Средства эстетического воспитания — справочник студента

Эстетическое воспитание вносит важный вклад в реализацию всех видов воспитания, оказывает формирующее влияние на становление личности, закладывает основы нравственности. Познания о природе и обществе тоже не были бы такими полными, не пройди они сквозь призму эстетического восприятия.

Средства эстетического воспитания - Справочник студента

Значение взаимодействия учителей и родителей

Новую воспитательную философию, утверждающую главенство родительской ответственности над ответственностью педагогов школьных и дошкольных учреждений, нельзя назвать такой уж новой. Семья всегда определяла личность, дальнейший ее жизненный путь.

Просто на то время, когда провозглашалось главенство общественного над личным, об этом старались забыть. Сейчас вернулись к пониманию, что социальные институты лишь поддерживают и продолжают закладываемые в семье характер, модели поведения, вкусы.

Главная задача родителей и педагогов в воспитательном процессе – взаимодействие на основе доверительных отношений. Родители развивают ребенка в выбранном направлении, педагоги углубляют, корректируют процесс в тесной взаимосвязи со старшими членами семьи.

Первый социальный институт, детский сад, становится центром, который сотрудничает с другими педагогическими, культурными заведениями, вовлекает родителей в образовательный процесс.

Едва наметившиеся проблемы проще решить через семью, используя дифференцированный подход.

Семья – главный фактор эстетического воспитания

Специфическое воздействие семейного коллектива – обязательное условие всестороннего и своевременного развития личности. Расширяется постепенно кругозор малыша, приобретается первый опыт, осваиваются первые трудовые навыки, приобретается умение организации досуга, воспитывается будущий семьянин.

Эстетическая восприимчивость закладывается уже в те моменты, когда грудничок видит лицо мамы, протягивает ручки к яркой игрушке, пританцовывает при звуках ритмичной музыки.

 Обвиняя взрослых детей в черствости, эмоциональной невосприимчивости родители забывают, что когда-то не отреагировали на восторженные восклицания ребенка по поводу вспорхнувшей бабочки, не остановились полюбоваться цветком, не заострили внимание на жизни муравейника.

Эстетическая восприимчивость развивается, когда родители привлекают внимание малыша облачком на небе, цветом листьев на дереве, праздничным оформлением городских улиц. Сегодня ребенок выбирает чашку по цвету и узору, старается не разбить.

Завтра он будет избирателен ко многим «взрослым» вещам и явлениям, сможет аргументировать свой выбор, дать им эстетическую оценку.

 Продуманная организация творческих занятий  – то, что доступно отцу, матери, станет в будущем прочным фундаментом личности.

Основные средства и составные части эстетического воспитания

В общей системе разнонаправленного развития индивидуальности эстетическое воспитание выявляет отдельные элементы и делает их средством эстетического воздействия.

Интеллектуально-речевая деятельность характеризуется красотой искусства слова.

Красота трудовой деятельности подчеркивается высотой целей, процессом и результатами работы, гармоничными отношениями, возникающими в процессе труда.

Нравственно-правовая реализация человека берет начало в прекрасных идеалах, закрепляется через благородные устремления, устоявшиеся нормы поведения. Воспитание школьников средствами искусства проходит через художественные образы, гармонию звуков. Физкультура, танцы углубляют познания о человеческом теле, дают понятия о гигиене.

Разнообразные творческие занятия дошколят и младших школьников развивают воображение, прививают трудовые навыки, большинство положительных нравственных качеств. Развитие у детей способности к импровизации в процессе творчества формирует критический взгляд на обыденные вещи, результаты человеческой деятельности.

Эстетика быта

Все, что окружает детей с первых лет, имеет большое влияние. Красивый, удобный интерьер, гармония цвета, стиль помещения формируют сознание малыша, откладываются в памяти.

Дома или в детском саду каждый из предметов должен иметь свое место. Воспитателям нужно обращать внимание на чистоту, красоту, которую дарят цветы и картины. Попытки малышей украсить комнату самостоятельно приветствуются.

Красивые вещи вокруг нужно не только научиться видеть, но и ценить, сохранять.

  Отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания

Оформление помещения для детей должно отвечать следующим требованиям:

  1. Обстановка подчиняется соображениям целесообразности и практической пользы.
  2. Поддерживается чистота, простота, гармоничное сочетание вещей, обстановки.
  3. Цвета и свет гармонируют или создают контраст, необходимый для выделения, подчеркивания каких-либо предметов.
  4. Компоненты интерьера составляют единый ансамбль.

Природа – мощное средство эстетического воспитания

Имея тесный контакт с природой и ее явлениями, дети постигают гармонию. Природа сама создает красоту, на примере которой творят художники и композиторы.Средства эстетического воспитания - Справочник студента

Воспитатель помогает увидеть прелесть капли росы или красок заката. Главное – найти те слова, которые западут в душу ребенка. Здесь важно умело использовать примеры из художественных произведений. Экскурсии, проведенные в живописных уголках, запомнятся надолго, внесут свою лепту в воспитательный процесс.

Труд как средство эстетического воспитания

Общественная жизнь и труд родителей, знакомых – это то, с чем дети постоянно сталкиваются. Обращая внимание на труд строителей, ребята учатся у них слаженным действиям. Рассказ о работе моряков, летчиков или учителей восхищает, рождает желание подражать.

Посредством экскурсий, через игру дети накапливают чувственный опыт, сопоставляют, обобщают, учатся ценить красоту труда, благородство людских взаимоотношений, заставляют понять важность товарищества, проявлять заботу о близких.

Осмыслить преобразующую силу труда детям помогают наглядные примеры того, как из природных материалов мастера производят одежду, жилье, вкусную еду, создают более удобную среду, украшают быт.

Значение народного искусства в воспитании дошкольников

Важным условием и средством эстетического воспитания выступает народное искусство. Оно объединяет устный фольклор, музыкальное творчество, изобразительное искусство.

С первых лет ребенка сопровождают народные сказки, колыбельные. Эмоциональную отзывчивость углубляют музыкальные произведения. Народное искусство помогает познакомиться с традициями, особенностями быта своей нации, приобщиться к культуре.

Младший дошкольный и школьный возраст – наиболее благоприятен для восприятия народного творчества. Сила воздействия на детей станет гораздо эффективней, если они будут принимать активное участие в хороводах, играх, исполнении песен.

Загадки помогают развитию мышления, учат анализировать.

Танец прививает пластичность, координацию. Сказки воспитывают, знакомят с историческим прошлым. Потешки, скороговорки, поговорки обогащают речь детей, стимулируют эмоциональность. Главное учитывать возраст детей, их способность к восприятию того или иного произведения.

Художественный материал усложняется на каждом следующем возрастном этапе.

  Как научить ребенка танцевать: легкие танцы для начинающих детей

Роль декоративно-прикладного искусства

Индивидуальные и групповые занятия, где изучаются народные промыслы подводят ребят к пониманию жизненного уклада, быта народа. Воспитанники знакомятся с промыслами, традиционными изделиями, орнаментами и узорами, композицией.

Для развития творческих способностей полезно создание в школе кружков лепки, рисования, работа с аппликацией, конструированием, освоение росписи по папье-маше.

Кроме знакомства с декоративно-прикладным искусством, решаются социально-эстетические задачи: ребята учатся ощущать красоту, относиться к ней бережно. У них развиваются психические процессы, которые пригодятся в дальнейшей творческой работе, являются важными не только для общего развития, но и для нравственного воспитания. Формируется гордость за свой народ, любовь к Отчизне.

Изобразительная деятельность

Включение младших детей, школьников в самостоятельную художественную деятельность – правило полноценного эстетического воспитания.

Дома, в группе детского сада необходимо создавать специальные зоны, где у детей будет доступ к материалам, оборудованию для рисования.

В процессе работы с мелками, карандашами малыши реализуют свои творческие задатки, которые в будущем могут перерасти в художественное творчество.

Взрослым необходимо стимулировать самостоятельные действия детей, направлять их в нужное русло, давать полезные подсказки.

Специфика занятий рисованием открывает широкие возможности для развития у воспитанников эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру. Постигая соразмерность, пропорциональность объектов, богатство цветовых оттенков, дети учатся видеть реально существующую красоту, у них формируются убеждения, влияющие на поведение.

Музыкальные средства эстетического воспитания

Даже простые песни, которые доступны самым младшим, глубоко художественны. Звуча на утренней зарядке, музыка заряжает бодростью, активизирует. Она используется в играх, давая общность детским переживаниям.

Первые музыкальные уроки пробуждают умение определить характер и настроение передаваемого образа, вызывают ответные реакции. Более развитая музыкальность – это умение вслушиваться, эмоционально оценивать наиболее яркие музыкальные отрезки. Развитая музыкально-слуховая культура помогает ребенку по-своему оценить музыкальный образ, представить его в пении или танце.

Разнообразные эмоциональные переживания, разбуженные музыкой, воспитывают отношение к прекрасному, рождают добрые чувства, бережное отношение к красоте в природе, всему живому.

Преемственность эстетического воспитания

Полноценное решение задач по эстетическому воспитанию осуществимо только при объединении усилий сада, школы и семьи. Ребенок не обязательно станет музыкантом или выдающимся художником, но у каждого необходимо пробуждать интерес к искусству, эстетический вкус, любовь к музыке, элементарные навыки рисования.

Воспитатели дают советы родителям о том, какие условия нужно создать дома для правильного эстетического воспитания. Не всегда родители придают должное значение эстетике быта, правильно выбирают тональность общения друг с другом и детьми. Преподаватель мягко помогает осознать необходимость чтения, прослушивания музыкальных записей.

У воспитанников дома должно быть все необходимое для проявления себя в творчестве: альбомы с карандашами и красками, развивающие игры, книги. Достижение преемственности в воспитательных вопросах между детским учреждением и семьей закладывает основу духовной культуры, обладателем которой должна стать современная молодежь.

Источник: https://vospitanie.guru/esteticheskoe/sredstva-2

Формы эстетического воспитания — Эстетическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью

Средства эстетического воспитания - Справочник студента

Эстетическое
воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая
своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные
возможности развития школьников. Данная система включает в себя: 

  •       ·       учебную
    деятельность учащихся, 
  •       ·        внеклассную и внешкольную работу
  •       ·       самовоспитание школьников. 
  • Внутри каждого
    из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической
    работы.

Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого
цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов
по искусству
. Их специфика состоит в том, что они обеспечивают знание основ
эстетики, художественное образование учащихся. Эта важная составная часть
целостного процесса эстетического воспитания.

С видами и жанрами искусства учащиеся знакомятся в процессе
овладения искусством. В школах нашей страны введены новые программы по музыке,
разработанные под руководством композитора Д. Б. Кабалевского.

Они обеспечивают
подлинное единство обучения и воспитания. Построение их тематическое. Песня,
танец, марш познаются детьми как три основные сферы музыки. В литературе и
живописи раскрываются внутренние связи.

Творческие способности учащихся развиваются и в процессе
импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки
и стихов.
Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус
к музыке.

Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего
детства должен дозированно слушать музыку.

При этом дети быстрее овладевают
речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Программа по изобразительному искусству для средней школы
разработана под руководством художника Б. М. Неменского. Ее основной идеей
является связь искусства с жизнью. Каждый год — новая ступенька в познании
именно этих связей. С точки зрения формирования художественной культуры
учащихся программа предусматривает прохождение трех этапов работы: 1.

Основы
художественных представлений, основы художественного мышления (знаний) и основы
художественного сознания (культуры). Реальные связи искусства с жизнью
осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности:
конструктивного, изобразительного и декоративного.

Учащиеся отдают предпочтения разным видам
искусства: одни — литературе, другие — музыке, театру, кино, изобразительному
искусству. Девочки, особенно в старших классах, более активны по отношению к
искусству, чем мальчики и юноши.

Исследователи пришли к выводу, что полезнее
развивать у школьников преимущественный интерес к тем или иным видам искусства,
углубленно занимаясь ими. Но при этом надо обогащать их впечатлениями от всех
видов искусства.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение
литературы. При чтении художественного произведения важно непосредственное
эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого. На
второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не
убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее.

Читайте также:  Эквипотенциальные поверхности - справочник студента

Третья стадия восприятия
художественного произведения — обдумывание прочитанного.
Многое для художественного образования и
воспитания школьников дают уроки истории. Учащиеся на этих уроках знакомятся с
происхождением и развитием искусства, с его ролью в историческом процессе,
фактами деградации искусства в условиях капитализма.

Учитель имеет возможность
конкретно показать учащимся как красоту героического, так и убогость пошлого в
поведении людей.

Колоссальные возможности для эстетического развития детей
таят в себе дисциплины естественно-математического цикла. Прежде всего
учитель обращает внимание учащихся на красоту изучаемых предметов, явлений и
процессов.

Так, учитель физики может дать учащимся задание описать вечернюю
зарю с двух точек зрения — эстетической и физической. С раннего детства им
приходилось всматриваться в звездное небо — впечатляющее и таинственное. На
уроке перед ними ставится задача — рассмотреть физическое явление под
эстетическим углом зрения.

Сколько раз они любовались крупными снежинками и
ледяными сосульками! Сейчас они исследуют их как физики. Новые требования озадачивают
детей, пробуждают интерес. Изучение фактов, явлений, законов науки много
выигрывает от того, что учитель знакомит школьников с биографиями ученых,
открывших эти законы природы.

Высокие нравственные и эстетические качества
ученого, его мужество и живость ума — хороший пример для эстетического
самовоспитания учащихся.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. С. Т.
Шацкий и В. А. Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная
работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством
учащихся.

При этом школьники получают возможность проявить свою
индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой
жизненный и эстетический опыт.

Внеклассная и внешкольная работа по
эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в
целостный учебно-воспитательный процесс.

  1. В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное
    время можно выделить три взаимосвязанных звена:
  2. 1) эстетическое просвещение,
  3. 2) развитие эстетических чувств
  4. 3) обогащение опыта художественной деятельности.

Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит
ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие
возможности. Это — беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым
столом, университеты культуры, дискотеки, клубы друзей искусства и др.

Наиболее
эффективной формой эстетического просвещения учащихся средних и особенно
старших классов являются факультативные занятия, которые могут быть
организованы по изучению как общих основ теории и искусства, так и отдельных
направлений и жанров искусства. В средних классах необходима продуманная
система бесед по эстетике.

Неоценимое значение для художественного образования
старшеклассников имеют лекции по искусству, проводимые по плану. Специальные
исследования показали, что школа является основной базой лекционной работы с
учащимися.

При этом отмечена следующая закономерность: чем выше уровень
школьной лекционной работы, тем выше и показатель свободного неорганизованного
потребления лекционной информации вне школы.  Лекции по искусству несут в себе, как
правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников.

В
методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений
искусства, т. е. непосредственное обращение к чувствам учащихся, не
доминировали над размышлением об искусстве. Ценимой учащимися формой познания
основ эстетики является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением
учащихся также необходимо руководить.

Известную искусствоведческую информацию школьники
получают на занятиях кружков, хотя их основное назначение — практическое
приобщение учащихся к литературе и искусству.
В процессе художественного просвещения учащиеся
должны познакомиться с различными направлениями и жанрами искусства, включая
те, которые их особенно интересуют.

Но вместе с тем должен быть строго проведен
целенаправленный отбор как теоретического материала, так и произведений
искусства, чтобы предупредить односторонность в их оценке и развить у
школьников интерес к высокохудожественным произведениям.

Среди форм и методов эстетического воспитания учащихся во
внеклассной и внешкольной работе особая роль принадлежит непосредственно-чувственному
восприятию искусства. Речь идет о просмотре кино- и телефильмов,
прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений
изобразительного искусства, театра.

Основное назначение этих форм
эстетического воспитания состоит в обогащении и дифференциации
чувственно-эстетического опыта школьников. Опыт школ убеждает в том, что
систематическое слушание, например, классической музыки
постепенно приводит к ее пониманию учащимися и развивает интерес к ней.

Следует,
однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства
требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот
рациональный момент воспитания не должен оттеснять эмоционального восприятия
произведений искусства.

При подготовке и проведении музыкальных лекториев,
вечеров, дискотек важно четко определять их основную цель, чтобы обеспечить
соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное —
позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч.

Особенно большую роль в формировании культуры эстетических
чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого
вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь.
Что касается подростков и старшеклассников, то они нередко две трети своего
свободного времени отдают телевидению и кинематографу.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает
театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к
восприятию театрального искусства, но самое главное — создавать условия, при
которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Формами обогащения художественного опыта учащихся во
внеклассной работе являются творческие кружки, театральные и хореографические
объединения учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и др.
Их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях — развивать творческую
активность учащихся.

Школьники добровольно избирают студию, кружок или секцию
и под руководством опытного руководителя-педагога пробуют свои силы в
литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или
каком-либо другом творчестве.

В искусстве, как в познании и труде, созидание
должно преобладать над потреблением. Например, даже систематическое и
внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения школьника
к музыкальному искусству. Школьник должен стать исполнителем музыкальных
произведений.

Исполнитель глубже понимает и острее чувствует музыку, ее ритм и
мелодию.

Особенно большое значение для глубокого познания искусства и
перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная
самодеятельность.

Ее ценность состоит в проигрывании определенных
социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии
учащихся. Согласно открытому Л. С.

Выготским «закону реальности чувств», самые
фантастические переживания школьника всегда протекают на совершенно реальной
психологической основе.

Школьная художественная самодеятельность не ставит своей
целью подготовить артиста или музыканта, хотя многие выдающиеся деятели
искусства первоначально были участниками художественной самодеятельности.

Через
искусство школьники приобщаются к активной общественной деятельности.

Участники
творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в
художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей,
нести культуру в массы.

Правильно поставленное эстетическое воспитание
направлено на побуждение школьников к самовоспитанию. Оно же призвано
руководить процессом эстетического саморазвития учащихся.

«Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983 г.

Источник: https://www.sites.google.com/site/esteticeskoevospitaniedetej/home/formy-esteticeskogo-vospitania

Основные подходы к пониманию сущности эстетического воспитания студентов средствами искусства

Статья посвящена значению эстетического и художественного развития творческой личности как важнейшего рычага общественного прогресса, которое возрастает в переходные эпохи, требующие повышенной творческой активности.

Способность искусства развивать образное мышление, культуру чувств, ценностные ориентации, достигать оптимального единства рационального и эмоционального в духовном мире личности позволяет вести речь о его эвристической функции, которая широко должна быть использована в учебно-воспитательном процессе.

В современных социально-экономических условиях целью высшего образования в вузах культуры и искусств является развитие у будущих специалистов профессиональной компетентности и культуры, создание возможностей совершенствоваться в творческой деятельности.

При этом особую значимость приобретает формирование духовной культуры будущих выпускников.

Отсутствие единой государственной общепризнанной, взвешенной и согласованной концепции эстетического образования и воспитания студентов в системе высшего образования усугубляется мощной внешней экспансией ценностей западной культуры — важнейшим фактором духовной дезинтеграции молодежи, сменой идеалов в духовной сфере.

В современном мире становится все очевиднее, что ценность личности определяется культурой и духовно-творческим потенциалом. Кризисные явления культуры нового века могут быть преодолены, если культура, как способ существования и выражения человека, его самосозидания во взаимодействии с ценностями культуры, станет эпицентром человеческого бытия.

Социологи в последние годы фиксируют в своих исследованиях четко обозначившуюся тенденцию вытеснения эстетических потребностей, пишут о явно выраженной рекреационно-развлекательной направленности.

Преимущественный интерес к развлекательной стороне в искусстве сопровождается поверхностным восприятием, непониманием условности и специфики образного языка искусства. Ведь именно молодежи предстоит преумножать все то, что создано в культуре по настоящему ценного предшествующими поколениями.

Однако без усвоения этого наследия молодыми людьми вряд ли можем надеяться на их конструктивный вклад в развитие и совершенствование культурно-художественного потенциала страны.

В системе высшего образования в настоящее время наблюдается возрождение воспитательных традиций, которые требуют научного обоснования. По мнению ученых (М.М. Бахтин [1, с.424], В.С. Библер [2, с. 413], Т.И. Власова [5, с. 53], Л.С. Выготский [4, с. 70], С.Л. Рубинштеин [6, с.

328], Е.В. Бондаревская [3, с. 9] и др.), социальная и культурная среда является устойчивой, если в течении многих поколений передается основной фонд ценностей и представлений. Прерывистый же характер их передачи свидетельствует о нестабильности, неустойчивости системы образования.

В современной педагогике общепризнанной является мысль о значении художественно-эстетического обучения для развития целого комплекса способностей личности, в том числе и тех, которые непосредственно не связаны с данным специфическим типом указанной деятельности. В педагогической науке активно утверждается мысль, что художественное обучение имеет рациональный смысл лишь в системе эстетического воспитания, как одна из его существенных частей.

На современном этапе в образовательную практику учебных заведений внедряются парадигмы духовно ориентированного эстетического воспитания и развития личности, создающие возможности студентам осваивать культурно-эстетическое поле, учитывающие специфику культурного развития регионов, органически увязывающие вечные, духовные ценности национальной культуры. Опора на истинно народные шедевры, произведения изобразительного искусства, в которых нашли отражение вечные ценности светского искусства, является необходимым педагогическим условием в процессе эстетического воспитания современных студентов.

Содержание современного художественно-педагогического образования и эстетического воспитания основывается на развитии художественно-творческих способностей личности, где художественное творчество несет в себе воспитательную функцию, формируя общественное сознание.

При этом формирование эстетических вкусов, мировоззренческих позиций и развитие практических художественно-творческих умений и навыков в значительной степени зависит от личностных особенностей студента, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на личность, мотивационных факторов развития, выраженных в саморегуляции и стремлении личности к выявлению и реализации своего творческого потенциала.

В своем исследовании мы обратили внимание на недостаточную эстетизацию учебно-воспитательного процесса вузов, не обеспечивающих полноценное восприятие искусства студенческой молодежью.

В проводившихся в рамках исследования беседах, опросах студентов было обнаружено недостаточное понимание ими вечных ценностей. Поток художественно – эстетической, вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей.

Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку.

Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей образовательных учреждений.

  • Актуальность исследования усиливается на наш взгляд, и в связи с переходом российской педагогической науки на новый этап, связанный с необходимостью объективной переоценки исторически сложившихся взглядов на проблему эстетического образования и воспитания.
  • — потребностями образовательной практики в воспитании у студентов способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни и недостаточной разработанностью теоретических основ данного процесса;
  • — стремления молодого поколения развивать творческие задатки и дарования в области искусства и реальными условиями и средствами образовательного учреждения, не обеспечивающими их развития;
Читайте также:  Определение понятия права - справочник студента

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу неуравновешенных, возбудимых молодых людей, снижает у них остроту реагирования на стрессовые факторы с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения. При недостаточной коммуникативной активности молодежи эстетическое воспитание выполняет компенсаторные функции, гармонизируя их эмоционально-оценочную сферу.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Связи искусства со сферой эстетического многоплановы. Во-первых, предметом познания и воссоздания в художественных произведениях становится жизнь в ее эстетических свойствах (качествах): все то в реальности, что «адресовано» человеческому зрению и слуху.

Во-вторых, сам материал художественных образов (трехмерные визуально воспринимаемые формы изобразительного искусства и т. п.) имеет чувственный характер и апеллирует к его эстетическому восприятию. И наконец, в-третьих, эстетическое не только преломляется в произведениях искусства, но и создается в результате творческого акта.

Художественные произведения, не воспринимающиеся в качестве эстетической ценности, не выполняют важнейшей из своих задач.

Сущность эстетики искусства — развлекая обучать, обучая развлекать и будить мысль и сознание к новым уровням совершенства.

У художественного искусства есть свои образы и формы, которые воплощают в себе типического и единого, идеального и порочного в зависимости от задач, которые ставит перед собой творец искусства или импровизатор.

В художественном творчестве проявляется авторское мастерство, гениальность, талант или заурядность.

Творческий процесс начинается с вдохновения, замысла, творческого озарения и завершается исполнением того или иного произведения.

Сфера эстетического, что самоочевидно, неизмеримо шире области художественного. А вместе с тем именно творения искусства – некий максимум явленности эстетически ценного [8]. Только в художественной деятельности эстетическое оказывается доминирующим и выдвигается на первый план.

В иных же родах человеческих занятий, теоретических и практических, тоже отмеченных творческим началом, оно (если и присутствует) составляет сопутствующий и далеко не обязательный компонент.

И не случайно слова «эстетическое» и «художественное» используются в гуманитарной сфере (в большей мере околонаучной, чем собственно научной) как синонимы. Только в искусстве эстетическое обретает полноту и глубину, ярко обнаруживая свои фундаментальные качества.

И именно из эстетической предназначенности искусства органически вытекают как его познавательные возможности, так и присущие ему миросозерцательные начала – выражение в художественных произведениях авторского сознания.

На этом фоне эстетическое и художественное воспитание должно осознаваться отнюдь не как роскошь, как выдумка отдельных интеллигентов, но как настоятельная необходимость, как обязательное условие духовного прогресса общества [10]. Воспитание вообще, будь то трудовое, нравственное, политическое, экологическое и др.

, не может считаться удовлетворительным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает действовать человека по законам красоты.

Точно также эстетическое воспитание без воспитания художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.

Такое понимание значимости эстетического и художественного воспитания в целом укладывается в современные концепции глобального развития человечества в третьем тысячелетии образного языка искусства.

При восприятии произведений живописи внимание в этих концепциях культура и духовность осознаются в качестве ключевых ресурсов развития в условиях растущей неопределенности и высокой мирохозяйственной конкуренции.

Идея культуры расширяет свой объем далеко за рамки чисто традиционного понимания, становится все более деятельной и активной по своему содержанию.

Наиболее актуальной точкой пересечения интересов различных дисциплин становится проблематика философской, культурной и педагогической антропологии. Появляются такие новые понятия, как «культурная индустрия», «культурные технологии», «культурный капитал», «культурно-образовательная среда» и др.

В ситуации постмодерна выдвигается принцип адаптации достижений научно-технического развития к запросам личности, к меняющейся социокультурной стратификации человечества. Инвестиции в образование, науку и культуру становятся главными факторами постиндустриального развития.

Сохранение и развитие «человеческого капитала» первоочередное условие качественных изменений на этом пути.

Обнадеживает в таком подходе то, что искусству в грядущей «антропологической революции» предусмотрено видное и ничем незаменимое место.

Считается, что формы художественной коммуникации, оснащенные современными техническими средствами и технологиями, способны сыграть уникальную роль в общей стратегии духовного возрождения и обновления общества.

Источник: https://novainfo.ru/article/10063

Эстетическое воспитание студентов

  • Важным направлением содержания воспитания студентов высшего учебного заведения, фактором гармоничного развития личности является эстетическое воспитание.
  • Эстетическое воспитаниесоставная часть воспитательного процесса, направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека.
  • Целью эстетического воспитания в высшем учебном заведении является формирование у будущего специалиста эстетической культуры — способности личности к полноценному восприятию, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь и деятельность по законам красоты.
  • Компонентами эстетической культуры являются:
  • а) эстетические чувства — эмоциональные состояния, обусловленные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;
  • б) эстетические потребности — потребности в эстетических переживаниях, общении с художественно-эстетическими ценностями;
  • в) эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
  • г) эстетические идеалы — социально и индивидуально психологически обусловленные представления о красоте в природе, обществе, человеке, искусстве;
  • г) художественные умения — способности в области искусства.
  • Все указанные составляющие понятия «эстетическая культура» определяют содержание и задачи эстетического воспитания студентов.

Эстетическое воспитание будущих специалистов предусматривает использование духовно-культурного потенциала всех учебных дисциплин, изучаемых в вузе. Каждый семинар или лекция имеет эстетический потенциал. Этому служат и творческий подход к решению познавательной задачи, выразительность слова преподавателя и студентов, отбор и оформление наглядного и раздаточного материала и тому подобное.

Ведущее место в эстетическом воспитании студентов принадлежит дисциплинам социально-гуманитарного цикла, в частности эстетике — науке об общих закономерностях художественного осмысления действительности человеком, о сущности и формы отражения действительности и преобразования жизни по законам красоты, о роли искусства в развитии общества.

В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическая поведение.

Эстетическое сознание — это форма общественного сознания, которая реализуется как художественно-эмоциональное освоения действительности через эстетические чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы и выражается в художественном творчестве и эстетических взглядах. ее компонентами являются эстетические чувства, эстетический вкус, эстетический идеал.

Эстетическое сознание обусловливает эстетическую поведение. Признаками такого поведения есть красивые поступки, действия, аккуратность в одежде, красивая осанка, манеры, умение держаться непринужденно (естественно), культурно и эстетически проявлять свои эмоции.

Эстетическое воздействие на студентов должно быть планомерным, целенаправленным и осуществляться ежедневно.

Поскольку для студентов обучение является непосредственной трудовой деятельностью, необходимо раскрывать красоту труда, воспитывать эстетическое отношение к ней.

Высшее учебное заведение не может пренебрегать необходимостью создания благоприятных эстетических условий для обучения: соответствующего эстетического оформления аудиторий, лабораторий, библиотек, читальных залов и т.

Формирование эстетических вкусов зависит и от условий проживания в общежитиях (большинство студентов проживают в них пять лет). Поэтому следует позаботиться об элементах эстетизации быта в них. Не случайно в учебно-воспитательных заведениях, которыми руководил Макаренко, всегда была идеальная чистота.

Незаурядные возможности эстетического воспитания студентов заложены в различных формах внеаудиторной воспитательной работы: беседах на эстетические темы, лекциях, концертах, дискуссионных клубах, театрализованных выступлениях, художественных конференциях, беседах «за круглым столом».

Мощным средством воздействия на умы и чувства человека есть искусство.

Литература, пение, музыка способствуют развитию навыков творческого самовыражения студентов, способности к импровизации, умение соотносить собственные художественные предпочтения с жанровыми закономерностями, его стилевыми признаками.

Поэтому в высших учебных заведениях важно развивать художественную самодеятельность, организовывать походы в музеи, театры, кино, встречи с художниками, писателями, актерами и тому подобное.

Формирования настоящих эстетико-духовных ценностей студенческой молодежи невозможно без глубокого осознания ими национальных основ культуры, в частности народной песни, творчества украинских композиторов-классиков.

Над конечно важно целостный подход к усвоению ими национальной культуры: изучение истории, овладение эстетическим богатством языка, внимание к красоте родного края. Одним из самых сильных факторов стихийного эстетического воздействия в системе эстетического воспитания является природа.

Это влияние усиливается при условии, что он организован и управляем педагогом.

Эстетическое воспитание студентов осуществляется и путем межличностного влияния между студентами, студентами и преподавателями в учебном процессе и во внеурочное время.

Эстетическое общение, включающее элементарные эстетические поведения, эстетику взаимоотношений людей в труде, быту, отдыха, по умелой организации имеет мощную воспитательную силу.

Формирование эстетических отношений в учебном заведении происходит с участием преподавателей и кураторов.

Эффективность эстетического воспитания студентов в значительной степени зависит от умелого использования педагогами различных способов и средств: создание эстетических ситуаций, которые подразумевают оценку (ознакомление с произведениями искусства и их обсуждение) использования эстетического потенциала всех учебных дисциплин; внедрение эстетических элементов в структуру знаний и др.

Формирование эстетической культуры будущих специалистов в высших учебных заведениях зависит от многих факторов. Среди них технократизм (предпочтение техническим дисциплинам), который противопоставляет материальную культуру духовной.

Это приводит к искажению самой духовной культуры, возникновение ее неполноценных форм.

Поэтому в тех учебных заведениях, где наблюдается это явление, необходимо вносить в учебно-воспитательный процесс гуманистический смысл, гуманитаризуваты сознание студентов.

Опасным фактором является ограниченный взгляд на человека.

При определении целей и задач подготовки специалиста в высшем учебном заведении следует принимать во внимание не только профессионализм (знания, умения и навыки в области будущей специальности), но и способность будущего специалиста к духовному развитию, духовной культуры. Эстетическое воспитание должно обеспечить взгляд на человека как на целостную, духовно богатую существо.

Несомненное влияние на студентов оказывает духовная атмосфера, морально-психологический климат в учебных заведениях.

Эстетическое воспитание должно начинаться с духовности, что должно пронизывать всю систему межличностных отношений в высшем учебном заведении.

Если же в среде преподавателей и администрации царят равнодушие, формализм, то никакие методы или формы эстетического воспитание не срабатывать.

Уровень культуры каждого студента во многом зависит от воспитания в семье. Очень часто молодые люди не только не получают в семье стимулов собственного культурного развития, но и приобретают опыт противодействия различным воздействиям культуры.

Поэтому задачей высших учебных заведений является усиление внимания к семье, охват ее системой эстетического воспитания, позволяет стабилизировать педагогическое воздействие на студентов, расширить базу воспитательной работы, повысить ее эффективность.

Готовя студентов как будущую интеллигенцию в ее культурно-воспитательной функции в обществе, необходимо создать благоприятные условия формирования их высокой культуры.

В учебном заведении должны работать специальные кабинеты, лаборатории эстетического воспитания, деятельность которых направлена на углубление знаний студентов в области эстетики, искусства, культуры, на формирование навыков эстетической деятельности, на методическое и научное обеспечение учебно-воспитательного процесса, а также на исследования уровня эстетической культуры студентов. Целесообразно развивать такие формы творчества, которые бы объединяли преподавателей и студентов и положительно влияли бы на уровень их отношений и эффективность обучения, а также наладить контакты со специалистами-дизайнерами, архитекторами, которые помогали оформлять помещения, общежития. Важную роль в эстетическом воспитании играет укрепление связей высших учебных заведений с культурной общественностью, привлечение ее к участию в жизни студенчества.

Читайте также:  Применение сверхпроводников - справочник студента

Итак, для высокой эффективности эстетического воспитания студентов необходимо создать в высшем учебном заведении эстетически привлекательную обстановку, использовать в воспитательной работе со студентами потенциальные возможности народных традиций и обрядов, обеспечивать высокую эстетическую культуру преподавателей и студентов, а также воспитательных мероприятий, привлекая к их подготовке и проведению как можно больше студентов и известных людей из сферы культуры.

Источник: http://5rik.ru/book/book-7467.php

Статья «Эстетическое воспитание»

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание существовало еще в далекой древности.

Значение и сущность этого слово постоянно изменялось, потому что изменялось само представление об эстетическом воспитании, в связи с развитием эстетики как предмета, а в последующем и как науки.

Но не смотря на все испытания временем в основе эстетики всегда лежала сущность понимания прекрасного. Именно эта категория и является основой эстетического воспитания по сей день.

Есть очень точные и правильные слова немецкого поэта и философа, теоретика искусства Шиллера Фридриха: «Что бы воспитать человека думающим и чувствующим его следует воспитать эстетически.»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. Актуальность проблемы эстетического воспитания была и остается во все времена.

От степени эстетического воспитания человека зависит его образ жизни: то на сколько он интеллигентен, на сколько он развит духовно, направленность его творческих стремлений и деятельности.

От этого будет завесить его будущее: стиль отношений в его будущей семье, стиль общения с людьми и со всем миром. И вряд ли человек эстетически не развит сможет себя реализовать в столь разнообразном и богатом мире как культура.

А культура в современном мире, это неотъемлемая часть человеческого образа жизни.

Роль эстетического воспитания очень сложно переоценить. Эстетическое воспитание личности происходит почти с самого рождения. В тот самый момент, когда маленькой крохе, только открывшей глаза на этот большой и интересный мир, мама поет колыбельные песни. С тех самых первых шагов маленького человека, с первых его слов и поступков.

Он открывает для себя неизведанную среду, которая его окружает. И именно эта среда как ни что другое откладывает отпечаток в его душе на всю последующую жизнь. Это как начать рисовать на чистом листе бумаги.

И тут родителям нужно постараться, что бы этот рисунок первых впечатлений, который будет основой для будущей жизни ребенка, был цветным и разнообразным, а не черно белым.

Общение с родителями, взаимоотношения с родственниками, сверстниками, поведение окружающих, их жесты, настроение, слова и даже просто взгляды- все это откладывается и фиксируется в сознании ребенка.

Научить ребенка видеть вокруг себя прекрасное, вот к чему призвано эстетическое воспитание. Оно осуществляется не только в раннем возрасте ребенка.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности.

И чем раньше человек попадет в комплекс целенаправленного эстетического воздействия, тем больше надежды на то, что эстетическое воспитание принесет свои результаты.

Конечно же в детском возрасте это осуществляется через игровую деятельность ребенка, потому на данном возрастном этапе это его основная обучающая деятельность, с помощью которой он приобщается к познанию окружающего мира.

Игра- первичный и весьма продуктивный способ стимулирования творческих потенций ребенка. Именно в игре чаще всего проявляется творчество дошкольников, а уже плод этого творчества влечет за собой первые эстетические впечатления. Ребенок учится подражать, у него развивается воображение, он овладевает элементами культуры действий, взаимоотношений и общения с людьми.

Получаемый опыт от полученных впечатлений формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к происходящему вокруг него. Это несомненно поможет ему продолжать развиваться и в школьном возрасте.

Для того что бы система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, М.Б.

Неменский выделил следующую ее особенность: « Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.»

И конечно же у каждой системы должна быть основа. Как бы стержень, на которую она опирается. Что касается эстетического воспитания, то тут можно сказать, что основой и стержнем здесь является искусство в своем огромном разнообразии. Это и музыка и театр, танец, живопись, скульптурв, архитектура, кино и другие виды искусства.

Мир искусства очень разнообразен, что дает нам в свою очередь всесторонне развиваться и приобщаться к прекрасному. Искусство несет в себе огромный потенциал для развития личности и роль искусства здесь очень велика.

Искусство синтезированном виде отражает чувственные представления человека об окружающем его мире. Моделируя мир, оно дает возможность выявить различные соотношения и взаимосвязи этого мира, что стимулирует творческо-созидательные способности личности. Чувственная природа искусства усиливает мировоззренческое воздействие на личность, превращает искусство в сильнейшее воспитательное оружие.

Эстетическое воспитание открывает душу человека на встречу звукам, краскам, формам выражения искусства. Оно помогает всестороннему раскрытию и развитию самого себя. Это способствует развитию творческих возможностей человека. Ведь в современном мире очень ценится духовное богатство внутреннего мира человека. А точнее его творческий потенциал как личности, его уникальность.

В школе ребенок имеет возможность наиболее ближе ознакомиться с искусством во всем его разнообразии. Учитель должен знакомить ребенка с предметами и явлениями искусства. В результате этого взаимодействия, у ребенка развивается представление о прекрасном, формируются его симпатии и личные предпочтения к чему либо.

Конечно же здесь нужно отметить что не у всех детей есть возможность посещать лучшие музеи мира, театры, различные выставки и т.д.

И не у всех детей есть возможность вообще посещать такие заведения где представлены предметы искусства, я имею ввиду школы в глухих деревнях, или детей с ограниченными возможностями, но это не значит что живя в таких условиях человек обречен быть эстетически не образованным.

Можно и нужно слушать музыку великих композиторов, можно листать книги где нарисованы произведения искусства, а некоторые книги дак и сами своим содержанием становятся произведениями искусства и культурным наследием общества.

Книга- это бесценный источник знаний, это средство воспитания человека, в том числе и эстетического. Она умеет говорить, заставляет размышлять и учит говорить и выражать свои чувства и эмоции. И ее уникальность в том что книги доступны практически каждому.

А русская поэзия, которая известна во всем мире, она поможет ребенку сформировать понятие о прекрасном, научит любить и сострадать, научит выражать свои мысли… и это только краткий перечень тех качеств, которые имеет книга.

Центральным звеном здесь является эстетический идеал. То есть представление о совершенной красоте в природе, в труде человека, в искусстве, в обществе и наконец, в самом человеке.

В школьном возрасте у детей еще неустоявшееся и не совсем определенное представление о своем эстетическом идеале. Любой школьник может ответить на вопрос, какая книга или музыка ему больше нравится, но это не является эстетическим идеалом. Это является небольшой отгадкой к пониманию его эстетического вкуса.

Эстетический вкус формируется у человека на протяжении многих лет, именно в тот период когда человек начинает осознавать себя как личность.

Возможно, что это и дает начало к пониманию своего эстетического идеала. Причина этого в том , что личность не до конца сформирована или даже из за недостатка жизненного опыта.

Но чем старше становится человек, тем он больше и четче представляет себе свой эстетический идеал.

Эстетический идеал заставляет человека развиваться и двигаться дальше. Он побуждает его к стремлению к лучшему. Человек проявляется при этом во всей полноте и многогранности, неповторимости себя как личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций залог развития нашего общества в современном мире.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане так и в духовном.

Цивилизация потребления в нашем мире ориентируется в основном на количественных, а не на качественных критериях оценок. Это сформировало мнимое и не правильное представление человека о его потребностях.

В следствии этого мы превращали сначала малые участки, потом большие города, сейчас и во все всю планету в одну большую свалку отходов потребления.

Это стало одной из самых больших проблем человечества, решение которой до сих пор еще остается до конца не известным.

А истинные потребности человека заключаются в жизни, в пище, в безопасности, любви, в общении, в познании неизведанного, в творчестве и т.д. Это означает, что человеку нужно не совсем то и не совсем столько сколько его вынуждает потреблять современная индустрия, реклама, мода и т. д. Это все отвлекает человека от истинного его предназначения, ввергая в непрестанную погоню за фикциями.

И это совсем не означает, что человек немедленно должен отказаться от всего этого, это означает, что человеку нужно осознать свои истинные потребности, те которые не разрушают и не затемняют его истинную природу.

И как нам известно одной из истинных потребностей человека является потребность к красоте, как естественное стремление человека к гармонии с самим собой и природой. И только человек эстетически воспитан, высоко духовно и морально развит может отличить свои истинные потребности от всего лишнего и не нужного ему.

Такой же исходной и истинной потребностью человека является потребность в творчестве и самовыражении. Творчество эта область человеческой деятельности, в которой он может полностью раскрыться.

Именно творческая позиция человека дает ему возможность адекватно и своевременно реагировать на все изменения нашего мира.

Человек способен творить только тогда когда чувствует внутреннее побуждение, когда обретает душевную гармонию, а это и есть эстетическая культура души человека.

В формировании творческой позиции эстетическое воспитание играет главную роль, она не только способствует развитию чувств, но и учувствует в оформлении человеческой чувственности, обогащает и развивает ее. Имеено эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувст в формировании представления о картине мира.

Что бы мир двигался вперед, а современное производство успешно развивалось, нужны не просто люди и рабочие, нужны люди со свободным творческим мышлением, с хорошей фантазией и интуицией. Дочтичь всего этого может эстетическое впечатление, полученное и привито по средствам эстетического воспитания человека на протяжении всей его жизни.

Нужно создавать условия которые максимально стимулировали бы отдачу человека в творческой сфере. Организация системы действенного эстетического воспитания стала одной из первоочередной задачей современного общества и всего мира в целом.

 

Список используемых источников

http://spb- tei.ru/2005/09/21/jesteticheskoe-vospitanie..html

http://dshisv.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_biblioteka/ehsteticheskoe_vospitanie_aktualnaja_vechnaja_problema/2-1-0-2

Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М.,1988.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/esteticheskoe_vospitanie_182937.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector