В настоящее время в нашей стране происходят серьезные изменения в разных общественных сферах. Происходит переоценка ценностей, модернизируется общественное сознание.
Основные тенденции развития образования тесно связаны с подобными явлениями и процессами.
Цели модернизации
Так как практически треть россиян учится, систематически повышает свою квалификацию, учит кого-то, сложно переоценить важность реформирования образования.
Основные тенденции развития современного образования предполагают:
- создание требуемых условий для формирования гармонически развитой личности;
- запуск механизмов, которые способствуют саморазвитию подрастающего поколения;
- преемственность в образовании;
- придание учебной деятельности социальной значимости.
Основой современной политики изменения образовательной структуры является построение образовательной деятельности на личностно-ориентированном методе.
Основные принципы изменения содержания образования
Рассмотрим основные тенденции развития образования в России. Они базируются на нескольких принципах.
Так, демократизация отечественной образовательной системы предполагает активное участие местной и государственной власти в управлении ОУ. Учителя получили право на творчество, демонстрацию собственного педагогического опыта.
Благодаря альтернативности и вариативности отечественного образования можно уходить от классической образовательной системы к разнообразным инновационным методикам, обеспечивающим альтернативные способы получения образования.
Наблюдаются и такие тенденции развития системы образования, которые способствуют его открытости, доступности. Именно благодаря открытости в настоящее время наблюдается раскрепощение, освобождение образования от внутренних догм, его гармоничное объединение с культурой, политикой, обществом.
Гуманизация образования
Она заключается в преодолении главного порока классической школы – обезличенности. Современные тенденции развития образования направлены на уважительное отношение к индивидуальности ребенка, взаимодействие с ним на доверительных условиях, учет его интересов и запросов.
Гуманизация предполагает серьезный пересмотр педагогикой и обществом отношения к подрастающему поколению, имеющему определенные отклонения в физическом и психическом развитии.
Основные тенденции развития образования направлены на раннее выявление одаренных и талантливых детей, выстраивание для них индивидуальных образовательных траекторий развития. Педагог выполняет функцию наставника, помогает ученикам преодолевать появляющиеся трудности, корректировать путь саморазвития и самосовершенствования.
Дифференциация образовательного процесса
Современные тенденции развития образования предполагают выделение двух фундаментальных задач:
- обеспечение прав детей на выбор базового либо профильного образования;
- индивидуализация образовательного процесса на основе природосообразности и личностно-ориентированного подхода.
Среди тех особенностей, которые необходимо отметить в российском образовании, выделим его непрерывность.
Подобные тенденции развития образования способствуют многомерному движению отдельной личности в образовательной деятельности.
Пути и направления развития образования в РФ
В отечественной системе образования проявляются противоречивые и сложные процессы. При глубоком реформировании и развитии содержания прослеживается существенное отставание по финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому обеспечению.
Среди важнейших направлений отмечаются:
- Сохранение и укрепление гармоничности образовательной системы с учетом региональных, экономических, национальных интересов народов и регионов.
- Реформирование отечественного образования.
- Переподготовка квалифицированных кадров.
- Правовое и нормативное обеспечение развития и функционирования образовательной системы.
Пути решения
Для обновления отечественного образования необходимо проведение единой целевой системы планирования учебных программ, развития и функционирования методических центров. На основе базисного федерального плана осуществляется создание региональных планирований.
Также среди тенденций современности необходимо отметить структурную перестройку содержания образования по полной вертикали, начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая послевузовским образованием.
Отдельное внимание уделяется специальному образованию. В связи с увеличением количества больных детей осуществляется работа с ребятами, имеющими серьезные ограничения в физическом здоровье.
Министерством образования РФ разработан национальный проект, согласно которому осуществляется дистанционное обучение школьников, имеющих ограничения по состоянию физического здоровья. В рамках данного проекта ребенок и педагог обеспечиваются компьютеризированным рабочим местом, обучение осуществляется через «Скайп».
Высшая школа
Основные тенденции развития высшего образования связаны с развитием научного потенциала, укреплением значимости вузовской науки, решением задач подготовки квалифицированных кадров для осуществления инновационной работы.
Высшее профессиональное образование осуществляется на основе профессионального среднего либо полного (среднего) образования по специальным программам. В РФ существует следующая структура высшего образования:
- образовательные государственные стандарты;
- программы;
- проектные, научные, культурно-просветительные организации;
- научные центры, обеспечивающие существование и совершенствование высшего образования;
- университет, институты, академии.
Согласно ФЗ, в качестве видов высших учебных заведений РФ установлены следующие: академия, университет, институт.
После присоединения нашей страны к Болонской декларации в высшей школе наблюдаются существенные реформы. Помимо изменения парадигмы образовательной системы, активизировалось управление качеством и эффективностью образования, на практике реализуется идея непрерывного образования.
Подведем итоги
Главные направления изменения отечественной образовательной системы отмечены в Законе «Об образовании РФ». Существенное значение в модернизации содержания образования внесли федеральные образовательные стандарты нового поколения.
- Они не только характеризуют базовый уровень содержания российского образования, но и являются базой оценки уровня подготовленности подрастающего поколения.
- При переходе от предметного центризма к отдельным образовательным областям в полной мере осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
- В ближайшее время, к примеру, в начальном образовании предусмотрены существенные изменения основных приоритетов.
- Центральное место занимает развивающее обучение, проектная и исследовательская деятельность младших школьников.
В ОУ на начальной ступени появился курс «Окружающий мир», который способствует социализации школьников, направлен на формирование позитивного отношения к живому миру, среде. В настоящее время разрабатывается шестилетняя программа начальной школы.
В естественнонаучных дисциплинах происходит отход от абстракций, переход на прикладную направленность.
Источник: https://www.syl.ru/article/426716/osnovnyie-tendentsii-razvitiya-obrazovaniya-v-rossii
Развитие профессионального образования
С 2008 года в системе профессионального образования произошли значительные изменения. Например, 1 сентября 2011 года ввели Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения, который определил дальнейшие приоритеты развития.
В 2013 году Министерство образования и науки РФ разработало стратегию развития СПО в России до 2020 года. В качестве основного направления ведомство выбрало налаживание общения между учреждениями профессионального образования и рынком труда.
Профессиональное образование в России конца ХХ века
С 1990 года система СПО претерпела сильные изменения. В 90-е годы образование велось по стандартам СССР, а в 2000 году ввели федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Главная цель ФГОС – преемственность обучения на всех этапах: от дошкольного образования до высшего.
Из-за стремительного развития компьютерных технологий первый ФГОС не давал необходимых знаний молодым специалистам. Стандарты начали пересматривать, чтобы образование в учреждениях СПО соответствовало современным тенденциям, а выпускник получал все необходимые знания и умения.
Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г.
№ 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» утвердил 44 новых стандарта по наиболее востребованным профессиям и специальностям.
Из них составили ТОП-50 самых востребованных профессий. А в 2017 году по ним провели первый набор более чем в тысяче колледжей страны. В прошлом году первокурсниками учреждений СПО стали 962,8 тысячи человек, а в 2018 – более 1 миллиона человек.
Основные тенденции развития системы профессионального образования таковы:
- Быстрое внесение изменений в образовательную программу и ФГОС СПО.
- Переход на мировые тенденции.
- Формирование единой платформы образования и труда для дальнейшего наблюдения.
Спо в мире
Рассмотрим подробнее, что происходит в мире со средним профессиональным образованием, и к чему стремится Россия. В конце ХХ века, начале ХХI века произошли 3 важных события, определяющих дальнейшее развитие профессионального образования:
- 1999 год – Болонский процесс. Создание единого пространства высшего образования в Европе.
- 2002 год – Копенгагенский процесс. Создание единого пространства в области профессионального образования и обучения (ПОО).
- 2010 год – Туринский процесс. Анализ политики стран, не вошедших в Копенгагенский процесс, в сфере ПОО.
Для Болонского процесса характерно исчезновение понятия стабильного карьерного роста, то есть не обязательно вести свою трудовую деятельность только в одной организации. Ценится нестандартное мышление. Для запуска какого-либо проекта не требуются постоянные сотрудники.
Цель Копенгагенского процесса – создать в Европе систему профессионального образования, которая будет признана во всем мире. Вводятся единые требования к образованию, введена общая система оценки уровня знаний и навыков.
Туринский процесс отличается участием государства, образовательных учреждений, бизнеса и общественности в развитии профессионального образования. Требования к знаниям и умениям предъявляются не только к молодым людям, поступившим в учебные заведения, но и к специалистам с большим опытом работы.
Основные тенденции развития СПО
Одна из главных тенденций развития профессионального образования – участие студентов и выпускников в WorldSkills. Сначала они проходят региональный этап, и в случае победы участвуют в российском этапе. Победитель представляет страну на международных соревнованиях.
Меняются требования и к содержанию профессионального образования. Для начала разберёмся что же это такое.
Содержание профессионального образования – совокупность знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для осуществления определённого вида трудовой деятельности.
Например, программисту необходимо знать основные языки программирования, к которым относятся C++ (си плюс плюс) и C# (си шарп). Без знания этих языков его могут не принять на работу.
В целом же к числу ведущих тенденций развития профессионального образования в России относятся:
- непрерывность образования – современное производство требует постоянного обучения и повышения квалификации;
- гуманизация и гуманитаризация – создаются все условия для развития индивидуальности у студента;
- демократизация – расширяются права всех участников педагогического процесса, в частности студенты могут учиться дистанционно;
- интеграция – связана с необходимостью предоставления максимальных возможностей студенту в получении профессионального образования;
- интенсификация – студенты должны быть готовы к тому, что на них будет большая интеллектуальная и практическая нагрузки;
- кооперация – образовательные учреждения активно сотрудничают с предприятиями и организациями различных форм собственности, чтобы будущие специалисты получили необходимые профессиональные навыки на практике.
Сейчас учреждения среднего профессионального образования преподают по стандарту третьего поколения, некоторые из них обучают своих студентов специальностям из ТОП-50, которые являются самыми актуальными и востребованными.
Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца». Щёлкните на название мероприятия, чтобы принять участие.
Источник: https://academy-prof.ru/blog/razvitie-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-tendencii
Десять трендов современного образования
16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).
Когда мы говорим о новом обучении, о новом образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением.
Кейс Терлоу, эксперт в области высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки преподавателей, а также методологии проектирования обучения и исследований развития образовательных систем, представил участникам семинара современные тренды, меняющие ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями.
Учить работать на результат
Какие же это тренды? Прежде всего, стремление улучшить качество обучения и его результаты (performance improvement). Мы много говорим о методике обучения, об усвоении знаний, но должен быть заметен и эффект, отдача от образования.
Этот эффект хорошо виден на примере медицинского или технического образования. Прилежно обучающийся студент-медик может диагностировать болезнь, а студент-информатик — написать новую программу.
Результат обучения этих студентов состоит в том, что они на основе своих знаний делают что-то полезное, что-то создают. В рамках высшего образования студенты учатся добиваться практического результата.
И здесь не последнюю роль играет качество методов преподавания, которые в современных реалиях приходят в образование из самых разных областей. Так, например, все чаще используемое сегодня наставничество (mentoring) пришло из сферы кадрового менеджмента.
Высшее образование, чтобы действительно улучшить качество обучения и результаты обучения, должно активно использовать методы и наработки из сферы труда. Студентов нужно рассматривать как молодых сотрудников компаний.
«Если вы хотите подготовить исследователя-экономиста, то уже с первого курса с ним нужно обращаться как с членом коллектива научных работников, стимулировать его работать на результат, которым может быть курсовая, научный отчет или статья в журнале», — отметил докладчик.
Вторая актуальная тенденция в сфере образования получила суровое название «конструктивизм». Конструктивистский подход к современному образованию подразумевает, прежде всего, актуализацию обучения.
То есть преподавание должно ориентироваться на уже имеющиеся у студентов знания и навыки, но ставить перед ними сложные задачи, чтобы развивать профессиональные навыки, которые понадобятся молодым выпускникам на рабочем месте.
«Когда я работал на факультете государственного управления, мы давали студентам конкретные задания по разработке, например, политики развития сельского хозяйства. Конечно, студенты наделают кучу ошибок, но они будут понимать, чем им придется заниматься через три-четыре года», — сказал доктор Терлоу.
Системный подход и кулуарное обучение
Третий тренд, как и первый, пришел в образование из сферы корпоративного менеджмента. Речь идет об управлении знаниями.
Преподаватель при работе со студентами должен организовать систему сбора, хранения и обмена важной информацией, а также экспертными знаниями.
Если над каким-то научным проектом работает международная команда исследователей, они все должны постоянно контактировать друг с другом, делиться своими наработками и выводами, развиваться в рамках своей профессиональной среды.
Четвертая тенденция связана с необходимостью создания системы поддержки качества образования (performance support), обеспечивающей ее участникам различные уровни доступа к информации тогда, когда это необходимо.
Так, для преподавателей созданы различные системы поддержки проектирования обучения, включая инструменты для правильной постановки целей, организации лекций, создания тестов.
К примеру, есть специальная программа, которая сама сформулирует цели и задачи курса после того, как преподаватель ответит на все ее вопросы.
О пятой тенденции сегодня не вспоминает только ленивый. В сфере образования день ото дня становятся все популярнее технологии e-learning, а преподавание «в режиме очной встречи» неспешно теряет свои позиции.
В США с 2002 по 2008 год число студентов, которые за время обучения в университете выбрали по крайней мере один онлайн-курс, выросло с полутора до четырех с половиной миллионов. И сегодня любой университет, если он хочет идти в ногу со временем, должен задуматься о встраивании в учебный процесс инструментов обучения онлайн.
Речь идет не о замене преподавателя компьютером, но о разумном использовании новых технологий. «Если для изучения какой-то дисциплины студенту нужна математика, а он в ней не блещет, преподаватель может предложить ему пройти курс математики онлайн.
А бывает так, что в группе появляются очень одаренные студенты, и для них тоже можно организовать специальные онлайн-курсы, выходящие за рамки стандартного учебного плана», — поделился своим опытом Кейс Терлоу.
Шестой тренд можно обозначить как «обучение в неформальной обстановке» (informal learning). Неформальное обучение представляет собой неофициальные, незапланированные, подчас спонтанные способы получения знаний и навыков. Как подчитали исследователи, 68% сотрудников компаний отмечают, что частенько получают важные знания по e-mail.
А 42 процента работающих утверждают, что много нового узнают из «неформальных дискуссий» возле кулера с водой… И хотя такое обучение обычно происходит на рабочем месте, университеты могли бы перенять некоторые полезные «рабочие» практики.
Например, можно организовать неформальные встречи преподавателей и студентов с дискуссиями и обменом мнениями за чашечкой чая.
Сети, игры и наука
Источник: https://www.hse.ru/news/science/63841790.html
Тенденции развития системы образования россии
Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие.
Вследствие этого периодически (обычно с интервалами в 10 — 15 лет) проводятся реформы образования. В XX в, российская система образования реформировалась около 10 раз. В настоящее время начинается новый длительный этап ее реформирования.
Каковы же ведущие тенденции и направления этих преобразований?
Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в к-ром процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми. Конкретно приоритетами образования для модернизации общества должны быть:
1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование соответствующих ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
2. Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.
3. Поддержка вхождений новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.
4. Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение наркомании, рост кри — миногенности, в молодежной среде. Вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью. Особая роль спецобразования.
5. Реализация ресурса свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.
Организационной основой новой реформы образования является постепенный переход на 12-летний срок обучения в средней школе, к-рый должен быть завершен к 2010 г.
Реформа, по сути дела, началась в 2000/01 учебном году переходом всей начальной школы на 4-летний срок обучения детей, начиная с шестилетнего возраста.
Реформа предполагает восстановление массового дошкольного образования, рассматриваемого как часть общего образования, к-рое будет осуществляться по гибким программам. Посещать детский сад можно будет не каждый день, а только 2-3 раза в неделю.
- Существенно должно измениться содержание основного и среднего общего образования, предполагающее:
- — усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, что будет реализовано через увеличение относительного объема предметов социально-гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы, общественного устройства, иностранные языки должны преподаваться в объеме, достаточном для полноценной гражданской деятельности выпускников школы);
- — повышение практической ориентации общего среднего образования на основе достижения оптимального сочетания фундаментальных и практико-ориентирован — ных знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей, мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; резкое увеличение роли коммуникативных дисциплин, прежде всего информатики и иностранных языков;
- — дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингента уч-ся (от одаренных детей до детей с проблемами), а также формирование индивидуализированных программ и графиков обучения применительно к персональным особенностям и способностям каждого ученика.
Реформа предполагает отработку структуры старшей ступени школы с возможностью профильного обучения для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности.
Основные профили: гуманитарные дисциплины и науки о человеке; социально-экономические дисциплины; точные науки и информатика; естественные науки, физические и химические технологии; техника и инженерное дело; агрокомплекс и агротехнологии; искусство.
- Реформа предполагает решить следующие задачи:
- — устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, к-рые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности;
- — изменить методы обучения, расширяя вес тех из них, к-рые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; повысить роль самостоятельной работы школьников и студентов;
- — ввести уже в средней школе необходимую базовую подготовку по прикладной информатике, в полной средней школе — по специализированным прикладным программам;
- — обеспечить рабочее знание как минимум одного иностранного языка всем выпускниками полной средней школы.
Осуществление реформы должно превратить образование в одну из приоритетных областей политики нашего государства. Решать же конкретные задачи придется тем, кто сегодня пришел в студенческие аудитории и будет создавать психологическое обеспечение реформы.
Источник: https://potencial-school.ru/tendencii-razvitiya-sistemy-obrazovaniya-rossii.html