными понятиями в этой теории являются управляющий контур и информация.

  • Управляющий контур — система управления техническим или биологическим объектом, включающая в себя ряд механизмов, обеспечивающих процесс управления от момента получения сигнала до выполнения соответствующего действия. Управляющие контуры подразделяются на:
  • — разомкнутые, или открытые (системы, способные лишь к ответному действию, заложенному программой, без ее корректировки),
  • — сомкнутые, или закрытые (адаптивные системы).

В случае разомкнутого управляющего контура контроль над выполняемым действием самой системой не осуществляется. Закрытый управляющий контур включает в себя структурные элементы, которые обеспечивают контроль над выполнением действия до его полного завершения. При необходимости эти элементы выполняют корректировку действия в зависимости от условий, в которых действие выполняется.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Замкнутый контур обычно устроен сложнее открытого, система имеет ярко выраженные функциональные блоки, различающиеся по способу работы с информацией:
  2. — блоки приема информации,
  3. — блоки передачи информации,
  4. — блоки хранения информации,
  5. — программные блоки,
  6. — блоки сличения эталонов и результатов выполнения действия,
  7. — блоки оценки ситуации,
  8. — блоки целеполагания,
  9. — блоки выдачи команд на выполнение действий и другие.

Основатель кибернетики Н. Винер считал, что живой организм управляется по общим с техническими устройствами принципам. Для этого у него есть все необходимое, вплоть до морфологического строения отдельных органов и систем.

Читайте также:  Резонанс токов - справочник студента

Нейрон, например, имеет функциональный блок входа информации — дендрит; центральный, то есть интегрирующий блок — тело нейрона; блок выхода — аксон.

Морфологическое строение и функциональная организация живого организма, таким образом, имеют природную предрасположенность к тому, чтобы осуществлять саморегуляцию по общекибернетическим принципам.

В регуляции живых организмов встречаются оба контура, замкнутый и разомкнутый. Устройство рефлексов, например, в одних случаях является разомкнутым контуром (рефлекторная дуга), в других случаях — замкнутым (рефлекторное кольцо, включающее в себя обратную связь от исполнителей).

Теория сигналов и информация

   Н. Винер писал: «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде…» (Винер Н., 1958).

Получается, что информация — это знание, которое передается от одного человека к другому (или от одного устройства к другому).

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Человек как существо разумное имеет два канала получения информации:
  • — из среды, с помощью органов чувств,
  • — из сознания, с помощью размышлений.

Относительно второго канала можно дать следующий пример. Предположим человек решает в уме какую-то техническую задачу (например рассчитывает тормозной путь) или сочиняет роман (придумывает имя главной героини).

Читайте также:  Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла - справочник студента

Результатом его размышлений будет, например, информация «55,5 метров» или «Наташа Ростова». Эту информацию человеку никто не передавал, он сам ее создал. И теперь в его уме имеются примерно следующие записи: «Тормозной путь моей телеги -> 55,5 метров», «Имя главной героини моего нового иронического детектива -> Наташа Ростова».

Информация это не просто некоторое отражение реальности. Родившись, информация начинает жить как бы своей жизнью. Информация бывает истинной, ложной, неопределенной, и это — главная ее особенность.

Если информация была бы простым отражением действительности, то не было бы ложной информации вроде «земля лежит на трех черепахах, которые стоят на семи слонах» или «когда я стану мэром, жители города станут жить в 3,14 раз лучше».

Иногда можно встретить представление об информации, как о способе управления, манипулирования, то есть руководства, одного человека другим (или одного устройства другим). Но это представление также ошибочно. Каждую секунду человек воспринимает миллионы байт информации, ну или тех сигналов, которые претендуют на звание информации.

Лишние сведения психика игнорируют, и игнорирует — надо сказать — весьма охотно. Обработка любой порции информации — значит потратить энергию, а с энергией организм привык обращаться экономно.

Если рекламные баннеры или бормотание начальника не представляют ценности (или эта ценность ниже определенного порога), то восприятие этой информации сужается настолько, насколько это возможно.

В общем-то можно утверждать, что информация родилась тогда, когда родилась ложь. Очевидно, что вскоре после рождения лжи родился «внутренний критик». Задача этого «внутреннего критика» — отделять истинную информацию, от вероятной, вероятную от ложной. Ложная информация тоже бывает разная: случайная, добронамеренная, злонамеренная.

И это тоже важнейшая когнитивная задача, с которой человечество столкнулось еще в первобытные времена. Поэтому важно понимать, что практически любая получаемая информация подвергается критике, далеко не вся информация воспринимается ее получателем именно так, как хотел отправитель.

Люди, как и многие животные, обмениваются информацией, но только ли в целях управления, манипулирования другими существами?

Действительно, если кто-то запускает какой-то ложный слух, он надеется на то, что рано или поздно этот слух найдет свою жертву, и эта жертва станет действовать так, как на то надеялся источник слуха. Если ребенок плачет — он сообщает матери информацию о том, что с ним не все в порядке.

Если кто-то рассказывает смешной анекдот — он преследует цель развеселить окружающих и — может быть — немного повысить свой социометрический статус.

Даже если кто-то попал себе молотком по пальцам и крикнул, то можно говорить о том, что этим криком человек (инстинктивно) распространяет вокруг информацию об опасности.

Но все же информация это просто оформленная тем или иным способом порция знаний (корень слова «информация» — латинское forma). Не более, не менее.

Если есть у этой порции понимающий читатель, слушатель, наблюдатель, значит это информация. Если нет такого приемника, это просто «волнение эфира».

Информация это и результат потребности человека в манипулировании другим человеком, и результат его природного любопытства.

Если где-то в другой галактике миллионы лет назад появилась новая звезда, и свет от этой звезды наконец достиг Земли, «волнение» превращается в информацию, когда первый астроном заметит это новое явление. Ни звезда не преследовала цель изменить поведение астронома, ни какие-то другие люди не заставили астронома открыть эту новую звезду.

Даже самый гениальный манипулятор полностью не контролирует информацию, которая исходит от него самого. Он может хотеть пахнуть фиалками, но пахнет перегаром.

Манипулятор может желать казаться окружающим стройным атлетом с голубыми глазами, но все видят перед собой толстого коротышку с маленькими поросячьими глазками.

Этот человек вам скажет, что знает место, где все продается за полцены, но вы обратите внимание лишь на безграмотную речь.

Информация может быть ложной не только благодаря обману, но и в результате ошибки.

Шум ветра можно принять за вой животного, оптическую иллюзию — за реальный оазис, сбой в работе компьютерной программы может привести к тому, что вы «узнаете», что в феврале тридцать один день.

Хотя эта информация, как и любая другая, так или иначе меняет поведение ее обладателя, было бы наивным утверждать, что у информации есть какое-то «дурное» предназначение.

Сигнал, воспринимаемый биологическим объектом как информация, имеет определенную пространственную и временную организацию. Мерой этой организации может выступать количество информации, что является количественным аспектом упорядоченности информации. Вместе с тем информация имеет и качественную характеристику.

Количественно-качественные характеристики информации есть не что иное, как способ пространственно-временной организации сигнала. Н.

Винера считал, что именно пространственно-временная организация сигнала (упорядоченность) является тем линейным инвариантом многомерного физического мира, который позволяет добиться тождества между множеством элементов источника информации и множеством состояний носителя информации.

Устройство нашего физического мира не позволяет «просто так» передать информацию от источника к приемнику. В фантастических произведениях есть герои, которые умеют общаться телепатически: они каким-то неведомым способом испускают информацию, которая тут же становится известной другим людям.

В реальном мире для передачи информации используются всевозможные условные коды. Коды могут быть визуальными, слуховыми, тактильными. Сигнал может передаваться с помощью световых волн, звуковых волн, прикосновений.

Сигналом может быть какая-то особенная организация материи: разложенные на песке камни, буквы на бумаге, рисунки на стене.

Информация, которую мы получаем из внешнего мира, очень многогранна. Эта информация содержит в себе знания о размерах физических объектов, расстоянии до них, характере их воздействия и о многом другом. Вся эта информация поступает в виде определенного линейного сигнала-кода и предназначена для декодирования.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

См. также

Восприятие Коммуникация
   RSS  
  azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/teoriya_signalov_i_psihicheskie_processy.html

Общая психология — Учебник — Маклаков А.Г

Общая психологияУчебникМаклаков А.Г. — 2001.  Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология».

В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности.

Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.  Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

ОГЛАВЛЕНИЕЧасть I. Введение в общую психологию Глава 1.

Предмет психологии, ее задачи и методы1.1. Методологические основы изучения человека 1.2. Науки о человеке и человечестве 1.3. Психология как наука 1.4. Основные методы психологических исследований

Глава 2. Психология в структуре современных наук 2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании

2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения 2.3. Бихевиоризм как наука о поведении 2.4. Становление отечественной психологии 2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук 2.6. Основные отрасли психологии

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции 3.1. Понятие о психике

3.2. Развитие психики животных

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека 4.1. Понятие о сознании

4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека 4.3. Развитие психики человека 4.4. Физиологические основы психики человека

Глава 5. Психологическая теория деятельности 5.1. Общая психологическая характеристика деятельности

5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности 5.3. Теория деятельности и предмет психологии 5.4. Физиология движений и физиология активности

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы 6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов

6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий 6.3. «Надсознательные» процессы

Часть 2. Психические процессы Глава 7. Ощущение7.1. Общее понятие об ощущении

7.2. Виды ощущений 7.3. Основные свойства и характеристики ощущений 7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений 7.5. Развитие ощущений 7.6. Характеристика основных видов ощущений

Глава 8. Восприятие 8.1. Общая характеристика восприятия

8.2. Физиологические основы восприятия 8.3. Основные свойства и виды восприятия 8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей 8.5. Предмет и фон в восприятии 8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии 8.7. Восприятие пространства 8.8. Восприятие движения и времени

Глава 9. Представление 9.1. Определение представления и его основные характеристики

9.2. Виды представлений 9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие 9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы

Глава 10. Память 10.1. Определение и общая характеристика памяти

10.2. Основные виды памяти 10.3. Основные процессы и механизмы памяти 10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие

Глава 11. Воображение 11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

11.2. Виды воображения 11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы 11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие 11.5. Воображение и творчество

Глава 12. Мышление 12.1. Природа и основные виды мышления

12.2. Основные формы мышления 12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления 12.4. Основные виды умственных операций 12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление 12.6. Развитие мышления

Глава 13. Речь 13.1. Общая характеристика речи

13.2. Физиологические основы речи 13.3. Теоретические проблемы возникновения речи 13.4. Основные виды речи 13.5. Развитие речи у ребенка

Глава 14. Внимание 14.1. Понятие внимания

14.2. Основные виды внимания 14.3. Основные характеристики свойств внимания 14.4. Развитие внимания

Глава 15. Воля 15.1. Общая характеристика волевых действий

15.2. Основные психологические теории воли 15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий 15.4. Структура волевого действия 15.5. Волевые качества человека и их развитие

Глава 16. Эмоции 16.1. Виды эмоций и их общая характеристика

16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций 16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека

Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью 17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки

17.2. Теория сигналов и психические процессы 17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы

Часть 3. Психические состояния и их регуляция Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма18.1. Общее понятие об адаптации человека

18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма 18.3. Общая характеристика состояний организма и психики

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний 19.1. Понятие об эмоциональном стрессе

19.2. Регуляция эмоциональных состояний

Часть 4. Психические свойства личности Глава 20. Личность20.1. Общее понятие о личности

20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности 20.3. Формирование и развитие личности

Читайте также:  Цикл карно - справочник студента

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 21.1. Теории личности

21.2. Методология экспериментальных исследований личности

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности 22.1. Понятие о направленности личности. и мотивации деятельности

22.2. Психологические теории мотивации 22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы 22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности

Глава 23. Способности 23.1. Общая характеристика способностей человека

23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия 23.3. Природа человеческих способностей 23.4. Развитие способностей

Глава 24. Темперамент 24.1. Понятие о темпераменте

24.2. Краткий обзор учений о темпераменте 24.3. Физиологические основы темперамента 24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности

Глава 25. Характер 25.1. Понятие о характере

25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера 25.3. Формирование характера

ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ ИменаАнаньев Борис Герасимович

Бехтерев Владимир Михайлович Аристотель Уотсон Джон Бродус Челпанов Георгии Иванович Рубинштейн Сергей Леонидович Павлов Иван Петрович Выготский Лев Семенович Анохин Петр Кузьмич Леонтьев Алексей Николаевич Бернштейн Николай Александрович Фрейд Зигмунд Шеррингтон Чарльз Скотт Фехнер Густав Теодор Лурия Александр Романович Гельмгольц Герман Вундт Вильгельм Теплов Борис Михайлович Эббингауз Герман Смирнов Анатолий Александрович Зинченко Петр Иванович Бине Альфред Пиаже Жан Гальперин Петр Яковлевич Ухтомский Алексей Алексеевич Узнадзе Дмитрий Николаевич Корнилов Константин Николаевич Джемс Уильям Ланге Николай Николаевич Селье Ганс Юнг Карл Густав Адлер Альфред Хорни Карен Клементина Роджерс Карл Рэнсом Маслоу Абрахам Харольд Жане Пьер Мари Фели Олпорт Гордон Уиллард Макдугалл Уильям Бандура Альберт Гальтон Фрэнсис Фромм Эрих П.

Это необходимо знать Валидность и надежность психодиагностического теста

Моральные принципы деятельности психолога Перспективы выпускников психологических факультетов Что такое «мозговой штурм»? Гомеостатические механизмы организма Антисоциальная личность

Из истории психологии Классический эксперимент И. П. Павлова

Исследования функциональной асимметрии мозга Теория научения Теории слуха Теории цветового зрения Феноменальная намять Патология воли

  • Это интересно Что является механизмами сознания?
  • Агрессивное поведение

Существует ли явление «ней»? Как происходит передача информации от рецептора в мозг? Как человек распознает объекты? Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир? Можно ли изучать представления? Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти Амнезия детства Что такое творческая личность? Что является физиологической основой мышления? Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком? Что является материальной основой внимания? Из чего состоит эмоция человека? Сможет ли «искусственный интеллект» заменить мозг человека? Что формирует личность: наследственность или среда?

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Общая психология — Учебник — Маклаков А.Г. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу  Общая психология — Учебник — Маклаков А.Г.

15.09.2010 05:20 UTC

Источник: https://nashol.biz/201009154204/obschaya-psihologiya-uchebnik-maklakov-a-g.html

Читать

Наталия Ивановна Чуприкова

Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии

© Чуприкова Н. И., 2015

© Языки славянской культуры, оригинал-макет, 2015

* * *

Памяти моих родителей учителя Евгения Ивановича Бойко посвящаю эту книгу

Мы мало сомневаемся в единстве собственной психики. Однако сегодняшние психологические исследования дробят целостный внутренний мир человека на множество процессов и компонент. Н. И. Чуприкова предпринимает чрезвычайно своевременное и незаурядное усилие систематизировать эти разрозненные знания с единых позиций.

Развиваемые ею взгляды опираются на представления отечественной психологии о психике как отражательной и регулирующей поведение и деятельность функции мозга.

Эта книга, полная глубоких исторических экскурсов и проницательного разбора экспериментальных данных, представляет собой выдающийся вклад в развитие современной психологической теории.

К. В. Анохин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН

  • В отличие от недооценки в настоящее время в научном сообществе общей психологии, в условиях продолжающейся в современной науке дифференциации психологии на многочисленные отрасли и преобладающей в работе психологов направленности на решение прикладных задач, содержание этой книги составляют фундаментальные проблемы общей психологии: о природе психики и психических процессах, концептуальной и понятийно-терминологической систематизации психологического знания.
  • Книгу пронизывает идея глубокой преемственной связи современных научных знаний с исторически сложившимися представлениями, накопленными в различных научных школах мировой и отечественной психологии.
  • Обосновывается положение о полезности возвращения в науку некоторых понятий классической психологии: об апперцепции, интроспекции, ассоциации.

А. Н. Ждан, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова член-корреспондент РАО

Предисловие

Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне которого оно есть необоснованное предположение или субъективная уверенность.

Гегель

Следует отличать частные психологические исследования, которые производятся в физиологии, психиатрии, в зоологии и т. п., от психологии, приводящей в систему эти отрывочные знания.

Эту последнюю психологию следует считать психологией в собственном смысле. Это именно и есть психология теоретическая, общая или философская. Она исследует основные законы духа.

Ее следует называть философской потому, что ее предмет может быть исследуем только лишь при помощи философски обработанных понятий.

Г. И. Челпанов

Психологии как самостоятельной науке уже почти 150 лет. Современная психология – это интенсивно развивающаяся область фундаментального и прикладного знания. В ней быстро накапливаются новые факты, открываются новые закономерности, возникают новые области исследования. Появляются новые методы получения и математической обработки данных, разрабатываются модели психической деятельности.

Но все это богатство остается плохо связанным между собой, плохо систематизированным и поэтому труднообозримым.

Концептуальная и понятийно-терминологическая систематизация психологического знания – это задача общей психологии. Но до настоящего времени эта задача не решена.

По справедливому (хотя, может быть, и несколько преувеличенно резкому) заключению А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, авторов известной книги «Теоретическая психология», изданной в 2003 г.

, общая психология, как она представлена в современных отечественных учебниках, являет собой объединение несистематизированных разнообразных проблем и плохо систематизированной груды отдельных фактов, усвоение которых предусмотрено существующими программами.

Отсутствие какой-либо системы ярко бросается в глаза при знакомстве с зарубежными учебниками психологии и книгами на тему «Что такое психология».

Удручающий диагноз состоянию психологической науки поставил в своей последней, посмертно опубликованной работе Л. Витгенштейн. Он писал о бесплодии и о запутанности психологии.

При этом причину такого состояния психологии он видел не в том, что психология – молодая наука и что она не располагает экспериментальными методами исследования, как, например, физика на ее ранних этапах, а в путанице ее понятий (Л. Витгенштейн. 1994).

Этот диагноз, поставленный в середине прошлого века, был совсем недавно сочувственно воспроизведен В. М. Аллахвердовым.

Диагноз неудовлетворительного состояния психологии звучит во многих работах современных ученых. Например, в книге А. П. и С. Э. Шульцев «История современной психологии» (2002) можно прочитать следующее:

• Если психологи и могут быть в чем-то едины, то это в том, что сегодня психология еще более неоднородна, чем сто лет назад, и кажется, будто мы как никогда далеки от того, что хоть сколько-нибудь напоминало бы согласие относительно характера психологии.

• В конце XX столетия нет никакой единой системы, никаких единых принципов для определения психологической дисциплины и ведения исследований.

• Психология представляет собой не единую дисциплину, но собрание нескольких различных ветвей. Американская психология разделена на враждующие фракции.

В нашей стране в 2009 г. под редакцией А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской и А. В. Юревича вышла книга под знаменательным названием «Прогресс психологии: критерии и признаки».

Текст введения к книге открывается словами ее составителей и редакторов о том, что вопрос о прогрессе психологической науки – один из наиболее болезненных. Они пишут, что в начале XXI в. психологическое знание выглядит столь же «мягким», рыхлым и ненадежным, как и в конце XIX в.

, что создает очень дискомфортное для психологов чувство отсутствия прогресса их науки.

Представленные в книге статьи ряда ведущих отечественных психологов, взятые вместе, подтверждают общее неутешительное впечатление об отсутствии в психологии какого-либо более или менее твердого, более или менее общепринятого теоретического фундамента, необходимого для построения целостного здания науки, для упорядочения и обобщения накапливаемых в ней знаний.

Что касается «чувства дискомфорта», испытываемого психологами при взгляде на свою науку, то ему есть достаточно драматические исторические свидетельства. Известно, что разочарование в психологии постигло У. Джемса, который оставил ее и последние 20 лет жизни посвятил занятиям философией (М. Г. Ярошевский).

Еще более трагична судьба Э. Торндайка, который, отойдя от активной деятельности, говорил одному из собеседников, что «он жил и работал напрасно» (Н. А. Менчинская). В наши дни в сходном душевном состоянии признавался Дж.

Брунер: «Я не чувствую, чтобы мои работы совершили революцию или в моем мышлении, или в состоянии наук о человеке в целом. В чем-то я чувствую себя неудачником. Я надеялся, что психология сохранит целостность и не превратится в набор несообщающихся дисциплин. Но она превратилась.

Я надеялся, что она найдет способ навести мосты между науками и искусствами. Но она не нашла» (Большой психологический словарь).

Главная беда психологии, признаваемая всеми, в том, что у нее не было и до сих пор нет твердого фундамента в форме более или менее общепризнанного теоретического понимания природы той реальности, которую она призвана изучать и фактически изучает в своих исследованиях (душа, явления сознания, поведение, ментальные процессы и др.).

Поэтому в ней нет и не может быть сколько-нибудь общепризнанного единого теоретически обоснованного понятийно-терминологического аппарата, образующего сколько-нибудь логически связную целостную систему. В ней всегда существовало и до сих пор существует много разных систем, не связанных друг с другом. Н.

Смит в книге «Современные системы психологии» (2003) насчитал 16 таких систем, хотя многие захотят прибавить к ним еще какое-то число. В книге У. Крэйна «Психология развития человека» (2007) речь идет о 25 главных теориях.

Ясно, что, если какая-то область знания претендует на статус науки, в ней не может одновременно существовать такое большое число разных систем и теорий. А если в психологии они существуют, это значит, что она движется по многим разным путям и направлениям, не только не связанным друг с другом, но расходящимся в разные стороны.

А это значит также, что в ней не может происходить ни накопления и обогащения добываемых знаний, ни их обобщения, ни углубления в понимании природы изучаемой реальности.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=596027&p=1

Ссылка на основную публикацию