Структура конституции российской федерации — справочник студента

Оглядываясь на 15.01.2020г., когда глава Российского государства впервые заговорил о необходимости реформирования конституционного строя, что нельзя сделать без перекраивания текста Конституции Российской Федерации, еще нельзя было предугадать, насколько стремительным будет это реформирование.

В считанные дни после Послания ФС РФ появились президентские поправки к Конституции, и законопроект о поправках (почему-то сложилась традиция называть эти законопроекты законопроектами о поправке, а не о поправках, хотя в данном случае мн/ч было бы уместнее) был внесен в ГД уже 20.01.2020г.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

После этого «заседала» рабочая группа по подготовке поправок (кавычки выражают характер ее работы: 2 или 3 встречи огромного числа людей под председательством Президента, на этом, судя по всему, функция рабгруппы была исчерпана), куда кто только не вошел, шли «сотни и сотни» предложений и замечаний к президентскому законопроекту.

Павел Владимирович Крашенинников не уставал давать комментарии СМИ: то будут менять преамбулу, то не будут, то Бог появится, то Бога все-таки нет …

Но развязка-таки оказалась стремительной: 10.03.2020г.

первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова при рассмотрении законопроекта о поправках в третьем чтении предложила, образно выражаясь, не лукавить, а открыто зафиксировать в тексте, что Владимир Путин не должен никуда уходить, потому что «многие хотят, чтобы он остался» и «подстраховал, когда нужно».

Удивительным образом третье чтение законопроекта оказалось не окончательным, а предварительным: после выступления В. В. Терешковой В. В. Володин объявил перерыв и в ГД через 1,5 часа появился … сам Владимир Путин, чтобы можно было задать вопросы непосредственно инициатору конституционной реформы.

Читайте также:  Личностно-ориентированный подход в образовании - справочник студента

Трудно поверить, что это не было заранее организованной акцией, но говорил Владимир Путин сбивчиво, словно впервые смотрел в текст или, как минимум, не прочувствовал его, «не уложил в голове», и как будто все время обращался не к умудренным жизнью и опытом депутатам, а через них дальше – к их (если иметь в виду по крайней мере половину депутатов, избираемых мажоритарно) политически не зрелым избирателям, «на пальцах» растолковывая, что в России должна быть «сильная президентская власть» (для юристов, безусловно, это выражение есть terra incognito, образец тотальной правовой неопределенности).

Как бы то ни было во время третьего чтения в парламенте появился глава государства и лично прокомментировал свои же поправки и предложения некоторых депутатов, включая предложение депутата Терешковой. Самое важное из его комментариев: можно и остаться в должности главы государства, несмотря на ч. 3 ст. 81 Конституции, если только «народ поддержит» и КС РФ подтвердит законность этого решения.

Так родилась ч. 3.1 ст. 81, которая уточняет ч. 3 той же статьи, из которой все же наречие «подряд» было исключено, несмотря на старания все той же Валентины Терешковой оставить ее неприкосновенной. Но в этом пункте Владимир Путин уважаемую женщину уже не поддержал.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Система воспитания царскосельского лицея - справочник студента

Оценим за полчаса!

Вот витиеватая формулировка новой ч. 3.1 ст. 81:

«Положение части 3 статьи 81 Конституции  Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением».

Учитывая, что, по всем признакам, поправка в ч. 3 ст. 81 вступит в юридическую силу в самом скором времени, слова «применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков» читаются иначе: «применяется к действующему Президенту Российской Федерации без учета числа сроков».

Obitur dictum все-таки нужно сказать несколько слов о роли КС в происходящих процессах, который постоянно наделяется не свойственными ему функциями: решительно не ясно, каким образом КС будет проверять законность новой ч. 3.1 ст.

81; заведомо, с полной уверенностью, можно заявить, что ни одной норме Конституции проектируемая часть не противоречит, даже оставив за скобками, что судьи КС, конечно, не пойдут на то, чтобы доказывать с опорой нормы международного права, исторический опыт России, других государств, на завоеванные правовые ценности, что никаких предпосылок в текущей ситуации вводить ч. 3.1 в ст. 81 нет, и пример Ф. Д. Рузвельта здесь не причем и ничего не доказывает. Таким полномочием КС заблаговременно наделяется законопроектом о поправках (чч. 2,3 ст. 3, которая вступает в юридическую силу, если можно так сказать, в общем порядке в отличие от ст.ст. 1,2 законопроекта, то есть на момент вступления их в силу КС РФ уже будет иметь полномочие проверить законность положений ст.ст. 1,2, в том числе ч. 3.1 ст. 81).

Но реформа коснулась не только полномочий КС, но и его состава: в поправках предусматривается ограничение судейского состава 11 судьями (на данный момент их не 19, как предписано Конституцией, а 15).

Правда, принудительно состав суда сокращаться не будет (ч. 7 ст.

3 законопроекта о поправках) – судьи будут занимать свои должности, пока не возникнут предусмотренные законом основания прекращения их полномочий.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/03/11/dolgaya_konstitucionnaya_reforma_novaya_ch_31_st_81_konstitucii_rossijskoj_federacii

Функции и структура Конституции Российской Федерации

Структура Конституции Российской Федерации 1993 г.

Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав. 137 статей.

преамбулы Конституции не имеет правового характера. В ней выражены намерения о целях принятия Конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.

Наиболее значимой является глава I, закрепляющая основы конституционного строя. Под основами понимаются основополагающие принципы устройства общества и государства, реализация которых гарантирует создание демократического, правового государства. Эти принципы имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции.

Глава 2 устанавливает права и свободы человека и гражданина. Наряду с ними закрепляются и конституционные обязанности. Значение этой главы состоит в том, что ее нормы и принципы воспрещают издание законов и актов, умаляющих и ограничивающих права и свободы человека, признанные высшей ценностью.

Поскольку Россия является федеративным государством, глава 3 определяет федеративное устройство, принципы взаимоотношений между субъектами, предметы ведения и полномочия субъектов и Федерации.

Глава 4 посвящена институту президентства. В пей устанавливаются компетенция и полномочия Президента Российской Федерации.

  • Главы 5, 6, 7 соответственно посвящены устройству законодательной власти (Федеральное Собрание — парламент РФ), исполнительной власти (Правительство РФ), судебной власти.
  • Глава 8 определяет полномочия органов местного самоуправления.
  • Наконец, глава 9 определяет порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.

Конституционная реформа Президента РФ Д.А. Медведева.

Была сформулирована им в его первом послании Федеральному собранию в декабре 2008 г. Ее главная цель состояла в совершенствовании политической системы путем повышения эффективности деятельности представительных и исполнительных органов власти. Для ее реализации внесены поправки в текст Конституции РФ:

1) увеличен срок легислатуры (пребывания у власти) Президента с 4 до 6 лет (п. 1 ст. 81);

2) срок работы Государственной Думы увеличен с 4 до 5 лет (п. 1 ст. 96);

Введен парламентский контроль за Правительством — ежегодный отчет Правительства перед Государственной Думой (ст. 114).

Кроме того, в федеральные законы внесены изменения, которые должны обеспечить стабильность и устойчивость политической системе. Она должна не только учитывать мнение и интересы большинства, но и включить в политический процесс несогласное меньшинство. Для этого приняты поправки:

1) изменяющие порядок формирования Совета Федерации: его члены должны избираться па территории субъекта, а затем представлять интересы региона в верхней палате. Полное обновление состава Совета Федерации произойдет к 2012 г.;

  1. 2) сделан переход к пропорциональной избирательной системе на федеральном и региональном уровнях;
  2. 3) для партий, не прошедших 7%-ный заградительный барьер, в Государственной Думе квотируется представительство — 1-2 депутатских места;
  3. 4) выдвижение кандидатов на всех уровнях — прерогатива политических партий;
  4. 5) право партий, побеливших на региональных выборах, представлять Президенту кандидатуру главы субъекта для назначения его на должность;
  5. Запрет на использование административного ресурса главами субъектов; они не могут возглавлять региональные избирательные списки партий, поскольку все равно не будут депутатами законодательных собраний субъекта.
  6. Функции конституции
Наименование функции Ее сущность
Политическая Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие
Правовая Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства
Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
Учредительная Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

Смена политического режима в государстве Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства Образование нового государства

=>Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s33503t6.html

Система и структура Конституции РФ

  • Изучим систему и структуру Конституции РФ, что позволит понять состав её элементов.
  • В научной литературе рассматривают два вида системы (структуры) Конституции: внешняя и внутренняя.
  • Внешняя структура конституции представляет собой применяемый в ней порядок, при помощи которого используется определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы и главы, а также последовательность их расположения.

Внутренняя система представляет собой систему норм и институтов, которые расположены в некой последовательности и связаны между собой единством логического изложения нормативного материала. Нормы Конституции образуют институты. Выделяют следующие виды институтов:

  1. – основы конституционного строя (глава 1)
  2. – основы правового статуса человека и гражданина (глава 2);
  3. – федеральное устройство (глава 3);
  4. – система Высших органов государственной власти (главы 4–7);
  5. – основы местного самоуправления (глава 8);
  6. – конституционные поправки и пересмотр Конституции (глава 9);
  7. – заключительные и переходные положения (раздел 2).
  8. Внешняя и внутренняя структуры Конституции соотносятся между собой как форма и содержание.

Основанием для обобщения конституционных норм в разделы и главы является сходство предмета правового регулирования. Порядок расположения в конституции соответствующих комплексов норм определяется несколькими факторами: учет взаимосвязи этих норм с другими, их первичность и производность и т.д.

На разных этапах своего развития структура конституции в России имела различный вид. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость системы общественных отношений, готовность их к правовому регулированию, процессы совершенствования юридической техники.

В структуре Конституция 1993 года можно выделить преамбулу и два раздела. Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Второй раздел включает «Заключительные и переходные положения».

  • Структура действующей Конституции России отражает концептуальные подходы, на которых она основана:
  • – перечень глав об органах государственной власти начинается с Президента РФ, что подчеркивает статус Президента как главы государства;
  • – последовательно реализован принцип разделения властей, что отражено в главах о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти;
  • – установлены новые начала федеративного устройства, которые определяют статус субъектов РФ и принципы разграничения полномочий;
  • – название главы «Права и свободы человека и гражданина» отражает самоценность личности как таковой вне связи её статуса непосредственно с государством.
  • Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Основном законе, что лишило необходимости его включение в качестве составной части в Конституцию.
  • В целом по своей структуре Конституция 1993 года является компактной, ясной и юридически строгой в последовательности расположения глав.

В разделе втором Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, прекращении действия прежней Конституции, соотношении Конституции и Федеративного договора, порядке применения законов и иных нормативно-правовых актов, действовавших до принятия новой Конституции и т.д.

Нормы и положения второго раздела показывают основания, на которых развивается процесс перехода от прежней конституции к новой.

Источник: https://lecu.ru/konstitutsionnoe-pravo-rossii/352-sistema-i-struktura-konstitutsii-rf

Лекция 3. Структура, основные черты, содержание и сущность Конституции Российской Федерации, механизм ее реализации

План:

Вопрос 1. Понятие и формы Конституции.

Вопрос 2. Структура, содержание и основные функции конституции.

Вопрос 3. Юридические свойства конституции.

Вопрос 4. Особый порядок принятия и изменения конституции.

Вопрос 5. Особая правовая охрана конституции.

Вопрос 6. Основные этапы развития конституции.

Вопрос 1. Понятие и формы Конституции.

Конституция (от латинского constitutio — устанавливаю, учреждаю) — основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти. Первые конституционные акты в современном значении были приняты в конце XVIII века (США, Франция, Польша). Обычно Конституция — явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии) и ограничивает институты власти.

Читайте также:  Термодинамическая шкала температур - справочник студента

Так, например, не только в прошлом, но и в настоящее время имеются так называемые октроированные конституции, т. е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.

Различают также и такие виды конституций, как гибкие и жесткие в зависимости от установленного в них порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими.

Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.

Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.

Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализоваться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.

Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными. В значительной мере таковыми являлись бывшие советские конституции, особенно в тех положениях, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.

Вопрос 2. Структура, содержание и основные функции Конституции.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Структура Конституции Российской Федерации — краткая преамбула, два раздела; первый охватывает 9 глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

и объединяет 137 статей, второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от имеющейся в предшествующей, даже в самой поздней ее редакции. В последней выделялись преамбула, одиннадцать разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве приложения включался Федеративный Договор.

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое.

  • В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
  • Функции конституции — различные проявления ее назначения, ее отражения на жизнь общества и государства.
  • Основными функциями каждой конституции являются:
  • — учредительная;
  • — организаторская;
  • — внешнеполитическая;
  • — идеологическая;
  • — юридическая.
  • функций конституции:

— Учредительная функция. Смысл данной функции в том, что она подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» конституции.

Конституция может иметь учредительное значение как для политической системы в целом (например, учреждение новой формы правления — республики вместо монархии и др.

), так и для отдельных государственных институтов (например, учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т. д.).

— Организаторская функция состоит в том, что конституция закрепляет определенные «правила игры» в обществе, которым необходимо подчиняться. Конституция направляет всю жизнь общества по конкретному руслу и имеет мобилизационное значение.

— Внешнеполитическая функция заключается в том, что, во-первых, конституция закладывает основные направления внешней политики, а во- вторых, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.

— Идеологическая функция выражается в том, что конституция закладывает основы мировоззрения.

Например, первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека, демократического устройства государства.

Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия,

— Юридическая функция состоит в том, что конституция: а) становится основой всего правопорядка в обществе, б) непосредственно порождает права и обязанности, в) служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.

Вопрос 3. Юридические свойства конституции.

Юридическими свойствами конституции называются ее признаки как основного закона государства.

Любая конституция является законом и имеет все признаки закона. Конституция — общеобязательный нормативно-правовой акт (закон), принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме, который закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства.

Юридические свойства выражаются: в верховенстве конституции; в ее высшей юридической сипе: в ее роли как ядра правовой системы; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 г.

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось оно и применительно к характеристике Конституции бывшего СССР.

Установление в ст. 4 ч. 2 Конституции принципа верховенства Конституции Российской Федерации на всей территории России значимо в различных аспектах. В этом, прежде всего, отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.

В признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву.

Верховенство конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеративный характер нашего государства.

Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.

Именно на принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о необходимости соответствия конституций республик Конституции России.

Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не означает возможности несоответствия конституции республик Конституции Российской Федерации, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция Российской федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с Конституцией. Принятие новой конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана.

В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд.

Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок, который применительно к Конституции Российской Федерации будет изложен ниже.

Рассмотрев основные элементы понятия конституции, можно сделать общий вывод:

Вопрос 4. Особый порядок принятия и изменения Конституции.

Начало 90-х годов было ознаменовано политикой радикальных демократических и рыночных реформ, что, в конечном счете, привело к мирной смене общественного строя.

В конституционные нормы в 1989—1993 годах были внесены многочисленные изменения и дополнения, в том числе в связи с принятием 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР, 22 ноября 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, учреждением института Президента, Конституционного Суда, развитием федеративных отношений. Но несмотря на эти попытки Конституция РСФСР 1978 года, отражавшая характерные черты советской государственности, не способствовала преобразованиям.

В июне 1990 года на 1 Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия для подготовки нового Основного Закона и проведения конституционной реформы. Предполагалось, что конституционный проект будет принят Съездом народных депутатов России.

В 1992—1993 годах обострилась борьба в обществе в связи с неодинаковым (а иногда диаметрально противоположным) видением путей и темпов конституционных, политических и рыночных реформ. Появилось несколько проектов Конституции РФ, в том числе президентский вариант, представленный в Конституционную комиссию, но отклоненный ею.

В июне—октябре 1993 года Конституционное совещание, созванное президентским Указом от 20 мая 1993 года, подготовило конституционный проект. Работа над ним завершилась в октябре 1993 года; он вобрал многие предложения и идеи, высказанные и отстаиваемые разработчиками президентского варианта. Проект был опубликован в печати 10 ноября 1993 года для всеобщего обсуждения.

Источник: https://www.std72.ru/dir/pravovedenie/konstitucionnoe_pravo_kurs_lekcij_sibit/lekcija_3_struktura_osnovnye_cherty_soderzhanie_i_sushhnost_konstitucii_rossijskoj_federacii_mekhanizm_ee_realizacii/275-1-0-4681

Ссылка на основную публикацию