Система воспитания царскосельского лицея — справочник студента

http://diletant.media/articles/37400028/?utm_medium=sbornikiПоводом к открытию Лицея стало стремление Александра I создать особое учебное заведение, в котором совместно с несколькими сверстниками могли получить всестороннее образование малолетние великие князья, братья императора — Николай и Михаил. Однако, в итоге было принято решение о расширении состава учащихся, образование которых в конечном счете сводилось к воспитанию всесторонне развитых, широко эрудированных молодых людей, предполагающих выстроить свою карьеру в сфере государственной службы. Сам формат образовательного учреждения — лицей — был выбран неслучайно: он апеллировал к давней исторической и культурной традиции, базировавшейся на моделях античных учебных заведений, в том числе и на основанный учителем Александра Македонского Аристотелем в IV веке до н. э. Ликей.

Концепция уникального образовательного учреждения была разработана в 1808 году при непосредственном участии М. М. Сперанского, а потому она предлагала новую модель не только воспитательного процесса, но и была призвана сформировать новый тип личности, соответствующий высоким идеалам русской культуры начала XIX века.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Кстати, по изначальной мысли Сперанского в учебное заведение должны были приниматься одаренные представители разных сословий, без каких-либо имущественных цензов, однако в конечном уставе 1810 года положения о равенстве обучающихся были ликвидированы.

Лицею отводилось особое место в системе народного просвещения — он фактически был уравнен в правах и привилегиях с университетами, к началу столетия их насчитывалось шесть: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский.

Идея коллективной общности легла в основу лицейской философии — Лицей воспринимался как дом-семья, особое объединение единомышленников-адептов, отобранных для обучения по строгим критериям: «Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностию своею общее доверие заслуживающих».

Система воспитания Царскосельского Лицея - Справочник студента

22 сентября 1811 года Александр I подписал «Грамоту Царскосельскому лицею», после чего представители самых знатных российских фамилий жаждали устроить своих сыновей в это учебное заведение. Первые вступительные экзамены проводились в три этапа, а допущены к ним были 36 из 50 претендентов на высокое звание будущих лицеистов.

По итогам испытаний 30 человек были приняты на обучение. Кстати приемные экзамены проводились в усадьбе министра народного просвещения графа А. К. Разумовского, что призвано было подчеркнуть особое, привилегированное положение Царскосельского лицея, коль скоро контроль за отбором обучающихся был доверен высшему лицу в российском образовании.

Абитуриенты различались по возрасту: так, барону Модесту Андреевичу Корфу, будущему директору Императорской публичной библиотеки, было при поступлении 11 лет, а Ивану Васильевичу Малиновскому, близкому другу Пушкина — 16.

Стоит отметить, что до поступления в Лицей дети проходили обучение в самых разных форматах: в пансионах (в частности, при Московском университете), гимназиях (например, знаменита была Санкт-Петербургская) или домашнее образование.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Предел числовой последовательности - справочник студента

Оценим за полчаса!

Воспитанию новой породы граждан был подчинен весь уклад жизни воспитанников Царскосельского лицея. Это касалось даже введения особого распорядка дня, однажды утвержденного и практически не изменявшегося, пытаясь гармонично сочетать время отдыха и часы учебы. В 6 утра ученики просыпались и шли на молитву.

С 7 до 9 проходили первые утренние занятия. В 9 часов — перерыв на чаепитие, после которого до 10 отправлялись на прогулку. С 10 до 12 — снова «классы». Потом опять часовая прогулка.

Обед приходился на час дня, а с двух до пяти следовали уроки чистописания или живописи, а также другие дополнительные занятия, в зависимости от наклонностей учеников. В 5 часов снова чаепитие, а потом прогулка, после которой воспитанники принимались за выполнение домашних заданий и повторение пройденного в течение дня материала.

В 8.30 — ужин, а затем до 10 вечера отдых или, как это называлось по уставу, «рекреация». В 10 часов ученики уходили на вечернюю молитву, после которой отправлялись ко сну.

Система воспитания Царскосельского Лицея - Справочник студента Комната № 14, где жил Пушкин. (wikipedia.org)

Учитывая, что целью создания Царскосельского лицея было воспитание будущих государственных деятелей, выполнение столь важной задачи было поручено большому, по нашим современным представлениям, штату руководителей, профессоров, гувернеров, надзирателей и других сотрудников.

Определяя главную идею содержания образования, директор Лицея Василий Федорович Малиновский, подчеркивал, что старается делать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие», чтобы воспитанник чувствовал в педагогах не начальников, а друзей.

Необходимо отметить, что Лицей тогда был единственным учебным заведением в Российской империи, где детей не секли.

Обращение с учениками было исключительно вежливое и тактичное. Учителя и гувернеры называли их по фамилии, с прибавлением слова «господин». Кстати, первый директор Лицея, Василий Федорович Малиновский, знаменитый русский дипломат и публицист, проповедовал исключительные принципы гуманизма и просвещения.

Особое внимание в создании уникальной концепции воспитания он уделял вопросам войны и мира, считая, что в борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать всё человечество.

Будучи человеком весьма прогрессивных взглядов, он разделял теорию естественного права и идею общественного договора, выдвинутую европейскими философами-просветителями XVIII века.

Интересно отметить, однако, что он был убежден в сакральности монархического правления, хотя предлагал меры, способные при помощи определенных конституционных статей ограничить абсолютистскую тиранию в России, говоря о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением всеобщей воли народа.

Система воспитания Царскосельского Лицея - Справочник студента Современная фотография лицея. (wikipedia.org)

Самым знаменитым выпускником Царскосельского лицея был, разумеется, Александр Сергеевич Пушкин. Он больше всего общался с наиболее «неспособным и ленивым», по отзывам педагогов, Антоном Дельвигом, чем со старательным и прилежным Александром Горчаковым.

Любопытно, что в Лицее первое время действовал «запрет на сочинительство», было для воспитанников чем-то вроде «запретного плода». Естественно, лицеисты все равно сочиняли украдкой. И только позже по специальному разрешению профессора Н. Ф. Кошанского запрет был снят.

Многие педагоги отмечали способности Пушкина, но не возлагали на него особых надежд. Один из любимых педагогов лицеистов профессор Александр Петрович Куницын записал в ведомостях об успехах Пушкина по логике: «Хорошие успехи. Не прилежен. Весьма понятен».

Кстати, среди лицейских стихотворцев Пушкин не сразу был признан первым. Пальму первенства успешно держал Алексей Демьянович Илличевский, который писал басни, эпиграммы (особенно на Кюхельбекера), послания. Пушкин называл его «остряком любезным» и предлагал вылить сотню эпиграмм «на недруга и друга».

Кроме того Илличевский обладал удивительным талантом рисовать карикатуры, сохранившиеся в виде иллюстраций, к различным «злобам дня» в школьном сборнике.

Примечательно, что все профессора Лицея, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми, едва достигшими тридцатилетнего возраста.

По оценкам современников, в частности, первого биографа Пушкина Павла Васильевича Анненкова, лицейские профессора Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов, Яков Иванович Карцев, Николай Федорович Кошанский «должны были считаться передовыми людьми эпохи на учебном поприще».

Куницын, Кайданов и Карцев окончили Петербургский педагогический институт и, как особо отличившиеся, были отправлены для продолжения образования за границу. Их «усовершенствование» проходило в Геттингене, Иене, Париже — в крупнейших культурных и образовательных центрах того времени.

Важным считался принцип, чтобы педагоги, работающие с одаренными учениками, сами создавали программы, учебные пособия, а также занимались научными изысканиями.

Так, профессор Кошанский, до Лицея преподававший в Московском университетском Благородном пансионе и имевший степень доктора философии и свободных искусств, активно сотрудничал с журналами, публиковал статьи, переводы, собственные стихи, издал несколько учебников и хрестоматию «Цветы греческой поэзии». Работая в Лицее, он написал латинскую грамматику, перевел и напечатал огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота — всем этим пользовались лицеисты в процессе обучения.

Источник: https://diletant.media/articles/36412455/

Презентация "Система воспитания Царскосельского лицея"

Ни одно учебное заведение XIX века не привлекало к себе столь пристального внимания, как Императорский Лицей в Царском Селе. Государственные деятели, литераторы, историки, педагоги изучали эту «школу высших наук», появившуюся в первые годы царствования императора Александра I. Такой интерес был вызван несколькими причинами.

Прежде всего это необычная цель, поставленная при учреждении этого учебного заведения; а во-вторых, среди первых выпускников оказался А.С. Пушкин. В Царскосельском Лицее началось формирование его характера и мировоззрения. Исследователи, рассматривая биографию поэта, в той или иной степени касались лицейской атмосферы и людей, которые были рядом с А.С.

Пушкиным и его товарищами.

Обращение к истории пушкинского периода Царскосельского Лицея, названного золотым веком этого учебного заведения, не только способствует выявлению лучших достижений русского воспитательного и образовательного опыта предшествующих поколений, но и проясняет современную духовную ситуацию.

В Лицее, созданном под непосредственным влиянием идей русского Просвещения, стремились сформировать «государственный» тип личности — участника и творца исторических событий, личности, которая, обогатившись общеевропейскими культурными достижениями, способствовала бы просвещению и укреплению Российской державы.

На общем фоне существующих учебных заведений России того времени Императорский Царскосельский Лицей заметно выделялся не только необычностью цели, которой было подчинено воспитание и образование юношества, но и своей независимостью, сохранением особенного, присущего только ему характера, который в первую очередь определял педагогический состав.

Уставом Императорского Царскосельского Лицея, который регламентировал всю учебную и хозяйственную жизнь этой школы, было предусмотрено иметь шесть профессоров по основным учебным дисциплинам. На немногочисленный педагогический штат Лицея возлагалась задача огромной важности: подготовить эрудированных молодых людей, способных служить на различных поприщах гражданской и военной службы.

Свою основную задачу лицейские наставники видели в помощи внутреннему процессу развития воспитанников. И, конечно, в деле воспитания огромное значение имеет весь строй школы, с ее особым законодательством, особенно нравственная личность самих воспитателей.

Педагогическая деятельность В.Ф. Малиновского (1765—1814), дипломата, философа, писателя, первого директора Царскосельского Лицея продолжалась чуть больше двух лет, да и она оказалась для потомков заслоненной более энергичной фигурой второго директора Лицея — Е.А. Энгельгардта.

Пожалуй, только слова Ю.Н. Тынянова о том, что под влиянием В.Ф. Малиновского «в Лицее выросли первые декабристы», заставили взглянуть на В.Ф.

Малиновского немного иначе, вспомнить, что такие понятия, как «лицейская система воспитания», «формирование лицейского духа» неразрывно связаны с его деятельностью.

Вся педагогическая деятельность В.Ф. Малиновского определяется его социально-нравственной позицией. Его идеал — нравственно-совершенная, свободная, счастливая личность; ибо свобода, добродетель и счастье — неразделимы. Цель педагогической деятельности В.Ф. Малиновского — воспитание добродетельного человека, гражданина, способного «составить блаженство многих людей», быть полезным Отечеству.

Буквально за несколько месяцев В.Ф. Малиновский подготовил все необходимое для открытия Лицея. Все внутреннее управление было вверено директору.

Он должен был наблюдать за всем — за порядком учебным, нравственным, хозяйственным; кроме этого, директор должен был иметь обширные познания по предметам и наукам, преподаваемым в Лицее, в отсутствие преподавателей «занимать воспитанников приличному их предмету упражнениями»

Своеобразие педагогических приемов директора заключалось в том, что в каждом лицеисте, независимо от его возраста, он видел и уважал личность, чертами, которые он особенно поощрял в воспитанниках, были инициатива, творческое отношение к жизни, демократизм. Предоставленная им свобода позволяла развивать задатки учеников, их ум и характер.

«Чувства развиваются с возрастом, и в этом состоит воспитание», — писал В.Ф. Малиновский своему сыну Ивану, воспитаннику Лицея. Развивать эти чувства, «направлять их к добру», — в этом он видел свою основную задачу.

Научить мыслить, «раскрыть в детях мысленность» через изучение различных предметов, даже прогулки после учения и те должны стать примером того, «как отдых после труда приятен — как в праздности скука одна», и раскрывши мысленность, приучать «к раскрытию добра и зла, и чтоб не делали без рассуждения и не говорили, и не мыслили».

Во всем было стремление научить «ценить выше малое внутреннее добро против великого наружного, как пятак медный выше фальшивого червонца». Эти записи в Памятной книге, которую вел В.Ф. Малиновский, созвучны с мыслями Н.И. Новикова: «Научайте их (детей. — Л.М.

) здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни» . Определяя тексты для переводов, В.Ф.

Малиновский стремился выбрать более важные места, способные принести конкретную пользу: «о неустрашимости в бедах, о твердости духа» и опять мысли директора перекликаются с рекомендациями Новикова: «Приучайте детей к трудолюбию, порядку и прилежанию, терпению в страдании, бодрости и постоянству в несчастии, смелости и неустрашимости во всех обстоятельствах» .

Все, о чем мечталось, о чем были написаны его многочисленные сочинения, статьи, записки, проекты, все это предстояло объяснить ученикам. Необходимость и выгоды мира, необходимость отмены крепостного права и уничтожения рабства, любовь к своей Родине и родному уголку, все это надо было донести до воспитанников.

Регулярно директор проводит заседания Конференции Лицея.

По его просьбе составляется записка «О поведении учеников в классе», в которой будут отмечены важнейшие детали ученической и повседневной жизни воспитанников: утренний подъем, поведение на лекциях и в свободное время, обхождение с преподавателями и служащими Лицея, отношения друг с другом.

И здесь главное: «Между собою жить мирно и дружелюбно, ни словом, ни делом не обижать другого… Все воспитанники равны, и потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было… запрещается доносить на другого ложно…».

Огромное значение придавал В.Ф.

Малиновский преподавателям, надзирателям в порядке учебном и нравственном , гувернерам, ведь именно от них зависело воспитание и образование молодых людей: «Не надобно чиновнику выходить со двора сердитым — прежде успокоиться должно», — запись из дневника директора.

В составленной позднее «Записке об обязанностях гувернера» читаем: «Ничто так лучше не действует на воспитанника как пример самого гувернера. Непринужденный, скромный, веселый вид, его заботливость и ласки к детям, поселят в них любовь и уважение к нему» .

Молодые лицейские наставники нашли в лице В.Ф. Малиновского внимательного, заинтересованного руководителя.

Им вместе предстояло заниматься образованием и воспитанием вступающих в большую жизнь дворянских недорослей, нужно было не столько обогатить воспитанников конкретными сведениями, сколько развить их умственные способности, научить размышлять, самостоятельно мыслить и принимать решения: «Дело наставника не в том, чтобы дать, но чтобы насадить и воспитать его в уме слушателя… Желательно, чтобы наставники более старались вопросами извлекать мысли из уст самих воспитанников, нежели заставляли себя слушать…» .

Поэтому во время классных занятий разумно чередовались объяснения преподавателей и практические часы «для упражнения воспитанников в собственных их сочинениях из всех преподаваемых предметов, на всех изучаемых языках».

Сам прекрасный оратор, В.Ф. Малиновский был инициатором игр в парламент среди лицеистов, при нем произносились речи, велись споры по политическим вопросам .

Для В.Ф. Малиновского воспитанники — прежде всего юные друзья, с которыми он находил темы для общения, его воспитание сводилось к разъяснению, строилось на доверии и взаимном уважении, и его влияние на первых лицеистов было огромным. Доброжелательность, полное отсутствие назидательности, простоту, доступность директора приняли все без исключения лицеисты первого пушкинского курса .

  • Система воспитания
  • в Царскосельском лицее
  • Лосева Алёна 346 группа

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-sistema-vospitaniya-carskoselskogo-liceya-2275521.html

Система воспитания Царскосельского лицея

Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 г. Он являлся закрытым дворянским высшим учебным заведением с шестилетним сроком обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц.

Лицей был создан по проекту видного государственного деятеля того времени М.М. Сперанского. Первым директором лицея стал просветитель-демократ В.Ф. Малиновский, человек высокой общей культуры. Не менее образованным человеком был Е.А. Энгельгардт, возглавивший лицей в 1816 г. Такие прогрессивные деятели, как М.М. Сперанский, В.Ф. Малиновский, Е.А.

 Энгельгардт и другие, стремились к воспитанию «новых людей», которые могли бы впоследствии осуществить преобразование России. Царское правительство поддерживало их, преследуя лишь практическую цель — подготовку высокообразованных чиновников для административного, судебного и дипломатического поприща.

Предусматривалось общее образование (без специализации), но с преобладанием гуманитарных наук.

Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. В нем не придавалось особого значения религиозным обрядам и убеждениям. Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривалось телесное наказание.

Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, к ним должны были обращаться только на «вы». Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах лицея, а с родителями и родственниками им позволялось видеться только в определенные дни и только в лицее.

Занятия проходили с 1 августа по 1 июля, каникулы — один месяц — июль.

Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В семь часов начинались занятия, которые чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду.

Отдых воспитанников — это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой — катание на коньках.

Предметы, способствующие эстетическому развитию, — рисование, чистописание, музыка, пение.

Воспитанникам лицея предстояло изучить сокращенный катехизис, библейскую историю, историю права, философию права, правоведение, историю религии, логику и др. Второе место в программе лицея отводилось математическим и физическим наукам.

В разделе о науках исторических в Уставе лицея отмечалось, что «история должна быть делом разума» и что предмет ее надо представить как «шествие нравственности» и «показать успехи и падения разума в разных гражданских постановлениях».

Особенно важным считалось изучение российской истории. Отмечалась необходимость серьезного знакомства с деяниями великих людей прошлого, с хронологией и географией. Занятия словесностью должны были стать для лицеистов «упражнениями разума».

Программа была очень насыщенной, но уроки чередовались с отдыхом. В Уставе была сделана оговорка, что распределение часов для занятий примерное, его можно изменять, придерживаясь главного правила: воспитанники никогда не должны быть праздными. В воскресные и праздничные дни воспитанники присутствовали на богослужении. Они обучались также духовному пению.

Одним из воспитательных средств являлось искусство, которым занимались во время отдыха: рисование, музыка, пение, литература.

Обучение в лицее возлагалось на профессоров, численность которых определялась количеством предметов. Были также адъюнкты и учителя. Профессора в присутствии директора проводили испытания воспитанников каждые полгода, а оканчивающие курс держали испытание по всему лицейскому курсу.

Исходя из успехов учащихся в науках, их нравственности и поведения, специальная конференция профессоров решала, с каким классом кто из лицеистов удостаивается выпуска в государственную службу, и через министра просвещения представляла свое заключение на усмотрение императора.

В лицее сама обстановка способствовала развитию поэтических и художественных наклонностей: прекрасные дворцы, парки, которые дышали поэзией Античного мира, и триумфальные памятники, запечатлевшие отечественную героику. Все это будило любовь к природе, к искусству, вызывало чувство восхищения перед великими творцами прекрасного.

Общение лицеистов с талантливыми, творческими людьми, с передовой мыслящей молодежью способствовало быстрому созреванию умов.

Читайте также:  Выбор инновационной стратегии поведения организации - справочник студента

Становление гражданственности лицеистов во многом ускорялось тем обстоятельством, что в Царском Селе стоял гусарский полк. Среди офицеров были многие, кто вошел позже в кружки декабристов.

Эти факты говорят о том, что в лицее уважалось и поддерживалось, а не запрещалось стремление воспитанников к самостоятельным решениям и выбору. В такой атмосфере лицеисты обрели свою индивидуальность.

О деятельности каждого учебно-воспитательного заведения можно судить по судьбам его воспитанников. Из стен лицея вышли многие свободолюбивые, честные, преданные великой России и лицейскому братству люди: это и будущие декабристы, и государственные деятели, и поэты, писатели.

Некоторых воспитанников Царскосельского лицея знает весь мир: А.С. Пушкин — родоначальник русской литературы; И.И. Пущин — судья Московского надворного суда, поэт, декабрист, один из основателей Северного общества; А.А. Дельвиг — поэт, литератор; В.К.

 Кюхельбекер — русский поэт и декабрист.

Источник: http://ifreestore.net/1238/38/

Как и чему учили в Царскосельском лицее

О том, каким должно быть российское образование, много говорят и спорят. И родителям, и педагогам, и чиновникам – всем хочется одного: чтобы по окончании обучения выпускники были эрудированы и подготовлены к самостоятельной жизни, а их таланты и способности − раскрыты и развиты.

Между тем в российской истории есть пример успешного воплощения этой мечты. Для 30 первых выпускников Царскосельского лицея 6 лет обучения стали не просто школьными годами. Все ученики покинули Лицей блестяще образованными Личностями, большинство заняли высокие гражданские и военные государственные посты, а некоторые даже вошли в историю.

Как было устроено обучение в Царскосельском лицее? Листаем страницы истории.

И. Е. Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. 1911. Санкт-Петербург. Всероссийский музей А.С. Пушкина

19 октября 1811 года первый курс Царскосельского лицея садится за парты. Ребятам предстоит быть одновременно и школьниками (по возрасту), и студентами (полученное образование приравнивается к высшему).

Любопытно, что одноклассники не были ровесниками.

Так, например, Данзасу, будущему офицеру и секунданту Пушкина, на момент поступления было около 11 лет, самому Пушкину – 12, а сыну первого директора Лицея Ивану Малиновскому — 15.

Слух о Лицее, в котором, как предполагалось, будут обучаться и великие князья, братья императора Александра I, взволновал аристократические круги. На места для 30 воспитанников быстро образовался конкурс. Экзаменовали поступающих влиятельные люди: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.

Что представляли из себя лицеисты? Об этом можно судить по сохранившимся рукописям Кюхельбекера: объемная тетрадь вмещает в себя 254 страницы с философскими, моральными, литературными и политическими вопросами, волновавшими мальчиков.

Здесь и «Образ правления», и «Обязанности гражданина-писателя», и «Естественная религия», и «Рабство».

Суждения на такие сложные темы сочетаются у воспитанников с юношеской горячностью: тот же Кюхля вызовет Пушкина на дуэль, соберется топиться в пруду, первым из воспитанников опубликует свои произведения.

Распорядок дня

Сегодня, обсуждая проблемы обучения детей, специалисты называют перегрузку следствием неверно выстроенного режима учебы и отдыха. Лицеисты учились много, но с большими перерывами. Распорядок, утвержденный с первого дня, практически не менялся:

  • 6:00 — подъем и молитва
  • 7:00–9:00 — занятия
  • 9:00–10:00 — чай с белой булкой и прогулка

Завтрака как такового не было, воспитатели старались отучить лицеистов от изнеженности и роскоши. Но плохо выпеченные пирожки все равно часто летели в бакенбарды помощника надзирателя по хозяйственной части Золотарева.

  • 10:00–12:00 — занятия
  • 12:00–13:00 — прогулка 

Летом, когда Царское Село было «Петербургом в миниатюре», гулялось весело. Осенью, когда все разъезжались по столичным домам, ученики «поневоле призывали к себе науки».

  • 13:00 — обед из трех блюд 

Вот его-то и коснулись изменения: сперва лицеистам в обед давали полстакана портера, потом сочли это баловством и заменили на квас с водой.

  • 14:00–15:00 — чистописание или рисование
  • 15:00–17:00 — другие уроки
  • 17:00–18:00 — чай и прогулка (обязательная, в любую погоду)
  • 18:00–20:30 — повторение уроков и «вспомогательный класс» (дополнительные занятия для отстающих)
  • 20:30 — ужин и отдых

По средам и субботам бывали «танцеванье или фехтованье».

  • 22:00 — вечерняя молитва и сон 

В арках зажигали ночники, дежурный прохаживался по коридору.

Телесных наказаний в Лицее не было. Даже когда государь лично приказал высечь молодого Пушкина, Егор Антонович Энгельгардт, второй директор Лицея, ослушался. Впоследствии для особо провинившихся завели карцер. Обычно же просто «арестовывали» ученика в его комнате, приставляя дядьку. 

Классная комната

Обучение состояло из двух курсов: начального и окончательного. Каждый занимал по три года. При переходе на следующий курс и выпуске проводился публичный экзамен, на котором почти всегда присутствовали министр просвещения, члены Академии наук, родители и родственники воспитанников.

В правах и преимуществах Царскосельский лицей приравнивался к российским университетам. Но юный возраст воспитанников не позволял требовать от них того же, чего ждали от взрослых студентов: дойти до совершенства в своей области. Задачей лицеистов было усвоить «главные основания» многих наук. Поэтому учебная программа была обширной и пестрой.

В почете было изучение латинского, французского, немецкого. Во время соревнований по иностранным языкам штрафовали тех, кто случайно заговорит по-русски.

Лицеисты осваивали риторику, словесность, русскую и мировую историю, «нравственные науки», географию, науки математические и физические.

Под определением «изящные искусства и гимнастические упражнения» скрывались чистописание, рисование, пение, танцы, фехтование, верховая езда и плавание.

На литературных собраниях у гувернера Сергея Гавриловича Чирикова лицеисты сочиняли повести: один придумывает начало, второй завязку, третий подхватывает. Двадцать лет спустя эти сюжеты лягут в основу «Метели» и «Выстрела» Пушкина.

Но еще раньше, чем они будут опубликованы, Александр Сергеевич подаст Николаю I записку «О народном воспитании», в которой изложит свои взгляды на образование. Домашнее воспитание, по мнению выпускника Лицея, «недостаточное» и «безнравственное».

Частное образование нужно не колеблясь «подавить». Юношество должно иметь время на то, чтобы «перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ». По мнению поэта, не так уж необходимо тратить 6 лет на изучение французского, греческого и латыни.

Зато история и политические науки в старших классах должны стать основными предметами.

Оценки

До 1816 года учителя подробно излагали свое мнение о каждом ученике, ежегодно составлялись развернутые характеристики: описывались сильные и слабые стороны воспитанника, причины его проступков или отставания в учебе.

Это позволяло на деле осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Позднее была принята более краткая форма оценивания. Характеристика составлялась педагогами не в индивидуальном порядке, а совместно на итоговых заседаниях.

А учеба и поведение оценивались цифрами:

  • 1 — отлично,
  • 2 — очень хорошо,
  • 3 — хорошо,
  • 4 — посредственно,
  • 0 — худо.

Оценивались не только учебные успехи, но и способности лицеистов. Так, Пушкин находился ближе к «неспособным и ленивым» в этом списке. «Ранжирование» учеников в зависимости от их успехов — спорный момент.

Современные педагоги считают, что это негативно влияет на процесс формирования Я-концепции ребенка. Но для лицейских преподавателей оно было важным средством воспитания.

Не только в классах, но и за обеденным столом лучшие места занимали лицеисты, отличившиеся успехами в учебе и поведении.

А вот стремление научить юношей думать самостоятельно, свободно и независимо вполне соответствует современным представлениям о содержании образования. В Постановлении о Лицее подчеркивается правило «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать его собственное действие».

Педагоги

Поначалу в Лицее было 30 учащихся, 11 наставников: директор, учителя, гувернеры. Кроме этого, в штате числился надзиратель, шпионящий как за подопечными, так и за педагогами.

Один из таких блюстителей порядка Мартын Степанович Пилецкий-Урбанович до того разозлил воспитанников, что они поставили ему ультиматум: либо он удаляется из Лицея, либо они.

Надзирателю пришлось уехать в тот же день.

Первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский подчеркивал: надо сделать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие». Лицеисты должны были видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики были вхожи в дом директора, где знакомились с обычаями света. Выезжали с его семейством на прогулки, катались с горок и на коньках.

Профессора, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми до 30 лет. Еще одним новшеством было то, что «главные науки» преподавали русские педагоги, а не иностранцы. Хотя у некоторых из них и был опыт зарубежного обучения.

Так, любимый преподаватель Пушкина Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов и Яков Иванович Карцев, окончив Петербургский педагогический институт, были отправлены для продолжения образования в Геттинген, Йену и Париж.

И по прибытии назначены профессорами в Лицей.

Сегодня ценится, когда педагоги, работающие с детьми, сами создают программы, учебники и пособия. Этот принцип соблюдался и в Лицее.

Например, Николай Федорович Кошанский, имевший степень доктора философии и свободных искусств, не только издал несколько учебников, но и перевел огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота, по которым учились лицеисты.

Преподавателей объединяло не только желание распознать характер и наклонности своих воспитанников, но и старание воплотить в жизнь их высокие юношеские замыслы.

Так, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Теперь мы знаем его как адмирала, исследователя Восточной Сибири, чьим именем назван мыс в Северном Ледовитом океане.

Неудивительно, что многие выпускники сохранили дружеские и доверительные отношения со своими лицейскими наставниками.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/kak-i-chemu-uchili-v-carskoselskom-licee/

Педагогическая система и методы образования и воспитания в царскосельском лицее (б/а)

В первые годы своего существования Лицей был прогрессивным учебным заведением. В нем была свобода творческой, воспитательной и учебной деятельности. Здесь учили сознательно мыслить, рассуждать, спорить об истинœе, о справедливости и добродетели. Девиз Лицея при первом директоре В. Ф. Малиновском – ʼʼДля общей пользыʼʼ. Именно эта идея легла в основу обучения в Лицее.

Это же было девизом и при втором директоре, Е. А. Энгельгардте. Педагоги старались развить индивидуальность каждого ученика, выявить их лучшие душевные качества, в каждом ученике они видели и уважали личность.

Из стен Лицея не выходили ученые, юристы, филологи; выпускники получали энциклопедическое образование; приобретали гуманистическое мировоззрение на жизнь, уважение к личности независимо от сословия человека.

Обучение длилось шесть лет и делилось на два курса. Первый курс давал образование, равное объёму изученного материала в старших классах гимназии. Второй курс давал высшее, университетское образование. После первого курса сдавали переходные экзамены, а после второго – выпускные.

Публичные экзамены проводились каждые полгода всœеми профессорами в присутствии директора. Отличившиеся на этих экзаменах получали награды и поощрения. Ежегодно бывали открытые испытания по особенному приглашению.

Воспитанники, не справившиеся с испытанием, не переводились в другой класс, пока не исправлялись.

На первом этапе обучения предпочтение отдавалось словесным наукам перед техническими. Самое большое число часов в неделю было отведено грамматике, историческим наукам и словесным, особенно иностранным языкам. Иностранные языки учили не меньше 4 часов в день.

В свободное от уроков время были дни, когда разговаривали на французском или немецком языках. Считалось, что сначала нужно изучить науки, требующие простого запоминания, а затем уже изучать науки, требующие зрелого ума. Изучение наук математических и физических ограничивалось первоначальными сведениями.

Это делалось для того, чтобы оставить возможность и время углубленно изучать словесные науки.

На старшем курсе обучения предпочтение отдавалось нравственным, физическим и математическим наукам, при этом иностранные языки продолжали интенсивно изучать.

Число часов зависело от знаний учеников. Оно не определялось строго по какому-то документу, а устанавливалось после набора воспитанников, когда уже был известен их уровень знаний. И у каждого нового курса оно несколько отличалось.

К примеру, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов – латинским, 10 часов – немецким, 3 часа – русским, 4 часа – математикой, 3 часа – географией, 3 часа – историей, 3 часа – чистописанием и 2 часа – рисованием.

Итого в неделю было 47 учебных часов.

Профессора должны были удостовериться в том, что пройденный материал усвоен, а лишь затем обучать дальнейшему. Рекомендовалось особое внимание уделять малоспособным. Изучение материала усложнялось постепенно.

Так, к примеру, изучая латинский язык, лицеисты вначале учили грамматику, затем делали переводы, потом писали сочинœения на латинском языке. В старших классах занимались аналитическим чтением классиков и переводом на русский язык лучших мест из трудов этих писателœей.

Многие лицеисты ещё подростками выбрали свой жизненный путь и стремились настойчиво к своей мечте.

Способности Пушкина были столь очевидны, что никто не сомневался в его призвании. В. Вольховский хотел стать военным и с упорством готовил себя к будущей профессии. Он не только лучше всœех учился, но и закалял свою волю.

Он вел спартанский образ жизни: вставал раньше всœех, обтирался холодной водой, спал на досках без матраса, толстые словари служили ему подушками. Так воспитывал в себе Владимир Вольховский волю.

За это товарищи прозвали его ʼʼСуворочкойʼʼ.

Педагоги помогали воспитанникам достигать своих целœей. Так Александр Горчаков ещё в Лицеи решил посвятить себя дипломатической деятельности, именно в связи с этим учителя доставали для него подлинные дипломатические материалы из Иностранной коллегии. А Ф. Матюшкин мечтал стать мореплавателœем.

Он зажегся идеей увидеть мир и добился этого. Выпускники Лицея не попадали на флот, но директор Е. А. Энгельгардт помог Ф. Матюшкину добиться определœения на шлюп ʼʼКамчаткаʼʼ, которым командовал В. М. Головин. Так Матюшкин попал на корабль, отправлявшийся в кругосветное путешествие.

Для воспитанников, мечтавших о военной службе, были организованы занятия по военной подготовке.

Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: ʼʼУ вас, Пушкин, в моем классе всœе кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихиʼʼ.

Не только идеи были прогрессивны в данном учебном заведении. Здесь идеи воплощались в жизнь. Лицеисты воспитывались в атмосфере невозможности посягнуть на достоинство другого человека.

Для дворян это была истина среди людей своего сословия. В Лицее же любой человек, независимо от своего социального положения, имел право на уважение.

Лицеистам запрещалась ругать служителœей, даже если они были крепостными людьми. В Лицее не было телœесных наказаний.

Каждый воспитанник имел свою небольшую комнату, где мог уединиться. Лицей содержался в чистоте, теплота воздуха наблюдалась по градусам. Помещения проветривались, для того чтобы воздух правильно циркулировал, перегородки в комнатах лицеистов не доходили до потолка. Классы были красивы и просторны.

Дети жили по строгому расписанию: 6 ч. – подъем, сборы, молитва; 7–9 ч. – уроки; 9–10 ч. – чай, прогулка; 10–12 ч. – уроки; 12–13 ч. – прогулка; 13 ч. – обед; 14–15 ч. – чистописание или рисование; 15– 17 ч.

– уроки; 17 ч. – чай; до 18 ч. – прогулка; 18–20.30 ч. – повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам – танцы или фехтование); 20.30 – ужин; до 22 ч. – рекреация; 22 ч. – молитва и сон.

Каждую субботу – баня.

Вся жизнь в Лицее была направлена на то, чтобы воспитанники правильно развивались, успешно овладевали знаниями и не предавались лени. Шесть дней в неделю были учебными. Обучение длилось целый год, за исключением августа месяца, когда были каникулы.

Но занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не было ощущения перегруженности. Об этом писал Илличевский: ʼʼ… у нас по крайней мере царствует свобода (а свобода дело золотое), нет скучного заведения сидеть на местах… летом досуг проводим в прогулках.

Зимою в чтении книг, иногда представляем театр, с начальниками обходимся без страха, и шутим с ними, смеемсяʼʼ.

На уроках профессора не только заставляли себя слушать, они старались заставить воспитанников мыслить, понимать главное. В Лицее можно было рассказывать пройденный материал своими словами, а не зубрить его наизусть. Нам кажется, что это естественно, но для того времени это было ново и не практиковалось в других учебных заведениях.

Семья лицеистов оказалась интернациональна. Броглио был итальянцем, Горчаков, Данзас, Матюшкин, Дельвиг, Корф имели немецкие корни, а Кюхельбекер был немцем с обеих сторон. Но Лицей воспитывал всœех учеников в духе любви к России.

Ученики были разного вероисповедания. Так, Матюшкин был лютеранином, а Данзас – католиком. Но в Лицее этому не придавалось особого значения.

Преподаватели относились к воспитанникам как к взрослым. Οʜᴎ обращались к ним на ʼʼвыʼʼ и обязательно к фамилии прибавляли слово ʼʼгосподинʼʼ. Лишь директор Е. А. Энгельгардт обращался к ученикам на ʼʼтыʼʼ, но это было знаком того, что ученик – его друᴦ. Лицеисты не обижались на это, а, напротив — знали, что если директор стал говорить им ʼʼвыʼʼ, то значит, они в чем-то провинились.

Между лицеистами и преподавателями была свобода общения. Вместе они были семьей. Профессор Московского университета С. П. Шевырев писал: ʼʼЛицей был заведением совершенно на западный лад: здесь получали западные журналы для воспитанников, которые в играх своих устраивали между собой палаты, говорили речи, издавали журналы и прочее, вообще свободы было многоʼʼ.

Об особых отношениях между лицеистами и педагогами говорит тот факт, что существует достаточно много карикатур на учителœей. Ученики их не боялись и считали возможным подшутить над ними.

Этого не было в других учебных заведениях того времени…

Между лицеистами взаимоотношения регулировались определœенными правилами, текст которых был вывешен в коридоре 4-го этажа.

Там говорилось, что ʼʼвсœе воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было,…воспитанники должны жить между собой мирно и дружелюбноʼʼ.

Читайте также:  Методы, ориентированные на структуру и стратегию - справочник студента

Благодаря этим правилам и стараниям педагогов в Лицее жил дух товарищества и сплоченности. Никто никогда не выдавал провинившихся, в случае если он сам не признавался в содеянном.

Об этом особом отношении между лицеистами писал В. Н. Коковцев, который учился уже в императорском Александровском Лицее: ʼʼЯ всœегда считал отличительною чертою нашей ʼʼлицейской связиʼʼ – полное отсутствие всяких различий по признаку внешних материальных и иных преимуществ одних перед другими.

Эту особенность поддерживало в полной мере и всœе наше начальство как низшее, так и высшее, и это чувствовалось буквально на каждом шагуʼʼ. ʼʼСреди нас, за всœе шесть лет нашей жизни в Лицее … никогда не было случая выслужиться перед начальством, приобрести какое-либо исключительное для себя благоволение, в особенности в ущерб кому-либо из курса.

Это называлось на языке лицеистов ʼʼподхалимствомʼʼ и с первых же дней поступления было заранее высмеяно и обречено на беспощадное осуждение.

Рассказанные тотчас же случаи ʼʼфискальстваʼʼ или жалобы воспитателю на обиду, причинœенную кем-либо из товарищей, ликвидировались совершенно непререкаемым вердиктом – возмездия от всœего класса… с первых же шагов нашей общей жизни в новой обстановке это стало очевидно само собоюʼʼ.

Особое внимание в Лицее уделялось чтению. Здесь была своя библиотека, составленная из лучших книᴦ. Книги покупались директором и профессорами, на приобретение их денег не жалели.

Но всœе равно книг не хватало, в связи с этим директор Е. А. Энгельгардт выхлопотал разрешение царя на передачу Лицею библиотеки Александровского дворца.

Библиотека была передана в конце 1818 года, когда первый курс уже закончил обучение.

За чтением лицеистов старались следить. Так, ученикам первого курса книги отпускались из библиотеки только учебные и классические. Когда воспитанники взрослели, то книги выдавались по записке профессора и по усмотрению надзирателя.

В Лицее воспитанникам внушалось, что без чтения книг человек не может состояться как свободная творческая личность.

Именно здесь формировалось такое понятие, что не читать книг, не интересоваться книгами – значит не быть интеллигентным человеком…

В Лицее не обучали актерскому мастерству, как это делали в Санкт-Петербургском Шляхетском корпусе, Институте Благородных девиц или в Московском Благородном университетском пансионе. При этом уже в первый год обучения воспитанники по собственному желанию разыгрывали пьесы. Лицеисты посœещали представления крепостного театра графа Варфоломея Толстого, жившего в Царском Селœе.

Министр просвещения запрещал театр в Лицее, так как считал, что он отвлекает от учебы и делает Лицей похожим на существовавшие тогда учебные заведения. Но театральные постановки ставились лицеистами, несмотря на недовольство министра.

Директор Лицея понимал, что театр является средством совершенствования в ораторском искусстве, он позволяет научиться свободно владеть своим телом, культурой жеста͵ позы, а также учит непринужденно чувствовать себя в любой ситуации. Театр вошел в жизнь Лицея, как и балы, на которых лицеисты учились обычаям света.

Со временем без театральных постановок не обходился ни один праздник. Е. А. Энгельгардт, несмотря на свои директорские обязанности, успевал писать небольшие пьесы и ставить их с воспитанниками.

Первоначально представления разыгрывались для учеников и администрации. Все женские роли в пьесе менялись на мужские. Но постепенно стали ставить не только комедии и водевили, но и серьезные драмы.

Женские роли сохранялись, исполняли их переодетые и загримированные лицеисты. На представления стали приглашать гостей, родителœей, жителœей Царского Села.

Газеты Санкт-Петербурга давали подробный отчет о праздниках в Лицее.

В Лицее была своя система наказаний и поощрений. Так, провинившиеся ученики сидели на задних партах в классе и во время еды, записывались на специальной черной доске…

Лицеистов могли лишить общего стола и посадить на хлеб и воду, но такое наказание могло продолжаться не более двух дней. За особые провинности могли посадить в карцер, где к лицеисту приходил директор и делал ему внушение.

Такое строгое наказание могло продолжаться не больше трех дней. Оно использовалось крайне редко в данном учебном заведении.

Иногда лицеисты могли и сами наказать провинившегося. Николай Николаевич Фиге, выпускник императорского Александровского Лицея, сын бывшего лицеиста͵ вспоминал об этом так: ʼʼЧувство товарищества, чести мундира, корпоративность были у нас всœех очень развиты.

Мы всœе с первых же дней вступления считали себя членами одной семьи… Традиции в Лицее играли громадную роль, и неписанный закон был гораздо сильнее писанного. С ним приходилось считаться всœему лицейскому начальству. Класс имел право и в некоторых случаях удалять из своей среды нежелательного воспитанника, а, следовательно, и из Лицея неподходящих товарищей.

Одним из самых тяжких наказаний было отлучение из класса, когда по постановлению класса всœе товарищи переставали не только говорить, но и иметь какое-либо общение с отдельным воспитанником. Такие меры принимались обыкновенно против воспитанников, совершивших поступок, который было трудно квалифицировать по официальной шкале прегрешений.

Он обыкновенно касался области товарищеских отношений и порядочности и бывал ответом на такие действия, которые, по мнению наших молодых голов, были недостойны звания лицеистаʼʼ.

У Ю. Н. Тынянова встречается еще один вид лицейского наказания, который был самым действенным для лицеистов. Это лишение на день лицейского мундира и облачение в одежду, в которой воспитанник приехал из дома.

Отличившихся воспитанников поощряли. Их имя записывали на специальной белой доске золотыми буквами. Ученикам, успешным в определœенной науке, дарились книги с подписью директора и профессора той науки, в которой ученик показал успехи. В конце обучения выпускники получали медали и похвальные листы.

Было заведено давать одну большую золотую медаль, одну малую золотую медаль и серебряные медали. Нередко преподаватели прислушивались к мнению лицеистов при награждении выпускников.

Так, при первом выпуске Горчаков и Вольховский одинаково закончили обучение, но большая золотая медаль по просьбе сокурсников была вручена Вольховскому, так как он был более прилежным, старательным и скромным.

Лицей был закрытым учебным заведением, в связи с этим воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В. Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать ʼʼпагубноеʼʼ влияние и стремился изолировать детей от этого.

Он хотел разорвать связи учеников с семьей, бытом, со всœей системой общественных несправедливых отношений. Он писал: ʼʼ… заносчивость, запальчивость и купно низость и раболепствие – от воспитания, жизни и обхождения с рабами.

Человек приучается, с одной стороны, к неограниченной воле, с другой – к покорности и слепому повиновению. Самовольство и страх – плоды рабстваʼʼ.

Побывать дома лицеистам было разрешено только на рождественских каникулах в 1817 году. Эта система позволила лишить родителœей возможности баловать детей, исключить влияние на становление лицеистов из вне. Οʜᴎ жили и учились в Лицее. Здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение[7].

Педагогическая система и методы образования и воспитания в царскосельском лицее (б/а) — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Педагогическая система и методы образования и воспитания в царскосельском лицее (б/а)» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/pedagogika/view/606107_pedagogicheskaya_sistema_i_metody_obrazovaniya_i_vospitaniya_v_carskosel_skom_licee_b_a

Педагогика Царскосельского Лицея

 
  •  Глущенко Людмила Ивановна,
  • Лингвистическая гимназия № 120, учитель высшей категории, дипломант Республиканского конкурса программ  по духовно-нравственному развитию личности
  •  Педагогика
  • Царскосельского лицея
  • в 1811 – 1817 гг.
  • Опыт организации оптимального пространства в школах прошлых и настоящих лет 
  1.  Сегодня ведутся активные поиски путей реорганизации образовательных систем,  обновления содержания, методов, приемов обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с современными требованиями общества.
  2. Процесс обновления всюду происходит медленно, болезненно, зачастую с пустой тратой сил и средств.
  3. Одна из причин усложнения процесса реформации и пока низких результатов реформ, на наш взгляд состоит в том, что нарушается важное методологическое правило: обновление не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление – это тонкая ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт.
  4. Знание этого методологического правила требует от разработчиков инновационных стратегий тщательного изучения исторического и учебно-воспитательного опыта, обращения к учебным заведениям прошлого, продемонстрировавшим высокий уровень результативности своей деятельности.
  5. Опыт Царскосельского лицея 
  6. В этом отношении особый интерес для современных педагогов представляет Царскосельский лицей, созданный на рубеже двух веков и впитавший в себя лучшие идеи эпохи Просвещения.

В него принимались дети разных возрастов ( от 10 до 16 лет) из знатных, но обедневших дворянских фамилий. Программу деятельности Лицея разрабатывали блестящие умы России – Сперанский М.М., Малиновский В.Ф. и др., которые были увлечены идеями республиканского правления, свободы личности, ее всестороннего развития.

Результаты деятельности Лицея оказались весьма впечатляющими. Более трети выпускников пушкинской поры стали видными государственными деятелями, дипломатами, военными, литераторами, чьи имена навсегда вошли в российскую историю. Среди них гениальный поэт, мыслитель, историк и провидец А.С. Пушкин.

Исследователи творчества А.С. Пушкина отмечают поражающее богатство тематики и мотивов его юношеской поэзии. Содержание многих его стихов свидетельствует о больших и разносторонних знаниях юного поэта в области всеобщей истории, в области русской и мировой литературы; об изумительном знании своего родного языка и т.д.

  • Где же источник такого высокого умственного и мировоззренческого развития юного Пушкина?
  • Что же обеспечило такую неординарную продуктивность учебного заведения?
  • Что мы, далекие потомки, могли бы взять из опыта Лицея при разработке наших планов обновления школы, превращения ее в учреждение, способное воспитывать личность высокообразованную, гуманную, творческую, нравственно устойчивую, преданную своей земле и своему народу, уважающую не только национальные, но и общекультурные ценности и, одновременно, свободно ориентирующуюся в пространстве информации. 
  • История создания Лицея

Созданию Лицея предшествовал кризис системы образования дворянских детей в конце 18 – начале 19 вв. Дворянские отпрыски учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам.  В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.

Отсутствовала единая система образования, которая бы отвечала запросам общества. Терялись родной язык, историческая память. На государственной службе находились люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал Карамзин – пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве.

В этих условиях передовыми представителям общества выдвигается идея организации учебного заведения нового типа для поднятия крайне низкого образовательного уровня чиновничества и улучшения работы государственного аппарата. Проект был разработан Сперанским М.М., который считал, что это учебное заведение уже в ближайшем будущем принесет свои плоды.

В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации.

Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить без пощады «ерунду наук», сократить учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.

  1. Образовательные задачи Лицея
  2. Первостепенное значение в Лицее придавалась «облагораживанию сердца».
  3. Обучение было рассчитано на шесть лет – начальный курс и окончательный курс, по три года каждый.
  4. В начальный курс, кроме гимназических наук, входили политэкономия, статистика, коммерческие науки, технологии.
  5. Окончательный курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного.
  6. Общее образование считалось фундаментом всякой специальной подготовки.

Изучение родного и иностранных языков начиналось с раннего возраста. Все выпускники Лицея свободно читали иностранных классиков, легко говорили на немецком и французском языках, великолепно владели русской устной и письменной речью. Развивался вкус к изящному слову.

Соблюдался принцип последовательного изучения наук. Например, факт увязки истории с географией, особенно в начальном курсе. Рекомендовалось сравнение древних и современных названий.

Особое внимание уделялось курсу истории. Считалось, что «задача ее есть представить в разных превращениях государств шествие нравственности, успехи разума и падение его в разных гражданских постановлениях»

Существовал курс «наук нравственных». Сюда входили не только философские, но юридические и политические науки. Всего двенадцать учебных предметов (права и обязанности, этика, логика, политическая экономия и т.д.) Этот курс являлся стержневым и формировал мировоззрение учащихся.

Соблюдался принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянного внимания к отстающим. На каждого ученика писались подробные характеристики, где рассматривались качества личности. А с 1816 г. была введена оценочная система (отлично – 1, хорошо – 2…худо – 0)

Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.

В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо».

В Лицее была богатая библиотека, где ученики имели возможность работать самостоятельно. «Лицеисты принуждены были приискивать сами ответы на каждый вопрос, возникший в их уме». Библиотека была источником, из которого каждый «почерпал свои вдохновения» списки книг для прочтения составлялись педагогами.

Обстановка в Лицее была жизнедеятельная, боевая, разнообразная, нескучная. Царил дух свободы и самодеятельности. Предметы изящных искусств чередовались с гимнастическими упражнениями. Преподавались музыка, рисование, пение, литературное творчество, гимнастика, верховая езда, плавание, танцы, военная фортификация, тактика, артиллерия и т.д.

Устранялась возможность утомления. Час учения сменялся отдыхом в комнатах или на воздухе с «приличной возрасту свободой». Научные занятия чередовались упражнениями в искусствах, ежедневными занятиями гимнастикой, «как средством поддержания бодрости телесной и духовной». 

  • Основные факторы эффективности деятельности Лицея
  • Суммируя опыт Лицея, можно выделить следующие основные факторы, способствующие эффективности его учебно-воспитательной деятельности
  • Первый фактор –   искреннее и глубокое уважение к личности воспитанника со стороны всех взрослых, работающих в Лицее.

Как известно, Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания. Сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся.

Для широко образованных и воспитанных на идеях Руссо директоров Лицея Малиновского В.Ф. и Энгельгарда Е.А. были чужды авторитаризм и формализм. «Только путем сердечного участия в радостях и горестях питомца, — излагал свое кредо Энгельгард, — можно завоевать его любовь».

Педагоги, в первую очередь директора, часто встречались с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановка, беседовали с ними на животрепещущие темы, обсуждали вопросы добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читали свои стихи, говорили о литературе.

В Лицее стремились глубоко и всесторонне познать воспитанников. Без каких-либо тестов, путем педагогического наблюдения и интуиции ежегодно составлялись развернутые характеристики на всех учащихся, поражающие своей психологической корректностью.

Только в атмосфере уважения в единстве с требовательностью воспитатели Лицея смогли совершить чудо – передать свои мысли идеи, жизненные ценности так, что воспитанники естественно приняли их и сделали регулятором своего поведения.

Комфортный моральный климат рассматривается и современными педагогикой и психологией как один из ведущих факторов эффективности работы учебного заведения.

Второй фактор –   разносторонняя деятельность лицеистов, обращенная к различным сторонам их психики – интеллектуальная, физическая, сенсорная, художественно-эстетическая.

Программа Лицея включала в себя не только традиционные учебные предметы, но и верховую езду, гимнастику, прогулки, танцы. Всемерно поощрялось литературное и художественное творчество лицеистов.

Существовали самодеятельные группы по интересам, литературные объединения, издавалось несколько литературных журналов.

Преподаватели руководствовались принципами, записанными в «Положении о Лицее», — «Возбуждать собственное действие ума детей. Дети не должны быть праздными». Причем подчеркивалось, что «праздность ума более вредна, чем праздность телесных сил».

Третий фактор –   целенаправленный процесс воспитания гражданской зрелости лицеистов. Преподавание истории Отечества, словесности и литературы, беседы с офицерами, вернувшимися из военных походов, определяли жизненные стратегии лицеистов, безграничную любовь к своему Отечеству.

Любовь к Отчизне, утверждал Ушинский, самое глубокое и неистребимое чувство в человеке. Оно составляет стержень его нравственности. Иногда общество переживает духовно-нравственный кризис, но любовь к Отечеству выступает сдерживающим фактором для деструктивных сил.

Четвертый фактор (ведущий) –   профессионализм преподавателей. В Лицее работали педагоги высокого класса. Они не только прекрасно знали свой предмет, но были творчески увлеченными людьми, писали статьи, книги, учебники, печатались в научных и литературных журналах. Их знания и увлеченность предметом передавалась ученикам, развивая любознательность и творческие поиски.

Особое значение имел общественно-нравственный облик педагога. Лицеистам в этом отношении повезло. Их окружали, учили, с ними общались люди, в основном с четко выраженной прогрессивной общественной позицией, отстаивающей идеи добра и справедливости.

  1. Пушкин после окончания Лицея так писал об одном из своих учителей Куницине: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Им чистая лампада возжена…». 
  2. Заключение
  3. Самое главное в деятельности школы – как учит учитель, как он общается с детьми, каков он как личность
  4. Первостепенную значимость учителя, воспитателя, взрослого в развитии личности ребенка сегодня подчеркивают не только педагоги.

В 80-е годы 20 века международной ассоциацией по оценке школьных успехов были проведены широкомасштабные исследования в сотнях школ разных стран мира. Цель исследования – выявить главные факторы, определяющие высокое качество работы школы.

Были выявлены несколько факторов, влияющих на эффективность школы, как социального института.

Важнейшим из них оказался профессионализм и личностные качества учителя. Важны не столько усовершенствованные программы и учебники, гласит заключение экспериментаторов, самое главное в деятельности школы – как учит учитель, как он общается с детьми, каков он как личность. 

По материалам историко-педагогического очерка З.И. Равкина, Москва, изд. «Флинта», 1999 г. 

Источник: https://roerich.kz/shurnal/texts/licey.htm

Ссылка на основную публикацию