Система воспитания в трудовой колонии им. м.горького — справочник студента

ngeorgij

  В недавнем посте о крестном ходе с Озерянской иконой уже отмечалась печальная судьба Куряжского монастыря, разрушенного в первые же годы советской власти. На его территории была размещена детская трудовая колония, превратившая бывший монастырь в «разбойничье гнездо» и в «бандитский Куряж», каким стали видеть недавнее святое место жители окрестных сёл. Их отношение к колонистам, надо полагать, стало меняться, когда в Куряжскую колонию влились воспитанники колонии имени Горького во главе со своим заведующим  А.С Макаренко, переведенные в Куряж из-под Полтавы. Это произошло в 1926 году. Приведенные ниже сведения о жизни Куряжской колонии взяты из статьи, опубликованной в журнале «Всесвіт» в 1927 году, фотографии – из материала о колонии имени Горького, выложенного на сайте Украинского новостного интернет-издания.

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студента

 

  Что же представляла собой Куряжская колония имени Горького в те годы?  Все воспитанники по производственному принципу были распределены по 25 отрядам. Каждый отряд имел свою спальню, своё место в столовой, своё хозяйство.

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студента1927 г. Слева видна часть центрального здания, в котором находились кабинет А.С.Макаренко, столовая и клуб. Справа — паперть, где ночевал отряд колонистов после переезда в Куряж.

Во главе каждого отряда – командир, назначавшийся из числа наиболее активных колонистов. Управление колонией осуществлялось советом командиров.   В колонии были столярная, сапожная, швейная мастерские, кузня и электростанция, где работали исключительно колонисты.

Ими же выполнялись заказы на столярные, кузнечные и другие работы. Электростанция давала свет не только колонии, но и в селу Куряж.   В летнее время основное занятие – полевые работы.

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаКолонисты на баштане. На заднем плане сельскохозяйственные постройки колонии

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студента

Постройка свинарника  (май 1927 г.)У колонии было 72 гектара земли, засеянных кормовыми травами, засаженных буряком, занятых огородами.

В поле под присмотром опытных агрономов работал «Фордзон», другой трактор, системы «Запорожец», был приспособлен для приведения в действие станков в мастерских.

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаПервый трактор в колонии им.М.Горького (1927 г.)

  Главный лозунг колонии – учёба и труд. Школа-семилетка – в большом светлом помещении.

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаГруппа колонистов-горьковцев — бывших куряжан. Справа здание школы колонии им.М.Горького.

Лучшие выпускники направлялись в ВУЗы. В 1927 году в ВУЗах училось 29 бывших колонистов, которыми гордилась колония.

  • Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студента
  • Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студента
  • Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студента

  Летний трудовой день начинался в 5 часов: подъём, уборка помещений, кормление скота.После завтрака – работа в мастерских и в поле. В 12 часов – обед и послеобеденный отдых в течение часа, после чего снова работа — до 4 часов. Далее – время отдыха и культурно-просветительной работы в клубе.Салют знамени. Поход колонии им.М.Горького в Харьков. А.С.Макаренко впереди знаменной бригады, следующей к правому флангу.Колония им.М.Горького в походном марше (1928 г.)В походе. Караул у знамени колонии им.М.Горького. В колонии было два больших светлых клуба – Громкий и Тихий, как называли их воспитанники. В Громком проходили разного рода игры, представления, концерты, Тихий служил для занятий, чтения и заседаний совета командиров.

Вид двора колонии им.М.Горького (1927-1928 гг.)

  Незабываемой для всех колонистов осталась в памяти встреча с Максимом Горьким – их другом, шефом и учителем, подарившим каждому частицу своего сердца.

А.М.Горький и А.С.Макаренко с группой воспитанников колонии (Куряж, 1928 г.)

  1. Группа колонистов и сотрудников колонии (1926 г.)

  В Куряже А. С. Макаренко работал до 1928 г. За годы своей работы в детских трудовых колониях через его руки прошло более трёх тысяч воспитанников, получивших образование и профессию. Многие из них посвятили себя работе с «трудными» детьми. К 100-летию со дня рождения А. С. Макаренко Куряжской исправительно-трудовой колонии было присвоено имя великого педагога.

Вместо послесловия — о памятнике А.С.Макаренко в Харькове.

  •                     Памятник Макаренко демонтировали.

Сообщение «МедиаПорта»:   Сегодня, 24 октября 2011 г,  рабочие разобрали памятник педагогу и общественному деятелю Антону Макаренко. Бюст на постаменте, простоявший больше сорока лет напротив главного входа в парк имени Горького, демонтировали.   Памятник Антону Макаренко установили в 1968 году по инициативе трудящихся завода напротив главного входа в парк им. Горького на улице Сумской.Сегодня утром памятник «снесли». Рабочие распилили его по швам и погрузили камни на грузовик.   Еще в начале года в мэрии озвучили свою задумку: обустроить сквер напротив парка им. Горького, круг трамвая «сдвинуть в сторону «ФЭДа», а памятник Макаренко отправить или на завод «ФЭД», или на «Коммунар».    Перенести памятник на территорию завода предложило руководство государственного предприятия, рассказал «МедиаПорту» помощник директора Владимир Дерлюк.   «Этот памятник был построен по инициативе нашего завода, и мы к Антону Семёновичу Макаренко имеем непосредственное историческое отношение. Этому памятнику определено красивое, достойное, посещаемое место», — сказал Дерлюк.  А на возражение, что памятник скроют за заводским забором, Дерлюк ответил: «Тот, кто захочет, тот сможет [увидеть]. Потому что бывают заявки от школ, от организаций посетить наш музей. Мы часто такое делаем, чтоб знали историю нашего завода и основателя». Поставят бюст между административным корпусом и сборочным цехом.

  К слову, рабочие Куряжской исправительной колонии весной этого года обратились к городским властям с просьбой отдать памятник им: мол, Макаренко работал в колонии, и поставить его памятник на территории было бы правильным.    Но ответ на своё обращение так и не получили.

  1.                                                                                             Письмо мэру г. Харькова
  2.                                 Глубокоуважаемый Геннадий Адольфович!

   Я искренне радуюсь тому, что к руководству нашим городом пришли, наконец, умные и энергичные люди, которые буквально на глазах меняют его облик. Полностью поддерживаю все проведенные Вами мероприятия, которые вызывали дискуссии среди харьковчан. Однако вчера услышал и увидел воочию, что городские власти убрали с центральной улицы памятник А.С.

Макаренко и решили перенести его на территорию завода. Уверяю Вас, что это грубая ошибка, которая получит неблагоприятный для города мировой резонанс. Этот вопрос, убеждён, готовили некомпетентные люди, которые не понимают, какое место занимает педагог-писатель з современном культурном мире.

  На сегодняшний день нет в истории Харькова имени более известного и более притягательного для мировой общественности, чем Макаренко. Существует Всемирная макаренковская ассоциация, во всех крупных странах есть специальные лаборатории по изучению его наследия, всемирную известность приобрела «Педагогическая поэма». Мировым центром макаренковедения стал г.

Марбург (Германия), в котором с 1968 года работает лаборатория Маkаrеnkо-Referat во главе с доктором Хиллигом. Есть лаборатории в Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске, Волгограде,  Полтаве и других городах бывшего СССР.

Окончательный вердикт науки о нем такой: Макаренко великий педагог XX века, его педагогическая теория соответствует общечеловеческим гуманистическим, в том числе и христианским ценностям.

   Я всю жизнь занимаюсь изучением Макаренко, более 20 лет сотрудничал с немецкой лабораторией, которой удалось собрать и опубликовать уникальные документы, и хорошо знаю отношение к Макаренко в мире. Поверьте, здесь нет абсолютно никаких преувеличений.

Мне обидно и за Макаренко и за наш город, с которым связан самый яркий период его педагогической деятельности. Хронологически его жизнь выглядит так:1920-1926 — Полтава1926-1935 — Харьков1935-1937 —Киев1937-1939 — МоскваПредложение моё таково. Памятник демонтировали и возвращать его на старое место нет смысла.

Прятать его на территорию завода в свете сказанного выглядит абсурдом. Его место — на территории парка, где стояла скульптура Горького. В советские времена все городские парки назывались по московскому образцу — имени Горького. Многие украинские города отказались от этой традиции и поступили правильно. Пора и нам по-настоящему увековечить имя великого педагога: назвать парк культуры и отдыха именем Макаренко и установить у входа его памятник.    Уважаемый Геннадий Адольфович! Я готов выступить перед соответствующей комиссией для обоснования своего предложения.

                                                  Гетманец М. Ф., доктор филолог. наук, профессор

Источник: https://ngeorgij.livejournal.com/60452.html

Музей-заповедник Антона Макаренко (Колония им. М. Горького)

?

Categories:

  • СССР
  • История
  • Образование
  • Cancel

Так было до майдана.

Музей ВЕЛИКОГО ПЕДАГОГА на территории СССР.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

Взято тут.

Музей Антона Макаренко находится на окраине Ковалевки в бывшем имении Трепке, где с 1921 по 1926 год располагалась колония для беспризорных им. М. Горького, возглавляемая известным писателем и педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, и описанная в его произведении «Педагогическая поэма».После перевода в 1926 году колонии им.

Горького в поселок Куряж, что под Харьковом, все постройки и земли бывшего имения Трепке, приведенные в порядок Антоном Макаренко и его колонистами, перешли в распоряжение другой колонии – им. В. Короленко. В послевоенные годы здесь размещались детский дом и школа-интернат для детей-сирот.

В 1988 году на базе Ковалевской школы-интерната (сейчас это Областной лицей-интернат для одаренных детей) открыт Музей  Антона Макаренко. Музейная экспозиция размещена в двух зданиях бывшего имения Трепке – в так называемых красном и белом корпусах.

Читайте также:  Принципы анри файоля - справочник студента

В красном корпусе – мемориальная часть и экспонаты, рассказывающие об истории основания и развитии колонии им. М. Горького. В белом корпусе – экспонаты , иллюстрирующие повседневный быт колонистов. Здесь воссозданы интерьеры спален, мастерских, клуба и личный кабинет Антона Макаренко.Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаСистема воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаСистема воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаСистема воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаСистема воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студента—Столько впечатлений, даже не знаю с чего начать. Наверное, начну с совета: лучше всего приехать в музей сразу после прочтения «Педагогической поэмы» (интереснейшая книжка, читается на одном дыхании). Тогда эффект от осмотра экспозиции будет в разы сильнее. Ну или, как минимум, слова «имение Трепке» и «колония им. Горького» не будут пустым звуком.

А если кто приедет не прочитав, наверняка захочет сделать это после. Как в моем случае: я прочел «Педагогическую поэму» как раз находясь под впечатлением от музея.

Посещение белопольского Музея Макаренко такого эффекта не дает. Там рассказывают в основном о жизни самого Макаренко, а здесь, в Ковалевке, больше нажимают на организацию воспитательного процесса. Тема особенно актуальна для тех, у кого есть дети.

Обязательно нужно взять экскурсию (стоит всего 20 грн./2,5$). Продолжительность экскурсии почти два часа, но за это время мне ни минуты не было скучно. Наоборот, тема оказалась настолько заразной, что я на несколько недель нырнул в нее с головой.

Читал и произведения самого Макаренко, и написанное другими о нем. Скажу честно, после всего прочитанного проникся глубоким уважением к этому человеку.Дата посещения: октябрь 2011 г.—Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студента

Если ролик не открывается, вот другая ссылка.

Источник: https://energa.livejournal.com/1334496.html

«Чем-то они напоминают мне оксфордских студентов»

Считается, что советский воспитатель и автор «Педагогической поэмы» Антон Макаренко заложил основы современной педагогики. Но его методы до сих пор не получили однозначной оценки: с одной стороны, он талантлив и его работа дала результат, с другой — его часто ругают за «тюремную» логику воспитания.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Добро с кулаками

В 1920 году полтавский Губнаробраз (Губернский отдел народного образования) велел интеллигенту с плохим зрением, 32-летнему Антону Макаренко создать трудовую колонию для малолетних преступников (или морально дефективных, как их тогда называли).

Взяться за обучение подростков-преступников было поступком смелым: Макаренко сам в детстве был не таким, не хулиганил, держался в стороне от детских игр из-за слабого здоровья. Он вообще был из другого круга, из хорошей семьи.

Но смело отправился обустраивать колонию на месте заброшенных кирпичных домиков посреди леса в шести километрах от Полтавы.

Первые дни своей работы в колонии Макаренко назвал «бесславными».

По свидетельству Гетца Хиллига, доктора философии и исследователя деятельности Макаренко, в колонии жили сначала пять, потом десять подростков-грабителей (в «Педагогической поэме» упоминаются шестеро).

Они не слушались, кидались в хрупких учительниц, вчерашних гимназисток, сапогами, отказывались работать, убегали из колонии. Уже через неделю после приезда один из воспитанников устроил поножовщину за пределами колонии.

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаМакаренко и воспитанники колонии

Руководитель колонии боялся своих воспитанников и даже раздобыл наган для самозащиты. И первый же учинил насилие: когда в очередной раз один из учеников, главарь шайки, отказался работать и обругал Макаренко, то получил по лицу.

Педагог очень переживал из-за этого своего поступка («первый раз в жизни человека ударил!») и даже боялся потом идти в лес по дрова со своими учениками («у каждого было по топору»), но как раз этот поступок и поставил на место подростков.

Сам побитый восхищался, мол, лихо как влетело, подчинился и других учеников поставил на место.

Как Макаренко учил преступников

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния, но и месяцами поиска истины», — писал Макаренко.

Книги не давали ответа, как переделывать преступников в «новых людей» для строительства коммунизма, а перевоспитывать нужно было срочно

Поэтому учителю пришлось самому, на собственном опыте, выстраивать систему. Опорой выступил труд. Если всем приходится вместе выживать в лесу, значит, и работать должен каждый. Колония эта, как ни странно, была нужна самим подросткам (другие варианты были хуже), поэтому после той оплеухи дело пошло на лад.

Макаренко в статье «Очерк работы Полтавской трудовой колонии им. М. Горького» несколько витиевато писал: «…труд в условии коллективного хозяйства для нас ценен только потому, что в нём в каждый момент присутствует экономическая забота, а не только трудовое усилие.

Хозяйственная (экономическая) забота, с нашей точки зрения, является элементарным объектом воспитания».

Такой подход не только учил подростков работать и зарабатывать, но и приносил деньги в бюджет. Коммуна имени Дзержинского, где в 30-е годы работал Макаренко, не только сама себя содержала, но и наладила производство фотоаппаратов и электроинструментов и отдавала государству 4,5 миллиона рублей в год. Учителя работали наравне со всеми.

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаКадр из фильма Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской «Педагогическая поэма», 1955 год

Макаренко же стал составлять разновозрастные группы. Он заметил, что так подростки лучше слушаются: старшие выступают наставниками младших, помогают им и чувствуют свою за них ответственность. Часто учителя перекладывали на старших ребят часть своей работы.

В трудных случаях Макаренко мог намекнуть на то, как надо себя вести, а почему, «это объяснят старшие товарищи»: «Если же это человек трудный, который мне не верит, против меня настроен, недоверчиво ко мне относится, я с тем разговаривать не буду. Я соберу старших, вызову его и в самом официальном, приветливом тоне буду с ним говорить…». А дальше само пойдет.

Старшие же помогали разбираться с проблемами: кто лучше самих же детей знает, кто их из однокашников больше всех любит арбузы, а значит, мог их без спроса съесть!

Справка

Антон Макаренко (1888 — 1939) — советский педагог и писатель, известный в первую очередь тем, что в условиях хозяйственной разрухи разработал и осуществил систему воспитания «трудных» детей.

В 1897 году Макаренко поступил в начальное железнодорожное училище. Педагогическое образование получил на учительских курсах в Кременчуге (1905) и в Полтавском учительском институте (1917). Работал учителем, был заведующим железнодорожным и городским училищами.

Широкая известность пришла к педагогу в начале 1920-х годов, когда он предложил решение проблемы резко возросшего числа беспризорников. С 1920 года Макаренко руководил трудовой колонией имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей, о чем потом написал в своих произведениях «Педагогическая поэма» (1935) и «Флаги на башнях» (1938).

В 1927 году он организовал и возглавил детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где проработал до 1935 года, в 1936 году руководил колонией имени М. Горького под Киевом.

Ему удалось добиться феноменальных успехов — трудные подростки не только перевоспитывались, но и эффективно работали, а впоследствии стали достойными людьми, в том числе героями Великой Отечественной войны и орденоносцами.

Главное отличие системы Макаренко — чёткое разделение учебы и воспитания. Он показал, что для действительного «доходчивого» и, в тоже время, не палочного, а культурного воспитания необходимо создать коллектив с выраженными не только вертикальными (начальник — подчинённый, учитель-ученик), но и горизонтальными человеческими, трудовыми и учебными связями.

Свидетельством международного признания Макаренко стало решение ЮНЕСКО, касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

При этом преступления всё равно случались. В «Педагогической поэме» описывается, как у Макаренко украли шестимесячную зарплату. Двое воспитанников знали, кто украл, имени учителю не назвали, только всё хотели побить вора, а наутро принесли помятые деньги.

Как они их вернули, он не спрашивал. Николай Фере, сотрудник колонии, рассказывал про другой случай. Подростки любили своего наставника: «Нельзя было не почувствовать большого уважения, которое ребята питали к своему заведующему».

Захотели сделать ему подарок: построить в колонии беседку и обсадить цветами. Беседку построили, а цветов не нашли. Тогда один из воспитанников пообещал у тети своей раздобыть красивых саженцев.

Цветы для подарка он действительно принес, только вот не у тети (тети, конечно, никакой не было у него) он их взял. А на железнодорожной станции рассада для клумбы пропала.

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаВоспитанники колонии

Колония была названа в честь Максима Горького: Макаренко был в хороших с ним отношениях. Очевидно, Горькому с его культом нового человека нравилась идея «переплавки», превращения преступников в советских граждан.

К тому же Макаренко ведь помогал многим беспризорникам, а Горький им очень сочувствовал. Поэтому, несмотря на то что колония многим не нравилась, Макаренко долгое время держался на плаву.

Многих пугала жесткая дисциплина и идея коллективной ответственности: кто-то разбил чужие окна, за ущерб платили из общей казны на питание! Именно история с окнами, ставшая популярной в местной прессе, стала поводом для главполитпросвета Надежды Крупской: та на очередном съезде комсомола в мае 1928 года объявила войну «пережиткам старого: системе наград, отметок, похвал, наказаний и поощрений». Впрочем, колония, в которой комсомола вообще не было, могла разозлить Крупскую не только этим.

В колонии требовалась «безукоризненная вежливость в обращении друг с другом»

Ученики вспоминают, что Антон Макаренко говорил: «Мы, советские люди, должны блистать изысканной воспитанностью и джентльменством. Нашей воспитанности должен завидовать весь мир». Добивались результата жесткой дисциплиной, её часто называли «тюремной» или «армейской».

Ученик и воспитанник Макаренко, Семен Калабалин создал несколько похожих коммун. И его тоже за это ругают: «Отдаёт директор указание воспитаннику, тот ему в ответ: „Есть!“ Проверяющий аж весь передёргивается: какое-то военизированное сообщество».С другой стороны, и дети были совсем необычные.

Им такое обхождение было понятно: многие из них годами совершали преступления, сидели, привыкли к жесткости.

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького - Справочник студентаКадр из фильма Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской «Педагогическая поэма», 1955 год

Чуковский вспоминает свою встречу с воспитанниками Макаренко и самим педагогом. Он даже и не признал в подростках бывших преступников: «Чем-то они напоминают мне оксфордских студентов». На это замечание Макаренко в ответ смеется: «Правильно.

Вон тот кучерявый — талантливейший вор-чемоданщик со станции Лозовая, под Харьковом. Уж на что знаменитые воры работали всегда на Лозовой, а он был самый среди них знаменитый. А тот, в белых брюках, — всего лишь карманник, но тоже очень высокого класса».

И говорит, что кудрявый посвятил себя медицине, а на концерты парня в белых брюках Чуковский еще будет отыскивать билеты.

Источник: https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/6937508-makarenko

Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького

Основателем трудовой колонии имени Максима Горькова был А.С.Макаренко. Он работал в колонии с 1920 по 1928 год.

Читайте также:  Беседа - справочник студента

Колония имени Максима Горькова располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалевке до 15 мая 1926 года. А вот с 15 мая она меняет свое местонахождение и переезжает под Харьково, в Куряж. Именно по϶тому называли себя куряжцами воспитанники колонии, жившие в Куряже. При ϶том воспитанники колонии, которые переехали ᴎɜ Ковалевки (их было 120 человек) называли себя колонисты — горьковцы.

Но созданию единого коллектива пометодствовало ʼʼзавоевание Куряжаʼʼ. Антон Семенович в конце 1927 года принял по совместительству руководство коммунои̌ имени Федора Дзержинского. Туда было переведено около шестидесяти колонистов — горьковцев. Они то и составили так называемое ядро коммуны.

По϶тому свою воспитательную работу в колонии А. С. Макаренко начал с создания самого коллектива.

Воспитательная работа

Постепенно Антон Семенович привлекал воспитанников колонии к общественно — полезному труду. Так, он ставил разнообразные задачи перед каждым воспитанником по отдельности и группой воспитанников, перед активом в целом, подавал личный пример, завоевывал уважение воспитанников.

Колонисты работали не только в садах и на полях, но и охраняли дорогу от грабителей, защищали государственный лес от вырубки. Данные , вне всяких сомнений, приносили отличные результаты в формировании нравственности у воспитанников. Следует отметить, что так воспитывались бывшие беспризорники.

Антон Семенович укомплектовал библиотеку в колонии с самых первых дней её жизни. Книги, индивидуальное и коллективное чтение стало незаменимым средством воспитания колонистов. Эᴛο занимало важное место в их жизни и, конечно, имело большой воспитательный эффект. В особенности, колонисты любили читать произведения Максима Горькова ʼʼВ людяхʼʼ, ʼʼМои университетыʼʼ, ʼʼДетствоʼʼ.

Совет командиров решал, обсуждал вопросы организации быта и учебного процесса, а так культурно-просветительнои̌ , ведения хозяйства колонии, приёма новых членов и многое, многое другое.

Учебная деятельность

Колонисты ценили свою жизнь и ясно понимали, что жизнь коллектива, который создал А. С. Макаренко, имела целью формирование нового человека. И ему ϶то, вне всяких сомнений, удалось. В ϶том было можно убедиться, взглянув на выпускников коллектива. Они были наполнены духом оптимизма, товарищества, гуманизма, уважения друг к другу. Именно через уважение и доверие Антон Семенович воспитывал у своих воспитанников готовность к обороне и труду.

В связи с большим числом беспризорников (от 4,5 до 7 млн чел.

), появившихся после Первой мировой войны, Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны в России, государством и общественностью был принят ряд мер по устранению явления не только уголовным преследованием, но и ресоциализацией (возвращением в культуру общества), в том числе путём создания колоний перевоспитания малолетних правонарушителей.

При ϶том в колониях было слабое государственное обеспечение. Не хватало организационно — методического обеспечения, материально — технического и продовольственного.

Эᴛο приводила к недоеданию воспитанников и воспитателей.

При ϶том ϶то имело и плюс: так как не хватало методического и организационного контроля, то наиболее одаренные руководители колонии имели большую свободу воспитательного и педагогического творчества.

Примером такой свободы может служить преобразование колонии в коммуны, другими словами, преобразование поселений в сообщества людей, которые связаны общим делом, в общины.

Наиболее известными ᴎɜ них стали коммуна ʼʼКрасные Зориʼʼ И.В.Ионина под Ленинградом, Болшевская трудовая коммуна (1924—1937) М. С. Погребинского. По существу деятельность и многие находки С. Т.

Шатского(колония назвалась ʼʼБодрая жизньʼʼ) перекликается с лучшим опытом и достижениями упомянутых колоний-коммун (хотя ϶то учреждение было создано не государством и ʼʼбодрой жизниʼʼ обычных детей, а не беспризорников).

Колония под Полтавой была создана по поручению Полтавского Губнаробраза Антона Семеновича Макаренко в 1920г.

Деятельность и нововведения А. С. Макаренко

При ϶том наиболее разнообразные оценки и отклики вызвали деятельность и нововведения Антона Семеновича. Так, были и положительные (опыт колонии был назван самым лучших ᴎɜ всœех колоний, который посетил автор, в брошюре М. И. Литвинои̌), и отрицательные отклики (к примеру, в ʼʼПедагогической поэмеʼʼ было сказано, что система учения А. С. Макаренко есть система не советская).

Главный макаренковед профессор Г. Хиллинг, живший в Германии, собрал целый ряд свидетельств, что продолжению деятельности Макаренко в условиях до 1928г. очень заметно методствовал руководитель НКВД Украины Всеволод Аполлонович Балицкий (1893 — 1937).

При ϶том после резко-критических обвинений подходов Макаренко со стороны Н. К.

Крупской с трибуны очередного съезда комсомола в мае 1928 года педагогические чиновники ставят Макаренко перед выбором: отказаться от целого ряда своих принципов в воспитательнои̌ работе или оставить колонию.

Он выбирает оставит колонию и полностью переходит в ранее созданную (в 1927 году) в системе НКВД Коммуну им. Ф.Э.Дзержинского, где до он трудился по совместительству.

Новое начальство колонии им. Горького приложило усилия к тому, чтобы подходы Макаренко там больше не применялись. Ряд ближайших сподвижников Макаренко либо ушли с ним в Коммуну (к примеру, В.Н.Терский), либо вернулись к прежней деятельности (так, Н.Э.

Фере занялся сельскохозяйственнои̌ наукой: сначала отправился в научную экспедицию, поз защитил канд. диссертацию по с/х машиноведению, трудился преподавателем, был назначен зав.

кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина.

Колония им. Горького с времени в качестве образца по воспитанию в научнои̌ литературе не упоминается, а через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время (в том числе в связи с общим сокращением числа беспризорников) она и вовсœе была перенаправлена на работу с несовершеннолетними преступниками, обзавелась высоким забором с колючей проволокой, поменяла название и так далее.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/19391_sistema_vospitaniya_v_trudovoy_kolonii_im_m_gor_kogo

Трудовые коммуны. Опыт Антона Макаренко

Одним из своих важных завоеваний Макаренко считал тот факт, что из его коммун вышли люди, привыкшие трудиться

После распада СССР процессы разрушения культуры и образования в нашей стране шли так стремительно, что сейчас, имея дело с молодыми людьми, уже нельзя поручиться, что они читали «Трех мушкетеров» Дюма.

Но это только часть проблемы.

Снижение культурного уровня, сужение круга интересов, отсутствие навыков совместной деятельности приводят к тому, что сначала люди не могут строить коллективы, а потом и просто элементарно общаться с соседом.

Как сейчас решить проблему построения коллектива? Да еще в условиях, когда это строительство не должно превратиться в долгострой? В СССР в 20–30-е годы XX века этот вопрос решили.

Сразу после окончания Гражданской войны в России начался важный социальный эксперимент — было создано несколько детских коммун: коммуна для подростков, попавших в исправительные учреждения (Болшевская коммуна), и коммуны для беспризорников (Колония имени М. Горького и коммуна имени Дзержинского).

Создание специальных учреждений для беспризорников было вызвано наличием в СССР большого числа детей, оставшихся после Первой мировой и после Гражданской войны без родителей: в 1922 году в стране насчитывалось около семи миллионов малолетних бродяг.

Первая коммуна была создана в 1921 году в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Колония находилась в селе неподалеку от Полтавы и была названа в честь Максима Горького, ставшего одним из инициаторов борьбы с беспризорностью.

Колония имени Горького просуществовала до 1926 года.

За пять лет стараниями ее главы, Антона Семеновича Макаренко, в колонии были выработаны принципы существования, навсегда выдернувшие детей из кочевой стайной протосоциальной среды, в которую их бросили ужасы беспризорщины.

На каких принципах стоилась жизнь в горьковской коммуне?

Дети в коммуне не только учились, но и работали. И учеба, и работа были обязательными для всех. Сначала коммуна занялась сельским хозяйством. Добившись роста урожая пшеницы, в коммуне занялись также животноводством. А на доходы был построен театр, в котором каждую неделю шли спектакли, поставленные коммунарами для деревенских жителей.

Одним из главных внутренних принципов существования коммуны был принцип самоуправления. Все члены коммуны были разбиты на отряды.

Отряды эти образовывались не по производственному и не по учебному принципу — сделано это было для того, чтобы не дать членам отряда сконцентрировать внимание только на одном, интересном для них аспекте жизни коммуны.

Кроме того, в отряд входили дети разных возрастов, что давало возможность старшим учить младших и обеспечивало преемственность поколений.

Макаренко считал, что оптимальное число людей в отряде — от 7 до 15 человек. Каждый отряд имел свое место в столовой и свое спальное место. Командиры отрядов собирались раз в неделю для решения хозяйственных и организационных вопросов. Кроме того, в коммуне регулярно проходили собрания всех ее членов.

В 1926 году Макаренко принимает решение перенести коммуну имени Горького в Куряжскую колонию под Харьковым.

Решение это было связано с тем, что члены коммуны хотели осваивать рабочие специальности, а местоположение коммуны — отсутствие поблизости заводов — накладывало ограничение на ее дальнейшее развитие.

Куряж был хорош тем, что в нем была электростанция, много земли вокруг, уже готовые мастерские (колония располагалась в монастырском здании).

Но решение Макаренко о переезде было всё же неожиданным для колонистов, так как куряжская колония находилась в полуразрушенном состоянии. Плюс к тому ее воспитатели фактически потеряли контроль над своими воспитанниками, а их было около трехсот человек.

Читайте также:  Одночлены: понятие, действия с одночленами - справочник студента

Местные власти предлагали Макаренко идти по пути постепенной интеграции одного коллектива в другой. Но Макаренко не признавал никакой постепенности. Он исповедовал свой метод — «метод взрыва».

Суть его заключалась в том, что на человека оказывалось сильное разовое воздействие, призванное вызвать в нем решающие изменения. С помощью этого метода педагогу удалось не просто навести в Куряжской колонии порядок — ему удалось это сделать в рекордно короткий срок.

Уже спустя несколько месяцев колонию посещали иностранные делегации, изучавшие опыт ее устройства и удивлявшиеся хорошо налаженному хозяйству.

Чтобы уточнить, о чем идет речь, когда говорится о «взрывном» воздействии, надо привести разъяснение самого Макаренко. «Взрывом я называю доведение конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос — или быть членом общества, или уйти из него».

«Ребром» в методике Макаренко вопрос ставит сам коллектив. Поэтому очень важно, чтобы коллектив был. И не просто был, а был готов перестраивать окружающий мир и попадающих в его орбиту людей в соответствии со своим принципами.

У Макаренко костяк такого коллектива сложился в первом поселении. И этот костяк смог повлиять на изменение обстановки на новом месте — в Куряже, а потом последовал за Макаренко в новое место — в образованную им в 1927 году коммуну имени Дзержинского.

В коммуне Дзержинского метод «взрыва» использовался, в частности, в момент, когда нужно было набирать в коммуну новых членов. На железнодорожные вокзалы выдвигался небольшой отряд из коммунаров.

Коммунары собирали беспризорных, путешествовавших на поездах, и прямо предлагали им идти работать в коммуну. Если беспризорники соглашались (а они, как правило, соглашались), то немедленно происходил обряд их принятия.

Обряд, целью которого было удивить, потрясти, то есть задействовать «метод взрыва».

Как только беспризорник соглашался войти в общину, к нему подходил весь отряд коммунаров: парадно одетые ребята, со знаменем и с оркестром. В честь вновь прибывшего члена коллектива они выстраивались в шеренгу, играли на музыкальных инструментах и все вместе торжественным маршем направлялись в коммуну.

В коммуне новых членов ждало очередное потрясение. Их мыли, одевали в новую, чистую одежду, а старую одежду сжигали. Чем это не обряд инициации? Для нового члена коллектива начиналась другая жизнь, старую жизнь символически сжигали в огне.

Вот как описывает свои впечатления от коммуны Иван Токарев, один из воспитанников Макаренко. «На территории кругом клумбы с цветами, дорожки из асфальта, чистота и красота.

Постригли нас под машинку, помыли, старую одежду сожгли и выдали новую, чистую: гамаши, полугалифе, тюбетеечку. Смотрю в зеркало — сам себе нравлюсь! Бежать от такой красивой и сытой жизни никому и в голову не приходило.

Но для того, чтобы так красиво жить, нужно было учиться и работать… Все, кто старше тринадцати лет, работали, младшие — нет, они были у старших на посылках».

Макаренко придавал большое значение порядку, чистоте и эстетической стороне жизни в коммуне. По его мнению, внешний облик, детали, мелочи — всё это создавало общий стиль. А у коллектива, считал Макаренко, обязательно должен быть стиль. Это одно из его неотъемлемых свойств.

Одной из «мелочей», на которую в коммуне обращали особое внимание, была одежда. На уроки в школу преподаватели и ученики ходили в самой хорошей одежде.

Макаренко отмечал: «Я не остановился бы ни перед чем, я бы дал каждой школе очень красивую форму. Это очень хороший клей для коллектива».

Кроме того, Макаренко говорил: «Стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре».

Но коллектив появлялся не только благодаря заботе о внешнем виде и за счет благоустройства окружающего пространства. Обряд инициации предполагал внутренние перемены.

Прежде всего, новый член коллектива оставлял вовне все свои плохие привычки: материться, пить, плеваться, ругаться и так далее. Но это были только самые элементарные вещи.

А обучаться приходилось и более сложным вещам: в коммуне были приняты строгие правила поведения, и дисциплина была приближена к военной.

По мнению Макаренко, дисциплина была неотъемлемым качеством хорошо воспитанного человека. Правила дисциплины в коммуне существовали одинаково для всех: и для преподавателей, и для их воспитанников. Без внимания не оставались даже самые незначительные отступления от общих правил и требований.

Члены коллектива, неукоснительно выполнявшие все правила, а также поддерживавшие соблюдение этих правил другими членами коллектива, становились ядром коллектива, ядром, на которое опирались педагоги, ядром, дававшим возможность безболезненно интегрировать в коллектив новых членов, ввести в коллективе принципы самоорганизации. Так как самоорганизация была основана на том, что сильный коллектив устанавливал нормы поведения и следил за тем, как они выполняются.

В коммуне сложилась ситуация, при которой с членов ядра коммуны спрашивали за проступки гораздо строже, чем с рядовых ее членов.

Более того — такой жесткий спрос был в коммуне не обузой, а желанным признанием своей роли, доказательством того, что к тебе относятся как к ответственному, сознательному члену коллектива, как к человеку, входящему в ядро коллектива.

В качестве крайней меры воздействия в коммуне существовала практика исключения. Но случаи исключения были очень редки.

Ученики Макаренко показали, что способны в кратчайшие сроки обжиться практически в любых условиях. Созданная в декабре 1927 года под Харьковом новая коммуна Макаренко — коммуна имени Феликса Дзержинского — бедствовала только первые месяцы.

Имевшихся средств для существования — добровольных взносов работников ОГПУ — не хватало. Все члены коммуны (60 человек) размещались в одном доме.

Уже в течение первого года жизни коммуны было организовано сельскохозяйственное производство, позволившее сначала прокормиться самим, потом — скопить немного денег и начать думать о производстве.

В 1928 году, решая, какое производство нужно организовывать в коммуне, Макаренко остановился на том, что надо производить товары, которых нет на советском рынке. Плюс это должно быть производство, которое позволит коммунарам овладевать сложными профессиями.

В итоге в коммуне имени Дзержинского коммунары построили первый в СССР завод электроинструментов, а еще чуть позже создали производство фотоаппаратов. Коммуна не только обеспечила все свои нужды, но и отдавала в бюджет государства четыре с половиной миллиона рублей в год.

К сожалению, в июле 1935 года Макаренко был вынужден покинуть и эту коммуну, как перед этим он покинул коммуну в Куряже. Он переехал в Москву и много времени посвящал написанию книг.

В 1938 году коммуна имени Дзержинского была реорганизована в промышленный комплекс — Харьковский комбинат НКВД СССР имени Дзержинского.

А в апреле 1939 года Макаренко скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Работа Макаренко с детьми вызывала в России и в мире и критику, и восхищение. Большую поддержку Макаренко оказывал М. Горький, положительно писали о его опыте работы с детьми Л. Арагон, А. Барбюс и другие. Критические высказывания по поводу военизированной системы воспитания Макаренко звучали со стороны Луначарского, Крупской.

Одним из своих важных завоеваний Макаренко считал тот факт, что из его коммун вышли люди, привыкшие трудиться. Макаренко отмечал: «Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении.

Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна.

Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов…»

Этот же немаловажный факт отмечает и воспитанник Макаренко Токарев: «Директор музея Макаренко в Кременчуге Петр Лысенко специальное исследование провел — собрал информацию о 241 выпускнике коммуны. Все они стали хорошими людьми. Понимаете, в коммуне нельзя было быть плохим учеником или работником.

Из-за твоей «двойки» страдал весь отряд. По вечерам итоги дня подводились в «громком клубе», за твою «двойку» или брак в работе с тебя могли спросить твои же товарищи. Скажут: из-за тебя мы меньше денег заработаем и теперь не поедем отдыхать… Вот поэтому все старались учиться и работать хорошо».

Но дело было, конечно, не только в поощрениях: в зарплате или поездках на отдых. Из коммуны вышли хорошие люди, потому что Макаренко удалось их воспитать в культуре труда, в культуре уважения к своей рабочей профессии, в культуре внутренней собранности. В каком-то смысле, ему удалось создать трудовые коллективы, о которых в свое время мечтали Оуэн и Фурье.

Источник: https://rossaprimavera.ru/article/trudovye-kommuny-opyt-antona-makarenko

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector