Теория развития личности л. и. божович — справочник студента

Здесь можно купить и скачать «Лидия Божович — Личность и ее формирование в детском возрасте» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Теория развития личности Л. И. Божович - Справочник студента

Описание и краткое содержание «Личность и ее формирование в детском возрасте» читать бесплатно онлайн.

В книге представлены наиболее значимые произведения выдающегося отечественного психолога Лидии Ильиничны Божович: монография «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968) и цикл статей «Этапы формирования личности в онтогенезе» (1978, 1979). Завершает книгу последняя работа автора – доклад, подготовленный к конференции, посвященной Л. С. Выготскому, учителю и многолетнему соратнику Л. И. Божович.

Книга дает целостное представление о становлении личности на разных этапах онтогенеза, позволяет не только увидеть фактуру психологических исследований личности детей различных возрастов, условия и закономерности ее формирования, но и проследить логику развития идей Л. И. Божович.

Издание адресовано психологам, педагогам, студентам психологических и педагогических специальностей и всем, кто интересуется проблемами развития личности.

Л. И. Божович

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Теория ожиданий врума - справочник студента

Оценим за полчаса!

Личность и ее формирование в детском возрасте

В подготовке издания принимали участие: доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО И. В. Дубровина, кандидат психологических наук Н. И. Гуткина, доктор психологических наук, профессор А. М. Прихожан, кандидат психологических наук Н. Н. Толстых.

Л. И. Божович: человек, личность, ученый

В укромном углу кладбища Донского монастыря, рядом с роскошными памятниками, в небольшой нише траурной стены за стеклом стоит урна, на переднем плане – подставка для цветов, которые время от времени появляются здесь, и надпись: Лидия Ильинична Божович, 1908–1981. Каждый раз, приходя сюда, ощущаешь несоответствие между скромностью этого последнего печального пристанища человека и тем, что он сделал в своей жизни, что оставил людям.

Кто такая была Лидия Ильинична Божович? Как человек, как личность, как ученый?

Лидия Ильинична Божович родилась 28 октября 1908 года в Курске. Закончила Государственный институт им. В. И. Ленина. Еще будучи студенткой, она под руководством Л. С. Выготского провела свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания.

По окончании учебы работала завучем в психоневрологическом санатории, а затем в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Л. С. Выготский. В начале 30-х годов Лидия Ильинична совместно с А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, П. И.

Зинченко вела активную научно-исследовательскую работу в отделе психологии Харьковской психоневрологической академии.

Слева направо: А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец. Начало 30-х годов.

В 1939 году защитила кандидатскую диссертацию. Одним из значимых выводов этого исследования было положение о том, что усвоение школьником знаний существенно обусловлено его личностным отношением к усваиваемому материалу. Этот вывод в дальнейшем станет одним из стержневых направлений ее научно-исследовательской деятельности.

  • В годы Великой Отечественной войны Лидия Ильинична работала начальником отдела трудовой терапии эвакогоспиталя.
  • С 1944 года почти 40 лет она проработала в Психологическом институте АПН СССР, из них 30 лет была бессменным руководителем лаборатории психологии формирования личности.
  • В 1967 году ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по психологии), в 1968-м – звание профессора.

Л. И. Божович была награждена медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», знаком «Отличник просвещения».

Когда думаешь о Лидии Ильиничне, вспоминаются слова С. Л. Рубинштейна: «Личность заставляет окружающих людей самоопределяться; у личности есть своя позиция, свое лицо». Лидия Ильинична прежде всего была Личностью в подлинном смысле этого слова.

Иногда про нее говорили: «женщина с мужским характером». Но это было не совсем так.

«Мужские черты» – настойчивость, несомненно сильная воля, способность давать отпор оппоненту, защитить слабого – соединялись в ее характере с мягкостью, истинно женской, часто трогательной заботой о тех, кто работал с ней в одной упряжке, – от ближайших помощников, с кем начинала свою научную деятельность (Лия Соломоновна Славина, Лариса Васильевна Благонадежина, Наталья Григорьевна Морозова, Татьяна Ефимовна Конникова, Татьяна Васильевна Ендовицкая), до лаборанта.

Лидия Ильинична была сильным полемистом, упорно и с достоинством отстаивавшим свою позицию, что в те времена немало осложняло ей жизнь. В пылу полемики она могла употребить острое, а то и резкое выражение.

Однажды стенгазета Института психологии (была такая когда-то) в отчете о прошедшем ученом совете поместила фрагмент выступления Лидии Ильиничны: «Она давала отповедь критикам, которые, не понимая сути дела, норовят схватить за ляжки».

И примечание редколлегии: «Выражения смягчены».

Лидия Ильинична была самодостаточным человеком. Вспоминается такой эпизод. Группа сотрудников института ехала в Берлин, на симпозиум по проблемам личности. В купе поезда, разумеется, шли жаркие споры о том, чье научное кредо «правее» и адекватнее.

Василий Васильевич Давыдов в пылу полемики резко и пренебрежительно отозвался о научной позиции Лидии Ильиничны. Интересно, что по возвращении из командировки, рассказывая на заседании лаборатории о поездке, она дословно воспроизвела реплику Давыдова.

Ее пламенной страстью и главным смыслом жизни были поиск истины и решительное отстаивание своих взглядов и убеждений. Показателен такой эпизод. На том же симпозиуме был организован круглый стол. Постепенно его содержанием стала острая дискуссия между Лидией Ильиничной и Даниилом Борисовичем Элькониным.

Немецкие коллеги с интересом наблюдали, как летят научные «пух и перья» участников дискуссии. Полемика с Даниилом Борисовичем была «перманентной». Благо их лаборатории располагались в соседних кабинетах, через стенку – впрочем, острота полемики не мешала их добрым, дружеским отношениям.

Заседания лаборатории поражали деловитостью, творческой атмосферой, заинтересованностью обсуждения результатов исследования, полученных каждым сотрудником. К заседанию лаборатории готовились как к экзамену.

Порой страсти накалялись, обсуждение переходило в многоголосый «ор», но главной движущей силой его было стремление докопаться до истины, или, как говорила Лидия Ильинична, «распонять» сущность того, что лежит на поверхности. Критиковали, невзирая на лица. Однажды на заседании Лидия Ильинична излагала содержание написанной ею статьи. Началось обсуждение.

Молодая сотрудница, только поступившая на работу в качестве лаборанта (обычно выступления начинали молодые, и только потом к ним подключались «тяжеловесы»), краснея и заикаясь от смущения, высказала несогласие с одним из тезисов статьи. Лидия Ильинична внимательно выслушала, поблагодарила за храбрость и сказала: «Над этим стоит подумать». Заседания лаборатории были хорошей научной школой, и не только для молодых.

Одним из главных ее личностных качеств была порядочность высшей пробы. В самых трудных ситуациях она предпочитала оставаться самой собой, действовала так, как ей подсказывала совесть. В период борьбы с педологией, когда научные идеи Л. С.

Выготского оказались под запретом, тогдашний директор Института предложил ей переделать свой план исследовательской работы, «освободив» его от влияния идей своего учителя. Лидия Ильинична предпочла написать заявление об увольнении из института.

Был и вызов на Лубянку, где ей настойчиво предложили написать донос на одного из сотрудников. Она отказалась, хотя и предполагала негативные последствия этого шага.

Лидия Ильинична не умела и не желала лицемерить, приспосабливаться, льстить начальству. Будучи человеком, уверенным в себе, она вместе с тем в глубине души была очень ранима, прикрывая свои переживания надежным щитом «бойцовских» качеств.

Она остро переживала противоречия эпохи социализма, изъяны воспитательной системы, направленной на формирование человека с психологией «винтика» государственной машины. Лидия Ильинична ратовала за «суверенитет» личности и сама была суверенной личностью, поступавшей по совести, справедливости.

Л. И. Божович оставила нам огромное научное наследство, обстоятельно проанализировать которое в рамках данной статьи невозможно. Укажем некоторые вехи ее научно-исследовательской деятельности, этапы которой материализовывались в публикациях – в сборниках научных работ, статьях и монографиях.

Следует отметить, что сборники научных исследований, выходившие под ее редакцией (совместно с Л. В.

Благонадежиной) и при ее непосредственном участии, отличали добротность, полное отсутствие пустословия, логически последовательный, конкретно-деловой стиль изложения, тщательность анализа эмпирических и экспериментальных данных, аргументированность выводов.

Объем работы, проведенной авторами при подготовке этих публикаций, иллюстрирует такой формально-количественный и тем не менее красноречивый пример: помещенная в сборнике в 1972 году статья М. С. Неймарк «Изучение подростков с разной направленностью личности» насчитывала более 100 страниц.

В 1960 году под редакцией Л. И. Божович выходит сборник научных работ «Психологическое изучение детей в школе-интернате». Это был итог большой работы ее лаборатории. «Психологический десант» высадился в обычной школе-интернате. Психологи не просто проводили в нем наблюдения и эксперименты.

Они стали частью педагогического коллектива школы, консультировали воспитателей, помогали им, учили психологическому наблюдению, умению проникнуть за поверхность явления и выявить суть проблемы ребенка. Постоянное общение с детьми, доброжелательность и участливость сделали их людьми, близкими для воспитанников интерната.

Читайте также:  Обучение: структура, основные характеристики - справочник студента

(Показательная деталь: Лия Соломоновна Славина, которой тогда было за 50, пришла проводить опыт.

Ребята кричат: «Бабушка пришла!») Помещенный в книге обстоятельный анализ результатов наблюдений за детьми, особенностей индивидуального подхода к ним, психологические характеристики отдельных воспитанников, описание результатов конкретной деятельности психолога в интернате позволяют считать эту работу предшественницей современной психологической службы в школе.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Теория развития личности Л. И. Божович - Справочник студента
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/621858-lidiya-bozhovich-lichnost-i-ee-formirovanie-v-detskom-vozraste.html

Cкачать DOCX Лекция 10. Концепция личности Л. И. Божович бесплатно

Лекция 10. Концепция личности Л.И.Божович

Развитие аффективно-потребностной сферы личности. Понятие личность Этапы разработки проблемы личности в лаборатории Л.И.Божович. Закономерности формирования личности в онтогенезе. Этапы формирования личности в онтогенезе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

Концепция Л.И. Божович — это оригинальная, глубокая научная концепция, уходящая корнями в теорию Л.С. Выготского, но питаемая также многими другими источниками — психологическими, философскими, культурными. Сотрудниками лаборатории Л.И.

Божович проводили исследования в массовых и вечерних школах, школах-интернатах, школах для «переростков» и трудных подростков, в детских комнатах милиции и колониях для несовершеннолетних правонарушителей, в детском театре и кинематографе и т.д.

Подчас они отвечали на прямые запросы практики: понять, чем определяется воздействие спектакля, кинофильма на детей разного возраста, наметить пути воспитания ответственности, прилежания у младших школьников и т.д. Их разработки были весьма полезны.

Вместе с тем такая практически полезная психология не была сферой внедрения, побочным продуктом высокой научной деятельности — это была в подлинном смысле слова «интересная психология».  Основная область исследований — педагогическая и детская психология. Л.И.

Божович изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Она занималась анализом личностных конфликтов детей, конкретно — аффектом неадекватности, т.е.

анализом устойчивых отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в связи с неуспехом в деятельности и характеризующихся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя виновным. Экспериментально исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, природу и пути формирования устойчивости личности (основной труд – «Личность и ее формирование в детском возрасте», 1968).

191742154526«Тройка да пятерка — вот и вся восьмерка», «тройку» составляли «мэтры» — Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и А.Р.Лурия, а «пятерку» – более молодые психологи: А.В.Запорожец, Р.Е.Левина, Н.Г.Морозова, Л.С. Славина и Л.И. Божович).

«Пятерку» Л.С.Выготский иногда называл «пятиликий Козьма Прутков».

Биография. Божович Лидия Ильинична (1908-1981) — психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967). Окончила педагогический факультет 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С. Выготского. С 1929 г.

— на практической и научной работе по психологии (АКВ им. Н.К. Крупской, Украинская психоневрологическая академия в Харькове и др.) В 1948-81 гг. работала в НИИ ОПП (до 1978 г. — зав.

Лабораторией психологии формирования личности.

Научное сотрудничество

Л.И. Божович разрабатывала теорию формирования личности в онтогенезе. В своих работах, она в отличие от других авторов, следовала логике мысли Л.С. Выготского, без выхода за рамки созданной им концепции, в то время как другие (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин,В.В.

Давыдов, А.Р.

Лурия), по ее мнению, развивали какую-либо одну из сторон: идею о ведущей роли деятельности, значение процесса интериоризации для психического развития ребенка, мысль о том, что обучение должно вести за собой развитие, ломая общую архитектонику этой концепции.

Л.И.Божович так характеризовала творчество Л.С.Выготского:

на первом этапе определился предмет психологической науки, в качестве которого выступили психологические новообразования, возникающие в процессе жизни и деятельности человека на основе усвоения им исторически сложившегося опыта людей.

на втором этапе разрабатывалось положение о том, что в результате качественных изменений в структуре отдельных психических функций, их связей и отношений возникают новые интерфункциональные структуры – «психологические системы».

последний этап связан с разработкой проблемы аффекта и его «встречи» с интеллектом. «По-видимому, — отмечала Лидия Ильинична, — именно здесь он искал ключ к пониманию тех особых системных образований, того высшего психического синтеза, который, как он писал, «с полным основанием должен быть назван личностью ребенка».

Развитие аффективно-потребностной сферы личности

Развитие аффективно-потребностной сферы происходит по тем же самым законам, что и развитие познавательных процессов.

Первоначально элементарные, непосредственные потребности ребенка, опосредуясь социально приобретаемым опытом, вступают в определенные связи и отношения с различными психическими функциями, в результате чего возникают совершенно особые психологические новообразования.

В центре формирования личности стоит процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы и возникновение на этой основе высших психических систем, являющихся источником особой побудительной силы, специфичной только для человека. Наличие такого рода систем делает человека способным к сознательной саморегуляции поведения.

Понятие личность

Личность представляет собой определенный уровень психического развития, который характеризуется целостностью, наличием способности овладения собой и обстоятельствами своей жизни.

Определяющий атрибут личности — свобода как от чуждых собственным взглядам и убеждениям человека воздействий среды, так и от собственных страстей.

Активность в противовес реактивности является важнейшей характеристикой поведения человека, достигшего уровня личности.

Вопрос для самопроверки:

Какое из определений личности отражает взгляд Л.И.Божович:

Личность — такой уровень психического развития человека, который позволяет человеку управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой. Его характеризуют активные, а не реактивные формы поведения.

Личность — небиологическое единство, это «связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически» Она определяется процессом дифференциации деятельности и их переподчинения, новой иерархизацией, возникают новые, вторичные, высшие связи.

Ответ: а) Личность — такой уровень психического развития человека, который позволяет человеку управлять и обстоятельствами своей жизни и самим собой. Его характеризуют активные, а не реактивные формы поведения. Ответ б) – определение А.Н.Леонтьева.

Л.И. Божович ставила вопрос о методе исследования личности предельно остро — экспериментальное изучение в области личности не только возможный, но и по сути единственный путь. Она писала: «Культурно-историческая концепция Л.С.

Выготского открыла путь для научного познания высших форм психической жизни человека, и до тех пор, пока психология не сделает их предметом экспериментального исследования, она не может продвинуться в изучении психологии живой, целостной личности человека»

Структура личности

Структура личности определяется ее направленностью. Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека».

Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера.

От направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.

Этапы разработки проблемы личности в лаборатории Л.И. Божович

1.Первые исследования были начаты еще в отделе детской психологии Института психологии АПН РСФСР, которым тогда руководил А.Н. Леонтьев, а затем продолжены уже непосредственно в образованной в 1946 г. лаборатории Лидии Ильиничны. Они были посвящены изучению мотивов игровой, учебной деятельности детей.

2. На втором этапе, изучались различные личностные феномены — качества личности, «смысловой барьер», аффект неадекватности, самосознание и самооценка, направленность личности и их развитие на разных этапах онтогенеза.

Также предпринимались попытки дать характеристики отдельных возрастов: младшего школьного, подросткового. Все эти исследования были обобщены в докторской диссертации Л.И.

Божович, Они представлены в ее монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» (1968), лучшей отечественной работой в этой области.

3. Итоговый этап творчества Л.И.Божович — это попытки подойти к изучению проблем «высшей личности», личности в ее вершинных проявлениях. Ее интересовали — воспользуемся словами Л.С. Выготского – «этически наиболее совершенные человеческие личности с наиболее красивой духовной жизнью».

Отсюда интерес к проблемам «гармонической личности», проблемам нравственности и мировоззрения (идеалов, убеждений, нравственной устойчивости, поведения личности в ситуации предельного выбора). В последние годы жизни Л.И. Божович была поглощена анализом проблемы воли. Она вновь обратилась к идеям Л.С.

Выготского об овладении человеком своим поведением, о знаковом опосредствовании и той свободе, которую дает человеку выход на уровень постпроизвольного поведения.

Закономерности формирования личности в онтогенезе

Сопоставление результатов анализа всех критических периодов, характеризующих этапы формирования личности в онтогенезе (кризисы 1-го года, 3, 7. лет и кризис подросткового возраста), позволяет увидеть некоторые имеющиеся здесь закономерности.

Сознание является центром, в котором интегрируются все психологические новообразования, определяя тем самым личность субъекта как «высшую психологическую систему» (Л. С. Выготский) — ее структуру, ее возрастные и индивидуальные особенности.

Интегрирующая и регулирующая функция сознания осуществляется на основе не только интеллектуальных, но и аффективных обобщений. Поэтому в структуру системных новообразований, характеризующих личность (например, в структуру нравственных чувств, убеждений, мировоззрения), входят не только интеллектуальные, но и аффективные компоненты; они-то и придают этим новообразованиям побудительную силу.

Все воспринимаемые субъектом воздействия, опосредствуясь сознанием, определяют его внутреннюю позицию и его целостную реакцию.

Развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нем все большую и большую роль начинают играть процессы познания и осознания субъектом самого себя как некоторого единого целого, способного и стремящегося к активному самовыражению. Развитие сознания изменяет характер взаимоотношений между субъектом и средой.

Этапы формирования личности в онтогенезе

Новорожденный ребенок действует под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.

На втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное новообразование — мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями.

Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от непосредственно действующей на него ситуации.

Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды.

Конечно, это «бунт» стихийный, не намеренный, но он является свидетельством того, что ребенок вступил на путь формирования личности, и ему стали доступны не только реактивные, но и активные формы поведения.

На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять.

Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»).

Это не только обусловливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей и желаний.

На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я».

Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция*, порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность.

И здесь, так же как и во всех других случаях, у ребенка возникает протест, если обстоятельства его жизни не изменяются и тем самым мешают проявлению его активности,

Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т.е. способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний.

Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность познать себя как личности, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом.

Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Этапы формирования личности ребенка свидетельствуют о том, что, чем выше уровень развития его личности, тем более свободным он становится, и что формирование личности осуществляется не в условиях приспособления субъекта к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей его среды, и самого себя.

Таким образом, процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения. Каждый возраст характеризуется специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Вопросы для самопроверки:

Какие идеи Л.С.Выготского развивала Л.И.Божович?

Ответ: Л.И.Божович развивала идеи Л.С.Выготского в отношении психологических новообразований, возникающих в процессе жизни и деятельности человека на основе усвоения им исторически сложившегося опыта людей.

Читайте также:  Коэффициент самоиндукции (индуктивность) контура - справочник студента

Он разрабатывала положение о том, что в результате качественных изменений в структуре отдельных психических функций, их связей и отношений возникают новые интерфункциональные структуры – «психологические системы» и изучала процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы

Что является системообразующим фактором структуры личности а теории Л.И.Божович:

личностный смысл

внутренняя позиция личности или ее направленность

Ответ: б) внутренняя позиция личности или ее направленность. Личностный смысл – это системообразующий фактор структуры личности а теории А.Н.Леонтьева.

Дополнительная литература

1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Питер, 2008 , С. 399

  • Глоссарий:
  • Ведущая сфера в структуре личности– это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.
  • Высшая личность — «этически наиболее совершенная с наиболее красивой духовной жизнью.

Личность — определенный уровень психического развития, который характеризуется целостностью, наличием способности овладения собой и обстоятельствами своей жизни. Определяющий атрибут личности — свобода как от чуждых собственным взглядам и убеждениям человека воздействий среды, так и от собственных страстей.

  1. Самосознание — способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний
  2. Структура личности определяется ее направленностью. Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека
  3. Презентация

Источник: https://freedocs.xyz/docx-444042682

Теория развития личности Л. И. Божович

Божович строит теорию развития личности ребенка, опираясь только на два понятия: социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие.

В личностных новообразованияхона выделяет центральное новообразование и потребности. В своей периодизации она выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста.

Еепериодизация выглядит следующим образом:

1.       Младенчество. Начинается кризисом новорожденное™. Ребенок характеризуется беспомощностью. Его деятельность опосредствуется взрослым. Центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления.

2.       Раннее детство. Начинается кризисом 1 года. Ребенок характеризуется самостоятельностью. Со стороны взрослых уже предъявляются требования. Центральным новообразованием является система «Я». Появляется потребность в самоутверждении.

3.       Дошкольное детство. Начинается кризисом 3 лет. Центральное новообразование — внутренняя позиция. Возникает потребность в новой жизненной позиции.

4.       Младшее школьное детство. Начинается кризисом 7 лет. Начинается осознаваться свое социальное «Я». Со стороны взрослых предъявляется новая система требований.

5.       Кризис подросткового возраста. Делится на две фазы:

а)       первая фаза (с 12 до 14 лет) — характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы, появляется целеполагание как центральное новообразование.

б)      вторая фаза (с 15 до 17 лет) — характеризуется определением места в жизни, появляется рождение жизненной перспективы как центральное новообразование.

Модель развития общения М. И. Лисиной

Она не предполагает теорию. Отталкиваясь от психологической теории деятельности Леонтьева и рассматривая общение, как коммуникативную деятельность.

  • В процессе развития ребенок приобретает различные формы общения. Каждая форма характеризуется:
  • 1. Временем
  • 2. Местом
  • 3. Содержанием потребностей
  • 4. Мотивами
  • Мотивы она делит на 3 группы:
  • 1. Познавательные
  • 2. Деловые
  • 3. Личностные
  • В качестве средства общения рассматриваются эксперимент:
  • 1. Эксперссивно-мимические движения
  • 2. Предметные действия
  • 3. Речевые операции
  • Периодизация:
  • 1. Первое полугодие жизни
  • 2. 6 мес- 3 года (ситуативно-деловое общение)
  • 3. 3-5 лет (внеситуативно-познавательное общение)
  • 4. 6-7 лет (внеситуативно-личностное общение)
  • Направление саморазвития: теории Лернера.

Человек развивается только сам. Движущий фактор развития комплекс факторов, но человек развивается сам. Сам ставит цели, способы их решения и тд. Развиваясь сам, человек развивает социальность.

Источник развития сам человек- саморазвитие. Человек сам конструирует знания. Чистые знания выводятся из концептуальных знаний.

Находясь в проблемной ситуации у ребенка возникает креативная деятельность, помогающая сформировать новые знания.

От общего к частному.

Основная идея — ЧЕЛОВЕК РАЗВИВАЕТЬСЯ ОТ ЗАЧАТИЯ ДО СМЕРТИ. РАЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ МОГУТ НАЧИНАТЬСЯ И ЗАКАНЬЧИВАТЬСЯ В РАЗНЫЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ.

  1. Основные понятия теории— Саморазвитие-процесс развития объекта, его становления и изменения под влиянием, прежде всего, его собственных, внутренних причин, внутренних источников.
  2. Генезис- зарождения и последующий процесс развития.
  3. Подражание- повторение одним индивидом (человеком или животным) образцов поведения другого.
  4. Когнитивное общение- важнейшая состовляющая процесса научного познания основанная на понимании последнего как принципиально меж субъектного процесса, как диалога между Я и не Я (Другой)
  5. Движущая сила развития: АКТИВНОСТЬ, СРЕДА.
  6. Источник развития – он сам.
  7. Методы исследования: анализ данных, наблюдение.
  8. Пренатальное развитие ребенка.
месяц Что происходит
1 Сердце,кровеносная система,можно услышать сокращение мышц, идёт закладка позваночника, см и нс. Формируются ножки и ручки 12-13дней. 1,5-2 см длина.
2 Появл.мышцы, формируются органы и системы, функционирует нс, почки, печень. Ребёнок шевелится, хорошо развиты пальцы.
3 Сформированы наружные половые органы, можно определить пол,развиты и функционируют оргвны чувств, ребёнок реагирует на раздражители.
4 Окончательное формирование лица. Движения активнее. Волосы на голове и теле. Вес 150 грамм.
5 Вес 300грамм и имеет достаточно силы, чтобы его почувствовала мать, пальцы покрываются ногтями, можно послушать сердцебиение.
6 Способен испытать эмоции, жировые и потовые железы начинают выделять секрет.органы сформированы, созреют лёгкие.
7 Развитие достигает такой зрелости что при преждевременных родах жизненноспособен. Активно двигаетя и имеет свой режим дня. Продолжают формир.наружные половые органы.
8 Набирает вес и растёт. Увелчивается подкорково жировой слой. Лёгкие сформированы.
9 Растёт. Функциональноактивны все органы и системы.готов к рождению с 38 недель.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1105;

Источник: https://studopedia.net/3_64301_teoriya-razvitiya-lichnosti-l-i-bozhovich.html

Отечественная психология: обзор основных этапов формирования

Об этапах онтогенеза личности. Развитие личности с раннего дошкольного детства до юности.

Сложная динамика взаимодействие деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды жизни его формирует внутреннюю позицию.

Критерии развития личности у детей (иерархия мотивов: преодоление собственных непосредственных побуждений ради другого и способность к сознательному руководству собственным поведением).

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет, где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной.

Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Будучи студенткой, она вместе со ставшими впоследствии выдающимися психологами А. В.

Запорожцем, РЕ. Левиной. Н.Г. Морозовой, Л.С.Славиной с непреходящим увлечением слушала лекции Выготского. Под руководством Л.С. Выготского она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию.

[1;56]

После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только в 1948 г.

Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности.

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития».

Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».

Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды».

Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием».

Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков.[3]

Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом. Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации; проблемам обучения советских школьников; проблемам до-минирования мотивов и направленности личности.

Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли.

Несмотря на порицание со стороны большинства советских ученых всяческого новаторства, сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени.

Теория развития личности Л. И. Божович. Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

  • 1) младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;
  • 2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;
  • 3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;
  • 4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;
  • Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.[7;21]
  • На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

Источник: https://studbooks.net/1593191/psihologiya/otechestvennaya_psihologiya_obzor_osnovnyh_etapov_formirovaniya

Теория развития личности Л. И. Божович — Божович

Министерство образования и науки Российской Федерации

  • Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
  • высшего образования
  • «Курский государственный университет»
  • Факультет педагогики и психологии

Направлениеподготовки: 44.03.02 психолого-педагогическое образование

  1. Профиль: психология образовательной деятельности
  2. Кафедра психологии образования и социальной педагогики
  3. Очная форма обучения

Доклад на тему: «Теория развития личности Л.И. Божович»

  • Выполнила:
  • Студентка1 курса, 16-М группы
  • Трубкина Полина Евгеньевна
  • Преподаватель:
  • доктор педагогических наук, профессор кафедры ПоиСп
  • Духова Людмила Ивановна
  • Курск 2018

Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

  1. 1) младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;
  2. 2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;
  3. 3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;
  4. 4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований; 

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста. 

Мысли в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л. И.

Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л. И.

Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью».

Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека».

Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л. И.

Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.

Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.

Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.

Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры.

В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов.

На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://danovie.ru/teoriya-razvitiya-lichnosti-l-i-bojovich.html

Ссылка на основную публикацию