Теория лидерских качеств основывается на обожествлении лидеров, при этом она не объясняет их успехи в соответствии с разным набором качеств. Теория лидерских качеств характеризует самый ранний подход к исследованию и объяснению лидерства.
Первые попытки исследований проводились в попытках выявления качеств, которые отличали великих людей в истории от простой массы людей. Исследователи полагали, что лидер должен обладать уникальным набором устойчивых и не меняющихся со временем качеств.
Теория лидерских качеств
Во все времена исследователи и ученые пытались определять лидерские качества, учились их измерять и применять в процессе выявления лидеров. Теория лидерских качеств была основана на вере, что лидером рождаются, а не становятся.
Дальнейшее исследование в этой сфере приводит к формированию 4 групп лидерских качеств:
- физиологические (внешность, здоровье, энергичность),
- психологические (тип личности, темперамент, характер),
- интеллектуальные (ум, логика, память, чувство юмора),
- личностные (надежность, тактичность, хозяйственность и др.).
Теория великих людей
Теория великих людей утверждала, что люди, обладающие соответствующим набором личностных черт, будут хорошими лидерами независимо от ситуаций, в которые они попадают. Абсолютное воплощение теории великих людей — понятие харизматических лидеров, перед которыми преклоняются окружающие.
Если считать данную теорию верной, то можно говорить о существовании определенных ключевых чертах личности, которые способны сделать ее великим лидером и выдающимся управленцем.
В этой области психологами было проведено большое число специальных исследований, в результате которых выяснилось, что немногие личностные черты имеют прямое отношение к лидерской эффективности, а найденные взаимозависимости оказались довольно слабыми.
Соотношения лидерства и личности
Теория лидерских качеств выявила несколько соотношений между отдельными чертами личности и самим лидерством. Исследователи определили, что обычно лидеры обладают чуть более высоким интеллектом, чем их подчиненные. При этом претендент на лидерство ни в коем случае не должен отрываться от среднего интеллектуального уровня.
Еще один показатель лидера — мотивация власти, в соответствии с которой большее число лидеров подвержены сильнейшему желанию обладания властью. Эти люди сконцентрированы чаще всего на своей персоне, заботе о престиже, честолюбивы, обладают избытком энергии.
Теория лидерства допускала небольшую положительную зависимость между ростом и вероятностью того, что человек станет лидером группы. В доказательство было приведено исследование, которое показало, что почти все выборы в Америке выигрывал более высокий кандидат, за исключением двух случаев.
Черты лидера
История показала мало свидетельств того, что харизма, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе можно считать критериями эффективности деятельности людей.
В целом предсказать насколько хорошим будет лидер и насколько эффективна будет его деятельность только опираясь на его личностные качества, очень сложно. По этой причине исследователи со временем склонились к мнению, что недостаточным будет лишь рассмотрение черты личности. Необходимо учитывать также ситуацию, в которой находят проявление эти черты.
Конечно, это не означает, что свойства и качества личности вообще не оказывают влияние на шансы стать лидером. Необходимо рассматривать личность человека и характер ситуации, в которой ему предстоит играть лидерскую роль. В соответствии с этой точки зрения, для того чтобы получить статус эффективного лидера, не нужно быть «великим человеком».
Примеры решения задач
Источник: http://ru.solverbook.com/spravochnik/menedzhment/teoriya-liderskix-kachestv/
Шаповалова П.В. Теории лидерства: формирование лидерских качеств у студентов
Библиографическая ссылка на статью:
Шаповалова П.В. Теории лидерства: формирование лидерских качеств у студентов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/17735 (дата обращения: 27.03.2019).
Термин «лидерство» прочно закрепился в современном языке. В нашей работе мы раскроем вопрос: насколько же важно быть лидером в современное время и определим категории (группы) теорий лидерства: от зарождения и до наших дней. А также, можно ли лидерство действительно считать феноменом. Поддается ли лидерство обучению.
Выпускник высшего учебного заведения, окончивший вуз в сложное для страны время (90-е годы) оказался, не смотря на диплом и прилежное обучение, ненужным обществу.
Школьные, а позже и университетские догмы сводились к работе «под копирку», тотальному послушанию и всеобщей одинаковости [1, c.2].
Геополитическая обстановка, ситуация в стране и всеобщее беспрерывное образование создало совершенно иной пласт работников, а именно – людей лидеров.
Любой уважающий себя вуз (тем более, международного уровня) должен стремиться не только сформировать компетенции и развить умении по предметной деятельности студента, но и помочь учащимся еще в университете начать готовиться к непримиримой борьбе, которая ожидает его по окончании учебного заведения.
На втором десятилетии третьего тысячелетия многими российскими вузами была предложена поддержка инициативности студентов, помогающая развить в них качества, присущие лидеру, и, как следствие, сформировать в них уверенность в себе и своих силах будущих сотрудников крупных корпораций, компаний, или же мелких офисов. Вузы стали отдавать часть полномочий студентам (организовались студенческие советы, профсоюзы, клубы и многое другое). В наше время человек воспринимается как творец: себя, своей жизни, своего окружения.
Существует множество мнений о том, кто такой лидер и кто вправе им называться. А главное – какими характеристиками они (лидеры) должны быть наделены.
С. Киркпатрик и Е.
Лок считают лидерами тех, у кого есть стимул к действию, подкрепленного энергичностью, инициативой, упорством; кто наделен мотивацией (персонализированной или социализированной), эквивалентом которой могут выступать стремление достичь цели, амбициозность; кто обладает ценностными ориентациями – честности и прямоты, знания дела; уверен в себе и эмоционально устойчив, ориентирован на перспективу; стремится к познанию, способен упорядочить и интерпретировать поступающий объем новой информации [2, c.199].
Многие мировые компании заметили, что организация процветает в лидером и увядает с менеджером. Причина этого кроется в том, что менеджер работает по принципу «потому что надо так, а никак иначе». В то время как лидер задается вопросом «что бы сделать для того, чтобы получилось лучше нынешнего».
Лидер – новатор и энтузиаст, который создает цели и посылает пульс команде на их исполнение. Д. Кембелл (США, специалист в области менеджмента) писал, что лидерство – загадочное и ускользающее качество, существование которого легко признать, но трудно описать; а еще сложнее использовать на практике и данное качество невозможно создать в других.
Последний пункт в высказывании Кембелла напрямую противоречит нашему исследованию.
Как говорилось ранее, лидер – некая путеводная звезда для группы единомышленников, и Н. Чити здесь добавляет, что основная задача лидера учиться самому, постоянно совершенствоваться, а главное – иметь истинное желание научить этому других.
Как лидерство зародилось, из чего оно сложилось и что понимать под этим словом – всё это раскрывают теории лидерства. Для удобства были разделены на группы [2, c.199].
Первая теория – теория великого человека. Основана на уверенности в том, что лидер – человек по природе наделенный качествами для исполнения своего предназначения, и заложено это в геноме человека.
Это также противоречит концепции нашей работы. Согласно теории научить лидерству невозможно. Это – врожденный «дефект». Английский антрополог Ф. Гальтон также придерживался идеи «врожденного» лидерства.
Однако, связывал его больше со второй теорией.
Вторая теория: теория личностных качеств. Основана на уверенности в то, что лидер – человек обладающим неким набором характеристик, качеств и параметров. В 1940 г. К.
Бэрд (американский психолог) составил свод из 79 качеств лидера, к основным он отнес такие, как: гибкость, дальновидность, стойкость, решительность, твердость, уверенность в своих силах, применение рисков, политическое чутье и многие другое.
Третья теория названа «поведенческой теорией». Здесь лидер рассматривался только в процессе своей работы, ситуативности, ответных реакций его и его коллег на различные раздражители.
Четвертая теория – вероятностная теория (она же ситуационная или ситуативная).
Согласно этой теории, лидер «рождается» в тот момент, когда (как говорится) сходятся все звезды и вся вселенная соблаговолит этому: субъект (сам человек), место, время, обстоятельства – всё влияет на выявление лидера в любом из нас. Э.
Хартли модифицировал эту теорию, и предположил, что человек, однажды приняв на себя роль лидера, будет делать это с особой частотой, поскольку в его сознании уже закрепилось поведение его, как лидера, и он снова возьмет на себя эту функцию [3 с. 164].
Пятая теория – теория группы. Лидер выбран из числа себе подобных, находится в центре, но власть держится при помощи управленческих и харизматических качеств. Здесь можно дополнить двумя стилями лидерства Финдлера: инструментальный лидер и эмоциональный лидер.
Инструментальный ориентирован на задачу, ее достижение в лучшем варианте и на продуктивную, быструю, слаженную работу. Эмоциональный лидер – прямая противоположность вышеуказанному. Финдлер утверждает, что инструментальный лидер способен вывести свою команду к большим вершинам, нежели эмоциональный.
Однако, не стоит забывать, что работая с людьми (в особенности волонтерами, социальными работниками) эмоциональный лидер, при грамотном подходе, способен достичь больших успехов в своем деле.
И шестая теории – современная теория лидерства. Здесь лидер – социальный субъект, создающий социальную или корпоративную культуру.
Как мы уже указывали в самом начале работы, вся деятельность вузов должна быть пронизана возможностями для подготовки лидеров не только в форме теории, но и практики: создание советов, клубов, автономных студенческих подразделений со своей иерархией, законами и правилами.
Только так мы можем добиться на выходе правильного «продукта»: готового специалиста своего дела к межличностной, международной коммуникации, а также самих лидеров. Что же касается феномена лидерства, то его изучением занимается С.Р.
Филонович, который утверждает что всё это – синтетическая природа: мы создаем тренинги личностного роста, лидерства, увеличиваем количество уверенных в себе людей [4, c.19].
Отчасти это дает положительный отклик в виде открытости индивида, готовности к новому, неизведанному, но, стоит заменить, что это не панацея от неудовлетворенности карьерой, семьей, друзьями.
Из всего вышесказанного делаем вывод: активные курсы (игры во взрослых управленцев) студентам необходимы, чтобы, как минимум, почувствовать себя в качестве части рабочей структуры, чтобы в будущем он смог перенести накопленный опыт на взрослую послевузовскую жизнь. В то же время курсы личностного роста для взрослых людей могут принести пользу только в том случае, если человек уже лидер (даже в маленькой области), но ему не хватает знаний. В ином случае, курсы бесполезны и способны еще больше затянуть человека в пучину личных терзаний неустроенности в жизни.
Библиографический список
- Алейников Н.Я. Учит ли вуз лидерству? // Мир транспорта. 2012. №6 (44). С. 170-175.
- Фонарев А.В. Воспитание лидерства: от основных теорий к практике // Альманах современной науки и образования. 2013. №3 (70). С. 198-201.
- Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология: учеб. пособие. М.: Сибирское соглашение; Инфра-М, 2007. 212 с.
- Филонович С. Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2. С. 3-24.
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: http://human.snauka.ru/2016/11/17735
Структурная теория лидерства
- Структурная теория лидерства
- Группы лидерских качеств
Лидерство — особое проявление власти. Для лидерства должно быть в наличии условие: наличие власти в организациях и неформальных, и формальных. Уровни, масштабы организаций могут быть любыми.
Замечание
Лидерство, как понятие, сформировалось в социальной психологии Запада. Там же развились его теории.
Производились эмпирические исследования небольших групп. В основном исследователи изучали явление лидерства, как психологического и социального феномена. Рассматривались разные аспекты лидерства, при этом каждый исследователь концентрировал внимание на определенных областях обозначенного явления.
Лидерство — это абсолютно естественный социально-психологический процесс, отмечаемый в группе. Ощущается влияние личностного авторитета, которым обладает конкретный субъект. Поведение прочих представителей группы зависит от его влияния.
Лидеру его статус определяет упорядочить систему. Этот субъект воздействует на людей, способных исполнить определенную задачу. Такой человек становится личностью, за которой прочие члены сообщества (коллектива, группы) признают превосходство. Они верят лидеру, непроизвольно позволяют ему влиять на себя. Так как лидерство — проявление власти, то исследуются групповые интересы.
Теория лидерских качеств (структурная теория) ставит перед собой основную задачу: это разработка универсальной структуры личности лидера, который мог бы действовать эффективно. Еще эта теория изучает проявление лидерских черт. Учение определяет характеристики лидерства.
Исследователь в большинстве своём стремились выявить в человеке характерные черты, помогающие ему становиться лидером. Эти исследователи, учитывая уровень формирования производства в конкретных условиях с учетом исторического периода, на первое место всегда ставили физическую силу. Интеллект же занимал последующее место.
Российские исследователи руководителей выделили 10 основополагающих характеристик, без которых современный лидер обойтись не способен:
- Умение образовывать команду управленцев.
- Стратегическое виденье становления, развития, расширения бизнеса.
- Способность к управлению стратегическими изменениями в процессе продвижения бизнеса.
- Умение принимать конструктивное решение, если складывается неопределенность.
- Умение организовывать свою работу, склонность к самодисциплине.
- Выражение желания передавать часть полномочий. Осуществление последующего контроля за планируемыми результатами.
- Способствование тому, чтобы внутри коллектива налаживался хороший климат.
- Обладание способностью выстраивать конструктивные взаимоотношения с причастными к бизнесу внешними субъектами. Налаженные отношения следует научиться эффективно поддерживать.
- Понимание бизнес-процессов, причем доскональное и чёткое. Руководитель должен знать все особенности организации.
- Способность к ведению продуктивных переговоров. Только убедив контрагента или чиновника в справедливости своей точки зрения, можно добиться выгоды.
Группы лидерских качеств
Согласно структурной теории лидерства, можно выделить 4 значимых группы лидерских качеств.
- Качества физиологические. Лидер выглядит внешне привлекательно.
- Качества психологические. Менеджер обладает упорством, смелостью, способностью быстро реагировать на отмечающиеся негативы.
- Качества интеллектуальные. Человек предъявляет превосходные логику, ум, память.
- Качества логические. Организатор производства лично сам организован, дисциплинирован.
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/strukturnaya-teoriya-liderstva/
Исследование лидерских качеств в студенческой группе
В данной статье представлена работа на тему исследования лидерских качеств в студенческой группе. Студенты были исследованы методиками «Эффективность лидерства» (Р. С.
Немов) и «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников).
Методики позволяют определить способности студента быть лидером и возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.
Тенденции инновационного общества задают высокие запросы для современного человека. Думаю, многие задумывались о том, что же позволило великим личностям внести свою лепту в историю мирового общества. Одни говорят, что невозможно стать героем если у тебя нет к этому врожденных задатков.
Другие же думают, что успех зависит от удачи и определённых благоприятных обстоятельств, в которых человек смог себя проявить. Как же понять, способен ли ты стать лидером? И можно ли найти ответ на вопрос, который волнует многих: «Лидерами рождаются или становятся?».
Многие великие мыслители задавались подобным вопросом и проводили свои исследования по этому поводу. В их ряды входили Ф. Ницше, Ф. Гальтон, Ф. Вудз. Они предполагали, что всех «героев» объединяли некие черты, которые были названы лидерскими качествами личности.
Они поняли, что лидерские качества можно выявить, оценить их выраженность и развивать [1].
Взрослая жизнь начинает уже со студенческой скамьи и высокие достижения в студенческие годы могут послужить хорошим стартом после окончания вуза. Проявления лидерских качеств в студенческой среде актуальны в любое время т.к.
каждый студент сталкивался с проблемной ситуацией, где нужно организовать не только свою, но и групповую работу. Также хотелось бы отметить, что лидерские качества нужны не только для организации групповой деятельности, но и для само регуляции собственной студенческой активности.
Очевидно, что, если студент не будет проявлять хоть какие-то лидерские способности для него будет затруднительно выступать на семинарах, конференциях, защищать курсовые и дипломные работы, ведь все это входит в прямы обязанности современного студента.
Данные утверждения особенно важны в студенческой группе учебная деятельность, которой направлено на получение педагогического образования[2], [7].
Как правило, студенты, которые принимают активное участие в различных проектных и исследовательских работах, проявляют лидерские качества, которые характеризуются заинтересованностью в проблеме или ситуации, терпимостью к неопределенности, профессиональным опытом и знаниями– это отражено в ситуационной теории. Данная теория говорит о том, что в разных ситуациях студентам нужно проявлять разные лидерские качества и черты. Это является актуальной темой для каждого студента, который стремиться стать педагогом[3].
Нами было проведено исследование лидерских качеств в студенческой группе. Диагностика проводилась в студенческой группе из 26 человек, в возрастной категории от 20 до 25 лет. Исследование осуществлялось с помощью двух методик: «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов) и Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников).
Методика «Эффективность лидерства» исследует возможную практическую деятельность индивида в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности [4].
Диагностика по методике показала, что из 26 исследуемых 20 человек, обладают высокоэффективным стилем руководства, что составляет 76,9%. 19,2% человека обладают средне эффективным стилем руководства. Низкоэффективным стилем руководства обладают 3,8%.
Средний балл лидерских способностей по выборке составляет 40,4. Студенты, у которых был выявлен высокоэффективный стиль руководства в студенческой жизни проявляют себя довольно активно. Многие из них участвуют в конференциях и являются членами студенческих отрядов России.
Их высокоэффективный стиль характеризуется тем, что в различных ситуациях лидеры способны менять стили руководства, выбирая самый подходящий для сложившийся ситуации.
Диагностика по методике «Диагностика лидерских способностей» показало, что из общего количества студентов 53,8% обладают средним уровнем лидерских качеств.30,7% студентов обладают низким уровнем лидерских способностей и 15,5 %, обладает высоким уровнем лидерских качеств.
Средний балл лидерских способностей по выборке составляет 28,8 баллов.
Для студентов, набравших высокий уровень лидерских способностей характерно: сила воли, терпимость, настойчивость, критичность, требовательность к себе и к другим, высокая стрессоустойчивость, решительность, инициативность[5].
Проведенное исследование показало, что у большинства студентов обнаружен высокоэффективный стиль руководства со средним уровнем выраженности лидерских качеств.
Для людей, стремящихся стать в будущем преподавателями очень важны лидерские качества. Проверенная нами группа, в целом, обладает высоким и средним уровнем выраженности лидерских качеств. Данные показатели являются благоприятными и не нуждаются в дополнительных рекомендациях[6]
Источник: https://novainfo.ru/article/16166
Теория лидерских качеств
Исследование лидерства прошло несколько этапов. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс, определить качества, которыми должен обладать эффективный лидер.
Так родилась теория лидерских качеств (traits theory). Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Исходя из этого, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров.
Данный подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся. В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших достаточно длинный список выявленных лидерских качеств.
Разнообразие и противоречивость качеств, обнаружившихся у известных лидеров прошлого, поставили под сомнение такой подход к изучению лидерства, однако работы этого направления появлялись и в недавнем прошлом.
Ф. Тэйлор выдвинул новые требования к управленческому персоналу и разработал список «лидерских качеств»: ум, образование, специальные или творческие познания, физическая ловкость и сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье.
Американский исследователь Тид Ордуэй в 1935 г. опубликовал книгу «Искусство лидерства». Тид был убежден, что преуспевающие лидеры обладают определенными и четко идентифицируемыми чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие:
- — физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство — это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего уровня;
- — понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение;
- — энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми». Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние;
- — дружелюбие и привязанность. Для лидера хуже, когда его боятся, чем любят. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на последних;
- — порядочность. Лидеры должны заслуживать доверие. Ральф Стогдилл в 1948 г. обобщил все ранее выявленные лидерские качества и пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: ум или интеллектуальные способности, господство или преобладание над другими, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями.
Уоррен Беннис, один из ведущих специалистов по лидерству в США, предлагает следующий список качеств, которыми должен обладать лидер: техническая компетентность, склонность к стратегическому мышлению, умение добиваться результатов, навыки коммуникации, мотивации и делегирования, умение определять и развивать таланты, умение принимать сложные решения в условиях дефицита времени и отсутствия надежной информации, характер.
Компания FedEx определила девять основных качеств, которыми должен обладать лидер: харизма, индивидуальный подход к людям, умение стимулировать интеллектуальную деятельность сотрудников, смелость, надежность, гибкость, целостность, здравый смысл, уважение к другим.
Гэй Хендрикс и Кейт Льюдман приводят следующий список качеств лидеров XXI в.
: абсолютная честность, справедливость, глубокое знание себя, фокусирование на вкладе, недогматическая духовность, эффективность за счет умения присутствовать в настоящем моменте, обращенность к лучшему в себе и в других, открытость к изменениям, специфическое чувство юмора, сочетание видения перспективы с фокусировкой на мелочах в настоящем, исключительная самодисциплина, баланс (личная жизнь -работа — духовность — общество).
Роберт Гоффи и Гарет Джонс в своей статье «Почему кто-либо должен следовать за вами?» на основании своего 25-летнего опыта работы в качестве академических исследователей лидерства и бизнес-консультантов определили еще четыре качества, которые они считают фундаментально важными: лидеры избирательно демонстрируют свои слабости, они сильно полагаются на интуицию при выборе правильного времени и направления действия, они управляют своими подчиненными с помощью жесткой эмпатии, они проявляют свое отличие от других.
Теория лидерских качеств не позволила установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством, а также эффективно выявлять лидеров па практике, так как:
- — перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, в связи с чем невозможно создать правильный образ лидера;
- — сложным является вопрос измерения многих лидерских качеств;
- — отсутствует дифференциация лидерских качеств в зависимости от организации или ситуации.
Таким образом, несмотря на то, что важным фактором в осуществлении лидером своих функций являются его личностные качества, не все зависит только от него, многое зависит от зрелости последователей, их опыта и знаний.
Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы, так и результаты деятельности последователей.
Следующими этапами исследования проблемы лидерства стало появление концепции лидерского поведения, а затем ситуационного лидерства.
Источник: https://studme.org/1258022712721/menedzhment/teoriya_liderskih_kachestv
Доклад "Лидерские качества студентов"
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГПОУ «ДОНЕЦКОЕ ПТУ ТРС»
- РЕФЕРАТ
- На тему: Создание условий для формирования
- лидерских качеств у студентов
- Выполнила: мастер п/о 2 категории
- Дутлова Зинаида Николаевна
- Донецк – 2016г.
- Создание условий для формирования
- лидерских качеств у студентов.
В педагогической науке первой половины ХХ в. изучению активности личности, а в большей степени, использованию технологий, стимулирующих и развивающих активность, посвящены труды представителей концепции свободного воспитания (К. Н.
Вентцель, Л. Н. Толстого и др.). По мнению ученых, формирование и развитие познавательной субъектной активности учащихся возможно при свободном выборе учащимися занятий, форм внеурочной деятельности и т. д. Во второй половине ХХ в.
формирование активности личности происходило при использовании различных воспитательных технологий, одной из задач которых было организация органов самоуправления, целиком основанная на субъектной и общественной активности личности и являющаяся одним из действенных и эффективных социальных институтов воспитания социальной активности личности (И. П. Иванов).
Педагогами была отмечена зависимость мер педагогического воздействия в развитии активности от индивидуальных особенностей школьников, их интересов и увлечений (И. А. Филиппова, М. И. Шилова и др.).
Активность в поведенческой сфере выражается в таком свойстве личности, как инициативность. Изучение вопроса инициативности личности также имеет давнюю научную традицию (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.). Отечественный психолог и педагог 20-30-х гг.
ХХ в. Е. А. Аркин считал инициативу важнейшим качеством ребенка-лидера, которое способствует объединению детей в совместной деятельности. Инициатива способствует формированию ответственности и способности принимать на себя обязательства (А. С. Макаренко).
В научных трудах второй половины прошлого столетия раскрывается связь инициативы с когнитивными процессами. Инициативность связывают с продуманностью (М. С. Говоров), со способностью быстро находить новые решения (Б. М. Теплов).
В рамках изучения интеллектуальной активности получило распространение исследование проблемы интеллектуальной инициативы (Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова), являющейся продолжением познавательной деятельности, высшим проявлением которой выступает постановка человеком новой проблемы.
Был раскрыт механизм связи инициативности и ответственности – на основе ответственности возможно возникновение инициативы (К. А. Абульханова-Славская, С. М. Зиньковская).
В современной психологии инициативность рассматривается как побуждение к новому, способность видеть и чувствовать новое, включающее в себя взаимодействие мотивационных, эмоциональных, волевых и др. переменных, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений к процессу инициации (Л. Ю. Польская, Н. В. Тучак и др.).
В последние десятилетия наметился интерес к проблемам социальной инициативности (В. М. Кононов, Г. К. Селевко). Социально-инициативную личность характеризует направленность: на себя (целеустремленность, настойчивость, активность и др.); на общество (лидерство, коллективизм и др.
); на государство (ответственность, активность и публичность в информационном поле). Большое внимание уделяется изучению педагогических условий воспитания социальной инициативности молодежи, важнейшим из которых является социально-педагогическая солидарность (С. В.
Тетерский), выражающаяся в предоставление учащимся большей свободы, ответственности, самостоятельности в выборе программ.
В педагогической науке проблема инициативности освещена недостаточно широко (С. М. Вейт и др.). Инициатива возникает и развивается под влиянием общественного воздействия (С. А. Петухов).
Для реализации личностью собственной инициативы целесообразно создание определенных условий: деятельность и общение; единство и взаимодействие социальной среды, воспитания и самовоспитания; противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности коллективом, и ее возможностями (С. М. Вейт).
Эффективность деятельности личности в коллективе во многом зависит от ее активности и инициативности, от умения наладить взаимоотношения с членами группы, проявить свои возможности и т. д. В этих отношениях особое местно занимает такой феномен как лидерство.
Проблема лидерства интересовала многих отечественных и зарубежных психологов разных лет (А. Адлер, В. Ф. Ануфриева, Е. А. Аркин, Л. И. Уманский и др.).
Первыми к проблеме лидерства обратились зарубежные психологи первой половины XX вв. В то время лидерство часто рассматривали, как стремление к власти, порожденное страхом (А. Адлер). В 60-70 гг. ХХ в.
наиболее распространенными концепциями лидерства в зарубежной психологии являлись персоналистическая и функциональная (ситуационная) концепции. Сторонники первой концепции (Л. Тарнопол, Г. С. Хоуманс) считали, что «лидер» отличается от «нелидера» определенными чертами личности.
Представители ситуационной концепции (Х. Данфорд, К. Кассинелли и др.) полагали, что лидер в значительной степени формируется возникшей ситуацией. В отличие от отечественных ученых (Р. Л. Кричевский, Л. И. Уманский и др.
), большинство зарубежных психологов не разграничивали понятия лидерства и руководства (Х. Боннер, Х. Данфорд и др.). Руководитель коллектива автоматически являлся его лидером.
В отечественной науке проблема лидерства и руководства не разрабатывалась до 1917 г. Этот вопрос заменялся проблемами влияния одной личности на другую и решался в религиозно-идеалистическом плане. Первые исследования лидерства, называемого термином «вожачество», появились в начале 20-х гг. ХХ в.
Было установлено положительное воздействие авторитета старшего ребенка на группу (Е. А. Аркин); доказано влияние более умного и информированного члена коллектива (А. С. Залужный); выявлены организаторские качества, необходимые лидеру – общественная активность, твердость характера и др. (А. С.
Макаренко).
Во второй половине ХХ в. были впервые рассмотрены вопросы психологии организаторской деятельности и, связанный с ними, вопрос о личности организатора, лидера (А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев). В рамках исследования проблем личности и коллектива изучались вопросы о лидерских качествах личности и выборе членами группы лидера (П. П. Блонский, Т. Н.
Мальковская, А. Л. Уманский и др.). Лидером становится наиболее инициативная, активная и опытная личность, которая целенаправленно стремится стать лидером (Н. С. Жеребова), при этом учитывается, что лидер одной группы совсем не обязательно станет лидером другой группы (Т. Н. Мальковская). В исследовании А. Л.
Уманского также отмечено, что, имея от рождения определенные задатки, человек не обязательно становится лидером. Для этого необходимо уметь реализовать имеющиеся у него возможности. Рассматривался вопрос зависимости процесса становления лидера от его отношений с членами группы (В. И. Зацепин и др.).
Была установлена взаимосвязь между ценностями группы и ценностями потенциального лидера (Н. С. Жеребова); уровнем развития коллектива и ролью лидера (Т. Н. Мальковская); уровнем развития коллектива и количеством лидеров в группе (Л. И. Уманский). Л.
И Уманским было доказано, что потребность в организаторской деятельности и сама организаторская деятельность порождают лидерство в различных сферах групповой жизнедеятельности. При этом было отмечено, что лидерство далеко не исчерпывается функцией организаторской деятельности. Оно значительно шире.
В группе может существовать несколько лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-вдохновитель, лидер-эрудит и др. (Л. И. Уманский); лидер-исполнитель (Б. Д. Парыгин); конструктивный лидер, актуальный лидер, традиционный лидер, лидер-оптимист, случайный лидер (А. Л. Уманский).
Ученые конца ХХ – начала XXI вв. большое внимание уделяют взаимоотношениям лидера и коллектива. Так, доказано, что лидеру принадлежит ведущая роль в воздействии на направленность членов группы (Г. Ш. Тажутдинова); уровень сплоченности коллектива зависит от уровня творческого потенциала лидера (О. Н. Капиренкова).
В настоящее время страна нуждается в лидерах, обладающих созидательной активностью, готовых к эмпатии, диалогу «равных», взаимопониманию и т. д.
Формирование подобной личности возможно лишь при перестройке всей образовательной системы, заключающейся в переходе от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, которая пронизана глубоким уважением к личности каждого студента, заботой о развитии всех его личностных качеств.
В современном обществе формирование лидерских качеств возможно лишь при условии учета принципов личностно-ориентированного подхода (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).
Утверждение приоритетной роли личностно-ориентированного подхода во взаимодействии преподавателей и студентов вытекает из положений философии гуманизма как его методологической основы. Идеи личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и обучающихся обозначены уже в педагогических системах Я. А.
Коменского, Ж.-Ж.Руссо и др. Основой зарубежной гуманистической педагогики, признающей личность учащегося наивысшей ценностью, стали идеи Р. Бернса, А. Маслоу, К.
Роджерса (создание благоприятных условий для самостоятельного процесса познания, самоактуализации, инициативности и стремления к активному творчеству).
В классической русской педагогике XIX – XX вв., отстаивающей такие ценности, как личность, индивидуальность, нравственность, данная проблематика нашла свое отражение в деятельности К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля, В. В. Розанова и др.
В условиях развития современного образования, основанного на принципах гуманизма, человек становится абсолютной ценностью, т.е. свободной личностью, гуманной, духовно богатой, творческой в своей постоянной деятельности. Этого невозможно достичь без оказания помощи студенту в осмыслении собственного «Я», самоопределении и самоутверждении (К. А.
Матвейчук); без принятия за обучающимся права выбора собственного пути развития (И. С. Якиманская). Успех педагога во многом зависит от его умения общаться с учащимися, умения договориться, уговорить, понять (М. Т. Громкова, И. Б. Котова и др.). Большинство педагогов-исследователей склонно включать в педагогический арсенал игровые методы и приемы (Т. Е.
Машарова); педагогическую поддержку (О. С. Газман); метод создания ситуации успеха (Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова); учет индивидуальных особенностей студента, его личностных ценностей (А. А. Плигин); диалог (Е. В. Бондаревская и др.), который возможен лишь при выборе преподавателем позиции «рядом» (Б. Б. Айсмонтас), «встречного движения» к студенту (Ю.
А Сенько, В. Э. Тамарин).
В силу произошедшей дегуманизации отношений в настоящее время между преподавателем и студентом нет полноценного педагогического взаимодействия.
Взаимное доброжелательство, эмпатия в общении студентов и преподавателей возможны лишь при личностно-ориентированном взаимодействии, в процессе которого личностные качества преподавателя, его поведение служат образцом для подражания (А. А.
Бодалев); осуществляется обмен личностными смыслами и ценностями (Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова); происходит взаимопроникновение мира студентов и мира преподавателя (В. А. Петровский).
Основу предпринятого нами исследования составили идеи Н. И. Алексеева и Е. В. Бондаревской, согласно которым, сущность личностно-ориентированного взаимодействия заключается не только в уникальности и самобытности студента, но и в неповторимости личности педагога.
Зависимость технологии от личностных особенностей преподавателя настолько сильна, что в системе личностно-ориентированного образования любая педагогическая технология является авторской, т. к.
преподавателю, ориентированную на личность каждого студента, всегда приходится самому разрабатывать и общую стратегию, и тактическое решение проблемы педагогического взаимодействия в диаде «студент – преподаватель». При этом первое, о чем заботится преподаватель, – это создание в группе гуманной среды общения и деятельности.
Личностно-ориентированное взаимодействие обеспечивает психологически богатую «встречную деятельность» педагога и студентов, объединяет их в стремлении к общей цели (М. А. Викулина).
Активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности способствует повышению активности и инициативности субъектов образовательного процесса. Увлеченность общим делом, являясь источником дружественности, в совокупности с общей заинтересованностью, рождает совместный творческий поиск.
Совместная увлеченность и педагогов, и студентов представляется нам немаловажным фактором в процессе формирования организаторских качеств у студентов.
Проблема формирования организаторских качеств личности привлекает все более пристальное внимание исследователей (Т. Н. Мальковская, Л. И. Уманский и др.).
В этих исследования организаторские умения и навыки рассматриваются как непременное условие успешного протекания любой совместной деятельности, как форма проявления общественной активности личности.
Организаторские качества формируются непосредственно в организаторской деятельности студентов, которая требует от них активности, инициативности, быть тонкими психологами – уметь влиять на людей, добиваться их расположения и поддержки и, при этом, уважать их желания, интересы, стремиться понять и принять их точку зрения.
Преподаватели и кураторы студенческих коллективов в большей или меньшей степени осуществляют организаторскую деятельность в группах. Их поведение во многом становится примером для подражания.
Действующие в группе официальные и неофициальные лидеры во многом копируют поведение преподавателя, то, как он общается со студентами, какими методами и средствами он стремится добиться их расположения и выполнения поставленной им задачи. И здесь очень важно для преподавателей выбрать правильную линию поведения – позицию партера, советчика, друга.
При коллективном размышлении и решении общей задачи участники личностно-ориентированного взаимодействия стремятся к тому, чтобы не оставались неучтенными идеи и позиции каждого члена группы, благодаря чему в коллективе устанавливается эмоционально-положительная атмосфера, являющаяся мощным толчком для дальнейшего развития инициативности и активности студентов в организаторской деятельности. Положительный климат и ситуация успеха – это стимул для участия в творческой работе в качестве авторов и организаторов различных студенческих мероприятий и проектов.
Также следует уделить внимание концепции О. С. Газмана о педагогической поддержке, которая относится к иной культуре воспитания и основывается на внутренней свободе, демократизме и гуманизме взаимоотношений личностей. Соблюдение этих требований способствует развитию адекватной самооценки студентов, созданию атмосферы доброжелательности и уважения.
Стоя на позициях сотрудничества и партнерства со студентами, преподаватель, вовлекая студентов в организаторскую деятельность, не воспитывает их, не учит, как стать лидерами.
Создавая благоприятные условия для самосовершенствования, он стимулирует активность студентов, их стремление к самостоятельному творческому поиску, личностному росту, раскрытию и развитию организаторского потенциала.
Учитывая особенности студенческого возраста, мы особое внимание уделяли подбору методик, использованных в работе.
С одной стороны, они были направлены на исследование и повышение уровня готовности профессорско-преподавательского состава к личностно-ориентированному взаимодействию со студентами, а, с другой, – на изучение эффективных педагогических условий формирования лидерских качеств у студентов вуза.
- На этапе диагностики нами были решены следующие задачи:
- 1) выявлен уровень взаимоотношений студентов и профессорско-преподавательского состава вуза; 2) определен уровень активности и инициативности студентов; 3) определен набор лидерских качеств личности и уровень сформированности их у студентов вуза; выявлен уровень склонности студентов к организаторской деятельности.
- Поставленные перед нами задачи позволил решить комплекс диагностических методик.
С помощью анкетирования было установлено, что 28 (93,3 %) преподавателей из 30, принимавших участие в эксперименте, стремятся выстраивать свои отношения со студентами на принципах личностно-ориентированного взаимодействия, но у них не всегда это получается в силу различных причин.
Некоторые преподаватели и кураторы пояснили, что они часто не понимают своих студентов, им «неясны мотивы их поведения», им часто чужды их интересы и взгляды.
Большинство преподавателей и кураторов (19 человек – 63,3 %) не считают себя друзьями своих студентов, с ними не всегда можно поговорить, посоветоваться, обратиться за помощью, они выстраивают психологический барьер между собой и студентами, мешающий сближению, пониманию.
Только 11 (36,7 %) преподавателей и кураторов могут назвать себя друзьями своих студентов, старшими товарищами, которые готовы помочь в сложной ситуации, дать жизненный совет.
Источник: https://multiurok.ru/files/doklad-lidierskiie-kachiestva-studientov.html
Теории лидерских качеств
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ - ФГОУВПО «РГУТиС»
- ИНСТИТУТ ТУРИЗМА
И ГОСТЕПРИИМСТВА (г. Москва) (филиал) - Кафедра «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»
Доклад
по дисциплине: «Организационное поведение»
на тему
«Теории лидерских качеств»
Выполнила: Головачёва А. А.
Группа: СМВ 3
Проверила: к.п.н., доцент Лепехина Р. Х.
- Москва
- 2012 г.
- ПЛАН
- ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………..4
1. Понятия лидера и
лидерства………………………………………………….4
2. Теории лидерства……………………………………………………………..7
3. Менеджер и лидер…………………………………………………….…….14
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…….18
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
В современном лексиконе человека, представителя делового мира, лидерство определяется как «способность вдохновлять, и порождать желание работать». Возникает логичный вопрос: «У кого?» — Конечно, же, у своих сотрудников. Но чтобы понимать настоящее значение лидерства, нам нужно глубже вникнуть в суть слова.
Сейчас существует множество
толкований, которые, если объединить, можно прийти к выводу, что лидерство-это
способность оказывать влияние
на людей, формировать свой коллектив и направлять их работу на достижение целей организации, беря в основу свой личный авторитет. Лидера нельзя назначить, им можно только стать путём уважения и доверия сотрудников.
Проблема лидерства
всегда волновала весь мир, являясь
актуальной для многих сфер жизни: спорта, политики и т.д., ведь лидерство существует везде, где есть коллектив.
- В рамках работы будет
рассмотрен вопрос «теории лидерства» с точки зрения дисциплины «Организационное поведение». - Цель работы:
- Проанализировать понятия
лидерства, основные подходы к лидерству и теории. - Исследовать лидерство, сходства и различия основных теорий лидерства, изучить концепции лидерства.
- Изучить природу лидерства, концепции лидерского поведения, подходы
к изучению лидерства. - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие лидера и лидерства.
Китайский философ Лао Цзин писал: «Лидер действует наилучшим образом тогда, когда люди едва сознают, что он существует. Когда работа будет выполнена, цель достигнута, все они скажут: «Мы сделали это сами»». В настоящее время многие специалисты в вопросах лидерства связывают успех лидера со способностью вырастить последователей, которые не нуждаются в лидерах.
Дадим определение понятию
«лидер». Лидер — это человек, который
построил себя сам. Быть лидером нигде не научат — чтобы стать им, не надо заканчивать институтов или ходить на дополнительные занятия.
Лидерами просто становятся, если у человека есть стремление, кто-то, заметив это стремление, поощряет его, и дает возможность самореализации, исходя из этого, потенциальный лидер сможет реализовать свои способности.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе, которая пользуется большим авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в важных для нее ситуациях, т.е.
наиболее авторитетная личность, истинно играющая центральную роль в группе совместной деятельности и регулировании отношений внутри неё. [2, с. 7-8]
Брайан. О ‘Нейл дает свое определение лидерству: лидерство – это оказание влияния на людей таким образом, чтобы они достигали своих результатов, демонстрируя при этом стандарты и качество работы выше своего уровня. И делали это с желанием.
Питер Дукер дает более широкое понятие лидерству: лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать эту личность, выходя за ограничивающие ее рамки. Создание эффективного лидерства заключается в формировании миссии компании, ее определения и установлении, четко и наглядно. Лидер устанавливает цели, указывает приоритеты, и поддерживает стандарты.
Вэнс Паккард понял самую сущность лидерства и дал определение лидерства — лидерство — это искусство заставить других захотеть сделать что-то, что, как вы думаете, должно быть сделано. [4]
Лидер заставляет других членов группы захотеть сделать то, что он хочет сам. Человек может принудить других что-либо сделать, и люди поступают именно так. Но такое поведение — это не лидерство.
Кроме того, менеджеры иногда, предлагают большую награду, стимулируют людей делать то, что они вообще не хотят делать. Это ведет к послушанию, но есть большое различие между согласием, послушанием и преданностью. Лидеры способны добиться от людей преданности.
Мы говорим, что у них есть должностная власть, но она отличается от лидерства. Если говорить другими словами, люди исполняют приказы, не желая их исполнять.
В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, будучи ответствен за положение дел
в возглавляемой им группе, располагает законным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие законные обязанности. [2]
К сожалению, различие между
управлением и лидерством прекратилось. Люди, находящиеся на официальных управленческих должностях, необязательно являются лидерами, но часто считаются ими.
Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и
тем же человеком, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонии жизни группы или же, наоборот, приобретать конфликтный характер, что, в конечном итоге, определяется уровнем группового развития. Так, например, в про социальных и асоциальных группах, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, который отвечает преимущественно за сохранение и поддержание позитивной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован, прежде всего, на повышение эффективности работы групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.
В корпоративных группах так же, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, функции лидера и руководителя возлагаются на одного и того же человека. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят различный характер.
Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти.
Марвин Вайсборд считает, что лидерство является тем механизмом, который удерживает все ячейки в
равновесии.
Следует сразу отметить, что термин leadership в английском языке означает поведение руководителя, побуждающее подчиненных раскрыть свои силы и способности ради достижения поставленной задачи.
Важно знать, что лидерство — это не качества личности, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно ошибочно трактуется.
В первую очередь, лидерство — это система взаимоотношений в коллективе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия коллектива и их последствия, а другие согласны следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого, как можно больше усилий. [ 9,c 110]
Люди под руководством простого руководителя не работают с тем ажиотажем, с каким работали бы на личность с харизмой, — на человека, достойного уважения. Когда на совещании слово берет Лидер, народ замолкает.
Когда руководитель рассказывает о новых идеях в компании, персонал сопротивляется переменам.
Когда Лидер представляет эти идеи, воодушевляя всех на новые достижения, сотрудники готовы работать для того, чтобы эти перемены быстрее принесли результат.
2. Теории лидерства
Теория лидерства «путь — цель».
Эта теория является широко признанной, она развивалась в рамках концепции теории ожидания. Эта теория пытается объяснить влияние, которое оказывает поведение лидера на мотивацию его подчиненных, их удовлетворённость и на их деятельность.
Существует 4 основных типа лидерства:
1. Директивное лидерство. Этот стиль похож на авторитарный. Лидер даёт довольно точные указания, а подчинённые точно знают, чего от них ждут. Подчинённые не принимают никакого участия в принятии решений.
2. Поддерживающее лидерство. Лидер дружелюбен и доступен для общения, выказывает настоящую заботу о подчиненных.
3. Лидерство,
основанное на вовлечении подчинённых
в принятие решений. Лидер иногда спрашивает совета у подчинённых и часто учитывает их, однако решение принимает сам.
4. Лидерство,
ориентированное на достижения. Лидер ставит перед своими подчиненными достаточно сложные задачи и показывает уверенность, что они смогут их решить и сработать достаточно эффективно. [ 6,c 217]
Теория лидерских
черт
Теории черт предполагают, что люди получили определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт чаще всего определяет особенности личности или поведенческие характеристики, которые являются общими для руководителей.
Но если специфические черты – главные особенности лидеров, как объяснить тот факт, что многие люди, имеющие эти качества, не являются лидерами и вообще далеки от этого? Этот вопрос – главная трудность в объяснении проблемы лидерства через эту конкретную теорию.
В этом направлении были проведены несколько сотен исследований, породивших достаточно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все лидерские качества выявленные ранее. Так, Стогдилл пришел к выводу, что чаще всего пять качеств характеризуют лидера:
1. Интеллектуальные способности и ум.
2. Преобладание над другими или господство.
3. Уверенность в себе.
4. Энергичность и активность.
5. Знание своего дела.
Однако эти пять качеств так и не объяснили до конца природу выявления лидерства. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями, а не лидерами, как им хотелось бы.
- Наиболее интересный результат был получен известным
американским консультантом Уорреном Беннисом, который исследовал 90 известных миру лидеров и выявил 4 основных качества лидерства: - 1) управление вниманием,
или способность так представить
сущность результата, направления или цели движения, чтобы это было привлекательным для последователей этих целей; - 2) управление значением,
или способность так передать
значение созданного образа, идеи
или видения, чтобы они были
поняты и приняты последователями; - 3) управление доверием, или способность построить свою
деятельность с таким постоянством
и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; - 4) управление собой,
или способность настолько хорошо
знать себя и вовремя признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы усилить свои слабые стороны умело привлекая другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Беннис предлагает лидерам
делиться властью с подчинёнными в организации для создания среды, в которой люди почувствуют свою значимость и познают, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела.
Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы.
Последующее изучение привело к выделению четырёх групп лидерских качеств: психологические, физиологические, интеллектуальные, и личностные деловые.
Со временем под влиянием бихевиористской школы, исследователи согласились с тем, что лидерские качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате учения или жизненного
опыта. Внимание переключилось
на поиск универсальных качеств, которые присущи лидерам. В результате исследований оказалось, интеллект единственная постоянная характеристика.
Источник: https://student.zoomru.ru/men/teorii-liderskih-kachestv/181181.1494505.s1.html