Теоретические методы исследования — справочник студента

При написании курсовой необходимо придерживаться определенных правил и структуры. Так, во введении, которое мы тщательно разбирали на нашем телеграм-канале, очень важно правильно отразить методы исследования, используемые студентом при написании работы.

Однако практика показывает, что не все студенты одинаково хорошо понимают, что же представляют собой эти методы исследования и как их описывать.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В этой статье мы расскажем, что такое методы исследования, как их описывать в работе и какие применять.

Что такое методы исследования в курсовой

Методы исследования – это способ получения знаний и навыков, расширения теоретической базы. Именно они помогут студенту получить или доказать тезисы, полученные в курсовой.

Однако в науке существует очень много методов. Не все из них стоит применять при написании курсовой. Выбор методологии научного исследования в курсовой работе будет напрямую зависеть от формулировки целей и задач.

Например, для работ по физике есть метод физического моделирования. В работах, связанных с биологией, может встречаться метод биоиндикации.

Виды методов исследования

В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые используют в любой науке, то вторые подходят только для конкретных сфер, где можно применят лишь узкие исследовательские приемы, принципы познания.

Также методы могут быть общими (те, которые используют во всем процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Условия исследовательского поиска - справочник студента

Оценим за полчаса!

Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на:

  1. Практические (эмпирические) методы исследования. С их помощью автор фиксирует и описывает факты явления, находит связь между ними.
  2. Теоретические методы исследования. С ними автор осуществляет подробный анализ фактов, раскрывает закономерности, создает мысленные модели, использует гипотезы.

Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать ее изменению.

Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.

Классификация методов исследования

Как мы уже говорили, по основной классификации методы исследования разделены на два больших блока: теоретические и практические методы исследования. В каждом из них есть целый ряд специфических методов.

Теоретические методы:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификация;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Практические методы:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Выбирать метод наугад нельзя, так как он будет подробно раскрыт в основной части курсовой. Тут же будут подробно описаны результаты и анализ применения выбранного метода. Вот почему его нужно подбирать тщательно и обоснованно для каждой конкретной работы.

Чтобы сделать это, давайте подробно изучим каждый метод.

Теоретические методы

Метод абстрагирования

В его основе лежит конкретизация отдельных свойств явления или предмета, которое призвана изучить курсовая.

Этот метод довольно часто встречается в гуманитарных науках. С его помощью удается уловить серьезные закономерности в таких науках, как педагогика, философия, психология.

Хороший пример абстрагирования – изучение литературы, которая разделяется на большое количество стилей, жанров и пр. Например, мы можем изучить жанры литературы, отбросив ненужные характеристики языка, издания печати, стиля и т.д.

Метод аналогии

Принцип заключается в следующем: мы можем сделать выводы об объекте и предмете исследования на основе знаний о свойствах и характеристиках предмета и объекта, схожего с теми, которые изучаем мы в данный момент.

У этого метода нет стопроцентных результатов, но ученые отмечают его высокую эффективность в целом.

Метод аналогии хорошо применять тогда, когда у нас нет возможности изучить непосредственно исследуемый объект.

Например, так часто изучают планеты земной группы, их условия и свойства для возможного будущего освоения человеком.

Метод классификации

Это один из самых простых, но вместе с тем эффективных методов исследования в курсовых. Его суть в структуризации, то есть разделении объектов на схожие по определенным признакам группы.

Например, классифицировать можно по следующим признакам:

  • по материалам (металл, пластик стекло, дерево);
  • по физическим параметрам (вес, объем, размер);
  • по стилям (готика, барокко, классицизм);
  • по жанрам (живопись, худ. литература, скульптура);
  • по геополитическому расположению (Европа, Азия, Америка);
  • по хронологии (Античность, Древние времена, Средневековье, Новое время, Новейшая история).
  • и т.д.

Учащийся может разработать собственную классификацию и использовать ее в исследованиях курсовой работы.

Метод обобщения

Речь идет об объединении нескольких объектов и предметов в группу по определенным признакам, чтобы выявить их общие характеристики и особенности.

Обобщение может быть:

  • эмпирическим или индуктивным – от конкретных свойств к общим;
  • аналитическим – переход между суждениями без использования эмпирической действительности.

Например, метод обобщения используют для перехода от понятия «лайм» к «цитрусовым», а потом к «растениям» в общем.

Метод сравнительного анализа

Суть метода – сопоставить характеристики и свойства нескольких предметов, попутно выявляя их сходства и различия.

Например, его часто используют для сравнения стилей писателей или художников, а также для сравнения характеристик разных автомобилей.

Теоретические методы исследования - Справочник студента

Метод синтеза

Речь идет об объединении в одно целое предварительно обнаруженных или уже известных свойств/характеристик предмета.

Этот метод идет бок о бок с методом анализа, так как является его частью и выступает объединяющим фактором.

Метод анализа литературы

Этот метод помогает сделать выводы о степени изученности разных аспектов, по каким имеется огромный список научных трудов, а какие лишь на стадии изучения.

Этот метод часто используют в следующих типах работ:

  • научный труд авторитетного автора,
  • коллективная монография,
  • заметка, очерк, статья,
  • мемуары и пр.

Чем больше работ по определенной тематике, тем более глубоко она изучена и тем более исследованным считают предмет/явление.

По этому же принципу работают методы архивных источников и изучения документации.

Практические (эмпирические) методы

Метод эксперимента

  • Его редко используют для курсовых, так как в его основе лежит принцип повторяемости и доказательности.
  • Суть метода в том, чтобы в ходе эксперимента у автора была возможность не только продемонстрировать определенное свойство/явление, но и была возможность его повторить.
  • Хороший пример – эксперимент Галилея по выявлению скорости падения свинцового шарика и пушечного ядра.

Метод наблюдения

Именно с этого метода начинается любое научное познание, так что он считается ключевым в списке всех методов.

В его основе лежит наблюдение за объектом и фиксирование любых значимых деталей, изменений, реакций, свойств.

Например, в ходе наблюдения за птицами через бинокль орнитолог фиксирует важные данные: места их обитания, поведение, отношения с сородичами и т.д.

Теоретические методы исследования - Справочник студента

Метод измерения

Важность этого метода заключается в фиксации и дальнейшем выражении в численных показателях любых физических параметров: роста, веса, длины, объема и других при использовании определенных единиц измерения.

Например, измерение длины определенного животного, по которому можно делать выводы по размерам всех представителей этого вида.

Метод моделирования

В общем смысле речь идет о копии, уменьшенном и структурированном образе объекта/явления, имитации.

Моделирование может быть следующих типов:

  • предметное – воспроизведение части объекта;
  • знаковое – моделирование путем схем, формул, чертежей и пр.;
  • мысленное – мысленные или виртуальные операции (компьютерные программы, алгоритмы и пр.).

Этот метод часто используют в разработке и создании новейших технологий, конструировании авто, сооружений и т.д.

Метод бесед/интервью

В основе этих двух методов лежит личный разговор с тем, кто способен предоставить важную информацию об изучаемом объекте/явлении или сам является таковым.

В отличие от беседы, у интервью более регламентированный порядок. Во время него опрашиваемому задают более конкретные, заранее сформулированные вопросы, требующие четкого ответа. При этом тот, кто является инициатором разговора, не высказывает свою точку зрения.

У беседы же характер более непринужденный. Здесь оба участника могут свободно высказывать свою точку зрения и задавать вопросы друг другу.

Это довольно распространенные научные методы исследования при написании курсовых, так как их легко реализовать и они весьма эффективны.

Метод опроса и анкетирования

У этих методов тоже много общего: в обоих вопросы готовят заранее, дают несколько подходящих для ответа вариантов.

Отличаются они тем, что опрос можно проводить и письменно, и устно. Анкетирование можно реализовать только в письменной или компьютерной форме, причем чаще всего – графически.

В методологии исследования курсовой эти способы направлены на работу с большим количеством людей для получения максимально точных результатов.

Теоретические методы исследования - Справочник студента

Метод описания

У этого метода есть много общего с методом наблюдения. Отличается от него тем, что здесь фиксируют не только явления и поведение, но и внешние признаки и вид изучаемого явления/объекта.

Например, при использовании метода наблюдения орнитолог описывал взаимодействие птиц. Если бы он использовал метод описания, он бы документировал и внешний вид пернатых, их гнезд и пр.

Как отбирать методы исследования для курсовой

При таком обилии методов научного исследования можно запутаться. Выбирать подходящие можно по следующим критериям:

  1. Соответствие принципам научных изысканий.
  2. Прогностичность или научная обоснованность.
  3. Соответствие логике рассмотрения, комплексная взаимосвязь с другими методами.

Как оформлять методы исследования в курсовой

Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.

При описании методов автор должен понимать, где и как он их реализовал в работе. При этом важно не переборщить и не написать лишних, так как проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал.

Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, их обязательно укажите.

Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:

Дисциплина «История» «Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны».

Дисциплина «Право» «Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование».

Дисциплина «Психология» «Психология. Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В. В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР»

А еще вы можете посмотреть образец, как органично вписать методы научного исследования в курсовую.

Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остается лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если с этим не сложилось, не опускайте руки и не теряйте время. Обращаетесь в сервис студенческой помощи, где с этим помогут в минимальные сроки.

Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/metody-issledovanija-v-kursovoj-rabote-primer/

Методы исследования, используемые при написании дипломных (курсовых) работ

В процессе обучения в ВУЗе студент неоднократно сталкивается с необходимостью писать курсовую работу. Для того, чтобы успешно справиться с этой задачей и впоследствии без особых проблем написать диплом, студент должен владеть определенными методами. В данной ситуации мы разберем основные из них.

Теоретические методы исследования - Справочник студента
Методы научного исследования — это способы, которые позволяют студенту решать задачи проектов, достигать поставленной цели исследования.

Во введении к курсовой, введении к дипломной работе студент обязан перечислить методы научного исследования рассматриваемой проблемы. Например, для физики характерно физическое моделирование. В биологии существует метод биоиндикации, который заключается в непосредственном наблюдении за поведением организмов, оценке их свойств.

Классификация методов исследования

Многие специальные научные проблемы требуют использования специальных частнонаучных методов исследования. Они представляют определённую совокупность способов, исследовательских приёмов, принципов познания, которые применяются в конкретной науке.

Наряду со специальными методами используются и общие методы, применяемые во всём исследовательском процессе разнообразных наук.

Они делятся на практические и теоретические. Практический или эмпирический метод позволяет фиксировать и описывать явления, факты, связи между ними. При содействии теоретического метода проводится подробный анализ разных фактов, раскрываются существенные закономерности, образуются мысленные модели, используются гипотезы.

Теоретические методы научного исследования в дипломной работе

Теоретические методы абстрактны и обобщены. Благодаря им, систематизируется фактический материал.

К непревзойдённым методам теоретического порядка относят аксиоматический, метод формализации, гипотетический, абстрагирование и общелогические методы.

К общелогическим относят несравненный анализ, познавательный синтез, необходимую дедукцию и аналогию.

Анализ позволяет разложить изучаемый материал на единицы, изучить раздельные части элементов. Синтез соединяет части в целое, воссоздавая единое, новое, взаимодействующее из отдельных частей.

Моделирование переносит реальный объект в создаваемую модель. А классификация распределяет информацию, благодаря сравнению. Дедукция организует необходимый переход от общих явлений к частным.

Аналогия подводит логический вывод, из-за которого знания об одном предмете возникают на основании сходств с подобными предметами.

Абстрагирование позволяет исследователю мысленно отвлечься от заданных свойств рассматриваемого явления. Одновременно выявляются интересующие свойства предмета.

Обобщение устанавливает общие свойства предмета и его признаки. Идеализация направлена на образование абстрактных объектов, которых нет в действительности.

А индукция заключается в исследовании от единичного случая к целому представлению.

Системный подход исследует объекты и представляет их в виде определённых систем. Структурно-функциональный метод выделяет из целостных систем структуры. Вероятностно-статистические подходы учитывают действия всевозможных случайных факторов на рассматриваемый процесс.

К основным методам теоретического познания относится формализация, отображающая содержательное знание в известном знаково-символьном содержании. Она лежит в основах процессов алгоритмизации, связанных с программированием.

Аксиоматический метод базируется на постулатах-аксиомах, а остальные утверждения вытекают из них благодаря логическим подходам на базе доказательств. Гипотетико-дедуктивный способ создаёт несравненные системы дедуктивно переплетённых между собой правильных гипотез.

Из них в дальнейшем вычленяются утверждения об опытных фактах.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному заключается в динамике научной мысли, начинающейся на начальной абстракции и проходящей сквозь последовательные этапы расширения и углубления познания к нужному результату. Таким образом, создаётся картина целостного воспроизведения предмета в теории.

Эмпирические методы научного исследования

Эмпирические методы позволяют исследовать практику и её результаты. На основании их собираются конкретные факты, выявляются и описываются явления. К ним причисляются незаменимый метод наблюдения, качественное сравнение, точное измерение и уникальный эксперимент.

Наблюдение – это процесс, характеризующийся активностью и познавательностью. Он базируется на органах чувств, предметной деятельности человека, считается самым элементарным. Наблюдения приводят к результатам, не опирающихся на желания, волю и чувства человека. Наблюдения информируют об отношениях, свойствах определённых и существующих реально явлений, предметов.

Сравнение способствует установлению сходств, различий явлений, предметов. Сравнение устанавливает сходства предметов, определяет их различия, выявляет общее, повторяющееся.

Измерение определяет численное значение искомой величины в её единицах измерения. Метод позволяет получить наиточнейшие сведения о мире.

Благодаря эксперименту происходит вмешательство в настоящие условия действия явлений, происхождения предметов. Эксперимент воспроизводит их определённые стороны в условиях, созданных экспериментатором в целях исследования.

Отбор методов исследования для курсовой (дипломной) работы:

Необходимо учитывать, что метод для научной работы нельзя выбирать наугад. Методы должны быть адекватны предмету и объекту исследования, его задачам и собранному материалу.

Читайте также:  Моделирование психических процессов - справочник студента

В целом, адекватность выбора методов можно оценить по следующим критериям:

  1. Методы должны соответствовать современным принципам научных изысканий.
  2. Методы должны быть прогностичными, то есть научно обоснованными. Исследователь должен быть полностью уверен в том, что выбранные им методы дадут надёжные, новые результаты.
  3. Методы должны соответствовать логике рассмотрения и быть комплексно взаимосвязанными с другими.

Методы научного исследования:

Методы эмпирического исследования  Методы теоретического познания Общелогические методы и приёмы исследования
  •  Сравнение
  •  Наблюдение
  •  Эксперимент
  •  Измерение
  •  Описание
 Формализация

  1. Аксиоматический метод
  2. Гипотетико-дедуктивный
  3. Восхождение от абстрактного  к конкретному
 Анализ

  • Абстрагирование
  • Обобщение
  • Идеализация
  • Индукция
  • Классификация
  • Аналогия
  • Моделирование
  • Дедукция
  • Системный подход
  • Структурно-функциональный метод
  • Вероятностно-статистические методы
  • Синтез

Заключение

Итак, выбор методов для научной работы должен осуществляться с учётом ее специфики, цели и задач исследования. Если вы не уверены в своих силах, можно воспользоваться помощью специалистов, которые проведут подробную консультацию по данному вопросу.

© Пишем-диплом-сами.рф

Источник: https://www.xn——8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/metody-diplomnoi-kursovoi-raboty

Теоретические методы исследования

  1. Общие принципы теоретических подходов
  2. Разновидности теоретических подходов

По сравнению с эмпирическим уровнем исследования теоретический предполагает вмешательство в суть анализируемого вопроса, выявление его внутренних составляющих, источников появления, механизмов зарождения, функционирования. Основное значение теоретических подходов полагает в том, чтобы определить прецеденты, обнаружить внешние взаимозависимости между ними, а также предоставить детальное разъяснение, по какой причине они возникли, какими факторами были вызваны и прочее. И все же теоретические методы обладают некоторыми недочетами: они не способны оказывать определенного влияния на многообразие исследуемых процедур, явлений, несмотря на то, что благодаря им можно найти скрытые в них принципы, что-то общее, существенное.

По сути, теоретический аспект исследовательской работы находится в тесной взаимосвязи с умственной деятельностью, с постижением материала эмпирического, его детальной оценкой, усвоением. В таком случае проявляются внутренние закономерности становления, структура явлений, подсистем, их соотношениях, взаимозависимости.

Примечание

Методы исследования теоретического характера необходимы для детерминирования основополагающих задач, составления предположений, а также для анализа отобранных случаев. Также они находятся в тесной связи с изучением разнообразных научных материалов: работ классиков; периодических изданий; исторических трудов; специализированных и общих документов и прочего.

Разновидности теоретических подходов

В числе актуальных теоретических подходов в первую очередь необходимо отметить анализ как метод исследования. Это определение, а также последующее рассмотрение обособленных аспектов, свойств, характерных особенностей, качеств процессов, фактов, явлений.

Оценивая обособленные ситуации, упорядочивая, группируя их, детерминируются их специфические, единые особенности, определяются общие правила либо закономерности.

Как правило, оценка усиливается посредством метода синтеза, благодаря которому можно более глубоко пробраться в суть исследуемых явлений.

Так как теоретические исследовательские подходы находятся в тесной связи с анализом научной литературы, таким образом допустимо разузнать, какие проблемы, аспекты на данный момент проанализированы в достаточной мере, а какие потребуют дополнительного рассмотрения.

Процесс анализа научных материалов предполагает использование таких подходов:

  • разработка библиографии — системы источников, выбранных по конкретным темам;
  • метод реферирования — краткое представление основного содержания литературы;
  • способ конспектирования — составление более конкретизированных пометок, основу которых формирует выделение ключевых мыслей научных трудов;
  • метод аннотирования — лаконичное представление общего содержания статьи либо научного материала;
  • метод цитирования — дословная фиксация цифровой информации, выражений, которые представлены в литературных источниках.

Кроме описанных подходов, на уровне теоретического исследования часто применяются:

Метод абстрагирования. Представляет собой отвлечение от определенных характеристик исследуемых объектов, акцентирование таких свойств, которые рассматриваются в условленном направлении.

Метод абстрагирования характеризуется многоцелевой природой, поскольку любой шаг подхода сопряжен с анализируемым действием либо же с использованием его конечного результата.

Смысл данного метода заключается в мысленной абстракции от второстепенных предметов, взаимосвязей, отношений, характеристик, в параллельном акцентировании, закреплении единой либо же нескольких аспектов анализируемых предметов, интересных для сторон.

Метод аксиом. Его суть полагает в следующем: изначально в размышлениях отмечается комплекс исходных тезисов, которые не нуждаются в дополнительных доказательствах, в первую очередь поскольку они воспринимаются как совершенно однозначные.

Данные тезисы принято называть аксиомами либо истинами. На их основе в соответствии с определенными правилами формируется комплекс заключительных выводов.

Система всех исходных истин, определенных на их основе заключений формируют аксиоматически выстроенную концепцию.

Синтезирование, оценка. Ранее уже шла речь о том, что оценка – подход, основу которого составляет процедура расщепления конкретного предмета на отдельные составляющие. Если исследователь применяет такой подход, он мысленно разделяет исследуемый объект, анализирует, из каких отдельных элементов он состоит, какие его базовые свойства, характеристики.

В то время, как синтез являет собой интегрирование полученных в ходе оценки элементов в единое целое. По результату использования синтеза можно отслеживать объединение теоретических познаний в общую систему, полученных по факту использования оценки.

Анализ и синтез как методы научного исследования находятся в тесной взаимной связи между собой, в некоторых случаях могут принимать разнообразные формы, зависимо от конкретных характеристик исследуемого объекта, а также от целей изучения.

Прямые синтез, оценка применяются на этапе обобщенного изучения объекта. В таком случае реализуется выделение обособленных составляющих объекта, устанавливаются его свойства, выполняются элементарные измерения.

Чтобы на более глубоком уровне изучить суть объекта, необходимо воспользоваться структурно-генетическии синтезом, оценкой. Данные подходы потребуют отбора в интегрированном многостороннем явлении его компонентов, подразумевают более тщательное их изучение.

Таким образом можно оказать первостепенное воздействие на все прочие аспекты сущности объекта.

Одновременно с этим для рассмотрения сложных активно прогрессирующих объектов принято применять исторический подход. Его используют только тогда, если так или иначе в роли предмета исследования выступает ситуация объекта.

Метод идеализации объекта. Данный подход представляет собой мысленное формирование конкретных пониманий об объектах анализа, по факту, не существующих в действительности, и все же для которых в настоящем есть некоторые прототипы. Такой метод активно применяется и в гуманитарных, и в естественных дисциплинах, так само и в педагогике.

Методы дедукции, индукции. Такие подходы прямо противоположны. Метод индукции – рассуждение от частных вопросов к наиболее общим. Дедукция напротив основана на получении заключений в ходе рассуждении от наиболее обобщенного к частному.

Метод восхождения от наиболее отвлеченных аспектов к конкретным. Такой подход являет собой форму трансформации научных познаний, своеобразный закон отображения действительности мыслительного процесса. В соответствии с методикой процедура познания условно делиться на две стадии.

Так, на первой стадии отслеживается постепенные смещения с чувственно-конкретного к более абстрактным понятиям. При этом общий объект разделяется, характеризуется посредством сотни-тысячи суждений, идей. По сути, он словно «растворяется», трансформируясь в комплекс установленных мышлением абстракций, однотипных дефиниций.

Следующая стадия познания являет собой переход от абстрактного к более конкретному. Суть такого этапа полагает в постепенной перемещении сути идеи от абстрактных формулировок сути объекта к конкретному в познании. Во время такой стадии восстанавливается исходное единство объекта, при этом он воссоздается во всей доступной универсальности — однако на уровне мыслительных процессов.

Описанные стадии находятся в тесной взаимной связи.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/teoreticheskie-metodi-issledovaniya/

Теоретические методы исследования

Методы теоретического познания – это абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, формализация, моделирование, методы гипотез и аксиоматический, системный метод и подход и т. д.

Абстрагирование.

Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, отношений и связей в объекте и между ними при одновременной фиксации отдельных сторон, аспектов этих предметов в соответствии с целями познания и задачами исследования, конструирования и преобразования. Результатом процесса абстрагирования будут абстракции – понятия естественного языка и понятия науки.

Метод абстрагирования включает два момента. Сначала производится отделение существенного от несущественного, важного от второстепенного в познавательной задаче. Затем производится оценка различных аспектов объекта, действующих факторов, условий, устанавливается наличие общего, принадлежность к определенным классам явлений, объектов и т. п.

Необходимой стороной абстрагирования является установление независимости или пренебрежимо малой зависимости от определенных факторов. Далее производится замещение некоторого объекта идеальной или материальной природы, подвергающегося изучению, другим, менее богатым свойствами, имеющим ограниченное число параметров и характеристик.

Полученный объект выступает в роли модели первого.

Следует заметить, что операция абстрагирования может применяться как к реальным, так и к абстрактным объектам, которые сами уже были результатом предшествующего абстрагирования.

При этом мы как бы удаляемся от конкретности и богатства свойств исходного объекта, обедняем его, но иначе мы не смогли бы охватить широкие классы объектов и их общую сущность, взаимосвязь, форму, строение и т. п.

Роль полученной в итоге абстракции состоит в том, что она позволяет в познании назвать казавшиеся ранее разными предметы одним именем, заменить сложное простым, классифицировать многообразие по общим признакам, т. е. выйти в итоге к обобщению, а значит – к закону.

Анализ– это мысленное разделение интересующего нас объекта или его аспектов на отдельные части с целью их систематического изучения. В их роли могут выступать отдельные материальные или идеальные элементы, свойства, отношения и т. д.

Синтез – мысленное соединение ранее изученных элементов в единое целое.

Из приведенных определений уже видно, что это взаимно предполагающие и дополняющие друг друга методы.

В зависимости от степени исследованности, глубины проникновения в сущность объекта или его аспектов применяются анализ и синтез различного рода или вида: прямой, или эмпирический, анализ и синтез, которые пригодны на стадии первого, еще поверхностного ознакомления с объектом исследования и его аспектами, особенно при изучении сложного объекта; возвратный, или элементарно-теоретический, анализ и синтез, которые пригодны для постижения моментов, сторон, аспектов сущности, овладения определенными причинно-следственными зависимостями; структурно-генетический анализ и синтез, которые позволяют выделять в объекте исследования самое главное, центральное, решающее, ведущее к развертыванию объекта в целое; они охватывают генетические связи и опосредствования; их целые цепочки ведут к полноте охвата частей и их содержания или к системному видению и описанию объекта.

Индукция и дедукция – следующие два метода – подобно предыдущим парные и взаимодополняющие. Они занимают особое положение в системе научных методов и включают в себя применение чисто формальных логических правил умозаключения и вывода – дедуктивного и индуктивного. Начнем с разъяснения смысла индукции.

Под индукцией понимают умозаключение от частного к общему, когда на основе знания о части предметов делается вывод о свойствах всего класса в целом. При этом можно выделить следующие виды индукции.

Полная индукция, когда делается вывод о свойствах данного объекта на основе перебора всех объектов данного класса. Это совершенно достоверное знание.

Всякая наука стремится к его получению и использует в роли доказательства достоверности ее выводов, их неопровержимости.

Неполная индукция, когда общий вывод делается из посылок, не охватывающих всех объектов или аспектов данного класса. В ней присутствует, таким образом, момент гипотезы. Ее доказательность слабее предыдущей, ибо нет правил без исключения.

Исторически первой была так называемая перечислительная (или популярная) индукция. Она используется, когда на опыте замечена какая-нибудь регулярность, повторяемость, о чем и формулируют суждение. Если не будет опровергающих примеров, то тогда делается общий вывод в форме умозаключения.

Такую индукцию относят к полной. Полную индукцию иначе называют еще научной, так как она дает не только формальный результат, но и доказательство неслучайности найденной регулярности. Такая индукция позволяет уловить и причинно-следственные связи.

Пример полной индукции: последовательно проверенные металлы – один, другой, третий и т. д. – обладают электропроводностью, из чего следует вывод, что все металлы электропроводны и т. д.

Пример неполной индукции: каждое четное число делится на два, и хотя их всех бесконечно большое множество, мы все же делаем вывод о кратности всех четных чисел двум, и т. п.

Дедуктивным называется умозаключение, в котором вывод о свойствах объекта и о нем самом делается на основании знания общих свойств и характеристик всего множества. Роль дедукции в современном научном познании и знании резко возросла.

Это связано с тем, что современная наука и инженерная практика сталкиваются с объектами, недоступными обычному чувственному восприятию (микромир, Вселенная, прошлое человечества, его будущее, очень сложные системы разного рода и т. п.), поэтому все чаще приходится обращаться к мыслям, нежели к наблюдениям и экспериментам.

Особое значение дедукция имеет для формализации и аксиоматизации знания, построения гипотез в математике, теоретической физике, теории управления и принятия решений, экономике, информатике, экологии и т. д. Классическая математика – типично дедуктивная наука. Дедукция отличается от других методов тем, что при истинности исходного знания она дает истинное же выводное знание.

Однако нельзя и переоценивать силу дедукции. Прежде чем ее применять, надо получить истинное исходное знание, общие посылки, а поэтому особое значение остается за методами получения такого знания, о которых говорилось выше.

Идеализация. Для целей научного познания, конструирования, проектирования и преобразования широко используются так называемые «идеальные объекты».

Они не существуют в действительности, принципиально не реализуются на практике, но без них невозможны теоретическое знание и его приложения.

К их числу относятся точка, линия, число, абсолютно твердое тело, точечный электрический заряд, заряд вообще, идеальный газ, абсолютно черное тело и многие другие. Науку без них нельзя представить. Мысленное конструирование таких объектов называется идеализацией.

Чтобы идеализация протекала успешно, необходима абстрагирующая деятельность субъекта, а также другие мыслительные операции: индукция, синтез и т. д.

При этом мы ставим себе следующие задачи: мысленно лишаем реальные объекты некоторых свойств; наделяем мысленно эти объекты определенными нереальными предельными свойствами; именуем полученный объект. Чтобы выполнить эти задачи, прибегают к многоступенчатому абстрагированию.

Например, отвлекаясь от толщины реального предмета, получают плоскость; лишая плоскость одного измерения, получают линию; лишая линию единственного ее измерения, получают точку, и т. п. А как перейти к предельному свойству? Расположим, к примеру, известные нам тела в ряд в соответствии с увеличением их твердости.

Тогда, в пределе, мы получим абсолютно твердое тело. Примеры легко можно продолжить. Такой идеальный объект, как несжимаемость, сконструирован теоретически, когда свойство сжимаемости принимается равным нулю. Абсолютно черное тело мы получим, если припишем ему полное поглощение поступающей энергии.

Заметим, что абстрагирование от любого из свойств есть обязательно приписывание ему противоположного свойства, причем прежнее отбрасывается, иначе мы не получим идеального объекта.

Аналогия. Это один из методов познания, когда из сходства некоторых признаков, аспектов у двух или более объектов делают вывод о сходстве других признаков и свойств этих объектов.

Построим аналогию. Известно, что Солнце – рядовая звезда нашей Галактики, в которой порядка 100 млрд таких звезд. У этих светил много общего: огромные массы, высокая температура, определенная светимость, спектр излучения и т. д. У них есть спутники – планеты.

По аналогии с нашей Солнечной системой ученые делают вывод, что кроме нашей в галактике есть еще обитаемые миры, что мы не одиноки во Вселенной.

Аналогия не дает абсолютной достоверности для вывода: в ней всегда есть элемент догадки, предположения, и только опыт и практика могут вынести окончательный приговор той или иной аналогии.

Формализация. Сам этот термин неоднозначен и применяется в разных значениях. Первое – как метод решения специальных проблем в математике и логике. Например, доказательство непротиворечивости математических теорий, независимости аксиом и т. п.

Вопросы такого рода решаются путем использования специальной символики, что позволяет оперировать не с утверждениями теории в их содержательном виде, а с набором символов, формул разного рода.

Второе – в широком смысле – под формализацией понимается метод изучения разнообразных проблем путем отображения их содержания, структуры, отношений и функций при помощи различных искусственных языков: математики, формальной логики и других наук.

В чем состоит роль формализации в науке? Прежде всего формализация обеспечивает полноту обозрения определенных проблем, обобщенность подхода к ним. Далее благодаря символике, с чем формализация неизбежно связана, исключаются многозначность (полисемия) и размытость терминов обычного языка, в результате чего рассуждения становятся четкими и строгими, а выводы доказательными.

И, наконец, формализация обеспечивает упрощение изучаемых объектов, заменяет их исследование изучением моделей: возникает как бы моделирование на основе символики и формализмов. Это помогает успешнее решать различные познавательные, проектировочные, конструкторские и другие задачи.

Из сказанного видно, что формализация связана с моделированием, она связана также с абстрагированием, идеализацией и другими методами.

Читайте также:  Методология и методы экономической теории - справочник студента

Моделирование. Моделирование как мощный и эффективный метод применяется эмпирически в виде макетов и на теоретическом уровне в виде знаковых построений.

Различают аналоговое моделирование, когда оригинал и модель описываются одинаковыми математическими уравнениями, формулами, схемами и т. п. Сложнее – знаковое моделирование. Здесь в роли моделей – заместителей реальных объектов – служат числа, схемы, символы и т. п.

Собственно, и технический проект в значительной своей части выражается именно таким способом. Но этот вид моделирования получает дальнейшее свое развитие благодаря математике и логике в виде логико-математического моделирования.

Здесь операции, действия с вещами, процессами, явлениями, свойствами и отношениями заменены знаковыми конструкциями, структурой их отношений, выражением на этой основе динамики объектов и их функций.

Еще одним шагом вперед стало развитие модельного представления информации на компьютерах: компьютерного моделирования. Построенные при этом модели опираются на дискретное представление информации об объектах. Открывается возможность моделировать в режиме реального времени, строить виртуальную реальность.

Аксиоматический методэто метод организации наличного знания в дедуктивную систему. Он широко применяется в математике и математизированных дисциплинах.

При использовании этого метода ряд простых идей, ранее доказанных или очевидных, вводится в основы теории в виде исходных положений. В математике их называют аксиомами, в теоретической физике и химии – «началами» или принципами.

Все остальное знание – все теоремы, все законы и их следствия – выводятся из них по определенным логическим правилам, т. е. дедуктивно.

Утверждение аксиоматического метода в науке связывают с появлением знаменитых «Начал» Евклида. Основные требования к данному методу таковы: непротиворечивость аксиом, т. е.

в системе аксиом или начал не должны одновременно присутствовать некоторое утверждение и его отрицание; полнота, т. е.

аксиом без следствий не должно быть, и их количество должно дать нам все следствия или их отрицания; независимость, когда любая аксиома не должна быть выводима из других. К данной системе добавить нечего.

Достоинства аксиоматического метода состоят в том, что аксиоматизация требует точного определения используемых понятий и строгости рассуждений.

Она упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, устраняет двусмысленность и противоречия, позволяет по-новому взглянуть на прежде достигнутое знание в рамках определенной теоретической системы. Правда, применение этого метода ограничено, и в рамках математики он тоже имеет определенные границы.

В выяснении этого вопроса выдающуюся роль сыграла доказанная Куртом Геделем теорема о принципиальной неполноте развитых формальных систем знания.

Суть ее в том, что в рамках данной системы можно сформулировать такие утверждения, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть без выхода из данной аксиоматизированной системы в метатеорию. Для всей математики такую роль играет арифметика. Результат Геделя привел к краху иллюзии математиков о всеобщей аксиоматизации математики.

Источник: https://studfile.net/preview/2567159/page:43/

Методы исследования

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

I. Методы эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

  • Эмпирический уровень познания включает в себя:
  • — наблюдение явлений,
  • — накопление и отбор фактов
  • — установление связей между ними.

Эмпирический уровень — это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Главным для этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов:

1. Наблюдение

Оно представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность, преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях.

Суть его состоит в том, что изучаемый объект не должен подвергаться воздействию со стороны наблюдателя, то есть объект должен находиться в обычных, естественных условиях.

Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Различают наблюдение прямое (визуальное), когда информацию получают без помощи приборов и наблюдение косвенное – информация получается при помощи приборов или автоматически при помощи регистрирующей аппаратуры.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.

В повседневности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

  1. Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются:
  2. — планомерность;
  3. — целенаправленность;
  4. — активность;
  5. — систематичность.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

  • — определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
  • —  выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
  • — выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
  • —  выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
  • — обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
  • Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное — «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
  • Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
  • 2. Сравнение

Oдин из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

  1. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:
  2. — сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
  3. — для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения.

Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных.

Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

3. Измерение

Является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.

Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов.

4. Эксперимент

Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.

Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения. Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

  • Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
  • 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;
  • 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
  • 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.
  • Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.

Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.

5. Материальное моделирование

Моделирование — метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов. Модель — мысленная или материально реализованная система, замещающая другую систему, с которой она находится в состоянии сходства.

Модель заменяет объект исследования и имеет некоторые общие свойства с изучаемым объектом. Материальные модели выполняются из вещественных материалов. Метод моделирования позволяет получить информацию о различных свойствах изучаемых явлений на основе опытов с моделями.

6. Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.

— Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

— Интервьюирование — разновидность беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

— Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник).

Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

II. Методы теоретического исследования

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

  1. Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается
  2. — внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений
  3. — их взаимодействие и обусловленность.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Mетоды, используемые на теоретическом уровне исследований:

1. Абстрагирование

Это отвлечение от некоторых свойств изучаемых объектов и выделение тех свойств, которые изучаются в данном исследовании.

Имеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата.

Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Различают процесс абстрагирования и абстракцию. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению результата, т. е. к абстракции.

Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т. п.

Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего — с анализом и синтезом.

2. Аксиоматический

Впервые был применен Евклидом. Суть метода состоит в том, что вначале рассуждения задается набор исходных положений, не требующих доказательств, поскольку они являются совершенно очевидными.

Это положения называют аксиомами или постулатами. Из аксиом по определенным правилам строится система выводных суждений.

Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений (суждений) образует аксиоматически построенную теорию.

3. Анализ и синтез

Анализ – это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда ученый пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.

Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.

4. Идеализация

Это мысленное создание понятий об объектах, не существующих в природе, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Примерами понятий, которые возникли в процессе использования метода идеализации, являются «Идеальный газ», «Идеальный раствор», «Точка». Метод идеализации широко применяется не только в естественных науках, но и в общественных дисциплинах.

5. Индукция и дедукция

Индукция – вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Дедуктивный метод основан на получении вывода при рассуждении от общего к частному. То есть, новое знание о предмете получают путем изучения свойств предметов данного класса.

6. Восхождения от абстрактного к конкретному

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны.

Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям.

Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.

III. Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана — показатель середины; степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы.

Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в разных видах:  графики, диаграммы, таблицы.

Источник: https://pedtehno.ru/content/metody-issledovaniya

Ссылка на основную публикацию