Долгое время мне казалось, что я прекрасно знаю что это такое. Но за 10 лет работы в продажах пришел к необходимости разобраться в этом вопросе глубже.
В этом посте я покажу вам то, что долгое время для меня было не до конца понятно. И возможно вы найдете ответы на вопросы, которые требуют решения у вас.
В большинстве компаний, в которых мне удалось поработать руководителем — регулярно приходилось решать те же вопросы.
Моя работа зачастую сводилась к достижению таких «популярных» краткосрочных целей:
- Срочно нужны деньги. Нужны продажи. Нужны новые клиенты.
- Проблема с людьми. Где все нормальные? Либо «звезды», либо дико некомпетентные.
- Мы слишком много тратим, ошибаемся и теряем прибыль! Нужно кого-то наказать!
Очень важно понимать одну вещь — проблемы с деньгами и с людьми являются результатом проблем с процессами
1. Почему компании срочно нужны деньги?
Потому, что не отлажен процесс маркетинговой деятельности, не выстроена эффективная модель продаж, не выстроены процессы обучения персонала и система мотивации продавцов.
2. Как появляются «незаменимые» работники?
Когда не разделены бизнес-процессы на функции, не прописаны регламенты работы, не отстроена система поиска и замещения работников – тогда человек может завязать на себя какие-то важные виды работ и сделать себя незаменимым.
3. Почему в компании низкая рентабельность (высокие издержки)?
Когда не написаны инструкции о том, как делать работу максимально эффективно, когда отсутствует контроль затрат, не выстроены процессы постоянной оптимизации производства – компания приходит к неуправляемым активностям, которые влекут за собой б́ольшие, чем нужно, затраты ресурсов.
Когда мы подходим к решению проблем с деньгами, с работниками или с ресурсами — предстоит в первую очередь научиться решать проблемы с процессами.
Практически каждый бизнес сегодня состоит из подобных блоков процессов, посмотрите
В чем основа системного подхода в организации?
Давайте разберем пример типичного создания отдела продаж.
Есть хороший и востребованный продукт и некоторая очередь из клиентов, которым он нужен. Но руководитель уже не успевает удовлетворять их запросы и поэтому решает нанять себе помощников в отдел продаж.
План выхода на прибыльность нового отдела продаж в увеличенном составе — 6 месяцев.
Планируется начать возврат вложений сил и средств в найм и обучение новых сотрудников на 3-4 месяц. Для отдела продаж сроки реальные, потому что эти люди будут не только тратить, но и зарабатывать.
В своём плане руководитель рассчитывает экономично тратить ресурсы на развитие и планирует организовать работу своих подчинённых очень надолго.
Для этого составлены «самые выгодные» схемы мотивации, заготовлен вводный план обучения, размещены объявления на работных сайтах и уже планируются интервью с кандидатами. Руководитель подбирает тех, кто мыслит с ним одинаково. На собеседовании кандидат должен впечатлить свежими идеями и поразить своей верностью целям бизнеса.
Со мной все это было именно в таком порядке и я уверен, что с вами происходит или происходило тоже самое.
Основной моей ошибкой, которую я повторял из раза в раз, в каждом вновь создаваемом мной отделе продаж, было решение нанять «самых лучших, исходя из личной интуиции», которые ВСЕ сделают правильно, быстро и дешево. И каждый раз я ошибался. В своем «уникальном» стиле и с невероятным задором.
Теперь я знаю — самое важное в начале — преодолеть в себе желание решать задачу «от человека, который знает как надо» или «от системы, которая зарекомендовала себя в другом месте и при других условиях».
Следует прекратить надеяться, что у вас сработает чей то проверенный подход.
Такие желания и надежды типичны для собственника малого бизнеса. Потому что зачастую таков его личный подход к делам.
Сам он надеется, что как-то должно получиться, а от людей уже требует чтобы получилось.
Еще в агентстве недвижимости я искал себе «партнёра» с предпринимательской жилкой. Работающего за процент, или с оплатой за результат. Тоже самое я повторил в рекламном агентстве.
Со временем я неизбежно терял инициативу. Партнер разбирался как все устроено, знакомился с поставщиками, получал доступ к клиентам. Несколько таких бывших коллег зарегистрировали свою компанию и стали моими конкурентами, которых я лично воспитал.
Второй вариант. Партнер никуда не уходит, но я впадаю в плотную зависимость от его техник и технологий. Со временем я понимаю, что технологии работы больше мне не принадлежат. Не знаю, как процесс в действительности работает.
В решении искать себе партнеров-предпринимателей — нет стабильных, долговременных результатов и счастливых от бизнеса руководителей.
Я уже был на том конце этого пути и в роли наемного специалиста и в роли управляющего своей компанией. В конце этого пути сплошные не оправдавшиеся надежды, нервотрепка и горькие расставания.
Я стал применять другую модель работы, избавляющую от большинства подобных проблем
В которой люди должны быть просто «годными» для работы,
а не «мастерами на все руки» или «партнерами-спасителями»
Каждый процесс в компании состоит из отдельных блоков работ, в которых закреплены исполнители (роли) и заготовлены инструкции.
Один человек может совмещать в себе несколько ролей на начальном этапе. Инструкции пишутся о том, как выполнить блок работ правильно, чтобы не было сбоев и ошибок. Как именно делать правильно — я должен был прежде понять и попробовать сам.
Для примера, посмотрите карту процесса «Продажа» в производственной компании
Как видите, под каждым блоком работ есть три роли исполнителей — Руководитель, Менеджер по продажам и Менеджер заказа.
У каждой роли свой функционал и объем работ. А над блоками работ представлены регламентирующие документы, инструкции.
У вас так же? Наверняка, уже задумывались о подобной структуре.
Но инструкции и роли у вас написаны и распределены или все это делает один человек?
Этот человек — вы?
Процессному подходу не учат в малом бизнесе.
Потому что основой малого бизнеса часто остается его создатель.
И именно поэтому этот подход используют в первую очередь ТОП-500 компаний в мире, которые создавались 100-150 лет назад. Так обеспечивается стабильность и свобода от рутины для нынешних хозяев по сей день.
Лично мне самостоятельно было не разобраться как это работает
Менеджмент в малом бизнесе в 90% случаев строится на преемственности методов и внутренних ощущениях собственника. А в западных подходах, книгах и статьях принципы работы над процессами описываются сложными терминами и понятиями. Да и учиться и разбираться особенно некогда.
Позднее я понял, почему мне не удавалось разобраться, что к чему, так долго.
Если вы своими руками делаете web-сайты или переводы с иностранных языков, лично продаете и отгружаете клиенту товар, заготавливаете древесину на лесопилке и так далее – вы не сможете выстроить такую системную модель.
Проблема в том, что без посторонней помощи очень сложно самому выйти из режима «ремесленника» и обрести видение наблюдателя процесса. Это и есть видение настоящего «предпринимателя», а не самозанятого человека.
В случае, если вы работаете с наставником над выстраиванием системы работы – все равно придется все шаги пройти самостоятельно и развить в себе необходимое «видение ситуации со стороны».
- Хотите стать счастливым руководителем?
- 1. Пишите правильные инструкции
- 2. Выбирайте правильных людей
- 3. Контролируйте правильное исполнение
А вот и обратное утверждение – делегирование функций, которые вам не понятны и вами не описаны в виде правил – всегда приводят к непонятному результату. Потому и бывает так уместна всем знакомая пословица: «Хочешь сделать что-то хорошо – сделай сам!»
Я прошел 4 этапа, чтобы изменить свой подход на новый
1. Взять полную ответственность за достижение цели (конечный результат) только на себя.
От того, как я сумею просчитать верные шаги и создать по этим шагам понятную инструкцию к действию — будет зависеть успех каждого действия нанятого мной человека. Постепенно я стал любить списки дел и to-do листы.
Вычеркивая пройденные шаги, я вижу, куда иду и получаю дополнительное удовольствие от процесса приближения к цели.
2. Перейти от «Результатного» мышления к «Процессному». Прекратить ставить ни чем не подтвержденные цели (кроме личных амбиций), устанавливать контроль и внедрять «мотивацию по факту» – только для достижения конечного результата.
Я хочу работать с умными людьми. А умные люди всегда чувствуют подвох. Когда я прошу делать работу, которую я сам делать не умею — они это знают. Кто кого использует в данном случае и сколько это продлится — всегда неприятная загадка.
Неверное выполнение шагов всегда ведет к неверным результатам и «выгодной мотивацией с результата» этого не исправить.
Вместо 100 способов сделать дело неправильно должна быть 1 инструкция о том, как сделать верно.
3. Открывать «Черные Ящики» процессов, в которых пока не разбираюсь. Если вы чего-то не знаете — не отмахивайтесь, мол «найму спеца и он все сделает». Обязательно сами проверяйте, как что-то работает. Иначе наемный специалист сделает свое дело у вас под носом, разобравшись в делах лучше вас.
4. Составлять пошаговый план для достижения результата. Раньше я начинал идти к цели без плана. С помощью магии и визуализации. Но это каждый раз не срабатывало. Каждый раз я разочаровывался в этом методе и все равно продолжал это делать, так как не знал как можно иначе.
Без регулярных и спланированных тренировок мы с вами не научились бы ходить, не закончили бы школу, не встретили бы хорошего партнера!
Даже при наличии у вас сегодняшнего плана в бизнесе, точно ли вы знаете – где, когда и сколько вам нужно клиентов, обращений, продуктов, действий для его выполнения? Раскрывайте детали и составляйте минимальный план! Как говорят спортсмены — это база!
Взято из сети:
«…подчинение структуры процессам, а процессы — стратегии» означает, что сначала надо выстроить стратегию, т. е.
сформировать видение будущего компании и определить его стратегические цели, затем выстроить бизнес-процессы таким образом, чтобы каждый из них был ориентирован на достижение конкретной цели, и лишь после этого формировать оргструктуру предприятия, которая бы обеспечивала эффективное исполнение бизнес-процессов».
Поставьте смайлик, если дочитали до конца )
Источник: https://redhotmotor.ru/pochemu-sistemnyj-podhod-luchshe/
Роль системного подхода в профессиональной подготовке студентов
В работе рассматривается роль системного подход в обучении и формированию специалиста в области информационной безопасности.
Показана интегрирующая роль вычислительной техники и информационных технологий в инновационной подготовке современного специалиста.
Рассматривается возможность применения в практикуме программных продуктов Mathcad, MATLab, MS EXCEL и GPSS, помогающих в понимании и применении системного подхода к объектам профессиональной деятельности.
Современный этап развития общества характеризуется повышением роли системности. «Исследователь ощущает свое невежество тем больше, чем больше он знает…» – это парадоксальное замечание крупнейшего физика нашего времени профессора Р.
Оппенгеймера как нельзя более точно характеризует парадоксальную ситуацию в современной науке. Многообразие и возрастающий объем информации требует принципиально нового подхода в решении задач. Такой подход получил название комплексного или системного подхода.
Уже сегодня системный подход используют во всех областях знания, хотя в ее различных областях он проявляется по-разному.
Так, в технических науках речь идет о системотехнике, в кибернетике – о системах управления, в биологии – о биосистемах и их структурных уровнях, в социологии – о возможностях структурно-функционального подхода, в медицине – о системном лечении сложных болезней. В самой природе науки лежит стремление к единству и синтезу знания. Весь окружающий мир по своей структуре имеет системную природу. Системность – это новое качество знаний, разорванное «лишь по произволу самим человеком» (Макс Планк).
Системность необходима:
- для развития мышления, поскольку оно происходит через усвоение научной теории, внутренним свойством которой является системность;
- для разработки различных социально-экономических систем (в том числе и технических), подход к которым должен быть системным;
- для понимания знаний как результата синтеза; именно непонимание ведет к утрате желания учиться, к потере престижа высшей школы;
- для повышения интереса студентов к науке и изучаемым дисциплинам, поскольку интерес вызывается в первую очередь пониманием;
- для познания законов окружающего мира и формирования новых (ведь закон – это внутренняя, устойчивая, существенная связь и взаимная обусловленность явлений природы и общества);
- для упорядочения знаний;
- для получения научной картины мира как целостного усвоения знаний по основам наук, для формирования научного мировоззрения, для гармоничного развития личности.
По данным ЮНЕСКО, существуют три типа сферы инженерной деятельности:
- инженер-исследователь-разработчик, выполняющий функции изобретателя, проектировщика и конструктора;
- инженер-производственник, выполняющий функции технолога, организатора производства и эксплуатационника;
- инженер-системотехник-системный аналитик, выполняющий функции управления сложной инженерной деятельностью и имеющий принципиально новое мышление.
Именно инженера с новым мышлением готовит кафедра Информационной безопасности телекоммуникационных систем Южного Федерального университета [1]. Значение системности для студентов данной кафедры велико, ведь «системный подход к явлениям – одно из важнейших интеллектуальных свойств человека» [2].
Системный подход является фундаментом для изучения большинства дисциплин кафедры, формирующих современного IT-специалиста по защите информации:
- Устройства и методы защиты информации;
- Защита программных средств защищенных телекоммуникационных систем;
- Защищённые мультисервисные сети;
- Информационное противодействие угрозам терроризма;
- Проектирование защищенных телекоммуникационных систем;
- Разработка защищенных телекоммуникационных систем специального назначения;
- Защищенные телекоммуникационные системы;
- Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности;
- Микропроцессорные модули защищённых систем радиосвязи;
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
- Проектирование защищённой оптической телекоммуникационной сети.
Подходить системно к каждой проблемной ситуации – главная задача преподавания специальных дисциплин на кафедре. При изучении каждой из названных выше дисциплин необходимы компетенции, полученные в основном на практических занятиях базовых дисциплин:
- систематизация научно-технической информации по проблемам информационной безопасности телекоммуникационных систем;
- способность применять соответствующий математический аппарат для решения профессиональных задач;
- способность оценивать технические возможности и вырабатывать рекомендации по построению телекоммуникационных систем;
- умение разрабатывать модели угроз информационной безопасности телекоммуникационных систем;
- способность исследовать защищенные сети и системы передачи информации;
- умение проектировать системы и средства защиты информации;
- умение анализировать сети и системы передачи информации по показателям информационной безопасности.
В рамках выполнения практикума по моделирование систем и сетей телекоммуникаций студенты получают навыки по приведенным выше компетенциям.
При изучении дисциплин, оказывающих большое влияние на формирование будущего IT-специалиста по информационной безопасности, особое внимание уделяется понятию «проблема» и ее выделению в конкретных технических ситуациях. Как известно, в технике задача устранения проблемы приводит специалиста к нескольким альтернативным вариантам ее решения.
С помощью знаний, опыта, интуиции и, не в последнюю очередь, системного подхода специалист обоснованно выбирает оптимальное решение. Системный подход является методикой улучшающего вмешательства в проблемную ситуацию с целью решения проблемы. Принципов системного подхода стараются придерживаться и преподаватели профильных дисциплин [3,4].
Современный специалист должен быть готов использовать для разрешения проблемной ситуации любые необходимые знания и методы.
Нередко он сталкивается с проблемой выбора оптимального варианта объекта своей профессиональной деятельности. Специалист должен владеть инструментами выбора лучшей альтернативы.
Последнее обстоятельство особенно актуально для подготовки специалистов по информационной безопасности телекоммуникационных систем.
Неотъемлемой частью курса моделирование систем и сетей телекоммуникаций является практикум, на котором студенты знакомятся с необходимым математическим аппаратом и закрепляют полученные навыки на примерах.
Тем самым они приобретают необходимые специалисту компетенции. Традиционно эти занятия проводились при помощи обычной доски и мела.
Но развитие информационных технологий и появление современных программных продуктов таких как, MATLab [3], Mathcad, VisSim, GPSS, MS EXCEL, позволило кардинально изменить порядок проведения занятий, добавив в них наглядность и доходчивость.
Кроме того, программные продукты моделирования органично соединяет в себе современные информационные технологии и основы высшей математики, которые, как известно, преподаются отдельно друг от друга.
Одной из форм модельного представления изучаемых систем, объектов или проблемных ситуаций в моделировании систем и сетей телекоммуникаций является теория очередей [5]. Возможность включения в рабочую схему модели блоков визуализации процесса моделирования повышает интерес обучаемых к изучению моделирования систем и сетей телекоммуникаций, который перестает быть скучной дисциплиной.
Благодаря наличию в Mathcad готовых решений, он незаменим при моделировании и исследовании прикладных систем самого широкого диапазона применения. Mathcad – универсальный математический пакет, предназначенный для выполнения инженерных и научных расчетов.
Основное преимущество пакета – естественный математический язык, на котором формируются решаемые задачи. Объединение текстового редактора с возможностью использования общепринятого математического языка позволяет пользователю получить готовый итоговый документ. В ходе работы с системой пользователь готовит так называемые документы.
Они одновременно включают описания алгоритмов вычислений, программы управляющие работой систем, и результат вычислений. Пакет обладает широкими графическими возможностями, расширяемыми от версии к версии [5]. В данной среде присутствует возможность создавать новые приложения, интегрируя их с уже имеющимися.
Включение Mathcad в инструментарий студентов позволяет использовать современные информационные технологии на занятиях по моделированию систем и сетей телекоммуникаций, улучшает мотивацию студентов, а также повышает их конкурентоспособность на рынке труда после получения высшего образования.
Кроме того, обучаемые на практике знакомятся с применением математических знания, ведь зачастую эти знания носят для них абстрактный характер.
Системные исследования позволяют определить как количественные, так и качественные состояния телекоммуникационной системы, прогнозировать её поведение, оптимизировать состояние, определять параметры функционирования системы и границы изучения исследуемых методов защиты.
Mathcad является системой компьютерной алгебры. В него интегрированы средства символьной математики, что позволяет решать задачи не только численно, но и аналитически, используя встроенный символьный процессор, являющийся фактически системой искусственного интеллекта.
Занятия организованы так, что студенты в состоянии самостоятельно выполнить конкретные расчеты.
После этого они под руководством преподавателя переходят к исследованию зависимости результата от изменения параметров, выясняют допустимые пределы изменения, анализируют экстремальные свойства полученных решений.
Таким образом, к моменту окончания занятия каждый студент осваивает материал на достаточно высоком уровне. Студенты могут проводить исследования самостоятельно, поскольку для них подготовлены методические пособия с подробными указаниями и примерами решения типовых задач.
Студенты находят и анализируют полученные оптимальные решения с использованием теории массового обслуживания и теории телетрафика, создавая отчеты по полученным результатам. При этом от студента требуется понимание полученных решений, умение трактовать данные на языке исходной задачи.
Также на лабораторных занятиях они анализируют полученные модели сетей и систем.
Студенты учатся решать эти задачи как вручную, когда можно уловить смысл решения, переходя к более выгодному плану, понять динамику процесса, так и на компьютере, уже понимая суть проводимых компьютером вычислений и многовариантности решений поставленной задачи.
При построении моделей сложных телекоммуникационных систем используются такие возможности Mathcad, как нахождение локального экстремума, решение матричных уравнений, при этом исследуются каналы связи и структура трафика.
На занятиях решаются задачи оптимизации, задачи с использованием моделей управления потоками данных, проводится моделирование конфликтных ситуаций с помощью теории игр как сведением к задаче линейного программирования, так и с применением различных критериев.
В основе преподавания должен лежать компьютерный пакет, обладающий наглядным интерфейсом и универсальными возможностями.
Mathcad, представляющий собой интегрированную систему для автоматизации математических расчетов, является самым популярным пакетом для решения инженерных задач оптимизации.
Одно из основных преимуществ пакета состоит в том, что на сегодняшний день он является единственной математической системой, в которой описание решения задач дается в привычной унифицированной форме математических формул, символов и знаков, а также путем обращения к специальным функциям.
Такая методика позволяет привлекать студентов младших курсов к учебно-исследовательской работе по использованию современных информационных технологий при решении инженерно-технических задач в телекоммуникационных системах.
Источник: https://novainfo.ru/article/9323
Системный подход к анализу политической жизни | Студент-Сервис
Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.
Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, политике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе понятий.
В ходе эволюции политических знаний, наряду с глубоким пониманием сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются.
Их круг достаточно широк:
это политические партии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения и т.д. Причем оказывается, что для обозначения всего комплекса данных феноменов понятие «политика» слишком неопределенно, а категория «государство» – явно узка и не охватывает всего многообразия данных жизненных реалий.
Государственно-правовые отношения людей – это специфическая сфера социального бытия со своими фундаментальными закономерностями, внутренними взаимосвязями, источниками развития и каналами зависимости от внешней среды.
В политической и правовой науке зреет понимание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых явлений нового понятия, способного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несомненное влияние на рождение этой идеи оказал показавший к середине XX в.
свою эвристическую ценность системный метод познания, среди важнейших принципов которого выделяют:
• идею целостности системы – образования в результате сочетания разнообразных факторов новых качеств, свойств, не проявляющих себя в разрозненном состоянии;
• значение выявления всего многообразия отношений системы с внешней средой, описание каналов, способов взаимодействия с которой имеет большое значение для правильного понимания связей внутри системы;
• представление о том, что жизнь системы определяется взаимодействием происходящих внутри нее процессов изменения и стабилизации, обновления и со-хранения, что длительное нарушение их оборачивается разрушением всей целостности системы.
Особое значение для системного понимания политической жизни, формиро-вания самого понятия политической системы имеют работы американского политолога Дэвида Истона, видевшего ее смысл в учете взаимодействия со средой, сущность системного анализа политической жизни – в выявлении способов поддержания равновесия со средой, а назначение политической системы – в растворении социальных различий, преодолении политических конфликтов и противоречий.
В течение двадцати лет идея политической системы была не востребованной постсоветской государственно-правовой науке, ее использование было здесь ограниченным: или как аналога политической организации, то есть институциональной ее стороны, или в качестве чисто пропагандистского клише, о смысле которого никто особенно и не задумывался; когда речь, например, шла о «политической системе развитого социализма», как это и делалось в Конституции СССР 1977 г.
При сопоставлении понятий «политическая система» и «политическая организация» необходимо принимать во внимание различие их методологических потенциалов и смыслов, вытекающее прежде всего из дифференциации идей линейной и многоканальной (многофакторной) детерминации политической жизни.
Категория «политическая организация» связана с идеей линейной материалистической детерминации, воплощающейся в такой известной системе отношений, как производительные силы – производственные отношения (базис) – классовая структура общества – соответствующая ей надстройка, элементом которой и служит политическая Организация с государством – аппаратом классового господства, политическими партиями – выразителями интересов действующих в обществе классов, идеологий – теоретическим выражением этих интересов.
Категория «политическая система» вносит в политический анализ принцип многоканальной, многофакторной зависимости, говорящий о том, что наряду с экономическими факторами, а в определенных ситуациях и вопреки им политические события и институты зависят и от культурной среды, и от традиций, и от природных особенностей, и от структуры господствующих в обществе ценностей, и т.д.
Системный анализ государственно-правовых явлений исходит из признания многообразия зависимостей и функций политической системы, отнюдь не сводимых к идее классового господства. В центре представлений о политической организации находится категория государства, в центре представлений о политической системе и ее функциях – понятие ценности.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/sistemnyj-podhod-k-analizu-politicheskoj-zhizni/
Читать книгу «Системный подход к управлению высокотехнологичными проектами» онлайн— Виктор Николенко — Страница 1 — MyBook
- © Виктор Юрьевич Николенко, 2019
- ISBN 978-5-0050-5425-8
- Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Почему эту книгу нужно прочесть
Перед Вами сжатый курс «Системный подход к управлению высокотехнологичными проектами» для менеджеров таких отраслей, как авиация, космос, «Росатом», автомобилестроение, железнодорожный транспорт, «Ростех», нефтегаз, ИТ и др.
В фокусе данной книги находятся практические вопросы управления высокотехнологичными проектами и программами, к сожалению, недооцененные и отсутствующие в отечественной литературе.
Процессы создания новых образцов высокотехнологичной продукции в XXI веке стремительно развиваются в связи с требованиями рынка. При этом в разработках новой продукции в мире используется эффективная методология системной инженерии и техника командной работы.
Данной теме посвящено значительное количество монографий, часть из которых приведена в перечне литературы в конце книги [1…13]. Обусловлено это тем, что на сегодня системно-инженерный менеджмент – единственная важная практическая дисциплина реализации инновационных проектов с подтвержденным положительным эффектом.
Есть много проектов, простых и сложных, которые включают системы и ведут себя в соответствии с законами систем, что связано со спецификой инженерных программ.
Методы традиционного управления проектом (например, согласно PMBoK) направляют общее планирование, организацию, контроль, управление ресурсами, однако не детализируют основное содержание управления программами разработки сложных технических систем.
Управление сложными проектами в рамках системного подхода ликвидирует указанный пробел, предоставляет руководство и инструменты для отслеживания и управления техническими аспектами программной деятельности, отслеживает и контролирует технический прогресс проекта и адаптирует процессы, специфичные для инженерной программы, с целью оптимального удовлетворения потребностей Заказчика.
Понимание и применение в управлении принципов системно-инженерного подхода сегодня является самым мощным профессиональным навыком, которым могут обладать рядовые инженеры и менеджеры в современном мире. Для сведения читателя в разделе I книги изложен краткий набор материалов по системной инженерии, которые могут быть использованы в реальной работе при создании продуктов и систем завтрашнего дня.
Системная инженерия оформилась на рубеже ХХ—ХХI веков на основе опыта и достижений технических и управленческих наук как организованный набор принципов, правил и процедур создания высокотехнологичных продуктов. Данные материалы были формализованы, реализованы в стандартах (включая ряд российских ГОСТов) и инструкциях.
Воздействие методологии было многократно усилено внедрением информационных технологий. Международное сообщество системных инженеров INCOSE выдало 4-е издание справочника INCOSE Systems Engineering Handbook.
Подробную информацию можно найти в последнем издании курса системной инженерии NASA (исходный справочник и два тома разъяснений к нему) [11, 12].
Автором ранее издано учебное пособие «Базовый курс системной инженерии» [13] на основе опыта работы и курса лекций, прочитанных в 2013—2016 гг. на междисциплинарной кафедре Высшей школы системной инженерии МФТИ, http://sehs.mipt.ru.
Ссылки на литературу могут подсказать стандарты, регламенты, документы из сети интернет. Опыт обучения показал, что понимание методологии системно-инженерного управления программами приходит уже на втором-третьем проектах.
Книгу предваряет введение, где изложены сводные данные многолетнего практического применения данного подхода в РФ при непосредственном участии и под руководством автора.
Введение. Вопросы современной подготовки специалистов
Для тех, кому некогда читать даже краткую книгу, написан этот раздел.
Автор излагает накопленный собственный взгляд практика-руководителя пяти инженерных центров, который возможно использовать в освоении системной инженерии (см. биографию в конце книги).
Постановка задачи
Основной задачей обучающих и обучаемых на сегодня является исполнение противоречивых требований к подготовке персонала:
• Необходимо увеличить объем материала для усвоения (т.е. тенденция «вечного студента»).
- • Необходимо сократить сроки обучения специалистов для улучшения экономической отдачи.
- На этом фоне непрерывно появляются новые разделы знаний, продвижение передовых теоретических разработок имеющихся компетенций и колоссальный информационный шум вокруг «лучших новых знаний» в связи с развитием коммерциализации обучения.
- На самом деле, если непредвзято аккумулировать сегодняшний позитивный опыт (российский и зарубежный), задача решается вполне реалистичными методами в разумные сроки. Современный набор инструментов инженера опирается на четыре базовые дисциплины, а именно (в скобках – основные источники получения знаний):
• Предметная инженерия (специализацию дает ВУЗ – электроника, робототехника, автомобили, вертолеты, нефтехимия и т.д.).
- • Система менеджмента качества (как правило, изучается в организации – обеспечивает рыночный спрос и минимизацию затрат).
- • Управление проектом (во многом случайный процесс получения общих сведений из многочисленных пособий типа PMBoK и курсов для
- • Системная инженерия (на сегодня минимально доступна в РФ, «клей» для объединения вышеперечисленного, универсальное дополнение к пропущенным важным элементам инженерной науки в части технической, управленческой и организационной, системный подход, предмет настоящей книги).
Кроме того, каждые инженерные и управленческие службы уже десятки лет работают в едином информационном пространстве (цифровизация процессов, большие объемы данных).
Использование данного инструмента в той или иной степени является для менеджеров обязательным наравне со знанием технического английского языка (чтобы с пользой применять возможности интернета).
Так как цифровизация стала государственной программой в РФ, далее об этом упоминается в минимальной степени.
Сегодня владение перечисленным набором базовых знаний является необходимым и достаточным для исполнения любых задач промышленности, в том числе авиационной, космической, атомной, нефтеперерабатывающей и др.
На основе многолетнего опыта РФ и зарубежных лидеров рынка высоких технологий автор настаивает, что в том или ином объеме весь набор знаний должен быть на вооружении и инженеров, и менеджеров. Нельзя профессионально заниматься высокими технологиями, не понимая предмета работ и с инженерной, и с экономико-управленческой стороны.
Системная инженерия является удобным и высокоэффективным средством обучения проектных команд и отдельных инженеров, неотъемлемой частью высокотехнологичных масштабных проектов. К сожалению, обучение системной инженерии с советских времен резко сократилось в вузах РФ. Образовательные новшества полезны для тех, кто освоил базовые знания и практические методологии эффективной работы.
- Некоторые итоги применения системной инженерии в РФ
- • Обучение системно-инженерному подходу приносит заметный практический эффект для 80—90% «обычных» инженеров (выпускников отечественных технических вузов) различных категорий.
- • Освоение происходит в оперативном режиме, через 1—1,5 года сотрудники выходят на удовлетворительные темпы и качество работ, скачкообразно растет понимание системного подхода к задачам.
- • Заметно снижаются потери рабочего времени в проекте.
- • Возрастает качество работ и получаемых результатов.
- • Рост производительности труда после периода обучения составляет от 20 до 100% и далее обеспечивает стабильный рост не менее 15—25% в год.
- Немного истории системной инженерии
• С 90-х годов прошлого века все крупнейшие правительственные учреждения и ведущие мировые компании различных стран используют системно-инженерный подход для реализации своих высокотехнологических проектов.
Применение стандартов системной инженерии обязательно для контрактов военных ведомств развитых стран и государственных заказчиков сложных систем (строительство атомных станций, мостов, транспортной инфраструктуры), таких как Министерство обороны США (DoD), Национальная аэрокосмическая ассоциация (NASA), компаний Boeing, Airbus, гигантов в сфере телекоммуникаций и информационных технологий (Siemens, IBM) и др.
- • Системная инженерия – междисциплинарный подход, определяющий полный набор технических и управленческих усилий, чтобы преобразовать совокупность потребностей и ожиданий заказчика и имеющихся ограничений в эффективные решения и поддержать эти решения в течение жизненного цикла (ЖЦ) системы (определение INCOSE).
- Суть системной инженерии как дисциплины, которая для достижения своих целей ориентируется в рамках управления ЖЦ, состоит в комплексном решении задач управления и задач проектирования.
- Данная методология дополняет (или как сказано выше, «склеивает») набор стандартных дисциплин высокотехнологичного проекта.
- Системная инженерия охватывает все стадии и детали разработки продукта – от замысла до внедрения, – руководствуясь интересами конечного пользователя.
- Процесс решения задач в системной инженерии включает постановку проблемы, управление требованиями, нахождение научно-технических решений, моделирование системы, оптимизацию, разработку архитектуры, управление интерфейсами, управление конфигурацией, интеграцию системы, верификацию и валидацию, эксплуатацию, утилизацию.
- Практически значимые эффекты системная инженерия обеспечивает за счет использования общего междисциплинарного языка для участников проекта, целенаправленного снижения проектных рисков, исправления ошибок на ранних стадиях, когда сделать это еще относительно дешево, на основе эффективных процессов жизненного цикла, повышения производительности команды проекта.
• Системная инженерия приносит выгоду в проекте, при этом она относится к статье накладных расходов.
В современных проектах на системно-инженерные процессы выделяется статья в бюджете (от 5 до 30%, цифра возрастает в зависимости от масштабов проекта), чтобы предотвратить возможные убытки, исключить последующую переделку готового изделия.
То есть результат системной инженерии – не увеличение прибыли, а снижение вероятных убытков проекта (за счет выполнения программы в заданные сроки, в рамках бюджета, согласно требованиям контракта, с высоким качеством).
Определяющая роль системной инженерии на стартовом этапе любого высокотехнологичного проекта крайне важна, так как после формирования облика продукта реализация проекта движется по заданному пути, затраты спланированы, изменения маловероятны. С 2016 г. отчетность по данной статье включена в обязательный перечень для подрядчиков Министерства обороны США в части государственных контрактов.
При этом системный инженер является ответственным «за систему в целом» для всех остальных дисциплин, которые участвуют в проекте. Также в команде проекта должны быть инженеры «по предметным специальностям» и менеджер проектов. Задача облегчается тем, что издано много методических материалов, где детально описано применение всех основных процессов системной инженерии.
Важнейшей основой системной инженерии являются официальные международные стандарты, задающие правила работы, применимые в этой сфере. Они выделены в семейство стандартов системной и программной инженерии. В книге приведен перечень российских стандартов ГОСТ по системной инженерии, т.е. удовлетворительная отечественная нормативная база уже имеется.
Активный интерес в мире к преподаванию системной инженерии подтверждается тем, что предмет системной инженерии входит в учебные планы всех ведущих зарубежных университетов и нескольких российских вузов. Также компании активно содействуют повышению квалификации в этой области своих сотрудников.
И в заключение одно напоминание управленцам: инженерное дело – это коллективный спорт. Побеждает команда, у которой последний участник пересек линию финиша раньше конкурентов. Поэтому учить нужно всех, упорно, терпеливо, и успех придет достаточно быстро.
237 000 книг и 43 000 аудиокниг
Источник: https://MyBook.ru/author/viktor-nikolenko/sistemnyj-podhod-kupravleniyu-vysokotehnologichnym/read/
Системный подход к организации научной работы студентов в условиях высшей школы
Вопрос 16
В параграфе решается ряд задач, необходимых для всестороннего представления о системном подходе. Рассмотреть понятие и необходимость системного подхода к организации научной работы студентов в условиях высшей школы. Определить цели и задачи, которые решаются системным подходом.
Решить проблему осуществления системного подхода. Рассмотреть структуру реализации системного подхода. Раскрыть структуру системного подхода – все составляющие от управляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются.
Также рассмотреть методы и формы научной работы, которые используются в системном подходе.
Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников высшей школы.
Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самовыражения и самоутверждения в условиях практической, самостоятельной работы.
Многие из разработчиков интересующей нас проблемы отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к творческому выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов.
Недооценка научного подхода к решению профессиональных задач, не всегда должная готовность к научной работе и владения ее методикой будущими педагогами позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке педагогических кадров все еще не полностью используется потенциал научно-исследовательской деятельности.
- Рефлексивный подход к изучению состояния проблемы в теории и практике, ее актуальность предопределяют необходимость комплексного подхода к использованию потенциала научной работы студентов в их профессиональной подготовке.
- Все составляющие звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации.
- Под системным подходом мы будем понимать такую организацию научной работы, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности, формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему нестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационными технологиями и методикой научной деятельности.
Системный подход предусматривает определение целей и задач научной работы, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности научной работы; выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы; приемов рефлексирующей, диагностирующей и корректирующей деятельности студентов в области научного поиска.
Осуществление системного подхода носит поэтапный характер. В организации и проведении научной работы со студентами большое значение придается мотивационному, диагностическому, проективному, деятельному, рефлексивному и коррекционному этапам.
Реализация системного подхода предполагает поэтапное решение задач: выработка концептуальных положений, создание материальной и научно-методической базы; разработка графика научной работы в соответствии со спецификой факультета и границами учебного процесса; обеспечение грамотным научным руководством студентов; включение их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы.
Научная работа, как важное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, должна занимать ведущее место в условиях высшего образования.
Задача высшей школы состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в высшей школе студент будет активно участвовать в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами, факультетами.
- Успешность и результативность научной работы в первую очередь определяется созданием органов управления, студенческого актива, который призван определить цель, задачи, основные направления научной деятельности, задачи, формы, методы и средства их реализации.
- Таким органом выступает научно-методический совет (НМС), в состав которого входят по одному представителю от студентов и преподавателей от каждого факультета. В свою очередь на каждом факультете создан совет, объединяющий в себе представителей от каждого курса для организации и координации научной работы с учетом специфики курса, уровня подготовки и опыта
- Вопрос 15, 16
- План:
- Введение.
1.Определение понятия “научно-исследовательская деятельность ” и необходимость ее проведения в вузе.
2. Системный подход к организации научной работы студентов.
- Заключение.
- Список литературы.
- Введение.
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности.
Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в вузе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
Целью этой работы является определение главных составляющих, структуры научно-исследовательской деятельности, её формирование средствами проблемного обучения, рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s8407t6.html
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества статья на тему
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Н.В. Новолодская, Минусинский медицинский техникум
Основная задача образовательного учреждения состоит сегодня в подготовке выпускника, не только в совершенстве изучившего специальный предмет, не только хорошо знающего теоретические положения, но и владеющего новыми информационными технологиями, что позволяет говорить о профессиональной компетентности будущего специалиста.
В связи с этим совершенно необходимо, во-первых, чтобы научные знания, преподносимые студентам, не воспринимались ими дифференцированно от современного уровня информационной культуры; во-вторых, образование должно давать будущим специалистам не готовые знания, а выступать инструментом формирования различных способов мышления, адекватных разнообразным видам их будущей деятельности.
Учебный процесс на всех уровнях и направлениях системы среднего профессионального образования должен быть сосредоточен на формировании глубоких убеждений, устойчивых навыков и постоянной потребности студентов к самосовершенствованию, в связи с чем так необходимы поиск и разработка новых современных подходов к процессу обучения. Существенная роль при этом отводится информационным технологиям. Создание системы их использования позволит совершить активный прорыв к качественно новой структуре преподавания информатики для будущих специалистов.
Компьютерные технологии как техническое средство обучения развиваются в рамках существующего учебного процесса, поэтому в большей или меньшей степени совместимы с ним. Но в то же время компьютерные технологии, создаваемые или созданные, могут и сами активно влиять на изменения не только методики преподавания, но и всего учебного процесса.
Преподаватель при наличии компьютерных средств обучения остается главным организатором процесса управления познавательной деятельностью студентов. И эффективность использования различных информационных технологий во многом зависит от того, как он их применяет.
Отсюда следует, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы сам педагог был заинтересован в использовании компьютерных средств обучения. Сделать всё возможное, чтобы преподаватель, воспринимав эти средства в качестве своих помощников на педагогическом поприще, способствующих совершенствованию его мастерства.
Это необходимо хотя бы потому, что введение всякого новшества в преподавании требует преодоления психологического барьера при его применении.
- Современные тенденции совершенствования учебного процесса с использованием информационных технологий позволяют отметить как одну из проблем обучения будущих специалистов отсутствие систематизации информационных средств, в первую очередь -компьютерных, используемых или потенциально возможных к использованию для обучения студентов.
- Информационные средства включают в себя компьютерные, аудио- и видеопрограммы, печатные материалы.
- Информационные средства, применяемые в образовании, порядок и особенности их использования, наличие обратной связи, позволяющей корректировать учебную программу, объединяются общим термином информационные технологии.
- В зависимости от содержательной направленности информационные средства в профессиональной подготовке будущих специалистов подразделяются на: обучающие; контролирующие; информационные; игровые; комплексные (рис 1.)
Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/informatika-i-vychislitelnaya-tekhnika/library/2013/11/02/sistemnyy-podkhod-v-podgotovke