Система воспитания в «доме сирот» я. корчака — справочник студента

 Жизнь, отданная детям…

Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента

 Януш Корчак – одно из знаковых имен в мировой педагогике. И вовсе не потому, что этот человек открыл прежде неведомые истины или разработал суперсистему воспитания. Просто он любил детей. И показал пример, КАК это делать – показал своей жизнью… и смертью.

 В 1878 году в Варшаве в еврейской семье Гольдшмидтов родился мальчик, которого в честь его деда назвали Хиршем. Хирш Гольдшмидт был известным и уважаемым в Варшаве врачом. Отец мальчика, Юзеф Гольдшмидт, избрал другую стезю, став успешным адвокатом.

Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента

В отличие от многих других еврейских семей, Гольдшмидты не так сильно держались за национальные корни, поэтому родившийся мальчик получил еще и польское имя – Хенрик.

Детство Хенрика Гольдшмидта не было радужным – отношение к евреям в Российской Империи, частью которой являлась на тот момент Польша, было, мягко говоря, сдержанным. Педагогические приемы в русской гимназии не отличались гуманизмом – учителя пороли провинившихся детей, кричали на них, били линейками.

Суровость школьной жизни дополнилась для Хенрика проблемами дома – когда ему было 11, у его отца проявилось психическое расстройство.

От тяжести жизни Хенрик спасался чтением и стихосложением. Но вскоре стало необходимо зарабатывать на жизнь – счета за лечение отца «съедали» большую часть семейного бюджета. 

Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента

 15-летний Хенрик, которому учеба как таковая давалась хорошо, занялся платным репетиторством. И у Хенрика проявился педагогический талант – к ученикам, которые были немногим младше его, он находил особой подход. Сказкой, разговором, он умел подать скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует.   

Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента

Писать, однако, он не бросил. Больше того, написал пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, губящем свою семью. Здесь явно сказались личные переживания, вызванные историей отца. Пьесу Хенрик выставил на конкурс, подписавшись псевдонимом Януш Корчак.

  • Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента
  • Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента
  •  Молодой человек оказался успешен сразу в трех ипостасях — он талантливый педагог и писатель, и в этих двух своих сферах деятельности он известен как Януш Корчак, а в медицине он успешный врач Хенрик Гольдшмидт.
  • Он ездит по Европе, изучает различные методики педагогики, которые описывает в статьях, и одновременно совершенствует свои медицинские навыки.
  • Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента  

Достаточно молодым, в возрасте 33 лет, Янушу Корчаку удалось осуществить свою мечту. Он открыл в Варшаве «Дом сирот», которым впоследствии руководил до конца жизни.

Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента

 Детский дом радости – так еще называли творение Корчака, не был приютом в традиционном понимании этого слова.

Необычное, а для многих детей, единственное пристанище было похоже на детскую республику, где Януш применял новаторские педагогические методики.

Но самое главное: в «Доме сирот» не было никаких криков и принуждений со стороны воспитателей – только личный пример, авторитет, беседы и Любовь.

Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента

Корчак акцентировал свое внимание на признании ценности личности ребенка, признания за ребенком права на индивидуальность. Корчак был уверен, что становление ребенка как личности – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию.

Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака - Справочник студента

Уникальному «Дому сирот» не было равных во всей Европе. Создавался он на средства неравнодушных людей и стал оазисом доброты и настоящим пристанищем не только для двухсот детишек, но и для самого Корчака.

В доме все жили по особым правилам, которые учили детей любить и уважать себя, быть трудолюбивыми и с оптимизмом смотреть на жизнь. В приюте работало детское самоуправление, существовал детский товарищеский суд и совет при суде.

Решения суда были обязательны для руководства приюта, причем, «подсудимыми» могли стать не только воспитанники приюта, но и его воспитатели.

Детский суд был судом, который не выносил никаких наказаний, потому что в детской республике действовал непреложный закон: «Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его. Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее».

 С 1911 года до своей трагической гибели Корчак будет руководить этим учреждением и отдаст все свои силы воспитанию детей, оставленных без попечения родителей.

В те же годы он издает книгу для педагогов и родителей под названием «Как любить детей?», в этой книге автор рассказывает об основных принципах своей гуманистической педагогики, основанной на любви к ребенку, принятию его личности, склонностей и интересов, удовлетворении его потребностей и развитии его эмоционально-волевой сферы.

Во время гитлеровского холокоста старый доктор не оставил детей на произвол судьбы. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда Януша Корчака выкупили его бывшие воспитанники.

Вернувшись в «Дом Сирот», который на тот момент находился на территории Варшавского гетто, Корчак продолжал поддерживать дух воспитанников, несмотря на то, что положение детей с каждым днем ухудшалось. Старый врач и педагог делал все, чтобы его дети не почувствовали тягот военного времени, однако это было не в его силах.

Еды катастрофически не хватало, не было одежды и теплых вещей. Еврейские дети-сироты для немцев представляли собой объект прямого уничтожения, поэтому их вскоре переселили в Варшавское гетто.

  1. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался бросить детей и спасти свою жизнь. Трижды ему предлагали спастись, трижды, он отказывался…

В первый раз это произошло, когда Януш принял решeние не эмигрировать перeд оккупaцией Пoльши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол cудьбы накануне войны с нацистами. Во второй раз — кoгда отказался бежать из варшавского гетто.

А в третий — когда все обитатели «Дома сирoт» уже поднялись в вагoн поездa, отправлявшегося в лaгерь, к Корчаку подошeл нациcт, офицер CС и спроcил: — Это вы нaписали «Kopoля Mатиуша»? Я читал эту книгу в детcтве. Хоpошая книга. Вы можете быть свободны.

— А дeти? — Дeти поедут. Hо вы можетe покинуть вагон.

— Ошибаетесь. Не могy. Не все люди — мерзавцы.

A чeрез несколькo дней, в концлагеpе Tрeблинка, Корчaк, вместе со своими дeтьми, вошел в газoвую камeру.

«Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было.

Выстроенные четвёрками дети. Во главе — Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь.

Когда немцы увидели Корчака, они спросили: «Кто этот человек?» Я не мог больше выдержать — слезы хлынули из моих глаз, и я закрыл лицо руками».  

6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых. Он остался с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере..По дороге к смерти Корчак деpжал на рукаx двух самых маленьких деток и расскaзывал cказку ничего не подозревающим малышам.

 Треблинка (Treblinka) – нацистский лагерь смерти времен Второй мировой. Находился на территории оккупированной Польши (Treblinka), близ одноименной деревни.

За полтора года работы – с 23 июля 1942-го по 19 октября 1943-го – стал местом смерти для 870000 мужчин, женщин и детей (преимущественно еврейского и цыганского происхождения).

По 'масштабу операций' уступал лишь самому кровавому из фашистских лагерей смерти, Аушвицу-2 (Auschwitz II).

  • Десять заповедей воспитания детей: 

Эти правила – золотые. В них вся мудрость педагога, который больше всего на свете любил детей. Это обращение Януша Корчака к каждому родителю.

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь.

Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь — как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Не унижай ребенка!

Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого встречаем в ребенке.

Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь.

Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови.

Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня.

Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», а «свой» ребенок — душа, данная на хранение.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

  1. Источники с Интернета

Источник: https://dnevniki.ykt.ru/Innocentia/1066202

Воспитательная система в доме сирот Януша Корчака

Введение

«Реформировать мир – 
это значит реформировать воспитание», — так звучал один из первых призывных постулатов выдающегося польского педагога и врача Януша Корчака (примеч. настоящее имя – Эрш Хенрик Гольдшмит).

Не согласиться с ним нельзя, ибо воспитание, как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для ее самоопределения и социализации – есть тот начальный вектор, который определяет всю дальнейшую жизнь человека, в частности, его место в обществе, приспособление к социальным условиям, взаимодействие с людьми и пр.

Проведение единой гуманистической политики воспитания в отношении каждого индивида, а значит, в итоге, их  совокупности, есть содействие развитию общества  в целом, единицами которого и являются индивиды.

Не секрет, что  эффективным 
и продуктивным воспитание может 
быть только в рамках хорошо организованной воспитательной системы. Напомним, что воспитательная система представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих и интегрированных компонентов, необходимых для реализации качественного воспитания. Это:

  • а) педагогическое целеполагание  (совокупность идей, ценностей, мотивов и установок);
  • б) системообразующая деятельность: воспитательная работа (принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой);
  • в) субъекты деятельности: общность педагогического и ученического коллективов, заинтересованных родителей, организаций, воспитателей и др.лиц;
  • г) отношения: механизмы взаимодействия воспитательной системы с социумом;
  • д) управление: обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Особенно сложной задачей 
представляется осуществление воспитания детей-сирот в силу возможных психологических, а иногда и физических дефектов.

Очевидно, что работа с такими детьми проходит намного тяжелее,  чем с обычными, потому она требует высокой степени развития гуманности у самого воспитателя, его высокой профессиональной и моральной подготовленности, большого опыта общения с детьми, а также наличия определенных методик, содержащих принципы воспитательной работы, подходы, которые могут использоваться как ключевые для установления, например, доверия и т.д.

Читайте также:  Содержание и строение бухгалтерского баланса - справочник студента

История знает множество примеров подлинно гуманистических воспитательных систем сиротских и других учреждений, прошедших испытание временем и оказавших огромное влияние на многие сегодняшние концепции и методики, посвященные вопросам воспитания и развития ребенка. Одна из них – воспитательная система в доме сирот Януша Корчака.

Система Корчака изложена в его книге «Как любить детей», написанной во время первой мировой войны на фронте. Вторая часть книги «Интернат» издана в СССР в 1922г. В предисловие к последней еще Н. К.

Крупская писала, что книгу должен прочесть каждый педагог, ибо она «…способна заставить задуматься над очень многими вопросами, заставить повнимательнее присмотреться к очень многим явлениям в жизни детских учреждений, повнимательнее отнестись к психике ребят».

Сущность и специфика системы Корчака также наиболее полно и ярко раскрывается при непосредственном анализе ее применения в детских воспитательных учреждениях для сирот (“Дом сирот”, 1912 и “Наш дом”, 1919), созданных Корчаком в Польше в начале XX века.

Именно там развернулась его разносторонняя педагогическая деятельность, сформировалась стройная педагогическая концепция, основанная на любви к ребенку как к полноправному человеку, имеющему собственные права и индивидуальность, которую надо раскрыть, уважать и защищать.

  1. Отметим, что “Дома для сирот” Корчака были учреждениями нового типа, ибо:
  2. 1) основывались на принципе невмешательства во внутренние дела Дома посторонних, в том числе касательно вопросов воспитания. Так, вопреки популярным для того времени принципам воспитания,  которые основывались на подавлении воли ребенка и индивидуальности, и применялись большинством приютов и интернатов того времени, в Домах Корчака проводилась политика, направленная на активную и самостоятельную жизнь ребенка с развитыми гуманистическими ценностями и качествами;
  3. 2) особенности внутренней организации и широкое детское управление (наличие детского самоуправления, детского товарищеского суда, совета при суде), содействующие саморазвитию, самоконтролю, раскрытию талантов ребенка;
  4. 3) создание комфортных условий общежития для детей (продуманное расположение учебных и жилых помещений, наличие сада, площадки для игр,  рекреационного зала, классных комнат, швейных мастерских, душевых, раздевалок, раздельных этажей для девочек и мальчиков и пр.);
  5. 4) систематическое проведение комплекса мероприятий, нацеленных на правильное развитие ребенка и его здоровья (рациональное питание, личная гигиена и гигиена помещений, возможность полноценного отдыха, сна, движение на свежем воздухе, постоянные измерения роста, взвешивание и др.);
  6. 5) приоритетное направление 
    – гуманистическое отношение к ребенку, не как к маленькому, а как к взрослому человеку, обладающему собственными правами, что предполагает их уважение и соблюдение и др.
  7. Таким образом, в Домах Корчака ставились воспитательные, опекунские и организационные задачи, включающие в себя:
  8. а) обеспечение правильного 
    нравственного и физического развития ребенка;
  9. б) организацию детского самоуправления в интересах воспитания и самовоспитания,
  10. в) организацию жизни детского дома на законах равноправия,
  11. г) организацию воспитательного воздействия общественного мнения детского коллектива в целях стимулирования детской самовоспитательной активности,
  12. д) введение гласности в жизнь детского дома,
  13. е) осуществление связи детского дома со средой, где большое значение придавалось взаимодействию с семьей.

Исходя из одной только политики Януша Корчака, проводимой в отношении воспитательных учреждений как мест проживания, нахождения и воспитания детей, представляется, что главная цель Корчака – это благо ребенка, развитие здоровой индивидуальной личности.

Так, вся педагогическая философия Корчака в ответах на главный вопрос воспитателя: чему учить?; что дать ребенку?; какие ценности истинно драгоценны? – Януш Корчак отвечает: дайте ему одно – стремление к лучшей жизни; заразите его своей тоской – общечеловеческой тоской! — по лучшей жизни.

  • Таким образом, целевая установка системы Корчака предполагает воспитание активной и самостоятельной личности с развитыми гуманистическими качествами.
  • Определив главную установку 
    воспитательной системы Корчака, мы переходим к подробному анализу 
    разработанной им воспитательной системы.
  • Основополагающие 
    принципы воспитательной системы Януша Корчака
  • 1) Детство – 
    есть абсолютный, необходимый ценностный 
    критерий для здорового развития 
    личности

Вся воспитательная система 
Корчака построена на абсолютной “ценности детства”. Корчак неоднократно утверждал, что счастливое, радостное 
детство имеет огромное значение в формировании личности. «…Детские годы – это горы, с которых река берет начало и где определяет свое направление», — писал Корчак.

Отсутствие у ребенка 
настоящего детства предполагает раннее вовлечение ребенка в рутинную бытовую 
жизнь, лишенную игр, беззаботности, радости 
познания, что ведет к быстрой 
утомляемости, апатичности, вялости, неразвитой любознательности, проблемам в общении со сверстниками, замкнутости, скороспешной перестройке гибкого ребяческого ума, (еще творческого, независимого и незагроможденного общественными стандартами) на рельсы сознания взрослого и т.д.

Поэтому изначально Корчак стремится создать все условия, необходимые для того, чтобы дети-сироты, попав в его воспитательные учреждения, восполнили тот пробел своей жизни, который упустили.

Это проявляется 
на организационно-бытовом уровне, в качестве предоставления детям необходимых условий для физического существования (=кров, еда) и наделения их необходимыми материальными благами, в том числе услугами, (наличие сада, площадки для игр,  рекреационного зала, классных комнат, швейных мастерских).

Создаются и духовно-нравственные предпосылки.

Так, Корчак занимается систематическим проведением комплексных мероприятий, направленных на развитие как духовной (проведение различных видов игр, организация праздников, конкурсов, уделение внимания каждому ребенку, постоянное общение), так и физической культуры (проведение спортивных мероприятий, обеспечение правильного здорового питания, систематическая проверка здоровья) и др.

Тем самым, Корчак как бы говорит преподавателям, что они 
ответственны за каждый день ребенка, за “сегодняшний день” его развития, становления. «Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил.

Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания обиженного писаного закона и его грозных параграфов – дать ребенку все солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков», — говорит он.

При этом, Корчак неоднократно фокусирует внимание на том, что Дома для сирот это не оазисы развлечений, а, прежде всего, воспитательные учреждения, где закладываются основы правильного развития.

2) В центре взаимоотношений воспитателя и ребенка, ребенок – есть полноправный субъект à принцип уважения личности и прав ребенка;

Наиболее характерной 
чертой педагогики Корчака была страстная 
борьба за права ребенка, особенно ребенка, требующего опеки, нуждающегося в мудрой любви и разумном воспитании.

Во всех своих произведениях он говорит 
о том, что только тогда, когда 
взрослые научатся видеть в ребенке, главным образом, полноправного человека, жизнь взрослых не будет приложением к жизни ребенка, а жизнь ребенка — приложением к жизни взрослых.

  1. По мнению Корчака, дети обладают множеством прав, которые взрослые должны безоговорочно признавать:
  2. 1) право ребенка на уважение:
  3.  2) уважение его незнания и труда познания;
  4. 2) уважение его неудач и слез;
  5. 3) уважение тайн и отклонений тяжелой работы роста;
  6. 6) уважение усилий и доверчивости;
  7. 4) право на ошибку и 
    попытку исправления;
  8. 9) право на самостоятельную организацию своей жизни;
  9. 10) право на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков;
  10. 11) право на протест;
  11. 12) право на игру;
  12. 13) право ребенка быть тем, какой он есть;
  13. 14) право на участие 
    в рассуждениях о нем и приговорах,

15) право на внимательное 
отношение к его проблемам, 
на высказывание своих мыслей 
и т.д.

Ввиду наличия факта неотъемленных прав ребенка, представленных Корчаком, вытекает всепронизывающий принцип уважения личности и прав ребенка. Этот принцип несет в себе идею о равенстве взрослого и ребенка, о недопустимости проявления произвола, халатности, наказаний, всяческих появлений угнетения ребенка со стороны воспитателя. Отсюда вытекает следующий принцип.

3) принцип взаимодействие разумного воспитания и введения элемента самовоспитания детей

В детях должно развиваться 
стремление к самовоспитанию. Для 
этого нужно прививать им навыки самопознания, самообладания и самостоятельности.

С этой целью помимо традиционных способов вовлечения детей в тот или иной процесс, в Доме Сирот Корчак вводит необычный элемент воспитания: детское самоуправление, детский товарищеский суд, плебисцит, еженедельная газета, общее собрание и т.д.

Это способствовало и развитию их творческих способностей, и формированию способности реагировать на непредвиденные ситуации, и заложить первые элементы рефлексии ребенка, способность оценивать собственные и чужие поступки, размышлять над ними и т.д.

По сути, в стенах «Дома 
Сирот» существовало детское государство, ибо наряду с педагогическим советом 
действовали Совет детского самоуправления (что-то вроде детского правительства), разного рода комиссии (министерства), выходила в свет детская газета, был избран и время от времени 
собирался на свои заседания Товарищеский суд. В этом государстве были и свои сословия: «товарищи», «квартиранты», «равнодушные квартиранты» и т.д.; были учреждены свои праздники – день «грязнуль» и пр.

Кроме того, в «Доме Сирот» каждый воспитанник и каждый воспитатель 
мог подать заявления в суд 
на самого себя. Тем самым, Корчак один из первых, кто предоставил право детям критиковать взрослых. Идея подачи заявлений в суд и разбор дел каждого ребенка, ситуации была воспринята на ура, схема заработал мгновенно.

Дети в стремлении осознать свою вину часто пользовались этой возможностью исповедаться в плохих мыслях и недостойных поступках. Сам Корчак принимал участие в подобных мероприятиях и подавал на самого себя в суд за то, что однажды, в пылу гнева надрал уши воспитаннику, что необоснованно заподозрил одну девочку в воровстве и т.д.

В одних случаях он был оправдан, в других – получил порицание.

Несмотря на то, что Корчак наделил самоуправление столь важными 
функциями, он отнюдь не абсолютизировал 
его роль в воспитательном процессе, не умалял авторитета педагогов.

В правильном педагогическом руководстве процессом воспитания он видел первое и основное условие успешного развития детского самоуправления, поскольку там, где воспитатель предоставляет детей самим себе, самоуправление от этого не выигрывает.

Дети не могут стихийно научиться целеустремленному руководству своей жизнью. Самоуправление детей – это результат сложной и длительной деятельности педагогов.

  «Самоуправление требует больше внимания, больше усилия, больше времени от воспитателя, углубляет и оживляет, но в то же время и усложняет надолго его труд. Не заменяет воспитателя, не отстраняет, не автоматизирует работу», — писал он в своей статье «К вопросу о задачах воспитания в интернате».

Источник: https://www.referat911.ru/Pedagogika/vospitatelnaya-sistema-v-dome-sirot/308056-2680351-place1.html

Система самоуправления в Доме ребёнка Я. Корчак

Детские дома Януша Корчака (Польша)

Дом сирот (1912) и Наш дом (1919) — воспитательные учреждения в Варшаве, директором которых был известный детский писатель, врач и педагог Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) (1878-1942). Содержание, формы и методы воспитательной работы в детских домах Корчака, нравственная атмосфера этих учреждений в значительной степени определялись педагогическим кредо их создателя.

У Корчака сложилась своеобразная концепция, согласно которой общество делилось на класс взрослых и угнетаемый ими класс детей.

Два разных мира — взрослых и детей — противостоят друг другу, хотя и не могут существовать раздельно.

Корчак, с одной стороны, становится защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой — пытается найти пути примирения, достижения взаимопонимания между ними.

Воспитательная система Корчака построена на идее абсолютной ценности детства. Он неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека.

Именно поэтому педагоги в его детских домах стремились к тому, чтобы их воспитанники хотя бы в течение нескольких лет пребывания здесь познали радость детства. Корчак упорно отстаивая свои позиции, доказывая, что создал не временный оазис и рай для бедных сирот, а воспитательное учреждение, где можно заложить основы правильного развития.

Идея Корчака об абсолютной ценности детства лежит в основе важнейшего принципа его системы — уважения личности и прав ребенка и доверия к нему. Взгляды многих педагогов-реформаторов XX века характеризовались та-ким отношением к ребенку.

Корчак же не просто был убежден, что в отношениях с детьми нужно руководство-ваться этим принципом, он считал, что у ребенка есть законное право на уважение.

Ребенок, его интересы и потребности должны быть прежде всего в центре взаимо-отношений воспитателя и ребенка, который является в системе этих взаимоотношений не объектом, а полноправным субъектом.

Наиболее характерной чертой педагогики Корчака была страстная борьба за права ребенка, особенно ребенка, требующего опеки, нуждающегося в мудрой любви и разумном воспитании. Во всех своих произведениях он говорит о том, что только тогда, когда взрослые научатся видеть в ребенке человека, жизнь взрослых не будет приложением к жизни ребенка, а жизнь ребенка — приложением к жизни взрослых.

Читайте также:  Миссия организации - справочник студента

По мнению Корчака, все дети обладают следующими правами, которые взрослые должны безоговорочно признавать: право ребенка на уважение его незнания и труда познания, его неудач и слез, тайн и отклонений тяжелой работы роста, текущего часа и сегодняшнего дня, мистерии исправления, усилий и доверчивости; право ребенка быть тем, что он есть; право на участие в рассуждениях о нем и приговорах, на внимательное отношение к его проблемам, на высказывание своих мыслей, на самостоятельную организацию своей жизни, на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на протест, на ошибку, на тайну, на движение, на собственность, на игру, на смерть.

Принцип уважения личности и прав ребенка не просто отражал гуманистические позиции польского педагога и касался проблем взаимоотношений абстрактного воспитателя с вымышленными детьми.

Гуманизм педагогики Корчака отличался прежде всего действенностью — жизнь детей в его детских домах, воспитательная система, которую он в них создал, строились на этом принципе и способствовала созданию особой нравственной атмосферы, когда внутриколлективные отношения и отношения в среде взрослых и детей характеризовались взаимопониманием и человечностью.

Убеждение Корчака в том, что у ребенка есть право быть тем, что он есть, не означает, однако, что он отрицал значение воспитания в формировании личности ребенка.

Ни в мировоззренческом, ни в собственно педагогическом плане его нельзя отнести к сторонникам теории свободного воспитания.

Он критикует две крайности в воспитании — ту, которая действует средствами запугивания и деспотизма, и ту, которая предоставляет полную свободу и неизбежно приводит к расхлябанности. Корчака можно отнести к сторонникам своеобразного «разумного воспитания».

Разумное воспитание, по Корчаку, характеризуется бескорыстием, конкретным и диалектическим видением ребенка, постоянным и глубоким изучением его, пониманием и терпимостью воспитателя во взаимоотношениях с детьми.

Основным методом разумного воспитания является ослабление отрицательных и развитие положительных черт характера детей. К вопросу о методах педагогического воздействия Корчак подходит с позиции сравнения врачебной и педагогической этики.

Главное положение медицины — «не вредить» — должно быть и в воспитании.

Придавая большое значение воспитанию, Корчак в то же время подчеркивал, что «воспитания без участия в нем самого ребенка не существует».

Не случайно одну из важнейших задач разумного воспитания, а значит, и вос-питания в своих детских домах он видел в развитии в детях стремления к самовоспитанию, в привитии навыков самопознания, самообладания и самостоятельности.

Поэтому принцип взаимодействия разумного воспитания и самовоспитания детей был одним из основополагающих в его сиротских домах наравне с принципом уважения личности и прав ребенка.

В основе его концепции самовоспитания, охватывающего все стороны жизни ребенка, лежит психологически обоснованное убеждение в том, что дети имеют право на собственное детство и собственную жизнь в рамках организованного общества, что они способны к совместной жизни и самоконтролю.

Гуманистические педагогические принципы Корчака воплотились в разумной организации воспитательного процесса в его детских учреждениях — Доме сирот и Нашем доме.

Дом сирот, руководимый Корчаком, был необычным для того времени явлением, когда в сиротских приютах и интернатах господствовали мрачные традиции, подавлявшие волю ребенка и убивавшие его индивидуальность. Корчак противопоставил этому свою систему воспитания, основанную на последних достижениях педагогической науки и имеющую главной целью благо ребенка.

Отличие Дома сирот от других сиротских приютов проявилось уже в самом здании, в продуманном расположении учебных и жилых помещений. Это было здание в глубине сада. За домом находилась площадка для игр.

В подвалах, защищенных от сырости, размещались кухня с кладовой, прачечная, котельная, душевые, а также раздевалка. Почти весь первый этаж занимал рекреационный зал, который способствовал объединению жизни интер-ната и в котором дети проводили большую часть дня.

Дальше — канцелярия, швейная мастерская, классные комнаты. На втором этаже находились комнаты бурсистов, а также галерея над рекреационным залом.

На третьем этаже — две спальни, одна для мальчиков, другая для девочек, разделенные комнатой воспитательницы, а также умывальными комнатами и туалетами. Комната самого Корчака была на чердаке.

Другой важной чертой, отличавшей детские дома Корчака от сиротских приютов того времени, было приспособление всей организации жизни детского коллектива к потребностям физического и психического развития ребенка.

В детских домах Корчака проводился целый комплекс мероприятий, имевших целью правильное развитие ребенка и его здоровья (рациональное питание, личная гигиена и гигиена помещений, возможность полноценного отдыха, сна, движение на свежем воздухе, постоянные измерения роста, взвешивание и другие систематические исследования).

  • В отличие от многих детских приютов целевая установка системы Корчака предполагала воспитание активной и самостоятельной личности с развитыми гуманистическими качествами. Воспитательные, опекунские и организационные задачи этих детских домов складывались в тщательно продуманную систему и включали в себя: 1) обеспечение правильного нравственного и физического развития ребенка; 2) организацию детского самоуправления в интересах воспитания и самовоспитания; 3) организацию жизни детского дома на законах равноправия; 4) организацию воспитательного воздействия общественного мнения детского коллектива в целях стимулирования детской самовоспитывающей активности; 5) введение гласности в жизнь детского дома;
  • 6) осуществление связи детского дома со средой, в которой большое значение придавалось взаимодействию с семьей.

Для этого необходимо было, по Корчаку, создать детское общество на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей.

«Давление мы хотим заменить добровольным приспособлением личности к формам коллективной жизни, мертвую мораль заменить радостным стремлением к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Не формировать и переделывать, а понять и договориться мы хотим с ребенком… Создать их собственную жизнь, испытать силы, моральную стойкость и тенденции развития. На первом плане ставим познание».

Как видно из вышесказанного, при создании воспитательной системы Корчака волновала, прежде всего, проблема самочувствия ребенка в детском обществе и тесно связанная с ней проблема установления правильных взаимоотношений воспитателей и детей.

Именно заботой об обеспечении хорошего самочувствия ребенка и была продиктована организация жизни детей на основе самоуправления. Необходимость обращения к детскому самоуправлению диктовалась и целью воспитания активной и самостоятельной личности.

Создавая это своеобразное ребячье общество, Корчак начал с того, что в любом обществе является критерием действенной демократии, — с суда.

Прежде всего отметим, что этот орган самоуправле-ния — суд — имел не то назначение, которое обычно с ним связывают. Название это лишь вносило элемент игры в деятельность самоуправления, но отнюдь не копировало задачи и функции суда в государстве.

Имея уже опыт работы с детским коллективом, Корчак знал, что в нем легко формируется отрицательный тип первого помощника воспитателя — ловкого, энергичного, наглого, двуличного и корыстного.

И если недобросовестный или усталый воспитатель перестанет сам входить в детали жизни детей и передоверит ему свою власть, то в детском доме может установиться террор злых сил.

Мудрое детское самоуправление и должно было встать на пути детской тирании, суд должен был основать жизнь в детском доме на справедливом законе, нейтрализовать развращающее влияние власти, кроме того, создавая детский суд, Корчак заботился о том, чтобы судьба ребенка не зависела от доброй и злой воли, хорошего или плохого настроения воспитателя. В основе товарищеского суда лежит одна из ведущих идей педагогики Корчака — о праве детей на уважение и серьезное отношение к их заботам.

В суде также Корчак видел орган, который регулирует взаимоотношения воспитателей и воспитанников, помогает строить их на основе взаимного уважения и сотрудничества. Обсуждая в спокойной обстановке с детьми возникшие конфликты, оценивая и советуя, воспитатель может добиться исполнения своих распоряжений без ненужного и бесполезного давления.

Товарищеский суд собирался раз в неделю. Пять судей выбирались жеребьевкой из тех ребят, на которых за предыдущую неделю не подавали в суд. Так в работу суда вовлекались все дети, и судьями становились не только честолюбивые ребята, привыкшие быть на первом плане. Это была не иерархия маленьких начальников, а настоящий справедливый суд детей.

Суд имел своего секретаря. Это был воспитатель, который не судил, а только собирал показания и зачитывал их на заседании суда.

Он также вел судебную стенную доску, книгу показаний и приговоров, заведовал фондом материальных потерь, редактировал газету.

Секретарь, хотя и не судил, имел право передавать некоторые сложные дела на рассмотрение судебного совета или расширенного судебного заседания, чтобы в нем приняли участие все дети.

Суд принимал решения согласно кодексу, который был составлен самим Корчаком.

Кодекс учил детей справедливости, внимательному отношению к бедам товарищей, воспитывал как судей, так и тех, чьи дела разбирались судом.

Содержание кодекса логически вытекало из провозглашенного Корчаком принципа уважения личности и прав ребенка и доверия к нему и имело в виду прежде всего не наказание, а исправление.

Кодекс состоял из статей. Статьи с 1 по 99 носили оправдательный характер. Суть первых «прощающих» статей кодекса состояла в том, что они помогали «подсудимому» разобраться в причинах совершенного им проступка и найти верные пути.

Делали это без всякой морализации, с необыкновенной простотой:» суд прощает А., потому что он сделал это в гневе; суд прощает потому, что А. жалеет, что он так поступил; суд прощает А.

потому, что полагает, что на него можно действовать только лаской».

Обвинительные приговоры начинались лишь с сотой статьи. Эти остальные десять статей выносили уже определенный приговор за проступок, причем каждая из этих статей постепенно усугубляла степень порицания. Все они, подтверждая вину, давали моральную оценку поступку, и наказание являлось выражением общественного мнения.

Статья сотая констатировала, что А. совершил то, в чем его обвиняют, и суд не прощает. Следующие статьи также не имеют еще карательной санкции, но в них выражено отношение суда к проступку «Он поступил неправильно… Он поступил плохо… Он поступил очень плохо…»

В остальных пяти статьях, кроме констатации того, что А.

поступил очень плохо, то есть ему нет дела до просьб и требований близких и он не уважает ни себя, ни своих товарищей, суд назначает определенное наказание: приговор с именем и фамилией опубликовывается в газете; приговор опубликовывается в газете и взвешивается на судебной доске объявлений сроком на неделю. Кроме вышеназванных мер воздействия на провинившегося о содержании приговора могли оповестить семью или родных.

Следующая статья могла лишить гражданских прав на неделю. За эту неделю провинившийся не мог ни на кого подавать в суд, более того, никто не мог подать на него в суд. Приговор опубликовывался в газете, вывешивался на доске объявлений. Вызывалась для бе-седы семья.

И, наконец, последний сигнал бедствия. Если в течение двух недель среди товарищей не находился кто-нибудь, кто решался взять А. под свою опеку, кто мог сказать, что верит в его исправление и согласен помочь ему в этом, провинившегося ждало исключение из интерната.

Если суд исключал А. из интерната, это означало, что он опасен для окружающих, неисправим, все способы воздействия себя не оправдали.

Кодекс товарищеского суда удивительно ярко отражает педагогические позиции Корчака, его веру в ребенка, в силу его самовоспитывающей активности.

Читайте также:  Кривизна кривой - справочник студента

Прощение становилось в руках Корчака и его сотрудников, а также детского коллектива важным оружием в борьбе за доброе начало в ребенке.

Рождая в душе ребенка добрые чувства и обращая их на благо его развития и исправления, Корчак содействовал его самоутверждению в дет-ском обществе и тем самым создавал предпосылки его защищенности в ребячьей среде.

Для того, чтобы подать в суд, ребенку было достаточно вписать на судебной доске свое дело: записать свою фамилию и фамилию того, на кого он подает в суд и за что. В суд можно было подавать и на взрослого, на любо-го воспитателя, на любого ребенка и даже на себя.

Вечером секретарь ежедневно вписывал дела в книгу и собирал показания. Раз в неделю суд эти дела разбирал.

Очень скоро товарищеский суд Януша Корчака превратился в своеобразную школу законности, под влиянием и на фоне которой совершалась колоссальная работа осознания условий и законов общежития».

Неслучайно французский психолог Пиаже, посетивший Дом сирот между 1930 и 1935 годами, писал о том впечатлении, которое произвел на него этот внутренний «трибунал справедливости», чьей основной задачей было перевоспитание новичков общественной группой детей.

Пиаже с восхищением писал о гуманизме, снисходительности и деликатности оценки корчаковского детского суда.

Пиаже (Piaget) Жан (9.08.1896 — 1980) — швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире.

Развитие самоуправления детей поставило перед необходимостью создания органа, который одновременно устанавливал бы законы и нормы общежития и контролировал их выполнение. Так в Доме сирот начал дей-ствовать судебный совет.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/11189.html

Статья на тему: Воспитательная ситема Я.Корчака | Социальная сеть работников образования

  • «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной
  •  нравственной силы и чистоты, явились для меня вдохновением.
  • Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей,
  •  надо отдать им свое сердце»

                                                                                     В.А.Сухомлинский

Доктор, Януш Корчак, был не только прекрасным писателем, педагогом, и создателем самой оригинальной и отличающейся от других систем воспитания, но и опекуном детей, которым он остался верен до конца.

6 августа 1942 года, он отказался быть спасенным и отправился вместе с детьми из своего Дома Сирот в Треблинку, где и погиб от рук фашистов. Корчак читал лекции на Высших педагогических курсах и даже вел дела малолетних преступников в суде.

Януш Корчак – автор книг для взрослых и детей, педагогических произведений, методик преподавания и воспитания.

Немало прекрасных книг рассказывают нам о том, как любить свое дитя, как его воспитывать, лечить, понимать, но далеко не каждую книгу можно назвать «библией для родителей». «Как любить ребенка» — это библия. Потому что она учит любви. Настоящей любви – без систем, специальных методик или заключенного в казенную одежду личного мнения автора.

Врач-педиатр, педагог Януш Корчак. Это имя стало символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям. Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей.

Старая как мир идея — она так естественна, и гибель Корчака была для него тоже естественна: она стала венцом его идеи.

Януш Корчак не спас своих детей и не мог их спасти, но он не оставил их перед лицом смерти точно так же, как не оставлял он их перед лицом жизни.

Можно спорить о достоинствах метода Корчака (мало найдется воспитателей, согласных дать ребенку право судить самого педагога), но очевидно, что это педагогика, где ребенок рассматривается не как сырье, из которого надо сделать вещь, а как живой человек со своими радостями и бедами и где ребенок сам активно включается в свое воспитание.

Педагогические системы достаточно различны по своим исходным принципам и методам воздействия на ребенка. Однако их сближает внимание к живой душе воспитанника, к его желаниям и интересам.

Януша Корчака называют детским королем. В своем Доме Сирот он придумал и ввел свод законов, основанных на предпочтениях детей, их образе жизни, их взглядах на мир. К примеру, в Доме работал настоящий суд.

Чаще всего, на скамье подсудимых оказывался сам Корчак: он подавал заявления на самого себя, чтобы дети решали его судьбу со всей строгостью. Говорят, что детский суд выносил 95% оправдательных приговоров.

При всем этом в его заведении наблюдалась удивительная дисциплина и взаимопонимание между учителями и воспитанниками.

Важной чертой детских домов Корчака было приспособление всей организации жизни к потребностям физического и психического развития ребенка.

 Для этого необходимо, на его взгляд, создать детское сообщество на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей.

В ходе формирования воспитательной системы Корчака волновала, прежде всего, проблема самочувствия ребенка в коллективе других детей и тесно связанная с ней проблема установления правильных взаимоотношений воспитателей и детей.

Ведущая идея педагогической концепции Корчака связана с проблемой детского самочувствия, особенно в условиях большого детского коллектива. Именно заботой об обеспечении хорошего самочувствия ребенка и была продиктована организация жизни детей на основе самоуправления. 

Наиболее выразительной чертой, отличавшей воспитательную систему Корчака, была организация общественного мнения детского коллектива. 

Осознание социальной несправедливости по отношению к детям способствовало тому, что у него сложилась своеобразная концепция. Согласно ей, общество делилось на класс взрослых, и угнетаемый ими класс детей.

В поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе Корчак приходит к противопоставлению двух миров – взрослых и детей.

Корчак становится, с одной стороны, защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой – пытается найти пути примирения и достижения взаимопонимания между ними.

Не менее важной предпосылкой корчаковского взгляда на детей как на социальную прослойку является его убеждение в абсолютной ценности детства. На нем построена вся воспитательная система Корчака. Он неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека.

 Не менее важно признание права ребенка быть тем, что он есть.

Взрослые также должны признавать право ребенка на: участие в рассуждениях о нем и приговорах; внимательное отношение к его проблемам; высказывание своих мыслей; самостоятельную организацию своей жизни; использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков; протест; ошибку; тайну; движение; собственность; игру; и, наконец, право на смерть.

Прочитав книгу Корчака «Уважение к Ребенку» мне запомнились его слова: «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребенке, а не о человеке…В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта». Слишком высокий уровень понимания, недосягаемая глубина души. Разве так возможно любить? А может быть, только так и нужно?

«Поливаю цветы. Моя лысина в окне — такая хорошая цель. У него карабин. Почему он стоит и смотрит спокойно? Нет приказа. А может быть, до военной службы он был сельским учителем или нотариусом, дворником? Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? Дружески помахал рукой? Может быть, он не знает даже, как все на самом деле? Он мог приехать только вчера, издалека…»

Это последняя строчка Януша Корчака. Он искал человека даже в эсэсовце.

Исследуя и анализируя книги и опыт великих педагогов, лучше начинаешь понимать, какую ответственность несет педагог за своих воспитанников. Открывается новый взгляд на задачи педагога и их решение.

У педагогов прошлого, педагогов по призванию, то есть настоящих асов своего дела учишься многим тонкостям детской психологии, так необходимой в педагогической деятельности. В идее воспитания Януша Корчака главная мысль — это, прежде всего любовь к детям. Исходя из нее, педагог никогда не навредит ребенку.

Но не слепая любовь, а все понимающая и все видящая. Из любви к ребенку можно строго с ним поговорить не нравоучительно, а отнестись к нему, как к человеку способному самостоятельно контролировать свои поступки и анализировать свое поведение. Направить, помочь, поддержать — важные моменты в педагогике.

Главное все это делать, с целью воспитать настоящего человека.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/21/vospitatelnaya-sitema-ya-korchaka

Товарищеский суд

Если я посвящаю суду непропорционально много места, то это делается в убеждении, что детский товарищеский суд может положить начало детскому равноправию, привести к конституции, заставить взрослых провозгласить декларацию прав ребенка. У ребенка есть право на серьезное отношение к его делам и на справедливое их рассмотрение. До сих пор все зависело от доброй воли и хорошего или плохого настроения воспитателя. Ребенок не имел права протестовать. Деспотизму надо положить конец!

Кодекс товарищеского суда

Если кто-нибудь совершил проступок, лучше всего его простить. Если он совершил проступок потому, что не знал, теперь он уже знает. Если он совершил проступок нечаянно, он станет осмотрительнее. Если он совершил проступок потому, что ему трудно привыкнуть поступать по-другому, он постарается привыкнуть. Если он совершил проступок потому, что его уговорили ребята, он больше уже не станет их слушать. Если кто-нибудь совершил проступок, лучше всего его простить в надежде, что он исправится. Но суд обязан защищать тихих ребят, чтобы их не обижали сильные, суд обязан защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали разболтанные и лентяи, суд обязан заботиться, чтобы был порядок, потому что от беспорядка больше всего страдают добрые, тихие и добросовестные люди. Суд — это еще не сама справедливость, но он обязан стремиться к справедливости; суд — это еще не сама истина, но он жаждет истины. Судьи могут ошибаться. Судьи могут наказывать за поступки, которые и им самим случается совершать, и называть плохим то, что и им самим доводится делать.Но позор тому судье, который сознательно вынесет несправедливый приговор.

Как подавать в суд?

На видном месте висит доска. На этой доске каждый может записать свое дело: свою фамилию и фамилию того, на кого он подает в суд. Можно подать в суд на себя самого, на любого ребенка, на любого воспитателя, на любого взрослого. Каждый вечер секретарь вписывает дела в книгу, а на следующий день собирает показания. Показания могут даваться устно или письменно.

Судьи

Суд собирается раз в неделю. Судьи выбираются жеребьевкой из тех ребят, на которых за всю неделю ни разу не подавали в суд. На каждые пятьдесят дел выбирается по пяти судей.

Может получиться так, что имеется, например, сто двадцать дел. Значит, надо пятнадцать судей. А такого количества ребят, у которых не было бы на неделе ни одного дела, нет.

Тогда тянут жребий все, а на группы разбиваются так, чтобы никому не приходилось вести своего дела.

Решения принимаются согласно кодексу, причем секретарь имеет право с согласия судей передавать некоторые дела на рассмотрение судебного совета или на расширенное судебное заседание, чтобы их разбирали при всех и все всё слышали и точно знали. Секретарем суда является воспитатель. Приговоры заносятся в книгу и зачитываются перед всеми. Недовольные приговором могут подавать свои дела на повторное рассмотрение, однако не раньше, чем по истечении месяца.

Судебный совет

Источник: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200302309

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector