Воля – это качество, которое бывает особенно необходимым в сложных жизненных ситуациях. Она проявляется при решении проблем, преодолении препятствий, необходимости сделать правильный выбор. В настоящее время наука имеет не одно понятие о воле. Структура волевого действия также включает себя немало компонентов, над разработкой определений которых трудятся современные ученые.
Воля в жизни и в науке
Когда человек учится преодолевать препятствия — как внешние, так и внутренние, он вырабатывает в себе силу воли, становится более самостоятельным, независимым, дисциплинированным и выдержанным. Не зря структура волевого действия в последнее время стала объектом исследований многих ученых.
Что такое волевое усилие? Субъективно оно переживается человеком как вид эмоционального стресса. При этом, создавая дополнительную мотивацию к действию, мобилизуются все его силы: внимание, воображение и мышление.
Через это напряжение происходит победа над самим собой. В целом в общей психологии одним из важнейших является понятие о воле.
Структура волевого действия позволяет вычленить различные составляющие этого, на первый взгляд, неделимого феномена.
Каковы функции воли?
Во многих жизненных обстоятельствах бывает необходимо хорошо тренированная воля. Структура волевого действия при этом остается скрытой для понимания обычного человека.
Главные функции воли – это регуляция поведения, когда мотивация к совершению тех или иных поступков или слишком мала, или, наоборот, слишком сильна; выбор тех или иных мотивов; организация мышления, памяти, внимания и эмоций таким образом, чтобы деятельность этих психических процессов способствовала достижению цели; а также мобилизация душевных и физических ресурсов.
Психологическая структура волевого действия
Все волевые действия разделяют на две категории: простые и сложные. Это разделение является наиболее обобщенным.
Как видно из определения, структура простого волевого действия не заключает в себе дополнительных составляющих. В этом случае человек четко осознает, в чем заключается его цель, и как ее можно достичь.
Он просто предпринимает нужные действия, которые приведут его в нужную точку.
Структура волевого действия состоит из двух частей или этапов. Первый этап – это подготовительный, на втором происходит непосредственное осуществление действий.
Сложное волевое действие
Иначе устроена структура сложного волевого действия. В нем имеется несколько этапов, вычленение которых обусловлено теми сложностями, которые стоят на пути к достижению нужной цели, а также внутренним конфликтом человека, борьбой его мотивов.
Первый этап – это осознание цели, а также тех возможностей, которые имеются для ее достижения. На следующем этапе отмечаются те мотивы, которые подтверждают или же отрицают обозначенные на первом этапе возможности. Переломный этап – это борьба мотивов внутри личности и принятие окончательного решения.
Далее следует выбор определенной возможности, которая выступает в качестве средства для достижения цели, реализация принятого решения, и, наконец, преодоление имеющихся препятствий на пути к цели. Заключительный этап – ее достижение.
Структура, характеристика волевого действия были выявлены в результате долгой работы многих ученых: С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. А. Иванникова.
Этап обдумывания цели
Казалось бы, какие сложности могут возникать в этот период? Если имеется цель, то ее достижение реально при определенных обстоятельствах, а также если у человека имеется тренированная воля. Структура волевого действия, однако, неспроста включает в себя этот этап.
Дело в том, что не всегда можно быстро оценить сложившуюся ситуацию и осознать, насколько достижимой является цель.
Если физические и психологические возможности человека действительно не соответствуют этому уровню, тогда, возможно, большую важность будет иметь другая цель – не столь высокая, однако более значимая.
Борьба мотивов в волевом действии
Такая сложная структура волевого действия обусловлена именно возможностью человека выбирать между несколькими целями.
Дело в том, что часто у человека может быть несколько желаний или потребностей, но практически всегда они не могут быть удовлетворены в одно и то же время. В такой ситуации и возникает борьба мотивов, которая также является волевой деятельностью.
С течением времени также могут видоизменяться потребности, добавляться новые. Одни мотивы, порождаемые потребностями, могут содействовать одним действиям и препятствовать другим.
Формулировка принятого решения
Принятие решения является одной из ключевых составляющих, которые имеет структура волевого действия. Психология здесь приходит на помощь в практических и обыденных ситуациях. Дело в том, что принятое решение часто может нуждаться в многократном подтверждении. Вначале принятое утверждение формируется в виде определенной фразы, в которой выражается вся его суть.
Это могут быть слова «Пусть будет так», «Я решил, и точка», «Обсуждению не подлежит». Потом эти утверждения станут источником дополнительной мотивации в осуществлении задуманного. К примеру, человек решает отказаться от сладкой или жирной пищи.
Но через некоторое время, когда он снова столкнется с желанием съесть что-нибудь калорийное, ему придется прибегнуть к первоначальному утверждению, чтобы не опустить руки.
Планирование
Одним из важнейших частей волевого процесса является планирование конкретных целей по достижению цели. Структура волевого действия, согласно взглядам некоторых ученых, может не включать конкретно данный этап. Но чтобы достичь намеченного, необходимо должным образом представлять все те действия, посредством которых будет фактически осуществляться движение к цели.
Часто в повседневных и рабочих делах для этого рекомендуют использовать самые простые предметы — блокнот и ручку. Составив список дел, можно на порядок повысить вероятность их исполнения.
Качества воли
Структура волевого действия также не освещает должным образом такие показатели, характеризующие волевой процесс, как ее динамическую составляющую и настойчивость.
Первая является своеобразным энергетическим показателем и нужна для выполнения задач, требующих больших вложений сил в единицу времени. Настойчивость позволяет добиваться долгосрочных целей и не сдаваться перед лицом текущих препятствий. У разных людей могут быть в разной степени выражены эти качества.
В идеальном варианте, конечно, воля должна обладать как большим динамическим потенциалом, так и высоким показателем настойчивости.
Воля и бессознательное
Некоторые исследователи указывают на то, что структура волевого действия может оказаться под влиянием бессознательных мотивов, которые управляют человеком без его контроля. Однако конечным предназначением волевых усилий как раз и является противостояние принципу удовольствия, который требует своего «здесь и сейчас».
Зрелый человек всегда понимает, что ему не может быть дано все и сразу. И поэтому всякий раз он должен выбирать одну из возможностей. При этом он противостоит соблазну, сдерживает свои желания. Принятию решения поступить так, а не иначе, предшествует оценка ситуации, тех возможностей, которые имеются в реальности, а также последствий определенного образа действий.
Внешний и внутренний локус контроля
Чтобы охарактеризовать личность в отношении наличия или отсутствия у нее волевых качеств, часто используется такой показатель, как локус контроля. Это определение попросту означает атрибуцию происходящих в жизни человека событий внешним или внутренним силам.
Если человек считает, что все хорошие и плохие события в его жизни порождены внешними силами, то его локус контроля можно охарактеризовать как внешний. Если же он осознает, что немалую долю в осуществлении того или иного сценария привнес он сам, то у такого человека, скорее, внутренний локус контроля.
С ним тесно связано развитие силы воли.
Как тренировать волю?
Первым условием для этого, конечно, является мобилизация энергии. Чтобы начать выполнять какую-то задачу, нужно быть готовым посвятить ей какое-то количество своего времени и сил. Под последними обычно подразумевается работа высших психических функций – восприятие, память, мышление, речь.
Некоторые люди, когда слышат, что первым шагом к тренировке воли должна быть мобилизация энергии, часто отвечают одним и тем же возмущением. Они указывают, что для этой мобилизации им как раз и не хватает силы воли. Этот «аргумент» можно очень легко опровергнуть: у каждого человека есть хотя бы минимальный волевой потенциал.
Пусть даже в зачаточном состоянии, но люди им обладают. Поэтому эти слова являются или самообманом, или откровенной ложью.
Повседневная жизнь предоставляет большое количество возможностей для тренировки воли. Это может быть необходимость раннего подъема, своевременной уборки в доме, развитие способности концентрироваться на определенном виде деятельности. Как простые бытовые дела, так и рабочие вопросы могут послужить отличным плацдармом для тренировки этого замечательного качества.
Поначалу оно может и не пригодится человеку. Но в определенных ситуациях он будет очень рад, что когда-то своевременно выработал в себе хорошую силу воли.
Таким образом, такие тренировки очень похожи на страховку здоровья. Каждый месяц выплачивая определенную сумму денег, человек вроде бы не видит в этом смысла.
Но если наступает такая надобность, он оказывается сам себе очень благодарен, что поступил разумно и приобрел эту страховку.
Источник: https://FB.ru/article/259383/vidyi-i-struktura-volevogo-deystviya
Структура волевой регуляции деятельности | Студент-Сервис
Деятельность осуществляется системой действий. Действие — структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия.
В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части.
Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций.
Операция — структурная единица действия. (В сложной деятельности сами отдельные действия выполняют роль операций.
) Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.
Приступая к той или иной деятельности, человек предварительно ориентируется в ее условиях, обследуя обстановку с целью выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, определяются их значение, возможности их комбинации для достижения цели.
Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой деятельности. Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида.
При осуществлении деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным миром: происходит преобразование предметной ситуации. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков. Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.
Навык — стереотипизированный способ совершения отдельных действий-операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля.
Различаются следующие навыки поведения:
- перцептивные — одномоментное, стереотипизированное отражение комплекса опознавательных признаков хорошо знакомых предметов; навыки симультанного опознания объектов;
- интеллектуальные — стереотипизированные способы решения задач определенного класса;
- двигательные — стереотипизированные действия, система хорошо отлаженных движений. Двигательные навыки включают в себя и стереотипизированное использование привычных орудий действий.
Навыки характеризуются различной степенью обобщенности — широтой охвата тех или иных ситуаций, гибкостью, готовностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка отличается свернутостью (снятием) некоторых его регуляционных компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы.
Так, навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных актов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на решение более сложных задач.
Большинство повседневных действий относится к числу навыков. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно.
По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным (кинестезическим) контролем.
(Так, опытная машинистка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинающий печатать человек постоянно отыскивает букву глазами.)
Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически.
Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной цели немедленно включают частично автоматизированное действие в сферу сознательного контроля, происходит сознательная корректировка действий.
В следственной практике встречаются попытки обвиняемого умышленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных навыках — почерке, походке и т. п.
В этих случаях соответствующий навык берется обвиняемым под сознательный контроль.
Для демаскировки таких приемов следователь создает различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка: ускорение темпа диктовки контрольного текста, организация отвлекающих действий.
Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т. п.) и общими (навыки сравнения, обобщения и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирование новых, родственных по содержанию навыков — происходит интерференция навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный, — отсюда трудности переучивания.
Нейрофизиологической основой навыков является динамический стереотип — система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.
Действия человека ориентируются и контролируются ценностными эталонами, схемами, поведенческими образцами. В по ведении человека закрепляется его операционально-стереоти-пизированный поведенческий механизм, формируются его целевые и операциональные установки.
Деятельность индивида — устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стерео-типизированном поведенческом фонде. Этот фонд способов поведения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.
Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов:
- мотив, совмещенный с целью;
- исполнение действия;
- оценка результата.
Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются обычно в форме навыков и привычек.
В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом действии можно выделить все четыре компонента.
Восприятие транспорта — сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части дороги, — центральный мыслительный компонент; непосредственное передвижение — моторный, двигательный компонент и удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону, — контрольный компонент.
В различных действиях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение.
Например, при стартовом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит главным образом от зрительной работы, — сенсорный.
При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на наличие сенсорного и двигательного компонентов, ведущим является центральный, мыслительный компонент действия.
Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями. Они характеризуются координационно-качественными и временными параметрами.
Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называется временем реакции (ВР). Время реакции зависит от:
- модальности стимула;
- интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР);
- тренированности индивида;
- его установки на совершение данного действия;
- действующих органов тела (правая рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левая);
- сложности реакции.
Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Простая реакция — это ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Время простой сенсомоторной реакции в среднем составляет 0,2 с.
- Сложная реакция происходит при необходимости принятия решений (например, при красном свете — нажать на кнопку, а при зеленом — переключить тумблер).
- Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций; оно рассчитывается по следующей формуле:
- ВР (м/с) = 270« (n + 1), где п — число возможных альтернатив.
- Все устройства отображения информации и управления должны соответствовать ряду эргономических требований, предусмотренных соответствующими ГОСТами.
- Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппированы по их функциям или отношению к отдельным управляемым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть выделены размером, формой и цветом.
Время реакции на раздражители различной модальности не одинаково. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное — на световые, самое продолжительное — на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими.
При управлении техникой кроме времени реакции необходимо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/struktura-volevoj-regulyatsii-deyatelnosti/
Структура волевого действия
Волевая деятельность характеризуется определенными волевыми действиями, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и как он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
- 1) осознание цели и стремление достичь ее;
- 2) осознание ряда возможностей достижения цели;
- 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
- 4) борьба мотивов и выбор;
- 5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
- 6) осуществление принятого решения;
- 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
Этап осознания цели и стремления достичь ее не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав в воображении определенный образ будущего результата действия.
Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие.
Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно).
Желание — это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.
Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.
Этап осознания ряда возможностей достижения цели — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого есть установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей в себя убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.
Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии.
Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.
Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт.
Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.
Этан осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий. Внешние препятствия и трудности могут быть столь значительны, что только наличие сильной воли позволяет человеку «не опускать руки», не отказываться от выполнения принятого решения и достижения требуемого результата.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели, второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Источник: https://studme.org/161508/psihologiya/struktura_volevogo_deystviya
10. Структура волевого акта » Шпоры для студентов
- Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.
- Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.
- Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).
- Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания.
- Что же представляет собой волевое, то есть произвольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой человеческой деятельности (или каковы основные фазы волевого процесса)?
Первоначальным моментом всякого волевого действия — его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.
Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса — стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.
Это обусловлено тем, что цели бывают различные и ставятся они в различных условиях. Сознательная постановка целей связана с конкретным учетом условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета таких возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.
Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.
После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия — третья фаза волевого процесса — принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.
Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.
Далее следует заключительная — четвертая фаза волевого процесса — исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.
Источник: http://shporiforall.ru/shpory/sp-ekzpsixologii/10-struktura-volevogo-akta.html
Шпаргалка 100 ответов по психологии — 44. Структура волевого действия — Литература для студента
Страница 44 из 10044. Структура волевого действия
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.
- В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
- 1. осознание цели и стремление достичь ее;
- 2. осознание ряда возможностей достижения цели;
- 3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
- 4. борьба мотивов и выбор;
- 5. принятие одной из возможностей в качестве решения;
6. осуществление принятого решения.
Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия.
Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения.
Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, – это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие.
Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание – это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это прежде всего знать содержание побудительного стимула.
Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.
Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.
Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии.
Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.
Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт.
Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование.
После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.
Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
>
Источник: http://geum.ru/lib/44-struktura-volevogo-deystviya.php
Воля, структура волевого действия
- Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий.
- Понятие «воля» является одним из наиболее сложных в психологии.
- Оно рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.
- В конечном итоге сложность понятия «воля» объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием «сознание», предельно сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов.
Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности.
Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.
Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.
- Структура и содержание волевого действия:
- · Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
- · Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
- · принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
- · исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).
В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.
Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.
Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.
Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).
- Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий.
- Проблема воли рассматривается как проблема самодетерминации (мотивационный подход), либо как проблема саморегуляции (регуляционный подход).
- Исследования воли в психологии строятся вокруг следующих четырех феноменов:
- волевого действия,
- проблемы выбора мотивов и целей,
- волевой регуляции психических состояний,
- волевых качеств личности.
Источник: https://hr-portal.ru/article/volya-struktura-volevogo-deystviya
Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения
- Воля — высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.
- Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:
- 1. Непроизвольная регуляция:
- допсихические непроизвольные реакции;
- образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.
2. Произвольная регуляция:
- речемыслительный уровень регулирования.
3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :
- Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
- Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.
- принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения— это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
- исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).
В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.
Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.
Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.
Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).
Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.
Воля и регуляция деятельности
Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования — наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М.
Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.
Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля — это деятельная сторона разума и моральных чувств.
Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:
- когнитивный
- эмоциональный
- поведенческий (деятельный)
В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:
- побуждение и осознание цели;
- борьба мотивов;
- акт принятия решения;
- исполнение.
Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).
Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное.
По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании.
Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.
Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).
Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:
- Фаза воления: желание + стремление + мотив.
- Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
- Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.
Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.
Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:
- либо как самостоятельное психическое образование,
- либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
- либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
- либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.
Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий.
Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат.
Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.
В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:
- Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
- Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).
Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).
Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным — это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).
В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен.
Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели.
Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.
Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград.
Волевое усилие — форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников).
Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.
Функции воли
- Побудительная;
- Тормозная (сдерживает нежелательные действия)
В западной психологии:
- инициирование действия (формирование намерения);
- поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
- преодоление препятствия.
Волевая регуляция поведения
Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
- Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
- Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.
- Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.
В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.
Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.
«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие.
Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения.
Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к.
на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности.
В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.
Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо».
Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека.
Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.
«Сила воли» как самостоятельное волевое качество.
Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет.
Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.
Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития.
«Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость.
Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.
Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/979-2010-12-01-11-05-48.html
15.4. Структура волевого действия
С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (рис. 15.2).
Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает.
Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние.
Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е.
«фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску.
Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.
Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.
Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать.
Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.
Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия.
Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий. Рассматривая процесс принятия решения, У. Джемс выделял несколько типов решительности.
Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринимается совершенно спокойно. Переход от сомнения к уверенности переживается пассивно. Человеку кажется, что основания для действия формируются сами по себе в соответствии с условиями деятельности.
В случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равновесие, предоставив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек как бы подчиняется судьбе.
При отсутствии побудительных причин, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматически, просто стремясь к движению вперед. То, что будет потом, в данный момент его не заботит. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.
К следующему типу решительности относятся случаи нравственного перерождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внутреннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей. У человека как бы происходит внутренний перелом, и сразу возникает решимость действовать в конкретном направлении.
В некоторых случаях человек, не имея рациональных оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.
Следует отметить, что в психологической науке активно ведутся споры по проблеме принятия решения. С одной стороны, борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено, ядро волевого акта. С другой стороны, отмечается тенденция выключения из волевого акта внутренней работы сознания, связанной с выбором, обдумыванием и оценкой.
Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение.
Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются, как правило, сразу.
Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени.
Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие.
Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.
Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).
Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным.
Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение. Например, рассматривая или вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы лба, глаз и т. п.
, но это не дает основания отождествлять мышечные и волевые усилия.
В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности.
Это связано с тем, что интенсивность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия.
Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий.
К их числу относятся следующие: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.
Источник: http://www.ahmerov.com/book_1132_chapter_88_15.4._Struktura_volevogo_dejjstvija.html